От Хулги до Вольи.
Хулга.

29 июня.
Встали в 9ч. Сначала кофе, количество сахара ограничено, сахар заканчивается. Сушим карты на солнышке, Волк заклеивает маленькие дырочки на дне лодки. Хорошо прошли пороги, вынесла нас Рыська (так зовут лодку) по камням и перекатам. Из крупных повреждений - одна большая дырка в носовой части, сломанный кильсон и распорка, а так все по мелочи. Волк налаживает наши спиннинги, цепляет поппера, уже есть места, где можно половить рыбу. После полярного аврала  у Волка распухла кисть правой руки и огромный синяк на бедре, приложился где-то о корягу, у меня болят кончики пальцев, сорвала ногти, когда натягивала юбку в ледяной воде. Главное, мы живы и выбрались из такой задницы.

Галечка
Вдали еще видны горы.
На берегу было жарко, подумали, что в сказку попали, надели только рубашки, штаны и сапоги, без непромокаемых штанов. А на Хулге пошли такие перекаты с огромными каменюками, мощными валами! Почти как на Колокольне, но здесь река широкая, есть время и место для маневра, особо опасные места можно просто обойти. Капитан издалека замечает обливняки и перекаты, правит по струе. Но по волнам мы попрыгали, сразу здорово окатило холодной водой, а когда выскочила на перекате отцепить поппера, еще и воды в сапог набрала. Мы причалили к травке, натянули ветровки и непромокаемый комплект  и решили дальше упаковываться полностью, несмотря на погоду. Но такой разгул только до Тыкотловы, пока река не вышла из гор, здесь нельзя расслабляться.

ОблакаГалечная косаОстатки лагеря геологов
Мы проходим знакомые места - где мы начинали волок на Колокольню в 2010 у Хаймаю и где заканчивали волок в 2012 с оз.Налиматы. Вот и подходим по протоке к знакомой избушке у Тыкотловы, а бани и нет! Враги сожгли родную баньку... А мы так мечтали  встать здесь на дневку, погреться-попариться после льдов и порогов... На месте бани - помойка, разбитая посуда в цветочек, в избушке выбиты окна...

Избушка Вакуева на Тыкотлове
Пепелище - еще год назад тут была замечательная баня.
А еще в бане под крышей был геокэшерский тайник, он тоже погиб. Это уж точно не медведь погулял, оставил кучу пустых бутылок. Раньше в избушке был тайник с записями гостей, фото хозяина с объявлением-просьбой не грабить, не мусорить...

Избушка Вакуева в 2010г.Сгоревшая банька
Теперь здесь грязь и бардак, разве это люди были? Цивилизованные дикари. Будем в Саранпауле - расскажем обо всем хозяину избушки, Ивану Вакуеву, он еще может и не знает о разгроме. На пепелище мы вставать не стали, прошли дальше до вертолетной стоянки на ЛБ за Тыкотловой. Всего сегодня прошли 44км. Сил уже не было, я вся вымокла, сварила только супчик и в 20ч завалились спать. У меня бродила мысль - встать и испечь хотя бы плюшек, когда мошка уйдет, а ее там туча, но вылезать из теплого спальника не хотелось, похолодало, а еще ждать, пока тесто подойдет... Волку сделали компресс с мазью Вишневского на больную руку, к утру опухоль немного спала, пальцы стали шевелиться.

30 июня.
Встали рано, в 6ч. Тепло, солнечно, мошки нет, только комары. Я сварила кофе, суп с листьями иван-чая вместо капусты. Листья надо бросать сразу и варить подольше, они жесткие.

Варю суп с иван-чаем
Волк сложил печку для бани, я поставила тесто на простые плюшки, без сахара, до Саранпауля еще 192км, 3 дня пути. Волк нашел еще несколько хитрых дырочек в лодке под заплаткой, через которые вода набирается, заклеил.

Каркас для баниМожно париться!Банька внутри.
Сегодня мы немного отдохнули, уже ходим веселее, вчера были как лунатики. Мы уже 18 дней идем без дневки, не считая 1 дня зависания  в доме художника. Там не было ни стирки, ни бани. И до обеда мы метались в делах - я стирала, Волк сделал каркас для бани, протопил печку, в печку поставили плюшки - масла для жарки тоже не было. Я поторопилась, не дождалась, пока дрожжи заиграют, и тесто плохо подошло, вместо плюшек получились коржики. В печке лучше печь в один заход, сразу каравай в котелке, потому что потом печка остывает и вторая партия мелочи может и не получиться, что у нас и произошло. Вторую партию я дожаривала уже на костре, на сале. Но я их сгрызла бы сразу все, как есть, расчетливый и экономный Волк не дал. Потом мы отлично помылись и попарились в бане. Мы заметили, что запаха пота нет, грязь не скатывается,  и волосы почти не пачкаются, наверно потому, что мы уже почти 3 недели пьем талую воду, организм очищается. Потом собрались тучки, я прополоскала белье, развесила, но высохнуть ему не дали, в 15.20 мы пошли дальше, надо нагонять график. И продуктов почти нет, только вермишель, пара картошек, сало, сухое молоко, даже сахар закончился.

Хулга
Пошел небольшой дождик, догнал нас стеной, но я была готова, упаковалась по всей форме, чтобы больше не мерзнуть. Здесь река уже широкая и спокойная, берега болотистые, вода только еще сходит, кусты и трава под водой, а уже 30 июня! Мы тащим поппера по самым подходящим для щуки заводям - пусто, ни мальков, ни стаек окуней не видно. Была одна поклевка, но рыба сорвалась, плохо зацепилась. Вышли на берег и увидели цветущий шиповник - по приметам, когда он зацветет, начинает клевать щука!
Зацвел шиповник
Видели зайцев, убегающих по берегу, лось реку переплывал. С 21ч начали искать стоянку. На мокром берегу видели следы мишки, вставать там не стали. Прошли Енготаю, лазили во все дырки - везде болота, бурелом или обрывы.  Уже в 22.30 присмотрели моховой бережок, комаров здесь туча, но переночевать можно. А открытые продуваемые косы еще под водой. Сегодня прошли 54км и сделали полудневку. На ужин - молочные макароны с изюмом и спать.

1 июля.
Встали в 7.30, солнышко. Вчера было +21, сегодня тоже тепло, но не жарко, особенно на реке, дует  холодный ветер, над рекой стоит туман.

На стоянке
Вышли в 11.20, как всегда. Река течет медленно и плавно, по берегам кусты и болото, даже выйти размяться негде, начинаю засыпать. Опять натянуло тучи, пошел дождь. Погода меняется быстро и резко. Без сапог в лодке еще холодно, не говоря про купание в реке, но солнышко, если есть, пригревает хорошо.
Капитан все видит!
Нас сопровождают тучи комаров и мошки, даже по реке идем в накомарниках, хотя выходим на середину. На берегу у озера по ПБ видели выброшенную лодку-горянку, уплыла у кого-то. Ниже реки Малая Хосая на ПБ избушка и через 8км на ЛБ изба.

Мы дошли почти до р.Нияю и встали на "булыжной мостовой" в 20.30, прошли 53км. На ужин опять молочные макароны. Волк протралил спиннингом всю косу - и ни одной поклевки. Улеглись спать, всю ночь мне снились волоки байдарки по горам. До Саранпауля осталось 80км, 2 дня пути, от графика отстаем на 4 дня.

2 июля.
Утром солнечно, тепло, +22. Варю на завтрак вкусный зеленый борщ с листьями иван-чая. Утром комаров меньше, ветерок их сдувает, можно даже помыться, жизнь налаживается. После дождя вода сильно прибыла, почти до костра, не зря Волк ночью беспокоился, что лодку не привязал. Хотя она и стоит на берегу выше палатки, но мало ли что. Вышли в 11.30, через 7км дошли до Нияю. Сплав по Хулге от Тыкотловы не интересен, и рыбы нет, но мы место и время не выбирали, поход длинный, иначе не успеть до осени пройти до железной дороги, нужны реки-связки. Весна в этом году была поздней, а план составлялся в декабре, вот и получился экстремальный поход. Начали попадаться сосновые рощи, пейзаж уже интереснее, а то все кусты и березы. Только сильный встречный южный ветер, тяжело выгребать.

ХулгаЦветет брусникаНовая избушка
Перед Хальмеръю видели на ЛБ избушку напротив острова, потом встречалось еще много избушек, они все отмечены на треке у Волка, есть и совсем новые. За Хальмеръю мы встретили моторку, в ней сидел инвалид 1 гр., без ног, ему сын помогает в лодку забираться. Поговорили про погоду, что вода еще и не падала, лето только началось, в Ятрии воды мало (это хорошо, нам по ней против течения идти), он по ней даже до Лешакощелья не поднялся, это всего 10км от устья. К 17ч мы подошли к большому острову, здесь хорошая стоянка, особенно когда коса появится. Встретили несколько моторок, идущих по реке вверх. Первый рыбак даже не поздоровался, второй остановился, поговорили. Баню у избушки на Тыкотлове, возможно, сожгли пришлые с запада, там всю рыбу уже выловили до мелочи и мальков на сетку 10-ку и теперь сюда лезут за сырком. Потом прошли Артемовские перекаты, которые сейчас под водой. Мы шли до 19ч, прошли 48км и встали на лугу в цветочек.

Цветущий берег
Сегодня нашли картошку, оставленную рыбаками на берегу, сварили ее на ужин с иван-чаем, если подольше поварить - очень вкусно. Очень достают комары, грызут даже при сильном ветре. Рыба так и не клюет. Волк починил свой спиннинг, смазал катушку. Все надо брать с собой для мелкого ремонта - надфили, солидол, хотя и тяжело тащить. В палатке почитали вслух на планшете книжку Архипова "Ветлужье", как 3 взрослых и 2 ребенка заблудились в тайге и попали в прошлое Руси. Около 24ч вверх по реке проехали 2 моторки, мы открыли тент в палатке, чтобы видеть, куда они едут, и не закрыли - в результате к утру замерзли.
Облака на закате
3 июля.
Ночью +13, утром +22. Солнышко, ясно. Сегодня мы должны зайти в Ясунт, в лагерь Мань-Ускве и встать на Золотой косе перед Саранпаулем, почти дошли. Сегодня я что-то плохо выспалась, грести тяжело. На берегах есть избушки, некоторые на замках. К обеду мы дошли до Ясунта, здесь с 1 июля работает детское этническое стойбище Мань Ускве (Маленький городок), в этом году оно отмечает свое 20-летие.

У Ясунта
Ясунт
Ежегодно в стойбище проводится несколько смен, каждая из которых имеет свою программу, отраженную в названии: "Фольклорная", "Языковая", "Мастеровая", "Историческая", "Художественная", "Смена искусств", "Домашние ремесла", "Игровая","Время поющих стрел". На берегу нас встретил знакомый старый манси, он тоже нас вспомнил. В лагере мы нашли начальника - Любовь Павловну, она в национальном костюме, очень добрая, открытая и душевная. Она сразу повела нас в столовую - поговорить за чаем, к нам присоединилась и врач лагеря. Заодно нас и богато покормили: макароны с сосиской, миска салата, чай с таволгой, эту траву еще называют "мансийский чай", и с повидлом, мы стеснялись, но все уплетали за обе щеки.
В лагере детей учат ремеслам, поделкам из бересты, играть на национальных инструментах, говорить по-мансийски. Это, конечно, идет из семьи, но что-то останется в памяти. Традиции надо беречь, манси осталось мало, всего около 11000. Мы поговорили и о войне, которая никому не нужна. Россия и Украина - братские страны, нам воевать просто невыгодно и все от этого страдают, вон сколько уже беженцев... Поговорили, но у хозяев дела и нам надо дальше двигать. На Золотой косе мы не встали, далеко от города - 10км, да и коса еще почти вся под водой. Мы встали в устье Щекурьи, в 2км от Саранпауля. Прошли 35км.
Здесь есть Мегафон, мы дали смс домой. В 19ч завалились поспать, очень устали. В 22ч я встала, приготовила ужин, все те же макароны, и легли спать до утра. Уже 3-й день лета!
4 июля.
Утром подъехал на моторке манси и прямо у нашей стоянки вытянул щучку на спиннинг! Он очень радовался, а мы радовались, что рыба вообще ловится, это хорошо.

Саранпауль
Мы быстро дошли до Саранпауля,  я сбегала от пристани по дороге направо, там 6 штук магазинов, закупила продукты по списку, еще булочки с йогуртом и творог со сметаной, пришлось 3 раза с мешком бегать. Нет сухого молока, молотого кофе, чеснок старый и высохший, сало очень тонкое. Мы перекусили и я отпустила Волка первого в ЦОД посидеть в интернете.  Дождик быстро прошел, опять стало жарко. Волк быстро вернулся, нам не повезло - в ЦОД был санитарный день. Я отправляла свое сообщение дочке на электронную почту уже из администрации, попросила секретаря пустить меня на минутку за компьютер. Она же позвонила Роману Романовичу Семяшкину, ему просил передать привет его друг,  а мой знакомый по интернету.  Мы договорились встретиться на берегу, познакомились, у него как раз еще один внук родился, должны были из роддома его забирать.

Мы поговорили о делах лесных и разных, и он подсказал мне, где можно купить сало, провернутое с чесноком и перчиком - в Мясной лавке. Это с правой стороны улицы, в глубине, а я по левой стороне бегала. Там я купила 5 баночек этого чудесного сала и еще 1кг свинины, рыба-то не ловится. Потом я еще сбегала на конец села к нашему давнему знакомому с 2010г Ивану Николаевичу Вакуеву, мы поговорили с ним о походах, он только вернулся с гор и опять собирался вести большую группу 120 чел. на региональное мероприятие, там будут и велосипедисты, и катамаранщики. А про его сгоревшую баню я забыла рассказать, и картошки у него не спросила. Он подбросил меня на моторке до пристани, чтобы поздороваться и с Волком, тот ему про баню все и рассказал. Иван ничего еще не знал, очень расстроился. Мы рассказали ему о маршруте, он пожелал нам более легкого пути по южным рекам, чем в начале, и мы пошли дальше. Вспомнили, что забыли купить картошку, пришлось еще раз бегать в магазин, купила уже молодую картошку, вкусную. В 17ч мы вышли в Щекурью, перекусили творогом с молоком, немного перепаковались. Потом дошли до Ятрии и поднялись по ней на 10км. Сначала выгребали против течения, замучились, натянули сапоги и стали тянуть за веревочку.

Ятрия
Ятрия - спокойная красивая река, здесь длинные каменистые косы-бечевники, в тайге по берегам в основном сосны и лиственницы. Но идти по камням тяжело, я еле успеваю за Волком. Перекаты здесь небольшие, но чтобы лодка не застревала на камнях, приходится проводить ее за нос. Мы шли долго, до 21ч и встали на продуваемой косе.
Стоянка на косе
Сварили гречку на ужин, мясо я отварила на перекус. Почитали в палатке перед сном - интересно, как современные люди входили в чужую группу, утверждались, находили смысл и место в другой жизни.