Западный Казахстан.
На прохождение границы по записям штурмана-летописца ушел ровно час. Мне же показалось гораздо больше: жара, суета (в основном бестолковая), толпа мечущегося народа,
сбитые в отдельное стадо донельзя затюканные узбеки, к которым у казахов какая-то отдельная любовь. Таможня в связи с таможенным союзом отсутствует, но все функции с успехом выполняют пограничники - и телепатирующие, долгие, почему-то подозрительные, взгляды, и вымогательство с угрозами выпотрошить машину в поисках оружия(?), наркотиков(?!) и даже черной икры(??!!), и просто неприкрытое попрошайничество. Но, несмотря на все перечисленное, больше всего раздражает само наличие границы. Не искореняется во мне совок, как ни стараюсь.
Но все когда-нибудь кончается, а, значит, что-то начинается. И у нас началось - путешествие по Казахстану!
Купив на первое время теньгов на 2000руб., мы рванули по пустой и прямой дороге, с облегчением и весело, но, как сразу выяснилось, недолго.
Представьте картину: голая степь, ровная дорога, вдоль дороги столбы. Больше ничего. И так километра 2. Вдруг на одном из столбов, ничем от других не отличающемся, причем гораздо выше, чем обычно вешают знаки, висит знак "STOP", а на следующем столбе - камера. И ни перекрестка, ни переезда, ни какого-то препятствия, НИЧЕГО! И только потом из-за горизонта выплывает пост ихнего ГАИ с радостно потирающим руки гайцом.
Вот такая чистейшей воды рафинированная подлянка! И стоит эта подлянка ровно столько, сколько мы наменяли.
Душевно пообщавшись, едем дальше без местных денег и без перспективы их наменять раньше Атырау, куда попадаем только в ночь.
Обозреваем довольно монотонные окрестности, непривычные среднеевропейскому глазу.
Где-то на полпути между границей и Атырау съезжаем к морю. Если бы не навигатор, ни в жисть бы не поверил, что это море.
До воды не дойдешь, да и не за чем. Воняет илом, гнилью и всеми видами навоза.
Выезжаем обратно
и к ночи добираемся до Атырау (бывшего Гурьева).
Пару часов шастаем в поисках круглосуточного обменника. Встречающиеся банкоматы по «Визе» рубли, евро, баксы – пожалуйста, а теньгов не дают. Только вживую. Все-таки нашли, наменяли. За это время раз 5-6 были остановлены продавцами полосатых палочек. Ни один не пропустил мимо!!! И каждый, представляясь начальником вот именно этого участка дороги, долгим проникновенным взглядом намекал, что чего-то хочет. Я ни разу так и не догадался, чего. Но времени на них ушло примерно половина всего. Забегая вперед, дальше в этом плане было чуть полегче, но в Атырау это полный беспредел!!! А городишко в вечернем освещении очень даже мил и ухожен
Уже глубокой ночью выехали на Актюбинск (Актобе по ихнему). При проработке маршрута упорно лезла в голову мысль махануть напрямую через Устюрт, но, скрепя сердце, от этой идеи отказался из-за недостаточной проработки и ответственности за все, что жило в машине помимо меня. Двинули цивильной, как казалось, дорогой. Боже, как я был неправ!!! Очевидно, высший разум наказал меня за нерешительность! Дорога, соединяющая 2 областных центра, обозначенная на картах, как федеральная(!) с улучшенным покрытием(!), очевидно, подвергалась неоднократной бомбардировке. Ничем другим наличие в бывшем асфальте воронок глубиной до метра объяснить нельзя! Поверьте, за 38 лет водительского стажа и активной автотуристской жизни я повидал всякие дороги, но хуже этой не видел! Вот один из лучших(!) участков этого, извините за выражение, шоссе
При съезде в степь скорость возрастала вдвое, но ПЫЛЬ заставляла возвращаться. Так весело и активно мы провели ночь и почти целый день 25-го, пока не добрались до Актобе.
Повернули на Чимкент (теперь Шымкент).
Дорога отличная,
окрестности однообразны и унылы.
Для остановки нет причин, едем всю ночь и к утру 26.08. добираемся до Аральска (теперь Арал).
Едем искать море. Бывшее дно, степь, дороги во все стороны, куда ведут - не понятно.
Блукали, пока не встретили аборигена на "козле", который и вывел к морю.
Впечатление еще тоскливее, чем от Каспия, к тому же еще и застряли.
Выбирались по тракам на спущенных колесах. Расстояние 50км. А раньше, говорят, море плескалось на краю города.
Аксакал на заправке рассказал, что недавно к ним приезжал Назарбай и обещал вернуть море, как было.
Едем дальше.Через км.50 недалеко от трассы озеро Камылыбас.
Чистейшая пресная вода и что-то типа KZ кемпинга. Эдакий зародыш сервиса.
Накормили вкусным жарким из свежайшей баранины, напоили холодным лимонадом. Юрты можно арендовать, но на дворе день, потому, отдохнув слегка, едем дальше.
Ближе к вечеру через Казалинск (Казалы) выезжаем на Сыр-Дарью,
Находим приличную для тех мест площадку и выпадаем из авто сразу в осадок.
Смертельно устали даже пассажиры, не говоря уж о водителях.
Утром набдюдаем вдали и вблизи коней,
коров, овец.
Все как в зоопарке - людей нет, животные сами по себе.
Усталость накопилась, отдыхали и собирались до вечера. Потом был почти суточный нудный пробег через Байконур
, Кызыл-Орду,
Чимкент
до Тараза.
Это бывший Джамбул. Тут этнографически-географическая загадка. Когда они русские города(а не русских там нет, даже Алма-Ата - это бывший форт Верный) переименовывают, это можно понять, но чем им Джамбул не угодил?
Здесь пришлось задержаться - накрылась КПП. СТО нашли баз проблем. Пока ремонтировались, а мы с младшим, естественно, присутствовали, девочки шлялись по городу, набирали впечатления и харчи
Все заняло часа 4, а цены еще раз
подтвердили вывод, что ремонтироваться нужно подальше от Москвы.
К вечеру подъехали к границе с Киргизией. Впечатления те же, что и при въезде, поэтому повторяться не буду.