Эта статья посвящается нашему личному опыту пребывания в Монголии в ходе кругосветной поездки автостопом начатой в августе 2010 года. Повторюсь, что опыт этот личный, поэтому, не смотря на все обобщения, делайте скидку. Мы всегда на позитиве, всегда готовы к новому, не сильно чутки к бытовому комфорту и т.д. Постараюсь быть объективным.. ну вы поняли. Общую информацию про Монголию, достопримечательности и т.п. найти крайне легко, так что не буду заморачиваться.
гео-теги: Азия Монголия
 

Монголия
1.  Введение
Эта статья посвящается нашему личному опыту пребывания в Монголии в ходе кругосветной поездки автостопом начатой в августе 2010 года. Повторюсь, что опыт этот личный, поэтому, не смотря на все обобщения, делайте скидку. Мы всегда на позитиве, всегда готовы к новому, не сильно чутки к бытовому комфорту и т.д. Постараюсь быть объективным.. ну вы поняли.
Общую информацию про Монголию, достопримечательности и т.п. найти крайне легко, так что не буду заморачиваться.
Поехали!
2.  Виза
 
Визу сделали в Улан-Удэ. Естественно Вам в помощь есть куча агентств, что просто. Можно попробовать сделать самому, если купить или получить приглашения – сэкономите немного. В посольство приходить нужно сутра, желательно заранее озаботиться анкетами.
Самый дешёвый вариант делать визу через агентство мы нашли за 1800 рублей – делается неделю, в принципе можно сделать за день за 3500 рублей. Только нужно понимать, что и в посольстве есть приёмные дни и выходные и приглашение агентство может сделать не быстрее чем за день, если подать документы сутра. Таким образом, может и дорогой вариант растянуться на 4, а то и пять дней, скажем если подать документы в пятницу вечером, то визу раньше среды не получить.
3.  Попадание через Кяхту
Собственно от чудесного города Улан-Удэ до приграничной Кяхты всего 250 км. Поэтому, если выехать утром, то можно легко успеть и добраться и перейти границу. Мы, например, ещё заезжали на буддийский праздник и в Кяхте были часов в пять вечера. Проблем добраться автостопом нет.
Кяхта – приграничный город, поэтому просто так туда вроде бы не пускают, хотя, если есть монгольская виза, должны. Нас вообще никто ничего не спрашивал, скорее потому что мы ехали с местными и их вообще даже не остановили на КПП. Так-то кто наших блюстителей порядка разберёт – лишний раз общаться неохота. Собственно обычный приграничный город. Уютно там себя почувствовать сложно, но и никакой явной агрессии от населения не исходит, и особого интереса собственно тоже. Там много военных – как-то это должно накладывать отпечаток. Ещё Кяхта славится тем, что там самая лучшая трава в Бурятии и курят там все – тоже должно накладывать отпечаток. Только не пытайтесь купить – всё равно не получится, не продают, да и мало ли что…
Переход в Кяхте непешеходный и некруглосуточный. Насколько нам стало понятно, переход закрывается в семь. Итак, в Кяхте Вам нужно попасть к автовокзалу – все знают, где это, хотя с виду и не понятно – площадь такая небольшая, автобусов может и не быть. Автобусы из Кяхты в Монголию ходят по какому-то расписанию, совсем не часто – 3-4 раза в день, последний около трёх часов дня. Все подробности про автобусы узнаете на автовокзале по приезду. Особо он нам и не нужен, так как до самой границы можно легко дойти пешком.
Граница, у ворот стоят очереди из автомобилей. Мы были в будний день под вечер, поэтому машин особо не было, хотя все местные сказали, что запросто можно потратить на границу  и 4 и5 часов. Судя по тому, что какой-то логики в запускании машин я не уследил – это вполне может быть правдой. Задача какая? Правильно, задача вписаться в машину и пройти границу с ними. Если времени много, то наверняка получится, но есть один нюанс – нужно проситься к русским в первую очередь, потому что у монголов на этом свой чудесный бизнес – возить через границу народ туда-сюда. Мне показалось, что этим занимаются только монголы, но выборка нерепрезентативна. Короче, русских машин не было, а граница закрывалась – пришлось воспользоваться услугами перевозчиков. Стоит это 200 рублей с человека, 250 до Сухобатора, можно и прямо до Улаанбаатара доехать за соответствующее вознаграждение.
Сколько мы не пытались торговаться – не вышло. Точнее мы сторговались за 200 до Сухобатора, но как только мы переехали границу, и Лёня зачем-то расплатился с водилой, он нас тут же покинул, делая вид, что не понимает и ни слова по русски. Ну граница она и есть граница. Сразу за границей вас ждёт толпа таксистов, которые готовы отвезти вас куда угодно, лишь бы платили.
Сам переход границы проблем не вызвал.
Рекомендации: приезжайте немножко заранее, вписывайтесь в попутные машины к русским и никогда не платите вперёд.
  1. Люди в Монголии, обычаи, нравы
Если не считать неприятного инцидента на границе и пары других мелочей, Монголия нас сразу поразила в самое сердце добротой и открытостью. Монголы очень дружелюбны, всегда стараются помочь, и я уверен, что вы познакомитесь с огромным количеством хороших людей. Вам будут давать телефоны родственников в других городах, кормить-поить, любить и по возможности развлекать. К Русским относятся хорошо, Россия – старший брат Монголии и все ещё это помнят. Возможно, сказывалось ещё и то, что кочевник по натуре всегда поймёт путешественника. =)
Обычаи гостеприимства очень сильны. Вне городов, вы свободно можете зайти в любую юрту, где вас как минимум напоят чаем, а вообще накормят, окажут любую посильную помощь и даже могут пустить переночевать. И в принципе любой монгол волей случая оказывающий вам приём, всегда будет со всей силой своей монгольской души заботиться о том, чтобы вам было комфортно, чтобы вы не голодали, и всё у вас было хорошо. Оговорюсь немножко, что, конечно, популярные туристические маршруты немного подпорчены присутствием большого количества туристов из разных стран и на них привыкли зарабатывать деньги. Поэтому в таких зонах  к безденежным путешественникам относятся немного с удивлением. Но везде есть хорошие люди, а в Монголии их подавляющее большинство. В любом случае супер-дружелюбное отношение гарантировано. И вы будете передвигаться по стране расслаблено и ненапряжно.
Монголы – буддисты. В западной Монголии живут мусульмане. Насколько я понял, их как-то недолюбливают. Хотя никто, конечно, свою веру из них не навязывает. У них есть кое-какие правила в жизни, я бы даже сказал жизненные позиции, но не бойтесь что-либо нарушить. На нас, «иностранцев», смотрят со снисхождением и пониманием. Если вы что-то сделаете неправильно, вам просто объяснят, почему нужно делать по другому и расскажут какую-нибудь поучительную историю. Всех тонкостей мы не узнали, но вот некоторые примеры:
1)  Входя в юрту нельзя наступать на порог. Вообще-то сделать это сложно, ибо дверки в юрту очень маленькие и низкие.
2)  Если вам принесли мясо на кости, не надо по примеру куриной ножки его обгрызать. Пользуйтесь ножом. Потому что есть мясо с кости – прерогатива варваров, которых немного презирают. Речь идёт о больших костях, а не о рёбрышках с мангала.
3)  Женщина, пригласившая вас в юрту, обязана накормить путников, но если в доме нет мужа, то разговаривать с вами ей запрещено – не удивляйтесь =)
Общее правило – смотрите, как это делают монголы и делайте так же - заслужите уважение и не стесняйтесь спрашивать.
Все монголы, живущие в городах…живут в городах. Впрочем, если не брать центр города, окраины представляют собой участки с домиком и юртой внутри. Вне городов, юрты разбросаны то там, то тут. В юрте интересно и необычно – нужно смотреть обязательно. Когда вокруг не совсем безжизненная пустыня, то юрты встречаются часто, вокруг пасётся скот и бегают собаки. В пустыне же так просто их не найдёшь. Зачастую они находятся вдалеке от основной дороги, и только необъяснимое чутьё водителя может вас туда доставить.
  1. Автостоп и дороги
Как следует из предыдущей главы, автостоп в Монголии прекрасен! Останавливаются почти все машины и почти все готовы вас подвезти. Зависит от региона, от близости к городам. Так, например, в пустыне людей бросать вообще не принято. Мы ездили втроём без каких либо проблем. Нормальная ситуация забиться в легковую машину, где уже сидят три человека, рюкзаки в салон, кто-то на колени – всем тесно, все улыбаются. Поэтому подвозить вас будут часто.
Ситуация с деньгопросами обстоит следующим образом. Часто спрашивают деньги, но если нет, то с удовольствием подвезут вас по пути. Причём могут спрашивать и совсем заоблачные суммы и какую-нибудь ерунду. Это скорее вопрос на удачу. Причём, мы не раз были свидетелями, как за деньги машина могла становиться такси, согласным везти вас куда угодно или двухместный грузовичок превращается в комфортабельный лимузин =) Если вас не спросили денег в самом начале, то могут потребовать их в конце – не удивляйтесь, это нормально. Нет денег – а ну ладно тогда. Если в машине одни мужчины, то вопрос с деньгами скорее не возникнет или спросят сразу, НО если там есть женщина, будьте готовы к удивлённым расспросам про зарплату водителя, про то, как это у вас не может быть денег и т.п. Но в целом мы не платили никогда и ничего и никаких инцидентов не было.
Другая оборотная сторона медали в том, что в Монголии нет асфальтовых дорог, что ведёт к двум важным фактам. Первое - даже если ехать весь день, вряд ли можно сделать больше 300 километров, средняя скорость передвижения по Монголии – 200-300 км. в день. Второе, очень сложно выбрать хорошее место для автостопа, ведь по равнинной пустыне ширина «автострады» может составлять километр и за машинами придётся побегать, напряжённо высматривая их на горизонте. А вкупе с тем, что в некоторых местах проезжает всего 5-6 машин в день, это может доставить некоторые трудности. По туристическим маршрутам может ездить совсем мало монгольских машин, но зато хватает машин с туристами, которые в принципе тоже вас не бросят, если есть свободное место.
В общем и целом с автостопом всё очень и очень положительно, вы познакомитесь с кучей народа, вас могут завозить по дороге в юрты к друзьям и родственникам, поить айрагом и кормить. Монголы народ неторопливый, поэтому и вы внутренне тоже дайте себе установку не торопиться, а расслабиться и получать удовольствие от пейзажей или разговора.
 
  1. Общение
Раз уж зашла речь о разговоре, то необходимо осветить вопрос общения. В принципе проблем с общением нет. Многие люди старшего возраста понимают по-русски – учились в школах с русским языком, поэтому в ходе общения начинают вспоминать давно забытые навыки. Многие успели поучиться в советских вузах или ПТУ, поэтому вполне сносно разговаривают на нашем родном и великом. В городах большинство молодёжи разговаривает по-английски.
Сам монгольский язык не очень сложный и вам не составит труда выучить самые нужные фразы. Я сделал себе небольшой разговорник пользуясь сайтом Muhranov.ru – этого нам было вполне достаточно. Все недостающие фразы легко выяснить по приезду у русско- или англо-говорящих монголов. Сами монголы говорят быстро отрывисто и очень сложно вычленять из их речи отдельные слова, поэтому понимать, что именно нам говорят было довольно сложно.
Хорошо иметь карту Монголии на монгольском языке, чтобы успешно объяснять водителям, куда вам нужно. Некоторые названия городов вообще сложно произнести. Например, город обозначаемый на нашей туристической карте, как Dalanzadgat, мы научились выговаривать только к концу поездки, а так по двадцать раз повторяли на все лады, пока кто-то не догадается. Звучит он так: Дзаланзатгат, произносится быстро, проглатывая окончания слогов, фиг выговоришь правильно.
  1. Деньги и цены
Как известно в Монголии в ходу тугрики. Сами монголы кличут их «тугрук». 4000 тугриков это примерно 100 рублей. В принципе, по сравнению с Россией Монголия – дешёвая страна. Другой вопрос, что часто даже если у вас есть деньги – потратить их будет сложно, потому как и магазин фиг найдёшь, а в магазине продаются, скажем, сигареты, какая-то бытовая химия, печеньки и половина барана – это нормально. Бутилированная вода продаётся везде. Чем дальше от Улаанбаатара, тем цены выше, то есть в Улаанбаатаре всё гораздо дешевле. Связано это наверное со сложностями доставки в регионы.
  1. Еда
Итак, самое главное в Монголии вы от голода не умрёте, это факт. Сама еда не отличается особым разнообразием, если мы конечно не говорим о ресторанах в Улаанбаатаре. В городах и более-менее населённых пунктах, а так же вдоль дорог встречаются различные едальни с крайне простым ассортиментом еды. Сразу скажу, что поесть можно примерно на 2-3 тысячи тугриков, зачастую дешевле. Если кафешка не совсем маленькая, то там 8-10 наименований блюд. Если совсем, то выбора нет. Естественно, едят много мяса и почти все блюда на мясной основе. Итак, в Монголии в зависимости от региона и места за деньги можно съесть следующее:
·  Суп. Как в кафе, так и в юртах можно часто встретить что-то вроде лагмана. Густая, жирная похлёбка с мясом, пельмешками, картошкой и лапшой. Вкусно и питательно.
·  Буузы и пельмешки. Буузы, конечно чаще. Обычно бузы стоят по 400 тугриков за шт. Недорого и вкусно.
·  Хушуур. Лепёшки чебуречного типа с различной начинкой и без неё. Вкусные и недорогие штуки(200 тугриков\шт).
·   Плов. Куда же без него?
·  Разные вариации котлета с чем-нибудь и доп. Гарниром.
·  Ну и конечно вам вполне могут просто предложить кусок мяса
В Улаанбаатаре море ресторанов с различной кухней, там вы так же сможете попробовать традиционные монгольские блюда, которых мы, к сожалению не попробовали. Порции большие -  никто не останется голодным.
  1. Проживание-выживание
Понятно, что Монголия страна большая, степная и ненаселённая, поэтому где бы вы ни были, всегда есть возможность поставить палатку. Желательно, конечно ставиться рядом хоть с каким-нибудь жильём, иначе имеете шанс познакомиться с волками. К тому же, если вы попроситесь ночевать рядом с юртой, то вас наверняка накормят. Если всё-таки ночь вас застала в пустыне, то рекомендуется сделать костёр из повсюду валяющихся экскрементов (выбирайте сухие) – запах должен отпугивать волков. История о ночёвке в пустыне.
Для самостоятельного передвижения по пустыне необходимо запастись картой, компасом, минимальным запасом еды и обязательно водой. Без палатки ночевать на монгольских просторах в принципе можно в тёплое время года. Но всегда надо помнить, что, во-первых в Монголии практически постоянно дует ветер, а во-вторых может пойти дождь. Раз уж зашла речь о погоде, то стоит сказать следующее: мы пребывали в этой чудесной стране с 9 по 26 сентября. Практически всё это время было тепло, дождь шёл всего пару раз. То есть днём свободно можно было ходить в майке и шортах, а вот ночью становилось прохладнее. Уже уезжая из Монголии, мы попали в какой-то природный катаклизм. Ещё днём мы разгуливали в майке и шортах по Улаанбатаару, а ночью в пятидесяти километрах от города нас застала песчаная буря, которая затем перешла в снегопад. И проснулись мы утром заваленные снегом, замёрзшие в песке и снегу. Честно сказать, это был один из самых страшных моментов в нашем путешествии. Подробно об этой истории с фото и видео можно почитать здесь.
Что сказать о комфорте? От него, видимо, нужно отказаться. Конечно, в больших городах есть хостелы и гостиницы, а по пустыне на популярных туристических маршрутах разбросано множество кемпов – это вроде туристических гостиниц в монгольском стиле. То есть можно пожить в юрте переоборудованной под гостиничный номер, но вполне аутентично. Мы так ночевали один раз. Тут можно посмотреть\почитать.  Что касается остальной территории, как я уже говорил, зачастую деньги не на что потратить, не говоря уже о душе или нормальной кровати =)


Комментарии
Guest25.04.13, 11:56
Спасибо!! 
Собираемся в Монголию этим летом. Очень много всего полезного для нас с вашего рассказа.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте