Г.Якутск - п.Черский - п.Колымское - участок Стадухино - Халарчинская тундра - п.Колымское - п. Черский - п. Походск - Походская Едома - п.Черский - п. Андрюшкино - р.Алазея - п.Андрюшкино - г.Среднеколымск - г.Якутск

По Нижней Колыме

Веретенник Веретенник
Гребенушка Гребенушка
Канадцы Канадцы
На буране через проточку На буране через проточку
На озере Моржовом На озере Моржовом
Радуга над тундрой Радуга над тундрой
Походск - поселок русских старожилов на Колыме Походск - поселок русских старожилов на Колыме
Походск Походск
Кордон "Походская Едома" Кордон "Походская Едома"
Лебединое озеро Лебединое озеро
Танец малых лебедей Танец малых лебедей
Тундра Тундра
Андрюшкино - место компактного проживания юкагиров Андрюшкино - место компактного проживания юкагиров
Наши лошади Наши лошади
Полярная крачка Полярная крачка
Алазея Алазея
Яранга Яранга
По проекту ЭКОРА «Экология Российской Арктики» в июне 2007 года меня направили в Нижнеколымский улус. Основной задачей был учет водоплавающих птиц, картирование гнездовий редких и исчезающих видов, а также фотосъемка объектов живой природы нижнеколымской тундры.
Сразу по прилету в посёлок Черский я узнал, что еду в п. Колымское, расположенный в 180 км южнее. Отлично: «С корабля на бал» и никакого томительного ожидания в поселке.  Уже в 19 часов моторка отчалила от берега и 55-сильный «Сузуки» на бешеной скорости понес меня вверх по Колыме. К 12 часам ночи мы уже подплывали к пос. Колымское, месту компактного проживания чукчей. Привезший меня на моторке Костя объявил, что завтра с утра мы едем по Стадухинской протоке в Халларчинскую тундру. Утром меня удивило то, что в одну моторку был уже загружен «Буран». И это в июне месяце! Мы с Костей сели в эту лодку, во вторую сел его сын Коля и мы отправились вначале по Колыме, а потом вошли в Стадухинскую протоку.  Довольно скоро прибыли на забойный пункт «Стадухино», представляющий собой огромный цех с протянутыми под потолком тросами, на которых во время забоя подвешивали туши оленей и обдирали их.  Тут же выгрузили снегоход и вещи. Быстро загрузили вещи в нарты, прицепили к «Бурану» и по голой земле снегоход потащил сани за окраину «Стадухино».
За окраиной я вижу широкое поле, напоминающее пашню, а через некоторое время понимаю, что конца этой «пашне» не видно. Вот она Халларчинская тундра! Тут же распугиваем большую стаю турухтанов, которые немного отлетев, снова опускаются на землю и самцы принимаются отчаянно драться, не обращая внимания на ревущий рядом снегоход. Через несколько минут видим вдали пару журавлей. Я соскакиваю с нарт и иду в их сторону, снимая на ходу. Разглядываю кадры в мониторе: канадские журавли, но далековато. Едем дальше и через километр натыкаемся уже на целую стаю «канадцев», птицы бегают друг за другом, танцуют и позволяют нам приблизиться на «убойное» расстояние. На этот раз снимки получаются значительно лучше. Костя ведет «Буран» к большому озеру, говорит, что где-то здесь раньше гнездились розовые чайки. Подъезжаем, осматриваем озеро в бинокль. Стая морянок, две пары гаг гребенушек, пара канадских журавлей, пара лебедей и вот, наконец, небольшое розовое пятнышко над дальним берегом. Едем туда. Чайка, увидев людей, сразу подлетает к нам и начинает пикировать на нас. Удается поснимать в свете закатного солнца, отчего ее розовое оперение становится еще ярче. Здесь же удаётся поснимать пролетающих мимо нас гага гребенушек. Удивительно красивые птицы с красивыми оранжево-желтыми клювами, возможно, самые красивые птицы в Якутии.
К ночи прибываем к пункту назначения, как сказал Костя, рядом крупное озеро Моржовое. Тундра просто поражает обилием птиц: гуси гуменники, лебеди кликуны, масса канадских журавлей, морянок, гаги гребенушки, много турухтанов, других куликов, среди которых выделялся один крупный бекасовидный веретенник, длиннохвостые поморники с хищно изогнутыми клювами и бандитской «шапочкой» на голове, прикрывающей глаза. Уже в потемках видели, как четыре журавля гоняли мелькавшего белым пятнышком песца.
Заночевали на озере. Утром завели «Буран» и поехали на другой конец озера. Здесь я пытался подкрасться к паре гребенушек, но осторожные птицы не подпустили меня близко, но зато в зарослях травы, буквально под ногами заметил пару маленьких юрких куликов быстро снующих вдоль берега. Я узнал в них круглоносых плавунчиков. Чрезвычайно доверчивые птицы совершенно не обращали внимания на фотографа, стоящего от них в 3 метрах. Однако резкие порывистые движения птиц и густая трава довольно сильно мешали фотосъемке.
В целом, в Халларчинской тундре удалось найти представителей орнитофауны южной тундры: гнезда лебедей кликунов, гусей гуменников, посмотреть на брачные игры гаг гребенушек, турухтанов, поснимать длиннохвостых поморников. Пролет в 2007 году закончился необычайно рано, и 5 июня мы уже застали, как говорит Костя, «опустевшую» тундру. Если это называть «опустением», то что же творится здесь при массовом пролете?
Следующий пункт назначения Походская Едома. Это уникальный памятник природы, славящийся богатством птичьего населения. Едома – представляет собой большой каменистый холм, возвышающийся среди тундры. Расположена она на левом берегу Колымы в 12 км от устья в 60 км северо-восточнее п. Походск, месте проживания русских старожилов. Длина Походской Едомы около 6 км, ширина около 700 м. Прибыв на едому и переночевав на кордоне инспектора ресурсного резервата, мы начинаем подъем на крутой склон бугра. По словам госинспектора, где-то на каменистых скалах едомы раньше было гнездо кречета. Снять его было бы большой удачей. Однако, полазив по скалам и найдя два гнезда канюков зимняков, брошенное гнездо ворона, наведя беспокойство на пару соколов сапсанов, которые яростно пикировали на нас, угрожая ударить по голове, мы ничего более не нашли. Кстати, сапсан, которых в нижнеколымской тундре довольно много, может не только напугать, но и сильно поранить человека, потревожившего его гнездо. Не найдя гнезда кречета мы двинули в сторону Лебединого озера, расположенного с противоположной стороны едомы. Озеро сразу поразило меня массой больших белых птиц. Лебедей на водной глади сидело несколько сотен, на дальнем конце озера мы заметили стаю белолобых гусей. Подойдя к озеру мы устроили засидку и я сел в нее. Ребята демонстративно ушли. Удалось поснимать лебедей с расстояния 30-40 метров. Все птицы относились к виду малый или тундровый лебедь, который отличается от кликуна более мелкими размерами и большим развитием черного пятна на конце клюва (оно полностью охватывает ноздри птицы). Жаль, что в тот день погода была пасмурной и ярких, хороших снимков сделать не удалось. Поснимав, я пошел в сторону домика. У самого кордона я вдруг наткнулся на гнездо лебедя. Птица пригнула шею к земле и пряталась. Сделать это было невозможно, поскольку гнездо было расположено на совершенно открытом месте. Вечерело, насколько это возможно в условиях полярного дня, было пасмурно, поэтому решил фотосъемку птицы отложить на следующий день. И не прогадал. Следующий день выдался ясным и жарким. Быстро позавтракав, прихватываю с собой штатив, бегу в сторону гнезда. Птица на этот раз не пряталась, увидев приближающегося человека, она отбежала в сторону, но не улетела. Я, пригнувшись, начинаю медленно подходить, постепенно сократив расстояние до 10 метров. При попытке подойти ближе самка распушивала перья, пригибала голову и начинала угрожающе щелкать клювом. Я благоразумно отступал на шаг назад. Впрочем, и этого расстояния вполне хватило, чтобы сделать несколько портретов этой прекрасной и гордой птицы. В походской тундре, в отличие от южной Халларчинской встречаются такие виды как малый лебедь, короткохвостый поморник, очковая гага, здесь я увидел на гнездовье большое количество пуночек.
Ну, вот позади и Походская тундра, а впереди меня ждала тундра Алазейская. Из п.Андрюшкино мы с моим тестем Спиридоном выехали 18-го июня на озеро Уолбут, славящееся своей крупной колонией розовых чаек. Чаек было действительно более 60 особей, однако большая их часть не гнездилась. Некоторые птицы взмывали вверх из травы, мы отмечали это место и шли искать гнездо, однако найти его никак не удавалось. И вот, увидев вылетевшую из высокой травы розовую чайку, мы пошли на место, откуда она вылетела и нашли гнездо с 4 яйцами, правда подозрительно зеленоватого цвета. В то время как у розовой они должны были быть коричневатыми. На радостях не обратил на это внимания и мы принялись строить скрадок из веток тальника и травы. Засел и начал ждать. Ждать пришлось недолго, сперва над скрадком несколько раз пролетела крачка. «Ну, пусть себе летает», - подумал я. И вдруг прямо перед скрадком на гнездо садится… крачка. Плюнув в сердцах, я тем не менее навел на нее фотокамеру и начал снимать. Место было заболоченное, поэтому сидел я низко, поэтому ракурс оказался не очень удачным, мешала трава. Тем не менее сделал несколько кадров знаменитой полярной крачки. Она отличается от нашей речной ярко-красным надклювьем, а знаменита тем, что совершает самые дальние в птичьем царстве перелеты. Лето проводит в нашей Арктике, а на зиму улетает в сторону Антарктики, пролетая более 10 тысяч км. После этого была поездка вниз по Алазее к устью Рассохи, где мы искали гнездо кречета, однако дерево, на котором это гнездо было построено было сломано бурей и птицы бросили это место. В том же районе постоянно видели пару стерхов, однако в наш приезд на их месте мы нашли несколько канадских журавлей. Не исключено, что более многочисленные канадцы просто вытеснили красу и гордость нашей природы белых журавлей с их исконного гнездовья. Учитывая то, что тысячные стаи канадских журавлей с каждым годом летят все дальше и дальше на запад, в сторону Аллаиховской тундры, где сосредоточена основная масса стерхов, то вполне возможен серьезный экологический кризис, угрожающий популяции белых журавлей.
Наша тундра, во многих местах еще остается девственной слабо затронутой человеческой деятельностью. Это позволяет нашим птичьим популяциям спокойно летовать, выводить потомство, поднимать на крыло и вновь, и вновь прилетать в эти благодатные для пернатого племени края. Как не хотелось бы потерять этот уголок нетронутой природы, возможно единственный из сохранившихся на нашей планете.