В западной части сурового Охотского моря находится группа труднодоступных загадочных островов. Только на 1,5-2 месяца очищаются их прибрежные воды ото льда. Ещё в июле здесь плавают огромные айсберги, а уже в октябре выпадает снег, хотя находятся они на широте Москвы. Частые туманы на островах чередуются с редкими, но сильными штормами. На островах бесчисленное количество скал и кекуров, десятки водопадов низвергаются с обрывистых Шантарских берегов. Неповторимы реки и озера. Самое крупное из которых – озеро Большое с впадающей в него рекой Оленьей. Когда-то на Шантарах жили люди, сейчас же кроме работников метеостанции на островах никого нет. Зато в реках и озёрах обилие рыбы, по берегам бродят медведи, стоит гвалт от птичьих базаров, а в море плавают киты, касатки и огромное количество тюленей.
Нитка маршрута
Ульбанский залив – мыс Укурунру - мыс Сенека -о. Малый Шантар - мыс Филиппа – метеостанция «Большой Шантар» – о. Утичий – о. Птичий -мыс Большая Дуганджа - залив Люцун – о. Арка – губа Лебяжья (о.Феклистова) – озеро Лисье (о.Феклистова) - мыс Северный ( о.Большой Шантар) - бухта Панкова - озеро Большое - река Оленья - бухта Панкова – о. Прокофьева - мыс Раздельный – озеро Карпино – мыс Врангеля – озеро Мухтель – река Мухтель - мыс Александра – мыс Литке - остров Чкалова – Амурский лиман – пос. Озерпах. (Николаевск-на Амуре)
Большой Шантар
ОТЧЕТ 

о парусном спортивном походе шестой категории сложности
по Охотскому морю
совершенном в июле – августе 2005 г.
маршрутная книжка № рпр-608-04\05
г. Хабаровск, 2005 г.

Руководитель группы: Ольховский И.Б. г.Хабаровск.

д. тел.8-4212-43-98-03

E-mail: extrim02 @ mail.ru

www.taimentour.ru

Центральная Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю 6-й категорией сложности. Отчёт находится в библиотеке ТССР. Москва. 2006г.

1. ПАСПОРТ ПОХОДА

1.1 Проводящие организации:

Дальневосточный клуб путешественников www. taimentour.ru info @ taimentour.ru

Хабаровский краевой центр спорта тел. (4212) 31-20-07

Управление по туризму Министерства экономического развития и Внешнеэкономических связей Хабаровского края (4212) 32-85-97

1.2 Место проведения похода

Россия, Тугуро-Чумиканский и Николаевский районы Хабаровского края.

1.3 Справочные сведения о маршруте

Вид туризма: парусный.

Категория сложности похода: шестая.

Протяжённость маршрута, км: 1098; под парусом 830.

Продолжительность, дней: 31 из них ходовых дней - 22.

Сроки проведения: 21.07 – 20.08.05г


Нитка маршрута:

Ульбанский залив – мыс Укурунру - мыс Сенека -о. Малый Шантар - мыс Филиппа – метеостанция «Большой Шантар» – о. Утичий – о. Птичий -мыс Большая Дуганджа - залив Люцун – о. Арка – губа Лебяжья (о.Феклистова) – озеро Лисье (о.Феклистова) - мыс Северный ( о.Большой Шантар) - бухта Панкова - озеро Большое - река Оленья - бухта Панкова – о. Прокофьева - мыс Раздельный – озеро Карпино – мыс Врангеля – озеро Мухтель – река Мухтель - мыс Александра – мыс Литке - остров Чкалова – Амурский лиман – пос. Озерпах. (Николаевск-на Амуре)

1.4 Состав группы:

Ольховский Игорь Борисович, 1961г.р.
Руководитель группы, капитан судна, фотограф.

Тел: (4212) 43-98-03 дом.

8-914-542-07-00 моб.

e-mail : extrim02 @ mail.ru

www.taimentour.ru

Исаев Борис Ефимович, 1952 г.р. боцман, отв. за безопасность.

Деев Валентин Митрофанович, 1940г.р. медик.

Зотов Максим Евгеньевич 1976 г.р, механик.

Леонтьев Александр Владимирович,1960 г.р.? завхоз, начпрод, «зам. по неясным вопросам».

Шмаков Юрий Дмитриевич, 1943г.р., журналист.

Захарченко Андрей Викторович 1981 г.р. видеооператор

1.5 График прохождения маршрута

Дата

Участок маршрута

Пройдено по генеральным курсам

Всего

Из них под парусом

Из них под мотором

Подъезд к месту старта

21.07

Переезд Хабаровск-пос. Берёзовый (автомобиль)

22.07

Перелёт пос. Берёзовый – Ульбанский залив

Активная часть маршрута

23.07

Р.Сыран-руч.Тилги (зал.Константина)

105

45

60

24.07

руч.Тилги - бухта Онгачан

50

25

25

25.07

бухта Онгачан –Мал.Шантар (мыс Северо-восточный)

40

40

26.07

Мыс Северо-восточный – мыс Успения – мыс Филиппа

20

10

10

27.07

мыс Филиппа – р. Бол. Анаур

18

18

-

28.07

р. Бол. Анаур – метеост. Бол. Шантар

15

14

1

29.07

Днёвка

30.07

метеост. Бол. Шантар – о.Утичий – о.Птичий - зал. Люцун

86

80

6

31.07

зал. Люцун – о.Арка – Лебяжья губа

(о.Феклистова)

50

44

6

1.08

Лебяжья губа (о.Феклистова) – оз. Лисье (о.Феклистова)

50

40

10

2.08

оз. Лисье (о.Феклистова) – оз. Омокой (Большой Шантар)

48

43

5

3.08

оз. Омокой (Большой Шантар)- бухта Панкова

26

25

1

4.08

бухта Панкова – оз. Большое – р. Оленья

20

18

2

5.08

Днёвка , шторм.

-

-

-

6.08

Шторм

-

-

-

7.08

Шторм

-

-

-

8.08

р. Оленья - бухта Панкова

20

-

20

9.08

бухта Панкова – о.Прокофьева – бухта Открытая

68

56

12

10.08

бухта Открытая - оз. Карпино

22

22

-

11.08

Сильный ветер. Днёвка

-

-

-

12.08

оз. Карпино – мыс Врангеля оз. Мухтель

125

110

15

13.08

Днёвка, шторм, рыбалка на рек. Мухтель

-

-

-

14.08

Шторм

-

-

-

15.08

оз. Мухтель – зал. Рейнеке

70

70

-

16.08

зал. Рейнеке – зал. Екатерины

70

70

-

17.08

зал. Екатерины – Петровская коса

65

65

-

18.08

Петровская коса – о. Чкалова –

о. Байдукова

50

40

10

19.08

о. Байдукова – пос. Озерпах – Николаевск-на Амуре

50

35

15

20.08

Николаевск-на Амуре – Хабаровск ( на «Метеоре»)

-

-

-

1.6. Перечень основного снаряжения

Разборный туристический тримаран «Пилигрим»

Длина максимальная -6,0м

Ширина максимальная -3,3м

Площадь грота 7,5 кв.м., стакселя 3.0 кв.м.

Двигатель ( TOHATSU 9,8 )

Запас топлива 120 л

воды - по необходимости.

Вес тримарана -40 кг.

С рамой и палубой -180 кг.

С мачтой, парусом, двигателем -250 кг.

Грузоподьемность - 2000 кг.


Шверты; крепление транца и двигателя

Оборудование тримарана.

    1.Якорь.
    2.Якорь плавучий.
    3. Якорные концы d = 10 мм.
    4. Помпы -2 шт.
    5. Фонари большие -2 шт.
    6. GPS – навигаторы – 2 шт.
    7. Спасжилеты -7шт.
    8. Радиостанции MIDLAND – 2 ШТ.
    9. Лёгкий спасательный «РАФТ» -1 шт
    10. Набор сигнальных средств ( ракеты, дым)
    11. Фальшфейеры.
    12. Аптечка.
    13. Техническая аптечка.
    14. Газовая горелка (с комплектом газовых баллонов) -2 шт.
    15. Туристическое и вспомогательное оборудование.
    16. Палатки -2 шт.
    17. Комплект костровой посуды.
    18. Спальные мешки -7 шт.
    19. Спутниковый телефон «telit».
    20. Ружьё «Remington» .
    21. Комплект карт масштаба 1:200000
    22. Атлас Хабаровского края.
    23. Тёплая и штормовая одежда для всех членов экипажа.

2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА

2.1 Идея похода и его особенности

В западной части сурового Охотского моря находится группа труднодоступных загадочных островов. Только на 1,5-2 месяца очищаются их прибрежные воды ото льда. Ещё в июле здесь плавают огромные айсберги, а уже в октябре выпадает снег, хотя находятся они на широте Москвы. Частые туманы на островах чередуются с редкими, но сильными штормами.


Ледяные поля в конце июля (пролив Опасный)

Климат Шантарских островов даже суровее, чем в самой северной части Охотского моря. Это обусловлено близостью к холодным районам Якутии, сложной системой ветровых и приливно-отливных течений. Приливы на островах достигают 5-8 м., а приливные течения одни из самых быстрых во всём мировом океане, достигая 8 узлов в проливе Опасном, Северном и в близости материка. Вся сила приливов устремляется в проливы как в бутылочное горлышко. Проливы напоминают быстротекущие реки и шум проносящейся воды слышен за несколько километров.

Шантарский архипелаг состоит из 15 больших и малых островов, а также большого числа скал и кекуров. Самый большой остров – остров Большой Шантар-1790 кв.км., второй по величине - остров Феклистова около 400 кв. км. Далее идут острова Малый Шантар и Беличий. Между островами и материком образовался замкнутый бассейн, который называется Шантарским морем. Необычайно красив облик Шантар. Лето здесь хоть и короткое, но очень бурное.

На островах бесчисленное количество скал и кекуров, десятки водопадов низвергаются с обрывистых Шантарских берегов. Неповторимы реки и озера. Самое крупное из которых – озеро Большое с впадающей в него рекой Оленьей.

Когда-то на Шантарах жили люди, сейчас же кроме работников метеостанции на островах никого нет. Зато в реках и озёрах обилие рыбы, по берегам бродят медведи, стоит гвалт от птичьих базаров, а в море плавают киты, касатки и огромное количество тюленей.

Интересна и геология островов. Берега представляют собой настоящий геологический музей под открытым небом. Во многих местах можно увидеть скалы окрашенные в самые разные цвета - розовый, красный, зелёный, белый. Это выходы на поверхность яшмы, мрамора и других пород. Шантарские острова являясь не только жемчужиной Охотоморья, но и безусловно одним из красивейших уголков на земном шаре, невероятно интересны для туристов и путешественников со всего мира.

Шантарский Архипелаг находится вдали от населённых пунктов: в 100 км. к западу находится пос.Чумикан, на таком же расстоянии к Югу вымирающий пос.Тугур, в 400-х километрах к Северу – г. Николаевск-на-Амуре, есть ещё на побережье материка небольшой посёлок эвенков –Тором. Этим и объясняется то, что на Шантарах сохранилась девственно чистая природа и животный мир.

Познакомились мы с Шантарскими островами в 2002 году. Тогда наша команда на маленьком надувном тримаране ( L- 4,5м), пожалуй, впервые обошла архипелаг на вёслах. Сплавившись по р. Тугур, мы обошли Шантары по внешнему кругу и дошли до Чумикана.

Сполна мы познали трудностей в том походе. И в сулои попадали, и в воронки-водовороты и с встречным течением и ветрами боролись. 750 км на вёслах. Маршрут прошли , но осталась какая-то недосказанность. Из-за огромного количества галерной работы (гребля отнимала 80% всего времени), так же из-за того, что мы не могли бороться с сильнейшими течениями – нам не удалось многое на Шантарах посмотреть. Но опыт в том походе мы приобрели огромный (этот поход на чемпионате России занял второе место в классе «Путешествия»).

После этого наша команда за два года совершила ещё 4 похода. Два лыжных (один на горный хребет Эзоп, который занял 1 место на чемпионате России), второй (пеше-водный комбинированный поход на горный хребет Сунтар-Хаят), а в прошлом году уникальный (горно-пеше-водно-морской) поход по Камчатке и побережью, где были и высочайшие вулканы Евразии, и долина Гейзеров и сплав по непроходимой реке Карымской и прохождение от Усть-Камчатского – до Петропавловска по Тихому Океану.(650км.)

В том походе было много трудностей, но самое сложное – это постоянный огромный океанский накат, не дающий иногда никаких шансов отойти от берега.

Когда мы были на Камчатке, случилось трагическое событие – на Шантарах бесследно исчезла яхта «Ассоль» с тремя членами экипажа на борту, опытными моряками из Комсомольска и Хабаровска. Были организованы поиски яхты, но они не увенчались успехом. Все эти три года мы вспоминали тот наш Шантарский поход, по ночам нас качали волны и снились скалы и на нашем туристском совете было принято решение – вновь идём на Шантары. Умудрённые опытом мы всю долгую зиму готовились к походу.

Заказали в фирме «Уралэкспедиция» усиленные гондолы для тримарана, подбирали парус, двигатель. Советывались на форумах, и, конечно, изучали везде, где это только можно информацию об Архипелаге.

Вообще, несмотря на то, что Шантары являются одним из красивейших и уникальных уголков на планете, о них практически нет качественных фото и видеоматериалов. Существует всего одна книга «Шантарский архипелаг», выпущенная в 1989г. Несмотря на свою несомненную ценность, она морально устарела и полиграфия на ней ещё того – советского качества.

Кроме того, некоторая информация, опубликованная в той книге в дальнейшем не подтвердилась.

Итак, маршрут мы планировали исходя из наших целей и задач, которые были следующими:

  • Побывать во всех интересных и достопримечательных местах архипелага и побережья Охотского моря.

  • Сделать качественную фото и видеосъёмку этих мест для дальнейшей популяризации Шантар, для изготовления книг, журналов, фотоальбомов, фильма и видеороликов, как в Хабаровском крае, так и в России.

  • Разработка оптимальных вариантов туристических маршрутов на архипелаг.

  • Изучение транспортных схем по заброске и вывозу туристических групп.

  • Изучение всех крупнейших рек архипелага на наличие рыбных ресурсов ( так как рыбалка это один из элементов приключенческого туризма)

  • Изучение животного мира, мест обитания китов, медведей, птичьих базаров( для организации экологического туризма).


Так же в планах был поиск останков или каких либо следов пропавшей яхты «Ассоль» (родственники членов экипажа очень надеялись на какие-нибудь известия), поиск разбившегося на острове Утичем самолёта и установка в бухте Панкова памятного знака погибшим на Шантарских островах.

Километраж и график движения исходили из тех задач, которые стояли перед нами.

2.2 Варианты транспортной заброски на маршрут и выезда с него

Как уже указывалось, в непосредственной близости от архипелага находятся два посёлка с возможным транспортным сообщением

Пос. Тугур. Туда регулярные рейсы закрыты, но изредка залетает самолет Ан-2 из Николаевска-на-Амуре, взлётная полоса в посёлке есть.

Пос. Чумикан. На момент нашего выхода на маршрут аэропорт не работал из-за ремонта полосы, и вообще, оттуда почти невозможно улететь, билеты раскупаются на 2 месяца вперёд, а на подсадку – вам не светит, потому что у диспетчера вся деревня друзья, да родственники. Догадайтесь, кого она посадит в первую очередь?

Эвенский пос. Тором – не берём во внимание.

Есть ещё один посёлок вблизи Чумикана, куда летает самолёт АН-26 и базируется один или два вертолёта. Это база старателей артели «Восток» - пос. Киран. В прошлый наш поход мы вылетали через него, но я тогда воспользовался знакомством с председателем артели, и это было делом случая. Пассажиров они не возят.

Остаётся Николаевск-на-Амуре, куда мы и запланировали свой выход.

Другие варианты заброски и вывоза группы: В заливе Николая находится база старателей прииска Турчик, оттуда можно выехать автомобилем в пос. Херпучи, затем самолётом в Николаевск-на-Амуре или в Хабаровск.

И последний вариант – вертолётом на побережье Охотского моря (Ульбанский залив) из пос. Бриакан или Берёзовый (посёлки находятся недалеко друг от друга и там базируются два разных вертолёта Ми-8), либо на реку Тугур (это недалеко – самый экономный вариант), но с дальнейшим сплавом по р. Тугур до Тугурского залива.

Мы забросились на Ульбанский залив. В первый же день мы встретили полтора десятка медведей, а во второй – десяток китов, а на третий день пути мы были уже на Шантарах. Ещё в пос.Бриакан может базироваться самолёт Ан-2 (авиакомпании «Авис-Амур» и он может забросить в пос. Тугур, вертолёт до Шантар обычно не достаёт, но бывают исключения (об этом позже)


Белухи в большом количестве встречаются в Ульбанском заливе

2.3 Изменение маршрута и их причины

Маршрут пройден полностью, все цели и задачи были успешно выполнены. Группа завершила маршрут даже с опережением графика, чему способствовала в целом хорошая погода и благоприятное стечение обстоятельств.

Мы запланировали обходить остров Малый Шантар с Запада, но из-за сплошных ледяных полей пришлось идти с Восточной стороны – проливом Опасным. И из-за угрозы надвигающегося шторма с острова Большой Шантар мы ушли на материк, воспользовавшись идеальным попутным ветром, минуя остров Беличий.

Из- за поздней весны и неблагоприятной ледовой обстановки группа сдвинула выход на маршрут на 4 дня. Начало июля, в Хабаровске от жары плавился асфальт, даже в Чумикане было + 20, а на Шантарах еще проливы были забиты льдом и шел снег!!! (информация с сайта www.rp5.ru)

2.4 О «Пилигриме», Шантарах и опасностях…

Конструкция нашего тримарана такова: по краям две 6 метровые гондолы, диаметром 60 см, специально изготовленные в фирме «Уралэкспедиция», а в середине пятиметровая ( от стандартной четвёрки), на которой установлен транец с двигателем. Боковые гондолы защищают двигатель от боковой волны. Шверты изготовлены из 9-ти мм фанеры и находятся посередине между гондолами. Каждая гондола имеет два отдельных отсека ( всего 6). Раму мы изготовили из дерева на месте высадки в Ульбанском заливе. Мачта дюралевая, составная. Вся конструкция (собранный тримаран с мачтой и двигателем) весит 250 кг и легко заносится на берег силами экипажа.


Сборка тримарана на реке Сыран.

Судно очень надёжно в шторм, имеет большой запас по грузоподъёмности и, в отличиe от яхт, очень удобно для плавания вокруг Шантар по следующим причинам:

На архипелаге мало бухт, где можно укрыться в случае шторма и очень большие приливы (до 6-8 м). На яхте нужно жить на воде, а наше судно легко заносится на «ночлег» на берег.

2.5 О сложностях и опасностях…

Район Шантарского архипелага – самый холодный в Охотском море. Это объясняется тем, что преимущественные ветры в это время Северо-Восточные и лёд с Охотского моря сгоняет в западную часть и забивает проливы между островами. Из - за холодной воды здесь постоянно стоят туманы, которые не рассеиваются даже при сильном ветре. (Каково плавать в туман и сильный ветер между айсбергами?!) Из - за высоких приливов образуются очень сильные приливно-отливные течения, которые в свою очередь порождают сулои (стоячие волны) и воронки-водовороты.

Практически возле каждого выступающего мыса образуются локальные штормы, достаточно сильные. (К примеру, постоянно штормит на мысе Филиппа и мысе Северном.)

Конечно же, главным для нас была безопасность, чтобы максимально подстраховаться – по спутниковому телефону узнавали прогноз погоды у дежурного синоптика и нашего пресс-секретаря.

Очень полезным оказался двигатель. Например, в таких случаях: движение в тумане через ледяные поля, в тумане в проливе Опасном, когда нас закрутило в гигантскую воронку, в полный штиль и для каких либо оперативных манёвров.

Из практики: скорость на двигателе в штиль была -10 км/час, при волнении – 8 км/час. Средний расход топлива составил - 400 г на 1 км пути. В принципе на такой «пароход» подошёл бы двигатель от 5 л.с. (на малой скорости можно идти и на таком – с увеличением мощности скорость растет несущественно, тримаран просто гонит перед собой волну.)

Помимо обеспечения безопасности двигатель в некоторых ситуациях очень экономит время, и я бы рекомендовал его как обязательную «опцию».

2.6 Заброска самарцев

Есть у меня в Самаре хорошие друзья-туристы, путешественники, известные российские барды. Лёгкие на подъём, авантюристы в хорошем смысле слова – в их активе даже сплав по Юкону, который они посвятили столетию золотой лихорадки. Этим мужикам я помогаю каждый год решать организационные вопросы в Хабаровске (заброска и др.). Рассказал я им про Шантары и решили они съездить туда на 10 дней (больше отпуск не позволяет). Договорился я забросить их самолётом Ан-2 в пос. Тугур, сам решил слетать с ними и облететь проливы, посмотреть ледовую обстановку и сделать фото и видеосъёмку.

Утром 21 июля я загрузил свою команду в микроавтобус (нас провожали, наверное, все журналисты Хабаровска) и отправил их в пос. Берёзовый, где на завтра был заказан вертолёт. Сам же встретил в аэропорту самарцев и отвёз их на аэродром ДОСААФ, где уже ждал готовый к полёту АН-2.

Взлетели мы. Я сижу в кабине и вижу пилот нервничает. Перебои в работе двигателя, температура поползла и самолёт стал «проседать», в это время мы пролетали Комсомольск и пилот садится в аэропорту Комсомольска на вынужденную посадку. Вызываем вертолёт этой же авиакомпании (АВИС-АМУР). Перегружаемся, летим в п.Бриакан.


Ледяные поля в проливах. О.Малый Шантар (вдали Беличий)

Садимся уже в 8-м часу вечера. Я думал, что на сегодня всё закончилось (а мне ещё до Берёзового добираться 90 км.), но самарцы, уже начавшие «отмечать» путешествие хотели быстрее попасть на море и пошли совещаться к пилотам. «Летим в бухту Панкова»! (Я думал шутка – от Бриакана до бухты Панкова 450 км.) Но техники воткнули в вертолёт большой бак, залили топлива и мы полетели на Шантары. Я внимательно смотрел (и снимал) на острова, проливы, забитые льдами, где через неделю нам предстояло пройти.


Я и самарцы. Бухта Панкова.

Сели мы в заброшенном посёлке в 22 часа, когда уже садилось солнце.

Разгрузив вертолёт взлетели уже в ночь назад в Бриакан. По пути делаю уникальные ночные снимки островов. Ночь. Бриакан. А мне ещё до Берёзового добираться, утром наш вылет запланирован.


.Шантары ночью

Машины не ходят, выхожу на трассу в надежде поймать попутку. В три часа мимо едет «жигуль» - парень с девушкой катаются. Я прошу: «Парень, отвези в Березовый» Он: «Это дорого – триста рублей» Я ему: «Держи тысячу - поехали.» Три часа тряски по ухабам и рано утром я был в Берёзовом, Так закончилось невероятно напряжённый насыщенный событиями день. А с самарцами мы ещё встретимся на Большом Шантаре.

2.7 Техническое описание прохождения маршрута

22 июля. Взлетели по графику и через полтора часа были в Ульбанском заливе. Сели на реке Сыран, на границе леса, в 15 км от моря. На побережье растёт лишь чахлый кустарник, а нам нужно раму для тримарана собирать. Вертолёт, выгрузив нас с кучей скарба, взмыл в небо, и мы дружно взялись за дело. Пока дежурные ставили воду для ухи, я быстренько выполнил продовольственную программу – поймал 3 кетины. Остальные под руководством боцмана рубили раму и накачивали гондолы. К вечеру наше судно было готово к отплытию.


р.Сыран – идем на посадку

место высадки

Река Сыран – очень мутная и километров на 20 от устья подвержена сильным приливно-отливным течениям. Чтобы не попасть на прилив, нам необходимо было рано утром выйти с отливом. Команда «рвалась в бой» и нам не терпелось выйти в море.

История названия нашего судна такова: Кто-то предложил назвать «Бригантина», но это название отвергли, мол название слишком избитое, давайте назовём так, как ни у кого не было. Я предложил назвать «Трезвый». Но команда не поддержала: «Ты что? Как судно назовёшь, так оно и поплывёт!» После долгих дебатов мы назвали наш тримаран «Пилигрим».


Тримаран «Пилигрим» и спасательный рафт

23 июля. В 7 утра загружаем «Пилигрим». И нас подхватывает отливное течение. Дует слабый ветерок, ставим грот, но парус помогает слабо. Часа через два выходим в Ульбанский залив. Летают утки, горланят чайки, нас сопровождают белухи. Километрах в 10 от берега парус совсем «повис» - штиль. Заводим двигатель и идём вдоль берега, осматривая в бинокль окрестности.

По берегу бродит медведь, чуть дальше ещё три, в соседней бухте ещё три. К некоторым мы подплывали совсем близко, медведи бродят по берегу в поисках корма и не ждут с моря опасности.

Пообедав в живописной бухточке с водопадом, отправляемся дальше в сторону мыса Укурунру. Вскоре поднялся хороший свежий ветер, ставим грот и стаксель и уже под парусом огибаем мыс Укурунру в поисках хорошей бухты для ночлега. Видимость отличная – видно на несколько десятков километров.

В бинокль видим ручей, держим на него курс. Из ручья вылез огромный медведь (уже пятнадцатый за сегодняшний день) и таращится на нас. Косолапый убегает, а мы таборимся на ночлег в устье ручья Тигли. За световой день прошли 105 км (из них 45 под парусом).

24 июля. Идём по заливу Константина. Слева хорошо виден Тугурский перешеек и Ингакан – очень красивое место, где мы три года назад трое суток пережидали шторм. Дует слабый ветерок, неспеша идём на север и любуемся фонтанами, которые выпускают кормящиеся киты.

Залив Константина и залив Академии – это у китов типа столовой. К обеду ветер ослаб, заводим двигатель и делаем остановку на мысе Сенека. Очень живописное место – скала с дыркой через которую уже хорошо видно острова Южный и Беличий, а так же айсберги, которые плавают в проливе.


Мыс Сенека –через пролив виден остров Южный – это уже Шантары.

Заходим в пролив Линдгольма, поднимается сильный ветер, но под парусом идти нельзя – в проливе большое количество льдин и хлопьями налетает густой туман. Лавируем между льдинами (временами идём вслепую - берега не видно). Сильное встречное течение, двигатель натужно ревёт, скорость 3-5 км/ч ( по GPS). Три часа назад было жарко, хоть загорай, а сейчас мы одели «зимнюю одежду» - температура чуть выше нуля. Вот оно и объяснение, почему в Шантарских проливах часто стоят туманы. От холодной воды идут испарения.

Заходим в бухту Онгачан, берём фото-видеоаппаратуру, спиннинги и идём на разведку на живописное озеро, которое расположено неподалёку.


озеро Онгачан

Погода явно портится. Все заволокло туманом. Холодно. Сыро. Хорошо, в что бухте Онгачан огромное количество дров…

25 июля. Дует холодный пронизывающий ветер. Льдины немного растащило, во всяком случае лавировкой на двигателе пройти можно. Видимость то немного откроется, то затянет очередным выносом тумана. Одеваем спасательные жилеты и на малом газу идём в разрывы среди ледяных полей, обходя большие льдины.

Держим наготове вёсла, кое-где отталкиваем ими небольшие острые куски льда. Идём по GPS на Малый Шантар курсом на бухту Абрек. Вскоре упираемся в сплошные ледяные поля, туман сгущается и становится как молоко. Видимость не более 50 метров (ещё раз убеждаемся: где льды – там туман)

По навигатору видим, что течение в проливе не менее 5 узлов. Три часа пробиваемся через льды и наконец в тумане перед нами вырастает огромная скала – один из мысов острова Малый Шантар. Принимаем влево и возле мыса Юго-Западного останавливаемся. Льды идут сплошным потоком, с грохотом трутся друг об друга и о выступающий каменный мыс.

Пролетая 4 дня назад над этим местом на вертолёте, я видел, что к западу от Малого Шантара сплошные ледяные поля. К востоку же, в проливе Опасном, льдов гораздо меньше. Вспомнив это, я даю команду разворачиваться и обходить Малый Шантар проливом Опасным.

Идём в тумане на мыс Гайковского, координаты которого я оперативно забил в GPS. В бухте Абрек льдов значительно меньше, их уносит в сторону по проливу Линдгольма. С большой точностью в «молоке» выходим на мыс Гайковского, огибаем его и идём проливом Опасным на Север. Возле мыса Северо- Восточного туман растянуло и мы зашли в живописную бухту «табориться».

Райский уголок! Вокруг щебетали птицы, горланили чайки, высовывали любопытные мордочки тюлени, по берегам лежали огромные айсберги, низвергались водопады, а какое буйство красок – вся палитра цветов и зелени, и не верилось, что еще час назад мы находились среди льдов в кромешном тумане.

Весь день сегодня шли на моторе. Прошли всего 40 км. Но какой день! Вообще у нас большой опыт путешествия по GPS вслепую, начиная с первого нашего похода на Шантары, и заканчивая прошлогодним 40-дневным походом на Камчатку, когда в тумане приходилось подниматься на вулканы и идти по Тихому Океану. Мы приобрели опыт пользования навигатором и пришла чёткая уверенность при движении в условиях ограниченной видимости.

Для Шантарского Архипелага сильные туманы – это норма, и такой прибор просто необходимо иметь любой группе.


Озеро на мысе Успения

26 июля.Утром вышли под парусом и взяли курс на Север. На Северной оконечности Малого Шантара, возле мыса Успения есть живописное озеро, которое мы планировали посетить. Видимость отличная, вышли в отлив. Свежий ветерок и быстрое попутное течение помогли нам уже через час зайти в бухту возле мыса Успения. Высадив меня с оператором «Пилигрим» бросил якорь, а мы пошли на озеро сделать фото и видеосъёмку.

Вернувшись через час, взяли курс на остров Большой Шантар, на мыс Филиппа, планируя по пути зайти на Камни Диомида, чтобы отснять лежбища тюленей. Мы отошли от Малого Шантара километра на два и паруса «повисли». Тут же нас накрыло густым туманом. Стали происходить какие-то странные вещи. Спутниковый навигатор показывает скорость 10 км\ч, 15км\ч, 20 км\ч, 24 км\ч! Вода под нами кипела, как в гигантском котле. Заводим двигатель, пытаемся держать курс на мыс Филиппа, стрелка навигатора, указывающая курс, уходит в сторону. На двигателе, работающем на полном газу, нас несло назад!

Меняем тактику, поворачиваем на север и по течению пытаемся выйти из кипящего котла. Заходим в толчею – пляшущие полутораметровые стоячие волны, и через некоторое время, все мокрые выходим на спокойную воду. По касательной держим курс на Большой Шантар и вскоре видим берег. Поднялся ветер и туман рассеялся.

Четыре часа нам потребовалось, чтобы преодолеть 8 км, отделяющие Малый Шантар от Большого.Что же произошло на самом деле? В проливах Опасном и Северо-восточном самое быстрое течение на островах. Недалеко от мыса Успения есть подводная скала «Зубья дракона», которая находится на глубине 20 метров. Рядом, в проливе глубины превышают 100 метров, и течение на огромной скорости ударяется о подводную скалу и создаёт гигантское завихрение. Вода на большой территории кипит и бурлит.

Лучше обходить это место за несколько километров и учитывать при этом направления течения (прилив или отлив). Нас же течением вынесло в самый эпицентр этой воронки и ещё накрыло туманом. Ещё раз убеждаемся в надёжности нашего судна. У нас была информация, что в бухте возле мыса Филиппа, есть охотничья избушка и баня.

Идем на разведку и видим, что все ветхое и полуразрушенное.


Лагерь возле мыса Филиппа. Избушка охотника по ключу справа.


27 июля. Без проблем доходим до реки Большой Анаур, ставим лагерь и занимаемся рыбалкой. Видно, что сюда давно не ступала нога рыболова. В устье реки отлично ловится серебристый голец, выше по реке в ямах стоят косяки горбуши, а ещё выше реку оккупировали ленки, которые яростно хватали на любые блесны. Река Бол. Анаур одна из самых рыбных рек архипелага. Вверх по реке, в километре от устья на мари мы обнаружили россыпи морошки.

Вечером к нам в лагерь приплыли самарцы и мы устроили праздничный ужин. Все они опытные путешественники, двое - известные российские барды. Песни под гитару, фейерверк... Такого братания двух команд Шантары ещё видели (см. фильм)


Самарцы

Закат на море


обилие дичи, ягоды и рыбы дает возможность разнообразить меню

28 июля. Переход на метеостанцию Большой Шантар, где живут трое метеорологов и охотник Дмитрич (работавший ранее начальником метеостанции). Это единственное население архипелага, больше на Шантарах людей нет. Рядом находится заводик по переработке китов, построенный американскими промышленниками 150 лет назад. Детали машин хорошо сохранились до сих пор.




29 июля Днёвка, обследование реки Якшина, баня.


Метеостанция Большой Шантар

Памятник природы остров Утичий.

30 июля. Рано утром, используя начавшийся отлив (в прилив не выйдешь) и хороший попутный ветер выходим на остров Утичий. Остров этот состоит из двух отдельных небольших островков, километра два длиной, покрытых лесом и является памятником природы. На острове находятся птичьи базары, где постоянно проживает 35-40 тысяч птиц.

На острове делаем остановку и обходим его в поисках разбившегося здесь самолёта. На Юго-западной оконечности острова в бинокль видим на скале какой - то предмет – самолёт. Подходим к берегу и среди нагромождения обломков видим останки самолёта: двигатель, фюзеляж, колёса.

Позже в Хабаровске нам удалось выяснить историю трагедии этого самолёта – 1 августа 1981 года, самолёт ИЛ-14 ледовой разведки с 9 человеками на борту в сплошном тумане врезался в остров, которого не было в то время на картах. Пилотам не хватило каких - то 15 метров, чтобы пролететь над островом! Сколько ещё трагедий таит этот суровый архипелаг. Прощаемся с островом Утичий, и через час уже подходим к острову Птичьему. Единственная бухта, где можно встать лагерем находится как раз напротив Утичего и в ней находится ручей с пресной водой.


Единственная бухта острова Птичьего

Из литературы знаем, что на Птичьем должны находиться большие птичьи базары и лежбища тюленей. Но ничего этого мы там не обнаружили. Остров разочаровал, мы встретили лишь несколько десятков уток и одиноко бродящего в бухте медведя. Пользуясь сильным попутным ветром уходим на материк и поздно вечером встаём лагерем в заливе Люцун, где есть очень красивое большое озеро и небольшая изобилующая рыбой речушка.


озеро в заливе Люцун

31 июля Ранним утром я, Максим Зотов и оператор Андрей Захарченко берём фото и видеоаппаратуру, спиннинги и идём на разведку (и съёмку) на озеро и реку.

Экипаж в это время собирает лагерь и готовит «Пилигрим» к отходу. В 11 часов берем курс на остров Феклистова. Видимость отличная, льды растянуло, дует свежий ровный ветерок, погода не предвещает сюрпризов. Не спеша пересекаем Шантарское море и останавливаемся на входе в Лебяжью губу за островом Арка. Это ещё один памятник природы архипелага.


остров Арка

Остров Арка представляет собой скалу метров 50 высотой с расщелиной посередине. В отлив Арка соединяется с островом Феклистова узким перешейком на котором в лужах плавала горбуша и крабы, оставшиеся после прилива. Вершину острова облюбовали белоснежные орланы.


Остров Шилова.

Очень живописный остров Шилова, находящейся неподалеку.

Заходим на рейд Энегельма. Знаем, что возле ручья стоит баня. Идём на разведку. Баня стоит на берегу в устье ручья и видна издалека, но место неуютное, в отлив километр до бани нужно добираться по грязи.

Идём дальше по Лебяжьей губе в устье реки Лебяжьей. В устье стоит указанный на карте домик, но он ветхий и малопригоден для жилья, - останавливаемся в километре к востоку – на границе леса.

Баня на рейде Энегельма (Лебяжья губа).
Координаты: 54°55,685' N; 136°45,435' E




Закат на Охотском море (остров Феклистова, Лебяжья губа)

1 августа Утро посвящаем рыбалке –вчетвером идём по тропе (явно зверского происхождения) вверх по реке Лебяжьей в надежде сделать научное открытие – поймать микижу (охотник Дмитрич нам сказал, что вроде бы кто то её там ловил). Микижу не обнаружили, но крупный голец ловился в больших количествах.

Встретили также несколько медведей. В 12 часов отходим. Дует сильный встречный ветер. Проходим на двигателе пролив Узкий, остров Сухотина и поворачиваем на Север, поднимаем паруса и на хорошей скорости идём к Северо-восточной оконечности острова.

Остров Феклистова поражает своими скалами, утёсами и кекурами. Если на карте указан мыс Красный – значит это яшма, если мыс Белый, значит это мрамор. За мысом Белым поворачиваем на Запад к озеру Лисьему и подходим к группе больших белых скал разнообразной формы с растущим на них еловым лесом. Вода проточила в этих скалах причудливые гроты.

Пожалуй эти скалы – самое красивое место на Шантарском Архипелаге, но я нигде не встречал про них никаких ссылок, видимо это объясняется тем, что Северная часть острова Феклистова посещается людьми очень редко!

В заливчиках плавали косяки горбуши, а в воде ползало множество крабов.

Таборимся в устье реки, вытекающей из озера Лисьего. Озеро Лисье на карте второе по величине на островах после Большого, но ещё анализируя снимки, полученные со спутника я обнаружил, что озеро… исчезло! Выйдя на берег убеждаемся, что озера на самом деле не существует.

По реке и высохшему озеру бродят несколько медведей. Вода в реке и устье кипит от рыбы. В реку набилось множество горбуши, а в устье скопилось полчища жадных гольцов. Достаём спиннинги и ловим штук сто, и почти всех отпускаем, оставляем лишь дежурным для еды. Затем откладываем спиннинги и идем с оператором снимать медведей. На берегу ставим камеру на штатив и снимаем, как медведи бродят по реке и занимаются рыбалкой. Шоу продолжалось весь вечер.

2 августа. Ветер крепчает, уходим на Большой Шантар. Заходим на озера Большой и Малый Омокой. Три года назад это были большие озёра, а сейчас лишь небольшие ручьи вытекали из них. Как нам сказали, два года назад цунами размыло все озера с северо-восточной стороны Шантар. В устье Большого Омокоя бродили 5 медведей. Со стороны моря медведи не ждут опасности и подпускают очень близко. Несколько медведей бродили так же и в соседней бухте.


Протока, соединяющая озеро с морем.

3 августа Ветер с южного поменял направление на северное, погода явно портилась, появился сильный накат. С трудом отходим от берега. Ветер усиливается, заволокло туманом, держим мористее, чтобы пройти мыс Камень-Лев и кекуры, окружающие его. Доходим до бухты Панкова, туман рассеивается, но начинается шторм. Доходим до реки Оленьей и осторожно (вокруг всё кипит) заходим в устье. Через час на море стоял жуткий грохот, а в протоке, соединяющей озеро с морем тихо и спокойно.

4 августа С моря дует сильный порывистый ветер. Часть вещей оставляем в устье и держим путь через озеро Большое на реку Оленья. Даже во время прилива большая проблема зайти в озеро. Протока разбивается на несколько мелких рукавов, а в озеро можно зайти только одним, второстепенным. Левый рукав по ходу движения кажется основным, но он переходит в большую отмель, нужно уходить нешироким рукавом вправо. Очень быстро доходим до реки Оленья (даже на озере волна до 1 метра) и заходим в устье. Через два километра начинаются перекаты – становимся в старом лагере геологов (три года назад мы останавливались здесь же). Небо затянуло тучами, сыпет мелкий моросящий дождь.

5-7 августа Шторм, на лёгком «рафте» забираемся в верховья реки Оленьей с целью разведки реки,и сделать фото-видеосъёмку.


Река Оленья.

Километра два от лагеря идут глубокие ямы, которые просто кишат от рыбы (эти ямы можно преодолеть только на лодке). Выше перекаты чередуются с плёсами, в любом месте перекат переходится вброд. Река Оленья - самая рыбная река Архипелага. Кроме косяков горбуши, в огромном количестве зашедших в реку в ней водится кунджа (отдельные экземпляры до >6 кг), краснопёрка, небольшое количество гольца и очень много микижи.

Микижа – очень редкий, благородный вид семги. В мире она встречается только на Аляске, Камчатке и здесь, в одной реке на Шантарских островах.

Рыбалка на Оленьей просто фантастическая! Рыболов, которому посчастливится попасть сюда, запомнит это на всю жизнь! На Оленьей мы встретили несколько медведей, которые при виде нас разбегались по кустам. Здесь на реке у меня произошла «трагедия», отказал фотоаппарат CANON 20D. Как оказалось – вышла из строя карточка памяти на 6 Гб и я остался без «оружия». Дальнейшую съёмку мы вели на плёночную «мыльницу» Юрия Шмакова, в основном технические кадры. Забегая вперёд, скажу, что 2 Гб уже отснятых фотографий в Хабаровске мне удалось спасти. Урок на будущее – в такие походы лучше брать несколько карточек по 1 Гб и цифровой накопитель.

8 августа Ветер немного ослаб, шторм пошёл на убыль. Выходим в устье реки Оленьей. Под парусом идти невозможно, сильный встречный ветер гонит приличную волну. Часа за три, все мокрые, на моторе пересекаем озеро, выходим в протоку, соединяющую озеро с морем и становимся лагерем. Делаем ревизию топлива – осталось одна канистра (неприкосновенный запас), а впереди ещё 500 км пути. Сегодня мы сделали очень важное дело – на высокой косе в устье реки Оленьей, установили памятный знак (изготовленный из нержавейки в Хабаровске), посвящённый погибшим на Шантарских островах.

Мы сложили каменный тур, поставили столб с табличкой, подняли флаги МЧС России, Дальневосточного клуба путешественников и дали залп из «Ремингтона». Последнее из трагических событий – бесследно исчезнувшая здесь в прошлом году яхта «Ассоль» с опытнейшим экипажем на борту.

Именно здесь они оставили свою последнюю записку и вышли курсом на материк. Через день разыгрался сильнейший шторм.

Координаты знака: 55° 03,291' N, 138°03,010' E

9 августа Шторм стих. Держим курс на остров Прокофьева. Остров вызывает уважение – огромные многосотметровые каменные отвесные стены. В некоторых местах низвергаются водопады. На острове всего два места, где можно остановиться – с северной стороны в бухте, где впадает ручей (мы в этой бухте остановились на обед – место для стоянки неудобное – огромные валуны, а ручей весь в буреломе и горельнике).

К востоку от ручья на скале виден маяк, хотя на карте он не обозначен. Остров в целом вызывает жутко-восторженное впечатление (особенно северо-восточная его сторона) и, конечно, туристам стоит включить посещение острова в свой маршрут.


Коса на западной стороне острова Прокофьева.

Второе место, возможное для высадки – это выступающая с западной стороны острая коса, но обойдя остров, мы не стали на ней высаживаться, а решили уйти на Большой Шантар, время позволяло и мы взяли курс на бухту Приглубую. Дул хороший ровный ветерок, в море во многих местах появлялись плавники касаток, резвились нерпы.

Я уже писал про «локальные штормы». На подходе к Крутому мысу началась сильная болтанка, острая толчея; несколько раз «Пилигрим» зарывался в волну. Наконец миновали мыс, зашли в бухту. Перед нами была тихая спокойная бухта – «Голубая лагуна». Все, кроме Максима Зотова выходим на берег, чтобы выбрать место для лагеря. Ищем воду, ровную площадку, дрова. Выбрали место, спускаемся к воде и машем Максиму, «Подплывай!» А он пальцем тычет и что - то нам показывает. Оборачиваемся, и видим, что на том месте, где мы только что были – стоит на задних лапах огромный медведь и смотрит на нас. (А оружие на тримаране).

Мы кричим: «Макс, нам не нравится это место – плывём дальше!»

В море же наблюдаем другую картину – четыре касатки идут на тримаран, проходят буквально в метре от него (см. фильм) и медленно прочесывают бухту в поисках добычи. Потрясенные увиденным - идем дальше и через час заходим в следующую бухту.

Два медведя, бродящих по берегу, завидев нас, убегают. Чисто, можно табориться. Берег удобный для лагеря: мягкий песок, два ручья, дрова. Быстро ставим лагерь, я беру ружьё, бинокль и иду на ручей, который от нас метрах в 150. подойдя метров на 30, вижу что - то чёрное, смотрю в бинокль из ручья торчит медвежья башка. Я медленно отступаю назад и зову оператора. Забираемся на небольшую терраску метрах в 10 от ручья, ставим камеру на штатив и снимаем шоу. В ручей шла на нерест горбуша и несколько медведей поднимая брызги носились по перекату. (см. фильм).

10 августа. Ветер усилился и поменял направление на Южный. С трудом, лавировкой проходим два мыса и заходим в бухту (озеро Карпино). Море раскачало до 5 баллов, на гребнях волн барашки – верный признак надвигающегося шторма, а впереди, в направлении острова Беличий чёрная туча – там вообще творится что - то непонятное. Вечером звоню дежурному синоптику в Росгидромет, узнаю прогноз на несколько дней вперёд, запрашиваю прогноз по Шантарам в интернете у нашего пресс-секретаря.

Назавтра обещают ослабление ветра до 7-8 метров в секунду, через два дня шторм. Просчитываем разные варианты: до мыса Врангеля напрямую 75 км, от острова Беличий до Врангеля 55км.

11 августа. Сильный ветер, большое волнение, ждём погоду.

12 августа Встаём рано утром. Море успокоилось, волна есть, «барашки» исчезли. Ветер идеальный, попутный норд-вест. Советуемся с нашим спасателем Борисом Исаевым и принимаем решение – идём на материк! Быстро собираемся, всё тщательно упаковываем, увязываем, надеваем дождевые костюмы, готовим страховку. В 8 ч. отходим. Ветер наполнил паруса, держим курс по навигатору на мыс Врангеля. Видимость отличная, но материк не видно – слишком далеко.

Мыс Врангеля

Через два часа проходим траверс острова Кусова. Скорость 7 узлов. Ещё через два часа ветер поменял направление на вест, волнение усилилось до 4-5 баллов. «Пилигрим» поскрипывает, переваливается с волны на волну, но верно приближается к мысу Врангеля. Через час волнение уменьшилось. В бинокль уже было видно бухту справа от мыса. Берём влево и идём дальше. (Возле мыса Врангеля опять хорошо покачало, ещё раз убеждаемся, что большая волна возле всех выступающих мысов).

От мыса Врангеля километров 30 тянулись отвесные скалы, далее длинная коса. В 9 часов вечера мы подошли к протоке, вытекающей из озера Мухтель, и на двигателе заходим по протоке в озеро и по известным нам координатам ищем базу. Уже в сумерках подходим к берегу (косяками по отмели разбегается рыба). На берегу шикарная база отдыха: два домика, баня, летняя кухня. По всему видно, что она редко посещается людьми. Сегодня мы прошли 130 км. Завтра по прогнозу шторм, делаем днёвку.


База на озере Мухтель. Координаты N 54 09,714 E 139 09,220


На траверсе острова Рейнеке.

13 августа. Отсыпаемся после утомительного перехода, топим баню и едем на разведку по озеру Мухтель на реку Мухтель, где по информации водится очень крупный ленок. Заходим в реку и километра через три видим большое количество рыбы, стоящей в ямах. Доходим до переката и достаём спиннинги. Ленки берут яростно, на каждом забросе. Средний размер рыбы от 4 до 5 кг. Небо потемнело. Барометр на часах показывает бурю. Только вернулись на базу – налетел шквал, засверкала молния, загрохотал гром, в лесу валились деревья от ветра. Со стороны моря, которое от нас в двух километрах, раздаётся жуткий грохот, не дай бог сейчас оказаться кому-нибудь в море.

14августа. Шторм.

15 августа - 19 августа. Оставшиеся 300 км мы прошли без происшествий. На острове Чкалова посетили место легендарной посадки самолёта АНТ-25, дали залп из оставшихся сигнальных средств. В Амурском лимане натаскались по отмелям (которые лучше обходить фарватером) и вечером 19 августа подошли к пос. Озерпах. Арендовали у местных жителей транспорт, и вскоре были в Николаевске, где через час загрузились на «Метеор», отходящий в Хабаровск. Поход успешно завершён.


На острове Чкалова.


По мелям и косам в Амурском лимане


Пос. Озерпах – Встреча с рыбаками


Николаевск – на Амуре. Погрузка на метеор. Поход завершен !!!

2.8 Итоги похода

Весь маршрут (>1100 км) пройден полностью с опережением графика, чему способствовали в целом хорошая погода и благоприятное стечение обстоятельств. Например, в надвигающийся шторм мы успели зайти в озеро Большое и реку Оленья, посещение которых у нас было запланировано в любую погоду. Если не брать во внимание спортивную сторону, то наш поход можно считать экспедицией.

Мы обошли почти все острова и побережье до Амурского лимана, побывали на всех крупнейших реках и озёрах архипелага. Составили каталог и сделали фото и видеосъёмку всех достопримечательностей Шантар. Для Управления по туризму Хабаровского края (которое и финансировало наш поход) мы разработали туристические маршруты разной категории сложности и с разными вариантами заброски. Все фото – видеоматериалы мы так же передали в Управление по туризму, институт водных и экологических проблем и другие заинтересованные организации.

По нашим материалам уже выпущено несколько журналов, один из них спецвыпуск о Шантарах, готовится к выпуску большой фотоальбом. О нашем походе сделан фильм «Острова мечты», который отправлен на очередной международный Московский кинофестиваль «Вертикаль». Планируется так же сделать фильм о природе и животном мире Шантарского архипелага. В настоящее время в Москве на утверждении лежит проект создания Шантарского национального парка», что значительно увеличит поток туристов в этот, без сомнения, один из красивейших уголков земного шара.

О «Пилигриме»

Хотелось бы сказать несколько добрых слов нашем судне. Тримаран и парусная оснастка успешно выдержали испытания и могут быть рекомендованы для таких походов. Конечно, он не рассчитан на рекордные скорости (из практики до 8 узлов), но этого достаточно, чтобы пройти при нормальном ветре за день 100 км и более. Тримаран обладает большой грузоподъёмностью и со всей оснасткой (без груза, конечно) легко выносится на берег членами экипажа.

Тримаран практически непотопляем (6 изолированных отсеков) и успешно преодолевал достаточно серьёзную волну. Деревянная гибкая рама на резиновых жгутах имеет большой запас прочности. Даже с полной загрузкой идёт под навесным мотором малой мощности (от 5 до 10 л.с. оптимально). Одним словом: «Пилигрим» - трудолюбивая надёжная лошадка, которая отлично подходит для подобных походов.

2.9. Выводы и рекомендации

Безусловно, самой интересной частью похода является Шантарский архипелаг. Его удивительная по красоте, завораживающая природа: красивейшие скалы, низвергающиеся с них водопады, девственный лес по берегам; невероятно богатый животный мир: множество вольготно себя чувствующих медведей, китов, касаток; огромное количество рыбы в реках.

Любой путешественник, кому посчастливится побывать на этих островах запомнит это на всю жизнь и Шантары будут манить его снова и снова…

Часть маршрута от Большого Шантара до Николаевска на Амуре является выходом с маршрута и за исключением озера Мухтеля ничем не интересна.

Следует отметить, плавание по Охотскому морю так же очень опасно и требует хорошего снаряжения, тщательной подготовки и опытной, слаженной команды. Как мы убедились, даже в начале августа проливы могут быть забиты льдами, очень опасны мощнейшие течения, воронки – водовороты, стоячие волны (сулои), постоянные туманы, внезапно может налететь мощнейший шторм, способный легко вывести из строя даже очень серьезное судно.

Ежегодно в Охотском море терпит бедствие несколько судов, - как пример, исчезнувшая в прошлом году яхта «Ассоль». Поэтому большое внимание должно уделяться безопасности: группа должна быть укомплектована GPS – навигатором, портативной метеостанцией, спутниковым телефоном (обязательно - сейчас это не роскошь), чтобы при пересечении больших открытых участков запросить прогноз погоды, в случае необходимости связаться с необходимыми службами. Мы же освещали наш поход (в режиме on – line) в Хабаровских средствах массовой информации – в газетах, на телевидении, на сайте Дальневосточного клуба путешественников и на приморском сайте рыболовов «ЛЕФУ».

Эпилог главы

Заброшена в шкаф капитанская фуражка, о путешествии смонтирован фильм «Острова мечты», а по ночам меня вновь качают волны и снятся скалы. И снова я вынашиваю планы попасть на Шантарский архипелаг - без сомнения, один из лучших уголков на земном шаре.


Комментарии
Прекрасный отчёты и фильмы. Думал, начитаюсь, насмотрюсь фильмов 
про Шантарские острова и "отпустит", а в итоге добавилась ещё одна мечта на закате жизни - придётся "задержаться", спасибо тебе, Игорь.
Guest13.08.10, 19:41
китобойная станция? 
а откуда известно о сроках постройки и что это китобойная станция, очнеь очень интересно узнать, и если получится то и посетить.... много там костей от китов сохранилось поблизости???? Спасибо!
Editor17.05.10, 19:51
Морской каяк подойдёт больше для этих целей 
На байдарке - можно и не вернуться...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов