Водный маршрут по реке Вая (Нижегородская область) от деревни Полетайки до поселка Арья, прошедший с 29 апреля по 4 мая 2009 года
Отчет о походе
29.04-30.04

ВАЯ – 2009
29.04.09-4.05.09

Маршрут: мост у деревни Полетайки (Трасса Н. Новгород – Киров (Р159)) – поселок Арья (горьковская ЖД, кировское направление)

Протяженность маршрута: 75 км

Плавсредства: 2 самодельные лодки типа «Крокодил»

Составы команд:
Анастасия Фомина-Агеева
Анастасия Бокова
Александра Бакулина

Снова наступили долгожданные майские праздники – время весеннего сплава. В этом году командиром группы Сашей Логиновым для сплава была выбрана река Вая, текущая на севере Нижегородской области и впадающая в реку Усту в районе поселка Арья. Справедливости ради стоит отметить, что этот маршрут клубом был пройден еще весной 2006 года, но Вая манила к себе снова толи своими бесконечными разливами, толи относительной безлюдностью и как следствие: потрясающей красотой практически нетронутой руками человека природы. Итак, нам предстояло пройти маршрут длиной около 75 километров от моста через Ваю на трассе Н. Новгород – Киров до поселка Арья. Задача на пять ходовых дней не такая уж сложная, тем более первая группа участников, среди которых были Саша Логинов, Маша и Саша Дыдарь уехали еще 29 апреля для того, чтобы начать сбор лодок. Все остальные присоединились к ним 30 апреля около 12.00. К этому времени постройка лодок уже была в завершающей стадии, оставалось лиши сделать весла и пообедать, после чего можно было со спокойной душой отплывать. Так и поступили. После спуска лодок обнаружили первый сюрприз, приготовленный нам рекой: вода была настолько высокой, что вероятность предстоящих завалов и обносов практически исключалась. Тому была веская причина: весна в этом году была в некоторой степени аномальной, что еще неделю назад на реке стоял лед, и мы, можно сказать, шли ему в догонку. За первые сорок минут прошли около трех километров, при этом затруднение в движении почувствовали лишь однажды, когда встретились с кучей техногенного мусора. Однако лодку протащили по верху, благо шкура такие манипуляции выдерживает без проблем. Встали на стоянку, решив особо не упираться, дабы не приплыть в конечную точку маршрута на следующий день.
1.05

Первая стоянка Первая стоянка
Ящерица Ящерица
Собираемся отплывать Собираемся отплывать
Живая музыка Живая музыка
Плывем Плывем
Команда Ящера Команда Ящера
На второй стоянке На второй стоянке
Готовимся к вечерним посиделкам Готовимся к вечерним посиделкам
Утро началось с приятной встречи. В тот самый момент, когда мы с радостью жевали наш завтрак, к берегу подплыла байдарка-тойка, в которой двое из троих туристов оказались нашими одноклубниками и друзьями Лешей Шабалиным и Лешей Логановым. Встреча, впрочем, была ожидаемой, поскольку нам было известно, что они тоже собирались плыть по Вае с одним лишь отличием от нас: маршрут их был на 20 километров длиннее нашего и заканчивался в Урене. Напоили друзей какао и проводили их байдарку. Вскоре сами выплыли и встретились с еще одними старыми «друзьями» - группой байдарочников, путешествовавших в прошлом году, как и мы, по Пижме. Основная неприятность нашей встречи в прошлом году заключалась в том, что мы порой мешали проходить друг другу препятствия, но поскольку в этот раз завалов нам практически не попадалось, совместное плавание наше оказалось недолгим. Через несколько километров мы оказались в разливах реки. Течение почти остановилось, и временами не так просто было найти русло. Наша скорость заметно упала, но это не мешало нам медленно и верно продвигаться к обеду. На обед встали, увидев крутой берег, не затопленный водой, на котором чуть выше также стояли наши одноклубники. Это была наша последняя встреча. Лес на этом берегу стоял густой и не очень живописный, но есть хотелось и мы решили не откладывать в долгий ящик эту приятную процедуру. Долго задерживаться не стали и, пообедав, двинулись дальше. Разливы вскоре закончились и русло вновь стало относительно узким, правда, ненадолго, через несколько километров мы приплыли к очередному залитому полю. Преодолев его, встали на стоянку на хорошем сухом берегу. На наше счастье берег оказался поросшим соснами, среди которых удалось найти замечательную сушину и напилить дров на вечерние посиделки, к которым располагало наличие в нашей группе неразлучных друзей: гитары и Саши Эллинского.
2.05

Одинокая сосна на берегу Одинокая сосна на берегу
Не залезть на нее было бы глупо Не залезть на нее было бы глупо
Первый цветок Первый цветок
Коллективное фото Коллективное фото
Третья стоянка Третья стоянка
Вечер на стоянке Вечер на стоянке
Готовим торт Готовим торт
Еще одна незабываемая встреча ждала нас утром, когда мы опять дожевывли завтрак. Из леса вышел мужик. По его глазам отчетливы было видно, что башка у него трещит от жуткого похмелья. Он сел рядом с нами и предложил нам… поиграть на гитаре. Мы дали ему инструмент, а сами пошли собирать рюкзаки, показав тем самым, что совсем не заинтересованы в его дальнейшем присутствии. Мужик не растерялся, взял гитару и спел нам сперва песню в духе «Я ее любил, а она мне изменила, я ее убил, и меня посадили на 20 лет». Шансон, короче. Никакого впечатления она на нас не произвела, но он не растерялся и спел на шедевр, который сопровождал нас весь оставшийся поход. Песня называлась «Плуги-вуги» и принадлежала она, как оказалось после, группе «Сектор Газа». Не знаю почему, но запомнилась она всем, а особенно Саше Эллинскому, излюбленные блюзы которого легко и непринужденно трансформировались в нее. Иными словами, спета она была в походе в 1000 и 1 вариации. Спев вторую песню, мужик испарился так же неожиданно, как и появился, а мы под впечатлением прослушанного концерта стали собираться в дорогу. Русло реки встало на свое место, и наша скорость вновь возросла. Рек стала больше петлять, и на одном из крутых поворотов мы увидели одиноко стоящую сосну. Сосна очень понравилась Маше, и мы решили встать на обед, во время которого Маша, естественно, не упустила возможности на эту самую сосну залезть. После обеда характер течения не изменился, и русло больше не расширялось, при этом завалов нам обнаружить так и не удалось. Ближе к вечеру, найдя крутой берег, мы встали на ночевку. И поскольку в этот день у Насти Боковой был день рождения, все силы были брошены на приготовления праздничного торта, состоящего из выклянченных у завхоза банки сгущенки, пачки какао, нескольких шоколадок и галет. День рождения был отмечен очень неплохо и закончился еще одним вечерним концертом.
3.05

Если бы фотография могла передать запах... Если бы фотография могла передать запах...
Маша Дыдарь Маша Дыдарь
Коллективное фото на воде Коллективное фото на воде
Река Вая Река Вая
В этот день река подарила нам длинные плесы, течение на которых совершенно останавливалось, и грести приходилось изо всех сил. В конце одного из плесов показалась деревня Шиликша, отмеченная на карте, как нежилая. В действительности, однако, дело обстояло иначе. Несколько домов в ней были огорожены высоким забором, а на длиннющем флагштоке гордо реял флаг небезызвестной политической партии с идущим в неизвестном направлении медведем. Возможно, здесь жили политики-отшельники. После деревни мы встали на обед. После река стала чаще петлять и примерно через час мы достигли второго моста через реку, а после него на одном из крутых берегов нам попались в драбадан пьяные байдарочники, которые что-то громко кричали и называли нас «братьями по крови», на что очень хотелось ответить фразой из известного анекдота: «В вашем спирте кровь не обнаружена». Пройдя не более километра, решили встать на ночевку, поскольку до конца маршрута оставалось совсем немного. В этот вечер сидели допоздна, устроив, как в пионерском лагере, «королевскую» ночь.
4.05

Еще одна ящерица нам попозировала Еще одна ящерица нам попозировала
Еще один послеобеденный отдых Еще один послеобеденный отдых
Маша и Мыша Маша и Мыша
Река разлилась и затопила дорогу Река разлилась и затопила дорогу
Разбираем лодки Разбираем лодки
Поход закончен Поход закончен
Утром было решено выходить со стоянки в 14.00, так как по нашим расчетам до третьего моста, где нам предстояло закончить маршрут, оставалось около двух километров. Стоит рассказать о том, что наш командир еще в начале маршрута решил привнести в него изюминку и сказал, что в карту до конца похода смотреть не будет, ориентируясь лишь по памяти. В данном случае оказалось, что он ошибся на пару километров, поскольку после того, как мы достигли необходимой точки, стало очевидно, что находились мы от нее несколько дальше. Но, тем не менее, дорога заняла у нас не более часа. В некоторый момент у Саши Логинова появилась идея плыть до Уреня, но вскоре она отпала, поскольку не хотелось собираться в спешке и бегом бежать на станцию. Маршрут мы успешно закончили в поселке Арья, куда попали, пройдя еще около пяти километров пешком, после того, как разобрали и помыли наши лодки. Придя на железнодорожную станцию, мы с удивлением и радостью обнаружили, что наша электричка приходит через четыре минуты. Электричка действительно подошла в назначенное время и, беспрерывно гудя всеми своими гуделками, понесла нас в город. Закончился еще один майский сплав такой же, как и все предыдущие и, вместе с этим, совершенно на них не похожий. С ярким и теплым Солнцем, всплесками воды, проснувшейся от сна природой и замечательным весенним настроением.