Поход с целью посмотреть, что осталось от узкоколейной ж.д. и прикинуть перспективные места.
Нитка маршрута
ст. Вижай - Нововильвенский - Рассоха - Ср.Усьва - Медведка - Косья - Качканар. Горы: Хариусный камень, Качканар.
Отчёт 
Отчёт о походе по дням
27 июня. Заезд, ст. Вижай

Дорога на месте узкоколейки Дорога на месте узкоколейки
До ст. Вижай ехал электричками Пермь-Чусовская, далее Чусовская-Европейская.

Приехал на ст. Вижай в 20:30. Узколейку нашёл сразу (она была на некотором участке параллельна нормальной ж.д.), но двинулся по ней не в ту сторону, ушёл в сторону депо, и далее в тупик. Стал искать продолжения, бродил часа полтора-два по дорогам, проделанным буровиками в лесу, часов до 22. Потом плюнул на всё, взял точку с карты в GPS, ломанулся по азимуту через лес и вышел на дорогу примерно в точке  58.483233N, 58.648550E.

Состояние дороги: с насыпи узкоколейки сняли рельсы, шпалы скидали в кюветы по сторонам и засыпали всё это щебнем. До моста через р.Вижай состояние этой щебёночной дороги просто прекрасное, дальше постепенно ухудшается. Ширина дороги 4-6 м.
28 июня. Вижай-Рассоха

Первый полный ходовой день.

Проснувшись утром, долго возился в лагере и вышел на маршрут только часов в 08:30. Задача-минимум: Рассоха, задача-максимум: зайти на Мясной камень и уйти за Рассоху как можно дальше.

Вдоль всей узкоколейки вода встречалась в изобилии: выбирал ручейки почище, обеззараживал Aqua Mira-ой и пил без опаски.

09:30: мост через Вижай (58.547752N, 58.662684E). Мост в хорошем состоянии, даже перила целы. Слез вниз, сделал привал, остужал ноги в реке :) Видел сваленные бобрами деревья приличной толщины.

За мостом дорога идёт по мокрым местам, там шпалы не сняты. Потом поднимается в горку, становится суше. Попадаются лужи, обходил по краям и кустам.  Вдоль дороги часто попадается сваленный, но не вывезенный лес.

К 14:50 вышел на мост через Вильву (58.694870N, 58.681183E), снова большой привал, на этот раз открыл купальный сезон этого года. Вода прохладная.

В 16:20 вышел к пос. Нововильвенский. Станционные сооружения заброшены, лесопилка, судя по всему, тоже. Мне в посёлке ничего не нужно, прохожу сквозь него и иду дальше.

Остановился на ужин примерно в точке  58.759547N, 58.702052E. Увы, стёр ноги, поэтому Мясной камень на сегодня отменился и цель дня сократилась до дер. Рассоха.

Вышел на мост перед деревней (58.804096N, 58.769630E) в 20:33, дошёл до деревни ещё минут через 20.  Деревня заброшена, от домов местами стоят остовы, сараи и бани сохранились чуть лучше. Кирпичное здание станции (с надписью ППИ-1974) стоит, внутрь не заглядывал. Одну из бань (ближе к дороге) поддерживают в виде охотничьего домика жители из Нововильвенского. Есть нары, печка (не разжигал), стекло в окне :). Запаса дров нет, но есть из чего напилить.

Воду лучше брать под мостом через приток Рассохи, в самой Рассохе вода мутная и подходы заболочены (долго прыгал вечером по кочкам в поисках нормальной воды).

Пройдено за день около 43 км, как выяснилось, лучше было бы ставить менее амбициозные задачи (стёртые ноги потом весь маршрут мешали идти).

Спал в вышеупомянутом охотничьем домике, отсыпался и лечил ноги.


29 июня. Рассоха - Средняя Усьва

С утра никуда не торопился и в результате выполз на маршрут только в 12-м часу. Вернулся к мосту, перешёл через него и ушёл по щебёночной дороге на СЗ до пересечения с газопроводом "Ямбург-Тула" (5.5 км).

Дорога по газопроводу куда хуже грейдеров или узкоколейки, попадаются глубокие лужи, которые приходится обходить по кустам. Обход есть везде, но не везде он удобен, максимум лазал по кустам подряд метров 70-100 (зависит от погоды).

По нитке газопровода дошёл до Хариусного Камня (примерно 58.9124N, 58.7623E) и поднялся на него. После спуска топал по этой же нитке практически до Средней Усьвы (свернул направо в точке 58.997490N, 58.813599E), где ушёл на местную щебёночную дорогу хорошего качества. Эта дорога через несколько км выходит на бетонку со Средней Усьвы на Нижнюю Усьву (в точке 59.019701N, 58.861049E).  Знал бы про дорогу-свернул бы на неё километром раньше.

Перешёл мост (59.012010N, 58.882234E) и стал искать место для ночлега. Увы, единственное понравившееся мне место выбрала для гуляния стайка местных собак.  Разошлись, порычав друг на друга.

Да, пара слов про мост: мост на дороге Средняя Усьва-Нижняя усьва деревянный (карта здесь не врёт), одноколейный. По колее для усиления проложены рельсы. Сверху мост выглядит прилично, про состояние опор ничего сказать не могу. Карта говорит, что нагрузка до 10 тонн, лес через этот мост возят.

Пошёл дальше и в конце концов после 12-ти ночи вошёл в посёлок. Пытался набиться ночевать на территории лесоучастка, но безуспешно. Местные жители (кто не спал за полночь) тоже не проявили энтузиазма в ответ на предложение подвесить гамак у них во дворе.

В конце концов мне надоело слоняться по посёлку, нашёл подходящий перелесок (почти посередине посёлка, за лесопилкой) и подвесил свой гамак там. Ночь была ясная, даже не стал тент растягивать, обошёлся москитной сеткой. Лёг в час ночи с тем, чтобы встать на рассвете.

Пройдено за день около 33 км, не считая радиалки на Хариусный Камень.
30 июня. Ср. Усьва-Косья

Встал с рассветом, но возился со сборами долго и вышел только в 05:30. В Средней Усьве есть водопровод, вода хорошая, можно не обеззараживать. Спросил дорогу в сторону Медведки у такой же "ранней пташки" и двинулся.

С половины пути меня подобрал лесовоз и довёз до развилки Промысла-Косья у границы "Европа-Азия". Я поленился набирать воды на ключе (а зря - по дороге на Косью до р. Выя воды набрать негде).  Дошёл по дороге до р. Выя, обедал на реке, искупался. Моста через Выю нет, но на его месте навалены брёвна, перейти можно на замочив ног. Транспорт идёт вброд, глубина сантиметров 70.

Отошёл от Выи в сторону Косью километров на 5, думал ставить лагерь, но меня подобрал проезжающий на "Жигулёнке" в Косью житель Качканара. Оказывается, в Косье артезианская скважина с хорошей водой, и за этой водой из Качканара ездят. Он довёз меня до скважины, где я залил все имеющиеся ёмкости (7л) питьевой водой, поднялся по склону Качканара метров на 200 и заночевал в лесу у креста лесоустоительных просек.

Пройдено за день 72 км, из них ногами 20-22, за остальные спасибо добрым людям на 4-х колёсах.
1 июля. гора Качканар-город Качканар.

После завтрака вышел на маршрут около 9 часов. Тропа, сначала хорошо набитая, часто теряется на курумниках, после одного из курумников окончательно её потерял и выходил на вершину по солнцу и GPS (магнитный компас на Качканаре безбожно врёт, сказывается железорудное месторождение - титаномагнетит).

Вышел на полянку за монастырём, был зван на чай. Монах (или послушник, я не стал уточнять) по имени Лук в приятной беседе рассказал, что из Качканара можно доехать до Перми прямым автобусом или уйти на "кольцо" около Именновского, откуда можно уехать автостопом (координаты кольца -- 58.563748N,  59.467585E).

Прошёл гору траверсом ("Верблюд" - вершина - Южная Вершина - Западный разрез ГОК), вылез не прямо на плотину, а на разрез, это добавило мне пару км пути. В конце концов, добрёл до г. Качканар. На автовокзале сообщили, что последний рейс на Пермь или Екатеринбург на сегодня уже ушёл, нашёл гостиницу ("Октябрьская" на углу Свердлова и ), переночевал.

Пройдено за день около 17 км, не считая вечерних блужданий по Качканару.

Сервис в гостинице, как и мебель в номере, остались с советских времён неизменными, но я проявил неприхотливость.  По крайней мере, была возможность вымыться и выспаться, что ещё желать?  Да и крайне демократичная цена номера (600 руб в сутки) не опустошала кошелёк.

В городе допоздна работают сетевые магазины: "Кировский" (в него упирается улица, на которой автовокзал), "Монетка" (по ул. Свердлова). Накупил свежих фруктов и молочных продуктов.

Да, если ставится целью выйти на кольцо за Именновским, можно слегка сократить себе путь, идя не по ул. Свердлова, а поднявшись ближе к холму, на котором стоят сотовые вышки.
2 июля. Обратный путь (г. Качканар -- г. Пермь)

Уехал рейсом автобуса 09:37 Нижний Тагил-Пермь (через Качканар, Горнозаводск, Чусовой). Автобус въезжает в Пермь со стороны Садового, был на автовокзале Перми в 15 ч.

Комментарии
Всё замечательно.Только эта дорога никогда не была узкоколейной - она нормальной ширины 
.
Guest26.09.13, 10:14
Описание очень помогло. Ходили в поход, ориентировались на него. 
Спасибо!
Андрей14.05.13, 05:02
Класс 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте