Россия / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Вепсский лес. Испытание тела и духа

3 - 5 августа 2012 г.
 
Вепсский лес. Резерват «Урья - Канжая».Предыстория.

Идея посетить Вепсские леса появилась ещё в прошлом году. В августе 2011 года была совершена попытка проехать по данному резервату! Маршрут был таков: Шугозеро – Лукино – Корвала – Нойдала – Долгозеро - Харагеничи – Шугозеро. Добрались мы тогда только до Лукино, дальше по ряду причин не поехали… И, как выяснилось в этом году, правильно сделали!! Однако неприятный осадок остался и мешал спокойно существовать в этом мире:) В прошлом году местные жители нам говорили, что в Корвалу нам не попасть, пояснив, что надо заезжать со стороны Бокситогорского района, как мы и сделали в этот раз!!

И так, новый состав (ВелоТихвин: Шонин Сергей, Петров Дмитрий, Пагольский Андрей), новый маршрут: Ефимовский – Красный Бор – Корвала – Лукино – Пашозеро – Шугозеро – Тихвин. 2.5 дня.

Первые полдня: раскачка))

3 августа 2012. Ефимовский - Борисовщина: набор высоты - 347 м, километраж - 38,5 км

До Ефимовского добирались на электричке. В элке место для велосипедов было занято сумками бабулек. На нашу просьбу убрать сумки (мы предложили свою помощь в этом), бабульки ответили категорическим отказом! Пришлось загородить их сумки велами, этим мы привели их в неистовство: сначала они искали защиту в лице кондукторов (те объяснили им, что мы ничего не нарушаем и вообще оплатили провоз велосипедов), тогда они начали язвить за нашими спинами до нашей высадки (по их словам я являлся блатным железнодорожником, а у Андрюхи вообще рожа бандитскаяJ) – мы на них не обращали внимания:)))

Высадка, закупка провианта, просмотр карты, в путь – всё, как всегда…

До темноты у нас оставалось 2 часа максимум!!! Задача была проехать 40 км по грунтам и найти место для ночёвки.

Доехали до д.Ростань. Там пересеклись с байкерами на эндуро – поприветствовали друг друга, Диман успел провести фотосессию для местного пёсика, Андрюха переоделся, а солнце начало скрываться за горизонтом!!

В сумерках добрались до д.Пятино и решили остановиться там на местном озере – не понравилось, проехали ещё маленько в поисках озера, потом ещё чуть-чуть и… солнце оставило нас в темноте недалеко от д.Койгуши!!

На помощь пришли китайские фонарики за 250 рублей! Благодаря им мы потихоньку (25 км/ч) двинули дальше! Вот так не спеша  очутились в д.Борисовщина с одноимённым озером. Расположились на краю деревни рядом с полуразрушенным деревянным зданием - сухие дрова под боком и озеро тоже! Ужин у костра при свете налобников и баю байки:)

День второй: самый страшный:)))

4 августа 2012. Борисовщина - где-то в Вепсском лесу в фургон: набор высоты - 745 м, километраж - 78.2 км.

Утром была отличнейшая погода: купание – завтрак – сборы! Сегодня нам надо проехать участок Вепсского леса и выбраться из него, а это около 100 км!!!

По хорошему грунту докатились до д. Радогощь – довольно-таки крупное поселение для такой глуши. Далее деревня Боброзеро с церквушкой и парящим над ней соколом. Добравшись до Прокушево обогнули оз. Шидрозеро и свернули в сторону Красного Бора перед Сидорово. Снова пачки с напиленным лесом (везде пилят и пилят). Грунтовка завела нас в смешанный лес, по обочинам возвышались огромные сосны и берёзы – красота! Так докатились до Святозера. Вода в нём чистейшая, но купаться отказались, ибо время было против нас…

Красный Бор … мне очень понравилась церквушка, очень оригинальная, как из какой-то сказки: двери были открыты, внутри стояли свечки и иконки, я заходить не стал, чтобы не омрачать такую замечательную церквушку своим безбожным присутствием (никакой напыщенности золота или чего-либо, всё просто и ясно: для истинно верующих – это меня и зацепило!). Только я спустился со ступенек, как туда уже поднимались ребята, они нам и подсказали, где надо свернуть на Корвалу .

16 км до Корвалы делились на 2 участка по 8 км: весёлый и скоростной до урочища Лижма и … дальше будет видно))

До ур. Лижма мы долетели моментом, лихо объезжая лужи и пугая нерасторопных тетёрок. Ехать было в радость, правда в одном месте Диман немножко запачкался, а в другом Андрюха вымочил ноги и я тоже попачкался (Андрюха завяз в луже и спешился, а я не услышав его совета, тоже ломанул через серёдку и упал), со смехом мы ехали дальше в поисках чистой воды, чтобы помыться. Нашли – помылись, а тут и Лижма))

За ней начался хвойный лес с большими соснами, спусками и подъёмами – ехать было в кайф, до поры до времени…

Всё чаще на дороге появлялись лужи, сначала их можно было объезжать, потом обходить, потом они были через каждые 10 м………. ээээээээээх, в броооооод!!! В ботинках хлюпала вода, зато не надо спешиваться и терять время! А вот и Корвала наконец-то, а времени уже четвёртый час и 69 км за спиной!

Встретили парнишку на двухподвесе там (он из Ефимовского приехал), он сказал, что мы легко проедем до Лукино (в Нойдалу мы уже не успевали). Перекус, купание в Муромозере и вот мы уже в поисках отворотки на Лукино!

Пока я фоткал монумент павшим в ВОВ, ребята у какого-то мужичка интересовались дорогой, вот тут и случился роковой диалог:

-А не подскажите где дорога на Лукино?
-Хотите горя хлебнуть?
-АГА!
-Тогда вам туды, только там и гусеничный трактор тонет...

Нашёл кого пугать, ежа голой попой))) В брод, товарищи! И вот мы уже смеясь над мужиком, едем по плохой дороге.

Я могу с любым трактором в проходимости поспорить – смеялся я)

Через какое-то время дорога превратилась в спуск-подъём-внизинелужа)) Если со спуска ходом лужу не проходишь, то в подъём пешочком!!

Спустя 3 км мы выехали на берег Пупозера, дальше вдоль него, местами сухо и можно спокойно ехать – начали кушать комары – вокруг болота!!((

Ехали мы, ехали и выехали к запрудине… ура, надо делать плот, мечта сбылась – орал я))) но ребята уже нашли объезд, что-то с плотами не прёт никак))) Снова лужи, грязь, комары… так и доехали до реальной запруды (бобры! – сказал Андрей) – Дима рванул обратно в поисках объёзда, Андрюха поплыл на тот берег (там стоял фургон) за возможными досками для плота (ура ура ура!!!)))), а я достал цепь-пилу и принялся пилить брёвна для каркаса нашего ковчега)) Диман вернулся ни с чем, Андрюха с досками, а я приготовил материал для каркаса. Принялись за постройку… и вот перед нами чудо сооружение, грузим всё на него – тонет, было принять решение переплывать за 2 захода! Привязали верёвку к плоту и Андрей поплыл на другой берег, чтобы помогать толкать плот оттуда. И вот тут началось!!!! Гром, молнии, ветер, ливень, боже, град – по графику гроза должна была быть позже на сутки!!! Прячемся от холодного ливня и града под ёлками (хорошо хоть они густые))) Но всё стихло через какое-то время, и можно было форсировать преграду: я толкал плот в воде, а Андрей тащил за нитку. На второй заход тащил уже я, а ребята толкали плот в воде. Переправа пройдена – сбылась мечта  идиота))))))


Перекус и отдых в фургончике на берегу. Для противников горелок: дров хватало кругом, однако нет ничего лучше для быстрого горячего перекуса, чем горелка!! и не фиг тут спорить!))) Оставили памятную надпись в фургоне на стене и решили добраться до Сяргозера к ночи, на данный момент 21.00. Проехав километр мы хватанули второй грозовой заход, и нет бы вернуться в фургон… неееееееет, так слишком просто…

Стоим значит по елями на развилке смотрим в навигатор – до Сяргозера 5 км – до 23.00 успеем, должны успеть – выбрали отворотку, только вышли на неё, и тут кааааааааааааааааак жахнет гром (аж не по себе стало), как бы намекая: езжайте в будку парни! Но ведь нас не напугаешь такой фигнёй… едем!! Вот тут-то и началось: ехать можно только по узкой просеке под ЛЭП при сильном ливне по колено в болоте и с роем слепней (кааааааааак они могут летать под такой толщей дождя и кусать нас при этом???)!!!!!!!! Дорогу освещали вспышки молний, порой закрадывались мысли, а что если ща жахнет в болото?? Камеру я не стал включать – страшновато как-то было, фоткать тоже не представлялось возможности, зато скорость передвижения упала до 1 км/ч, а шлёпать нам ещё значит 3 км!! Это было настоящее испытание нервной системы и физической готовности. Никто из нас троих не впал в истерику, мы уверенно шли к цели, да матерились шёпотом, да ругали себя и природу, но шли к намеченной цели!! В одном месте я провалился в болото по пояс, а за мной и Диман, как мы вылезли оттуда с гружёными великами – не понимаю!) На очередном подъёме Андрюха заметил ещё один фургончик, и он оказался открыт: печка, сухие дрова, место для сна – всё, что нужно!!! Работа закипела: растопили печь, развесили одежду сушиться, приготовили покушать на горелке… а гроза сразу же закончилась, как только мы зашли в фургон!!! Вот и думай, что это было?? Гром, молнии, ЛЭП, переправа, град, комары и слепни, грязь и болота – может испытание?? Может Вепсские боги пробовали нас на крепость духа??

Как оказалось навигатор после переправы перестал писать трек, и последующие 4 км не отмечены на треке. И в самом деле какой-то участок пути был сверхъестественный...

Ну вот день закончился и можно было его отпраздновать бутылочкой шампанского!!)) Откуда шампанское и зачем мы пёрли его всё это время??))))) Давайте расскажу:

Андрей рвал когти на вокзал с работы, там он чем-то отличился (это он сам может быть напишет))), и ему подарили жбан «шампуня». По треку мы должны были распить его в конце второго дня на высотке над Лукино на фоне заката, с брызгами и пеной – как полагается, в честь прохода по Вепсскому лесу, однако вышло всё не так))))

3 день, на выносливость))

5 августа 2012. Фургон в Вепсском лесу - Тихвин: набор высоты - 813 м, километраж 121 км.

Утро снова нас встретило солнышком) Мы с Диманом пошли мыть посуду, а заодно посмотреть и сфоткать вчерашнюю дорогу)) Кстати сегодняшняя не сильно отличалась)))))))))) Продолжение)))) Но сегодня светит солнце, видимо вчера мы выдержали испытание и сегодня нам сделали послабление))) В путь! На сегодня больше 100 км маршрута!

И снова грязь, вода, болота, комары и слепни…

Хорошо, что мы не попёрлись до населённого пункта днём ранее!! Меня поразил ещё вот какой момент: в низине вода (но это понятно), поднимаешься в подъём и там тоже вода и грязь (с трудом, но объяснимо), и даже пока  поднимаешься – это всё течёт и плещется(как??) – полная жопа))))

Ещё 2 – 3 км, крутой грязевой подъём, куда мы велы тащили волоком и вот развилка: слева населённый пункт Сяргозеро, а справа Лукино, но тут можно ЕХАТЬ!!!!!!!!! Наконец-то!!! Хотя в некоторых местах и приходилось спешиваться, но в основном всё проезжаемо!! Напомнило 8 км перед Корвалой!

Через 7 км перед нами открылась красивая панорама на Лукино, а впереди был ооооооочень крутой и скользкий спуск – попробовал поехать, но услышав железный лязг тормозов спешился – колодки умерли!! Как же я был рад увидеть ентот населённый пункт!!!!!! Дальше мне дорога знакома!! Поплутав по деревушке, мы всё-таки нашли каскад!!! Красивейшее место, в прошлом году мы его не видели, но на этот раз в полной мере насладились красотой природного достояния!!!!

Рядом рыбная ферма, но в воскресенье она была закрыта и купить форели на суп нам не удалось(( Поэтому в магазине был куплен тушняк и съеден) Далее 100 км шоссе до дома – ничего особенного по пути не попалось кроме мёртвых крота и белки, а также вида на зелёные холмы и отворотки на посёлок Самара)) К 19.00 мы прикатили в Тихвин, уставшие, но довольные и гордые за себя и друг друга!! Такой командой можно и в горы Крыма рвануть, но это уже следующая история)))


Комментарии
. 
Алексей, дождь и гроза должны были быть по нашему приезду домой:) За исключением того момента с грозой в остальное время светило солнце, и погода стояла прекрасная:) А вот с избушкой нам правда повезло!!
. 
Я как-то всё больше прихожу к выводу, что если идёт дождь, лучше сидеть дома. Согласен, что можно прорубиться по любой грязи, а по приезду домой перебрать втулки и заменить сломанный переклюк, но уж очень сомнительное это удовольствие. То ли дело по хорошей погоде! Пусть даже и жара. Стольник в день - не вопрос. Если с асфальтом, так и больше.
А избушки на маршрутах порой так выручают! Повезло вам.
О Маршруте
Опубликовал Сергей Шонин