От Лозьвы до Вишеры.
Лозьва.

10 августа.
Утром тепло, но пасмурно. Надеемся, что солнышко еще вылезет. Мимо прошли 2 рыбака на резинках, одна с мотором и  прицеп, сплавляются с базы Ильича. Чуть ниже Ауспии мы их догнали, они тоже прошли левой протокой и Ауспию не заметили, теперь повернули обратно, хотят там порыбачить.

Лозьва.Утес.Скалы по берегам.
Мы шли до Ушмы, фотали красивые скалы. Пошел дождь, все скрылось в тумане, идем, как ежики. Скалы по берегам то скрываются, то вновь проявляются. Мы перекусили на берегу и опять пошел дождь. Перед Ушмой есть пещера Китовая пасть, там зимой сосульки зимой свисают, как в пасти кита. Зашли туда, полазили внутри.

Пещера Китовая пасть.
В пещере.
Утес со складками.
В Ушме мы поднялись по крутому берегу к дому у реки, познакомились с хозяином. Он манси, и у нас нашлось много знакомых - Степан-вездеходчик, он родом из Ушмы, Ольга и Виталя с Тапсуя, Самбиндаловы, они все друг друга знают. В результате, нас угостили свежим домашним хлебом, как друзей. В Ушме жвет около 30 человек, много детей, новые красивые домики.

Утес с падающим камнемПадающий каменьУшма, новые знакомые.
Мы пошли дальше и встретили лагерь байдарочников-москвичей, из турклуба Стрим, они идут с детьми на каркасных лодках типа Тайменя. Мы рассказали им о нашем сплаве, они тоже поделились летними впечатлениями. Одна девушка только что приехала с Таганая, там было наводнение, все снесло. Они сплавляются не спеша, идут до Першина, пытаются ловить рыбу. Мы подарили им поппера, чтобы они тоже попробовали ловить на ходу.

Грот.В лагере москвичей из Стрима.Монументальный утес.
Только мы с ними попрощались и хотели встать на стоянку, мы уже прошли 42км, а присмотренная коса оказалась занята, там уже стояли 3 мужика с лодками-резинками. Мы подошли поздороваться, один из них читал мои отчеты и узнал нас, пригласил к столу. Лозьва - очень посещаемая река.

Стоянка на косе.
Мы  остались там и ночевать, куда еще идти на ночь глядя. Пожарили нашу рыбу, я жарила щуку просто на сковороде, с корочкой, чтобы быстро, вкусно и чтобы наверняка сырая не оказалась, в рыбе могут быть паразиты. А хозяева сделали по-своему, потушили свою часть с луком и помидорами, по-моему моя получилась вкуснее.  Они из Серова, забрасывались на базу Ильича, туда ведет приличная дорога. Георгий и Павел - двоюродные братья, и с ними сплавляется сын Павла, Кирилл. Они старые туристы, 40 лет сплавляются по уральским рекам, а сейчас никуда не спешат, плана похода у них нет, они подолгу стоят на косах, занимаются рыбалкой, слушают музыку, играют в карты.

11 августа.
Ночью был сильный дождь, ветер, гроза, похолодало до +11. А я радовалась, что давно флиску не надевала. Утром тоже шел дождь, но около 9ч Волк скомандовал подъем. Он быстро развел костер, велел варить большой котел ухи на всех из остатков вчерашней рыбы. Шел дождь, и я сварила уху попроще. Мы поели, соседи вылезать не стали, сказали, что есть не хотят. А у нас график, надо торопиться. Вода сильно прибыла после дождей, понесет, как на трамвае. Холодно и мокро, все влажное, вот дождемся солнышка и встанем на дневку. Когда мы собрались отчаливать, вылезли и соседи, дали нам в дорогу еще своих домашних помидоров, очень вкусных.

Мы с Павлом и Георгием.
Дождь стоит в воздухе мелкой пылью, скрывает в своей пелене горы. Жаль, проходим красивые скалы, а снимать нельзя, объектив сразу покрывается брызгами.
Наверное, мы прошли горы Семь Братьев, выглядят очень впечатляюще.
Утесы.Вдали туман.Красивый ступенчатый утес.
Когда мы встали на перекус на стоянке (они тут на каждом шагу), нашли на столе пол-лимона, вареное яйцо, рядом - кучу слегка помятых помидоров и зеленого лука, а на травке - горку пирожных, трубочек с кремом! Видимо, коммерческая группа стояла. Мы сначала подумали, это хлеб размокший, оказалось, трубочки потеряли товарный вид и их выбросили. Большое спасибо за угощение, съели с восторгом! У берега Волк еще и мяту для чая нашел. А вчера мы пожарили 5 кедровых шишек, почистили и сегодня до обеда все орешки сгрызли, голодные были, и дождь шел. На перекусе нас нагнала группа москвичей на байдарках, из клуба Стрим, им идти еще неделю. Там много детей, одна мама идет на Таймене с 2 детьми, гребет фактически одна, ей явно тяжело. Потом мы их обогнали, они встали на стоянку через 20км, а мы пошли дальше, за Вижай. Еще на одной стоянке мы нашли пару килограммов картошки и головку чеснока, будет роскошный ужин, а то все каша да макароны. Народу на Лозьве очень много, мы прошли мимо еще двух рыбаков на рыбацкой лодке с мотором. А дождь все идет, вода высокая, мутная, у нас за целый день ничего не клюнуло. Потом мы обошли катамаран - 4, весь загруженный вещами, ящиками под рыбу, продуктами - серьезные мужики на рыбалку выехали, они причалили в Вижае. На коммерческую базу мы заходить не стали. Видно, что вокруг все выгорело, стоят много хороших новых домиков, хорошая дорога, машина у воды, дизель урчит.
Вижай - поселок, находившийся на слиянии рек Вижай и Лозьва, построенный в 20-30 годы ХХ века как колония-поселение. Из-за своего географического расположения поселок имел большое значение не только для туристов и путешественников, отправляющихся на север, но и для народа манси, представители которого использовали его как перевалочный пункт при поездках в больницу, в школу с детьми, в магазины на "большую землю" - в Ивдель, например. От Вижая начинаются дороги до таких популярных туристических объектов, как перевал Дятлова, гора Болванов (Мань Пупыньор), хребет Молебный Камень, хребет Чистоп и другие. До тех пор, пока поселок не сгорел, местные жители безвозмездно или за небольшую плату предоставляли туристам ночлег, транспорт для заброски на начало маршрута, оказывали услуги проводников. Манси хранили у знакомых в Вижае лодки, моторы и снасти для рыбалки, ночевали по пути из города домой в пустующих домах. К тому же от поселка до Ивделя ходил дважды в неделю автобус -"бортовка".
11 августа 2010 года, в результате лесных пожаров Вижай практически полностью выгорел, чудом уцелел один дом на берегу реки, а также памятник героям Великой Отечественной войны. Погибших не было. Население в количестве 26 человек переселено в Ивдель. Официально восстановление посёлка не планируется. Спустя некоторое время по распоряжению районной администрации и уцелевший дом был разрушен, бывшим жителям посёлка властями препятствуется восстановление поселения. Несмотря на это, люди возвращаются на пепелище, проживая в палатках. Силами погорельцев начато восстановление кладбища.
За Вижаем река уходит в каньон. Дождь не прекращается, ищем стоянку, где можно натянуть тент. Здесь можно встать на ПБ, но не везде. Волк углядел в зарослях тропинку наверх, оказалось - отличная стоянка, только с берез капает.

Стоянка в лесу.
Мы сразу развели костер, натянули пленку, я сварила пол-котелка картошки с жареным луком, объедение! И потом чай с мансийским хлебом со сгущенкой. Сегодня мы прошли 48км.

12 августа.
Все немного отсырело, хотя ночью и утром дождя не было. Немного все просушили. Главное - аккумуляторы разряжены, а солнца нет. Мы вышли в 10.40. Убеждаем себя, что погода скоро улучшится - небо в облаках, но они стоят выше, воздух суше, появились какие-то облачные формирования. Вода сильно прибыла, течение хорошо несет. Но рыба еще не ловится, вода мутная. Мы прошли стоянку большой группы ребят из Екатеринбурга и Перми, зашли к ним на чай. Они рассчитывали на удачную рыбалку, а тут такая непогода... Вчера у них чуть лодки не уплыли, когда вода поднялась, они еще не знают, как это бывает.
Потом мы дошли до Бурмантово, спросили про магазин, и нам посоветовали идти сразу до Харпии, еще 4км. Хотя на самом деле здесь магазин близко, у реки, а там еще идти надо через поле, хозяин магазинов один и тот же, и продавщица здесь живет при магазине (или наоборот), а в Харпии с 14 до 15ч обед. Зашли мы в Харпию, я купила молока у хозяйки, на сдачу попросила зелени с огорода, мне нарвали целый мешок лука, салата, укропа. Дождей много, солнца мало, зелень прет, а вот огурцов и кабачков нету. Картошку тоже еще не копали. За Бурмантово появились покосы и избушки, мы видели две. Из гор мы вышли, по берегам - тайга, зато много галечных кос на поворотах, река сильно петляет. В магазине в Харпие я затарилась продуктами, все значительно дешевле, чем в Приполярном, цены на крупы - как у нас, дешевый изюм и курага, помидоры по 50р, булочки по 12р. Тут прибежал Волк, он не может долго ждать, все старается ускорить. С ним мы быстро закончили процесс шоппинга, скоро Ивдель, хотя мне и здесь понравились и цены, и ассортимент, нет только хорошего чая и кофе, их надо набирать на весь поход. Я еще поболтала с мужиками, пока ждала продавщицу с обеда. В Харпии и Бурмантово нет лагерей и нет никакого производства. Даже света часто нет, хотя столбы стоят, электричество чинят сами, мы даже видели лестницу, приставленную к столбу высоковольтной ЛЭП, подивились - зачем? Оказывается, жители сами линию ремонтируют, никто не приезжает, и никто им за ремонт, естественно, не платит, только счета за свет регулярно выставляют.

Деревянный мост.
Конечно, разговор зашел и про Украину, про войну, которую там развязали ради добычи сланцевого газа, чтобы поссорить и развести наши страны, и сделать там базу НАТО. Как раз подошло время перекуса, я сварила кашу на молоке и мы шли еще до 44км, а реально получилось даже 48км. Потом мы встретили на реке еще двух грустных ребят-рыбаков, рыба не ловится, а времени ждать погоду у них нет. Все фигеют, когда слышат, что мы вот уже 2 месяца в тайге, идем почти от Воркуты, и завидуют, что мы можем себе это позволить.

Ну что тут скажешь...
Мы встали на большой галечной косе в 19.30. Закат был сначала желто-оранжевый, потом багрово-красный, на юге над рекой стояла радуга.
Березняк.Радуга на закате.Закат.
Я сварила картошку с салатом - роскошный ужин! Остальной салат сразу порезала и упаковала в банку на завтра. Любуюсь закатом и визуализирую хорошую погоду на завтра. Вечером +12.

13 августа.
Утром, как и заказывали, было солнечно, ясно, голубое небо. Выложили на просушку одежду, спальники, электронику.

Цветущий луг.
Повеселевший Волк заряжает аккумуляторы для навигатора. Я сварила побольше гречки с салатом, а то что-то мы сильно похудели. Вышли в 11.30, воды сильно прибыло, идем со скоростью 8 км/ ч. Лозьва здесь широкая, спокойная, с утра проходили много больших кос.
Лозьва.
В 14ч мы сделали перекус. Рыба так и не ловится, наверно ушла в старицы и притоки и еще не вернулась. Но встреченные рыбаки полны оптимизма - солнышко вернулось, уже веселее. Групп здесь уже не попадается, все остались выше Бурмантово. Встречаются только рыбаки по 2-3 человека на моторках или с машинами, дорога здесь часто подходит к берегу. К вечеру мы подошли поздороваться с братьями-рыбаками из Екатеринбурга, разговорились о путешествиях, рыбалке, о жизни, они нас угостили чудесным лесным медом, вареньем, сыром - такие для нас деликатесы в походе!
Мост для экстремалов.Бурмантово.Встреча на реке, братья из Екатеринбурга.
Вечером прошли Шипичный, с домиками у реки, затем - Новошипичный,  там новые красивые дома на сваях.

Шипичный.Шипичный.Новошипичный.
Река разлилась, берега травянистые, вставать здесь негде. Так и шли до песчаной косы 52км. Там уже стояла пара рыбаков, мы встали поодаль, коса большая.

Стоянка на песочке.
Волк попросил на ужин суп, я сварила супчик с белым грибом, как раз попался, когда выходили на берег. Вечером на лодке примчались охотинспекторы проверять, нет ли у нас оружия. Заглянули и в палатку. Удивляются, зачем мы ходим в такие долгие походы. Ночью было +6, ясно, даже полную луну видели.

14 августа.
Утром сварила молочные макарошки, какао. Тепло и тихо. С утра уже хочется спать, усталость накапливается. Вышли около 11ч. Река широкая, течение сохранилось, кос с утра не было, а к вечеру появились, и много. С упавшего в воду кедра насбивали веслом шишек, выловили, обжарили на костре смолу, теперь потихоньку грызем орешки. Берега болотистые, ягод и грибов нет, и рыба не ловится ни у кого. Вечером дошли почти до Першина, а до Ивделя отсюда еще около 30км против течения идти, будем там завтра.

Мост через Лозьву, магистраль.
Связь есть - Мегафон. Проблемы дома ждут моего возвращения, что долго не было связи - не заметили, или считают это нормальным. Вечером и утром много гнуса, это мелочь, меньше мошкары, трудно ее выбить из палатки. Ночью +15.

15 августа.
Вышли в 10.30, идем пока по Лозьве. Быстро прошли 13км и дошли до Першино, здесь симпатичные домики, рядом дорога. Прошли неработающий гидролизный комбинат.
Першино.Мост через Лозьву у Першина.Отбойник.
Першино.
Вышли в Ивдель, течение здесь сильное, по ощущениям больше, чем 0,4м/c, вода высокая.

Ивдель.
Первые 4-5км мы изо всех сил выгребали против течения под берегом - кусты, покосы, трава, бечевников нет. Около 14ч мы встали на перекус около покоса. И пошли дальше, появились небольшие косы, "капуста", довольно мощные перекаты. Мы лезем вдоль берега под кустами по мелкой воде, торопимся, надо еще пройти через Ивдель, закупить в городе продуктов и встать на стоянку где-то за ним. Солнечно, жарко. Надо делать дневку, мы устали, вещи требуют стирки, и самим помыться не мешает. От усталости делаем ошибки, я  подумала, что блесну со спиннинга надо снять, сорвет кустами - так и случилось. надо было сразу делать. Потом веткой снесло весло, не сразу заметили, только когда речку переходить стали. Бросились обратно его догонять и поймали на 300м ниже по течению, плавало у берега.
Ж/д мост.Поднимаемся по Ивделю.Вдали видно церковь Благовещения.
Наконец, уже к 18-19ч дошли до Ивделя. Первые домики - как коттеджи, хорошие, с заборами, народ гуляет, и мы ползем, тащим лодку за нос по воде против течения, бечевников здесь нет. В русле много камней и кусков бетона. К 20ч мы доползли до церкви Благовещения в центре.

Церковь Благовещения
Очень интересный городок, расположен по обе стороны быстрой и местами неглубокой реки с перекатами, где мальчишки ловят рыбу, кто-то реку вброд переходит.
Идем по реке через городГород и река.Старинный дом.
По ЛБ прямо у моста - хороший сетевой магазин "Магнит", как у меня дома. Я как зашла - и пропала на час! Пока все найдешь, выберешь, и корзинка очень маленькая оказалась, надо было тележку брать. Купила и кофе молотый, и банку пива, и мясо-грудинку, конфеты "Коровка" Волку и ряженку с булочками... Надо было еще сушек купить, на глаза не попались. Получилось 4 пакета. В 21ч мы пошли дальше, там уже была набережная и большие 5-ти этажные дома, народ гуляет.

Новая набережная.
Выше города находится водозабор и искусственный порог, обход по ПБ по тропинке. Мы перешли реку, стали обносить порог. Сверху прошла компания ребят на лодках-резинках. Порог ревет, но Волк говорит - ничего страшного, просто слив и валы на выходе, но проверять что-то не хочется. Уже темнеет, надо где-то стоянку искать. На ПБ - бурелом, крутой берег, решили со всей дури переправляться на ЛБ, прямо перед порогом. Мы прошли удачно, нас почти не снесло, и сразу стало темно. Мы выбросились на берег выше водозабора, здесь стоянки одна за другой. Быстро выпили по 5 капель за стресс, поужинали ряженкой с булочками, и легли спать, уже было 23ч.