1 день

Вместо ожидаемых семи дней между рабочими сменами осталось ровно три штуки.. Что ж делать?

Выход конечно есть, Тверская область под боком!

Богатейшее собрание старинных усадеб, церквей и храмов, природа с разнообразными лесами и множеством рек, речушек и озер - все это покоряет своей красотой, простотой и ... русскостью..

День первый.
Скорой Ласточкой ранним утром примчали в Бологое к началу маршрута. Здесь же мы и закончим, только три дня спустя.

У здания вокзала неожиданно обнаружили памятник Высоцкому. Перекусили плотно в вокзальной столовой, купили продуктов на рынке неподалеку от вокзала на главной улице и вперед.

Погода хмурая, но тепло, поэтому на хмарь внимание не обращаем, катится комфортно.

Буквально в девяти км от Бологое шикарное лесное озеро в сосновом лесу. Но близость к городу его портит, быдлошашлычники отметились кучами мусора.

Дорога средней паршивости, хотя нам повезло проехать ровно километр по новому асфальту. С сожалением понаблюдали как он убегает на развилку в другую от нас сторону :)

Первый объект для осмотра находится в д.Ригодищи - Богородице-Рождественский монастырь.

Историю и описание усадьбы в Ригодищах можно прочитать в статье "Тимково, Кемцы, Ригодищи".

Остатки недостроенной и взорванной церкви.

В нашем случае и Кемцы и Тимково еще впереди :)

Небольшой заезд в сторону от трека, чтобы посмотреть очередную достопримечательность - усадьбу Бутеневых в д.Тимково.

Башенка хороша!

Сохранился кусочек мощеной дороги на подъезде к усадьбе.

Вернувшись километр назад на трек, мы покинули убитый асфальт и вскоре оказались на полевых дорожках!

Дорожки подобного типа на картах чаще всего обозначены пунктиром. Там может оказаться как и вполне проезжаемая дорожка, так и полностью заросшая кустами и лесом, как повезет :)) В этот раз повезло с незначительными преградами.

Живописные места!

В ближайшей деревне Ямники не могли проехать мимо рукодельного хозяина :)

Деревенская улица в Селилово

Одна из моих целей поездки - д.Кафтино, где жил мой свекр и Мишкин дед. После того, как он утонул 16 лет назад, дом остался без хозяина, все заросло..

Долго предаваться ностальгии не позволил накрапывающий дождик, и мы через Селилово вернулись на основной трек. Крючок километров в 15 получился. Его можно миновать, если просто от Тимково проехать вперед.

Плохонький, но асфальт уходит левее, а наша грунтовка прямо. Уверенная такая, наезженная дорожка. Кругом поля и перелески, встречаются редкие стада коров. Эта группа привлекла нас своей мимишностью )) Особенно одна парочка мамы с теленком (справа). Все пятнышки скопировал, да и еще пока так чисто :)

Довольно бодро проехали семь км до д.Конанково и там.. дорога кончилась :) Вперед уходили две сильно заросшие колеи, стоял домик и у машины возился местный житель. Он нам и поведал, что дороги здесь на Мсту, куда мы хотели попасть очередным пунктиром, больше нет. Заросла очень сильно. И хотя дороги тут километров ну 4-5, растянуться это удовольствие могло надолго.. Как говорится, плавали - знаем )) Как минимум мокрые ноги он нам гарантировал.

Чьерт, жаль конечно, но ползать по кустам, под моросящим временами дождиком желания не было никакого :)  В этот раз процент не в нашу пользу :)
Вернулись обратно на развилку, на плохонький асфальт. Коровенок уже не было.

Зато посмотрели Церковь Параскевы Пятницы в Котлованово (ссылочка на статью).

А вот кстати они, печально известные русские дороги :)

В Кемцах также находится памятник старины - красавицу церковь Косьмы и Дамиана, разруха увы..

Дождь усилился, поэтому ползать там, рассматривать ее не стали, а укрылись в магазинчике рядом, подкрепились йогуртом и бананами :)

Километраж приближается к 80 км, надо бы подумать о земном, точнее о стоянке :)

Едем-едем, кругом сосновые леса, красота, только ни озер, ни рек наглядно не видно, навигатор показывает речушку неподалеку. Увидев наезженную своротку в лес, решили проверить и.. Класс! Отличное место!

На берегу реки Березайка, на поляне в сосновом лесу чудесное место. Рядом  в 40 м нашелся родник с чистейшей водой. Еще дальше родник со святой водой, но от нас далековато.

Комары кстати уже малость надоедали. Подумалось даже, что успели в принципе в крайний срок сюда, позже тут удовольствие в комарилье получить будет сложно. Обилие рек, озер, каналов и болот делают свое дело :))

Итоги первого дня: 85 км.
2 день

С утра все чистое и умытое, настолько душевное, что не хочется уходить, но пора в путь.

Совсем рядом поселок Березовый Рядок, в котором находится церковь Успения.

Здесь все как всегда: что-то восстановлено, что-то ждет своей очереди

*** Следует учесть, что после Березового Рядка до самого Млево магазинов не будет, поэтому после ночевки стоит пополнить запасы именно здесь.

После Рядка выбрали старую дорогу по правому берегу реки. Она не лучшего качества, но мы ничуть не пожалели.

Кругом на холмистых полях раскинулись зеленые поля клевера и тимофеевки, украшенные желтой сурепкой. Очевидно, что они в основном используются под скашивание кормовых трав для коров. Такая вот яркая сочная зелень.

За разговорами незаметно докатили до Межозерья. Здесь только гусей-лебедей на пруду не хватает :)

В густых кронах деревьев за холмами увидели торчащий остов церкви, а так как находилась она недалеко, то решили ее посмотреть. Каких-то 400 метров полевой дороги, и мы у старого мостика, перекинутого через речку. Рядом запушенный погост, между деревьями проглядывает коричневый кирпич церкви.

Неподалеку от деревеньки Алатовщина на погосте у одной из могилок  прибиралась старушка, поздоровались, да и разговорились. Повезло нам, сколько интересного она поведала. Рассказала про Церковь Рождества Богородицы и про ее настоятеля иеромонаха Варсонофия. Непростая судьба, что при жизни, что после смерти.

Жизнь отца Варсонофия (в миру - Василия Давидовича Антонова) пришлась на конец XIX - первую половину XX века. Родился он 4 апреля 1870 года в семье благочестивых родителей Давида и Евдокии в дер. Пантелееве Кимрского района Тверской области. Господь сподобил родителей будущего подвижника совершить паломничество в Святую Землю, и по особым молитвам Господь даровал им благодатное чадо, которое при крещении нарекли именем Василий. Известно, что мать на склоне лет сподобилась монашеского пострига и была наречена именем Устиния.
Подробнее

Единственно, что последний благостный абзац не соответствует действительности:
"По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора, 16 июля 2012 г. в присутствии представителей местной власти, духовенства и мирян были обретены останки иеромонаха Варсонофия из его захоронения на церковном кладбище в д. Сеглино Бологовского района. Останки перенесены в Удомлю, в Князь-Владимирский собор, где сейчас они и почивают".

По благословению, да без спроса вывезли мощи иеромонаха, дескать, им должны поклоняться много людей, а не вы старичье в несколько человек. Никакие протесты местных бабушек молодые кровь с молоком святы молодцы не слушали и вывезли, нарушив посмертную волю иеромонаха, похоронить его именно здесь, у этой церкви.
Он и крест себе еще при жизни сделал.

Как сказала старушка, вера ныне пошла нечистая и священники нечистые. С этим я с ней очень даже согласна, но да это другой разговор.

До не очень давних пор церковь венчал крест, но очень сильно наклонилась маковка, боялись, что упадет. С Вышнего Волочка приезжали волонтеры и спустили крест. Теперь он стоит внутри церкви.

На погосте увидели памятную плиту, сделанную явно с душой и любовью. Неожиданно только было увидеть знак Сварога - языческий славянский знак, видно дедушка из старообрядцев был..

Вернулись обратно до проселок, да уехать далеко не получилось, привлек шум в кустах, глядь, а там "гейзер" :) Почти как у нас под Гатчиной :)

Еще немного и перед нами река. Живописнейшее место украшено дальними куполами церкви в Селе Карельском.

Вот и она - церковь Воскресения Словущего

Церковь закрыта, обошли ее крутом. В окнах видны витражи, а рядом с ней находится памятник Генералу-Штаб-Доктору Е.В, Львову и его жене Софие Степановне, которые и построили эту церковь.

Собрались мы уже было уезжать, как из соседнего дома вышла к нам женщина и предложила осмотреть церковь и подняться на колокольню! Опять неожиданная встреча и подарок судьбы!

В результате у нас получилось более чем часовая экскурсия по всей церкви с подробным рассказом и ее жизни и ее настоятелях.

в 1998 году настоятель церкви игумен Никон был зверски убит местным жителем, но его дела и образ продолжают вдохновять прихожан.
После него был замечательный священник Василий, который был очень любим жителями, но по словам Натальи Дорошенко, а именно с ней, с хранительницей ключей, мы и встретились), наговоры и зависть способстовали тому, что услали его в другой приход.
Нет теперь здесь постоянного священника. Назначенный отбывает службы наездами, "отрабатывает"..

Не удержались - нижняя церковь!

Верхняя церковь крайне богата на роспись!!

На колокольню мы правда поднялись без Натальи. Благовест и колокола!

Виды открываются самые умиротворяющие!

Вот и дом Натальи Дорошенко, соседний. Она будет очень рада, если кто-то заинтересовавшись, приедет, она все покажет и расскажет, светлый человек!
После предложенног чая, надо поспешать вперед, время не ждет :)

Обернувшись, по совету Натальи.

Дорога в кои-то веки радует ровным асфальтом. У развилки на Мсту поворачиваем налево, а взгляд упирается в огромный курган с крестом на вершине.

Курганов здесь, в окрестностях Манихино немало. На многих виднеются кресты.

Есть пить хочется,но это теперь мы знаем, где стоило купить что-нибудь в горогу :) А сейчас у нас вода закончилась и каждую деревню мы осматриваем в надежде увидеть магазинчик :)
В Млево наши надежды сбылись. Молоко, батон, колбаса на солнышке, что может быть лучше после стольких километров :)
Местные кошки разделяют нашу радость :))

Только подкрепившись мы пошли осматривать церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь в лесах - восстанавливается.

На наружных стенах сохранились росписи. Вот тут укрощение бури. На церковном клабдище старинные памятники.

После Млево идет одна из самых красивых грунтовых дорожек.

Широко!!

Небольшой ручей по пути

Чуть погодя дорога ныряет в сосновый лес! Просто сказочно становится :)
За холмиками - река.

Идилия :) Дальше дорога становится холмистой, едешь как по волнам :) Когда соснового леса становится чуть меньше, появляются лужи, но все проезжает легко.

Очередное задушевье - д.Пуйга

Интересно подъезжали мы к этой деревне. Очень долго ехали по прямой грунтовке вдоль канала слева и строгих ответствлений дорожек справа через равные промежутки. Все дорожки закрыты шлакбаумами. Мы все ломали голову, что же это может быть? Потом оказалось, что это громадное прудовое хозяйство с целом системой прудов, запруд, каналов и плотин.

Озера тут чистейшие!

Уже недалеко до Вышнего Волочка, проселок ведет точно.
Красивости кругом - хоть отбавляй: цветет кажется все, что может цвести!

В Вышнем Волочке есть что посмотреть, интересный фотоотчет Бориса Мавлютова.

Казанский женский монастырь

Богоявленский собор у прудов

Мы, покружившись по Волочку наконец покидаем его, дело к вечеру..
Пришлось проехать около 3 км по М10, хорошо, что машин было немного, ничего интересного :))

Свернули к поселкам к месту ночевки.

Расположились на берегу озера.
Итог дня: 102 км
3 день

Прямо от озера дальше по проселку покатились в сторону Солнечного.

Преображенская церковь реставрируется, рядом разбит садик, все ухожено. Внутрь заходить не стали, воскресенье, идет служба.

С утра зарядил мелкий дождик, даже стали прикидывать, может подкинуться на электричке от станции Академическая, это примерно в часе от Вышнего Волочка.
Если успеваем на 12.40 туда приехать, то подкинемся, так как все интересное предполагалось на первые 40 км пути.

Дорога привела нас к деревне Липовец. Дождик усилился, присели у часовенки подкрепиться и передохнуть от дождика :)

Дальше кусочек дороги представляет собой очередной пунктир. Местные жители подсказали, что дорога в принципе есть, но сильно разбита лесовозами. Услышать такое, стоя под моросью, не очень приятно :) На электричку мы уже явно опаздываем, так что у нас куча времени до поезда домой.

Местные покивали головой, побалагурили и пожелали удачного пути :) Ну что ж - вперед!!
Сразу за деревней полевые колеи уперлись в разбитую лесовозами грунтовку, к тому же там еще и ручей. Начало ничего такое, оптимистичное :)
Пролезли, а дальше оказалось вполне себе хорошо проезжаемая дорога!

Ну да, местами лужи, пришлось 3-4 раза пешочком провести, но в целом - дорога красивая и велосипедная.

Где сосновник рядом, так вообще отлично!

Так выглядит один из коротких разбитых участков. На вид ужасно, но к счастью ненадолго.

За час примерно проехали этот участок и попали в Финдиряево. Раньше здесь была деревянная часовня, но ее перенесли в музей деревянного зодчества под Торжок..

Впереди нас ждет очередная усадьба в Боровно. Пустой корпус бывшей усадьбы, выгдлядит грустно.

Напротив есть магазинчик.

Дальше асфальт, едется быстрее. Проезжаем деревеньки с забавными названиями Котищи, причем есть Нижние, Средние и Верхние :)

Довольно скоро показалась и последняя в нашем списке достопримечательностей усадьба Островки

В Заречье очередной магазинчик :)

Заключительная часть маршрута - еще около 40 км разных дорог, местами совсем не асфальт :) И даже снова ожидался пунктир, очередная загадка, проедем или нет.. :)

Проселок сначала очень широкий, даже непонятно зачем такой. Лес вокруг смешанный, темноватый, украшен цветами. Нелюдимо, не сильно верится, что позади осталась деревня :)

Дорога радует, все едется отлично. Много озерцов, болот, места бобровые :)

Потом эта дорога слилась с лесовозкой и поначалу было не по себе, думаю, что километров пять придется идти пешком :)

Но ничего, где-то пешочком по началу, обходя огромные разливы ручьев, где-то пролезая по леску, двигались вперед. Кульминация была в самом низком месте, где одновременно проходили два ручья. Один видимо засыпали песком, и мы топали пешком, едва не оставляя в вязком песке велоботы, а через второй сделн мост.

Мост через совершенно прямой канал, явно не природного происхождения, это особенно хорошо видно на карте.

После низины дорога вышла из леса и постепенно полями стала подниматься на холмы.

Впереди д.Савино. ЖивопИсь! :))

После Савино еще немного проселка и на развилке выбираемся на асфальт. Впереди только Бологое!
Оглядываясь назад, можно честно сказать, что и последние 40 км, которые, думалось, будут сравнительно пустыми, оказались неожиданно интересными, и конечно красивыми!

Если честно, лучше бы ехать грунтами, чем таким асфальтом.. Его нет.. Такое впечатление, что бомбежка кончилась прямо перед нами.. Это ужас..

Неподалеку от вокзала памятная стелла в честь воинов ВОВ.

Итог дня. 83 км

Все, наш маршрут окончен. Он был очень насыщен как историко-архитектурными, там и природными красотами! Очень хочется надеяться, что удастся посмотреть и другие достопримечательности замечательной Тверской области!