Нитка маршрута: Брянск – Москва – Екатеринбург – село Коуровка – река Чусовая (сплав 345 км) – город Чусовой – Москва – Брянск.

Дневник сплава по Чусовой.

Категория сложности - первая.

Куда, куда Вы удалились..? А.С.Пушкин Кто? Мы? Мы на Чусовую! Афтар
Несколько пояснений в качестве предисловия:
    1. В походе участвовало три человека, условно назовем их так: Незабудка, Я и Наш Друг. Судно - байдарка "Таймень-3"
2. Время похода: с 20 мая 2011 года по 5 июня 2011 года.
3. В тексте дневника время указывается московское. Чтобы узнать местное время, к московскому (мск) нужно прибавить 2 часа.          4. Упоминаемые в тексте берега реки (правый и левый) определяются традиционно, стоя лицом по течению.
5. Километраж, указываемый в скобках после названия камня означает расстояние от Коуровской турбазы, которая является начальным пунктом маршрута. Километраж указан на табличках, которые вывешены на всех основных камнях.
6. Немного о реке Чусовой (из Википедии):        Чусовая - река на Среднем Урале, левый приток Камы. Протекает по территории Челябинской, Свердловской областей и Пермского края России. Река интересна тем, что берёт начало на восточных склонах Уральского хребта, в Азии, пересекает его и далее протекает по его западным склонам, в европейской части России, дважды переходя из Свердловской области в Пермский край.
Длина Чусовой 592 км. Площадь бассейна реки составляет 23 000 км², средний уклон 0,4 м/км. Долина реки в верхнем течении широкая, склоны пологие. В среднем течении долина сужается, часто склоны носят каньонообразный характер (на этом участке реку нередко именуют Горная Чусовая). Чусовая перерезает целый ряд низкогорных хребтов, возвышающихся над руслом реки отвесными скалами-бойцами, которые возвышаются над урезом воды на высоту от 10 до 115 м и имеют длину вдоль берега от 30 метров до полутора километров. В данной местности весьма активны карстовые процессы, что привело к возникновению многочисленных пещер, гротов, выемок и т. п.
На реке насчитывается около 70 перекатов, крупнейший из них - Кашкинский перебор, падение уровня достигает 40 см/км. В русле попадаются крупные валуны, иногда выступающие над водной поверхностью. Ширина реки в среднем течении - 120-140 м. В нижнем течении 250 -300 метров. Впадает река в Чусовской залив Камского водохранилища, образованного при строительстве Камской ГЭС, немного выше города Перми.
7. И в завершении предисловия, чуть-чуть истории:
Первые русские поселения появились на реке в 1568 году и были связаны с именем купцов Строгановых, которым весь бассейн реки Чусовой был отдан во владение. Первопроходец Ермак со своей дружиной осенью 1581 года поднялся на стругах по Чусовой и её притоку Серебрянке в своем походе до Иртыша. Впоследствии обширные земли за Уралом (в том числе и верховья Чусовой) были отданы Демидовым, граница между владениями Строгановых и Демидовых проходила по реке Межевая Утка (отсюда и происходит её название). В то время, в верховьях Чусовой на базе богатых местных месторождений активно строились железоделательные заводы.
Чусовая до постройки железной дороги через Урал использовалась как важная транспортная магистраль для перевозки уральского металла в европейскую часть России. Каждую весну вместе с половодьем тяжело гружёные барки с металлом - «железные караваны» - отправлялись от пристаней в верховьях Чусовой и направлялись в Пермь. Сплав в половодье был очень опасен для тяжёлых деревянных судов, некоторые из них быстрым течением разбивало о прибрежные скалы. Самые опасные скалы называли «бойцами», все они имеют свои имена. Удачно провести караван барок через всю Чусовую, миновав пороги и скалы, могли только опытные сплавщики, хорошо знающие характер реки. Только за весну 1877 года на одном камне Разбойнике разбилось 23 баржи и утонуло свыше сотни сплавщиков...
Карта сплава по реке Чусовой. Май-июнь 2011 года.
И так, собственно, дневник похода:
20 мая 2011 года. Пятница.
Брянск - Москва. Встал утром рано в 5:00 (мск), за пятнадцать минут до звонка будильника. Быстро оделся, позавтракал и к 6:00 (мск) был уже практически готов. Рюкзак был собран накануне. Поклажи много: байдарка «Таймень-3» в двух тяжелых и объемных упаковках, сумка большая клетчатая с моими походными вещами, палатка. Без десяти семь выхожу к подъезду, перетаскивая вещи челноком. Машина подъехала, как и договаривались в 7:00 (мск), когда я уже был внизу.
Погода солнечная, ранним утром машин мало, добрались до ж.д.вокзала быстро.
Наш Друг и Незабудка уже ждали меня на вокзале в условленном месте. Смотрю в киоске на вокзале продается пиво «Три богатыря», думаю – весьма символично, купил в дорогу три банки.

Наш поезд: Хмельницкий-Москва, следующий из Украины в Россию, должен проходить на ж.д. станции Брянск-I таможенный и пограничный контроль. Поэтому состав принимают на самую дальнюю седьмую платформу, которая специальным образом огорожена от встречающих, провожающих и отъезжающих. На перрон пускают только после завершения всех процедур, связанных с контролем при пересечении государственной границы, а именно: за 15 минут до отправления поезда. Стоим ждем. Как всегда, по закону подлости, наш вагон первый с головы состава, а вход на перрон далеко позади последнего вагона. Но нам не привыкать, как только убрали барьер - резкий спурт и вот мы с высунутыми языками, все мокрые от пота, уже в вагоне. А в вагоне однако – не мед, очень душно и жарко. Как бы то ни было, в 8:06 (мск) поехали. До Москвы поезд идет 6 часов, поэтому мы успеваем отдохнуть, попить пива, разгадать несколько кроссвордов и подремать.
14:10 (мск) мы уже в столице. Теперь первый вагон это значительное преимущество, т.к. сокращает наш путь до метро. У фонтана, напротив Киевского вокзала, остановились, переложили вещи. Часть моих вещей из сумки переехала в рюкзаки Незабудки и Нашего Друга, а продукты из многочисленных пакетов – в мою сумку. Количество багажа уменьшилось до шести единиц, т.е. на каждого по два места. Теперь в метро и на Ярославский вокзал. На Ярославском вокзале – традиционное фото у расписания поездов дальнего следования. Проводим разведку – что, где, когда! Узнали, на какой путь будет подан наш поезд № 068 Москва-Абакан и расположились вместе с вещами на свежем воздухе вначале перрона. Отправление поезда 22:55 (мск). Ждать приходится около шести часов, но это не в тягость, т.к. считается, что поход уже начался. В это время закупаем продукты в дорогу, обедаем и коротаем время за разговорами.За полчаса до отправления занимаем свои места в вагоне, знакомимся с попутчиками Мариной, которая возвращается в Екатеринбург из турпоездки по Европе и c Ирой, которая возвращается в Пермь из Тайланда. Отбой около 24 часов. В вагоне душно.

21 мая 2011 года. Суббота.
Москва - Екатеринбург. В поезде. Весь день в пути. Все стандартно: треп с попутчиками, анекдоты, пиво, кроссворды, послеобеденный сон, променад на остановках. Но длительных остановок мало. В Кирове взяли из-под полы бутылку водки за 250 целковых. Угостили попутчиков. Наш Друг неустанно проявляет заботу к Марине (хотелось бы верить, что отцовскую...), постоянно пытаясь угостить ее чем-нибудь или оказать какую-нибудь помощь. Мы с Незабудкой держим нейтралитет и с интересом наблюдаем за происходящим. День проходит незаметно. Поздно вечером на станции Пермь проводили Иру и сдали ее вместе с вещами встречающим. Отбой в 23:30 (мск).

22 мая 2011 года. Воскресенье. 1-ый день сплава.
Екатеринбуг - Коуровка - р.Чусовая. Разбудили нас рано в 3:00 (мск), т.к. поезд прибывает в Екатеринбург в 4:05 (мск). Собрались быстро.
В Екатеринбурге солнечно, по-утреннему прохладно. Везде лужи, видимо вечером или ночью шел дождь. В вагоне попрощались с Мариной, которая, чтобы не мешать нам вытаскивать рюкзаки и лодку, первой покинула наше купе. Выгрузились на перрон. Наш Друг остается сторожить вещи, мы с Незабудкой идем в разведку. Электричка на Коуровку отправляется в 5:28 (мск), это значит, что у нас в запасе полтора часа. Перетаскиваем вещи поближе с электричке, покупаем билеты до Коуровки (цена 279 руб. за один билет). На вокзале Незабудка покупает сувениры – поделки из камня оникс и змеевик - слоника и черепаху. В электричке народа мало, наверное потому что воскресенье и рано. Все спят по домам в уютных постелях. До станции Коуровки езды 1 час 45 минут. В пути, дружно, зеваем до хруста челюстей. Но не дремлется, смотрим в окно, любуемся на непривычные, для нашего глаза, Уральские пейзажи.В Коуровке от станции до реки недалеко. Мы перешли железнодорожные пути на правую сторону и по дороге, которая идет вдоль путей прошли немного в обратную сторону. Первый поворот налево, метров 200-300 по улице и мы на берегу реки. Ну здравствуй, Чусовая!

Река шириной метров 30-40. Левый берег реки высокий, достаточно крутой, но есть спуск и примерно посередине откоса имеется площадка, вполне пригодная для стапеля.        Собираем байдарку, переодеваемся, перебираем вещи и упаковываем их в гермы, в крайнем доме запасаемся питьевой водой и в 10:00 отчаливаем. Когда сели в лодку, я с удивлением обнаружил, что батарейки в навигаторе по непонятной причине разряжены, а заменить их нет возможности, так как свежие упакованы в герме.
Первый камень Слободской показался издали по правому берегу. Как по команде, мы все достали фотоаппараты, и чтобы никто в последствии в этом не усомнился, увековечили сей факт.
Продукты мы с собой не брали, т.к. было решено покупать их по пути сплава. В первом населенном пункте, Слободе мы причалили к правому берегу, предусмотрительно около высокого пешеходного моста. Как мы и подозревали, в соответствии с законами Мерфи, магазин оказался на левом берегу. Незабудка и Наш Друг отправились затариваться, а я полез в герму за батарейками для навигатора. В Слободе с воды прекрасно смотрится Храм великомученика Георгия Победоносца, построенный на высоком скальном основании.
Продукты на первые несколько дней куплены и упакованы. Продолжаем путь. В 14:00 остановка, перекус. С 15:00 идем дальше. Проходим деревню Трека, там тоже высокий пешеходный мост. В 17:20 (мск) остановились на стоянку на высоком левом берегу перед камнем Боярин. Вечер теплый, комаров нет. По сложившейся традиции, а мы уже давно "схожены", каждый занимается своим делом, а именно: я устанавливаю палатку, Наш Друг разводит костер, Незабудка хлопочет с ужином. Сегодня у нас на ужин сырный супчик.        Хотя никто не отменял акклиматизацию, достаточно легко за неполный первый день прошли 24 км. Максимальная скорость, зафиксированная навигатором 12,6 км/час, средняя скорость 6,3 км/час. Ну, так на то и «Таймень-3» с тремя гребцами. Вода высокая, на перекатах всегда есть запас воды под килем.

23 мая 2011 года. Понедельник. 2-ой день сплава.
Река Чусовая. Камень Боярин (24 км) - камень Темняш (38 км). Утром подъем в 7:00 (мск). Погода пасмурная, но тепло. + 17 градусов. Сходили посмотреть на камень Боярин. Его обнаружить трудно, так как он скрыт лесом. Но табличка указатель видна достаточно хорошо. Завтракаем, сворачиваем лагерь, прощаемся с камнем: "Ну, будь здрав, Боярин" и отчаливаем в 10:00 (мск). Почти сразу же начинается дождь, с умеренного до сильного. Не останавливаясь, одеваем плащи. Дождь шел около часа и сопровождал нас до камня Высокий (27 км). Перед камнем чалимся к правому берегу. Наш Друг и Незабудка под проливным дождем совершают восхождение на камень, высота которого 30 метров. Я сижу в лодке, укрывшись от дождя полиэтиленовой пленкой. Забираться и спускаться тяжело, подъем крутой, ноги скользят по мокрой хвое. Зато у моих друзей остались незабываемые воспоминания, а у меня несколько фотографий!
       Напротив камня Высокий оборудованное место для стоянки. Мы переплываем реку, выходим на берег. Разводим костер и сушимся. Дождь прекратился и даже несколько выглянуло солнышко. В 12:30 отчаливаем.        Возле камня Сибирский (32 км) в 13:40 (мск) мы догнали двухместную лодку. Ребята, которых мы догнали, попросили у нас соли и пока мы выуживали ее из пакетов в глубине носового отсека, разговорившись узнали, что зовут их Андрей и Равиль, они из Екатеринбурга сплавляются до Староуткинска. Выяснились неожиданные совпадения – у меня день рождения 23 мая и Равиль родился 23 мая, у нас у обоих в этот год юбилеи. Особенно удивительно то, что именно 23 мая наши пути пересеклись и мы совершенно случайно встретились на реке Чусовой. Конечно, мы не могли оставить этот факт без должного внимания, и пришвартовавшись борт к борту отметили встречу. Пока мы говорили тосты и закусывали, река несла нас мимо камня Заплотного. Поскольку два юбилея, собранные в одном месте, требуют более достойного внимания и продолжения, мы, дополнительно обменявшись адресами и телефонами, договорились сделать совместную стоянку (ночевку) вблизи камня Темняш (38 км) и после этого, на некоторое время расстались.
В 15:05 (мск) у камня Синего (36 км) сделали остановку. Поднялись на вершину, сфотографировались. Торопиться нам не было никакого смысла, поскольку обозначенное место стоянки было практически рядом.        В 15:50 нас догнали ребята из Екатеринбурга и к месту стоянки наши лодки подошли почти одновременно. Некоторое время заняло обустройство лагеря и уборка места стоянки. Ну а потом… начались праздничные мероприятия в виде дружеского застолья, и конечно разговоры, которые затянулись глубоко за полночь. Даже начавшийся с вечера дождь, от которого мы укрылись под тентом, не смог нам помешать. Более лучшего способа отметить свой день рождения, я и представить себе не мог.
 В этот день пройдено всего 14 км, но об этом я лично не жалею.

24 мая 2011 года. Вторник. 3 день сплава.
Река Чусовая. Камень Темняш (38 км) – Камень Боярин (60 км). Утром встали на час позже обычного, около 8 часов. Пасмурно. Накрапывает дождик. Ребята из Екатеринбурга уже сварили уху из пойманных накануне мелких рыбешек. Позавтракав ухой мы начали собираться. На прощанье, Андрей и Равиль подарили нам большую новую ножовку, которой мы не раз пользовались в пути, вспоминая их добрым словом. Попрощавщись с ребятами, стали на воду 9:50 (мкс).

Через 45 минут показался камень Винокуренный. Почти на 400 метров тянется эта скала по левому берегу, то обрываясь отвесно в воду 45-метровой стеной, то отходя от берега и образуя залесненные лога. Наш Друг и Незабудка полезли на камень, а я перегнал байдарку на противоположный берег и попросил сфотографировать лодку сверху, чтобы на фотографии можно было представить себе высоту этого исполина. На фотографии (см. слева) байдарка почти не видна, но ее все-таки можно разглядеть в виде точки чуть выше круглого островка у противоположного камню берега. В 11 часов нас немножко помочил дождик.
В 12:25 (мск) мы уже в Староуткинске. Причалились к правому берегу возле автомобильного моста. Там же, прямо на берегу расположен магазин продукты «Смак». Громадная красочная реклама магазина явно ориентирована на туристов водников, так расположена со стороны реки. В магазине есть все, что надо, кроме батареек. Затариваемся продуктами по списку. Наш Друг отправляется за батарейками в торговую точку, расположенную на другом берегу. Мы тем временем упаковываем купленные продукты. Незабудка, добрая душа, кормит голодного местного пса сосисками и мороженным. В Староуткинске есть связь (во всяком случае МТС), Незабудка звонит домой, я с мобильника отправляю СМС-ки, проверяю электронную почту…
В 14:00 отчаливаем. По правому берегу тянутся дома Староуткинска. Пес бежал за нами по берегу до самой околицы, потом отстал, так как от нас вкусным больше не пахло. При всей этой суматохе, мы забыли набрать чистой воды и вспомнили об этом только Староуткинск остался позади. Но наше счастье на противоположном берегу мы увидели несколько жилых домов. Пересекли реку, поборовшись на мелководье с мощной струей возле левого берега, причалили и методом попрошайства пополнили запасы воды.        Нет худа без добра, но и добра без худа тоже не бывает. У нас прибавилась не только питьевая вода, но и стала прибавляться вода в лодке… Где-то дырка. В 14:45 (мск) останавливаемся на правом берегу возле камня Бражкин. Разгружаем байдарку. Пока байдарка сохнет, перекусываем, отдыхаем. Я заклеиваю маленькую дырочку, шкура пробита в месте соприкосновения с металлическим кильсоном. Погода солнечная. В 16:05 все готово к дальнейшему пути. Проходим камни Висячий, Дыроватый, Балабан, Ямный, Сокол и останавливаемся в 17:48 (мск) на правом берегу напротив камня Боярин (60 км) на стоянке с хорошим пологим спуском в к воде. Температура вечером + 14 С. Ясно. Комаров нет. Через полчаса после нашего прибытия, на тракторе с тележкой приехали рыбаки. Видно по всему, что мы заняли их место. Они спустили лодку на воду и расположились на ночевку метрах в пятисот ниже по течению.
 Чувствуется усталость после вчерашней бессонной ночи и напряженного дня. Пройдено 22 км. На ужин борщ из концентратов, чай. Спать ложимся рано, около 20 часов (мск).

25 мая 2011 года. Среда. 4 день сплава.
Река Чусовая. Камень Боярин (60 км) – Камень Переволочный (95 км). Подъем в 7:30 (мск). Ночь была прохладной. Утром температура + 11С, обильная роса. Но на солнышке тепло. На завтрак рис с тушенкой и чай. Собираемся и выходим в 9:10 (мск) До следующего большого села Чусовое около 17 км. Проходим несколько красивых камней. Фотографировать в солнечную погоду ярко освещенные камни одно удовольствие. Причудливая игра теней и разноцветные лишайники на камнях завораживают пока мы проходим мимо. Немного задержались у Камня Танькиного. Сфотографировали его со всех сторон, что бы потом показать Ромашке (Татьяне Б.), которая по ряду причин, не смогла с нами пойти в поход, но любезно предоставила нам свою лодку! За что ей огромное, человеческое спасибо!

Проплывая мимо камня Максимов или Максимовский ( 67 км) мы не могли удержаться от соблазна остановиться и полазать по нему. Камень красив, нависает над водой многотонной глыбой. Подмытое основание камня создает впечатление ненадежности. Рядом с камнем удобные места стоянок. Сделали много фотографий. С вершины камня вдали на поляне видно некое подобие чума. Я решил посмотреть его устройство поближе и отправился по берегу пешком, а друзья перегнали лодку. Чум устроен следующим образом. В земле выкопано углубление около 30 см. диаметром около 5,5 метров. Вынутая земля уложена виде бортика или вала вокруг углубления. Жерди высотой около 6 метров воткнуты непосредственно в этот вал, таким образом, чтобы вода стекая с покрытия чума не затекала во внутрь. Холстина внешнего покрытия чума внизу двойная, вероятно защита от ветра. Внутри чума, вверху под открытым сводом горизонтально натянута холстина для защиты от осадков. Посередине чумы кострище. Просто и незатейливо.
В 12 часов на 73 км на правом берегу излучины реки мы заметили необычные строения виде древних избушек. Вышли на берег посмотреть. Строения сложены из бревен в старинном стиле. Издали смотрятся вполне прилично, но вблизи сплошная бутафория. Внутри их ничего нет. На одной избе (якобы пятистенки) для имитации торца внутренней бревенчатой стены, снаружи прибиты гвоздями бревенчатые кругляши. Поэтому мы сделали вывод, что предназначались они для съемок какого-то фильма. В одном из строений строений кто-то устроил баню (швы запенены и стены обиты пленкой).

В 12:50 мы уже в селе Чусовом. Остановились на левом берегу у брода, сразу за камнем Шайтан и висячим мостом. Магазин недалеко на взгорке. Связи МТС нет, во всяком случае на берегу около моста и возле магазина. Покупаем макароны, консервы, минеральной воды, пиво, карамельки. Отдельно, к дню рождения Нашего Друга (28 мая) берем вафельный тортик. Продавщица уговаривает купить местных пряников, приобретаем. Действительно, пряники свежие, вкусные, идут на ура! Водопроводная колонка далеко на горке, поэтому мы попросили юного велосипедиста сгонять за водой на велосипеде за небольшую символическую плату. Отзывчивый паренек привез нам две пятилитровые бутылки с водой, хотя, как я понимаю, это было совсем непросто – везти под горку по грунтовой дороге на каждой стороне руля неудобные емкости весом по пять кг. Ну как бы то ни было, мы рассчитались, и поблагодарили, дополнительно отдав всю мелочь, что была у нас в карманах.
В 14:00 оставляем гостеприимный бережок и продолжаем путешествие. Поскольку мы уже перекусили возле магазина, у нас было намерение идти до вечерней стоянки. Однако через час ощущаем, что в лодке появилась вода. Я нахожу впереди себя под ногами маленькую дырочку, из которой вода струйкой толщиной в спичку льется в лодку. Вылезаем на берег, разгружаем лодку, вынужденно перекусываем еще раз. Между делом я чиню лодку.
В 17:15 (мск) проходим н.п.Мартьяново. В деревне два моста. На левом берегу, после второго моста, замечаем магазин с вывеской на стороне реки, значит для туристов водников. Но мы не останавливаемся, т.к. у нас все есть. В 17:30 вышли на Мартьяновскую дугу, река резко поворачивает влево. На правом берегу установлен щит и видна дорога, поднимающаяся вверх. По ней, согласно лоции, можно перейти к камню Переволочному. По суше здесь 100 метров, а по реке 5 км. Мы идем по воде. 18:24 (мск) выходим из Мартьяновской дуги. Выхожу на берег в поисках стоянки, но хорошая стоянка на левом берегу, напротив камня Переволочного, занята туристами из Удмуртии, которые сплавляются от села Чусового до Кына на двухместной байдарке. Чтобы не становиться по соседству, идем дальше. Останавливаемся через 20 минут на правом берегу среди березок. Разбиваем лагерь, готовим ужин. На ужин салат: капуста, огурцы, помидоры, макароны с остатками утренней тушенки. Время 21:00 (мск), по местному 23 часа. Прохладно, температура +10 С. За день пройдено по лоции 35 км, по навигатору 39,1 км., максимальная скорость 13,5 км/час, средняя скорость движения 6,1 км/ час. Отбой в 21:30 (мск).

26 мая 2011 года. Четверг. 5 день сплава.
Река Чусовая. Камень Переволочный (95 км) –камень Паклин (133 км). Встали рано в 6:30. Незабудка говорит, что ночью замерзла. Но я особого холода не ощущал. Утром солнечно. Росы почти нет. Температура +16 С. На завтрак геркулес. Пока готовился завтрак я чинил лодку. Вчера оторвалась шляпка заклепки, соединяющей кронштейн фальшборта со шпаунготом. С помощью подручных средств выковырял остатки заклепки и соединил детали болтиком. Получилось не хуже.
Наш Друг тем временем сбегал на камень Переволочный и сделал несколько удачных снимков с его макушки.

Стали на воду в 9:00 (мск).
В 10:10 (мск) подошли к камню Пещерному (102 км). По описанию, вход в пещеру расположен на высоте около 20 метров над водой. Пещера состоит из двух гротов (в рост человека), соединенных низким коридором. Общая длина пещеры 16 метров. Нужно подняться на вершину камня и оттуда по тропе спуститься к входу в пещеру. Мы поднялись наверх долго лазали со всех сторон искали этот вход. Вскоре тропа нашлась и даже не одна. Но пройти по ней я не рискнул, т.к. она метра три-четыре идет по узкому карнизу, а я боюсь высоты. Незабудка и Наш Друг побывали в пещере и даже сфотографировались в ней, но, к сожалению, впопыхах, фонарики мы с собой не захватили и поэтому рассмотреть все детали им не удалось.
В 13:30 остановились на перекус, пройдя более 20 км. Перекус не хитрый: сало, лук репчатый, банка рыбных консервов, сушеные яблоки, хлеб. Наш Друг взобрался на камень Высокий (109 км), рядом с которым мы остановились. Высота камня 51 метр.        К 17:00 (мск) подошли к н.п. Сулем. Высаживаемся. Поинтересовались у местных жителей, есть ли магазин. Оказалось, что в конце деревни на правом берегу есть палатка-киоск, где можно купить продукты. Незабудка и я пошли разыскивать этот киоск. Киоск действительно нашелся в самом конце деревни. Продавщица живет рядом, в доме на пригорке. Покупаем пиво, соль, консервы. Спиртного нет.
Незабудка налегке возвращается к лодке, а я с продуктами спускаюсь по берегу чуть ниже, чтобы осмотреть музей под открытым небом. Конечно музей это звучит громко, но просто местные умельцы, из подручных материалов, металла, остатков сельхозмашин, как могли, постарались воздать должное прошлому своего родного села и советской власти. Из исторических экспонатов - слиток Демидовского чугуна, могильная плита коллежского секретаря М.В.Борисова умершего 1 декабря 1814 года на 68 году жизни, якорь и несколько лотов, использовавшихся для торможения барок при сплаве по Чусовой.
На стоянку стали в 18:10 (мск), на левом берегу ниже н.п. Сулем, не доходя 2 км до камня Паклин (133 км). Сам берег топкий, но небольшая стоянка нашлась в отдалении на высоком месте с крутым подъемом. Посреди полянки лежит поваленная ветром береза. Наш Друг, с помощью подаренной ножовки, перепилил ее и мы оттащили ствол в сторону. На ужин уха из консервов. Дождя весь день не было. Тепло и солнечно. Вечером 20:30 (мск) по местному 22:30 температура воздуха + 14 С. За день прошли 38 км., максимальная скорость 15,8 км/час., скорость движения 6,6 км/час. Вечером поставил на зарядку аккумулятор фотоаппарата.

27 мая 2011 года. Пятница. 6 день сплава.
Река Чусовая. Камень Паклин (133 км) – урочище Кашка (160 км). Подъем в 7:30 (мск).Ночь теплая. Утром температура воздуха + 17 С. Солнечно. День обещает быть жарким, облаков на небе нет. На завтрак рисовая каша, сдобренная топленым маслом, чай.
Стали на воду в 9:00 (мск). Течение несет лодку со скоростью 3,6 км/час. На веслах, даже не упираясь - около 7 км/час. За полтора часа легко прошли 10 километров. В одном из ручейков, пополнили запасы воды, немного отдохнули.

В 11:15 (мск) остановились на правом берегу у камня Толстик (143 км), т.к. увидели перед камнем хороший ручеек. Приятно в жару умыться и привести себя в порядок. Незабудка даже вымыла голову. Наш друг не упустил случая полюбоваться окрестностями с макушки камня, а я поднялся вверх по ручью побродить в лесной прохладе. Видел змею медянку.
В 12:30 (мск) продолжаем путь. В 13:20 мы уже в Усть-Утке. Усть-Утка большое село, расположенное на правом берегу Чусовой. В селе два магазина, которые торгуют всякой всячиной. Различие в том, что один магазин имеет лицензию на торговлю спиртным, другой нет. Мы с Незабудкой побывали в обоих магазинах. В селе есть связь МТС. Незабудка позвонила родным, а у меня но почему-то СМС-ки не отправляются. Пришлось тоже позвонить. Но так или иначе, во втором магазине мы купили литр водки, 1 кг пряников, 1 кг лука репчатого, минералки и по 3,3 яйца на человека. Жизнь начинает налаживаться….
В 14:35(мск) продолжаем путь и уже через тридцать минут останавливаемся на перекус. Перекус царский: сало, лук репчатый салатный, хлеб, консервы горбуша, салат из помидоров и огурцов, пиво. После такого обеда хочется подремать и не хочется грести. Берег каменистый, не отличается удобством. Поэтому мы садимся в лодку, отчаливаем и минут на тридцать погружаемся в дремоту, время от времени лениво шевеля веслами лишь только для того чтобы поправить курс лодки.
В 16:40 (мск) подошли к н.п. Харенки. На правом берегу забор и щиты с надписью «Частная территория, выход на берег запрещен». На берегу большой дом с гаражом, коттеджи, баня, пирс. Потом из Интернета узнал, что это летняя резиденция губернатора Свердловской области. Далее вдоль берега один за одним следуют коттеджи рангом пониже. Мы гребли и одновременно не отрываясь смотрели на все это великолепие, повернув головы направо и открыв роты… Очнулись когда поняли, что гребем уже на берегу… Оказалось, что идя вдоль правого берега, мы попали в протоку, вода в которой попросту ушла в камни. На левом берегу, напротив губернаторской резиденции установлен памятник Акинфию Демидову с благодарностью от потомков (и от губернатора). В Харенках построены современный подвесной пешеходный мост и автомобильный.
От устья реки Кашка начинается один из самых больших перекатов. Падение реки здесь заметно на глаз. Течение быстрое, при высокой воде существует опасность попасть на подводный камень. Прохождение переката в малую воду – отдельная история. Мы проходим перекат без происшествий и останавливаемся в 17:40 (мск) на правом берегу за перекатом. Стоянка чистенькая, оборудована столом, навесом. Около кострища скамейки. Вечером тепло, температура воздуха в 21:00 (мск) +20 С. Дождей в этот день не было. На ужин наши вкусы и кулинарные пристрастия разделились. Нам с Незабудкой гороховый суп с тушенкой, а нашему Другу концентрат картофельного пюре. В этот вечер поставил аккумулятор фотоаппарата на зарядку. В этом месте оказалось много клещей, после ужина снял с себя трех штук. В этот вечер долго сидели у костра, спать легли около 24:00 (мск), а по местному - в два часа ночи.
Пройденное за день расстояние составило по навигатору 32,9 км, максимальная скорость 13,9 км/час.

28 мая 2011 года. Суббота. 7 день сплава.
Река Чусовая. Урочище Кашка (160 км) – камень Осиновый (186 км). Подъем в 7:00 (мск). Пасмурно, но тепло. На завтрак гречневая каша с остатками тушенки от ужина и чай. Утром поздравили Нашего Друга с днем рождения. В этот день мы решили идти без перекуса, но на стоянку стать пораньше, чтобы достойно отпраздновать день рождения. Кроме того, 28 мая отмечается еще и день пограничника. Вышли как обычно в девять часов утра по московскому времени.
Практически сразу же, на повороте встает один из самых значительных камней-бойцов реки Чусовой – Омутной (163 км). Отвесная скала его взметнулась из воды на 70 м. Наверху камня виден навес или беседка. Как мы узнали из лоции, Омутной камень сплавщики называли первым камнем. Действительно, он начинает собой плеяду самых красивых и высоких камней на участке Кашка-Кын. Омутным, по преданию, камень зовется потому, что река около него очень глубока. Во время сплава камень считался опасным бойцом. Это привело к тому, что заводчики вынуждены были поставить заплавни (сложная и ненадежная конструкция из бревен), которые смягчали удар барки о камень.

За Омутным по правому берегу особняком выделяется камень Зубец (164 км), напоминающий рыцаря в шлеме, а за ним слева виднеется камень Дыроватый (165 км), который тянется по берегу на целый километр. В камне несколько пещер, в самой большой из которых мы хотели побывать. Эта пещера называется пещерой Туристов, с воды она практически не видна. Согласно лоции, чтобы попасть в пещеру нужно причалить у отвесной невысокой каменной стены (1,5-2 м), спускающейся с берега к воде наклонными блоками. Мы медленно прошли около километра вдоль всего камня по течению, но похожей стены высотой полтора-два метра из наклонных блоков так и не нашли. Только потом догадались, что лоция написана для малой воды, а у нас эта стена может быть вся, а может частично, была скрыта водой. Возвращаться мы не стали, а пещера, как мы узнали потом, была в самом начале этого камня.
Очень красив 70-ти метровый Олений камень (168 км), который стоит на правом берегу.        В 11:40 (мск) прошли не останавливаясь мимо деревни Еква (171 км), в 12:30 остановились в живописном месте устья реки Чизма (170 км). На берегу стоит памятный знак, посвященный событиям гражданской войны.
В 13:50 подошли к камню Писаный (180 км). Камень назван в честь рождения сына Акинфия Демидова. На плоскости стены камня высечен двухметровый крест. На противоположном берегу также установлен памятный крест, выполненный из цельного камня: высотой 165 см, шириной 93 см, (вместе с постаментом высота креста достигает 2 м 60 см). На стороне, обращенной к реке, на кресте высечена надпись: 1724 года сентября 8 дня на сем месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статский советник и кавалер святаго Станислава, поставлен тот крест по желанию его. 1779 года мая 31 числа...
В 14:30 (мск) прошли камень Самаринский (183 км) и пересекли границу Свердловской области и Пермского края. Пересечь границу в День Пограничника это символично, решили мы и начали искать стоянку. Тем более, что начал накрапывать мелкий дождик. Превосходная стоянка обнаружилась на левом берегу реки, напротив камня Осиновый (186 км), через полчаса пути. Новый навес, крытый металочерепицей цвета «бордо», под навесом стол со скамьями. Кострище оборудованное стойками и скамейка возле него! В стороне выкопана яма для мусора. Чего еще желать. Незамедлительно приступили к празднованию дня рождения Нашего Друга и по совокупности Дня пограничника. Начавшееся с перекуса празднование плавно перешло в ужин и закончилось глубоким вечером. Палатку тоже пришлось ставить глубоким вечером.        За день по навигатору прошли 27,5 км., максимальная скорость 12,4 км/час. Течение реки на этом участке 3-3,5 км/час, на веслах 7-8 км/час. На отдельных перекатах скорость реки увеличивается до 8-9 км/час, на веслах 12-13 км/час.

29 мая 2011 года. Воскресенье. 8 день сплава.
Река Чусовая. Камень Осиновый (186 км) – камень Великан (214 км).Подъем в 6:30 (мск). Пасмурно, облачность низкая. После вчерашнего обильного ужина решено обойтись без завтрака. Только чай с печеньем. Собираемся не спеша. К 8:30 часам вещи погружены и мы уже готовы к выходу. Но за делами как-то не успел посмотреть лодку, вчера были жалобы, что много воды. Вероятно где-то дыра.
Погода переменная, в основном пасмурно, иногда проглянет солнце, иногда ветер. На этом участке много красивых камней Журавлик (189 км), Сплавщик (191 км), Дужной (192 км), Ростучий (193 км), Коврижка (193 км), Кобыльи Ребра (195 км) и т.д. Но фотографировать их приходится в пасмурную погоду.

Возле камня Ростун (198 км) в 10: 25 (мск) слышны раскаты грома, надвигается гроза. Делаем остановку, чтобы Наш Друг мог забраться на камень. Пока его нет мы с Незабудкой внизу около лодки поедаем сухарики.
В 11:08 (мск) отчаливаем и продолжаем путь. Около двенадцати часов начинается дождь. Мы накинув плащи продолжаем упорно грести. Дождь не прекращается, а даже наоборот, усиливается, переходя в ливень. Вода в лодке прибывает, но медленно. Не понятно, то ли от дождя, то ли из реки через дыру. В 12:30 (мск) на левом берегу мы заметили стоянку с навесом и решили причалить, чтобы переждать дождь. Лодку оставили на берегу, накрыв полиэтиленовой пленкой, а сами спрятались под навес. Одновременно решили устроить перекус. Пока мы перекусывали, дождь прошел и выглянуло солнце. Немножно подремав после обеда на солнышке, мы развели костер и стали сушиться. Но где-то в 14:20 (мск) совершенно неожиданно налетел новый грозовой заряд с сильнейшим ливнем и крупным обильным градом. Спрятаться от него можно было только под навесом стоя на столе, т.к. ливень хлестал со всех сторон. Зеленая трава на стоянке была полностью засыпана градом. Когда ливень прекратился, мы спустились вниз к лодке, разгрузили ее и вылили воду. На днище обнаружилась небольшая дыра, опять в месте соприкосновения шкуры с металлическим кильсоном. Только успел просушить шкуру вокруг дыры ацетоном, и намазать клеем заплату, как опять начинается дождь. Заслоняю собой от дождя дыру, клею заплату. Вещи на берегу укрываем пленкой, лодку оставляем кверху дном. Сами скрываемся под навес.
В 15:40 начинаем грузиться в 16:00 отчаливаем, сегодня по плану нужно пройти еще 10 км. Идем быстро, так как замерзли – гребем, греемся. Над рекой туман, темно, облачность ниже некуда. Временами моросит мелкий дождик. Проходим красивые камни Темняш (207 км), Кирпичный (209 км), Коробейный (211 км) кое-как фотографируем их, без всякой надежды на успех.
В 17:20 (мск) подошли к камню Великан (Высокий). Это самый высокий камень на Чусовой. Великан (214 км) поднимается на высоту 115 м и тянется по правому берегу почти на 1,5 км. Мрачная серая стена прогнулась в середине и словно плачет от непосильной тяжести: в центре ее постоянно просачивается вода. Огромные слои - складки, расположенные почти горизонтальными ступенями, напоминают недостроенный амфитеатр. В начале камня есть небольшая пещера, в которой журчит ручеек.        Решили остановиться на стоянку, чтобы как только появится солнце у нас была возможность сфотографировать его. Стоянка нашлась на лугу напротив камня. Кострище, длинный стол и не менее длинные скамьи около него. На лугу мокрая высокая трава, с дровами напряженка. Ставлю палатку прямо на мокрую траву у стола, на единственном ровном местечке. Дрова сырые, горят плохо, но ужин тем не менее готовится. Салат, рисовая каша, чай. После ужина выглянуло предзакатное солнышко Я успел с берега сделать несколько снимков. Наш Друг посвятил вечер поиску пути, по которому можно завтра забраться на вершину камня. В третий раз за весь поход ставлю аккумулятор фотоаппарата на зарядку. Ночь обещает быть холодной. Отбой в 21:00 (мск).
За день пути пройдено по навигатору 28,7 км, максимальная скорость 13,9 км/час.

30 мая 2011 года. Понедельник. 9 день сплава.
Река Чусовая. Камень Великан (214 км) – камень Ермак (257 км).

Подъем в 6:15 (мск). Погода пасмурная, все мокрое, хотя ночью дождя не было. На завтрак геркулес на сухом молоке и чай. Наш Друг размялся с утра, переправился на другую сторону реки и пошел на штурм Великана. Поднимался «в лоб», сначала по карнизу, потом по расщелине, находящейся примерно на середине камня. Мы с Незабудкой наблюдали за подъемом, пока Наш Друг не скрылся из виду. Только потом мы увидели его уже на самой вершине. Вернулся он в 9:05 (мск), подъем на камень Великан «в лоб» занял у него 35 минут. В результате Наш Друг получил хорошую порцию адреналина, а нам перепало несколько прекрасных снимков.
Сворачиваем лагерь, отчаливаем в 9:40 (мск). Туман пропал, ярко светит солнце. Жарко. В 10:10 (мск) подошли к селу Кын (217 км), которое видно из-за поворота. Село Кын, основанно в 1760 году (в переводе с пермяцкого означает "холодный", "мерзлый"). В начале села, на повороте реки быстрый перекат, скорость лодки 13 км/час (без весел). В Кыне мы не собирались выходить на берег, но наше внимание привлек необычный памятный знак, в виде громадного чугунного слитка, установленный на левом берегу реки. На укрепленной рядом табличке написано: «Почти 200 лет по Чусовой шли караваны барок с металлом уральских заводов. Бурный поток неудержимо нес барки по реке, кидал на камни "бойцы". Спасением для сплавщиков стали лоты - слитки чугуна с шипами. Связки лотов бросали за борт, замедляя бег барок. Чусовая помнит всех, кто вел по ней свои корабли».

За селом в Чусовую впадает речка Кынок. Напротив Кынка на правом берегу отвесная стена камня Стенового (219 км).

За Кыном река становится равнинной, течение замедляется. Река менее интересна и менее живописна. Появляются моторные лодки и рыбаки. Стоянок мало. Ширина реки на отдельных участках до 100 метров. По лесистому крутому правому берегу местами горит (тлеет) лесная подстилка. Остановились, погасили несколько очагов возгорания. Но дымится в основном далеко наверху. При солнечной погоде слышны раскаты грома, но гроза так и не собралась.
В 13:35 (мск) подошли к селу в Верхняя Ослянка (235 км). Остановились для перекуса в конце села на противоположном берегу, напротив строящегося моста. После перекуса отдыхали в лодке, сплавляясь по течению. В 18:00 (мск) стали на стоянку в лесу на правом берегу вблизи камня Ермак (257 км). На стоянке до нас кто-то был, костер еще дымится. Появились комары и мошка, но не много. Тепло и сыро, температура воздуха +23С. На ужин щи из свежей капусты. Капуста у нас была (куплена для салатов), а картошку с морковкой нашли на стоянке. Добавили тушенки – супер. Съел две порции, чай уже не влезет. Чувствуется общая усталость. Спать легли рано, где-то в 20:30 (мск).        За день прошли по навигатору 43,6 км, максимальная скорость 13 км/час, средняя скорость движения 6,6 км/час.
31 мая 2011 года. Вторник. 10 день сплава.
Река Чусовая. Камень Ермак (257 км) - камень Круглый Мыс (277 км). Утром в 6:00 (мск) разбудил дождь. Палатка стоит под большой березой, дождь кончился через 40 минут, а с листьев все капает и капает. Пасмурно, низкая облачность. Температура воздуха + 16 С. На завтрак макароны с тушенкой и чай. В 8:45 (мск) начинаем сворачивать лагерь. Погода крайне неустойчивая, дождь не идет, но кажется как будто висит в воздухе.        Отчаливаем в 9:20 (мск), через тридцать минут пошел дождь. Облака низко и бегут очень быстро, появляясь и скрываясь за горами. Из-за гор далеко не видно и поэтому редкие просветы в тучах неожиданно появляются и так же быстро исчезают. Мы продолжаем движение. К 11 часам дождь резко усиливается, принимаем решение выходить на берег и натягивать тент. Тут же, на левом берегу заметили тропку, поднимающуюся в лес. Чалимся. Наш Друг отправляется на разведку, мы с Незабудкой ждем в лодке. Разведка показала, что в лесу, в пятидесяти метрах от берега стоит избушка - зимник. Привязываем лодку, накрываем ее пленкой и бегом в избушку.

В избушке маленький стол, полати, металлическая печка и худая крыша. Но это лучше чем ничего, от дождя спрятаться можно. Разжигаем печь, дыма в избушке - хоть мешками выноси. Дышать нечем, только возле открытой двери можно хлебнуть свежего воздуха. К тому времени когда печь прокалилась и дым исчез, дождь утих. Мы сушимся вокруг раскаленной печи. Географические координаты избушки: N58 02.292 E58 35.349.
В 12 часов занимаем свои места в лодке и продолжаем путь. Дождя нет. В 12:15 (мск) подходим к камню Котел (261 км) и на высоте 6-7 метров от воды замечаем вход в пещеру. Чалимся. Поднимаемся вверх, осматриваем большой грот в котором можно стоять во весь рост. В гроте ничего интересно нет, но в нем хорошо прятаться от дождя. Вот только достаточно крутая тропа в пещеру от дождя раскисает и спуститься по ней в этот период весьма непросто. От грота в глубь скалы отходят две низкие тупиковые пещеры, протяженность самой длинной из них не превышает 10-ти метров.
12:40 (мск) отчаливаем, продолжаем движение. Проходим камни Темный (262 км), Свадебный (266 км), Малый Стрельный (264 км). Опять начинается дождь переходящий в ливень.
Возле камня Большой Стрельный проходя перекат попали на шкуродер. В лодку стала достаточно интенсивно прибывать вода. Незабудка отчерпывает из лодки воду, мы осматриваем берега в поисках места для экстренной остановки. Но продолжающийся дождь выбора не предоставляет.
В 13:44(мск) останавливаемся на правом, заросшим ивняком, берегу, вблизи устья реки Мал.Свадебная. Привязываем лодку, накидываем на куст ивняка тент и ныряем под него. Пока идет дождь перекусываем. Мы все мокрые, сидеть без движения холодно. Поэтому вылезаем, разгружаем лодку. В этот момент дождик утих. Обнаруживаем дыру. Протираю шкуру вокруг дыры тряпкой, сушу ацетоном, вырезаю заплату. Только достаю клей, как опять начинается дождь. Ставлю заплату прикрывая это место от дождя. Когда заплата приклеена, дождь эй уже не страшен, можно спрятаться под тент.
Покинуть это место нам удается только в 15:20 (мск). Проходим камни Веер (270 км) , Печка (270 км). Несколько раз дождь то начинается, то кончается. В урочище Чизма, на правом берегу, на месте бывшей деревни, стоит один дом. Возле дома мужик, приглашает в гости, перекурить. Мы вежливо отказываемся, т.к. хочется быстрее найти стоянку и посушиться.
Стоянка нашлась в 16:40 на левом берегу за камнем Круглый мыс (277 км). Наш Друг разжигает костер, я натягиваю тент. Все остальное потом. Кругом сыро, с листвы деревьев капает. Но вещи уже под тентом, я ставлю палатку, Незабудка уже готовит ужин, Наш Друг занимается заготовкой дров.
На ужин гречневая каша и чай. Около восьми часов вечера (мск) опять пошел дождь и шел не переставая до полуночи. Но нам уже все равно, мы сытые, сухие и довольные лежим в палатке. Поставил на зарядку аккумулятор фотоаппарата (четвертый раз за поход).
За день пройдено 23,9 км (по навигатору), максимальная скорость 13,2 км/час, средняя скорость движения 7,3 км/час.

1 июня 2011 года. Среда. 11 день сплава.
Река Чусовая. Камень Круглый Мыс (277 км) - камень Красный (313 км). Проснулся в 6:15 (мск) до общего подъема. Солнце за лесом, небо чистое. Заново развел костер, залитый ночным дождем. Просыпаются остальные. На завтрак геркулес и чай. Выбор продуктов невелик, т.к. наш поход близится к завершению. Но мы то знаем, что по пути у нас ждет еще один магазин в Усть-Койве. Сворачиваем лагерь, отчаливаем, как обычно, около 9 часов утра (мск).

Погода переменчива, солнце то выглянет, то спрячется за тучу. Но с течением времени облачность увеличивается и голубого неба почти не видно. В районе реки Кумыш, на плесе сильный встречный ветер гонит волну до 30 см. Иногда волны перехлестывает нос байдарки. В 10:00 (мск) остановились возле устья реки Кумыш пополнить запасы воды. Пользуясь моментом Наш Друг решил постирать кое-что из своих вещей. Поскольку "Тайда" ни у кого не было, по нашему с Незабудкой мнению, получилось не очень. Раньше его тельняшка была грязная, причем это не очень бросалось в глаза, а после стирки грязь видимо разложилась на составляющие, появились какие пятна, разводы и т.д. Но Наш Друг был вполне доволен результатом.
Начал накрапывать дождик. Следующая остановка в 11:20 (мск) у камня Четыре Брата (292 км). Наш Друг полез наверх фотографировать, мы с Незабудкой фотографировали друг друга внизу.
По-прежнему, сильный встречный ветер гонит волну и препятствует нашему продвижению вперед. Но если груженый Таймень как следует разогнать, то он и против ветра идет достаточно ходко. Поэтому мы все время гребем, как рабы прикованные к веслам на галерах. Греет душу мысль, как хорошо, что мы не на катамаране. На катамаране здесь была бы полная ж... Около часу дня дождь усиливается, мы вынуждены остановиться. Чалимся на правом берегу возле камня Коврижка (299 км), натягиваем на берегу тент. В этот момент, как Вы правильно догадались, дождь прекращается. Мы перекусываем, фотографируемся на камне Коврижка и продолжаем свой путь.
К поселку Усть-Койва подходим в 15:30 (мск) под проливным дождем. Не видно ни людей ни собак, все попрятались от дождя. Только мы, как привидения, ходим по поселку ищем хоть какую живую душу, чтобы спросить про магазин. Отчаявшись, Наш Друг в одном из домов поднял с дивана мужика с пультом от телевизора в руках и тот дал показания о месте нахождения магазина.
Мы с Незабудкой отправляемся в магазин, а Наш Друг остается на берегу под проливным дождем караулить, не известно от кого, нашу лодку. Магазин нашелся достаточно быстро. Размером он с маленькую баньку, площадью около шести квадратных метров. Но это ладно, нас "убил" громадный, как нам показалось, амбарный замок висящий на двери.
Задачка: Напротив магазина стоит жилой дом. Калитка приоткрыта, от калитки до двери дома дорожка длиной шесть метров, при этом в двух метрах от дорожки к дому в будке сидит собака. Какой длины у нее цепь (и если она вообще), неизвестно! Спрашивается, где найти продавщицу?

Мы молча смотрим на собаку, собака молча смотрит на нас. Читаю по ее морде: делайте что хотите, только не трогайте меня! Не спуская глаз с собаки, потихонечку просачиваюсь через калитку и бочком, бочком к дому. Звонок не работает, стучу. Выходит... как Вы думаете? Кто? Конечно продавщица и милым голосом говорит: Я сейчас, я сейчас... Вот повезло, так уж повезло!
И вот уже "в замок врезаются ключи и вынимаются харчи"... А у нас глаза разбегаются..., есть все нужно. Особенно интересна полка с пивом и витрина с сувенирами реки Чусовой. Покупаем хлеб, печенье, сувениры (ручки с надписью р.Чусовая), пиво, консервы и т.д. После нашего посещения, выручка магазина увеличилась на 700 руб. Продавщица очень симпатичная женщина интересуется откуда мы приехали, так говор у нас явно не Уральский. Мы признаемся, что приехали из Брянска и тут же выясняется, что в Брянске (точнее в Ржанице) у нее живет тетя... Мы чувствуем себя почти что земляками и ощущаем гордость от того, что в этом далеком крае есть люди которых что-то связывает с нашим родным городом.
А дождь тем временем льет и льет. В поселке Усть-Койва, местные приколисты установили на высоком берегу реки Чусовой пограничный столб СССР. Мы по достоинству оценили шутку и решили подыграть им... (см.фото).
Отчаливаем в 16:09 (мск) под проливным дождем, мокрые до нитки. Километром ниже по течению, перед камнем Красным (313 км) останавливаемся на правом берегу. Стоянка грязновата, но выбирать не приходится. На стоянке стол, лавки, кострище, немного дров, в отдалении досщатый туалет, яма для мусора. Над столом остатки навеса на которые мы накидываем тент. Как только все наши вещи оказываются под тентом, дождь мгновенно прекращается и появляется предзакатное солнце. Мы переодеваемся в сухое и каждый занимается свои делом.
В 18:00 (мск) ужинаем вермишеливым супом из концентратов и макаронами. Сушимся у костра. В 20:00 (мск) опять пошел дождь. Но нам уже по барабану, мы сидим под тентом не спеша пьем чай. Палатка установлена, основные вещи высушены и убраны. До города Чусового (конечный пункт нашего похода) остается 32 км - для нас это уже "семечки". Отбой в 21:00.
За день пройдено 38,8 км (по навигатору), максимальная скорость 14,5 км/час, средняя скорость движения 7,1 км/час.

2 июня 2011 года. Четверг. 12 день сплава.
Река Чусовая. Камень Красный (313 км) - камень Большие Глухие (332 км). Ночью по палатке барабанил дождь. Встали по привычке в 6:30 (мск), хотя сегодня можно не торопиться. По плану сегодня предстоит пройти не более 20 км. и заночевать на одной из последних стоянок перед городом Чусовым. Это позволит нам на следующий день, как можно раньше добраться до конечной точки нашего маршрута.
Погода пасмурная. Ночью вода в реке поднялась на 50-60 см. Оставленная на берегу реки 5-ти литровая бутылка, скрылась под водой.

На завтрак каждому по 100 граммовому пакета риса и чай. Удобно, кидаешь пакет в кипящую воду и через 20 минут рис готов. Не спеша сворачиваем лагерь и отчаливаем в 9:30 (мск). Погода крайне непонятная и непредсказуемая, то солнце, то пасмурно, то поднимается ветер, то начинает моросить дождь.
Провели эксперимент по скорости движения лодки по течению реки. Замерили навигатором скорость течения реки, она составила 3,5 км/час. Наш Друг, сидя на капитанском месте (у кормы) сумел в одиночку разогнать лодку до скорости 11 км/час. Нам вдвоем с Незабудкой дружными усилиями удалось разогнать лодку до скорости 13,6 км/час. А когда мы все втроем, со всей силы навалились на весла, скорость лодки достигла 15,9 км/час. Не знаю будет ли эта информация кому-нибудь полезна, но факт остается фактом.
Интересный случай произошел на ручье, где мы пополняли запасы воды. Пропала крышка от 5-ти литровой бутылки. События развивались следующим образом: мы причалили к устью небольшого ручья. Наш Друг выпрыгнул из лодки и приготовился наливать бутылки. Незабудка сидя в лодке передавала ему пустые бутылки. Их было три или четыре. Когда все бутылки были наполнены оказалось что одной крышки нет. Поиски крышки и спор между Незабудкой и Нашим Другом кто отвинчивал крышки заняли минут десять. Обыск лодки и прилегающего берега результатов не дал. В итоге одну бутылку вылили и отчалили. Все бы было ничего, но злосчастная крышка потом все-таки нашлась... О женщины, как Вы бываете не правы!
Река очень изменилась, камней по берегам стало меньше, а ширина реки значительно увеличилась. Много моторных лодок и рыбаков.
Сегодня река приготовила нам новое испытание. Жару, дождь, ветер - мы выдержали. А сегодня испытание - пухом. Пух от осины или вербы, не знаю, но он везде: на земле, в воде и в воздухе. Он вездесущ, лезет в рот, в нос. Дышать ртом не возможно. Нос чешется, глаза слезятся... Только когда начинает накрапывать дождик, пух моментально исчезает. Нет его рано утром и вечером, видно погода не летная...
В 10:35 (мск) по правому берегу показался бывший лагерь политзаключенных "Створ". Выходим на берег отдать долг без вины пострадавшим людям. На месте бывшего лагеря устроен музей под открытым небом, аккуратно собраны ставшиеся вещи. Вывешен план бывшей зоны и много другой информации об этом лагере.

В 14:30 (мск) остановились на правом берегу на стоянке "Голубое озеро" возле Больших Глухих Камней (332 км). До города Чусового остается чуть больше 13 км. Наш Друг переправился на лодке на другой берег за дровами, а я тем временем поставил палатку и развел костер. Незабудка тихо мучается от аллергия из-за пуха. Для ужина еще рано, для перекуса в самый раз. Сварили кисель. До ужина успеваю сходить на Голубое озеро. Оно рядом с нашей стоянкой, метров 30. Озеро представляет собой карстовую воронку 15-20 метров ширины, из которой мощным потоком вытекает река Глухая. Только вода после дождей в озере не голубая, а цвета разведенной в воде глины. Тропа огибает озеро справа и уводит дальше к Большим Глухим Камням, которые расположены на удалении от реки. Большой грот находится вверху Больших Глухих Камней и виден с тропы, если знать куда смотреть.
На ужин Незабудка пожарила репчатый лук на остатках соленого сала и растительного масла, сварила макароны и все это перемешала. Вкуснятина, пальчики оближешь. Добавки на всех не хватило. По случаю завершения похода сделали прощальный пионерский костер из хвороста, который Наш Друг привез с противоположного берега. Костер получился большой, но прогорел быстро...
Вечером опять пошел дождь. Поставил заряжать аккумулятор фотоаппарата (в пятый раз за поход), но нужной емкости в аккумуляторе источнике уже нет.
За день пройдено 20,6 км, максимальная скорость 15,9 км/час, общая средняя скорость 5,9 км/час.

3 июня 2011 года. Пятница. 13 день сплава.
Река Чусовая. Камни Большие Глухие (332 км) - город Чусовой (345 км).Встали в 6:00 (мск). Солнечно. Ночью шел дождь, палатка, трава, кусты - все мокрое.

На завтрак макароны, чай. Уровень воды в реке за ночь опять поднялся на 30 см. В 8:30 отчалили. Погода солнечная, загораем. В 10:00 мы уже в городе Чусовом. Здесь река стала еще шире, до 250 метров. До первого моста, как написано в лоции, идти совершенно не обязательно, особенно если Вам нужно попасть на ж.д. вокзал. Пройдя гору Челпан, мы высадились на правом берегу перед станцией, отсюда ближе всего до вокзала, всего 400-500 метров. Если проплыть дальше, то все равно пришлось бы обходить длинные составы, которые стоят на станционных путях. А от моста до ж.д. вокзала вообще около 2 км.
На замусоренном берегу, нашлось небольшое местечко для антистапеля. Я занимаюсь лодкой, а Незабудка с Нашим Другом отправляется за билетами. На солнышке и ветерке лодка сохнет быстро. К моменту, когда друзья появляются на берегу с билетами, лодка почти упакована. Билеты взяли на поезд Нижний Тагил-Москва, оправлением 01:50 (мск). Плацкартный вагон, две нижних, одна верхняя полка в одном купе.
Перемещаемся на вокзал. Я остаюсь на вещах, а остальные уходят смотреть старый город и закупать продукты в дорогу.
Потом обед в привокзальном кафе и мы с Незабудкой на автобусе уезжаем в новый город, посмотреть его и прикупить сувениров. Но уже поздно, большинство магазинов закрыто. Кроме того нас накрыл сильный дождь с грозой. Пришлось около получаса пережидать его в одном из магазинов. На вокзал мы возвратились около 18:00 (мск). Там же коротали время дожидаясь поезда.

4 июня 2011 года. Суббота.
г.Чусовой - г.Москва. В поезде. Без происшествий. Мы в купе одни, четвертая верхняя полка свободна. Да и все боковые полке в плацкартном вагоне все свободны. Кроссворды, пиво, разговоры, прогулки на остановках.

5 июня 2011 года. Воскресенье.
г.Москва - г.Брянск. В Москву, на Ярославский вокзал, прибыли рано утром. Метро еще закрыто. Ждать приходится не долго, около получаса. Переезжаем на Киевский вокзал. Мы с Незабудкой уезжаем с Киевского вокзала на автобусе в 7:00, а Наш Друг чуть позже в 10:50 на поезде (у него в столице было одно не большое дельце). В 14:00 мы уже в Брянске. Поход окончен.

Фотоальбом похода, с краткими пояснениями, можно посмотреть здесь:

А здесь, 26 минутный, наш видеоролик: "Чусовая 2011":
Ю.Лучин Брянск, июль 2011
p.s. Что мы заметили в походе и отметили:
1. Маршрут пройден на 100 процентов (345 км) за 12 дней. Но следует учесть, что мы шли без дневок, по высокой воде, т.е. не теряли время и силы на проводку лодки по перекатам...
2. Река покорила нас своей красотой. Чусовая - это одна из тех рек, путешествуя по которой, на всю жизнь запоминаешь красоту береговых утесов, лесистых круч, сверкающей ленты воды, извивающейся между берегами.
3. Путешествие по Чусовой дало много знаний и познакомило с историей Уральского края. 4. Время похода выбрано весьма удачно, а именно: высокая вода, мало народу (за весь поход встретили всего четыре группы, не считая рыбаков), свободные стоянки. Отсутствие комаров и мошек.
5. Одна из особенностей реки: чистые берега без зарослей ивняка.
6. Очень много птиц, их разноголосое пение сопровождало нас всю дорогу.
7. Лоция (Путеводитель Е.Постоногова и Ю.Постоногова, который можно найти здесь: http://klif.nm.ru/c/p.htm) несколько устарела, но в целом пригодна для использования.
8. Фенологическое развитие природы реки Чусовой, на три недели отстает от Брянского региона, что хорошо заметно по зеленению березы и цветению черемухи.
9. Планируя поход в это время необходимо позаботиться о защите от клещей.