Весенний сплав по Чёрной Убе (начало маршрута), далее по Убе с выходом в п.Верхубинка.
Риддер - Чёрная Уба - Уба - пос.Верхубинка
Чёрная уба
Чёрная Уба

Поделюсь воспоминаниями о сплаве по Чёрной Убе. Весенний поход. Дело было в 2014 году. Наш руководитель выбрал маршрут для сплава по реке Чёрная Уба (а затем Уба), что в рудном Алтае ( предгорья со стороны Казахстана). Маршрут в своё время был довольно популярным, о чём свидетельствуют встречающиеся в интернете отчёты. В основном, это походы 90-х, 2-х тысячных годов. Однако практически все они написаны про сплавы по Белой Убе. А мы решили идти на Чёрную. Как забрасываться и какая обстановка на перевале, через который нужно добираться до стапеля, какова река в начале мая, что нужно предпринять с точки зрения организации сплава по заповеднику. В общем, вопросов было много, а ответов практически на было. Но на все вопросы нашлись отличные ответы: нашему руководителю удалось наладить, благодаря настойчивости и счастливой случайности связь с туристическим клубом г.Риддера. Благодаря этому контакту мы познакомились в последствии с замечательными ребятами из г.Риддер, которые не только помогли нам с организацией похода, но и к нашему удовольствию приняли участие в нём.
Место старта - г.Риддер (ранее Лениногорск, ещё ранее - Риддер). Это рудный Алтай, что находится на восточной границе Казахстана с Россией.  Места красивые, горные, богатые полезными ископаемыми. Город расположился в небольшой долине, которую с одной стороны окружают горы приличной высоты (около 2500 метров). Вершины этих гор покрыты снегом почти круглый год. Риддерцы активно используют "длинный снег" для занятия лыжами: горными и классическим. Здесь базируется сборная Казахстана по лыжам, насколько мы знаем. История этих мест старинная, а промышленное освоение территории начинается с начала 20 века примерно. В Риддере есть прекрасный, небольшой   краеведческий музей, там работают профессионалы и настоящие патриоты своего края. Рекомендую взять экскурсию- будет интересно.
Мы добирались до места назначения через Новосибирск на поезде. На границе лучше строго выполнять все предписания казахских пограничников (они строгие и непреклонные) и не допускать самодеятельности, а то группа может лишиться кого-то из своих членов из-за пустяка. И, проверьте все ли, кому следует, сменили паспорт вовремя - а то развернут на границе.
В Риддер мы приехали в районе обеда, бросили снаряжение у наших новых казахских друзей. И пошли в баню. Да! Как в былые времена, работает общественная баня - чему мы были очень рады, поскольку в поезде провели несколько дней. В бане есть женский и мужской дни. Затем радушные хозяева устроили для нас званый ужин, а после приютили до утра у себя дома. Спасибо огромное Кате и Антону!!!!!
Наутро, после завтрака мы загрузились в ГАЗ-66 и двинулись в путь. Дорога лежала через перевал, который только несколько дней назад открылся для передвижения- нам повезло! Дорога  очень живописная, особенно эти виды увлекают тех, кто большую часть времени проводит вдалеке от гор: пейзажи гор вблизи и в дальней перспективе, заснеженные вершины в то время, как долины, сбрасывающее последний снег и расцветающие первоцветами,  уже всем своим видом демонстрируют приближающееся лето. Красиво, что говорить!
Через несколько часов езды в кузове вездехода ГАЗ-66 мы прибыли к месту стапеля у моста через реку Чёрная Уба. На этом месте оборудована стоянка с небольшим навесом со скамейками и с туалетной кабиной. В общем - культурное место, заповедник всё таки.
Река в этом месте неширокая, петляющая, с расчёсками и небольшими завалами, но вполне проходимая, если вода высока и не торопиться.
Подробная информация о нашем маршруте, препятствиях, местах стоянок содержится в отчёте, ссылка на который содержится в этом опусе. Я остановлюсь на некоторых примечательных моментах и наблюдениях.
1. Мы были на сплаве весной. В горах. А значит, утром и вечером достаточно холодно. Наши вещи, которые мы вывешивали на прослушку каждый вечер утром стояли колом -замерзали. Иней поутру на траве - почти всегда. Теплые вещи каждый знает какие брать, а вот про непромокаемую обувь не все помнят или не считают нужным брать, а стоит на мой взгляд - очень удобны на стоянках лёгкие невысокие боты или сапоги.
2. Рыбалки нет. Когда весна. Вода мутная. Рыба есть в отдельных местах, которые хорошо знают, конечно, местные егеря. Но поймать что-нибудь просто на стоянке - едва ли получится.
3. Населёнки нет практически на Чёрной Убе. Одна деревня Карагужиха на пути - старообрядческая. Есть магазин - мы там купили свежий хлеб, сливочное масло и мёд: несколько вечеров был из горой!
4. Необходимо быть внимательными в части оценки препятствий- рекомендуем проходить только с разведкой. Читать лоцию - обязательно. Есть пороги, которые нельзя пройти, а вот попасть  в них можно легко. Внимание!!! Связка порогов Неожиданный и Коварный.
5. Звери. Много диких зверей. Необходимо быть осторожными. Мы не встречали медведей - только их следы. Сразу видно - они сильнее нас. :) Впрочем, наблюдали с катамарана мишку, переплывающего реку. Сразу дали дёру.
6. Клещи. Много. Осматриваться обязательно.
7. Покатушки. На Сучьей дыре есть прекрасная возможность покататься на двух порогах и одном небольшом водопаде. В идеале, если у вас есть машина сопровождения это действо превращается в Забавное занятие. У нас была! Спасибо нашим новым друзьям-казахам: их друзья приехали и встали стоянкой в этом месте. Мы покатались во второй половине дня вместе с ними, катамаран  к месту старта возили на багажнике одной из машин. Пешком носить тоже можно - благо дорога идёт вдоль реки, но на руках придётся нести около километра.
8. Мёд. В Риддере мы купили мёд и договорились, чтобы его нам привезли к месту нашего антистапеля. Мёд вкусный, горный.
9. Время - не ждёт. Обращайте внимание на время. :) мы вместо днёвки в последний день получили ультракороткую стоянку с выходом рано утром потому что невнимательно прочли время на наших обратных билетах.
10. Галеры. Да, в нижнем течении Убы плёсы и ветер - привычные явления. Река выходит на равнину, разливается, по открытым пространствам гуляет ветер. Придётся поработать вёслами.
11. Антистапель. Конечная точка маршрута - пос. Верхубинка. Оттуда нас добросили в на ж/д станцию Шемонаиха. Небольшой вокзал, несколько магазинов со всякими приятными после походной еды продуктами. Здесь же досмотр на границе.
12. Обносы. Вдоль реки практически на всём протяжении пролегает дорога. Ранее это была лесовозная дорога. Сейчас по ней нечасто ездят машины. По этой дороге возможен обнос практически на любом участке реки. Нам он понадобился вблизи порога Неожиданный. Это было нелегко, но благодаря дороге, терпимо. К тому же, обнос был неизбежен: как я уже отмечал, порог Неожиданный непроходим.
13. Мусор. В верховьях Чёрной Убы мусора немного - сказывается безлюдный характер этой местности и небольшое количество туристов, решающих пройти этим маршрутом. А вот с места слияния с Белой Убой на стоянках наблюдается мусор. Соратники, убирайте мусор за собой. И свой и чужой. Спасибо.
14. Спасибы. Руковод, извини, - сначала - казахам. В первую очередь, Кате, благодаря которой мы обрели друзей в Риддере, и стал возможен наш поход вообще. Её участие в походе - авантюра, с первого взгляда. И со второго тоже... Но всё получилось и через неё мы обрели новых друзей. Лене - руководителю турклуба в Риддере,  - за гостеприимство и организационную поддержку! Кате и Антону - прекрасным людям, чью двухкомнатную квартиру мы на ночь превратили в туристское лежбище. Кате (которая с Антоном) :) - отдельное спасибо за превосходный завтрак и терпение. Ваня, спасибо за самоотверженное участие в походе, твой оптимизм и навыки скорняжные. Олег- круто, что мы не только познакомились, прошли Убу, сходили ещё в один приятный поход, но и стараемся поддерживать связь, несмотря на суматошную нашу жизнь: привет тебе большущий от челябинцев, которых ты знаешь! :) Спасибо всей нашей дружной команде - хорошо, что мы были вместе. Очень большое спасибо Илье - руководителю за его неочевидный сначала для нас выбор маршрута, который принёс нам не только радость и удовольствие от прохождения, но и предоставил возможность познакомиться с приятными людьми-единомышленниками. Ура!