Велопоход по окрестностям Волокаламска. Заброска автомобилями. Ночёвка в палатках. посещение музейно-выставочных центров и усадеб Волокаламского района в приоритете.
Нитка маршрута
Лотошино - Ярополец - Волоколамск - Осташево - Лотошино
 
Коротко о походе

Поход в Волоколамский район однозначно удался. Во-первых, нам очень повезло со стоянками - они оказались очень крутыми. Далее: обалденное сало, которое исчезло со стола в первые минуты ужина, сладкий и сочный арбуз для полного счастья, идеальный асфальт абсолютно везде, идеальная погода, большая и весёлая компания (и в пятницу, и в субботу вечером мы посидели ну ооочень круто), красивые места и сохранившиеся усадьбы, пельменный суп, яблоня с наливными яблочками, ободранная нами на полдник и , в завершение, два быстрых колеса под тобой и шум ветра.....Это было незабываемое приключение!!! 
Грузимся
Грузимся по автомобилям
Вечером в пятницу после работы мы на автомобилях выдвинулись в сторону Волоколамска. Заночевали на красивом карьере неподалёку от Лотошино (координаты 56.283629, 35.622102). Утром доехали до Лотошино и оставили автомобили на платной стоянке у КСК Лотошино.
Охраняемая стоянка для авто КСК Лотошино, 80 р/сут (2 суток - 160 руб)
Адрес: 143800, Московская область, п. Лотошино, ул. Центральная, д. 22 
Администраторская служба: 
+7(496-28)7-33-92
Лотошино
Детская площадка в Лотошино
Пятница
Посиделки в пятницу
Ярополец Гончаровых
Усадьба Ярополец Гончаровых
По усадьбе нам провели экскурсию. Я заранее её заказал по телефону музея.
 
Усадьба Ярополец Гончаровых (Россия, Московская область, Волоколамский район, с. Ярополец, ул. Додогорского, д. 4)
В усадьбе функционирует Филиал МУК МВК Волоколамский кремль Ярополецкий краеведческий музей 
Телефон: 8 (49636) 6-3156
В селе Ярополец, расположенном к северо — западу от Волоколамска, сразу два выдающихся архитектурных комплекса. Усадьба Ярополец Гончаровых находится в южной части села, его ориентиром служит высокий шпиль церкви. Само название — старинное, народное предание производит его от «Ярого поля», в древности отведённого для содержания псарни московских царей. Сохранилось известие, что некогда здесь любил охотиться Алексей Михайлович. 
Усадебный ансамбль сложился в основном при Загряжских, в середине XVIII века. Сначала на берегу Ламы был построен деревянный помещичий дом с каменными службами, и каменная церковь Иоанна Предтечи (1751—1755-е гг.), стоящая при въезде на парадный двор. К храму, и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота. Они имеют форму крепостных башен с зубцами. 
От кирпичной ограды, ранее окружавшей весь усадебный комплекс, уцелела только южная стена. Курдонёр образован усадебным домом (1780-е гг.), и хозяйственными постройками, расположенными полукружием. Небольшой усадебный дом, соединённый переходами с флигелями, обладает высокими художественными достоинствами, что позволяет отнести его к числу лучших усадебных построек того времени. 
Архитектура дома изысканна и нарядна. Создателем гончаровского ансамбля считают известного архитектора второй половины XVIII в. И.В. Еготова.
Усадьба имеет мемориальное значение. Ярополец дважды, в 1833 и 1834 гг., посещал А.С. Пушкин. Он приезжал сюда к матери своей жены — Н.И. Гончаровой. Вообще гончаровская усадьба, уже в пушкинское время клонилась к упадку (мать Натальи Николаевны, по свидетельству поэта, «жила в разрушенном дворце»). 
До 1941 г. в усадебном доме существовала «Пушкинская комната» (ныне воссоздана и принимает посетителей). 
Поместье сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. В пожаре погибла комната поэта и внутреннее убранство дома, так же был нанесён значительный ущерб хозяйственным постройкам и парку. В 1960-е гг. в имении проводились реставрационные работы. Сейчас здесь расположилась база отдыха МАИ. 
К числу памятных пушкинских мест принадлежит и Ярополец. Летом 1684 г. он был пожалован гетману Правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко, принесшему присягу русскому правительству. Пушкин упомянул П.Д. Дорошенко в «Полтаве». Последние годы жизни П.Д. Дорошенко прошли в Яропольце, где он умер в 1698 г. Его могила на центральной площади села отмечена мавзолеем. 
После смерти П.Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром. С этого времени судьбы обеих частей Яропольца различны. В одной из них крупным сановником А.А. Загряжским, женившимся на дочери А.П. Дорошенко, был построен в 1770-х годах великолепный дом-дворец и ряд служебных зданий. 

Как тщательно проработанная планировка всего ансамбля, так и решения облика отдельных построек, декоративных башен, въездных ворот, указывают на то, что усадьба создавалась незаурядным зодчим. В стилевых особенностях чувствуется школа М.Ф. Казакова. Особое своеобразие памятнику придает эффектное сочетание декоративных украшений, выполненных из белого камня или покрытых штукатуркой, с нетронутой кирпичной гладью стен. Весь усадебный ансамбль Яропольца прекрасно вписан в окружающий ландшафт. 

От брака внучки А.А. Загряжского Натальи Ивановны с Н.А. Гончаровым родилась в 1812 г. дочь Наталья, будущая жена великого поэта. Детство ее было омрачено тяжелой психической болезнью отца, обострявшейся с каждым годом. Немало горя причинял детям и характер матери, в котором самодурство соединялось с ханжеством. В ее доме постоянно останавливались монашки и странницы, наушничавшие на детей и слуг. Н.И. Гончарова вносила большие осложнения и в жизнь Пушкина с женой. Это вынудило его переехать из Москвы в Петербург. «Я не люблю московской жизни, — писал поэт П.А. Плетневу 13 января 1831 г. — Здесь живи, не как хочешь — как тетки хотят. Теща моя та же тетка».
Поэтому не удивительно, что Пушкин посетил Ярополец лишь один раз. Он приехал сюда вечером 23 августа 1833 г. и уже в ночь на 25-е выехал в Москву, хотя в этот раз Наталья Ивановна встретила его «как нельзя лучше». Хотя Пушкин пробыл в Яропольце менее двух суток, ему бросилось в глаза явное оскудение усадьбы, скопидомство Н. И. Гончаровой, замкнутость и опустошенность ее жизни. «Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце, — рассказывает Пушкин жене, — и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение... Я нашел в доме старую библиотеку, и Нат. Ив. позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен». Эти краткие строки великого поэта являются единственным свидетельством его посещения Яропольца. 

В 1903 г. в усадьбе, как в памятном пушкинском месте, побывал В.А. Гиляровский. В очерке, посвященном впечатлениям от поездки, он восторженно отзывается об архитектур ном ансамбле Яропольца: «Я любовался дворцом, этим интереснейшим зданием с его колоннадой и лепными работами снаружи... А кругом дворца высокие красные стены, с рядом громадных, причудливых башен, производят впечатление древнего замка». Второй половиной Яропольца потомки П.Д. Дорошенко владели до 1717 г., когда ее купил генерал-аншеф Г.П. Чернышев. (см. «Усадьба Ярополец Чернышевых»)
Ярополец Чернышевых
Усадьба Ярополец Чернышевых
На территорию усадьбы Ярополец-Чернышевых "проникать" не стали. 
 
Усадьба Ярополец Чернышевых (Россия, Московская область, Волоколамский район, Ярополец)
ООО «Парковая реставрация» в марте 20014 г. разработала проектную документацию по реставрации парка и восстановлению исторического облика территории по объекту: «Усадьба Чернышевых», расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с. Ярополец. Проектные работы выполнялись на субподряде у ООО «АК-Проект» по заказу Министерства Культуры Российской Федерации. В настоящее время усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами. В храме ведутся восстановительные работы.
Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.
Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней. 
Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» — портретными барельефами на стенах. 
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой. 
Усадьба Ярополец Чернышевых. Павильон в парке (утрачен)Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками — насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона — белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
ГЭС 4
ГЭС в Яропольце
ГЭС 2
Турбина первой сельской электростанции в Роосии
ГЭС 1
ГЭС
ГЭС 3
Обед на берегу под шум падающей воды
Следующей точкой нашего маршрута была усадьба Ботово. От некогда богатой усадьбы осталась только небольшая церковь да заросший пруд. 
 
Усадьба Ботово (Россия, Московская область, Волоколамский район, Ботово)
В первой половине XVII в. Ботово — вотчина князя П.А. Долгорукова и его наследников. Возникновение усадьбы относится к середине XVIII в., когда её владелицей числилась княгиня А.М. Долгорукова, владевшая так же имением Измалково (ныне Одинцовский р-н). Примечательно, что в обоих имениях Аграфены Михайловны возникают каменные храмы: в Измалково в 1757 г., в Ботово — между 1771 и 1775 гг.
Ботово. Усадьба принадлежала декабристу А. Н. Муравьеву. Здесь также неоднократно бывал декабрист И. Д. Якушкин. Сохранился парк (400×500 м) с остатками липовых и березовых аллей, два пруда и церковь. Парк, разбитый на выровненной площади, окружен полями.

Ботово
Усадьба Ботово
Волоколамск 3
Волоколамск
Волоколамск
Вид с насыпи городища
Волоколамск порадовал крутыми подъёмами и спусками.
 Волоколамский кремль (Россия, Московская область, Волоколамский район, г. Волоколамск, Городской вал, 1)
 МУК МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЛОКОЛАМСКИЙ КРЕМЛЬ 
 Режим работы: вторник—воскресенье — с 10:00 до 18:00 
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца (санитарный день) 
Телефон: 8 (49636) 2-3352 (касса) 
E-mail: volok-kreml@mail.ru

Волок на Ламе, Волок Ламский предположительно основан новгородцами. В летописях впервые упоминается в 1135 г. На протяжении XII — XIV вв. его оспаривали у Новгорода Владимир на Клязьме, а затем окрепшая Москва. В XV веке Волоколамск окончательно вошёл в состав московского княжества. С 1462 по 1513 г. город был центром самостоятельного удела, получив собственных князей из московского дома Ивана Калиты.
Сохранились: Воскресенский собор, колокольня, Никольский собор, ограда с башнями 

Ещё в глубокой древности Волоколамск был хорошо укреплён. На холме, господствующем над окружающей местностью, был сооружён земляной кремль — городище, а затем каменная крепость. Остатки последних оборонительных сооружений на этом месте были утрачены в первой половине XVIII века. Теперь кремлёвский холм занимает Соборный комплекс. 
Волоколамский кремль, XV — XIX вв. образован двумя храмами и оградой. Этот небольшой ансамбль доминирует над малоэтажной городской застройкой и хорошо виден издалека. Композиционной осью архитектурной группы является колокольня в пять ярусов, сменившая на этом месте двух своих предшественниц. Древний Воскресенский собор сооружён удельным князем Борисом Васильевичем Волоцким (1462 -1499 гг.) в формах московского зодчества XV века. Точная дата постройки неизвестна. Одноглавый четырёхстолпный храм, на высоком подклете, сложен из белого камня. 


Фасады разделены лопатками на три прясла и украшены аркатурными поясами. В разное время собор подвергался переделкам, изменившим, главным образом, характер его завершения. 
Никольский собор, близкий проектам К.А. Тона построен между 1853 и 1862 гг. В наружном убранстве здания использованы мотивы зодчества конца XVII в. Краснокирпичный храм украшают белокаменные наличники окон, карнизы, аркатура барабана и ложные закомары. 
Комплекс охватывает монументальная ограда конца 1880-х гг. Высокая металлическая, с кирпичным цоколем и столбами, с трёхъярусными башнями по углам — она является достойной оправой для всего комплекса. В зданиях располагается музейная экспозиция. Можно так же посетить смотровую площадку на колокольне, откуда открывается чудесный вид на город.
Дороги 2
в дороге
Дороги
простор
Усадьба Ивановское-Безобразово находится в полностью разрушенном состоянии, поэтому фотографий нет.
Усадьба Ивановское-Безобразово (Россия, Московская область, Волоколамский район, Ивановское)
Усадьба Ивановское-Безобразово — родовое имение Безобразовых, находившееся в их владении с середины XVIII в. и до 1917 года. 
Классицистический архитектурный ансамбль с декоративными чертами ложной готики сложился в два этапа. Комплекс был заложен М.О. Безобразовым на рубеже 1770-х — 1780-х гг., в первой четверти XIX века частично реконструирован, после чего формирование ансамбля следует считать завершённым. Композиция усадебного комплекса в Ивановском не отличается оригинальностью. Большая часть построек: жилых и служебных, ориентирована на подъездную дорогу. На главной оси расположены господский дом, и за оградой курдонёра — двухколоколенная церковь иконы Божией Матери «Знамение» (1783 г., частично переделанная в нач. XIX в. и в 1864 г.). По сторонам господского жилища находятся флигели 1770-х гг., надстроенные вторыми этажами в XIX столетии. Ось проходила через небольшой парк и замыкалась прудом.
Описание усадьбы Ивановское-Безобразово 
Большой двухэтажный дом на сводчатых подвалах первоначально был одноэтажным и стилизованным под барокко. В начале XIX в. он переживает серьёзную реконструкцию. 
Его объём наращивают дополнительным этажом, к торцам пристраивают две полуротонды, в одной из которых помещают лестницу, наружную обработку фасадов решают в строгих формах позднего классицизма. Несомненным украшением здания со стороны двора служит тосканский портик с пологим пандусом и открытой верандой над ним. Среди переделанных интерьеров заслуживал внимание вестибюль с кольцом из восьми деревянных колонн и кафельными печами по сторонам помещения. 
Архивный документ, датированный 23-25 июня 1917 г.. На тот момент владелицей имения числилась Софья Ипполитовна Чернышева. 

Вся земля заключается в одной окружной меже. Поверхность ровная с уклоном на восток. Почва суглинок на глинистой подпочве. Водопоем имение вполне обеспечено из речки Ламы, колодца и ручьев. 
У расположенной на высоком берегу р. Ламы, примыкающий к усадьбе старинный парк, террасами, спускающийся к реке. Постройки состоят из дома-дворца, каменных строений и т.д. К капитальному ремонту дворца и новых каменных служб было приступлено еще до войны, но в настоящее время, в виду военного времени работы прекращены. 
При усадьбе имеются: старинный парк, огород и небольшой на 1 десятине фруктовый сад. 
Находящаяся на р. Ламе мельница о 2-х поставах так же может приносить доход. 
Капитализируя чистый ежегодный земельный доход имения и чистый лесной доход, стоимость имения выражается в сумме 250000 р. или по 267 р. за десятину удобной земли, принимаемой в количестве 936 р.» 
После революции в усадьбе располагался техникум и его общежитие, об этом напоминают «совковые» скульптуры. В настоящее время усадебный комплекс Ивановского — Безобразова в плачевном состоянии. Главный дом, подвергшийся вандализму, брошен на произвол судьбы. Здание церкви — сильно разрушено. Непосредственно на территории усадьбы выстроены жилые дома, магазин и прочие здания, парк безжалостно вырублен. Остальные постройки, используемые под жильё, столовую, комитет по охране природы и т.п. так же требуют капитального ремонта. Разрушения в Ивановском поражают, а чьих это рук дело — и без слов понятно.
Н. Бондарева Усадьба Ивановское-Безобразово 

Мы уже рассказали о находящейся в Волоколамском районе одной из самых прекрасных и известных усадеб Подмосковья – Яропольце Чернышевых. Но есть в этом районе бывшие имения, не овеянные легендами о посещении их венценосными особами и о ярких исторических событиях. Они не встречаются в литературных и искусствоведческих трудах, а лишь отмечены в кратких очерках церковных ведомостей или в дореволюционных статистических сборниках. Таковым является явно незаслуженно забытое Ивановское-Безобразово, что в четырех с половиной километра севернее Волоколамска. 
Место для имения было выбрано на маленькой горушке, над капризно струящейся рекой Ламой, так чтобы с окрестных дорог и полей открывались виды на святой храм и усадьбу. 
Лихолетье сильно отразилось на Ивановском. Оно встречает нас обезображенным объемом кирпичной церкви (построена в 1783 г., частично переделана в начале XIX в. и в 1864 г.) с остатками фресковой живописи на главном фасаде. Обрубки парных колоколен и купол барабана поросли мелким кустарником и хрупкими деревцами, семена которых занесли сюда ветер и птицы. Через дорогу от церкви – композиционно связанный с нею усадебный дом, также поруганный и превращенный почти что в руины.
Ивановское – родовое имение дворян Безобразовых, находившееся в их владении с середины XVIII в. и до 1917 г. Основатель фамильного гнезда – действительный статский советник О.И. Безобразов. В середине XIX столетия селом Ивановским с деревнями владеет А.М. Безобразов, далее его племянница – А.М. Безобразова. «Сведения о помещичьих усадьбах Московской губернии» за 1860 г. оставили нам следующие официальные данные: крестьян – 182 человека; при имении дворни – 22 человека; дворов – 226; сколько земли числится под усадьбой – неизвестно, под пашнями – 1350 десятин. Основываясь на этих цифрах, можно предположить, что имение относилось к так называемым «срединным» поместьям. 
Классицистический архитектурный ансамбль с декоративными чертами ложной готики сложился в два этапа. Комплекс, заложенный обер-истер-кригс-комиссаром М.О. Безобразовым на рубеже 1770-х–1780-х гг., в первой четверти XIX в. был частично реконструирован. 
Большая часть построек, жилых и служебных, была ориентирована на подъездную дорогу. Господскому дому, стоявшему в глубине двора, была отведена главенствующая роль как организующему центру всего ансамбля. Дом был связан с церковью незримой направляющей, которая проходила через небольшой парк, разбитый на южном партере, и замыкалась водоемом. По сторонам господского жилища находились флигели, построенные в 1770-х гг., надстроенные затем при реконструкции
Большой двухэтажный кирпичный дом на сводчатых подвалах до переделки представлял собой интересное гражданское здание Екатерининской эпохи. Оконные проемы обрамляли нарядные белокаменные наличники с фигурными фартуками, с тонко профилированными подоконными досками на кронштейнах. Фасады по высоте членили пилястры. 
В начале XIX в. пышный декор срубили, объем надстроили вторым этажом. С севера поднялся строгий тосканский портик с пандусом и верандой над ним, с юга – открытая терраса (ныне разобрана), к торцам здания примкнули полукруглые выступы – экседры. Сооружение получило наружную обработку фасадов в стиле позднего классицизма. 
Внутри ныне сильно искаженная планировка сооружения с продольным центральным коридором и анфиладным расположением комнат вдоль паркового фасада может быть отнесена по стилю ко второй половине XVIII столетия. При входе сохранился вестибюль, потолок которого поддерживают деревянные колонны, поставленные в круг; по сторонам залы – остатки печей белого кафеля. Интерьеры полностью утрачены, и в брошенном доме, без оконных и дверных заполнений, взломаны полы и сокрушено все, что оказалось досягаемым.
Разнообразные по своему функциональному назначению служебные и хозяйственные постройки, украшенные ложноготическими элементами (стрельчатыми арками и рустовками), в ряде используемых декоративных приемов подражают постройкам М.Ф. Казакова. Наиболее своеобразными и оригинальными по оформлению являются восточный и западный служебные корпуса. 
К одной из главных утрат Ивановского следует отнести вырубку его природного окружения – парка. «Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная», – писал академик Д.С. Лихачев. Временная и зрительная перспективы в Безобразове отсутствуют. Небольшие фрагменты парка с сильно заболоченными прудами – это все, что осталось от некогда искусно созданных ландшафтов. 
Долгое время в усадьбе располагались Волоколамский зоотехникум и его общежитие. А потом состарившийся и опустевший дом достался на растерзание вандалам. Остальные постройки, используемые под жилье, столовую, Комитет по охране природы и т.п. , сильно обветшали и требуют капитального ремонта. Построенные на территории имения жилые дома и магазин, исказили целостность архитектурного ансамбля и его исторического антуража.
Лагерь 2
Лагерь в субботу
Лагерь
Вид на лагерь
Утро
Утро воскресенья, выход с места ночёвки
Осташево
Усадьба Осташево
Осташево 3
Конный двор. Усадьба Осташево
Усадьба Осташево (Россия, Московская область, Волоколамский район, с. Осташево, Микрорайон, д. 1)
Филиал МУК МВК Волоколамский кремль Осташевский краеведческий музей 

Режим работы: вторник—воскресенье — с 10:00 до 18:00 
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца (санитарный день) 
Телефон: 8 (926) 356-1667 (касса)
Она была создана по заказу Урусова, примерно в 1790-х годах. Композиционное и художественное решение выдаёт руку зрелого мастера. Возможно, автором общего замысла являлся Р.Р. Казаков (племянник М.Ф. Казакова), много строивший для Урусова в этот период времени. 
В 1813 году, после смерти Урусова усадьба перешла в руки его пасынка — Н.Н. Муравьёва, который был основателем учебного заведения по подготовке офицеров Генштаба. Муравьёвское училище прославилось тем, что стало рассадником декабризма — из числа её воспитанников вышли 22 вольнодумца. Считается, что здесь происходили тайные встречи декабристов и плелись заговоры, а в парке, на одном из пригорков, была зарыта «Конституция» бунтовщиков.
Затем усадьбой по очереди владели — Н.П. Шипов, А.А. Непокойницкий, А.Г. Кузнецов и К.К. и О.К. Романовы. 
Архитектурный ансамбль стиля классицизма с элементами псевдоготики обладает симметричной композицией, с выраженной продольной осью, проходящей от въездных обелисков до главного дома. 
Архивный план усадьбы ОсташевоСтоявший в глубине двора двухэтажный усадебный дом с бельведером в 1950-х гг. был заменён новым зданием. Закрытыми галереями дом соединялся с двумя одноэтажными флигелями, каждый из которых увенчивался гранёной деревянной башенкой с высоким шпилем. 
Самое впечатляющее сооружение усадьбы — конный двор в псевдоготическом стиле, подобного сооружения Вы больше не встретите в Подмосковье! Художественным центром конного двора (1840-е гг.) служит надвратная башня ступенчатого силуэта, украшенная поясами щелевидных ниш, стрельчатыми наличниками, зубцами, пинаклями. Все элементы подчёркивают вертикальную направленность здания, его устремлённость ввысь. Сейчас здание занимают: филиал Краеведческого музея г. Волоколамска, отделение Сбербанка и пр. 
Усадебная церковь (Олега Брянского), выстроенная в традициях древней псковской архитектуры, по проекту М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова в 1915 г. — так и не была освящена. Грянула смута — храм разорили и забросили. Его восстановление началось совсем недавно. Стоит отметить, что все усадебные постройки находятся в плачевном разрушающемся состоянии, часть построек используется под жильё.

Простор
Наши дороги
По дороге заехали в усадьбу Белая Колпь. Но от неё осталась только церковь (фото нет).
Усадьба Белая Колпь (Россия, Московская область, Шаховской район, Белая Колпь)
Родовое имение князей Шаховских, принадлежало им с 1658 по 1917 г. Двор вотчинника здесь имелся уже в 1691 году. По своему общему характеру усадьба восходит к XVIII столетию. На это указывает её крупный масштаб, осевое построение, регулярная планировка парка. Существовало предание о строительстве дома в елизаветинскую эпоху. В начале XIX века усадьба была отстроена заново кн. М.А. Шаховским. Сохранившиеся кирпичные здания церкви и служб свидетельствуют о цельности и высоких достоинствах ансамбля, выполненного в монументальных формах зрелого классицизма. Его композиционным центром служил дом, разобранный в годы революции. 
В Белой Колпи сохранились масонские знаки; черепа, молоты и таинственные письмена оживают здесь, когда-то они были нужными и понятными. Есть шелковые расшитые камзолы XVIII века, поблекшие, выцветшие, но отдаленно напоминающие о блеске пышного века.
Обед
Обедаем в тени в воскресенье
Фёдоровское
Усадьба Фёдоровское, ныне женский монастырь
Усадьба Фёдоровское (Россия, Московская область, Волоколамский район, Фёдоровское, в 5 км западнее от села Ярополец)
Старинная вотчина князей Шаховских — сложилась во второй половине XVIII в., в конце XIX века приобретена А.А. Эйлером. Сохранилась центральная часть ансамбля, расположенного на высоком берегу речки Колпинки: дом с двумя флигелями и церковь. Из хозяйственных построек уцелел амбар, предположительно, первой четверти XX в. 
Усадебный комплекс имеет редкую для Подмосковья центрическую композицию, когда флигели помещаются по углам очерченного вокруг дома планового квадрата.
Двухэтажный с подвалом дом, 1790 — х годов сложен из кирпича. Строгие и сдержанные архитектурные формы здания отражают последние тенденции в развитии классицизма XVIII в. Торец, обращённый к парадному двору, когда-то украшал небольшой портик с каменной лестницей и террасой наверху. Основным средством художественной выразительности служит цветовой контраст терракотовых стен с деталями из белого камня. Нарядная архитектура флигелей с палладианскими мотивами близка постройкам соседнего Яропольца Гончаровых. 
Но самое интересное усадебное здание — церковь, возведённая в 1760 -х гг. Это центрическое ярусное сооружение, со сложным расчленённым объёмом, и лепестковым планом. При церкви находится связанная с ней притвором стройная колокольня в четыре яруса.
Отличный поход получился!!! 
Команда
Наша команда

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте