Велопоход по окрестностям Вологодской области.

ПО ЗАДВОРКАМ ХРИСТИАНСТВА...

3 апреля в 16.30 час. Выехал из Череповца на электричке Череповец-Вологда, до станции Дикая. За проезд взяли 90 рублей и 10 рублей за велосипед. Как всегда непредсказуемо, в планы похода вклинились обстоятельства, которые окончательно решили, как и куда ехать. В данном случае, непредвиденным обстоятельством был небольшой ураганчик, который слегка приласкал крышу дома у меня в деревне Коробово, на берегу Кубенского озера. Напуганые, раздутыми народной молвой слухами о тяжких последствиях для крыши нашего дома, родственники откомандировали меня для ее ремонта в деревню.
        В связи с этим, отправной точкой моего маршрута, была уже знакомая мне ранее, станция Дикая. В 18.47 я высадился на пустынной станции и поехал вдоль насыпи к переезду. От переезда, в нужном мне северном направлении тянулась пустынная лента асфальта. Который осенью предыдущего года был положен на место прежней грунтовки, как утверждал мне местный житель деревни Горка, по высочайшему велению губернатора. Тот же местный житель подсказал мне, что дороги, которые указаны на карте как дороги с твердым покрытием в интересующем меня месте нет. У меня, конечно, были сомнения в достоверности его слов, но решил не рисковать, тем более время поджимало, вечерело, а у меня впереди еще было около 60 км.
        Поехал по уже накатанному мною маршруту, выходящему практически прямо к поселку Молочное. При выезде на дорогу Вологда-Кирилов ветер мне стал дуть в лицо, к тому же ветер был северный и я стал быстро замерзать. Вообще как-то расслабило меня весеннее солнышко и перчатки я совсем забыл взять с собой. А тем временем на улице становилось все темнее и темнее. В 21.30 час. практически стало темно, но очертания дороги были видны, к тому же встреченные мною машины периодически ее освещали и одновременно слепили меня дальним светом фар.
        Около 22 часов на улице стих ветер и ощутимо потеплело. Но радоваться долго мне не пришлось, около поселка Шолохово начал накрапывать дождик, постепенно все усиливаясь. Но,при подъезде к Новленскому дождь совсем закончился, и я благополучно свернув к себе в деревню, в 23 часа уже был дома.Дом у меня находиться в деревне Коробово, на реке Б.Ельма. В доме благодаря заботливым односельчанам, которые протопили печь, было ощутимо теплее, чем на улице и, поев, я сразу же завалился спать. За первый день преодолел 72 км.
        24 апреля проснулся в 8 часов утра. Быстренько осмотрев фронт работы, я приколотил сорванный ветром конек на крышу. В 11 часов я уже выехал в путь. По пути в деревне сфотографировал развалины церквушки, в деревне Коробово. Конечной точкой сегодняшнего участка пути был Ферапонтов монастырь. По дороге осмотрел остатки монастырского ансамбля, в деревне Сяма или как, теперь официально это место называется, деревня Горка-Покровская.
        Так как по этой трассе я не один раз уже проезжал я решил изменить маршрут и заехать на Чудодейственный источник. Источник находится в 7 км. от деревни Владычнево, в низине. До источника идет отлично укатанная грунтовка. А к самому источнику ведут специально сделанные дорожки. Родники оборудованы по последнему слову христианско-туристических требований, с наличием предупредительных табличек о запрете проведения языческих обрядов.
        Надпись на щите гласит «Чудотворный источник в честь иконы Матери Божией «Одигитрии» Смоленской - одна из святынь Вологодской епархии. На протяжении нескольких веков милостью Божией на нем даруется исцеление больным и страждущим, с верою к нему притекающим. Чудеса совершаются и в наше время известны случаи исцеления экземы, остеохондроза, язвенных болезней и т.д.». В этом местечке находятся два источника, (Чудотворный источник в честь иконы Матери Божией «Одигитрии» Смоленской и Чудотворный источник Пресвятой Троицы) удаленные друг от друга расстоянием в 200 метров, и соединенные между собой лесной дорожкой.
        Искупавшись в источнике, набрав святой воды, я поехал в сторону деревни Минино где, судя по карте, находилась церквушка. Церковь была когда-то в советские времена переоборудована в автомастерские, кроме этого здесь же находилась кузница. Облазив, рискуя жизнью, церковь снизу до верху я по указанию местной жительницы сориентировался и поехал погрунтовке на северо-запад. Дорога, иногда переходящая в булыжную мостовую, вывела меня к деревне Омогаево, откуда я по асфальту поехал в сторону деревни Тютрюмово. В этой запустелой деревне находятся развалины церкви.
        Дальше дорога вывела на усадьбу колхоза «Свобода», к деревне Колкач. Закупив продуктов и быстренько перекусив, я поехал в сторону деревни Ивашево. От Ивашево до Никольского Торжка идет грунтовка, ходит рейсовый автобус до Талиц. По пути в деревнях Пасынково, Гора, Ситское на красивых живописных местах стоят церкви. Большая часть их разрушена. В Никольском Торжке на берегу озера Никольское сохранились остатки, когда - то крупного монастыря, с кирпичной оградой.
        В 19.20 на автостанции, в Никольском Торжке, поужинал в кафе. Кафе работает до 22 часов. Кормят не вкусно, но дорого. До Ферапонтова оставалось 20 км. и попути сфотографировав канал герцога Вюртемберского, или Северо-Двинский канал в 21.30 уже был в гостинице.
        "Ферапонтов монастырь расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова или, что абсолютно то же самое, в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух озер - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска, шумно прыгающая по камням и не замерзающая даже в довольно серьезные морозы. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь."
        Ночь в гостинице в трехместном номере стоит 250 рублей. Кроме кровати, крыши над головой и холодной воды в номере ничего не было. Также отсутствовало и отопление в гостинице. Гостиница находится в центре Ферапонтово, практически у самого монастыря. Так как моя мечта о горячей ванне или душе не оправдалась, я решил покататься по поселку и омыть свое тело в водах Бородаевского озера, у стен монастыря.Что в Кирило-Белозерском монастыре, что и Ферапонтов монастыре берег для захода в воду очень удобный, а сама атмосфера и пейзаж к этому еще больше располагают.
        Покупавшись, выпив баночку пива, я в 23 часа завалился спать. Проснулся ночью от ощущения, что кто-то меня укусил, этим кто-то был клещ. Который присосался мне на кожу в районе подмышки. Пришлось доставать бальзам «Спасатель» и мой любимый хирургический инструмент – пассатижи. Пассатижи меня уже второй год выручают в борьбе с паразитами. Клеща, вероятно, подхватил во время купания на озере. За день проехал 89 км.
        Утром, 25 апреля, проснувшись, поехал искать аптеку в поселке, чтобы купить лекарства от укуса клеща. Как оказалось, аптеки здесь и в помине нет. Есть только медпункт, который осуществляет продажу медикаментов и прием больных и при том в одном кабинете. Недождавшись когда подойдет моя очередь, я поехал в Ферапонтов монастырь, на экскурсию.
        Монастырь работает с 9 часов утра. Но кассы начинают работать с пол десятого утра. Вход платный только в музеи, осмотр территории монастыря бесплатно.Стоимость посещения четырех музеев составляет 35 рублей, а посещение музея Фресок Дионисия составляет 100 руб. День был рабочий и поэтому туристов было немного, я насчитал не более 5 человек.
        Осмотрев достопримечательности монастыря я решил ехать в Кириллов. Заранее запланированный осмотр Ципиной горы (Ильинского погоста) решил отложить до следующего раза, так как по информации местных жителей дорога находится в очень плачевном состоянии, да к тому же время поджимало, а впереди еще были непредсказуемые 19 км до Кириллова. По местным слухам в этом году планируется проложить асфальтированную дорогу на Ципину гору.
        В Кириллов решил двигаться по старой грунтовке, которая идет по южному берегу Бородаевского озера. До отворотки на Лукинское идет асфальт, а дальше начинается грунтовка, которая метр за метром все ухудшается и ухудшается, а за деревней Окулово, проходя вдоль озера Окуловское, превращается в грязное месиво и уходит в лес. Но через пару километров тракторная колея уходит в сторону, и по дороге уже можно реально ехать. Из леса дорога выныривает в районе заброшенной деревни Горяйново. Откуда до Кириллова остается какие-то четыре километра. Местами на дороге, на подъемах, видны остатки булыжной мостовой.
        В Кириллов уже въехал в 13.40 час. Эти 18 км. полз практически 3 часа. Всю дорогу меня сопровождала увязавшаяся за мной дворняга из деревни Окулово.Благополучно, и с большой радостью, потеряв в городе уже привязавшуюся ко мне дворнягу, я заехал в ближайшую аптеку для покупки средства от укуса клещей (йодатипирин).
        После этого поехал осматривать Кирилло-Белозерский монастырь. Не хотелось лишних вопросов, возможных поборов, привязывания к велосипеду, и поэтому в монастырь проник с западного входа, со стороны Сиверского озера. Запечатлев на фотоаппарат красоты и архитектуру монастыря, я поехал в Горицкий Воскресенский девичий монастырь.
        Местность, называемая Горицы, получила таковое наименование по уменьшительному окончанию, весьма древней формы, употребительной в здешнем крае (Гора-Горица, как например, дева-девица, коса-косица). Горицкий монастырь стоит в удивительно красивом месте. Холмы, леса, разлив Шексны, живописные острова на ней. Сам монастырь уже не впечатляет былой красотой. Покосившееся стены, запущенная территория монастыря, практически заброшенный и нежилой вид. Радует глаз только стоящая на берегу реки Церковь введения во храм Пресвятой Богородицы. На территории обители находиться источник, освященный во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы – с южной стороны от Воскресенского собора. С октября 1995 года, в монастыре, по благословению епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на территории пока ещё не переданного епархии монастыря поселились первые насельницы. На территории монастыря ведутся реставрационные работы и есть надежда, что через некоторое время он возродиться вновь из запустения.
        После несанкционированного осмотра обители я поехал к памятнику природы и истории, горе Маура. Хорошо утоптанная тропа, с поручнями и ступеньками в крутых местах, указателями и местами для отдыха ведет наверх. Гора Маура одно из красивейших мест края. Здесь, у камня преподобного Кирилла, водружен крест и сооружена часовня в честь преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских - покровителей здешних мест. Надпись на часовне гласит: «Часовня во имя преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских чудотворцев возведена на горе Маура откуда открылось им место указанное Пречистой Богородицей Преподобному Кириллу в Чудном видении в Симоновом Московском монастыре для устроения святой обители. Здесь в 1397 году Преподобный Кирилл поведал Преподобному Ферапонту об этом необычном видении.» С камня, расположенного на этой горе, согласно жития, преподобный Кирилл увидел место, которое указала Богородица для основания монастыря. На камне остался отпечаток очень похожий на след босой человеческой ноги. Народ приписывает этот след преподобному Кириллу. Камень так и называется - следовой камень. С вершины горы открывается великолепный вид на Сиверское озеро и белокаменный Кирилло-Белозерский монастырь, а от ее подножия открывается живописная панорама на долину реки Шексны с ее теплоходами и судами, которая широко извивается по ровным зеленым лугам и долинам.
        Спустившись с горы, я поехал в Нил-Сорскую пустынь. На старых совдеповских картах она называется Дом инвалидов Пустынь, на уже новых, 2006 года издания, как Пустынь. Пустынь находится в 16 км от города Кириллова, в сторону Белозерска, в местечке, обозначенном на большинстве совдеповских карта, как Дом инвалидов Пустынь, на уже новых, 2006 года издания, как Пустынь. Через 9 километров после Кириллова будет поворот направо с надписью на указателе Пустынь. Далее около 7 километров идет грунтовка.
        «В поселке выезжаем прямо на монастырь, стоящий на речке Соре. Основателем монастыря в 1480(1485) году был преподобный Нил Сорский. Преподобный Нил много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне. По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Первоначально преподобный Нил поселился не на том месте, где сейчас находится монастырь, а на противоположном берегу речки Соры. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. Пруд сохранился до сих пор. По нему сейчас и определяют место первоначального поселения преподобного. Что бы найти место скита нужно переехать у монастыря через Сору и сразу повернуть налево, проехать вдоль стены монастыря до следующего мостика, где снова взять налево по довольно разбитой деревенской улице. Доехать до кладбища и снова взять левее. Там будет поле, в левом дальнем углу которого и будет пруд и соответственно место скита преподобного Нила»(в тексте использовано описание Валерия Карсакова). Сама Пустынь никаких положительных эмоций не вызывает. Тягостная и серая атмосфера. Серые дома, грязно-белые стены и оцинкованные купола монастыря. В монастыре сейчас находиться психоневрологический интернат для душевнобольных. В пристенных кельях их «квартиры».
      Практически, план похода был выполнен и я решил ехать ближе к дому. На часах уже было почти 19 часов, и я поехал в Иванов Бор. Где и планировалась ночевка на природе.В 21 час я уже расположился за Ивановым Бором, рядом с дорогой. Ночью шел дождь, но в лесу меня практически не замочило. За день проехал 85 километров.
        В 9.40 часов утра 26 апреля я выехал с места ночевки. По дороге заехал в село Надпорожье, где стоит разрушенная церковь. Там же в магазине перекусил, и поехал дальше. Дальше по маршруту ничего интересного не было. В 16.25 час. я уже был дома. За день проехал 88 км. За четыре дня путешествия преодолел 335 километров. Из них грунтовок 64 километра.