Вологда и окрестности на прокатных велосипедах
г.Вологда- Семенково-Можайское

Дикие туристы на культурном отдыхе-3. Вологда

Поездка по Вологде и окрестностям на прокатных велосипедах.

Логистика.

Забронировали в Букинге апартаменты на пл.Бабушкина, 4. Прямо на вокзальной площади. Решили , что это очень удобно, так как поезд приходит в Вологду в 5:30 и можно быстро добраться до квартиры и поспать пару часов перед подвигами. Кроме того, в прошлом году, мы чуть не опоздали на поезд, пока бежали на вокзал из гостиницы. А тут можно выйти вечером прямо к поезду. Соответственно договорилась о раннем заезде и позднем выезде.

В квартире все было нормально – чисто, есть все что нужно. Отдельно обговорила с хозяином курение на балконе и хранение там же велосипедов. Не подумала узнать этаж и наличие грузового лифта! Этаж 11, а грузового лифта нет. Есть два маленьких лифта, один из которых не работал. С трудом и по очереди возили в нем велосипеды.

Велосипеды забронировали заранее в велопрокате на Благовещенской, 69 – 89215331033, 99517428700. Просила предоставить велосипеды с крыльями и аптечкой, один из которых с низкой рамой. В результате, крылья были только задние, рама высокая, аптечку и насос дали все как полагается. В принципе, велосипеды устроили и мы нормально откатались, включая бездорожье. Сдали их жутко грязными…

Питались исключительно в народном ресторане Огород. Очень понравилось: вкусно как дома и не дорого. Этих ресторанов 3 штуки по городу. Мы побывали на пр.Победы, 10 (один раз) и на Герцина, 20. На Герцина понравилось больше.

Музеи и погода. У нас были суббота, воскресенье и понедельник. В понедельник музеи не работают. Музей Можайского не работает, также и в воскресенье. По погоде обещали в субботу жарко и солнечно, в воскресенье целый день дождь, в понедельник солнце с дождем. Исходя из этого и строили маршрут.

С помощью сайта https://nakarte.tk я построила три маршрута, на 50 км каждый и залила треки в навигатор. Первый: музей деревянного зодчества в Семенково и музей Можайского в Можайском. Второй: поездка в усадьбу Брянчаниновых в Покровском и третий - поездка в Кубенское и на Кубенское озеро. Кроме того,  были запланированы поездка по самой Вологде, в Спасо-Прилуцкий монастырь и ботанический сад.

Из трех маршрутов осуществили только первый.

Сувениры. Иван-чай, вологодский мармелад и тп. в большом ассортименте продается в супермаркете «Золотой ключик» в том же доме, где расположен ресторан Огород на Герцина 20. И стоит он там дешевле, чем в «Продуктах из Вологды», которые явно рассчитаны на туристов.

Отличные вологодские молочные продукты покупали в обычной Пятерочке перед домом. Колбасу попробовали одну: Хуторскую, не понравилась.

Дневник.

22.09.18 суббота. В 5:30 прибыли на вокзал, перешли площадь и мы дома. Расположились, поспали два часа, отзвонились в велопрокат. После завтрака, в 8:30 взяли велосипеды (дошли пешком, неспешно минут за 25) и поехали в Семенково. Машин еще не много, но потихоньку народ двигается за город. Дорога прямо скажем не очень: ямы, выбоины. Довольно узко и много горок. Необычно большое количество машин с прицепом. Доехали за час, то есть за пол часа до открытия (работают с 10:00).

Погода отличная, солнышко припекает. Велосипеды, по совету охранника привязали под камерой, перед входом. Семенково понравилось, если б знали, что Можайского не так интересен, остались бы там подольше.

медогонка

Приличная территория. Дома бедных и богатых крестьян, почти во все дома можно заходить. В некоторых проводят мастер классы. Доброжелательные бабушки - смотрительницы.

станковый рюкзак - устройство для переноски туш на охоте и др.тяжестей

Одна очень интересно рассказывала, целую экскурсию провела. Между домами пасутся козочки, овечки, лошадки и куры. Отдельная экспозиция посвящена вологодскому маслу и его изготовлению. Много различных старинных приспособлений, инструментов и тп.- очень интересно. Экспозиции: "Правильная охота", "Рыболовство на русском севере", "Торгово-ярмарочный комплекс" итп.

маслобойка
устройство для раскатывания пластов сливочного масла

Далее у меня была запланирована поездка в музей Можайского с выездом на Окружное шоссе. Но, посмотрев на него, решили все таки проехать через город. На Окружном фуры идут одна за другой. Очень жарко и пыльно. Температура в этот день была около 27 градусов. Мы сильно пропылились. Проехав через город, двинулись в Можайское по Пошехонскому шоссе. Начинается оно с весьма крутого мостика и идет почти все время в гору до самого Можайского. Градиент вышел приличный. Да еще палу километров занимает ремонт шоссе. Машины местами пускают поочередно в каждую сторону. Обочины там нет (груды песка), проход совсем узкий, пыль и жара. В общем последнюю горку перед усадьбой я не осилила, слезла посередине и пошла пешком, совсем выдохлась.

Музей вообще не впечатлил. Могли бы так интересно сделать. А тут, очень милые тетушки, выдали нам распечатанный на принтере лист с перечнем экспонатов («Ой, Маш, а листы то остались у нас или опять все унесли?») и отправили нас изучать музей по этому листу. То есть, надписей и информационных стендов как таковых нет.

На всякий случай, Александр Фёдорович Можайский - русский контр-адмирал, создатель первого в мире самолёта. То есть первый в мире аэроплан был построен в России на 20 лет раньше братьев Райт. Правда не очень летал.. А еще в 1858 г. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. https://flot.com/history/b-mozhaisky.htm

Рядом с музеем находится поселковый дом культуры, разбит скверик, клумбы…но ни одной скамейки. Пришлось устроить перекус на автобусной остановке.

Зато обратная дорога вся была с горки. Почти не крутили педали, да и машин было гораздо меньше.

Приехав в город, затащили велосипеды домой, привели себя в порядок и пошли обедать-ужинать в Огород на Герцина.  Затем прогулялись по центру, Кремлевской площади и тп. Купили бумажную карту города.

23.09.18 воскресенье. С утра, как и обещали дождь, пока не сильный. Надеваем куртки и топаем в центр. По дороге начинается настоящий ливень стеной и гроза. Нам очень вовремя подвернулся «арт-объект» с крышей, типа веранды. Забежали туда и натянули непромокаемые штаны. Самое смешное, когда мы проходили там на следующий день - крыши уже не было, сняли.

В храме Александра Невского заканчивается литургия. Очень много детей, просто на удивление: только семьи с детьми. В Софийском соборе еще евхаристический канон, кроме прихожан присутствует большая паломническая группа. Кстати, Софийский собор – музей. И вход в него (когда нет службы) стоит 200 р. Во время службы - бесплатно.

А вот на колокольню мы так и не попали, очень обидно: в субботу, если б поторопились, то успели бы до закрытия в 17:00. В воскресенье колокольня была закрыта по погоде - дождь. А в понедельник она закрылась на плановый ремонт.

Прогулялись по кремлевскому саду. Памятник Батюшкову очень красивый.

В кремле есть три экспозиции, но Вову они не заинтересовали. Посетили только краеведческий музей с отделом природы. Отдел природы понравился, сделано качественно и красиво.

Информативность тоже присутствует. Еще в этом музее запомнилось большое количество разных интересных приспособлений и аппаратов, о назначении которых еще надо было догадаться.

сейф
IMG-20180923-WA0001
устройство для голосования

Затем посетили «музей забытых вещей». Музей совсем не большой, но там потрясающие сотрудники, которые буквально насильно вернули разбежавшихся туристов к началу осмотра и заставили выслушать очень интересную экскурсию, по долгу останавливаясь на каждом экспонате.

Продемонстрировали работу фисгармонии, в общем, музей действительно интересный и запоминающийся.

IMG-20180923-WA0005
японский вечный календарь (заводной)

Осмотрели музей «Вологда на рубеже веков». Запомнилась экспозиция, посвященная школе и детям.

телеграфно-морзовый буквенный аппарат

Затем отправились в музей аптечного дела (Ленина 1), но он закрыт до октября на реконструкцию.

Пообедали в Огороде на пр.Победы. Он меньше, чем Огород на Герцена и не такой удобный.

Надоело гулять под дождем и пошли домой отдыхать. Как только вернулись, дождь закончился и даже проглянуло солнышко. Отдыхали, смотрели телевизор, читали путеводитель.

Вечером сходили в Огород поужинать.

24.09.18 понедельник. В интернете я прочла, что посещение Спасо-Прилуцкого монастыря во время, когда нет службы, возможно только с экскурсией (это не так). Поэтому мы решили выехать пораньше. Погода налаживается, переменная облачность без дождя.

Доехали за пол часа, дорога не сложная. В..   мы в монастыре. Красиво, не то слово. Благолепно. Чудо в общем. Старинные стены, подсвеченные утренним солнцем, белоснежный Спасский собор.

Внутри, у ворот устроена велопарковка, где мы, с разрешения привратника поставили свои велосипеды рядом с другими, без замков. В верхнем храме собора готовились ко Св.Причащению, в нижнем Вова набрал св.воды, перед отъездом сходил и еще набрал бутылку:).

По территории можно ходить  почти везде, в том числе, забираться на стену , в одну из башен и гулять по стене.

Кроме величественного Спасского собора, в монастыре есть Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века), перед  которой находится могила Батюшкова, Екатерининский и Введенский храм, надвратная Вознесенская церковь.

Живописный пруд, хлебная лавка с обалденными пирожками. Возле лавки столики со скамейками, рядом туалет. Короче все для паломников и туристов. Мы купили теплых рогулек с картофелем - только что из печи. И съели их, запивая святой водой. Постепенно появляются другие туристы-паломники. Подходят явно местные за пирожками. В результате, когда мы решили взять еще рогулек в дорогу, их уже не было. Взяли какие-то другие пирожки, тоже вкусные.

Перекусив, сделали круг по Прилукам, проехались по старинной брусчатке, подъехали к Никольскому храму (восстанавливается).
А затем двинулись в сторону Вологды окольными, проселочными дорогами, через ботанический сад. Дороги через поля были местами прямо скажем плохопроезжими после дождя.
Грязные, но довольные добрались до ботанического сада. Ершовский пер.10а. Сад понравился больше, чем ожидали. Оказывается, это не парк, а зимний сад под крышей и шикарный музей орхидей. Очень хорошо все организовано для туристов.

Мы были тут практически одни (понедельник). С удовольствием покормили карпов, я давно мечтала. У нас рядом с домом, в Аптекарском огороде тоже есть карпы, но кормить их нельзя.

Насмотрелись и нанюхались орхидей. Бабочек не было, они еще не выросли. Пообщались с черепахами, козочкой, кроликами. Еще там есть всякие змеи, скорпионы, игуаны.

Уже собрались уходить, но нам предложили еще пообщаться с двумя енотами : Петровичем и Девочкой, которые пока живут в подсобке. Конечно же, мы с удовольствием с ними пообщались и покормили их и пару хорьков.

В Саду есть кафе, большая территория для детских занятий и мастерклассов. Перед входом - велопарковка, напротив автобусная остановка, но автобус ходит не часто (автобус №11 идет от остановки"Старый рынок" со стороны Кремлевской площади..)

Перекусив монастырскими пирожками, трогаемся дальше. Мимо храма Покрова Пресвятой Богородицы, через парк Мира, мимо кладбища и храма Воскрешения Лазаря, Гаврииловской церкви, храма св.Николая золотые кресты (почти все они восстанавливаются), памятника основанию Вологды, въезжаем в город.

Проехались по набережной 6-й Армии (ремонтные работы, местами грунтовка). По другому берегу реки, по центральным районам. Осмотрели многочисленные храмы, деревянные домики с палисадами, больше всего запомнился храм Андрея Первозванного с садиком и воскресной школой и величественный Никольский храм.

Затем сдали велосипеды, пообедали в Огороде и сходили пешком к собору Рождества Богородицы, уже в сумерках прогулялись до домика Петра Первого, Речного вокзала и Петропавловского храма.

Поужинали в Огороде, отдохнули немного дома и на вокзал.