Волчья башня в Требине



Таков ведь принцип у истории?
Раз не записано, значит, этого никогда и не было.
Кейт Аткинсон «Преступления прошлого»

Иногда стоит только копнуть материал для очередной раз расСказки, и тут как чертики из коробочки начинают выпрыгивать всё новые и новые исторические факты, байки, легенды. Вот и приходится «наступать песне на горло», чтобы не превратить РасСказку в нудный урок истории, не затянуть бесконечными подробностями. Сделать это порой весьма не просто. Очень не хочется упускать многочисленных деталей, которые могли бы дать какие-либо дополнительные объяснения историческим непоняткам.
Порой наиболее устоявшейся и общеупотребимой исторической версией становится версия, созданная на основе народного эпоса, песен, сказаний, былин и преданий. Такое случается из-за отсутствия фактов. Нет документов – есть народная песня – значить так оно и было.
Хорошо, если в песне прославляется какой-то князь или юнак. А если все наоборот? Если персонаж песни предается гонению и проклятию? Настолько ли был плох этот человек на самом деле?
 
Кула Бранковича 1900-е
Кула Бранковича 1900-е
2015-12-26--12-54-04_hf
Кула Бранковича
Вот, что по народному преданию отвечает, вернувшийся после битвы на Косовом поле, раненный слуга княгине Милице - жене сербского князя Лазаря Хребеляновича « … А что спрашиваешь ты о проклятом Вуке, прокляты да будут и мать и отец его! Он изменил царю на Косовом поле и отвел к туркам, госпожа моя, двенадцать тысяч латников» (1)
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона» дает Бранковичу краткую и весьма негативную характеристику: Бранкович (Вук) — зять царя Лазаря, из зависти ко второму зятю Лазаря Милошу Обиличу нарочно не поспел с помощью на Косово поле; память его ненавистна всякому сербу; † 1396 г.
О «проклятом Вуке» и пойдет речь ниже.

 
2015-12-26--12-39-10_hf
 
 
На окраине города Требине (Герцеговина) стоит башня. Замечательная, я вам скажу, башня! Поставленная еще в дотурецкую эпоху, она отличается гармоничностью форм, суровой монументальностью и прекрасной каменной кладкой. Обращают на себя внимание контрфорсы, которые весьма редко использовались и турками и, даже много позже, австрийцами.
Имя этой башне – Кула (башня) Бранковича – Кула Вука (Волка) Бранковича. Именно того самого «оклеветанного толпой» Вука Бранковича.
Кто же на самом деле «господин Вук»? Национальный герой, изменник и предатель, жертва наговора или исторической ошибки?
 
Печать Вука Бранковича
Печать Вука Бранковича
Вук Бранкович (серб. Вук Бранковић) родился около 1345 года, и был младшим сыном Бранко Младеновича, который владел Охридом и был приближенным царя Уроша V. Около 1371 года Вук женился на Маре (†1426), старшей дочери сербского князя Лазаря Хребеляновича и княгини Милицы. У них было три сына: Григур, Георгий (деспот, 1427-1456) и Лазарь.
Бранковичи всемерно поддерживали христианство в своих землях. Вук в 1365 г. даровал Хиландарскому монастырю земельные владения от имени своего старшего брата. Радоня и Вук также делали вклады в монастырьрь Кутлумуш. Изображения Григория и Вука включены в композицию портала капеллы св. Григория церкви Богоматери Перивлепты в Охриде.
К 1371 году Вук помимо Охрида владел Приштиной, Вучитрином и Звечаном — так называемой Вуковой землёй.
В 1377 году под его власть попало Скопье, а в 1378 — Призрен.
В 70-х годах XIV века Вук присоединил к своему имени династическое имя Неманичей Стефан и стал именовать себя «господином ... северным странам, градовом и землям, Серблем и Греком и Подунаю», при этом он подчинялся своему тестю князю Лазарю. Со временем Вук Бранкович вошёл в "семейный" союз, формировавшийся вокруг его тестя Лазаря Хребеляновича.
Его правление ознаменовалось значительным экономическим и культурным подъемом в регионе. В столице своего удела Приштине он построил мощную крепость, вел активное храмовое и монастырское строительство, около 1378-79 г. был украшен фресками соборный храм Липлянской митрополии. Вуком сделаны значительные вклады в Хиландарский монастырь. Он подарил этой афонской обители монастырь св. Георгия в Скопье со всеми его владениями и доходами, село Гадимле. В землях Вука в 80-х гг. XIV в. довольно активно велось книгописание.
 
Денар времен правления Вука Бранковича, Косово. 1371-1395
Денар времен правления Вука Бранковича, Косово. 1371-1395
Душан (Стефан Душан, прозванный в народе Сильным) положил роковым образом начало, разделив свое государство на 16 областей и раздав эти провинции в управление своим родственникам и вельможам; так, напр., … часть теперешней Старой Сербии — Вуку Бранковичу, теперешняя Черногория — Балше и т. д. (2)
Восстанавливая единство и порядок в государстве, Лазарь придал и двору своему пышность и великолепие и учредил высокие придворные звания, из которых первым, деспотским, пожаловал своего зятя Вука Бранковича. (3)
Царь Лазарь был женат на Милице, из рода Неманичей. От Милицы было у него три сына: Стефан, Вук и Лазарь и 5 дочерей; из них, Мара вышла за изменника Вука Бранковича, Деспа за одного из Бальшичей, а младшая, Милева, сделалась женой Баязета I и султаншей.(4)
В ряду первых вельмож государства фигурируют придворные чины и приближенные к царю воеводы; в их числе первое место занимал зять царя Вук Бранкович, а затем и другой его зять Милош Обилич. (3)
 
Гербы
 
… Совершенно противоположен в национальном предании сербского народа образ Вука Бранковича, потомка знатного сербского рода (однако, не связанного с династией Неманичей). Благодаря тому гостеприимству, которое Вук оказал Урошу в памятном для него 1366 году, он сумел не только удержать свои владения, но и увеличить их настолько, что ко времени смерти царя Уроша они занимали значительную часть теперешней Старой Сербии. Потом с такой же верностью Вук служит князю Лазарю, на дочери которого он был женат, так что по одному свидетельству 1387 года «господин Вук» признается «любезным сыном» Лазаря. Впрочем, в своей области Вук был совершенно независимым от тестя, самостоятельно заключал договоры, в которых называл себя: «По милости божей я Вук Бранкович». Эту политику, уклончивую и эгоистическую, Вук продолжал и после Косовской битвы, в которой народное предание так несправедливо приписало ему роль изменника. Вражда Вука к родне Лазаря превратилась в народных понятиях в измену на Косовом поле, и косвенным подтверждением этого воззрения служил тот факт, что Вук еще пять лет владел своей землей и только в 1394 году был свергнут Баязетом с престола. (2)
Уже по этим небольшим цитатам видно, что даже русские авторы исторических работ конца XIX начала XX века относились в Вуку Бранковичу весьма по-разному.
 
Далее следовало бы рассказать о битве на Косовом поле 28 (15) июня 1389 года, которая прошла на земле принадлежащей именно Вуку Бранковичу. Однако «классический» вариант этой истории настолько всем известен, что я не буду повторяться.
 
Косовская битва. Художник Адам Стефанович. 1870
Косовская битва. Художник Адам Стефанович. 1870
Тень несостоявшегося предательства пала на него самого и на всё его семейство. А между тем и сам Вук, и его сын, сербский деспот Георгий Бранкович, и их потомки — самые настоящие герои и мученики: одни всю жизнь воевали с турками, не вылезая из седла, до 80 лет, другие были теми же турками ослеплены и умерщвлены.
Туркам просто было распространить байку о предательстве Вука Бранковича после его смерти (1396), когда произошла ссора Бранковичей и Лазаревичей.
“Народную” легенду о Косовской битве должно оставить писателям… Историкам же не следует опираться на нее, хотя бы в данном случае, потому что турки позже, после завоевания сербов, навязали им свое представление о сражении с помощью своих подручных — сербов, перешедших в мусульманство и переполненных животным страхом.
Народные сказители были безусловно обмануты: они пели о поражении на Косовом поле вместо того, чтобы прославлять победу. Также и ссоры властелы (Бранковичи и Лазаревичи), относящиеся уже к периоду вассальной зависимости сербских земель от турок, были как бы перемещены в народном сознании и отнесены ко времени битвы.
Княгиня Милица полностью изменила политике своего покойного мужа, который опирался на поддержку других сербских княжеств и Венгрию. Таким образом, Вук Бранкович оказался в одиночестве и еще некоторое время оказывал сопротивление туркам. Однако спустя три года после Косовской битвы и он принял положение вассала. Но турки вовсе не обращали внимания на эти договоры и продолжали грабить сербские земли. Султан Мурат II, уже порядочно их разоривший, пришел с большой армией в 1455 г. в Косово и установил свою власть над обеими деспотовинами, Бранковичей и Лазаревичей.
Поскольку сербы одержали верх в Косовской битве, предательство было там невозможным. Турки придумали миф о предательстве, чтобы проще доказать свою псевдопобеду.
Ложь, проникшая вместе со страхом в народное сознание, нанесла сербам огромный ущерб — связь с историей, с духом витязей была нарушена, ослабла связь с духом предков. Сербов мучила вымышленная косовская вечеря, вымышленное предательство Вука Бранковича.
Вук Бранкович и Влатко Вукович с остатками своих отрядов отступили. В народных песнях Косовского цикла о Вуке поется как о предателе, который ушел с поля боя со своими воинами. То есть в числе причин поражения сербов песни называют и измену. Вместе с тем в сербской науке существует вполне обоснованное мнение, что это — книжная легенда, и возникла она, по всей видимости, только в XVII в. Но самый факт измены Вука Бранковича настолько глубоко вошел в память народа, что во время Первого сербского восстания (1804–1813), после захвата Крушевца, повстанцы вскрыли могилу Вука, прах сожгли, а пепел развеяли по ветру. Это событие как раз красноречиво свидетельствует, к чему ведут разного рода «перекосы» национальной истории — народ, утративший историческую память, вполне способен уничтожить сам себя. (5)
 
18-ти летний Вук Бранкович (1363), фреска из собора св. Богомате
18-ти летний Вук Бранкович (1363), фреска из собора св. Богоматери в Охриде
Отступив с Косова Поля, оставшиеся войска Вука большей частью разошлись по домам, а сам он с остатками воинства укрылся в крепости Елач, где перед битвой оставил свою семью и казну.
Так как крепость располагала огромными запасами оружия, пищи и воды, Вук решил отсюда оказывать отпор туркам, если они решат направиться к Елачу. Вук направил к Косову Полю сильную разведку и когда разведчики сообщили ему, что турки двинулись с Косово на юг, разместил своих тяжелораненых по монастырям в Дренице, хорошо обеспеченные продуктами и медикаментами.
Кроме того, Вук принял на лечение в своих монастырях и часть тяжелораненых боснийской армии, отступившей после боя в его области.
Получив информацию о то, что турки отступили не только из Косово, но и из Македонии, двинувшись в Болгарию, Вук распустил по домам своих оставшихся солдат и вместе с семьей двор вернулся во дворец в Приштине.
Вук быстро предпринял меры по нормализации жизни в своей области, вновь возродил производство на рудниках и в литейных заводах. Провел перепись пропавших и раненых бойцов, выделив их семьям помощь из своей казны.
Опасаясь возвращения турок, он оставил большую часть своего серебра в Елаче под охрану тамошнего гарнизона, оставив в крепости своего казначея.
Вук принял твердое решение продолжить сопротивление туркам, если они двинутся на его область, хотя теперь у него и было гораздо меньше сил, не становиться турецким вассалом и вступить в контакт с венграми с целью организации совместной борьбы против турок.
Вскоре с супругой Марой он посетил Крушевац, княгиню Милицу (вдову князя Лазаря) и ее детей. Это встреча была очень горькой, Вук подробно рассказал княгине о Косовской битве и своей последней встрече с князем Лазарем. Вук также рассказал о своих планах продолжить борьбу с турками и просить венгерской помощи и предложил княгине Милице войти в контакт с венграми, предложив им вассалитет и просить чтобы их армия вошла в Сербию ради ее защиты от турок. Княгиня Милица, ожидающая дальнейших шагов турок энергично выступила против предложения Вука, предлагавшего ей в том числе и свое посредничество в переговорах с венграми. Разошлись Вук и Милица без каких-то договоров.
В отличие от княгине Милицы, которая не видела другого выхода, кроме как стать вассалом турок, Вук Бранкович перед турками склоняться не хотел.
Не чувствуя себя в безопасности в своей области, попросил у Дубровника принять его с женой Марой, сыновьями Джурджем, Гргуром и Лазарем, а также со всем движимым имуществом. Дубровчане видели в Вуке доброго друга, важного для их торговли и потому согласились.
В этот период Вук продолжал управлять своими землями, сохраняя близкие отношения с приморскими городами (Дубровником, Задаром, Венецией и др.), которым обеспечивал привилегии, а также оказывал помощь церквям и монастырям на своих землях.
Желая еще больше обезопасить себя от турецкой опасности, в 1394 году Вук кроме Дубровника обратился и к Млетачской (Венецианской) Республике, с просьбой разрешить ему поселиться у них вместе с семьей в случае турецкой опасности. Это ему было разрешено в апреле 1394 года. (6)
 
2015-12-26--12-41-44_hf
Brankovica kula / Brankovina
 
2015-12-26--12-57-52_hf
Вокруг башни видны остатки укреплений
После битвы на Косовом поле 1389 года Вук, сохранивший войско и сильные крепости. На основании родства с князем Лазарем он претендовал на верховную власть в Сербии в обход прямого наследника - малолетнего Стефана Лазаревича. Возможно, эта ситуация послужила основой возникновения легенды об измене Вука на Косовом поле, отраженной в сербском эпосе. Вук Бранкович сохранил независимость. Впрочем, ненадолго. Он продолжил сопротивление османам, категорически отказавшись стать вассалом султана, и начал планировать совместные действия против турок с Сигизмундом Венгерским.
Но в 1392 году османы взяли Скопье, и Вук все же вынужден был объявить себя вассалом Османской империи.
В 1396 г. пала Приштина и все земли Бранковича стали подконтрольны туркам.
Поход против Баязида I, организованный германским императором и венгерским королем Сигизмундом, закончился поражением христиан в битве при Никополе (25 сентября 1396 года). Вук не побоялся отказаться сражаться против христианских войск в битве при Никополе. В ответ османы вторглись в его земли. И около 1396 года султан Баязид I изгнал Бранковича из его владений, а самого Вука бросил в темницу, где он и умер 6 октября 1397 года. Однако его семья продолжала занимать важное место в сербской политике. Большую часть Вуковой земли турки отдали Стефану Лазаревичу, меньшая часть была поделена между тремя сыновьями Вука, а его сын Джурадж (Георгий) в 1427-1456 годах был деспотом Сербии.
 
Требине. Вид от кулы Бранковича
Требине. Вид от кулы Бранковича
В старину Требине занимал территорию от церкви у реки, и до вершины Црквине, которая возвышается над самим городом. Именно в предгорье Црквине и стоит старая дозорная башня. История возникновения башни Бранковича весьма туманна. Есть мнения, что башня, которую жители до сих пор называют Бранковина, не принадлежала Бранковичам, а была построена греками или турками. Однако все же наиболее реальными первыми хозяевами башни были именно предки Вука Бранковича, его дед и отец: Младен и Бранко.
Попалась на глаза информация из местных СМИ, о том, что в музее в Санкт-Петербурге (интересно в каком?) хранится пояс с вышитым именем Бранко и львом - символом семейства Бранковичей.
 
Кула Бранковича 1894
Кула Бранковича 1894
Мы ехали к башне, взбираясь по узким улочкам, среди частных домиков у подножья Црквине, лишь смутно представляя ее местоположение. Сверху, из проулка на нас накатил старый Пассат. На вопрос о башне, мужчина бросил машину и предложил нам следовать за ним. Оказалось, что не доехали мы совсем немного.
Hvala ti, dobri moj covjek!
 
2015-12-26--12-47-14_hf
 
Возможно темная и извращенная тень лживого прошлого не отпускает башню и сегодня. Башня Бранковича не включена в список национальных памятников культуры.
 
2015-12-26--12-56-20_hf
 
Ссылки:
(1) Н. Г. Чернышевский. Литературная критика
(2) А.Л.Погодин «История Сербии» (СПб, 1907)
(3) Д. Войнович «История сербского народа. История Зеты и Черногории» (Одесса, 1907)
(4) С. Дроссард. «Черногория» (СПб, 1877)
(5) Любомир Йованов Перунович. «Беседы с косовскими иконами» (Белград, 2000)
(6) Меладин Стеванович. «Вук Бранкович: герой или предатель?» (2010)

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте