Сплав можно условно разделить на три участка – верхний: "Карельский башкаус", средний: «Кутса», нижний и «Тумча». Заехать можно на любой. – Верхний «Карельский Башкаус»: От "чертова моста" до оз. Пюхяярви. Уклон до 10 м./км. (в каньонах - до 20 м./км.). Маловодный и каменистый, с достаточно большим для Карелии падением. Каркасные суда - вряд ли. Полностью проходим на катамаранах К-2, полиэтиленовых каяках и (при не совсем малой воде) - на К-4. Почти полностью - на "Егерях" ("Скаутах"). Следует помнить, что обносы в верхнем участке длинны и утомительны. – Средний «Кутса»: От оз. Пюхяярви до остатков моста в получасе после "Тесного". Уклон до 5 м/км, основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на" и "Маманя". Препятствия разделены короткими плесами. Можно начинать маршрут с него, заехав на мост через лесной ручей, впадающий в Пюхяярви. От моста около 3 часов сплава по длинным живописным озерам. Пригодны все суда (отличие - в количестве обносимых препятствий). Пороги локальны и обносы относительно удобны. На большинстве судов проходимо все кроме водопадов. – Нижний: Имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Заезжают туда через Вуориярви, обычно - по ошибке, лишаясь удовольствия посмотреть на водопады. – «Тумча»:Оставшийся участок маршрута, от слияния Кутсы и Тунты и далее, по нижнему течению Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.
Нитка маршрута
– Россия, Мурманская область, Кандалакшский район. Реки – Пюхяйоки (Голубые озера), Кутсайоки, Тутсайоки, Тумча
 

24 Маманя 24 Маманя

Справочные сведения о походе

    Организация – Спортивно-туристский Клуб «Альгадра» Измаильского городского Центра внешкольной работы и детского творчества
    Количество участников: – 6
    Вид туризма: – водный
    Категория сложности: – четвертая
    Протяженность сплава: – 79,1 (Кутсайоки, Тумча), 8,5 (Тутсайоки)
    Продолжительность (дневки): – 10 (2)
    Район (подрайон) проведения: – Россия, Мурманская область, Кандалакшский район. Реки – Пюхяйоки (Голубые озера), Кутсайоки, Тутсайоки, Тумча
       Нитка маршрута (пороги и КС): 
       - Мост р. Онтонйоки – оз. Пюхялампи – оз. Пюхяярви – оз. Ниваярви – слияние рр. Красненькая –
      – р. Кутсайоки: пор. Сомнительный (4 кс) – пор. Муравей (4 кс) – пор. БСТ (3 кс) – пор. Оба-На (6 кс) – вод. Маманя – пор.б/н (1 кс) – пор. Тесный (4 кс) – пор.б/н (1 кс) – шивера б/н (1* кс) – шивера (2 кс) – пор. Ступенька (4 кс) – пор. Струя (Малый Каньонный) 3 кс – пор. Водопадный (5* кс) – пор. Лесенка (2 кс) – пор. Три протоки (3 кс);
– р. Тунтсайоки: пор. Узкий (2 кс) – пор Яма (4 кс) – пор Котел (4 кс);
– р. Тумча: пор Ночной (2 кс) – Порог Карниз (5 кс) – пор Каньонный (2 кс) – пор.Шляпа (4 кс) – Шляпа (правая протока) 3* кс)
       Аварийные варианты: Разрушенный мост на пос. Вуориярви (11 км по лесной дороге)

Участники сплава:
Катамаран 4-ка ( в просторечии - КАМАЗ) - матросы: Афанасенко Дмитрий, Савранский Анатолий; корма: Пенов Александр, Краженко Тарас.
Катамаран 2-ка (он же "Капля"): Павлюченков Владимир, Михайленко Тарас

Сведения о районе похода
Кутсайоки — река на юго-западе Мурманской области России. Протекает в незаселённой местности вблизи российско-финской границы. Маршрут расположен в 18-28 км севернее Северного Полярного Круга, в 150 км к востоку находится Кандалакшский Залив Белого моря, отсюда особенности климата – поздняя весна, ледоход в начале-середине мая, половодье в середине-конце мая и в начале июня (в отдельные годы и в середине июня), заморозки в конце августа, достаточно короткое лето. Растительность представлена главным образом смешанными лесами средней высоты, территория изрядно заболочена, много ягод – черника, голубика, брусника, морошка. Достаточно много живности – из доставляющих неприятности туристам очень много кровососущих: гнуса, мошки (в особенности на р. Красненькая), комаров. Но, к нашему удивлению, на период сплава более-менее «доставучими» они были только в начале маршрута: на стапеле и на слиянии с Красненькой. Ниже «Муравья» по маршруту можно смело сказать, что наши дунайско-днестровские куда более злые и вездесущие.
Реки связки Красненькая-Тумча относятся к карельскому типу, т.е. после каждого препятствия есть плес. Чаще, более или менее продолжительный, но может быть и совсем уж длительный, как, к примеру, на участке между порогами «Тесный» и «Струя (Малый Каньонный)».
Река Кутсайоки является по оценкам туристов-водников самой сложной рекой европейского Севера России, изобилующей препятствиями V категории сложности. Маршрут можно квалифицировать 4* с элементами 5 категории сложности в малую воду (такая какая встретила нас, хотя еще на заброске местные нас уверяли, что «вода большая») и 4 с элементами 6 категории сложности в высокую воду. Расход воды у истока приблизительно 15 м³/с, при впадении в Тунтсайоки около 25 м³/с. Длина реки в сумме с Тумчей 84 км. Площадь бассейна 1350 км². Ширина 20-60 м. Глубина — 0,2-1,5 м (максимально до 6 м). Скорость течения — 0,2-2 м/сек. Дно песчано-каменистое. Берега, в основном, песчано-супесчатые или каменные с валунами и гравием, высотой 1-4 м, крутизной 10-30°. Местами обрывы до 30 м. Поймы прерывистые, местами заболоченные. Берет своё начало из озера Ниваярви, в месте слияния рек Онтонйоки и Вуоснайоки. Сливаясь с рекой Тунтсайоки образует Тумчу. Тумча в свою очередь впадает в Тумчозеро (Иовское водохранилище). Ближайшие к реке населённые пункты: село Алакуртти и нежилой посёлок Вуориярви.
Питание этих рек осадочное, пик половодья приходится на 18-28 мая (в зависимости от года), как правило, дальше вода только падает, однако, бывают и исключения. Нам с одной стороны «повезло» - небольшой дождь шел только первые два-три дня, с другой – «круто не сложилось», вода на глазах «уходила» с порогов. И если встретившие нас дождливые +3-70С «ежили», то последующие +19-200С не сильно-то и радовали.
Кутсайоки имеет множество порогов и шивер разной сложности, образованных скальными выходами, и 2 крупных водопада Малый Янискенгас, высотой по разным оценкам 10-15 метров, и Большой Янискенгас, высотой 20-25 м. В туристских отчётах и справочниках эти водопады называются соответственно «Оба-На» и «Маманя.
Распространено заблуждение, в котором Кутсайоки переводится с финского как «река смерти». На самом деле Кутсайоки — «зовущая река». Название же впадающей ниже реки Тунтсайоки, действительно, в переводе с финского означает –  «река смерти». Часто в описаниях можно встретить еще одну ошибку. Тумчой называют либо Тумчу и Тунтсайоки, либо Тумчу и Кутсайоки. На самом деле, Тумча образуется от слияния Кутсайоки и Тунтсайоки.
Связка рек протекает по заказнику «Кутса» (для посещения номинально требовались пропуска) и на территории пограничной зоны (тоже требовались пропуска). У нас все получилось проще. Перед поселком Алакуртти нас отметил в своих документах пост КПП и направил к оперативному дежурному алакурттинской заставы. Оперативному дежурному мы предоставили список группы, маршрут и сроки по такой форме:

  Список

Фамилия, имя, отчество

Дата рожд.

№ паспорта

Место работы

Домашний адрес

№ моб. телефона

 

 

 

 

 

 

 

спортивной туристской группы (МК № 8/12) 

совершающей водный поход по маршруту:
- р. Красненькая – р. Кутсайоки – р. Тумча – оз. Иововское в период с ---- по ----- августа 20------- года.
Руководитель:   ФИО
На все официальные действия ушло не более 10-15 минут. А может просто повезло.
Номер телефона оперативного дежурного погранотряда Алакуртти – 8 (91533) 5.35.02.
Организовать заброску к месту стапеля на сегодняшний день не составляет большого труда. Нам достаточно было заранее созвониться с Кандалакшской транспортной компанией «ПЕРЕВОЗЧИК». (Сайт: www.kandalaksha.org/perevozchik51/indeks.htm); e-mail: sysoy@mail.ru ). Мобильный телефон: +7921.725.67.55. Зовут человека – Павел. Ему можно даже поручить приобрести чего, если случайно забыли или перечень (не очень конечно большой) продуктов.
Так же необходимо иметь в виду, что не совсем здоровая конкуренция добралась и в эти места. Цены не трансфер могут меняться на глазах. Особенно в момент выброски из Зареченска. Здесь сумма может моментально «взлететь» вдвое, а то и в трое. Поэтому, если уж вы скооперировались с соседней небольшой группой, и вас набралось до 11 человек, не стоит говорить водителю, что «вы» - «две группы». Цена «растет на дрожжах». Но это в случае если вы вышли на «выезд» раньше или позже договоренного заранее (а значит и утвержденной уже суммой оплаты) с транспортной компанией срока.
В этом случае есть альтернативный телефон: +7921.516.31.52. Имя, к сожалению, не записали и забылось…..
Условная схема мест заброски на Голубые озера (их несколько в понятии местных водителей) и на Чертов Мост:



Безопастность  похода
При подготовке к походу были определены основные «опасности» и составленплан мероприятий, обеспечивающих успешные подготовку и прохождение маршрута:
При подготовке к походу :
- было проведено двое учебно-тренировочных сборов на р. Южный Буг: Мигийская дамба, пороги «Верхнемигийский»,«Нижнемигийский», «Красные ворота»,»Интеграл». Главной целью выездов было роставлнено: обкатка нового катамарана «Нерис К-4»,проведение разных видов спасработ, действия участника в потоке при самосплаве, определение объема доработок в оснащении судов и личном спасснаряжении, сработаность экипажей катамаранов и их взаимозаменяемость;(Фильм «00 Буг Сборы»)
- были апробированы варианты организации питания и рецепты подготовки овощных и мясных продуктов, а также  теоретически-практические действия по оказанию первой медпомощи;
- был составлен список работ по подгонке индивидуальных средств, обеспечивающих безопасность сплава;
- для непотопляемости весел были «задуты» внутренние полости штатного весла строительным «жыдким» пенопластом;
- катамараны были оснащены чальными «кормовой – носовой» концами, на К4 – 4 шт. и на К2 – 2 шт., по 10 метров каждый.
Каждый катамаран имел штатные спасконцы «морковка».По два на каждый катамаран.
Для обеспечения безопасности во время сплава выполнялись следующие мероприятия:
- все участники сплава и те, кто обеспечивал страховку и фото/видео съемку – находились в спасжилетах и касках;
- все сложные пороги маршрута проводились с предварительной разведкой и страховкой с берега;
- участки порогов, которые это позволяют, проходили со взаимостраховкой с воды;
- особо сложные участки и участки, которые были непроходимы – были обнесены (порог «Тесный» (слишком малый уровень воды), порог «Оба-На»).


 Топографические карты и координаты GPS
    Координаты GPS - xml файл формата .kml содержит координаты ориентиров и препятствий, а также треки cплавных участков и троп.Формат данных полностью совместим с приложением Google Earth.
   Координаты GPS - текстовый файл формата .wpt содержит координаты ориентиров и 8 файлов .plt - пройденные cплавные участки и тропы.Формат данных полностью совместим с приложением OziExplorer.
    Топографические карты маршрута (масштаб 1см=1км):
Q-35-35,36 оз.Юрхямяярви, р.Красненькая, оз.Пюхмяярви.
Q-36-25,26 Алакуртти, р.Кутсайоки, р.Тумча.
Q-36-37,38 р.Тумча, Иовское вдх.
Q-36-39,40 Иовское вдх, п.Зареченск.

Техническое описание препятствий и их прохождение
     Поезд Симферополь-Мурманск приходит на станцию Кандалакша почти в полночь. Стоит пару минут. Быстро выгружаемся на станционную платформу. Буквально в пятистах метрах нас уже ждет УАЗ перевозчика с прицепом. Вначале заезжаем в круглосуточный супермаркет, докупаем необходимые продукты и – в путь. По дороге делаем короткую остановку на развилке трассы Мурманск-Петрозаводск и дороги на Алакуртти.

   Следующая остановка у КПП погрнотряда «Алакуртти». Вопреки ожиданиям, пограничный пост не проявляет ни каких отрицательных эмоций, ни придирок. Нас записывают в журнал пересекающих КПП лиц, созваниваются с оперативным дежурным погранотряда и рассказывают, как подъехать к ней.

   Проехав по объездной поселок, мы сворачиваем к расположению отряда. С оперативным дежурным тратим минимум ожидаемого времени, получаем инструктаж, номера телефонов по которым можно связаться с погранцами в случае, не дай Бог,  какого ЧП. (Правда на всем маршруте мы так и не нашли места, где можно было бы использовать связь).
    Возле разрушенного первого моста разгружаемся, разделяемся – выделив по одному человеку из экипажа. Они занимаются хозяйственными вопросами: сооружают укрытие от мелкого, надоедливого дождя, занимаются костром и питанием. Основная часть группы начинает  стапель.


Стапель К-2 «Капля»» - Фильм «00 Стапель»
Закончив все хлопоты начала маршрута, пообедав, упаковав груз, начинаем маршрут по плесам Голубых озер.

Озеро Пюхалампи

Озеро Пюхяярви

Озеро Ниваярви


        Выйдя на слияние с Красненькой (Башкаус), становимся на правом берегу Кутсайоки в конце порога Горка. (фото внизу). А зря. Здесь минимум места для лагеря, минимум дров (собственно, и нет почти), практически сразу за площадкой крутой подъем по тропе обноса. А вот на левом берегу, на мысу широкого сливного плеса – хорошая стоянка с дровами и достаточным количеством места.



Порог «Горка» Воды, вопреки убеждениям местного населения – мааловато


<v:path o:extrusionok="f" gradientshapeok="t" o:connecttype="rect"> <o:lock v:ext="edit" aspectratio="t"> Препятствие N 01. Порог "Сомнительный" 4 (5) кс (в нашу воду чистая4 кс). (Схема № 1). Длина 100м. Ориентир – на выходе из правого поворота на ЛБ виден старый дорожный знак, ПБ – отвесная скала. Порог состоит из двух водопадных ступеней и  третьего пологого слива. Первая ступень около 1.5 – 2м. После слива катамаран сильно бросает вправо. В сливе бочка, которая притормаживает катамаран. Оба этих нюанса способствуют трудному попаданию во второй – основной слив – высота 2-2,5 м, за ним мощный котел. За сливом резкий поворот вправо, слева большой улов, где можно выставить страховку и передохнуть. Между сливами 5-7м. Третий слив – пологий, после, которого, стоячие валы до 1м. На повороте между ступенями идет сильный навал на зубья у правого берега. Осмотр и страховка по правому берегу. Чалится для осмотра непосредственно перед дорожным знаком. На пороге есть места под палатки, дров почти нет. Занос груза по хорошей тропе с неудобным спуском в ее конце. Особенно если погода дождливая.

Прохождение группы (Фото внизу) Фильм «01 Сомнительный»)Поскольку этот порог у нас первый, оценив сложность, после долгих колебаний – принимаем решение занести груз и идти «пустыми».Первым проходит К-4 и прячется в улов. Вторыми – К-2. Из улова опять К-4 первыми. Догнавшая нас группа белорусов, становится на страховку с берега. Мы, в свою очередь страхуем их и с берега, и с воды. Оба наших катамарана прошли безпроблем по центру обоих ступеней.
(Наши сомненияоказались оправданными -белорусы, идущие его на своем К-2,после резкого броска вправо на первом сливе, во второй слив зашли с ошибкой, «Катьку» сильно притопило и чуть не выбило из упор матроса. Но все прошло боль-мень гладко. Мы даже решили использовать встречу для «покататься». Потренировались,хотя и с огрехами.(Фильм «01 Сомнительный ошибка»)).

Порог «Сомнтительный» 1ая-2ая ступень


Порог «Сомнтительный» 3ая ступень

Препятствие N 02. Порог "Муравей" 4 кс.Длина 60-80м. Ориентир – на левом повороте через 2-5 минут ходу от п."Сомнительный". Порог начинается островом в центре русла, который делит русло на два рукава. Правый рукав в нашу воду чисто пройти нельзя – сядешь на камни. Левый – основной рукав. Порог начинается сливом с горки камней высотой около 1м. Далее валы до 1м. и на выходе, на плавном левом повороте, за счет скальных выступов ЛБ и ПБ образован небольшой пологий слив, прижим к ПБ. Осмотр по левому берегу. В конце порога хорошее место для обеда.
Прохождение группы(Фото внизу) Фильм «02 Муравей»): Основной слив проходили под левым берегом, потом резко смещаясь в центр прошли остаток порога, на выходе чуть сместились влево уходя от прижима к ПБ. Для «Муравья» главное - чисто и правильно войти в первый слив с горки (уж очень узко сейчас) и чуть подправиться в середине. Если все «в струе» - «течка» выбрасывает как пробку. Экипажи прошли без ошибок по заранее намеченной траектории.  Первым К-4 (К-2 страховка с берега), вторыми К-2, страхуемый К-4 с воды.

Препятствие N 03. Порог "БСТ" 3 кс. Длина порога 120м. Ориентир – сужение русла, шум воды, скальный бом у ПБ (место чалки). Порог начинается каменной грядой, которая тянется с ЛБ и перегородившая две трети русла. Сам порог забит множеством надводными и подводными камнями. Осмотр порога по ПБ. В начале и в конце порога есть стоянки, стоянка в конце порога более уютная.
Прохождение группы(Фото внизу) Фильм «03БСТ (кровь, пот и слезы)»):Вода явно малая. Сколько ни пытались запомнить, где какой камень – сложно. Их, камней, туча. На всем правом берегу сидят москвичи и самарцы – клеятся и шьются. Неприятная картина перед прохождением. Решаем проходить БСТ до середины по главному сливу под левый берег,в середине, чтоб не порваться под «Камнем убийцей» - выворачивать под правый берег.
К-2 проходит, как задумано, почти чисто, исключая посадку на обливной камень за сливом левого поворота, который при просмотре с берега вообще  видно не было и такой же почти на выходе из порога. Вода сильная, но мелковато…
К-4 – протабанил после правого первого поворота на входе начало левого зигзага на входе в основную струю и его легко и красиво выкинуло к правому берегу. Потому К-4 так и закончил прохождение, протискиваясь между каменными «воротами» правой течки.
Было б время в маршруте, порог в эту воду представляет собой большой интерес для тренировки слаломной техники, так как вариантов прохождения порога очень много.


Порог «БСТ» Начало.

Порог «БСТ» Середина

Порог «БСТ» Проход правой протокой. Второй слив.

Порог «БСТ» Выход из порога левым берегом под «камень убийца».

Порог «БСТ» Вид на выход из порога левым и правым берегом

Порог «БСТ» Заход на левую струю К-2

  Порог «БСТ» Траверс с левой струи на правую К-2

Порог «БСТ» Выход из порога по правой струе К-2
         За «БСТ» следует небольшой плес. По ПБ стоянок нет. Скалистый правый берег поджимает Кутсу к самому берегу. Все стоянки на левом берегу плеса. На фото ниже, верхняя стоянка левого берега над самым началом «Оба-На».








Препятствие N 04. Водопад "Оба-На" 6 кс. Длина порога 90м. Ориентир – сразу после п."БСТ" заправым поворотом, на ЛБ висит дорожный знак «Проезд запрещен»(кирпич). Водопад представляет собой водоскат по наклонной плите у ЛБ и маловодный водопад у ПБ. Перепад высоты 8-10м. В скале ЛБ есть два кармана-полки, в меньшую воду они сухие. Струя попадая в эти карманы отбивается назад вследствие чего получается вал высотой до 2м, который перекрывает всю линию движения водоската. Внизу водопада мощный котел, который подсасывает катамараны в радиусе 15м. Камни лежащие при заходе в порог залиты водой. ПБ – обнос здесь гораздо меньше и проще, но не безопасно, так как катамараны спускаются на воду на кромке подсоса котла. 
Прохождение группы:Обнос осуществляли по ЛБ.
Если мне позволено чуть посоветовать: Просмотрев достаточно большое количество видео в «Ютубе», где все классно и великолепно, все-таки очень стоит побродить-походить с просмотром по правому берегу порога. Слов нет – красиво «слетают» катамараны с «Оба-Нихи»… Но вот в нашу воду четко видно:
- заход на порог настолько суженый, что между левым берегом и двумя подтопленными камнями справа – створа для «втискивания» -  ровно по кулаку с бортов. Этих «камушков» в среднюю воду не видно. И, не дай Бог, в нашу воду не втиснуться!;
- «петух» в десяти метрах слива, пропускаемый в среднюю и большую воду меж гондол без проблем, при небольшой ошибке в нашу воду, сбрасывает катамаран вправо в 10-12 метровый пустой пролет, в почти закрытую «яму» под правым берегом;
- основная струя потока лежит в «U»-образном ложе скальной плиты под левый берег. В нашу воду отчетливо видно, что правый борт этого ложа абсолютно отвесный и, сбитый вправо после «петуха» катамаран, не имеет шансов на «выживание»;
!!!! Тем не менее – при удачно-правильном заходе – Оба-На выплюнет катамаран в финишныйкотел уже и без усилий экипажа.
Хоть порог и не был заявлен в графике, но ведь  оставалась надежда – «а вдруг!» -  Оба-Нашку мы обносим.

.Загрузившись за порогом, попробовали проверить подсос у котла.. Чувствуется, что мощный… Но, на сегодня, «играться» не стоит. К-2 в напряг, но уходит, К-4 уходит от «подсоса» проблем…

Препятствие N 04. Водопад "Маманя". Непроходим (Хотя по легендам, каякеры проталкивались. Чудно!).Ориентир – неслышен и не виден с воды. Через метров 200 после водопада "Оба-На". Правый берег – скалы выходящие в воду. ЛБ – скалы, но есть небольшой мыс у самой кромки водопада. На этот мыс чалка. Подходить аккуратно, но уверенно, под самый левый берег. Течка суда не подбирает. Перед мысом есть два кармана для чалки судов. Водопад представляет собой три ступени. Первая – высота 5-6 метров, после глубокая бочка. Вторая ступень – высота около 10-12 метров. Вся мощь воды падая образовывает мощный котел, после которого вся струя поворачивает вправо образовывая третью ступень. Третья ступень – слив высотой 2-2.5 м. после слива небольшие валы. Осмотр и обнос водопада по ЛБ. Внизу водопада есть место для обеда с красивым обзором на водопад.
Прохождение группы(Фото внизу) Фильм «04 Маманя»): Начитавшись отчетов о всевозможных сложностях у Мамани, о присутствии или отсутствии натянутого троса, о прохождении какой-то из российских групп с наведением крутонаклонной переправы с вбиванием крючьевой станции, о… елы-палы!!!  Заявили именно «альпинистский вариант»….
Все проще – по левый берег тропа уже такая, что – просто «бери и неси». Обнос без проблем… Правда крутовато. Да!…
В нашей группе все почти альпинисты с достаточной подготовкой. Время и погода позволяют… Выполняем «заявленный график». Наводим крутонаклонку – все снаряжение и суда уходят вниз по навесной переправе…




Весь «людской» состав уходит вниз самостоятельно, ножками… Но, один из нас, таки использует все семь десятков метров переправы…. Серьезная вещь! – это не вариант соревнований… Все на видео…

Препятствие N 05. Порог "Тесный". 4 кс.. Длина 80м. Ориентир – сужение русла, ЛБ скалы, ПБ скальная плита выходит в воду. Чалится к ПБ. В русле по центру, один за другим, лежат два больших обломка скалы образовывающих два слива ширина которых 2м. В сливах идет навал на ПБ. Скальные плиты ПБ слегка наклонены, получается небольшой трамплин. Далее идут камни образовывающие символическую букву "П", ножки которой развернуты вверх по течению. Пройти эту "П" можно как слева так и справа, слева проход более узкий и спокойный, справа – слив с навалом на правый берег. После слива небольшая выходная шивера.
Прохождение группы:Грубо говоря – не фарт. Обносим.
 Уровень воды настолько мал, что все наши задумки о  прохождении «Тесного» двумя с половиной вариантами:
- вырвать судно с правой «течки», минуя «мышеловку», на левую;
- втиснуться от «мышеловки» в правый проход;
- и даже, если вдруг, легши бортом на «мышеловку», перенестись через нее;
НЕ получились…
С трудом промерив(берег правый крутоват и лежит в скальной обойме) все трое «ворот», понимаем, что каты в них не «втискиваются». Первые ворота – поперечный размер судна проходит с запасом в 40-45 см по оба борта. Вторые – «в притир». Третьи, если не вытягиваться мимо «мышеловки» на левый берег, под правый берег – не протискивается вообще…                   Интересное наблюдение – при относительно малой воде, ее мощность ничуть не падает…

<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">

 

<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t">

.

 










После п."Тесный" идет множество шивер и порогов 1 и 2 кс разграниченными между собой длинными плесовыми участками. В этой части можно выделить три участка.
Первый – несложная шивера длиной метров 60 далее она разделяется двумя небольшими островками (протока выбирается на усмотрение). После слияния проток в конце прямого участка с хорошим течением и легкими полуваламивидно расширение русла с островком посредине. Это место старого моста на Вуориярви. На ПБ «осередок цивилизации»,где можно запастись небольшим списком продуктов.Баня есть тоже. Цены умеренные. На ЛБ есть поляна для большого лагеря. Но гнуса там!! Многовато…

Второй - во всех лоциях именуемый шиверой (Препятствие № 05). В нашу воду - это порог 2 кс, длина которого порядка 1 км. Порог представляет из себя хаотические валы высотой до 0.5м и небольшие пологие сливы. Идти можно сходу. (Фильм «04 Мощная шивера»).
Третий – порог 2кс (Препятствие № 06). Длина 25м. русло перегорожено каменными грядами. Сливы высотой до 0.5м. порог виден из далека. Можно идти без осмотра. Мы осматривали по ПБ. Примерно метров за 100-150 до порога на ЛБ есть отличная стоянка с построенной беседкой.

Препятствие N 07. Порог "Ступенька". 4 кс. Длина 350м. Ориентир – порог виден с воды. С ПБ выходят большие каменные плиты. Порог начинается небольшой входной шиверой. Дальше русло сужается из-за выхода каменных плит, образовывая серию сливов до 2м. Далее следует длинная выходная шивера, в которой множество надводных и подводных камней. Осмотр проводила как по ЛБ так и по ПБ. Вдоль всего порога по Пб идет хорошо набитая тропа. В начале порога есть три стоянки, и одна большая со столом и полуразрушенной баней – в конце порога.
Прохождение группы(Фильм «06Ступенька»): Порог прошли чисто по заранее намеченной линии движения. Камней, правда многовато. Несколько раз, как ни старались траверсонуть с одной струи на соседнюю, пришлось бортом садиться на каменюки.
После п."Ступенька" река становится шире, плесы увеличиваются. Среди плесов встречаются несложные шиверы и пороги 1-2кс. Весь этот участок можно идти сходу без предварительных просмотров. Не задолго до п. Малый Каньонный перед левым поворотом есть отличное место для ночевки-обеда на высоком левом берегу. Ориентир – остов бани и начало колеи на крутом подъеме левого берега.

Препятствие N 08. Порог "Малый Каньонный" (Струя) 3 кс. Длина 90м. Ориентир – сужение русла. Скальные берега. Порог начинается небольшим сливом с камней, после слива идет серия валов высотой до 1м. В русле есть несколько надводных камней. После порога широкий разлив. Осмотр по ЛБ. В конце порога на ЛБ есть хорошая стоянка с баней.
Прохождение группы(Фото внизу.Фильм «07Струя. Малый Каньонный»):Проходили по центру по заранее намеченной траектории не разгружаясь. Прошли чисто.




От п."Малый Каньонный" до п."Водопадный" – вода спокойная. Расстояние между порогами на часа 2.5. На этом участке только одна маленькая шивера. Сразу перед п."Водопадный" есть один порог 2кс. Ориентир – хорошо виден с воды после левого поворота. Порог состоит из двух ступеней. В начале второй ступени небольшой островок. Линия движения читается с воды. В начале порога на ЛБ есть хорошая стоянка. Примерно через 200-250м. п."Водопадный".
Препятствие N 09. Порог "Водопадный" 5+ кс.Длина 400м. Ориентир – правый поворот, у ПБ выходит каменная плита, ЛБ – скала. Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень – самая сложная – выглядит в виде буквы "S", горка высотой около 5м. тут много камней и мелких сливов, заканчивается этот один большой слив большой бочкой, после которой идет огромный вал высотой 2-2.5м, за которым мощная бочка. Далее идет небольшой участок спокойной воды. Первая ступень очень похожа на водопад "Оба-На". Только много короче. Вторая ступень – начинается на правом повороте. Слив водопадного типа с каменной гряды перегородившей все русло. Высота слива 2м. Вариантов прохождения несколько. Третья ступень – такая же как и вторая, только высота слива здесь чуть больше 2.5-3м. после третьей ступени идет быстроток, который постепенно успокаивается. Осмотр можно проводить как по правому, так и по левому берегу, но удобнее по ПБ. На ПБ хорошо набитая тропа. На протяжении всего порога есть несколько больших полян (3-4 шт.), на некоторых из них есть бани.
Прохождение группы(Фото внизу. Фильм «08Водопадный»):Как и прохождении Сомнительного организуем страховку совместно с белорусской группой. Страховку с берега ставим посредине первой ступени. Белорусские двойки страхуют (их мы страховали на всех сливах с берега) с воды за второй ступенью и за третьей. К-4 проходит порог сквозняком. К-2 останавливается за первой ступенью принимая последний белорусский катамаран. Проходим все чисто по намеченной линии хода

Порог «Водопадный». Первый слив 1-ой ступени К-4.

Порог «Водопадный». Первый слив 1-ой ступени К-2

Порог «Водопадный». Второй слив 1-ой ступени К-2

Порог «Водопадный». Вторая ступень К-2


Порог «Водопадный». Третья ступень К-2

После п."Водопадный" идут длинные плесы, и что бы группа совсем не расслаблялась, встречается одна шивера, и один порог 2 кс – виден с воды, линия движения читается с наплыва. Немного не доходя до слияния р.Тунтсайоки и р.Кутсайоки есть несложный, но интересный порог "Три протоки".










































Препятствие N 10. Порог "Три протоки" 3 кс.Длина 100м. Ориентир – плавный правый поворот, виден с воды. В пороге есть два небольших островка, которые делят русло на три протоки. В протоках косые валы, бочки и много надводных камней. Просмотр возможен как с ЛБ так и с ПБ. Мы осматривали с обоих берегов.
Прохождение группы(Фильм «09Три протоки»):Шли центральной протокой не разгружаясь, прыгая в центральный косой слив с бочкой, за ней резко ушли вправо, и через сливы у ПБ вышли в небольшую выходную шиверу. Прошли чисто, без ошибок.
Далее идет один большой плес до слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки, которые образовывают р.Тумча. На слиянии на ЛБ есть хорошая стоянка.

По плану у нас здесь дневка с выходом на Тутсайокские пороги «Яма» и «Котел».

Препятствие N 11. Порог "Яма" 4 кс.Ориентир: выходы скальных плит с обоих берегов. В центре пологий мощный слив за которым стоит мощный вал, способный опрокинуть катамаран. Сразу за порогом обширный плёс.
 У порога по обоим берегам стоянки. По левому берегу ниже порога очень хорошая с песочным пляжем и отличными видами на реку.
Прохождение группы(Фото внизу. Фильм «10Яма», «10 Яма каталки»):Погода великолепная, катамараны разгружены. Проходили как только могли. Места для страховок – наилучшие. Порог коротенький и прекрасно просматривается.


Препятствие N 12. Порог "Котел" 4 кс.Гладкий каменный лоб на левом берегу. Чалка и осмотр с левого берега. При малой и средней воде единственный проход под левым берегом через котёл. В котле при неправильных действиях экипажа легко кладёт катамаран. Правая часть русла перегорожена зубьями камней. При уровне воды выше среднего открывается проход под правым берегом. Обнос короткий, что очень удобно для тренировки повторных прохождений через котёл. За порогом обширный разлив удобный для страховки с воды, так же очень удобно выставлять морковки с каменного лба левого берега.
 Сразу за порогом на левом берегу роскошный песчанный пляж и множество удобных стоянок.
Прохождение группы(Фото внизу. Фильм «11Котел»):Все так же:Погода великолепная, катамараны разгружены. Проходили тоже -  как только хотели. Места для страховок – уже сказано.



На р.Тумча долина заметно расширяется, часто встречаются острова. Плес продолжается аж до несложного порога "Ночной" 2 кс. Препятствие № 13. Ориентир – скалистая гряда. Порог виден с воды, линия движения читается с наплыва. Через 200м после порога изюминка р.Тумча п."Карниз".

Препятствие N 14. Порог "Карниз" 4-5 кс. Длина 250м. Ориентир – виден с воды, в центре русла огромный каменный остров-плита. Каменный остров-плита делит русло на две протоки. Левая – узкая. В левой протоки косой слив от ЛБ к центру, шириной метра 2.5-3, высота 1.5м. Заход затрудняет плита у ЛБ. После слива мощная бочка и быстроток. Правая – широкая. Вариантов прохождения по нашей воде несколько. Слив в правой протоке заканчивается большой мощной бочкой, на мой взгляд, способной перевернуть большой катамаран. В нашу воду в среднем сливе явно просматривается лезвиеобразный край скальной плиты, способный при прыжке откровенно резануть баллоны. Бочка под сливом очень широкая и длинная. Без хорошей скорости ее прорезать вряд ли получится. После соединения двух проток идет выходная шивера с валами до 0.5м. Шивера заканчивается небольшим сливом с бочкой образованными скальными выходами с обоих берегов. Осмотр можно проводить как поправому, так и по левому берегу. На ПБ есть две маленькие стоянки – одна в начале порога другая в конце. На ЛБ есть одна очень большая стоянка, на ней может разместиться сразу несколько групп. В самом конце порога на ЛБ, на мысе, есть хорошая поляна.
Прохождение группы(Фото внизу.Фильм «12Карниз»): Осмотр производили по обоим берегам. Оба экипажа шли под левыйберег, затем уходили в центр по шивере. Прошли чисто, без ошибок, по заранее намеченной линии движения.


После п."Карниз" начинается продолжительный плес часа на 1.5-2. Плесовый участок заканчивается последними порогами на маршруте идущими один за другим.

Препятствие N 15. Порог "Каньонный" 2 кс.Длина 200м. Ориентир – метров за 300 до порога большой остров, поросший лесом. Сам порог виден с воды, ЛБ и ПБ – отвесные скалы. Порог представляет собой – подводные и надводные камни в центре русла, небольшие валы. Линия движения читается сходу.
Прохождение группы: Шли сходу, не осматривая. Весь порог прошли по центру. 
Препятствие N 16. Порог "Змея" 3 кс.Длина 200м. Ориентир – примерно через 50-70 метров, после предыдущего препятствия. Порог начинается на плавном, левом повороте. Сначала идет входная шивера, затем русло разбивается на протоки двумя островками, на протяжении всего порога камни и валы. Острова находятся на извилине русла, в протоках меж островами – прижимы. По ПБ есть тропа для осмотра.
Прохождение группы(Фильм «13 Змея»): Осмотрели порог по ПБ. Входную шиверу шли по центру, дальше шли по центральной протоке меж двух островов уходя от прижимов. Прошли чисто не разгружаясь. 
Препятствие N 23. Порог "Шляпа" 4 кс.Длина 100м. Ориентир – через 3 минуты сплава после п."Змея". Порог находится на левом повороте. Порог выглядит в виде буквы "S". В центре русла лежит большая каменная плита. Порог начинается неровным сливом высотой около 1,5 м. Вся вода прижимает к скальному острову. После поворота влево, огибая остров весь поток резко разворачивает вправо, примерно на 180 градусов, на этом, правом повороте, небольшие валы. Порог заканчивается небольшим сливом по центру. Порог осмотреть можно по ЛБ. Здесь есть две хорошие стоянки.
Прохождение группы(Фото внизу. Фильм «14 Шляпа»): Осмотр проводили по ЛБ. Шли  в грузе.  К-4 прошел чисто, по заранее намеченой линии движения. К-2 соблюдал намеченную линию движения, но в силенок не хватило на правом повороте и, протупив всю поворотную струю, все-таки ушли в слив.
После прохождения, разгрузившись на левом берегу (конечная стоянка всех групп, завешенная по деревьям всем, чем только можно), проходили Шляпу по всем возможным вариантам: и по центру, правее островка, и с правой протоки (очень интересный проход и в смысле слаломной техники, и в смысле отработки ухода от котла, и в смысле поотдыхать в «тени»), и прошли правую протоку по «канализации»…. Там узковато, но интересно, благо через остров заносить суда легко…


На этом препятствия на маршруте заканчиваются и наш маршрут тоже. Отсюда начинается выход на Иовское водохранилище.
На левом берегу причал для баркасов, на одном из которых и уходим в Зареченск.


Катер: Необходимо заранее звонить (1-2 недели) и заказывать. ЧХВ 3:30.
Забелинский Алексей   +7-921-660-56-48  Николай  8-(81533)-6-05-39 +7-911-320-83-17 дом. 8-(815-33)6-04-44 дача   8-(815-33) 6-05-09
Рейсовый автобус № 221 «Зареченск – Кандалакша» уходит с центральной площади в 07:00; 19:30 (Пн, Пт). ТХВ до Кандалакши ~3ч. Ходовое время заказной машины 1:30, ~100км.
Легковая машина с багажником: Зареченск, ул.Нивская д. 8А, кв. 11, т. (81533 межгород) 60-447  Аполлонов.
Зубарев Евгений, г.Кандалакша (815-33)349-50 машины с верхним багажником и с прицепом.          
Легковушки, с багажником по заказу, в Кандалакше: (81533)-3-49-50 Зубарев Евгений.
Гостиница «Иова» в Зареченске, тел. 8(921) 287 – 07 – 61;  8(921) 724 – 70 – 30, +7-921-038–58–48 есть транспорт.
«Колвица-Тур»  www.kolvica.ru  +7-921-151-55 -97 Василий Миноченков  info@kolvica.ru
Урал - до 20 человек с вещами, г.Кандалакша, Рыбалов Михаил или Валерий (815-33) 321-82  Зил-130 (кунг), +7-911-303-70-66  а также буханки, газели с багажниками и прицепами. ПАЗ (81533) 3-23-25
Можно заказать автобус через музей Кандалакшского заповедника, тел. 5-5842. Краеведческий музей в Кандалакше, т.2-4407.
УДЦ "Созидание"     www.alakurtti.ruпос. Алакуртти  e-mail: sozidanie@alakurtti.ru  +7-911-322-88-77 Владимиров Алексей
"Канда-тур"  www.kandatour.kandalaksha.ru     (815-33) 9-23-28  г.Кандалакша  e-mail: kanda_tour@com.mels.ru Пассажирская Газель, Алакуртти, Игорь  +7-921-668-00-20; Вадим (815-33) 7-39-86.
ГАЗ-66 Аллакуртти, Виктор Кураш+7-911-322-85-80
Маршрут проходит на территории заказника «Кутса». Адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Капитана Тарана, д.25 тел/факс: +7 (815-2) 21-00-40 kpr@amo.murman.ru, kpr@kpr-murman.info, http://nature.gov-murman.ru
ГОУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Мурманской области» Тел./факс: 8 (815-38) 31085 e-mail: oopt@ruslapland.ru
Погранотряд  с.Алакуртти (в/ч 2201) начальник – полковник Маслов С.В. Тел./факс: 8 (815-33) 52440  в будни 8.30-13.00 14.00-17.30
8(815-33)52292  Оперативный дежурный – круглосуточно. Кандалакшинское отделение ФСБ находится в здании УВД 
 ПСС Кандалакша ул.Первомайская 9,   8 (815-33) 23537.




Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Тарас Михайленко