Полезные заметки 'Осень. Тузлов-2008'

Описание маршрута по Тузлову
Тема: Малоизвестные достопримечательности

река Тузлов река Тузлов
В этом году, равно как и в прошлом, синоптики пророчат теплую и затяжную осень – можно надеяться, что не обманывают. А это значит, что будут еще деньки, когда можно будет выехать за город, на природу, и поймать последние дуновения теплого ветерка, посидеть на сухой уже траве с приятелями у жаркого костра.
Тузлов – малая степная река Ростовской области, протекающая по южной границе Донецкого кряжа, и впадающая в протоку Аксай у города Новочеркасска. Начало свое она берет в 20км севернее села Лысогорка, Куйбышевского района РО, на границе России и Украины. Образуется она тремя маловодными руслами, сливающимися в большое водохранилище. Берега реки, её долина, овраги на склонах – очень живописны. В общей сложности Тузлов протекает через полсотни селений, большая часть из которых появилась на стыке 18-19 веков. Это как казачьи хутора, так и этнические (армянские) поселения.
Здесь великое множество старинных церквей (действующих и закрытых, полураззрушенных) и жилых домов типичной деревенской архитектуры (донских и запорожских казаков, крымских армян), а Великая отечественная война оставила в этих местах свои «отметины» - противотанковые рвы, фрагменты окопов и множество памятников и братских могил в селениях, ключевых точках обороны и на огневых высотах. Кроме всего этого высокий водораздел реки Тузлов изобилует курганами, которые оставили нам древние племена, обитавшие в этих краях - скифы, сарматы, савроматы.

Денег на проезд: 250 руб./человека.
Общее пешее растояние: 36-40 км.

Двухдневный поход состоится в ноябрьские праздничные дни – 3-4 ноября. Каждый участвующий должен иметь рюкзак, спальник, каремат. Индивидуальные обогреватели и теплая одежда приветствуются. Палатка берется одна на несколько человек по договоренности.

Особенности маршрута: он проходит по густонаселенным местам, где есть магазины и дороги. В связи с этим провизии и воды нужно минимум, а в случае выпадения осадков (дождя или снега) из любого проходимого населенного пункта можно уехать в Ростов – транспортное сообщение существует.
Вместо провизии лучше запастись теплой одеждой и обувью!!!

План маршрута: Новочеркасск – Грушевская – Каменный Брод – Октябрьский – Щепкино – Большие Салы.
К осмотру: 4 старинные церкви (возможно 5), 6 или 7 памятников и карстовая пещера под Новочеркасском.
Guest30.01.10, 11:46
Спасибо
Спасибо Вам!
Забросил этот сайт по причине наличия других туристических ресурсов, более удобных для меня. Все собираюсь выставить сюда некий рекламный текст, призывающий к пешим походам по Ростовской области. Скоро наверное это сделаю, ведь только в сезоне 2009 года мы прошли более 500км по 11 интересным маршрутам!!!
Моё мыло krom@freemail.ru, аська 589-548-681, пишите, если интересны походы. А некоторые отчеты о пройденных маршрутах есть на сайте Дневников: http://www.diary.ru/~AndrewWoron/
Guest29.01.10, 12:17
С уважением к Вашему пониманию степной красоты.
Андрей, спасибо Вам за прекрасную работу. Ваши фотографии раскрывают горизонты тем, кто по той, или иной причине не могут сами ощутить тепркость трав степных и коснуться рукой вод древних степных речек.