Ергаки - это рай! Нитка маршрута: Г. Абакан – Тармазаковский мост – р. М.Буйба – оз. Радужное – пер.Промежуточный - Траверс гребня – пер. Художников(1А) – оз. Художников – р.Тайгиш – оз. Малахитовая Ванна – вдп. Тагиш – оз. Горных Духов – оз. Цветные – пик Зуб Дракона - ск. Парабола (пик Брат 1) – пер. Птица(1А) – оз. Светлое – р.Тушканчик – Т\б Тушканчик – г. Абакан
Ергаки - 2012
Описание горного маршрута, совершенного в августе 2012 года. Маршрут расписан по дням.
День 1. Ночевка на оз. Радужное

Первые сборы Первые сборы
Оз. Радужное Оз. Радужное
Началось все  еще до выхода на маршрут. Сначала стопом добирались до Абакана. Потом лихорадочно закупка продуктов,а всю ночь - фасовка...6 утра - вокзал г. Абакан, встречаем свою группу. Хотелось всех увидеть,пообщаться, но в первую очередь -ПОСПАТЬ!!!  Вот так и началось наше путешествие в Ергаки.
К 10:00 утра  собрались все участники, залезли в газель, уже ждавшую нас у вокзала, и поехали по М54 в желаемую сторону. Погодка перестала радовать уже в машине. На половине пути начался ливень и обед,проведенный в придорожном кафе ознаменовался беспокойством о предстоящей погоде. Итак, подъезжая к месту выхода  в горы, дождик потихноьку накрапывал и казалось это уже никогда не закончится, просветов не было видно. Но участники не выказали пессимизма, а наоброт шутили и радовались,что мы доехали!
К 13.00 подъехали к Тармазаовскому мосту, переоделись на скорую руку, отпустили водителя и побрели по мокрым зарослям тропы. Решили пойти вдоль речки, поэтому нахватались мокрой травки казалось не по щиколотку,а по горло). Устроили настоящий тест-драйв новоиспеченной перед походом обуви у многих участников. Мои же  уже поношенные треккинги и даже проверять не стоило-протекают. Однако,легкое побулькивание меня ни капли не смутило, а глаза только и смотрели по сторонам. Так,совершенно не спеша,под дождичком мы дотопали до нашей первой стоянки на оз. Радужном. По тропе никого не встретили, а вот подходя к озеру,еще примерно за километр уже слышалось присутствие человека на местности: шуршание,дымок костра и прочее. Так мы и узнали, правильной дорогой идем, товарищи. Подходя к озеру, такого я увидеть не ожидала: лагерь на лагере, жуткое количество палаток и такая разношерстная компания вокруг. Но все-таки, и для нас место нашлось. И тут я была свидетелем незабываемого подвига. Всего было три палатки. И парни,быстро поставив свою, сгзрузив туда все мокрье, быстренько начали помогать соседям с обустройством. Все так четко разбрелись по делам: одни ставят палатки, вторые бегут за дровами, третьи уже начинают организовывать костер, а при условии,что дождь даже не собирается прекращаться. И тут погода увидела-нас не испугать! и когда палатки поставлены, костер горит - дожь потихоньку прекратился. И даже нашлись первые герои испытать водичку. Кстати, именно это потом и станет девизом всего похода: О,вода! А давайте искупаемся?! не было пройдено мимо ни одно озеро,ни один ручеек. До позднего вечера разговоры у костра. Знакомство уже за кружкой чая костровой.

День 2. Ежики в тумане

Путь подъема от оз. Радужное Путь подъема от оз. Радужное
Вместе в тумане Вместе в тумане

Подъем дежурных в 08-00, через 2 часа выходим из лагеря стройной группой. А вокруг туман, иногда отступая, а иногда заволакивая все вокруг.

Начинаем движение поднимающейся тропой от озера в сторону перевала. Пройдя первый этап резкого подъема до плато, туман все больше наступает со всех сторон. Но группа не особо падает духом, а наоборот все становится магическим, угрожающим, а части вообще не видно – и нечего бояться, меньше чувствуется набор высоты  - не видно угла.

Через час, поднявшись на плато, на котором расположено небольшое озеро, но даже его мы не увидели, а также раздвоение тропы. А видели только одну тропу, по которой и вышли к резкому подъему, около 1,5 часа после начала пути. Продолжая движение, превратившись в ежиков в тумане, ищущих медвежонка, мы шли вперед и не теряли расположение духа.

Подъем на перевал или в поисках лошадки

Но вот явилась лошадка – это и был первый перевал, перевал Промежуточный. Заползая наверх по крутой тропе, мы не заметив, к 12-15 очутились на перевале.
Продолжаем движение по гребню. Видимость иногда улучшается. Внизу виднеется озеро Каровое. За 30 мин. Доходим до раздвоение тропы: Х1 и
Х2. Это помечены тропы на Перевалы Художников1 – 1Б и Художников 2-2А. Мы решаем идти по наименее сложному пути, хотя вокруг туман и куда мы идем совсем не видно. Но тропа хорошо различима, на камнях есть метки.
    В 100 м. от этих меток стоит первый тур. От него начинаем спуск. А затем виден второй тур. Спуск довольно крутой. Представлен крупными моренными валами и средней сыпухой. С продвижением вниз камни становятся все меньше, после часа пути появляется первая ровная площадка.
     К 15-00 мы спускаемся до нее и встаем на обед. Вода находится чуть левее тропы, в ущелье между камнями. Сверху и даже приближаясь к этому месту воды нигде не видно, но как только выполаживается видно, что здесь обедают, или даже встают лагерем, поэтому мы отправились на поиски воды и нашли её.
     В 16.30 продолжили движение к озеру Художников. Далее тропа идет по огромным камням, по которым приходится постоянно прыгать с рюкзаком.
Потом тропа переходит в дорогу уже по земле, иногда встречая сыпуху. Не доходя до озера Художников метров 200-250, перед последним спуском к озеру, есть небольшое озерцо, где тоже можно встать лагерем. Это полезно, кто хочет побыть в уединении, т.к. место тоже очень красивое, народу совсем нет. Все идут до оз. Художников, на котором яблоку негде упасть. Там еще нужно постараться, чтобы найти подходящее место под несколько палаток, если вы идете группой. К 19-00 вышли к озеру, немного побродив в поисках приятного местечка, ставим лагерь. Здесь будем стоять денька 2 и ходить радиально. Погода так и не улучшается. При виде сказочного озера, некоторые участники решают уже с вечера осуществлять непрерывные заплывы. Утром, в обед и вечером – купание, единение с природой

День 3. Водопады и скалы вдоль р. Тайгиш

Водопад на р. Тайгиш перед оз. Малахитовая ванна Водопад на р. Тайгиш перед оз. Малахитовая ванна
Водопад на р. Тайгишонок Водопад на р. Тайгишонок

В 08-00 подъем дежурных. С вечера был такой уговор: дежурные просыпаются пораньше, смотрят погоду – если видимость есть, идем на пик, нет – идем по водопадам, в расслабленном режиме. Рано утром чуть была видимость, но пока поели и подготовились, видимость ухудшилась, да и облака изначально не предвещали резкого изменения. Не спеша, в 10-30 выгреблись из лагеря и пошли вдоль озера к истокам реки Тайгиш. После озера резкий спуск вдоль реки по тропе. Тропа, которая явно уходит влево и не пересекает никаких ручьев, т.к. другие тропы ведут к озеру Горных Духов.

Через 15 мин достигаем великолепнейший водопад.  Так берет начало р. Тайгиш. А затем спускаемся до прекрасного горного озера – Малахитовая ванна. Здесь сразу все понятно, малахит – цвет, но отчего такой цвет не понятно. Камни – точно не малахит, загадка природы.
Малахитовая ванна
Наши купательные процедуры. Мы наслаждаемся, водичка бодрит, вид радует глаз. Красотаааа! Даже уходить не хочется, а главное, что такая красота всего в 15 мин ходьбы от оз. Художников. Стало понятно, почему это излюбленное место многих туристов. Действительно, более удобного расположения озера среди множества красот и чудес природы даже и придумать нельзя. Продолжаем движение после 20 мин перерыва. Тропа все так же резко спускается вниз. Далее все выполаживается и идет просто по прекрасной лесной тропе, вдоль реки. Около часа пути и мы уже на Стрелке.

Стрелка – это место впадения руч. Тайгишонок в р. Левый Тайгиш. Это место четко обозначено. И почему-то выделено на всех туристских картах «Стрелка», но почему это так, остается только догадываться. Но мы его запечатлели. Возможно, как четкий ориентир на свороток на руч. Тайгишонок, ведь там снова серия красивейших водопадов, дорога к озеру Черное и серии других красивых объектов природы: скалы, пики, перевалы.

Стрелка на р. Тайгиш

Через мин 30 крутого подъема по тропе выходим к водопадам. Тропа, кстати, сначала далековато уходит от реки и можно предположить, что можно пропустить водопады и все лучшее, но как раз к водопадам она снова возвращается к реке и идет вдоль этих красот.

Итак, через 3,5 часа, а именно в 14-00 встаем на обед. Живописнейшее место. Расположились прям на камнях, на реке.

Через  час вышли в обратный путь. На возвращение понадобилось 3 часа. А в обратном пути снова все открывалось, увидели даже  причудливые формы окружающих скал.

К 18.30 вернулись к озеру. Продолжили свои ванные процедуры в горных озерах. Вечерний заплыв состоялся у всей группы.

День 4. Пик Зуб Дракона

Пик Зуб Дракона (вид с пути) Пик Зуб Дракона (вид с пути)
Вид на пик Зуб Дракона с Цветных оз. Вид на пик Зуб Дракона с Цветных оз.
Пик Зуб Дракона (вид на оз. Цветные) Пик Зуб Дракона (вид на оз. Цветные)

В 7- 00 подъем дежурных. В 08-45 выход от озера по руч. Водопадному до озера Горных Духов. Тропа идет слева и справа от ручья. Мы поднимались слева, но лучше идти справа. Это мы определили уже позже опытным путем. Тропа идет синей меткой по камням. От озера крутой подъем до Горных Духов. Поднявшись до озера Горных Духов, слева идет тропа к озерам Цветным. Нужно идти по ней и до пика Зуб Дракона.

От оз. Горных Духов (кстати, скорее всего так названо из-за магического эха в этом месте) тропа идет по крупному курумнику, огибая склон справа. Обозначена метками. Раньше на Зуб Дракона ходили по низу, сейчас тропа идет чуть выше оз. Теплого (оно было пересохшим в этом году) к Цветным озерам.

Путь к Пику Зуб Дракона

Тропа достаточно веселая. Крутые спуски и подъемы. Не раз похвалили сами себя за то, что идем радиально этот путь. Добравшись до Цветных озер,  встречаем пару из г. Красноярска. Они тоже идут на Зуб Дракона, дальше Цветных озер тропа теряется. Приходится идти по осыпным крутым склонам наугад. А перед самым  подъемом  снова находим тропу,  она достаточно крутая. На первый  взгляд, думается без веревки не пройти.  Но все говорят, что там все ходится  без снаряжения и особых напрягов.

Немного  усилий и мы уже перед единственным сложным местом на всем пути.

После этого скального участка, выход на плато, но это еще не вершина. Далее идет пологий подъем по склону.

Через 30 мин. Выход к скалам вершины.  Но тут набегают жуткие тучи, через пару минут обрушивается ливень. Доходим до вершины под ливнем, видимости нет. До самого пика не доходим десяток метров. Пережидаем под скалой, внизу туман, но высота чувствуется еще острее.

Ливень не собирается прекращаться, места для пережидания для большой нашей группы не нашли – спускаемся вниз. А парочка из Красноярска только доходит до пика и остается переждать. Только доходим до плато, после которого начинается скальный спуск и дождь прекращается. Тучи расходятся, выглядывает солнце.  Боялась, как мы будем спускаться по этим скальным курумникам под дождем и мокроте. Пока мы шли по склону от вершины, погода резко изменилась. Спускаемся по мокрым камням, но вокруг начинает светить солнышко, первый раз за поход так ярко.

К 17-00 спускаемся до оз. Цветных и встаем на обед.  Погода улучшается, небо расчищается. К 19.15 возвращаемся в лагерь.

День 5. Переход к озеру Горных Духов

Вид на скалу Парабола с оз. Художников Вид на скалу Парабола с оз. Художников
Вид на скалу Парабола с пер. Птица Вид на скалу Парабола с пер. Птица
Встали все вместе, без подъема дежурных. Приготовили завтрак, собрали наш уже «дом», а не просто палатки с озера Художников. Было тяжело расставаться с этим местом, очень привыкли. Дул сильный ветер. Но знали, что идти недолго, а главное, точный путь известен. Только вот теперь забираемся до озера с рюкзаками. К 13-00 поднялись к озеру Горных Духов. Несмотря на очень близкое расстояние и не менее живописное место, здесь практически нет палаток. Встретили только одну, в сравнении с десятком соседей на оз. Художников, это только рядом с нами стояли. А за все наше пребывание на оз. Художников, если бы кто-нибудь проводил перепись,  насчиталось бы не меньше 50-60 чел. Про озеро Горных Духов – только из-за того, что мало дров и их трудно насобирать. А места не менее симпатичные.
Место ночевки на оз. Горных Духов
Поставив лагерь, за час насобирали дров так, что хватило на обед, ужин, завтрак. Возможно все, было бы желание. Советую вставать на озере Горных Духов тем, кто любит единение с природой. На край, всегда имейте с собой газ – на нем всегда можно сготовить.

К 15-00 пошли в сторону восхождения на скалу Брат 1 Пика Парабола. Оптический обман раскрылся с другой стороны. С озера Художников первый Брат смотрится выше и уже, а на самом деле – второй брат выше на 10 метров. И еще первый брат очень широк и прост в восхождении. Через час мы уже были на скале Брат 1[1].

На самой параболе, т.е. середине между двумя скалами Братьев, выложены надписи. Так называемый «живой город». Самая занимательная надпись: «Ергаки - 2013». Ребята так хотели запечатлеть будущий сбор группы, напоминание для себя и других, что Ергаки всегда рады гостям и ждут встречи.

Надпись "Ергаки-2013"

После параболы идет еле различимая вначале, иногда прерывающаяся тропа на Большой Брат.
Путь на Большого брата

Рассказывают, что туда забираются даже дети. Но когда  в очередной раз мы искали обход по огромным каменным покатым  плитам, мы уже отчаивались,

что без снаряжения не пройдем. Однако выбирали путь и прошли.  Прошли все. Через полчаса от параболы мы уже были   на  вершине.

Вид с параболы в долину озера Горных Духов

Вид открывается на всю долину Ергак.  Видно множество скал и даже открывается вид на наш лагерь, где мы до этого жили 2 дня.

Парабола
К 17-00 вернулись в лагерь. Озеро приняло нас очень хорошо: погода установилась, озеро было очень спокойным, пейзаж завораживал.

[1] Эту скалу еще называют Толстый или Большой Брат

День 6. Перевал Птица. Первый солнечный день

Вид с Птицы на долину оз.Горных Духов Вид с Птицы на долину оз.Горных Духов
Вид с Птицы на долину оз. Мраморное Вид с Птицы на долину оз. Мраморное

В 7-30 подъем дежурных. Не спеша собрались, перевал не сложный, стоим у его подножия. В 9-40 начали движение.

К 11-40 поднялись на перевал. Движение по мелкой осыпи, вдоль скального зеркала. Сначала подъем пологий, около 20 °. Дальше градус увеличивается, но тропа видна.

Вид с перевала через "очки"

Седловина перевала очень узкая, в обе стороны продолжаются скалы. Вид открывается великолепный. В одну сторону на долину оз. Горных Духов, другую – долина оз. Мраморного.

Идут 2 тропы: одна сразу с перевала, но она попадет на зеркальные скальные плиты. А вторая, по которой и нужно идти, обходит справа скалу. По ней можно идти и на пик Птица, а также спуск с перевала там же.

Начало движения с пер. Птица

Пройдя по этой тропе, выходим к месту спуска с перевала. В этом месте спуск достаточно прост.

Вид прекрасный, погода отличная. В 12-30 начинаем спуск, через час спустились с перевального взлета.

Дальше идет четкая тропа до оз. Светлого. Встречаем много народу, идущего радиально с оз. Светлое на пер. или пик Птица, а также видный тренировки альпинистов перед пиком Птица, на скалах.
Вид с пер. Птица на оз. Светлое

Через 2 часа приходим на озеро. Тропа идет с метками. И снова множество палаток, приходится выбирать место, где же нам поставить свои. Проблем с дровами на озере нет, их просто нужно хорошо искать. На сегодня ходовой день закончен, погодка наконец, благоволит нам. Греемся на солнышке, наслаждаемся видами, купаемся. И начинается разброд и шатание. Кто-то идет вокруг озера, а мы пошли в сторону оз. Медвежьего. Интересно посмотреть на озеро с таким названием. Даже думала на нем встать лагерем, но дойдя до Светлого, решили здесь и остановиться. Тропа до оз. Медвежьего идет по живописнейшему лесу. Четкой тропы сначала не нашли, т.к. от оз. Светлого куча троп, но все они рано или поздно соединяются и ведут к подъему на пер. Птица. Поблуждав немного по лесу, мы все же находим людей и находим дорогу до оз. Медвежьего. Да, как хорошо, что мы не пошли сюда вставать лагерем, и еще по обстановке вокруг видно, почему оно так названо. Только чудом мы не встретили «хозяев» озера.

Озеро Медвежье

Вечером устроили посиделки-прощания с Ергаками. Завтра домой.

День 7. Дорога домой

Озеро Светлое -2 Озеро Светлое -2
Счастливые купания на прощанье Счастливые купания на прощанье

В 8-00 подъем дежурных. Дорога домой самая легкая всегда и приятная.

В конце озера даже есть указатель, в какую сторону идти до ближайших достопримечательностей. Идет четкая тропа. Тропа лесная, очень приятная. В середине пути близко подходит к руч. Тушканчик. В одном месте мы увидели смешной указатель.
Указатель у оз. Светлого

Со счастливыми и довольными лицами побрели по указателю. Всю дорогу пели песни, репертуар был очень разнообразный. Но в основном это было попурри из куплета и припева. Людей встречали не очень много, но одного прохожего даже попытали на текст песни. Всей группой не могли вспомнить первый куплет.

К 15-00 вышли к т\б Тушканчик. Там нас уже ждал водитель. Он нас отвез до прекрасной базы «Горная Оя». Нам ее посоветовали бывалые. Цена номера на 8 чел. 500руб с человека. А баня  на берегу маленького ручейка. Наслаждение. Стоимость 600 руб.\час. Кстати, как только доехали до базы, погода снова испортилась. Поэтому жаркая банька в сочетании с природным душем – непередаваемая эйфория. А на следующий день поехали все вместе в Абакан. В дороге 3 часа. 10 августа были в Абакане. Прощались уже с настоящими друзьями, в предвкушении новых встреч и походов.