Сплав можно условно разделить на три участка – верхний: "Карельский башкаус", средний: «Кутса», нижний и «Тумча». Заехать можно на любой. – Верхний «Карельский Башкаус»: От "чертова моста" до оз. Пюхяярви. Уклон до 10 м./км. (в каньонах - до 20 м./км.). Маловодный и каменистый, с достаточно большим для Карелии падением. Каркасные суда - вряд ли. Полностью проходим на катамаранах К-2, полиэтиленовых каяках и (при не совсем малой воде) - на К-4. Почти полностью - на "Егерях" ("Скаутах"). Следует помнить, что обносы в верхнем участке длинны и утомительны. – Средний «Кутса»: От оз. Пюхяярви до остатков моста в получасе после "Тесного". Уклон до 5 м/км, основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на" и "Маманя". Препятствия разделены короткими плесами. Можно начинать маршрут с него, заехав на мост через лесной ручей, впадающий в Пюхяярви. От моста около 3 часов сплава по длинным живописным озерам. Пригодны все суда (отличие - в количестве обносимых препятствий). Пороги локальны и обносы относительно удобны. На большинстве судов проходимо все кроме водопадов. – Нижний: Имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Заезжают туда через Вуориярви, обычно - по ошибке, лишаясь удовольствия посмотреть на водопады. – «Тумча»:Оставшийся участок маршрута, от слияния Кутсы и Тунты и далее, по нижнему течению Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.
Нитка маршрута
– Россия, Мурманская область, Кандалакшский район. Реки – Пюхяйоки (Голубые озера), Кутсайоки, Тутсайоки, Тумча
 

24 Маманя 24 Маманя

Справочные сведения о походе

    Организация – Спортивно-туристский Клуб «Альгадра» Измаильского городского Центра внешкольной работы и детского творчества
    Количество участников: – 6
    Вид туризма: – водный
    Категория сложности: – четвертая
    Протяженность сплава: – 79,1 (Кутсайоки, Тумча), 8,5 (Тутсайоки)
    Продолжительность (дневки): – 10 (2)
    Район (подрайон) проведения: – Россия, Мурманская область, Кандалакшский район. Реки – Пюхяйоки (Голубые озера), Кутсайоки, Тутсайоки, Тумча
       Нитка маршрута (пороги и КС): 
       - Мост р. Онтонйоки – оз. Пюхялампи – оз. Пюхяярви – оз. Ниваярви – слияние рр. Красненькая –
      – р. Кутсайоки: пор. Сомнительный (4 кс) – пор. Муравей (4 кс) – пор. БСТ (3 кс) – пор. Оба-На (6 кс) – вод. Маманя – пор.б/н (1 кс) – пор. Тесный (4 кс) – пор.б/н (1 кс) – шивера б/н (1* кс) – шивера (2 кс) – пор. Ступенька (4 кс) – пор. Струя (Малый Каньонный) 3 кс – пор. Водопадный (5* кс) – пор. Лесенка (2 кс) – пор. Три протоки (3 кс);
– р. Тунтсайоки: пор. Узкий (2 кс) – пор Яма (4 кс) – пор Котел (4 кс);
– р. Тумча: пор Ночной (2 кс) – Порог Карниз (5 кс) – пор Каньонный (2 кс) – пор.Шляпа (4 кс) – Шляпа (правая протока) 3* кс)
       Аварийные варианты: Разрушенный мост на пос. Вуориярви (11 км по лесной дороге)

Участники сплава:
Катамаран 4-ка ( в просторечии - КАМАЗ) - матросы: Афанасенко Дмитрий, Савранский Анатолий; корма: Пенов Александр, Краженко Тарас.
Катамаран 2-ка (он же "Капля"): Павлюченков Владимир, Михайленко Тарас

Сведения о районе похода
Кутсайоки — река на юго-западе Мурманской области России. Протекает в незаселённой местности вблизи российско-финской границы. Маршрут расположен в 18-28 км севернее Северного Полярного Круга, в 150 км к востоку находится Кандалакшский Залив Белого моря, отсюда особенности климата – поздняя весна, ледоход в начале-середине мая, половодье в середине-конце мая и в начале июня (в отдельные годы и в середине июня), заморозки в конце августа, достаточно короткое лето. Растительность представлена главным образом смешанными лесами средней высоты, территория изрядно заболочена, много ягод – черника, голубика, брусника, морошка. Достаточно много живности – из доставляющих неприятности туристам очень много кровососущих: гнуса, мошки (в особенности на р. Красненькая), комаров. Но, к нашему удивлению, на период сплава более-менее «доставучими» они были только в начале маршрута: на стапеле и на слиянии с Красненькой. Ниже «Муравья» по маршруту можно смело сказать, что наши дунайско-днестровские куда более злые и вездесущие.
Реки связки Красненькая-Тумча относятся к карельскому типу, т.е. после каждого препятствия есть плес. Чаще, более или менее продолжительный, но может быть и совсем уж длительный, как, к примеру, на участке между порогами «Тесный» и «Струя (Малый Каньонный)».
Река Кутсайоки является по оценкам туристов-водников самой сложной рекой европейского Севера России, изобилующей препятствиями V категории сложности. Маршрут можно квалифицировать 4* с элементами 5 категории сложности в малую воду (такая какая встретила нас, хотя еще на заброске местные нас уверяли, что «вода большая») и 4 с элементами 6 категории сложности в высокую воду. Расход воды у истока приблизительно 15 м³/с, при впадении в Тунтсайоки около 25 м³/с. Длина реки в сумме с Тумчей 84 км. Площадь бассейна 1350 км². Ширина 20-60 м. Глубина — 0,2-1,5 м (максимально до 6 м). Скорость течения — 0,2-2 м/сек. Дно песчано-каменистое. Берега, в основном, песчано-супесчатые или каменные с валунами и гравием, высотой 1-4 м, крутизной 10-30°. Местами обрывы до 30 м. Поймы прерывистые, местами заболоченные. Берет своё начало из озера Ниваярви, в месте слияния рек Онтонйоки и Вуоснайоки. Сливаясь с рекой Тунтсайоки образует Тумчу. Тумча в свою очередь впадает в Тумчозеро (Иовское водохранилище). Ближайшие к реке населённые пункты: село Алакуртти и нежилой посёлок Вуориярви.
Питание этих рек осадочное, пик половодья приходится на 18-28 мая (в зависимости от года), как правило, дальше вода только падает, однако, бывают и исключения. Нам с одной стороны «повезло» - небольшой дождь шел только первые два-три дня, с другой – «круто не сложилось», вода на глазах «уходила» с порогов. И если встретившие нас дождливые +3-70С «ежили», то последующие +19-200С не сильно-то и радовали.
Кутсайоки имеет множество порогов и шивер разной сложности, образованных скальными выходами, и 2 крупных водопада Малый Янискенгас, высотой по разным оценкам 10-15 метров, и Большой Янискенгас, высотой 20-25 м. В туристских отчётах и справочниках эти водопады называются соответственно «Оба-На» и «Маманя.
Распространено заблуждение, в котором Кутсайоки переводится с финского как «река смерти». На самом деле Кутсайоки — «зовущая река». Название же впадающей ниже реки Тунтсайоки, действительно, в переводе с финского означает –  «река смерти». Часто в описаниях можно встретить еще одну ошибку. Тумчой называют либо Тумчу и Тунтсайоки, либо Тумчу и Кутсайоки. На самом деле, Тумча образуется от слияния Кутсайоки и Тунтсайоки.
Связка рек протекает по заказнику «Кутса» (для посещения номинально требовались пропуска) и на территории пограничной зоны (тоже требовались пропуска). У нас все получилось проще. Перед поселком Алакуртти нас отметил в своих документах пост КПП и направил к оперативному дежурному алакурттинской заставы. Оперативному дежурному мы предоставили список группы, маршрут и сроки по такой форме:

  Список

Фамилия, имя, отчество

Дата рожд.

№ паспорта

Место работы

Домашний адрес

№ моб. телефона

 

 

 

 

 

 

 

спортивной туристской группы (МК № 8/12) 

совершающей водный поход по маршруту:
- р. Красненькая – р. Кутсайоки – р. Тумча – оз. Иововское в период с ---- по ----- августа 20------- года.
Руководитель:   ФИО
На все официальные действия ушло не более 10-15 минут. А может просто повезло.
Номер телефона оперативного дежурного погранотряда Алакуртти – 8 (91533) 5.35.02.
Организовать заброску к месту стапеля на сегодняшний день не составляет большого труда. Нам достаточно было заранее созвониться с Кандалакшской транспортной компанией «ПЕРЕВОЗЧИК». (Сайт: www.kandalaksha.org/perevozchik51/indeks.htm); e-mail: sysoy@mail.ru ). Мобильный телефон: +7921.725.67.55. Зовут человека – Павел. Ему можно даже поручить приобрести чего, если случайно забыли или перечень (не очень конечно большой) продуктов.
Так же необходимо иметь в виду, что не совсем здоровая конкуренция добралась и в эти места. Цены не трансфер могут меняться на глазах. Особенно в момент выброски из Зареченска. Здесь сумма может моментально «взлететь» вдвое, а то и в трое. Поэтому, если уж вы скооперировались с соседней небольшой группой, и вас набралось до 11 человек, не стоит говорить водителю, что «вы» - «две группы». Цена «растет на дрожжах». Но это в случае если вы вышли на «выезд» раньше или позже договоренного заранее (а значит и утвержденной уже суммой оплаты) с транспортной компанией срока.
В этом случае есть альтернативный телефон: +7921.516.31.52. Имя, к сожалению, не записали и забылось…..
Условная схема мест заброски на Голубые озера (их несколько в понятии местных водителей) и на Чертов Мост:



Безопастность  похода
При подготовке к походу были определены основные «опасности» и составленплан мероприятий, обеспечивающих успешные подготовку и прохождение маршрута:
При подготовке к походу :
- было проведено двое учебно-тренировочных сборов на р. Южный Буг: Мигийская дамба, пороги «Верхнемигийский»,«Нижнемигийский», «Красные ворота»,»Интеграл». Главной целью выездов было роставлнено: обкатка нового катамарана «Нерис К-4»,проведение разных видов спасработ, действия участника в потоке при самосплаве, определение объема доработок в оснащении судов и личном спасснаряжении, сработаность экипажей катамаранов и их взаимозаменяемость;(Фильм «00 Буг Сборы»)
- были апробированы варианты организации питания и рецепты подготовки овощных и мясных продуктов, а также  теоретически-практические действия по оказанию первой медпомощи;
- был составлен список работ по подгонке индивидуальных средств, обеспечивающих безопасность сплава;
- для непотопляемости весел были «задуты» внутренние полости штатного весла строительным «жыдким» пенопластом;
- катамараны были оснащены чальными «кормовой – носовой» концами, на К4 – 4 шт. и на К2 – 2 шт., по 10 метров каждый.
Каждый катамаран имел штатные спасконцы «морковка».По два на каждый катамаран.
Для обеспечения безопасности во время сплава выполнялись следующие мероприятия:
- все участники сплава и те, кто обеспечивал страховку и фото/видео съемку – находились в спасжилетах и касках;
- все сложные пороги маршрута проводились с предварительной разведкой и страховкой с берега;
- участки порогов, которые это позволяют, проходили со взаимостраховкой с воды;
- особо сложные участки и участки, которые были непроходимы – были обнесены (порог «Тесный» (слишком малый уровень воды), порог «Оба-На»).


 Топографические карты и координаты GPS
    Координаты GPS - xml файл формата .kml содержит координаты ориентиров и препятствий, а также треки cплавных участков и троп.Формат данных полностью совместим с приложением Google Earth.
   Координаты GPS - текстовый файл формата .wpt содержит координаты ориентиров и 8 файлов .plt - пройденные cплавные участки и тропы.Формат данных полностью совместим с приложением OziExplorer.
    Топографические карты маршрута (масштаб 1см=1км):
Q-35-35,36 оз.Юрхямяярви, р.Красненькая, оз.Пюхмяярви.
Q-36-25,26 Алакуртти, р.Кутсайоки, р.Тумча.
Q-36-37,38 р.Тумча, Иовское вдх.
Q-36-39,40 Иовское вдх, п.Зареченск.

Техническое описание препятствий и их прохождение
     Поезд Симферополь-Мурманск приходит на станцию Кандалакша почти в полночь. Стоит пару минут. Быстро выгружаемся на станционную платформу. Буквально в пятистах метрах нас уже ждет УАЗ перевозчика с прицепом. Вначале заезжаем в круглосуточный супермаркет, докупаем необходимые продукты и – в путь. По дороге делаем короткую остановку на развилке трассы Мурманск-Петрозаводск и дороги на Алакуртти.

   Следующая остановка у КПП погрнотряда «Алакуртти». Вопреки ожиданиям, пограничный пост не проявляет ни каких отрицательных эмоций, ни придирок. Нас записывают в журнал пересекающих КПП лиц, созваниваются с оперативным дежурным погранотряда и рассказывают, как подъехать к ней.

   Проехав по объездной поселок, мы сворачиваем к расположению отряда. С оперативным дежурным тратим минимум ожидаемого времени, получаем инструктаж, номера телефонов по которым можно связаться с погранцами в случае, не дай Бог,  какого ЧП. (Правда на всем маршруте мы так и не нашли места, где можно было бы использовать связь).
    Возле разрушенного первого моста разгружаемся, разделяемся – выделив по одному человеку из экипажа. Они занимаются хозяйственными вопросами: сооружают укрытие от мелкого, надоедливого дождя, занимаются костром и питанием. Основная часть группы начинает  стапель.


Стапель К-2 «Капля»» - Фильм «00 Стапель»
Закончив все хлопоты начала маршрута, пообедав, упаковав груз, начинаем маршрут по плесам Голубых озер.

Озеро Пюхалампи

Озеро Пюхяярви

Озеро Ниваярви


        Выйдя на слияние с Красненькой (Башкаус), становимся на правом берегу Кутсайоки в конце порога Горка. (фото внизу). А зря. Здесь минимум места для лагеря, минимум дров (собственно, и нет почти), практически сразу за площадкой крутой подъем по тропе обноса. А вот на левом берегу, на мысу широкого сливного плеса – хорошая стоянка с дровами и достаточным количеством места.



Порог «Горка» Воды, вопреки убеждениям местного населения – мааловато


<v:path o:extrusionok="f" gradientshapeok="t" o:connecttype="rect"> <o:lock v:ext="edit" aspectratio="t"> Препятствие N 01. Порог "Сомнительный" 4 (5) кс (в нашу воду чистая4 кс). (Схема № 1). Длина 100м. Ориентир – на выходе из правого поворота на ЛБ виден старый дорожный знак, ПБ – отвесная скала. Порог состоит из двух водопадных ступеней и  третьего пологого слива. Первая ступень около 1.5 – 2м. После слива катамаран сильно бросает вправо. В сливе бочка, которая притормаживает катамаран. Оба этих нюанса способствуют трудному попаданию во второй – основной слив – высота 2-2,5 м, за ним мощный котел. За сливом резкий поворот вправо, слева большой улов, где можно выставить страховку и передохнуть. Между сливами 5-7м. Третий слив – пологий, после, которого, стоячие валы до 1м. На повороте между ступенями идет сильный навал на зубья у правого берега. Осмотр и страховка по правому берегу. Чалится для осмотра непосредственно перед дорожным знаком. На пороге есть места под палатки, дров почти нет. Занос груза по хорошей тропе с неудобным спуском в ее конце. Особенно если погода дождливая.

Прохождение группы (Фото внизу) Фильм «01 Сомнительный»)Поскольку этот порог у нас первый, оценив сложность, после долгих колебаний – принимаем решение занести груз и идти «пустыми».Первым проходит К-4 и прячется в улов. Вторыми – К-2. Из улова опять К-4 первыми. Догнавшая нас группа белорусов, становится на страховку с берега. Мы, в свою очередь страхуем их и с берега, и с воды. Оба наших катамарана прошли безпроблем по центру обоих ступеней.
(Наши сомненияоказались оправданными -белорусы, идущие его на своем К-2,после резкого броска вправо на первом сливе, во второй слив зашли с ошибкой, «Катьку» сильно притопило и чуть не выбило из упор матроса. Но все прошло боль-мень гладко. Мы даже решили использовать встречу для «покататься». Потренировались,хотя и с огрехами.(Фильм «01 Сомнительный ошибка»)).

Порог «Сомнтительный» 1ая-2ая ступень


Порог «Сомнтительный» 3ая ступень

Препятствие N 02. Порог "Муравей" 4 кс.Длина 60-80м. Ориентир – на левом повороте через 2-5 минут ходу от п."Сомнительный". Порог начинается островом в центре русла, который делит русло на два рукава. Правый рукав в нашу воду чисто пройти нельзя – сядешь на камни. Левый – основной рукав. Порог начинается сливом с горки камней высотой около 1м. Далее валы до 1м. и на выходе, на плавном левом повороте, за счет скальных выступов ЛБ и ПБ образован небольшой пологий слив, прижим к ПБ. Осмотр по левому берегу. В конце порога хорошее место для обеда.
Прохождение группы(Фото внизу) Фильм «02 Муравей»): Основной слив проходили под левым берегом, потом резко смещаясь в центр прошли остаток порога, на выходе чуть сместились влево уходя от прижима к ПБ. Для «Муравья» главное - чисто и правильно войти в первый слив с горки (уж очень узко сейчас) и чуть подправиться в середине. Если все «в струе» - «течка» выбрасывает как пробку. Экипажи прошли без ошибок по заранее намеченной траектории.  Первым К-4 (К-2 страховка с берега), вторыми К-2, страхуемый К-4 с воды.

Препятствие N 03. Порог "БСТ" 3 кс. Длина порога 120м. Ориентир – сужение русла, шум воды, скальный бом у ПБ (место чалки). Порог начинается каменной грядой, которая тянется с ЛБ и перегородившая две трети русла. Сам порог забит множеством надводными и подводными камнями. Осмотр порога по ПБ. В начале и в конце порога есть стоянки, стоянка в конце порога более уютная.
Прохождение группы(Фото внизу) Фильм «03БСТ (кровь, пот и слезы)»):Вода явно малая. Сколько ни пытались запомнить, где какой камень – сложно. Их, камней, туча. На всем правом берегу сидят москвичи и самарцы – клеятся и шьются. Неприятная картина перед прохождением. Решаем проходить БСТ до середины по главному сливу под левый берег,в середине, чтоб не порваться под «Камнем убийцей» - выворачивать под правый берег.
К-2 проходит, как задумано, почти чисто, исключая посадку на обливной камень за сливом левого поворота, который при просмотре с берега вообще  видно не было и такой же почти на выходе из порога. Вода сильная, но мелковато…
К-4 – протабанил после правого первого поворота на входе начало левого зигзага на входе в основную струю и его легко и красиво выкинуло к правому берегу. Потому К-4 так и закончил прохождение, протискиваясь между каменными «воротами» правой течки.
Было б время в маршруте, порог в эту воду представляет собой большой интерес для тренировки слаломной техники, так как вариантов прохождения порога очень много.


Порог «БСТ» Начало.

Порог «БСТ» Середина

Порог «БСТ» Проход правой протокой. Второй слив.