От Вольи до Няйса.
Волья.

16 июля.
Утром дождик, небо однообразно-белесое. Я сварила грибной супчик, сразу на завтрак и на перекус. Вышли в 10ч. Мы полны энтузиазма дойти сразу до притока Вольи - Талтмы, по описанию - это 50км. Сначала Волья мелкая, в русле много камней, скатываемся по перекатам, которые следуют один за другим, проходим небольшие порожки, но в сравнении с Колокольней все происходит в замедленном темпе.

Рыбалка на Волье
Сначала кажется, что это такая тренировочная речка для новичков. Капитан уверенно и ювелирно точно обходит камни, находит сливы. Мне остается только не торопиться и не грести, чтобы не набирать скорость и не драть лодку на мелких перекатах. Но выходили проводить лодку мы всего пару раз, идем своим ходом.

Перекат
Начинаем замерзать, ночью было +10, днем +13, продолжается дождь. Около 12ч пробили в дне лодки дырку острым камнем. Сначала Волк зажимал ее сапогом, потом мы пристали к берегу и Волк быстро ее заклеил. На берегу я видела дикий лук, надо было сразу его нарвать, он не везде встречается. В 14ч сделали перекус, утеплились, натянули флиски. Через 13км мы вышли из гор, нам встретилось несколько красивых скал, но фотографировать было некогда, перекаты шли один за другим.

Крутой поворот
А это уже завал
Река набирает ручейки, становится глубже и шире. Но рано мы расслабились, Волья - река сюрпризов. Встречаются упавшие деревья, приходится через них перелезать вместе с лодкой.
Дерево над водойКаменистая косаШлагбаум
В 16ч мы подошли к первому завалу. Волк пробежал по одному, потом по другому берегу, нашел тропу с обрубленными сучьями, кто-то здесь проходил. За первым ломом сразу идет еще один, но спрямить петлю не получилось из-за бурелома. Пришлось обтащить первый лом по ПБ.

Большой завалНа берегу, гигантские папортникиОбнос порога
В 17ч подошли ко второму лому, его обходили по ЛБ, обнос был длинный, чтобы идти по траве, а не по кустам. Потом мы вышли в боковую протоку, из нее в речку. Здесь протоки и ручейки сливаются. Мы думали, это все, но неожиданно наткнулись на завал прямо у каменистой косы, здесь обход был короткий. Дальше попадались уже только отдельные деревья, можно было перетащить лодку поверх, обрубив сучья,  или пролезть под деревом.

Волк обрубает сучья, чтобы перетащить лодку.
Мы вышли на старую хорошую стоянку с баней, значит, здесь уже бывают люди. И конечно, какая тут рыба с такими завалами, даже мальков не видно. Мы шли до 22ч, старались пройти побольше. Дождь прекратился, посветлело, стало просвечивать небо. Вот так всегда здесь,  день - солнце, день - дождь. По течению грести легко, мы дошли до большой косы с галечкой, встали на стоянку.
Стоянка на косе.
Мы прошли всего 39км вместе с обносом завалов, Талтма еще далеко. На ужин сварила гречку и чай, к чаю - плюшка с салом.  Мы прочитали еще одну главу "Ветлужья", много нудных рассуждений, я бы их пропустила, если бы читала про себя, а Волку нравится. Я читала до 0.30, пока голос пропадать не начал.

17 июля.
Ночью было +3, утром ясно и солнечно. Мы идем очень медленно, отстаем от графика на 3 дня, а нам еще по Толье подниматься против течения, по порогам.Утром Волк опять заклеивал лодку, много мелких дырочек и старые заплаты отрываются. Я занималась ремонтом одежды - пришила оторванные концы молний на плащах.

Утро на Волье.
Вышли в 11.20. Выпустили поппера и тут же его схватил таймень. Повели его к косе - сорвался. Он сильный, тяжелый, а губы - мягкие, не как у щуки, и рот маленький, глубоко поппера не заглатывает. Щука иногда блесну до жабер хватает. Второй таймень тоже сорвался, а вот третьего удалось вытащить. Волк его немного поводил, подвел ко мне, я вытянула сначала на колени, потом ухватила за жабры. Следующая поклевка - новый таймень, больше первого, но взять его не удалось, при вытягивании в лодку сорвался. Его надо брать сачком или вытягивать на берег. Сначала мы конечно расстроились, но вечером поняли, что второй таймень был бы лишним, пойманный рыб весил 2,3кг, толстый и жирный. Издали мы видели лося на берегу, он задумчиво пил воду.
Мне целый день хотелось спать, нельзя так долго читать перед сном. На перекус был компот, геркулеска и плюшка с салом, а потом еще чай - объедение! Пока я готовила, Волк взял спиннинг и сразу вытащил на блесну щучку на 1,5кг. Ура! Поедим рыбки, а то все каша да каша.
К 19ч мы дошли до Талтмы, это большая река, не меньше Вольи, но несмотря на прибавку воды, перекаты все равно сохранились.

Устье Талтмы, капитан ставит маршрутную точку на навигаторе.
После Талтмы мы видели несколько хороших стоянок на косах, последнюю прошли в 20ч, но Волк хотел пройти еще пару километров и погнал дальше. Река стала уже вдвое шире и глубже.
Кос больше не попадалось, пришлось встать на стоянку в 21ч на вездеходке около Воленпауля, там уже ничего не сохранилось, только большая поляна и груда мусора. В Воленпауле была перевалочная база для грузов, доставляемых баржами по р.Волья вверх на 160 км. от р.Северная Сосьва. Грузы шли для Тольинской геологоразведочной партии, которая находилась в 40 км от Воленпауля. Мы сварили целый котелок 2,5л необыкновенной ухи из тайменя и слопали по 2 мисочки с добавкой.
Еще рыбы хватило и засолить малосолку. Щуку оставили на утро. После такого ужина можно было только лежать кверху пузом в палатке. Днем было +18, ночью +6.

18 июля.
Утром пасмурно, холодный северный ветер, +15. Волк почистил щуку, я сварила немного ухи (банка занята малосолкой), остальную щуку пожарили. Вышли в 11ч.

Волья.
Мы прошли по Волье еще 20км до устья Тольи. Там рядом есть вездеходка, закрытый вагончик - наверное, с моторами, несколько лодок, навес. здесь тоже недавно были люди.
Рядом с устьем Тольи, база.
Рядом с устьем Волк поймал на спиннинг 3 окуней и 1 большого язя на 1,35кг. В 14ч мы вышли в Толью. Здесь быстрое течение, тянем лодку по берегу.

Толья
Много поворотов, косы песчаные и с мелкой галькой, на прямых участках тянем лодку по низкому берегу, трава по пояс и выше. На берегу встречаем следы и лежки медведей, Волк часто рявкает, предупреждает о нашем присутствии, у меня на шее висит свисток. Как всегда, тянуть лодку приходится Волку, у меня это получается медленнее и вообще он не может видеть, как работают другие. Я и без прицепа еле за ним успеваю, почти бежать приходится, он еще и подгоняет меня, чтобы держалась ближе. По берегам - тайга, смотрели брусничник - ягод нет, и морошки нет. И комаров нет, холодно. После 17ч зарядил мелкий дождь, небо все обложено, белесого цвета, без просветов. Мы шли до 20ч, прошли по Толье 14км. Сегодня мы очень устали, остановились на галечной косе. Мы собирались зажарить окуней, но идет дождь, придется их варить. Мы сбегали в лес за сухими елками, развели костер, дождь вроде и перестал. Я сварила уху и сразу легли спать. Ночью было +10, шел дождь.