Восточная Сибирь / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Кормовой поход высшей категории по Саянам.

29 июля - 19 августа 2005 г.
пос. Орлик - р. Жом-Болок - оз Хара-Нур - р. Додот - р. Бедий - р. Хам-Сара - р. Бий-Хем - г. Кызыл. Участники: Булычев Сергей, Бережецкий Дмитрий, Васильев Володя, Данилов Валера, Погорелов Влад, Холин Алексей.
Описание 
Вступление

Кратер вулкана Перетолчина Кратер вулкана Перетолчина
Влад с хариусами Влад с хариусами
Рыба в коптильне Рыба в коптильне
Когда наш руководитель увидел громоздкий прямоугольный предмет, выпирающий из под клапана рюкзака одного из участника похода, он был возмущён – поход у нас спортивный, ничего лишнего брать нельзя, до начала сплава нам предстоит идти пешком по горным тропам или без оных, проводить лодки против течения мелких ручьёв, обносить водопады. Запас продуктов взят по минимуму, из расчёта 500 г на человека в день. А тут два с лишним килограмма бесполезного на первый взгляд металла!
Но Валера был непреклонен – двухэтажную коптильню оставить дома он не мог. Он шёл в кормовой, рыбный поход и решил попотчевать всех нас копчёными деликатесами.
Наша компания любителей пеше-водных путешествий выбрала для сплава летом 2005 года реку Додот, что начинается в высоких горах Саян на границе Бурятии и Тувы, и, сливаясь с Хамсарой, впадает в могучий Бий-хем – Большой Енисей. Одного Дотота нам показалось мало, и мы решили сделать связку речек Додот – Бедий (следующий после Додота правый крупный приток Хам-сары). Маршрут мы завершили на Бий-Хеме. Протяжённость его составила 640 километров.
Саянские вулканы.

Из Иркутска автобус ПАЗик доставил нас до горного посёлка Орлик – туристской Мекке Восточного Саяна. Дальше по просёлочной дороге, местами теряющейся на галечниках реки, мог проехать лишь мощный Урал. Выгружаемся из машины на зелёной лужайке среди вековых лиственниц у последнего оплота цивилизации - загона для скота. Теперь для продвижения вперёд мы будем использовать лишь тропы, глади озёр и голубые ленты речек и ручьёв.
Тропа вверх по Жом –Болоку – реке, вытекающей из зажатого остывшей лавой горного озера Хара-Нур, не всегда легкопроходимая: местами протискиваемся через нагромождения камней, продираемся через кусты, бродим притоки.
На пути нам встречаются лавовые поля. Они уже давно заросли лиственницами, покрылись лишайниками и лишь острые грани застывшей породы, безжалостно портящие нашу лёгкую обувку – кроссовки, ненавязчиво напоминают об относительно недавней вулканической деятельности в этих местах.
Здесь, в этой части Восточного Саяна можно увидеть настоящие вулканы. Да, они есть в нашей стране не только на Камчатке!
Через два дня пути, в тридцати километрах от начала нашего маршрута, не дойдя до озера шести километров, мы останавливаемся на левом притоке Жом–Болока и совершаем радиальный выход в Долину вулканов.
Сначала без тропы пересекаем долину реки Жом-Болок, шириной около двух километров. Она вся заполнена остывшей лавой. Местами она застыла, образовав огромные волны, через гряды которых мы и идём. Тропы здесь теряются и временами мы карабкаемся, перелезаем глубокие и широкие трещины, раскалывающие тело лавового потока.
На противоположный склон долины Жом-Болока взбирается уже хорошо набитая тропа и петляет по живописному ущелью местами среди лиственничного леса, белых ягельников а местам и высокотравных цветущих лугов.
Вот уже и виден вдали маленький правильный конус горки-вулкана с отрезанной верхушкой. Удивляешься, как такой малютка смог напрудить вокруг лавовые потоки на несколько десятков километров.
Кратер вулкана Перетолчина правильным конусом уходит вниз и на дне его лежит круглое озерцо. Оно мелкое, вода в нём ледяная. Обходим кратер по окружности, издали разглядывем его соседа - вулкан Кропоткина, но к нему сбегать уже не успеваем, дорога сюда и так заняла больше половины дня, а по расстоянию - 17 с половиной километров. Возвращаемся в лагерь.
Хариусы, шиверы, пороги и водопады Додота.

На следующий день доходим до залива озера Хара-Нур и собираем наши суда – пять каркасно-надувных каяков и катамаран-двойку.
На этом сказочно красивом озере, обрамлённом горами, вылавливаем свою первую добычу – долгожданных хариусов. Экземпляры хорошие, не мелкие, не меньше 800 граммов тянут.
От северного залива озера Хара-Нур начался волок к небольшому безымянному озеру из которого собственно и вытекает Додот. Никаких троп на волоке практически не было, место это нечасто посещается людьми. Часть пути пришлось подниматься против течения мелкого ручья. Затем перетаскиваться между маленькими озерками в зарослях карликовых березок, по которым каяк скользил, словно саночки.
Преодолев мелководные шкуродёры верховьев, где даже каяки местами приходилось проводить между камней, мы очутились на глубоководном и относительно спокойном участке Додота с галечными отмелями Хариус здесь на перекатах ловился отменно. Практически на каждый заброс.
- Дайте-ка мне, что ли, попробовать, - заявил Влад, который абсолютно не рыбак. Вручаю ему спиннинг. Результат – с первого же заброса с галечной отмели за перекатом – красавец хариус.
Самые крупные экземпляры хариусов ловились в шиверах, которые местами встречались на речке. Обычно спиннинг в таких участках реки убирается с деки каяка. Чтобы не смыло водой, чтобы не цеплялся за камни. Но в одном участке шиверы не выдерживаю, зачаливаюсь на небольшую залитую каменную мель посреди реки и вытаскиваю спиннинг. Передо мной замечательное местечко для ловли – глубокая ямка с несильным течением между крупных камней. Резкий рывок предвещает крупную добычу. Подвожу хариуса к каяку, пытаюсь перевалить через борт лодки в очко – подсачик я уже непредусмотрительно утопила в предыдущих шиверах – но рыбина срывается прямо на деку и, отскочив от неё, падает обратно в речку на мель. Накрываю хариуса руками, коленями прижимаю к камням, наконец, мне удаётся подцепить его под жабру – попался! В этом же месте выуживаю ещё трёх крупных, не меньше килограмма рыбин, заталкиваю их в каяк прямо себе под ноги – теперь уже у меня их 7 штук – как раз на всех хватит, теперь главное не перевернуться, пока догоняю ребят, а то все рыбы уйдут обратно в речку.
Скоро начинаются участки совсем спокойного течения, местами даже с песчаными пляжами. Здесь на песчаных заводях блесну берут даже щуки. Ныряем с откосов, загораем, объедаемся рыбой.
Но совсем расслабляться на плёсах нельзя – вскоре мы подходим к месту начала семикилометровой шиверы. Она находится в 34 км от истока Додота.
Перед ёё прохождением залезаем на обзорную безымянную вершину 2651 метра высотой.
Лесные склоны сменяются курумниками, заросшими лишайниками. И вот мы выходим на голые склоны, местами покрытые снежниками.
Красивые скальные пальцы, вытесанные из камня изваяния великанов, отвесные провалы с голубыми озёрами внизу, панорамы горных хребтов – есть чему полюбоваться взору на подъёме к вершине.
На обратном пути нашишковали на кедрах пол рюкзака шишек. Лузгаем орешки у костра до вечера.
Сплав по шивере проходит весело. Только экипажу катамарана не очень интерсено, для их судна воды маловато и препятствия заключаются только в насаживании на часто рассыпанные по руслу камни. А каякам вполне воды хватает, есть где послаломить, а на сужениях и немного адреналину схватить на валах и бочечках. Идём без просмотра, парой-тройкой с взаимной страховкой – катамаран отстал. Одна бочка меня всё же таки положила, уж не знаю, как, но опора на весло не спасла. А впереди всё в камнях и бурунчиках, и никого из наших. А вот и шеф на берегу стоит, но только не с морковкой-страховкой, а с камерой, да и то кадр запечатлеть не успел! Но Влад быстро меня обогнал, доверила ему каяк, сама с веслом спасаюсь к берегу – не очень то о камни хочется молотиться – легко выбралась. Катамаран дождались, дальше покатились, шивера продолжается, уж очень длинной кажутся эти 7 километров. Усталость берёт – а впереди очередной крутой участок, причаливаю отдохнуть, воду из каяка отлить. Орлы все вперёд усвистели, догоняю в одиночку, но за поворотом виден уже конец шивере, выход, последняя горка крутая осталась. Вся в валах белых. Засмотрелась я на наших и камень плоский пропустила. С разгону на постамент вылетела, покачалась, переехала камень и снова в воду упала уже кверху килем.. Мелко однако, выскочила, прямо в залитый слегка каяк залезла, и докатилась наконец до ребят.
И снова на реке всё спокойно. 32 километра в этот день прошли.
Зато потом сразу без подготовки и разгона порог Саянские бани четвёртой категории сложности объявился. Ступень на заходе, прижим к скале, несколько сливов и в конце основная ступень метра два перепада. Тут уж без просмотра и страховки не обходится. Катамаран уверенно проходит весь порог, каяки легко первую ступень прокатывают, а во вторую только двое каякеров идти захотели, и то Дима перевернулся. И дождь как ливанул – вообщем, оправдало себя название порога. Хорошее препятствие.
К вечеру подкатились к следующему порогу, он километрах в 15-ти от Бань. Название его устрашающее – Убивец. В середине слива камень зубом стоит. Бочка шумит внушительная. Даже вечером, порог осматривая, идти его только экипажу катамарана захотелось, а утром, когда вода после дождя поднялась, и катамаранщики от прохождения отказались
Только Влад, самый наш каякер отважный, решил нижнюю часть порога проехать после основных сливов. И то его так хорошо в бочках покачало, что он, отдуваясь, на берегу произнёс:
– Ну и страха я натерпелся! Но теперь долг перед совестью своей выполнил. На переделе прошёл.
Ещё 7 километров сплава и мы на пороге Додотской трубы – скального сужения-каньона, начинающегося отвесными водопадами – русло Додота здесь раздваивается. Водопады ревут низко, зловеще, аж земля дрожит. Труба непроходима для судов. Идём гулять четыре километра вдоль каньона. В конце трубы вода также падает отвесным узким водопадом. Не везде легко идти рядом с обрывом, тропа уходит в сторону, петляет по заросшим лесным склонам. Не сразу отыскиваем этот нижний водопад, но он стоит того, чтобы полюбоваться. И вид от него уже открывается на далёкую долину Хамсары.
А грибов по пути - видимо-невидимо. Уже три тяжёлых мешка красивых крепких коротышек подосиновиков насобирали – не забываем, какой у нас поход!
Заповедник реликтовых щук.

Теперь нам предстоит переход к озеру Хоор-Оос-Холь. Разбираем суда и идём звериными тропами, заваленными буреломом. Тайга, мхи под ногами, увалы, озерки, ручьи, кочки болот. Мишку встретили упитанного, сытого, аж лоснящегося от жира – ягод-грибов много! Мы с тобой одной крови, тоже в кормовом походе!
Чай у нас закончился, бадан на заварку собираем – нижние его сухие листочки очень даже хорошо заваривать.
15 километров таёжных троп, и мы на берегу заболоченном нашего озера долгожданного. Сыроваты места для стоянки, зато озеро преподносит нам свои дары богатые.
Щуки тут непуганые доросли до громадных размеров.
Они мирно жили здесь, кормились, росли, пока на озёрах не объявились хищные туристы. Но разве много нам надо! Килограммов двадцать свеженькой рыбки, не больше.
Первым собрав каяк, на озеро выплыл шеф и уже через несколько минут раздались его истошные крики о помощи – самостоятельно вытащить рыбину в каяк на середине озера он никак не мог. У нас же ловля спортивная – без подсачиков! Ещё один каякер – Володька, захватив нож, бросился ему помогать. И я тоже бросилась, но только для того, чтобы тоже выловить «крокодила». И скоро он клюнул. И действительно даже поводил за собой мой каяк. От рывков сердце замирает – как затащит леску под корягу, как оборвёт! Или в водоросли запутает. А приятно всё-таки покататься на щуке! Однако действительно на шатком каяке трудно вытащить огромную рыбу и пасть у неё такая кусачая – я тоже призываю на помощь «анестезиолога» - тут без черепно-мозговой операции щуку не укротить. Действуем в паре – я ловлю – Влад укрощает.
Второй клюнувший крокодил сломал шефу спиннинг. Я выудила ещё одну щучину, которую вытаскивали тоже сообща, а потом мне заявили, что хватит рыбы, без «лицензии» меня на лов больше не отпускают и вообще пора продолжать сплавляться.
Мой первый крокодил потянул на 5 килограмм веса всего – а какая силища!
Мы условились заночевать на втором озере, которое от первого отделяла небольшая речушка. Совсем коротенькая, как читалось нами по карте. Но как она меандрировала! И расстояние на местности оказалось 10 километров длиной – в два раза больше нашего предположения. А завалы! Нам повезло, что перед нами, как потом выяснилось, прошла группа, которую высадили на озере с вертолёта. И она распилила многие завалы. Мирная узенькая речка в среднем течении вдруг разогналась и понеслась - эта шиверка с хорошим уклоном и валами даже каски надеть нас заставила, но хорошо брёвен поперёк не было на течении. Потом речка снова успокоилась и запетляла в густо заросших таёжных, низких берегах. Наш катамаран безнадёжно отстал – мы же протискивались под гребёнки ветвей поперечных елок и обносы-протаскивания завалов ловчее делали. А катамаран влетел в темноту. Мы разожгли костёр на берегу островка у устья ручья, но так и не дождались наших товарищей – надеялись, что они благоразумно заночевали – ведь у Валеры на катамаране была коптильня – поужинать смогут.
Но наша двойка героически дошла до лагеря к часу ночи. Единственный фонарь их практически не светил. Как они сплавлялись в абсолютной темноте может представить наверное лишь тот, кто испытывал подобное.
Валера был насквозь мокрый – упал с ката, снесённый ёлкой, но был как всегда абсолютно невозмутим и рекламировал нам свой замечательный водонепроницаемый олимпус, который мирно выжил у него в кармане без защиты гермомешка. Но «крокодилов» они не утопили!
И начался у нас рыбный праздник живота, который затянулся до обеда следующего дня, так что к вечеру, выгребая по открытой акватории против встречного ветра, мы дотянули лишь до конца озера. Я снова вымолила лицензию и ушла на добычу. К щукам присоединились окуньки – они тоже очень вкусные копчёные. Главное, что при таком способе приготовления (в коптильне) их вообще не надо чистить
И наловленной на озёрах и накопченной впрок рыбы нам хватило до конца сплава по Бедию.
Сплав по Бедию и Хамсаре.

Последнее время каждый день шли дожди, вода всё время поднималась. Пороги на Бедии не выше четвёртой категории сложности, все струйного типа, без выступающих камней и прижимов – особой сложности у нас не вызвали. Весело попрыгали мы на высоких валах порогов, временами достигающих двухметровой высоты. Адреналина в меру, больше и не надо для аппетита.
65 километров сплава одолели мы за два с половиной дня и заобедали на песчаной стоянке уже на полноводной Хамсаре, сразу после впадения в неё Бедия. Прощайте, узкие уютные речки! За поворотом начинался мощный порог Рябой. Мы осмотрели его первую ступень и спокойно прошли с взаимной страховкой с воды. Однако мощь реки чувствуется! Так в техническом отношении ничего сложного в препятствии нет, никаких манёвров не требуется, но валы ощутимые, только держись!
Ещё запомнилась шивера перед впадение крупного правого притока – Кижи-Хема. Посреди сузившегося русла за левым поворотом реки стояли высокие беспорядочные валы – крутые, с пенными гребешками – прямо как волны морского сулоя – короткие, злые. И ты оказываешься в каше этих месящихся пиромидальных громад – такой беспомощный ничтожный детский кораблик. А берега в обрамлении двух отвесных красных скал – как врата в затягивающую тебя страшную бездну. И гнетущий рёв. Но ощущение быстро рассеивается – каяк всё-таки надёжен, и виден уже чистый простор реки за этим страшным месивом.
Марафон по Енисею. Ужас Хутинского порога.

Поход наш мы планировали завершить в посёлке Ирбан на правом берегу Бий-Хема (Большого Енисея) вскоре после впадения в него Хам-сары. Позади уже 465 километров маршрута, пройденных за 18 дней. Но связь с посёлком – баржи – ходят нерегулярно, примерно раз в три дня. Мы не попали к сроку – баржа недавно ушла – и мы решаем плыть до Кызыла своим ходом – чего уж там – каких то двести с хвостиком километров по мощному течению!
Красивые скалы проплывают по берегам. На поворотах закручивает струя мощные водовороты – батюшка Енисей могуч! А временами песчаные отмели, острова, заросли ивняка, многочисленные протоки – типичные пейзажи равнинной реки. Но впереди зубчатой стеной встают горы. Хребет как будто нарисован голубой кисточкой. И мы медленно, но неуклонно подъезжаем к нему и начинаем прорезать насквозь. Где-то тут в этих горах должен начаться Большой Хутинский порог. Местные жители предупреждали нас о нём, пугая ужасными рассказами. В тот день мы прошли уже больше семидесяти километров, угреблись порядочно. Мне совсем не хотелось лезть в мощную воду порога, но мы пристали на правом берегу перед ним – а это означало, что обнос невозможен – отвесная скала этот путь отступления отсекала.
Здесь на берегу стоит вагончик, и люди в нём живущие помогают проводить баржи против мощного течения в этом пороге на катере. Основная струя порога действительно идёт вдоль правого берега, но обносить его возможно только по левому берегу. А перегребать широченную реку перед порогом здесь было уже невозможно.
И пришлось мне в порог идти. Первая его ступень вся просматривается, мы попросили наших катамаранщиков, чтобы они зачалились после первого слива под скалой. Но им не удалось этого сделать! И они унеслись в неизвестность за поворот. Страховка пропала…
- Там ещё больше валов! Здесь то ерунда – «обнадёжил» нас мужик из вагончика. - На таких (он показал на наши каяки) вы не пройдёте, наверное.
Но шеф уверенно прокатил первую ступень. За ним прошли и все каякеры.
- Ничего особенного! Только очень мощная вода! – Грести, грести и грести! – возбуждённо давал мне напутствие Дима, нервно отчерпывая воду из юбки, и я скрепя сердце поплыла. «Ерундовые валы» так меня встряхнули, что я тоже, как катамаранщики, чуть не унеслась за поворот, загипнотизированная мощью потока, но всё-таки смогла зачалиться. Шеф так отчаянно кричал на меня сверху, переживая, что мужик заключил, будто я его жена. Но разве можно что-нибудь услышать тут!
А дальше, собравшись кучкой и крепко задраив очки, мы пошли все вместе. Друг за другом.
Когда мы вылетели за поворот, мне захотелось заорать от страха. Вся вдруг сузившаяся огромная река ходила ходуном в пене и брызгах тесных крутых волн! И тебя вот так вот запросто на закате дня бесцеремонно макают прямо в эту жуткую, беспорядочно кипучую громаду белых валов! Жёстких и беспощадных. Которым не видно конца! Все силы выкладываешь в гребле, чтобы отойти, увернуться от этих затягивающих гребней струи – и бац! - мощная поганка неожиданно вспухает прямо перед носом. Она больше каяка! Это ужас! Она встаёт высоким горбом. И тянет обратно на струю – я просто скатываюсь на опоре с этой горки, но совсем не туда, куда стремлюсь! Как будто река хищно затягивает меня в самую стремнину.
И снова судорожные усилия, чтобы убежать со струи. Жуть и никакой страховки, здесь каждый сам борется за жизнь. Краем глаза вижу как двое наших сбоку пытаются зачалиться в мизерном улове за каменой грядой. Какое там! Поганка пульсирует под ними, выплёвывает, крутит. Вовка чуть не ложится, Димка совсем не желая того толкает его каяком – в уловке тесно. Всё месится. Зачаливаться здесь гораздо опаснее, чем идти по струе. Балансируем между околобереговыми поганками и валами на струе.
Впереди энергично гребёт Серёга. Я ору ему:
- Шеф, мне страшно!
- Мне тоже! – орёт он мне в ответ, и мы несёмся дальше в хаосе водяных пирамид.
Но напряжение спадает, валы успокаиваются, впереди виден конец этой ступени. Какое счастье! Слева под скалами стоит катамаран – малюсенький! А Валеры с Лёшей на нём и нет – гуляют где-то – страховщики этакие. Наконец-то могу обернуться – все каякеры здесь, не перевернулись, подтягиваются!
Темнело, но здесь неуютно вставать и мы на разгоне уже уверенно проходим ещё две полосы валов. Мы не дошли совсем чуть-чуть до левого притока – реки Улуг-О, уже виден был её распадок, и встали на стоянку слева на первом же ровном месте. 78 километров нагребли мы за этот день.
А на следующий день, не дойдя около 40 километров до Кызыла, мы закончили маршрут на правом берегу у домиков турбазы.
Итак, пешая часть маршрута на волоках составила 56 километров,
На радиальных выходах – 67 километров,
Сплав – 517 километров.
Рыбы съедено - немерено килограммов (без учёта чешуи, внутренностей и костей).

Комментарии
Guest02.11.10, 11:53
как я вам завидую! 
Как я Вам завидую. Не сплаву, а рыбалке. Сам родился в Туве и до 17 лет ловил хариусов. Мне уже 62, да и Тува уже не та.Откуда сами? 8-903-997-9807 Сергей
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте