Велопоход по Тянь-Шаню 
День первый

Приезд в Киргизию и выход на маршрут по направлению к перевалу Кегеты.


Несмотря на задержку в целый год, случившейся из-за майской революции в Киргизии в 2010 году, мы все-таки приехали в горы Тянь-Шаня и проехали велосипедный маршрут, оцененный на 4 категорию сложности. Надо сказать, что в прошлом году был расчет на маршрут 3КС, который сейчас кажется совсем скучным по сравнению с тем, который мы прошли. Поход оказался довольно насыщенным, а маршрут сбалансированным. У нас не было задержек и продолжительных педалирований от одного интересного места до другого. Получалось так, что почти каждый час перед нами открывалось что-то новое и за каждым поворотом и витком дороги открывались новые пейзажи, требующие немедленного достижения следующего поворота и исследования этих пейзажей с нового ракурса! Впрочем, обо всем по-порядку... Состав группы был таков:

  • Стас (Авантюрист) — руководитель
  • Алексей (Uralla) — штурман, фотограф
  • Стас (Sobol) — хронометрист
  • Талия (Talёn) — начпрод
  • Татьяна (Muska) — медик
  • Шамиль (Baclazhan) — механик 


Начало похода было положено в турклубе «Спутник», когда были собраны документы, подписана маршрутная книжка, а продуктовая раскладка разложена и упакована по дням.


Примерно так выглядит снаряжение, выложенное на велочехол перед сбором рюкзака. Далее нам предстояло преодолеть на машинах расстояние от Уфы до Оренбурга, поставить машины на стоянку, поставить багажник на велосипед Стаса и затем имеющийся багаж утрамбовать в азиатский поезд, до нас уже доверху набитый контрабандными тюками.


После всех препятствий в виде ожидания на вокзале, укладки велосипедов на верхние полки и прохождения таможни, можно наконец расслабиться и познакомить обитателей вагона в увлекательный мир туристской песни.


Азиатские кладбища. Это  настоящие города мертвых со своими улицами, башнями и площадями. Много таких строений можно наблюдать из окна поезда  практически сразу после границы с Казахстаном.


Так как в Бишкек наш поезд прибыл в 2 часа ночи, мы договорились с фирмой  Тянь-Шань Тревел о заброске на начало маршрута и приобрели у них керосин для горелок, за что им большое спасибо! Велопоход начался практически с этого водопада, расположенного в ущелье Кегеты. Благодаря его чудодейственной силе воды, был отмыт поездной налет и с новыми чистыми помыслами началось наше путешествие.


Воды, к слову сказать, вдоль всего нашего маршрута было достаточно много, и, в отличие от наших речек, здесь постоянно кипящие и бурлящие потоки создают какофонию звуков, преследовавшую нас до самого конца.




Ущелье Кегеты окружено живописными пиками. Кажется, что они находятся на недостижимой высоте, но еще пол-дня и мы будем уже выше этих пиков!



Местами можно ехать.


Только ехать получалось недолго. Дорога после схода нескольких селей стала непроезжей и за ней уже никто не следит. Часто дорогу преграждали осыпи, между которыми оставались участки довольно хорошей дороги.



Большое, размером со стадион, поле булыжников, нанесенных водой. Судя по спутниковым снимкам, русло реки меняется тут каждый год.


Воды по-колено, но сила потока такова, что перейти не так-то просто.



Мы уже видим снежные вершины. Высота 3000 метров над уровнем моря и набрав примерно 1300 метров мы встали лагерем. Погода к вечеру стала хмуриться. Весь день над вершинами хребта росли грозовые тучи и ближе к вечеру одна из них своим краем уже достала нас и освежило дождиком. На этом первый день закончился. По палатке ветер с разгону барабанит каплями дождя, на противоположном склоне шумит поток водопада, но день выдался настолько насыщенный, что весь окружающий шум не мешает заснуть.
День второй

Взятие перевала Кегеты, спуск к реке Восточный Каракол

За второй день похода был взят перевал Кегеты. На этой фотографии он виден слева. Примечательные знаки встречались на дороге во время подъема. После десятка витков кто-то все-таки решил предупредить о том, что дорога впереди может иметь неожиданный поворот. :)

Очередной брод. Когда-то этот поток тек по трубам, лежащим в левой части фотографии, но в горах быстро все меняется.

Судя по трубам, дорогу строили не так давно. На них клеймо 197...-какого-то года.

Цветы на горных лугах радуют глаз проходящих мимо туристов.

Собственно вот, так они примерно и проходят мимо.

Или вот так.

Вокруг снега все больше и больше, что пока еще не слишком привычно наблюдать в июле.

Все-таки мы в настоящих горах!

Виден крайний виток дороги на перевальном взлете. Осталось совсем чуть-чуть!





Дорога на спуске практически полностью уничтожена осыпями. Фактически сейчас она представляет из себя склон железнодорожной насыпи длинной в 2 километра. Если спуститься можно достаточно оперативно, то на подъем по этому склону ушло бы изрядное количество времени.



Спустившись в долину реки Восточный Каракол, в ближайшей юрте мы купили кымыз и пока готовили ужин и ставили лагерь, сей замечательный продукт охладился в быстром горном потоке. (Именно «кымыз», а не «кумыс» как у нас. Так как у них он льется рекой, то видимо их название более правильное)).


И в заключение дня несколько панорам:

Горные луга на границе снега.

Снег в настоящих горах лежит даже в середине лета.

Вид за перевалом.

Вид на южный склон перевала Кегеты.


Река Восточный Каракол. Долину освещает предзакатное солнце, а на заднем плане хребты окутаны грозовыми тучами.
День третий

Взятие перевала Каракол, спуск вдоль реки Западный Каракол

Третий день, как и предшествующие ему по погодным условиям прошел довольно предсказуемо — утром солнце, но к обеду над хребтами скапливаются грозовые тучи и время от времени «перебегают дорогу». На фото вид на долину Восточного Каракола с дороги, поднимающейся на перевал.

В долине стоит довольно много юрт в которых живут чабаны. Некоторые вместо юрт используют вагончики-бытовки.

Местные жители довольно отзывчивые по отношению к туристам. Спрашивают о маршруте, откуда приехали. Благодаря им у нас всегда были полные бутылки кымыза и велосипедные бутылочки, заполненные настоящим маслом!

Вид на горы справа от дороги.

Вид на горы слева от дороги.

На фото видна дорога, поднимающаяся на перевал. Вокруг много лошадей, коров и овец.

Погода в горах меняется довольно быстро. На ближайшем лугу печет солнце, а на противоположном хребте идет гроза.

Из-за того, что высота довольно большая, снег долго не сходит, но при этом солнце прогревает землю достаточно хорошо для роста цветов.

Вот и перевал. Осталось совсем чуть-чуть.

Под туром из камней найдена записка удмуртских велотуристов, оставленная год назад. Записку забираем, вместо нее кладем свою.

Талия нашла точку максимальной концентрации силы и просит духов гор пропустить нас через свои владения. :)

Вид на долину Западного Каракола. Нам туда.

Туристам хорошо. Туристы радуются. :)
На перевале дул сильный ветер и поэтому решили там не задерживаться. На фото мы нашли место, укрытое от ветра, где можно было спокойно пообедать. На заднем плане традиционные грозовые тучи над хребтом.

Дорога вдоль Западного Каракола оказалась в худшем состоянии по сравнению с противоположной стороны от перевала. Много мелких и не очень бродов, в одном из которых задним колесом мной был пойман рыболовный крючок. Видимо из-за сложности дороги здесь значительно меньше юрт, хотя пастбища весьма обширные. Видимо это следствие значительной удаленности от населенных пунктов.

На крутом берегу, окруженные с одной стороны табуном лошадей и скалами с другой мы встали на ночевку.
День четвертый

Спуск вдоль Западного Каракола и Кекемерена. Остановка в гостевом доме в н/п Чаек.

Утро традиционно встретило нас солнцем и росой, быстро испаряющейся в лучах поднимающегося солнца.

По зубодробильной дороге достигаем выхода из долины реки Западный Каракол.

Азиатские кладбища видны издалека и похожи на сказочные города.

Остановка на мосту через реку Кекемерен. Здесь решили провести обед, так как место красивое и не донимает мошка, которой оказалось много на берегах Кекемерена.

Проезжая н/п Кызыл-Ой видно как с гор движется к нам гроза. Поэтому не теряя слишком много времени на отдых двигаемся дальше, стараясь избежать неприятной встречи.

Достигнув Арала, открылась красивая панорама гор, поразившая атмосферными явлениями — где-то шел дождь, где-то шел снег и через все это пробивалось солнце и лоскутами освещало горы.

Горы причудливых красок смешались с деревьями и небом!

Достигнув Чаека, решили не вставать лагерем, а воспользоваться предложением и переночевать в гостевом доме. В этом плане нам здорово повезло, так как надо было как-то починить багажник велосипеда Стаса Соболя, развалившийся на стиральной доске спуска вдоль Кекемерена, а у хозяев оказались необходимые инструменты и желание помочь. За что им большое спасибо!
День пятый

Подъем и взятие перевала Чильбель. Спуск к озеру Сон-Кель

Пятый день запомнился нам борьбой природных стихий — гор, облаков, ветра и солнца. Как и ожидалось, горы остались стоять на месте, облака и солнце то появлялись, то исчезали — когда вместе, а когда порознь. Лишь ветер как дул так и продолжил дуть, разве что сильнее и направление сменил. На фотографии же кульминация дня — перевал Чильбель (3267 м), на котором и пришлось наблюдать битву стихий.

А началось все с прощания с хозяевами гостевого дома в Чаеке и езды по довольно населенной долине до обеда. По пути приключилась пара поломок и процесс их устранения провели в тени большого дерева рядом с одним из многочисленных кладбищ.

Кладбище напоминает большую песочницу, так как песок в этой местности практически единственный строительный материал.

Отобедав в кафе селения Карачий и заправившись кымызом, мы устремились к озеру Сон-Кель через перевал Чильбель. На фото въезд в ущелье, поднимающееся к перевалу.

А это вид назад. Трудно представить, что горы на заднем плане мы видели с другой стороны.

Кажется, что где-то там по пустоши бродит ходячий замок Хаула. :)

Дорога на перевальном взлете начинает извиваться как змея, что весьма подзадоривает и дает дополнительные силы, потому что с каждым витком открываются новые виды и вершина становится все ближе. Если присмотреться, то можно увидеть остальных участников похода перед началом витков дороги.

Над горами начинает собираться грозовой фронт. С каждой минутой облака становятся темнее и угрожающие тени скользят по склонам близлежащих гор.

Перевал взят! С него открылся чудесный вид на озеро. Несмотря на грозовой фронт вокруг, над озером светит солнце и кажется, будто там царит безмятежность.

Вокруг становится темнее, а грозовые тучи дают о себе знать вспышками и раскатами.

Пришла туча света и пролилась солнцем на долину.

Спустившись к озеру, которое находится довольно высоко (3014 м), обнаруживаем множество юрт, стада коров и табуны лошадей.

С ближайших стойбищ приняли дружественные делегации чабанов, пополнив тем самым выпитый перед перевалом кымыз, поужинав и помычав туристические песни, мы дружно отошли ко сну, достигнув одной из желанных целей похода. :)
День шестой

Огибание озера Сон-Кель по северному берегу

Как и предыдущие дни, наше первое утро на озере Сон-Кель выдалось солнечное и буквально на глазах поднявшееся солнце вышло из-за ближайшего холма и осветило палатки. Благодаря ему готовка еды и сборы прошли в относительном тепле. К слову сказать, высота, на которой находится озеро, составляет порядка 3014 метров над уровнем моря и ночью даже в хорошую июльскую погоду довольно прохладно — порядка 5-7 градусов по Цельсию. Ну и понятно, что озеро находится в кольце снежных вершин, что вызывает ну просто трепетный восторг. Особенно после процедуры кымызного питья. :)
Надо сказать пару слов о таком чудесном напитке как кымыз. У нас его называют кумыс.

Кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Напиток пенистый, беловатого цвета, вкус — приятный, освежающий, кисловато-сладкий.

Судя по тому, что у нас кумыс стоит как шампанское, а в киргизии кумыс дешевле чем у нас вода, думаю правильнее все-таки его называть кымыз. В июне и июле в киргизии самый пик производства кымыса, причем в это время он считается наиболее полезным. Даже, чем уже гордятся киргизы, японцы провели исследование местных напитков и пришли к выводц об их значительной полезности и пользе для здоровья. В этом мы успели убедиться, проехав на нем пол-маршрута и взяв на нем пару перевалов. Лишь спустившись к Сон-Келю и пообщавшись с местными, мы узнали, что у них кымыз считается «вечерним» напитком, т.е. выпив его трудно что-либо делать — так расслабляет руки и ноги. Может быть так оно и есть, в кымызе явно есть определенный градус, но нашим вечерним напитком был спирт медицинский, очень лечебный, вкусный и полезный во всех отношениях! :)

По моему субъективному мнению, кымыз увеличивает крутящий момент, запас хода и сокращает время регенерации (отдыха), в то время как башкирский кумыс в большей мере влияет на потенцию.

Прошедший один из ливней ночью, осыпался снегом на ближайших горах.

Нам до сих пор везет и траектории гроз до сих пор с нашим путем не пересеклись. Поэтому все инфернальные явления сил природы мы наблюдали в основном со стороны.

По плану озеро мы должны были пересекать с юга по ровной почти без перепадов дороге, но оценив обстановку на месте, решили, что северная дорога предпочтительней — она красивее, идет прямо по берегу в отличие от южной, да и широкий грозовой фронт, шедший вдоль южного берега, окончательно убедил нас.

Мимо проносится табун лошадей. Интересно, что некоторые из табунов не обращают на нас внимания, некоторые стараются отбежать, а некоторые, благодаря главарям-жеребцам начинают гнуть понты и показывать свое преимущество, несколько раз обогнав нас туда-сюда хвост — трубой. :)

Киргизский чабан. Типичная ситуация: Хелло! Привет! Откуда вы? Россия, Башкирия, Уфа! А, Казань, да, знаю! :) Причем бесполезно объяснять, что Ташкирия и Татарстан — разные республики. Киргизы считают, что Россия как и Башкирия — часть Татарстана, а Казань они дюже уважают, поэтому лучше просто согласиться, что да, мол, из Казани! :)

Юрт на берегу озера много, как много кымыза и местами рыбы из озера. За 75 рублей в переводе на наши деньги мы купили почти 8 литров пеляди и на обед так ей наелись, что педали еле крутили!

Озеро просто завораживает! Жаль, что по погодным условиям не удалось в нем искупаться, но все еще впереди!

Вечером, почти обойдя озеро, мы все-таки попали под грозовое облако и нас накрыло градом. Не сильно, но так как общая скорость группы весьма упала, мы приняли решение попроситься переночевать, дабы отдохнуть в относительном комфорте и неге. Здесь надо отдать должное гостеприимству местного населения. Без лишних слов нас пустили ночевать в юрту, унеся предварительно свои пожитки в двускатную палатку с печкой, а мясо накрыв шкурами и коврами. К сожалению девушки не оценили экзотику, и упали спать по-соседству в палатке. Мы же, приняв походные 50 грамм, поев и попив чаю, устроили выступление эпического башкирского горлового пения ансамбля «Атышский сосущий медведь». :)

На этом шестой день был закончен. Надо сказать, что не все оценили по-достоинству ночевку в юрте. Холодно видите-ли им! Экзотика — на то и экзотика, чтоб непривычно было. Зато запомнится надолго!
День седьмой

Выход с озера Сон-Кель через перевал Калмак-Ашуу, подъем вдоль реки Каракуджур

Седьмой ознаменовался первым настоящим спуском с перевала (Калмак-Ашуу). Это не спуск по сыпухе боясь усвистеть вниз на Кегетах и не долгий спуск с Каракола, богатый пересеченкой, а нормальный качественный серпантин, богатый пейзажами и прочим антуражем. Можно сказать, что оно того стоит!
На спуске была встречена первая группа велотуристов — баски парень и девушка поднимались в сторону озера.

Фото сделано на подьеме к перевалу Калмак-Ашуу.

Лашади как дикие козы пасутся прямо на скалах. :)

Вид на долину с селением Кенг-Суу. На фото хорошо видно как собираются грозовые тучи над хребтами.

Хребет Терскей-Алатау, который мы пересечем через перевал Тоссор. Снежные вершины сверкают и манят!

Грозовые тучи к вечеру почти полностью накрыли хребет Терскей-Алатау и на закате выглядело это достаточно грандиозно. Нам в очередной раз везет и гроза почти нас не зацепила. На этом седьмой день закончен. Группа находится в волнительном состоянии, так как за следующий день предстоит преодолеть большое расстояние, а характер дорог местами не совсем комфортный — стиральная доска, камни и песок. Но мы все равно прорвемся!
День восьмой

Перевал Джалпакбель, выход к горячему источнику Джилусу

Восьмой день в плане фотоохоты выдался слабым. Был небольшой перевал, замечательный затяжной спуск с него, езда по долинам, встреча с яками и шотландцами, жесткая жара без тени горячий источник в качестве бани. Фоткать совсем не хотелось, потому что хотелось повкручивать. :)

На фото вид на перевал Тон, под которым находится горячий источник Джилусу.

Вечер. Отдых перед финальным рывком к горячему источнику Джилусу, который был нашей целью на этот день. Наконец-то тень! Пол-дня мы ехали вдоль реки, но она была в 800 метрах от нас и сворачивать с дороги чтоб освежиться совсем не хотелось. Поэтому мы упорно катили вперед и в итоге были вознаграждены и приятной прохладой и теплом!

Раньше в этом месте была нормальная дорога, но ее смыло. Как приятна вечерняя прохлада после дня, проведенного на жаре!

Приятное окончания дня. Вода в ванне прядка 70 градусов. Просто так не зайти — обжигает. Шома занят сейчас тем, что постепенно погружается в воду, боясь свариться.

Впереди нас ждет перевал Тосор и конечная цель похода — озеро-море Иссык-Куль.
День девятый

Перевал Тосор (Тоссор), спуск к Иссык-Кулю

Девятый день похода ознаменовался достижением конечной точки маршрута — озера Иссык-Куль. 

Дорога местами подмыта, но вполне нива-проезжаема. У нас же тем более проблем с преодолением бродов не возникло.

Небольшой дорожно-строительный изыск. Здесь вместо моста решили пустить поток через дорогу по-верху. Для этого «русло» выложили бетонными блоками, благодаря чему дорогу на броду не размывает, а валуны, смываемые потоком, перекатываются и уносятся ниже по склону.

Поток несется с гор, обрушиваясь водопадом. Несмотря на кажущуюся небольшую высоту водопада, земля вокруг дрожит под ударами воды. Такое ощущение, будто мимо проносится груженый товарняк.

А небожитель неуклонно следит за всеми следующими мимо путниками!

А за спиной сверкают снежные пики. С них слетают холодные ветра, но они совсем не чувствуются, так как жар от солнца сильнее их!

Перевал уже совсем рядом! Перевального взлета практически нет, поэтому все, что остается — это спокойно подняться наверх.

Осталось совсем чуть-чуть!

Мы на перевале! Высота порядка 3900 м над уровнем моря. Немного прохладно и радостно, что мы это сделали! Вокруг сверкает снег и ветер гудит между гранитных глыб. Поворот дороги, и мы увидим Иссык-Куль.

Мимолетный кадр назад, откуда мы приехали. Всего 30 минут назад мы были среди тех снежных вершин, там, вдалеке.

Наконец мы у цели! Всего 50 минут нам понадобилось чтоб спуститься с 3900 м до 1600 м на уровень озера Иссык-Куль. Спуск этот запомнится надолго. Мало когда встречается такое место, где можно почти час гнать по серпантинам, пескам, гравиям и валунам с бродами. С заносами, с переездом коров и собак, надеясь лишь на трезвый ум (тогда, кстати, зря) и надежность велосипеда.

Так закончился один из самых ярких дней нашего похода. Вечер встретил нас морем, пивом и арбузом. :)
День десятый

Переезд Тоссорчик — Каджи-Сай, матрац, сковоротка, трансфер в Бишкек

Собственно говоря, поход наш закончен. Дальше отдых, расслабуха на море и выезд в сторону дома. 

Торопиться некуда, наконец то у них появилась возможность спать столько, сколько влезет. :)

После каждодневного движения в перевал или с перевала, утро на Иссык-Куле впечатлило своей тишиной — ни воя ветра, ни постоянного шума горных потоков. Гладь озера спокойно изгибалась и тихонько ласкала прибрежный песок. Пляж! Как сильно озеро напоминает море! Песок такой же как на лучших пляжах, но без мусора, ограждений и толп отдыхающих. Вода в озере цвета морской волны, бирюзовая и очень прозрачная. Даже воздух такой же свежий и соленый как на море. Ну а шум настоящего прибоя — какие еще нужны подтверждения! Пальцы не поднимаются такое великолепное море напечатать озером! :)

До поезда у нас оставалось два дня. В первый день, размеренно поднявшись и позавтракав, мы вольготно доехали из Тоссорчика до Каджи-Сая, где обнаружили ряд магазинов, кафешек и возможность нанять арбу до Бишкека. Так же был обнаружен длиннейший и практически пустой пляж, на котором мы и упали лагерем на оставшиеся полтора дня.

После обеда солнышко пригревает так, что видно раскаленный воздух над пляжем. И вообще, в это время лучше находиться в тенечке, чем мы и занимались оставшееся время.

А дальше — переезд до Бишкека, поезд, таможни, дорога в Уфу и наконец мы дома! Такое вот путешествие. Теперь осталось дождаться технического отчета на сайтеwww.veloufa.ru. Впереди еще работа с видеоматериалом, обработка фотографий под обои на рабочий стол в формате FullHD и подготовка к следующему походу.

«На небе…, только и разговоров, что о море и о закате… там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах, и еле видимый свет словно от свечи горит где-то в глубине…»



Обсуждение похода: http://forum.veloufa.ru/viewtopic.php?f=11&t=3037

Техническая информация по походу итоговая - ожидается.

Комментарии
Guest27.08.12, 15:43
Как красиво! 
Не думала что наш Ысык-Коль так красиво будет выглядеть на фото. Спасибо большое! Приезжайте к нам еще!
Guest30.07.12, 12:49
Классная компания. 
Очень красивые фотографии. Спасибо.

В августе тоже едем на великах по Киргизии и Казахстану.
Angol04.02.12, 16:12
Красиво 
Классный отчет, фотографии. В августе 2012 планирую повторить ваш маршрут до Иссык-Куля, потом продолжить как http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=7ba0624b-752a-473e-9c4c-0203fa6645b5 (Тянь-Шаньская пятерка) с финишем в Бишкеке.
О Маршруте
Категория сложности: 4