Чумовой сплав по рекам Полярного, Приполярного и Северного Урала. Прошли 2404 км за 85 дней, в том числе 640км против течения, с 6-ю волоками по перевалам и вездеходкам, в сумме 323км. Ледяное озеро, айсберги, пороги, гонка почти без дневок и отдыха, катаклизмы и сказочное везение! Такой поход нам, наверное, не повторить и никому не советуем!
ст.Сейда - Уса - Лемва - Харута - Колокольня Северная - оз. Колокольня - Колокольня Южная - Пайдывож - Хулга - г.Саранпауль - Ятрия - Туяхулынья - Волья - Толья - Приполярный - Пырья - Няйс - п.Няксимволь - Северная Сосьва - Малая Сосьва - Лозьва - Ивдель - г.Ивдель - Сибиревский прииск - Велс -.Вишера - Кама - Усолка - г.Соликамск - г.Пермь
Большая вода
Ж/д ст.Сейда-Уса-Лемва-Харута

Это капитан Это капитан
А это я А это я
Решать. Меняться. Стремиться вперед. Мыслить. Принимать вызовы. Вставать и действовать. Отказываться от стереотипов. Достигать. Мечтать. Открывать. Верить. Останавливаться. Слушать себя. Расти. Побеждать. Смотреть на жизнь открытыми глазами.
 Пауло Коэльо

Фотографии и видеофрагменты маршрута можно посмотреть здесь.

10 -11 июня.
План-график похода от Сейды до Соликамска был задуман и составлен Волком заранее, еще в декабре, и был принят мной как есть. Требовалось, чтобы ехать было недалеко, поход начинался и заканчивался около железной дороги, реки были малохоженые и для нас новые. Вот что у него получилось:
Всего:             2120 км
 волоки                        67 км – 9 дней
 против течения          623 км – 32 дня  по 20 км/день
 вниз по течению         1430 км – 36 дней по 40 км/день
 дневки                          85–77 =8  днёвок
 резерв                          1 день
 дорога                          2+2 дня=4 дня

Информации по многим рекам и волокам почти нет, поэтому мы скачали снимки из космоса и решили действовать по обстоятельствам.  Рюкзаки собрались быстро по старым спискам общего и личного снаряжения, согласованным и утвержденным. Решили вес снаряжения минимизировать, я почти полностью отказалась от косметики, поехала в рабочей одежде, но на 2 рюкзака, чтобы проходить волоки в 1 ходку, все же не вышли. В этом году я купила новую палатку Ладога-2, у старой износились молнии. В рюкзак - тоже новый суперлегкий (всего 900г!) Bask Light 75 - она не влезла, пришлось замотать ее в коврик. Получилось: рюкзак 23кг + палатка 3кг + перекусочная сумка с продуктами на дорогу 5кг, нормально. Еще в этом году взяли много электроники - кроме навигатора, 2 мобильников, 2 фотиков и накопителя Вампирчик еще планшет с картами и библиотекой и 2 накопителя на 15 А-ч. Всю эту технику предполагалось заряжать в походе от солнечной батареи на 8Вт при условии хоть какого-то солнышка. А Волк как обычно вез кроме своего неподъемного рюкзака еще рюкзак с байдаркой. Спасибо нашему другу Игорю, что согласился встретить Волка в Москве и помог ему переехать с 2 рюкзаками с Киевского вокзала на Ярославский, а то пришлось бы мне сдавать свой рюк в камеру хранения, потом ехать за Волком, потом обратно. Мы встретились у Ярославского вокзала, я сбегала за едой в дорогу и немного купила круп-макаронов с собой, остальные продукты будем покупать по дороге на остановках поезда. Волк привез мне полкило первой черешни, объедение! Наш поезд 037 Москва-Воркута отправлялся в 12.30, рюкзаки загружали по одному, вагон полупустой, никто не хочет на север ехать. Большинство пассажиров сошли до Печоры, в вагоне осталось несколько человек. Мы выбегали в магазин на больших стоянках, в Ярославле и Котласе. Под Москвой шли дожди, а в Котласе уже было тепло и солнечно, вопреки прогнозам, значит, правильно едем!

12 июня.
Приехали в Сейду в 10.38, там несколько домиков, балкИ, до реки Усы идти всего 600м по дорожке.

Ст.Сейда, приехали!На таких вездеходах забрасывают группы на маршрутМестный гибрид
На солнышке даже жарко! Но по берега‎м  еще снег лежит и по реке плывут ледяные айсберги, вода холоднющая. Волк быстро надул и собрал лодку, я приблизительно распихала вещи и продукты по гермам и в 13.00 мы вышли.

На берегуДорога к УсеСтапель
На берегу тепло, а на воде ветер холодный, хотя и южный, только иногда веет теплом. Пришлось доставать штормовки и утепляться. Раньше я всегда сидела в лодке в шлепанцах, и на берег так выходила, а тут на берегу - снег и вода холодная, ноги мерзнут, пришлось перейти на ботинки. Травка только пробивается, листьев на деревьях нет, только пушистые котики на вербе.

Первый день походаПо берегам еще снег
Вылезли интересные и вкусные на вид ростки, я их грызу потихоньку от более осторожного Волка. Здесь ранняя весна, мужики сказали, что потеплело всего дня 3 назад. Уса здесь широкая, несет хорошо, проходим 10км/ч. По берегам кусты и елки, много кустов еще под водой, вода высокая, в реку впадает много ручейков. Через 2ч сделали перекус. Избушек по берегам не видно, только временные укрытия.

КотикиКорабликПервые ростки
До 18ч мы прошли 40км и встали в устье маленькой речки, на полянке, за ветром. Комаров нет, еще холодно. Красота! Я сварила супчик с картошкой и вермишелькой, а Волк сделал мне внушение, что хлеб и копченое мясо надо экономить, впереди перевал, а первый магазин - только в Саранпауле через 18 дней. Будем есть кашу, но понемногу, по 3 ложки на человека.  Место замечательное! Улеглись в 9ч, еще светло, и ночью светло, полярный день, но мне свет спать не мешает, можно и краем спальника глаза прикрыть. А Волк проснулся в 4.40 утра, предложил вставать и варить кофе, пришлось возмутиться  и напомнить о правах человека и что мы пока в графике, после чего Волк притих и дал доспать до более приличных 7ч. Ночью холодно.

13 июня.
Утром все по порядку - костер, кофе, умыться, завтрак. Потом разобрала продукты и вещи по местам. Пока возилась с гермами, огонь уполз по сухой траве, Волк выскочил из палатки и давай тушить пожар веслом, нет бы тапкой! Тепло, ветерок, солнышко. Вышли в 11ч. Встречный южный ветер, грести тяжело, упираюсь изо всех сил, сломанная в том году рука немеет и устает. Ничего, привыкнет, разработается. Прячемся от ветра под берегом. Плывущих льдин с утра не было видно, но к середине дня стали встречаться целые снежные поля.

Капитан всегда прав!Снежное поле
Берега идеальные для высадки - твердые, травянистые, сухие, невысокие ровные полочки. Около 3м берега еще под водой. Много сушняка в кустах и в лесу. Встречаются следы копытных, зверек проплыл прямо рядом с лодкой, у воды Волк заметил лису. Из птиц встречаются утки, кулики. Течение несет хорошо, без ветра проходим за час 10км, с ветром - 7км.

Листвы еще нетВот это айсберг!Первые цветочки
С утра шли 2ч, рыба пока не ловится, варю на перекус геркулеску с молоком и делаю бутерброды с мясом. Много есть нельзя, тяжело будет грести. Стоянку стали искать после д.Мескашор, Уса здесь шириной 320м, а мы шли вдоль Л.Б., поэтому заходить в деревню не стали. Там много домов, один даже двух или трехэтажный. Потом мы искали стоянку в лесочке, но везде одни кусты, на речушке уже рыбаки стояли, так мы и пропилили 46км и встали на травяной полочке. Уже 19ч, солнце жарит, моторки туда-сюда снуют. Комаров и мошки нет. К 21ч похолодало, солнце село в тучки. Мы отметили палочкой уровень воды. Ночью прошел дождик.

14 июня.
Утром пасмурно. Вчера лодку оставили на берегу, а сегодня она уже плавает, там по колено воды, за ночь вода поднялась на 1м. А нам уже сегодня против течения по Лемве идти.

Солнышка нет и сразу прохладно, но небо голубое просвечивает. Один накопитель уже разрядили на телефоны и планшет. Связь была в Сейде - Мегафон, а около Сивой Маски - только Билайн.  Вышли рано, в 10ч. По берегам много рыбацких стоянок. Прошли условную линию Северного полярного круга 66°33'44'', поставили Знак.

Здесь проходит Северный полярный круг - 66°33 44
К 13ч дошли до о.Сярмади, за ним большая деревня Ярпияг. Перед ней мы устроили перекус и перешли на другую сторону реки. Я пошла за молоком и хлебом, больше деревень не будет до Саранпауля. Д.Ярпияг большая, но живут здесь только пенсионеры и с ними дети на каникулах. Нам показали дом, где останавливались Большаковы, каждый год ходившие на Урал на катамаране, а после смерти жены Юрий Александрович ходил один. Я зашла в ближний дом, здесь молока уже не было, в деревне всего 3 коровы, молоко быстро разбирают. Но бабушка послала со мной внучку, серьезную девочку из Инты, она меня отвела и за молоком, и в магазин за хлебом. В деревне есть магазин и медпункт, работы нет. А раньше вдоль Усы стояли фермы, остатки мы видели, ходил катер, собирал молоко и отвозил в Абезь. Дороги сюда нет, только зимник, а летом моторки по реке как по проспекту гоняют.

Д.Ярпияг

Бывшая молочная ферма Большая вода Р.Уса

По Усе мы прошли 114км и к 15ч дошли до Лемвы, дальше нам драться по ней против течения 0,9м/с. И пошли мы, где вдоль кустов, залитых водой, где срезая углы, стараясь не попасть на струю под обрывистым берегом. Навигатор пишет трек прямо по земле, вода очень большая, где мы идем - глубина на весло, больше 2м. Против течения приходится сильно упираться. На Лемве появились косы, песок и галечка, на Усе их не было, а снега на берегу уже почти не видно.

Первые листочки
К 18ч дошли до большой косы и встали, прошли всего 39км. На перекусе я нарвала крапивы, вечером добавила ее в гречневую кашу с морковкой, а утром сварила зеленые щи с сушеным мясом, нам дали немного в дорогу. Еще из новых продуктов у меня есть сушеная малина и ежевика, кидаю в чай по 2 ягодки каждому. Приправ я набрала много и разных, на весь поход, пробую разные варианты, они меня очень выручают. Закат был чистый, небо без тучек.

15 июня.
Ночью светло, когда вставать - ориентируемся только по часам, встаем в 7ч. Утром пасмурно, не успели позавтракать - пошел дождик, спрятались от него в палатку. Волк собрал спиннинг, покидал. Здесь мелко, блесна ложится, но рыбка уже играет. Потом прицепили поппера, чтобы ловить на дорожку, около кустов придется его вытаскивать, чтобы не зацепить.

Большая водаСтоянка на косеВода прибывает!
Ветер поменялся на северный, пригнал тучки и дождь, который поливал с утра и до вечера. Мы шли в плащах, непромокаемых штанах, а потом и сапоги-болотники вытащили. Стали попадаться огромные косы по 2-3км и ровные бережки для бечевника, где можно тащить лодку за веревочку, корабликом. В основном тащит Волк, надо быстро идти, а мне - почти бежать, чтобы лодку не прибивало к берегу, и тяжело, у меня силы не хватает, приходится веревку вокруг себя обматывать. А Волк торопит, ускоряет себя и других, его любимые слова - "А ты можешь быстрее идти? Ирина, не тормози!" До перекуса в 13ч мы прошли 10км, нормально. Дождь немного перестал, потом ударил снова, еще сильнее, но было не холодно. Кусты залиты водой, впечатление водного мира или вселенского потопа. К 16.30 дошли до д.Епа.

Д.Епа
Уже давно говорили, что деревню переселили, закрыли там магазин и пекарню, дали людям квартиры в городе, а все равно здесь люди живут, сажают картошку, ловят рыбу. Мы встретили двух жителей на берегу, они звали нас зайти, попить чаю, погреться, но нам до вечера еще надо пройти 7км, график очень жесткий. Здесь тоже хорошо знали Большаковых, а Юрий Александрович и умер где-то недалеко, встреченный на берегу мужик его как раз нашел и вывозил. Здесь недавно был художник из Инты Виталий Викторович Трофимов, мы познакомились с ним в 2010г на Усе, и он нам картину на память нарисовал. Он приехал 2 дня назад, оставил лодку с материалами, ремонтирует свою избушку на Харуте, в 1км от устья Колокольни, может мы туда и зайдем. За Епой мы перешли на другой берег, к кустам. Волк очень устал, на струе ему приходится компенсировать мои слабые силенки. Мы прошли кусты, дальше по Л.Б. пошла галечка. Вверху идет дорога к угольным отвалам, мы туда заходили в 2010г. Мы прошли еще несколько км, пока можно было, и переправились на П.Б. Дождь не кончался, но мы уже прошли 22км, хватит на сегодня. Высадились на полянке у леса. Волк натянул веревку в лесу, повесили пленку для бани в качестве тента, а самим тентом мы укрываемся ночью поверх спальников. Под пленкой разложили клеенку-стол и развели маленький костер, уже жить можно.
УкрытиеРазведение костра под дождем - это искусство.Утро
Выпили по глоточку коньяка для снятия напряжения, закусили конфетой, но спиртного почти не почувствовали, не долетело. Я сварила кашу и чай, здесь же под тентом поставили палатку, потом вытащили ее на опушку. Ночью дождя не было, ветер поменялся на южный.

16 июня.
Утром солнечно, южный ветер гонит тучки обратно. Все сушим на веревочке.

Все сушим
На завтрак сварила гороховый  суп, немного пересолила - бухнула много приправы. Вода продолжает подниматься, а нам еще по Харуте вверх идти. Почитали отчет, там народ 3 дня шел, мокрые по пояс, а у нас по плану на Харуту всего 2 дня забито. Мы все высушили, радостно собираемся и в 11.20 выходим. Сначала немного протащили веревочкой по берегу, потом в основном шли на веслах, кусты залиты водой, идем вдоль берега, я одним веслом отталкиваю нос лодки, другим подгребаю. Идем медленно, 3км/ч, сильный встречный ветер.
Один раз пошли по протоке, где течение было меньше, и влезли на выходе в завал мусора между деревьев, еле пропихнулись там и выбрались.

Залезли в дебри
Через 6км подошли к Паге, там в устье на крутом берегу стоит новая хорошая избушка, а рядом времянка. И на 3км раньше есть избушка. Здесь на берегу я нашла сочные сиреневые ростки, сладкие, со вкусом зеленого горошка. Волк сказал, чтобы я пока их не собирала, подождала до завтра. Вот если я буду живая...
Избушка у Паги.Растение со вкусом зеленого горошка
Пага очень бурная, сильно несет, мы с трудом ушли под Л.Б. и пошли по кустам. Если мы не выгребали у поваленных деревьев, то уходили на другой берег, струя очень мощная. Перекус мы сделали в 14ч на пляже, а потом шли до 20ч до Харуты, всего прошли 23км.

На Л.Б. встретили несколько избушек, видели хорошую стоянку в березках и елках.Перед Харутой П.Б. весь в кустах, думала, что никогда их не обойдем. А противоположный берег в травке превратился в болото. Много островков залито водой, только макушки деревьев торчат.  Вечером нас накрыло грозой, но все и так было мокрое - вода с весел летела, особенно когда против струи дрались, иногда капитану с моего правого весла хорошо доставалось, прямо в лицо, и с кустов капало. Харута уже, чем Лемва, П.Б. болотистый, пришлось уйти на Л.Б. Мы встали под березками, допили коньяк, каждый день тяжелый.
Закат
В 21ч уже горел костер. И первые комары появились, но немного и вялые какие-то. Я традиционно сварила гречку и чай и капитан уполз в палатку, а я немного пошебуршилась у костра. Читать не стала, поздно, уже 23ч. Надеюсь, что левая рука окрепнет и выдержит нагрузку. Иногда ночью не знаю, как ее лучше пристроить, ноет. Потом пошел дождь и поливал до утра.

17 июня.
В 7ч вылезли из палатки по делам - дождь льет, холодно, вчера ничего не посушили, надеялись на хорошую погоду утром. Поспали еще до 9ч и капитан не выдержал - скомандовал подъем. Сначала написать дневники, потом вылезти, если надо - поставить тент, сварить кофе, посушить портянки и мокрые штормовки, позавтракать и двигаться вперед. Дождик вроде бы перестал, потом опять заморосил, но делать нечего, надо вылезать.

Стоянка, одежда - полная боевая выкладка

Утро на ХарутеЗагружаемсяХарута

Так под дождиком и сварила борщ со щавелем, у меня и свекла была сушеная. Мы упаковались и вышли в 12.20. Вода вроде немного упала, но на косах песок еще под водой. Вдобавок у меня стал протекать сапог, дырочка в месте приклейки верхней части, все-таки 5-й год сапоги таскаю, пора их менять. Отжала портянку и дальше старалась идти только по мелким местам, Волк байдарку сам проводил, я даже помочь не могла.
Встретили рыбаков, вся река перегорожена сетями, на кустах красные ленточки висят. Ну и откуда рыба здесь будет? Много проток и островов, река петляет и изгибается, идем до первой поваленной березы или елки и уходим на другой берег. Одну такую березу 2 раза штурмовали, пытались за ветки уцепиться и переползти под берег, но мощная струя уводит нос, вода через борт заливает, пришлось уйти на другую сторону в кусты. Через них тоже тяжело идти, весло в кустах путается, и я не могу гребнуть и отвести от берега нос. Надо держать весло максимально вертикально. К перекусу прошли за 3ч всего 7км. Похолодало до +4 и пошел ... снег. На перекус - овсянка с изюмом, хлеб с салом и чай. И пошли дальше. Небо затянуто тучами, низкое, серое, ни просвета. У сапога оторвалась стропочка, пришлось срочно подшивать ее кусочком лески-плетенки, что было под руками. Мы шли до 20ч, прошли 18км, не дошли до вероятной избушки 1,5км, но есть ли она там еще? А здесь уютный бережок с елками (они горят хорошо и спрятаться под ними можно).

Стоянка
Рабочий момент
Снег усилился, смеемся, что завтра река замерзнет и сугробы наметет у палатки. Бальзам зарыт где-то в герме, обошлись горячим чаем с малиной и гречкой с морковкой и зеленью. Со мной ничего не случилось и теперь мы эти ростки, похожие листиками на петрушку, а вкусом на зеленый горошек, собираем и кидаем и в суп, и в кашу, трава эта везде растет. Ночью холодно, Волк натянул на себя всю сухую одежду и шапочку и продолжает дрожать, зарылся в спальник с головой.

18 июня.
А утром уже потеплело, даже диск солнышка проглядывал, погода меняется резко и циклически, день-два дождь, день-два солнце. Вода сильно упала, примерно на 1м и очистилась. Все просушили и проветрили, Волк заклеил мой сапог. Днем уже +15. Вышли в 12.10. Упавшая вода сильно облегчила нам путь, появились каменистые полочки у обрывов и длинные косы.

Вдоль берега хороший бечевник

Вода уходит

Мы много идем пешком, а когда полоска бечевника заканчивается, переходим на косу на другом берегу. Но тащит лодку в основном Волк, надо быстро идти и при этом тянуть, у меня получается что-то одно, поэтому мне веревка доверяется только на спокойных беспроблемных участках или когда Волк падает от усталости.

ХарутаС горы течет родник
Ну и на перекатах, где большие камни, или в "капусте" я иду по воде и тащу лодку за нос, и держусь за нее сама, а Волк помогает мне, тащит за веревку. Ему даже труднее - нет опоры на лодку, он идет с палкой. Перекаты очень мощные, просто сбивает с ног. Когда мы проходили большой разбой с зыбучим песком, я утонула по колено, еле выбралась. Здесь много проток, не знаешь, по какой идти, идем по дальней более легкой (где есть бечевник и течение поменьше), и оказывается, что мы даже спрямили. Впереди видим горы, покрытые снегом, а нам туда идти через перевал.

К этим горам мы идем...
По берегам много хороших стоянок на красивом моховом ковре, но Волк смотрит на навигатор - прошли всего 12км, мало, по плану - не меньше 20, только вперед! Перекусили на огромной косе и шли до 20ч, в березнячке остановиться не захотели и еще 2км искали стоянку, еле доползли.

Моховой коверХарутаКрасные горы

Сапог у меня сначала держал, потом начал промокать, не хлюпает, но мокро, неприятно. Оказывается, словила дырочку на остром камне на носке. У Волка в правом сапоге тоже хлюпает, наверно залило через верх. На стоянку встали на косе напротив обрыва, солнце на закате красиво подсвечивает берег. Выпили по глоточку карельского бальзама, на ужин каша с ростками "зеленого горошка" и чай. Вечером холодно, +6, на ночь натянули на себя всю теплую одежду и укрылись тентом поверх спальников, это хорошо сохраняет тепло.

19 июня.
Ура! Утром солнышко и разогрело до +21. Небо чистое, но ветер с воды холодный. Все сушим, Волк заклеивает мне сапог. Мы доели сухое мясо, а рыба так и не ловится, вода высокая и мутная. Крупы и сушек осталось мало, постарались лишнего не брать, может и перестарались... Комаров и мошки еще нет, холодно для них.  Заряжаем планшет от накопителя, аккумуляторы - напрямик от солнечной батареи, потом и планшет, и телефоны стали тоже заряжать прямо от солнечной батареи через преобразователь USB, сделанный Волком.

Наша экспедиция двигается дальше. Мы вышли в 10.20 и пошли бодро, уровень воды упал, обнажились полочки под кустами, там где вчера мы бы еще не пролезли.

Ожидаем, что устье реки Колокольня будет через 15км, но действительность решает по-другому. Одно место было особенно сложное, когда мы протягивались под кустами у самого берега. Перекаты как всегда проходим вдвоем, я провожу лодку между камней за нос, на прямых участках Волк тянет один, у него это получается быстрее.

К перекусу мы прошли 9км. По берегам появились скалы и обрывы, под ними мощная струя. Стараемся идти там, где течение слабее, вдоль кустов, потом переходим на другой берег. По берегам много золотого корня, выкопали себе немного корешков чай заваривать.
К 19ч мы прошли уже 20км, Колокольни нет! А мы хотели пройти еще на 700м выше до избы интинского художника Трофимова. Я-то уже готова встать на стоянку, но Волк рвется к избушке и как всегда оказывается прав. В 20ч мы дошли до Колокольни и еще 1км прошли по полочке на ПБ, которая только недавно появилась. На ЛБ стоит треугольная белая палатка, как знак, а вот и наша избушка! Лужайка и кострище красиво выложены камушками, появился большой стол. Второй этаж избушки заново обшит пластиком, стоят новые столбики-подпорки, видно, что хозяин недавно ремонтировал. Мы приготовили ужин на костре, растопили печку внизу, ночи холодные! И расположились на ночлег. Уже с вечера начал накрапывать дождь и шел всю ночь.

20 июня.
Когда мы утром выглянули на улицу, я поняла, почему Волка тянуло обязательно дойти до избушки. Началось наводнение, Харута бешено мчит серые волны. 7ч - площадка затоплена до деревьев.

Домик художника, наводнение
9ч. - вода прибывает, оставленные внизу вещи и напиленные дрова мы быстро перетащили наверх, Волк привязал проволокой стол, чтобы не уплыл, и главное - мы утащили наверх, выше домика, нашу лодку и крепко привязали там к елке.

Стол плавает
Вынужденная дневкаМаксимальный подъем воды
Волк еще раз протопил печку, мы сварили на ней кашу и чай, а то ее может и водой залить, дождь продолжается. А если бы мы не дошли вчера до избы и встали в лесу? Дрожали бы в палатке, возможно, ее подтопило бы и пришлось переезжать повыше. А теперь  мы сидим в сухом домике, ждем погоду, получилась вынужденная дневка. И ни днем раньше, ни днем позже мы бы сюда не дошли. К 12ч затопило всю площадку перед домом, вода стояла на нижнем этаже у печки.
В 13.17 прямо из горки сзади избушки открылся ручей. Первый этаж затоплен по колено. Вода стоит у первой ступеньки лестницы.

Из горы открылся родник
В 13.40 дождь прекратился, небо на горизонте светлеет, плывут тучки. В 16.40 стало пробиваться солнце, вода уходит. Делать нечего, печка остыла, легли спать. Проснулись в 20ч. Небо уже очистилось, выглянуло солнышко, вода немного упала. Думаем, как бы что-то сварить, печка еще под водой, но слева горка, можно на ней костер развести, для Волка это не проблема. Вылезли, развели костер, сварили кашу и чай.
Жизнь налаживается
Вода уходит
Кидаю в кашу знакомую травку со вкусом зеленого горошка, пробую и другие, в принципе съедобно все, разница только во вкусе. Если оно полезное, но горькое, как-то не хочется. Хотя вот кофе тоже горький, а пьем каждый день, еще до завтрака. Потом я нагрела большую кастрюлю воды помыться, раз время есть, уже 10 дней в походе. Почитала фантастику на планшете, пока Волк не загнал меня спать, не на курорте все-таки. Еще раз на ночь протопили печку и в 24ч улеглись.