Ямало-Ненецкий автономный округ / Автотуризм | Самостоятельная поездка
 

Надым - Салехард (Мертвая дорога) и далее вдоль Обской губы

26 февраля - 14 марта 2012 г.
 
Надым-Салехард-Новый порт

Начну рассказ о маршруте с г. Надым что находится в Ямало-Ненецком ОА. Т.к. до Надыма имеется автомобильная дорога с Нового уренгоя. В общем дорога не плохая, и не сильно загружена. Имеется да же ж/д дорога, но по ней на сколько я знаю пассажирские поезда не ходят, т.к. очень уж она не какая. Да и чуть не забыл, автомобильного моста через реку Надым пока нет. Его только строят. Есть переправа, летом я так понимаю паромная, зимой ледовая. В общем при желании попасть в Надым на авто можно.

От Надыма и до Салехарда автомобильную дорогу то же строят. В этом году отрапортовали о сданных 70 км. Всего же длина ее около 300 км. Она проложена вдоль Сталинской железной дороги которую строили на костях зеков. Так называемое «501 стоянка». Картина в общем печальная из-за понимания, что едешь практически по человеческим костям. Труда конечно же вложено не мало в ее строительстве, но печально то что она заброшена, и практически ни куда не ведет. Местами ее переезжаешь, местами по ней едешь. В общем очень угрюмо ехать. А во второй половине так еще и чистят так себе. Местами даже и не чистят. В общем ехать на легковушке не полно приводной и с низким клиренсом я даже и не советую. Т.к. почти пол дороги сначала вытаскивал из заносов и коли ВАЗ2110, потом надоело вообще взял ее на буксир до самого асфальта. Не бросишь ведь там. А у него конечно же ума хватило ехать по такой дороге на такой машине. Ну в общем речь не о нем.

Сама дорога очень сложная. Узкая, разъезд со встречной сложноват. Имеются конечно же карманы для разъездов, но они находятся на очень больших расстояниях. И порой проще нырнуть в сугроб и пропустить колонну, а потом последний из колонны тебя выдернет. Только тросы надо иметь для этого. Пейзаж красивый, особенно в ясную погоду. В темное время суток почти всегда можно увидеть северное сияние. Правда сфотографировать не удалось, у мыльницы все очень сложно. На протяжении почти всей дороги можно встретить местных. Мелковатые, а на своих буранах ездят как на тракторе. Так что с ними надо быть поосторожней. Зачастую ездят в не очень трезвом состоянии. Одного на протяжении километров 20-ти три раза помогали нарты обратно вытащить на дорогу и загрузить их. Все его норовило новую трассу проложить.

Дорога только зимняя поэтому как там летом я не знаю. Ехал то же по зиме. В пару местах натыкался на живуны. Но благо не застрял в них. Почти с самого начала зимника начинается и старая железка. В основном просто торчат рельсы из под снега, из-за чего дорога очень извилистая. Несколько раз встречал табуны олений, так что гнать не советую. Пастухов при этом ни разу не видел. Так что можно и на капот одеть по не осторожности. Как сказали местные это их достопримечательности. Так что аккуратнее надо быть. Температура воздуха в основном ниже 30ти градусов по С. Поэтому передвигаются в основном небольшими колоннами. По одному очень редко кого можно там встретить. Так как попал очень удачно и в период по времени и по погоде ни где таких силиных заторов не было, поэтому этот участок своего маршрута (что туда, что обратно) я проехал за один день без ночевок на дороге.

По прибытии в Салехард оказалась маленькая проблемка с гостиницей. Точнее их во первых ни сильно много, особенно не VIP и они все были заняты. Поэтому гостиницу мы смогли найти только аж в Лабытнангах, это примерно в 12 км. от Салехарда через реку Обь по ледовой переправе. Переночевав и подкупив новый трос т.к. пока тащил ВАЗ порвали его маленько. С собой была бочка 200л. её до заправили до полного горючкой т.к. в дальнейшем нам надо было пройти около 800км. зимника и дозаправки негде было взять.

Выехав из Лабытнангов в направлении Баваненково до станции Паюта. Железная дорога там уже более действующая чем до Надыма. Правда скорость поезда конечно же не большая, на фото видна какая там дорога.

Вот на этих участках пришлось попотеть. Абсолютно открытые места, задуваются ветром так как будто разом падает весь снег в одно место. Пробиваться приходилось где с налету, где так на угад т.к. дороги не было видно вообще. Просто пустыня. Местами выезжали на ж/д полотно и по ним переползали, т.к. ж/д дорогу там видно чистят чаще чем автомобильную. До ст. Паюта покрытие в основном грунтовое, состоит из скальных пород. Правда автомобильные мосты дырявые, поэтому их надо проезжать аккуратно, и при сомнениях искать объезд. Мне лично пришлось несколько раз заскакивать на ж/д полотно т.к. другого варианта не было.

От ст. Паюта примерно еще несколько км. до перекрестка на Новый-Порт. Это в общем то прибрежный поселок, к которому в наше время даже пассажирские катера по навигации не ходят. Но мне надо было к месторождению Новый-Порт, поэтому в самом поселке я не был, и из-за нефтяников существует хоть и зимняя но все таки дорога. Основной транспорт это «Трэкол» в разных его вариантах и модификациях. Меня на Митсубиси L200 не подготовленное, в стандартной комплектации, посчитали камикадзе, да еще и в одиночном порядке. Но то, что произошло, того уже не вернешь. В общем за время пути я застрял всего 2-а раза. Один раз меня выдернули, это было после разъезда с колонной грузовиков. Второй раз меня немного выбросило, но повезло и не перевернуло. С небольшим усилием на ручной инструмент МСЛку, я самостоятельно выбрался. В общем прошел без потерь.

Название «станция Паюта» это скорее условно. Там стоит какой то вагончик и платформа для разгрузки техники и кран для разгрузки грузов. В общем станция есть, но населенного пункта как такового нет. Но своя красота.

Рядом проходит Уральский хребет, очень красивый, и кажется как будто он под рукой, но до него далековато, да и дороги туда нет. С другой стороны тундра. Из растительности только ягельник. Ни травинки, ни деревца. Зато лёд на озерках и на каждой луже, вы не представляете какой он голубой. Чистый, как слеза. Но этого, к сожалению не передать фотографией. Просто хорошего фотоаппарата нет, а мыльница не дает такого изображения. В общем красиво. Но в одиночку все таки не стоит рисковать. Можно и не вернуться. При значительном минусе на улице, врятли у кого хватит сил хоть до куда ни буть дойти. А транспорт там ходит очень и очень редко. В общем прежде чем ехать надо хорошенько подумать и собраться.

А в общем путешествие удалось. Новые географические точки увидел, воочию увидел «Мертвую дорогу», Салехард и прочего очень много. Правда не сделал фото возле стелы «Полярный круг». Но это не беда, буду в тех кроях еще сделаю.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте