Казахстан / Автотуризм

Беглый взгляд на Казахстан

19 - 28 сентября 2007 г.
Казахстан. По площади и расстояниям равен нескольким европейским государствам. Страна степей и гор, кочевников и предпринимателей, национальных традиций и современных технологий, бедная и богатая - таким предстал в этой поездке наш южный сосед.

Фото 1. На границе с Казахстаном Фото 1. На границе с Казахстаном
Световой "туннель" от Темиртау до Караганды Световой "туннель" от Темиртау до Караганды
Фото 3. Карагандинская степь Фото 3. Карагандинская степь
Фото 4. Верблюд - лучший друг человека Фото 4. Верблюд - лучший друг человека
Фото 5. Здесь "ковался" щит СССР. Фото 5. Здесь "ковался" щит СССР.
Фото 5. Озеро Балхаш Фото 5. Озеро Балхаш
Фото 7. Отмечаемся в Балхаше Фото 7. Отмечаемся в Балхаше
Фото 8. Уральские черви пришлись по вкусу Фото 8. Уральские черви пришлись по вкусу
Фото 9. Результат Фото 9. Результат
Фото 10. Алматы. Вид на городские кварталы из парка Кок-Тебе Фото 10. Алматы. Вид на городские кварталы из парка Кок-Тебе
Фото 11. Алматы. Отель "Казахстан" Фото 11. Алматы. Отель "Казахстан"
Фото 12. Алматинская телевышка Фото 12. Алматинская телевышка
Фото 13. Алматинский цирк Фото 13. Алматинский цирк
Фото 14. Алматы. Государственный Оперный театр Фото 14. Алматы. Государственный Оперный театр
Фото 15. И мы тут затесались Фото 15. И мы тут затесались
Фото 16. Здесь начинается знаменитый каток Медео Фото 16. Здесь начинается знаменитый каток Медео
Фото 17. Медео без льда Фото 17. Медео без льда
Фото 18. Стадион Медео. Вид с высоты 842 ступенек. Фото 18. Стадион Медео. Вид с высоты 842 ступенек.
Фото 19. Этот ручеек внизу способен разрушить город Фото 19. Этот ручеек внизу способен разрушить город
Фото 20. А эта плотина не даст Фото 20. А эта плотина не даст
Фото 21. Красотищща - дух захватывает! Фото 21. Красотищща - дух захватывает!
Фото 22. Прав поэт: Лучше гор могут быть только горы! Фото 22. Прав поэт: Лучше гор могут быть только горы!
Фото 23. Дорога на Чимбулак. Эта дорога - не для "Жигулей" Фото 23. Дорога на Чимбулак. Эта дорога - не для "Жигулей"
Фото 24. Вверх сквозь облака Фото 24. Вверх сквозь облака
Фото 25. Уже яснее Фото 25. Уже яснее
Фото 26. Чимбулак. Вот и солнце! Фото 26. Чимбулак. Вот и солнце!
Фото 27. Чимбулак. Каменный исполин Фото 27. Чимбулак. Каменный исполин
Фото 28. Чимбулак. Вид с первой станции канатки Фото 28. Чимбулак. Вид с первой станции канатки
Фото 29. Алматы. Ж.д. вокзал Фото 29. Алматы. Ж.д. вокзал
Фото 30. Важные чиновники говорят... Фото 30. Важные чиновники говорят...
Фото 31. А мы внимаем их речам Фото 31. А мы внимаем их речам
Фото 32. Концерт оркестра народных музыкальных инструментов Фото 32. Концерт оркестра народных музыкальных инструментов
Фото 33. Девушки в национальных нарядах для антуража Фото 33. Девушки в национальных нарядах для антуража
Фото 34. С казахскими партнерами Фото 34. С казахскими партнерами
Фото 35. Рассказываем о нашей продукции Фото 35. Рассказываем о нашей продукции
Фото 36. В павильонах выставки Фото 36. В павильонах выставки
Фото 37. Национальный колорит Фото 37. Национальный колорит
Фото 38. Современные казахские девчонки Фото 38. Современные казахские девчонки
Фото 39. У символа Алматы Фото 39. У символа Алматы
Фото 40. Окрестности Кокшетау. Озеро Боровое Фото 40. Окрестности Кокшетау. Озеро Боровое
Фото 41. Вокруг озера Боровое Фото 41. Вокруг озера Боровое
Фото 42. Озеро в золотой оправе Фото 42. Озеро в золотой оправе
Фото 43. Каменный "корабль" на озере Боровое Фото 43. Каменный "корабль" на озере Боровое
Фото 44. Озеро Боровое. Осенний этюд Фото 44. Озеро Боровое. Осенний этюд
Фото 45. Озеро Боровое. Еще один Фото 45. Озеро Боровое. Еще один
Фото 46. Боровое. Осенняя сказка среди казахстанских степей Фото 46. Боровое. Осенняя сказка среди казахстанских степей
Фото 47. Боровое. Когда-то такие здесь водились Фото 47. Боровое. Когда-то такие здесь водились
Фото 48. Боровое. Среди сосен и следов "пещерных" людей Фото 48. Боровое. Среди сосен и следов "пещерных" людей
Фото 49. Боровое. Здесь конец дороги вокруг озера Фото 49. Боровое. Здесь конец дороги вокруг озера
Думаю, не ошибусь, если предположу, что большинство туристов совершают серьезные поездки, походы, экспедиции  во  время  отпусков,  готовясь  к  ним  весь год.
   Однако, иногда и командировки на работе подбрасывают шанс  познакомиться  с  новыми местами,  совместить  приятное  с  необходимым.
  Именно такой случай мне подвернулся в связи с участием фирмы, где работаю, в газонефтяной международной выставке KIOGE, проходившей в начале октября  2007 года в Казахстане,  в городе  Алматы.
  Будучи включенным в состав делегации, и не первый раз принимая участие в подобных мероприятиях,  хорошо представлял себе материальную сторону дела.
  Перспектива опять душиться по вокзалам и автобусам, обвешанным бесчисленными свертками, пакетами, коробками с рекламными  материалами,  плакатами  и  макетами для оформления  стенда,  совершенно  не  прельщала.
   Просмотрев автомобильный маршрут до  Алматы,  и  в тайне лелея мысль, заскочить по пути на озера Балхаш и Боровое, предложил руководству предприятия переправить часть этой амуниции на своей машине.  Инициатива  была  одобрена.
   Дальше  -  все просто.  Беру с собой одного из членов нашей команды Вячеслава,  оформляем  командировки,  грузимся  и  можно ехать.
   С нами напросился его родственник Влад,  который в советские времена офицером служил  недалеко от города Балхаш, и у которого были какие-то дела  в  Алмате.  Взяли и его до кучи, тем более,  что он хорошо знал те края и  согласился  оплатить  часть  дорожных   расходов.
   В возможностях машины пробежать этот маршрут, я ни секунды не сомневался, так как буквально за пару месяцев до этого совершил на ней поездку на  Байкал,  в которой   пришлось  ехать  не только по асфальту.
  Своими планами поделился с попутчиками, они их восприняли на ура, поэтому поездка из разряда  деловых начала превращаться в познавательно-развлекательную.
  Выехали в пятницу рано утром для того,  чтобы иметь резерв времени. Во второй половине дня были на пункте пропуска между российским поселком Петухово (Фото 1) и казахстанской  Мамлюткой  близ города  Петропавловск.
   На границе все оказалось по-взрослому:  на обеих сторонах таможенный и паспортный контроль, заполнение деклараций, только загранпаспорта и визы не нужны.
   Наша макулатура в багажнике вызвала повышенный интерес казахстанских таможенников. Пришлось объяснять ее назначение и даже прочитать краткую  лекцию о том,  что такое газоперекачивающий агрегат, и в чем заключаются его  функции.
   Тем не менее,  благополучно прошли границу,  тихонько  прокрались через  Петропавловск  и  взяли  курс  на  Астану.
  Новой столицы Казахстана достигли почти  в сумерках. Город миновали по восточному обходу.  Решили, что ночью толком осмотреть его все равно не удастся, а шарахаться наобум по не знакомым улицам - равносильно поиску  приключений на известную часть тела. Столица республики осталась в памяти лишь морем огней, да силуэтами  многоэтажек  посреди  степи.
  Запас времени у нас был небольшой, всю ночь ехали. Сначала, по стандартной советской двухполоске, более-менее заплатанной и даже, кое-где, размеченной. А потом пошли какие-то непонятные многокилометровые пыльные объезды по степи, перемежаемые участками великолепнейшей  четырехполосной  трассы.  Эта чехарда продолжалась до Караганды, да и за ней тоже.
  Только на обратном пути, следуя по этим местам днем, увидели, сколь грандиозное  дорожное  строительство  затеяли  казахстанские  власти.
  От  Темиртау  до  Караганды проехали по дорожному чуду, которое лично я больше нигде не встречал.  Трудно представить прямую как стрела, хорошо освещенную, как городская улица, дорогу, одиноко тянущуюся по степи на шестьдесят километров.  Едешь сквозь черную ночь,  как по световому тоннелю. Глубокий смысл, заложенный устроителями  этой иллюминации,  для нас остался  скрытым  (Фото 2).
   Под утро покемарили прямо в машине возле какой-то харчевни, а с рассветом взбодрили себя водными процедурами из канистры, неплохим завтраком и продолжили путь.  Впереди был город Балхаш.
  Теперь перед нами  расстилалась  бескрайняя холмистая степь унылого желто-коричневого цвета. Разнообразили пейзаж лишь одинокие скальные  выступы,  балки,  да  стада  пасущихся животных (Фото 3,4). Совершенно непонятно было,  откуда  они берутся, так как на протяжении десятков километров не наблюдалось ни малейших признаков человеческого жилья.  Даже  машины  на трассе встречались  крайне  редко.
  После нескольких часов езды, наконец, на горизонте появляются, сначала трубы и дымы, а потом и строения города Балхаш.  Не надо быть специалистом, чтобы догадаться о наличии в этом городе крупного металлургического  комбината.  Тому подтверждением были смог и запах, висящие в воздухе, а также серый пыльный налет, покрывающий  здания,  дороги и всю округу .
  В тридцатых годах прошлого века здесь был построен и функционировал крупнейший в СССР медно-молибденовый комбинат. После обретения Казахстаном независимости объемы производства  резко  упали,  но  вся инфраструктура  комбината была сохранена  и  даже  вновь  освоена  выплавка золота  из  отвалов переработанной  породы.  Здесь нам ничего не было нужно, чиркнули город по окраине и поехали дальше.
   От  Балхаша  дорога идет вдоль озера и ведет в небольшой городок Приозерск.  Примечательное место.  Это - бывшая  «столица» ракетного  полигона Сары-Шаган. Вокруг этого закрытого городка располагались бесчисленные воинские части,  где  отрабатывались  элементы советских ПРО и ПВО.
   В независимом Казахстане от бывшей огромной империи военных осталось  лишь несколько закрытых зон,  арендуемых российской армией.
  Остальные покинутые объекты, дислокации воинских частей были разорены  и  разграблены местным  населением  и коммерсантами.
  Об этом свидетельствовали,  подготовленные к вывозке, многочисленные штабеля бетонных плит вдоль дороги,  изрытая траншеями, от извлеченных кабелей,  степь,  развалины  военных строений (Фото 5).
  Наш попутчик Влад служил, как раз,  вблизи Приозерска и на одном из знакомых ему отворотов предложил съехать с трассы  на  берег озера.
  Преодолев четыре или пять километров еще не разобранной бетонки,  оказываемся на берегу Балхаша.  Все - привал.
  Озеро  поразило своей  огромностью.  Не Байкал, конечно, но тоже производит  впечатление  (Фото 6).
   Пока парни разводили костер и отмечались купанием в Балхаше (Фото 7), я решил попытать рыбацкого счастья  -  зря, что - ли,  вез с Урала  червей?
  Слышал, что Балхаш богат рыбой,  но чтобы  такая  рыбалка!  Буквально за полчаса  в импровизированном садке, сооруженном из камней, оказалось около трех десятков приличных  тараней (Фото 8,9).  Даже мои попутчики, которые и удочку никогда в руках не держали,  выразили желание поймать хоть по одной  рыбке,   что успешно и сделали.
  Для приготовления рыбы, кроме соли,  у нас ничего не было, поэтому запекли по паре штук на прутиках, а остальное потом отдали в харчевню на трассе.
  После обеда и  отдыха  продолжаем путь.  Через четыреста километров,  ближе к вечеру въезжаем в  Алматы.
  Город встречает пирамидальными тополями вдоль дороги и великолепным  видом освещенных предзакатным солнцем заснеженных  вершин  Заилийского  Алатау.
  Номера в отеле «Алматы» у нас были забронированы с воскресенья, поэтому  останавливаемся в небольшой знакомой Владу частной  гостинице.  В этот вечер приводим себя в порядок, отмечаем благополучное прибытие и заваливаемся  спать.  Проехать 2700 километров за тридцать восемь  часов  даром  не  дается.
  Следующим  утром пару часов крутимся по городу по делам Влада, заодно знакомимся  с  Алматой.
  Город сразу произвел впечатление культурного и делового центра региона.  Современная  архитектура  жилых и административных зданий, широкие улицы забитые автомобилями в основном иностранного (не российского) производства, многочисленная реклама и торговые заведения, обилие зелени, чистота и ухоженность городских кварталов – все говорило о достатке, интеллектуальном потенциале людей, огромных ресурсах,  вложенных  в  бывшую столицу  страны  (Фото 10, 11, 12,13).
  Именно, бывшую,  потому что, несмотря на внешний лоск,  на всем уже чувствовался неуловимый налет провинциальности. Так же, как он чувствуется  в  Петербурге,  по сравнению с Москвой.
  Приятно удивило доброжелательное отношение горожан к нам россиянам, владение русским языком всеми, к  кому общались за помощью в поиске нужных мест. Не было проблем и при необходимости запоздалого перестроения в плотном автомобильном потоке.  А при остановках на светофорах пару даже слышали слова приветствия и фразы типа: «Россияне, каким ветром  сюда  занесло?»  Приходилось отшучиваться.
  После обеда поехали устраиваться в гостиницу.  К этому времени уже купили карту города,  и перемещение по нему значительно облегчилось.  Оказывается, улицы центральной части имеют продольно-поперечную планировку, на перекрестках обозначены их названия, так что, прорисовав предварительно маршрут,  достичь  нужной точки  не представляет  труда.
  Нашу гостиницу «Алматы» находим в самом центре, на улице  Кабанбай батыра, 85. Недолгие формальности по заселению и регистрации, поднимаемся  с  Вячеславом  в  свой  номер.  Без шика, конечно,  но вполне прилично. Современный интерьер, новая мебель холодильник, телевизор, никаких следов пребывания прежних постояльцев.
  С балкона открывается  великолепный  вид на городские кварталы,  государственный  Оперный  театр  на фоне  горных  вершин (Фото 14).  Внизу стоянка, где оставили машину (Фото 15).
  До встречи остальных членов нашей команды, едущих поездом, еще уйма времени, поэтому решаем потратить его на осмотр самой известной достопримечательности  Алматы  -  высокогорного катка Медео.
  Найти его оказалось совсем не сложно. Улицы Алматы, направленные к горам,  имеют заметный уклон, так что, двигаясь по ним вверх, неизбежно попадаешь на выезд из города, направленный в сторону гор.  В данном случае, -  на проспект  Достык.
   Преодолев пятнадцать километров живописной дороги, прибываем на стоянку под стадионом.  Здесь  полно машин (Фото 16).  Несмотря на теплую погоду и отсутствие на стадионе льда,  алмаатинцы  приехали  просто отдохнуть, провести время, а гости города - познакомиться с этим замечательным местом (Фото 17).
  Многие приезжие кооперируются и нанимают на стоянке машины типа «Делика», чтобы подняться на горнолыжный  курорт  Чимбулак.
   Мы самонадеянно решили сделать это на своей «девятке», однако ее возможности позволили доехать только до селезащитной плотины.  Дальше начало  гореть  сцепление и,  во избежание проблем,  пришлось эту затею оставить.  Но и точка,  которой удалось достичь,  открыла замечательные виды  на  стадион,  плотину,  защищающую город,  и окружающие горы (Фото 18,19,20,21,22).
   А на Чимбулак,  как и другие приезжие,  съездили на наемной машине.  Право,  деньги за это тратишь  не  зря.  Подъем  до гостиницы (Фото 23) и затем, еще выше, на канатке (Фото 24),  позволяет  насладиться  величественной  красотой  горных  пейзажей (Фото 25, 26, 27, 28), сполна оценить труд строителей подъемников, обеспечивший  доступ к ним всех желающих.
  В  целом  же  экскурсия  оставила  массу  положительных эмоций и легкую зависть к алмаатинцам, которые практически в городе имеют такие  возможности  для активного отдыха и занятий зимними видами спорта  среди  великолепной  природы.
  Вечером на вокзале (Фото 29) встретили наших коллег и во время посиделок в гостинице,  уже они позавидовали  тому,  что  успели  увидеть  мы.
  Выставка открывалась во вторник, а понедельник был отдан приезжим участникам на оформление своих стендов и подготовку к работе.
  В этот день в  павильонах Центра делового сотрудничества (местная ВДНХ) на улице Тимирязева было жарко. Разгрузка машин с оборудованием и экспонатами, столпотворение представителей участников на регистрации, суета  местных  рабочих,  завершающих  монтаж  стендов и их стахановское оформление экспонентами – все  говорило  о  важности  и  масштабности  предстоящего  события.
  И действительно, выставка KIOGE, проходящая раз в два года, для всего среднеазиатского  региона  таковым и является.  В его экономике  добыча, транспортировка, экспорт нефти и газа играют заметную роль.  Именно поэтому, на выставку собираются по несколько сотен профильных предприятий из Казахстана, России и стран дальнего зарубежья, пытающихся «впарить» свою продукцию и услуги фирмам, относящимся  к топливно-энергетическим  комплексам  стран  региона.
  Несмотря на кажущийся хаос в течение дня,  к вечеру все экспозиции приобрели законченный  вид и были готовы к открытию.  Оно состоялось на следующий день, и было обставлено с подобающей значимости  события  торжественностью.
  Вступительные речи важных чиновников из правительства Казахстана,  грандиозный концерт государственного оркестра национальных инструментов,  девушки  в  красивых  национальных  костюмах  при  открытии  выставки создали у  участников соответствующий настрой на работу  и  достижение  конкретных  результатов  (Фото 30, 31, 32, 33).
  А затем начались выставочные будни.
  Встречи и переговоры с потенциальными покупателями продукции, поставщиками комплектующих, работа с посетителями нашего стенда и  знакомство со стендами участников, сбор чужих и распространение  своих рекламных  материалов,  участие в семинарах, общение (Фото 34, 35, 36, 37, 38) отнимали все  дневное  время  и  не давали  возможности  выбраться в город.  Только один раз за время работы выставки удалось съездить и побродить по городскому парку Кок-Тебе (Фото 39).
  Четыре выставочных дня пролетели как один.  Настала  пора прощаться с гостеприимной  солнечной  Алматой  и  возвращаться  к себе на Урал.  Утром в субботу загрузили все, что должны были увезти, попрощались с коллегами, которые  выезжали  чуть  позже,  и взяли курс на Караганду.
  Теперь гнали, нигде не останавливаясь.
   Район Караганды проезжали днем и своими глазами увидели грандиозное дорожное строительство  развернутое  казахстанскими  властями.
  Они не стали отдавать на разворовывание местным чиновникам и фирмам гигантские средства, а поступили очень просто.
  Для строительства современной скоростной автомагистрали с Севера на Юг страны были наняты немецкие  фирмы, которые приехали со своими асфальтобетонными заводами, дорожной техникой, рабочими и специалистами.  Местным  доверили только подвозку балласта.
   О современных технологиях строительства говорить излишне.  Все  этапы  создания  дорожного полотна можно было наблюдать на разных участках дороги, начиная от отсыпки нового основания, до создания полуметровой бетонной подушки, нарезки температурных швов и окончательного асфальтирования.
   По одному из готовых участков удалось проехать:  это – немецкий  автобан.  Говорю не голословно, а на основе собственного опыта поездки  в  Европу.
  Прошло уже два года, не знаю, как обстоят дела сейчас, но уверен,  что, еще по прошествии некоторого времени, обе столицы Казахстана свяжет современная автомагистраль европейского качества.
  Надо бы поучиться нашим господам из  правительства, как с умом расходовать средства фонда «национального» благосостояния.  Где он теперь,  в  карманах   у  банкиров?
  Но это - так, отступление на экономическую тему, вызванное легкой завистью к разумному подходу к делу ближайшего соседа и досадой на наши  вечные  ценности:  дураков  и  дороги.
   Астану, так же, как и на пути туда, проехали без остановки. А вот, не доезжая Кокчетава,  возле небольшого городка Щучинск  свернули  с  трассы и через некоторое время оказались в совершенно другом природном ландшафте.  Вместо ровной, как стол,  казахстанской степи въехали в самую настоящую  тайгу и горы,  окружающие  огромное  озеро (Фото 40).
  Пусть территория этого оазиса ухожена, вокруг озера проложена кольцевая дорога (Фото 41), а по берегам понастроены  многочисленные  пансионаты, гостиницы и  базы отдыха.  Сам факт  столь резкой  смены и разнообразия природных  условий на небольшом пространстве просто поражает.
   Место это называется национальный природный парк и курорт Боровое («Бурабай» по-казахски).  Озеро носит одноименное название, но кроме него в округе есть еще несколько больших и  малых  озер  и  самое крупное из них  Щучье.
  Это - любимое место отдыха  многих  казахстанцев из близлежащих городов,  туристов  из  России,  его посещают даже  иностранцы.
  Понятно, что из-за недостатка времени мы не могли себе позволить остановиться здесь хотя бы на сутки, да и снаряжения с собой никакого не было. Но, даже просто объехав вокруг озера, получили  истинное  наслаждение  от созерцания  уникального и действительно чудесного  уголка  Казахстана.
  Если представится случай, рекомендую обязательно побывать, а  остальным,  кому интересно,  предлагаю   для просмотра  Фото  42 - 49.
  Оставшаяся часть нашего путешествия не представляет интереса.  Это была просто гонка  подогреваемая усталостью и  жаждой скорее  попасть домой.  Как  и  планировали,  в  воскресенье  вечером были в  Перми.

Резюме:
   При пересечении Казахстана с Севера на Юг удалось побывать в интересных  местах,  узнать много  нового  о  жизни  соседней  страны.
  Судя по карте, путешествие с Запада на Восток может быть не менее  познавательным  и  интересным.   Надо пробовать!