Сплав по р. Тверца, май 2012

Идет загрузка карты ...
Отчет о сплаве по р. Тверца на байдарках Щука-3 и Хадсон от ст. Осеченка до г. Торжок
 
Введение

Поход планировался как первый «настоящий» сплав, в условиях отрыва от мест постоянной дислокации участников экспедиции. Команда сформировалась где-то дней за 10 до старта и в нее вошли Я+Женя и наши друзья – Вадим, Анисим и его сестра Юля.
Маршрут я позаимствовал с сайта http://nikavika.ru/index_voda.html - в общем-то очень интересный сайт, созданный поклонницей активного отдыха.
 Подготовились основательно, на мой не опытный взгляд (я даже приобрел карту 1:200 000 курвиметр, циркуль, изучил расписание поездов и возможности «аварийного» выхода с маршрута).
Собственно сам маршрут предполагался следующий: от ст. Осеченка (под Вышним Волочком) до г. Торжок – около 80 км.
Разделение команд произошло следующим образом:
Щука -3: я (150 кг.), Женя + груз
Хадсон: - Вадим, Анисим, Юля (в последний день мы взяли на борт Юлю и все равно обогнали Хадсона ), немного груза.

ДЕНЬ 1 06.05.12


5 мая у нас на работе приключился очередной аврал (который сорвал наш с Женей запланированный отпуск на «после праздников»), послуживший причиной позднего ухода с работы. В результате приехал домой около 20 часов, купил куриных грудок для шашлыка и пошел упаковывать вещи. Сборы были завершены около 22 ч. И под проливным дождем мы с моей второй половинкой пошли загрузить вещи в машину. Потом короткий созвон с участниками забега, последние согласования и подготовка ко сну – сил уже ни у кого не было,  а учитывая что подъем был запланирован на 03-00 настроение было не очень, хотя предвкушение чего-то нового буквально пронизало нашу семью.
DSC04310
Женя уже устала, а я приготовил то, что нужно было взять с утра:
Как и запланировали подъем был в 03-00 легкий перекус, чай-кофе и выезд (термос со свежим чаем остался дома на столе).
Около 5 ч. Утра мы встретились с нашими друзьями на Ленинградке, в районе поворота на Шереметьево:  
DSC04312
потом бросок до Твери и мы успеваем на электричку отправлением 8-18, закидываем наш скарб и довольные усаживаемся в поезд. До отправления у нас есть около 15 минут.
DSC04316
DSC04315
Правда большое количество дачников вынуждает минут на 30 уступить место какой-то бабушке, но постепенно народ рассеивается, в электричке становится довольно свободно. Минут за 40 до выброски появляется торговка пивом и я прикупаю 2 банки, ребята, только что купившие мороженое решают пока не смешивать эти продукты.
В 10 с чем-то выкидываемся на ст. Осеченка. Выясняем, что водку взял только я и идем в сельмаг за обозначенным продуктом. Покупаем целую 1 бутылку – мои увещевания, что она не пропадет и её много не будет не увенчались успехом – все за ЗОЖ (забегая вперед - потом еще не хватило, т.к. 1 бут затерялась в Щуке и я был обвинен во всех грехах).
Взваливаем скарб и движемся в сторону, указанную другой командой байдарочников. По пути встречаем местную бабушку, подсказавшую нам, где колодец и которой мы помогли донести ведра с водой. Она нас долго уговаривала напиться чаю перед дорогой, но мы как-то замялись и отказались – сказывается московское недоверие к доброжелательным людям…
DSC04320
Прибыли на берег р.Осеченка непосредственно перед впадением в Тверцу и стали собираться, после сборов закусили остатками буттеров с пивом и тронулись в путь.
DSC04322
DSC04323
DSC04326
У друзей сразу пошла течь – они забыли закрыть клапан в дне своего Хадсона (предназначенный для слива воды), что вызвало их 15-минутную задержку. В это время мы с Женей не имея опыта управления байдой и не понимая что происходит, судорожно держались за травку на бережку и не понимали где вторая лодка. Но наконец они показались из-за поворота и мы начали наше путешествие:

DSC04324
DSC04328
DSC04329
Небольшое затруднение вызвало раздвоившееся русло – долго изучали карту, пытались сориентироваться на местности, в конце-концов повернули направо (оказалось правильно))).

DSC04331
Женя к тому моменту уже промокла, и ей пришлось одеть мои бахилы от ОЗК. Дальше шли себе и наслаждались природой:
DSC04332
DSC04334
DSC04335
DSC04336
DSC04344
Не дойдя километров 6 до деревни Бабье мы встали на стоянку в районе 18-30. Очень удачной она оказалась – нашли даже кем-то оставленную пилу. Разбили лагерь, вытащили байдарки. Оказалось что все наши вещи в гермомешках промокли (сказывается мой опыт их укладки и упаковки), поэтому развели хороший костер, натянули веревку и просушили все то что было влажным. Девушки приготовили ужин – макароны по флотски/туристски. Как я уже говорил – взял с собой шашлыки, которые Анисим  заботливо для нас приготовил.
DSC04345
Ужин удался на славу. Водка ушла очень быстро, но не оказала никакого одурманивающего воздействия – видимо из-за того, что на  воде и воздухе мы так устали, что она просто «сгорела» в наших организмах )))
DSC04348
DSC04347
Около 12 ночи разошлись спать. Я напилил немного дров и подкинул в костер на ночь …




 
День 2-й 07.05.12

Поднялись не рано, часиков в 9.
Все-таки видимо на Вадима алкоголь оказал определенное воздействие, поэтому он все утро зудел и подначивал то меня, то Анисима, которому еще предстояло идти с Вадиком в одной лодке. Я прое..л пружину от китайского весла (разобрав которое использовал как трубку для слива воды из Щуки) и пришлось придумывать, как его починить в полевых условиях – спасибо совету какого-то форумчанина, который рекомендовал брать с собой широкий блестящий скотч для постановки быстрой временной латки на резиновую/ПВХ лодку. В моем случае такой скотч идеально подошел для закреплпния весла (за время сплава ни разу не соскочило). Я закончил ремонт весла с Анисимом…

DSC04349
DSC04354
DSC04361
DSC04367
DSC04371
часиков в 12 дня отправились в путь по следующему этапу маршрута:

Церковь св.Николая в с.Бабье по-моему 1342 г.

DSC04373
Сделали у нее остановку - за 6 км наша Щука опять опередила Хадсона минут на 10, но справедливости ради надо отметить, что ребята опять забыли закрыть злополучный клапан  ))).
DSC04374
DSC04379
DSC04380
Церковь сильно разрушена, но алтарь ухожен, леса поставлены видимо уже оооочень давно. Никто её не реставрирует. Рядом с церковью есть несколько остатков надгробий

DSC04383
Следующей пунктом остановки на нашем маршруте значился пос.Выдропужск, расположенный на пересечении с трассой Е-95. Там мы планировали  пополнить запасы пресной воды и что-нибудь подкупить в магазине. Все исполнили в точности так. Если вы когда-либо пойдете по Тверце через Выдропужск обязательно остановитесь не доходя метров 300 до моста на левом берегу –там есть прекрасный родник, можно сказать святой источник. Там обустроена купель и бьет очень вкусная вода (как мне показалось, или это было похмелье?)…

DSC04385
DSC04387
DSC04390
DSC04401
DSC04394
Пополнили в роднике запасы воды, переправились на другой берег, сходили в магаз за продуктами (свежие овощи, напитки, сосиски для перекуса), перекусили и пошли дальше. В тот момент мы засомневались, что сможем за оставшееся время пройти весь маршрут до Торжка, т.к. уже около 15 часов. Тем не менее мы вышли, решив идти сколько пройдем и в случае чего выйти с маршрута в поселке Тверецкий на следующий день. Как обычно Щука ушла вперед, хотя в Хадсоне начала сказываться притирка команды и он пошел значительно быстрее. По пути из интересных мест мы увидели Церквушку в Выдропужске 18 века,   довольно ухоженную,
DSC04406
DSC04407
ну и мне запомнился благоустроенный брод. Почему-то подумалось, что он для танков ))) ему предшествовали таблички о запрещении остановки и в глубине берега какой-то объект с вышкой и огороженный колючей проволокой.  Это мы почему-то не сняли.
DSC04408

Как-то к 18 часам начала сказываться усталость, кроме того у меня приключилась небольшая авария – жерди, которые я вставлял в технологические петли внутри шкуры щуки для распределения моей массы на большую площадь вышли из петель, Щука начала сильно прогибаться и черпать воду. Мы решили сделать паузу и начать искать место парковки. Несколько раз мы ошиблись, а пока устраняли описанную неисправность хадсон нас обошел.
DSC04410
Решили, что минут через 30-50 будем искать окончательно стоянку. Силы  уже были на исходе. Грубо говоря, после тог как они нас покинули мы шли еще часа 2, периодически осматривая места для стоянки. В одном сосновом леску уже приняли решение встать, но не успели мы начать раскладывать скарб из лодок, как к девушкам прицепился местный трезвейший абориген и жестами стал объяснять, что его зовут Хуан,  как мы порвали фашистов… Мы приняли решение не искушать себя и аборигенов и пройти подальше. Короче остановились мы уже часиков в 20-30 (вместо запланированных 18-19). Учитывая, что всех (ну или как минимум меня) силы уже почти покинули, поиск стоянки уже стал превращаться в какой-то кошмарный забег, где есть только ты, мышечная боль , вода и цель…
DSC04411
Лично мое ощущение – ужасное торможение в плане сосредоточения на задачах, которые нужно решить, раздражение на любой отвлекающий фактор, в том числе на Любимую Жену, апатия к происходящему.
К чему это по итогам привело – общая усталость команды (в том числе Викинга) вызвали ухудшение объективной оценки окружающей обстановки и принятию неправильных решений – вместо разведения правильного костра для просушки одежды и обогрева -  не приняли мер к установке растяжек для просушки одежды. Вместо этого покидали её на ветки деревьев. Кроме того никто не принял мер к сохранению продуктов питания – как все было разложено так и побросали завалившись спать - сил не было что-то менять, а самое главное видимо никто не готов был оценить окружающую обстановку. Всем было комфортно убедить себя, что дождя не будет. Собственно получилось, так, как и должно было получиться по «закону Мёрфи» – в 06-00 пошел проливной дождь. Спасибо Жене – она сделала усилие над собой и собрала кое-какие наши вещи. Вещи товарищей безнадежно промокли. Также мы потеряли соль, которую никто не удосужился закрыть, вымочили хлеб, гермомешки, радиоприемник, обувь. Кроме того вечером у меня не было сил и желания заниматься подготовкой ко сну, что привело к тому что я очень сильно замерз во вторую ночь, т.к. не достаточно просушил одеяло, а в ту ночь на земле были заморозки – выпал иней. В силу описанных причин фотосъемка вечера 2-го дня не велась.
Тем не менее была в этом забеге и положительная сторона – мы прошли гораздо больше, чем предполагали – уже когда я лег в палатку по навигатору определил, что мы прошли далеко за пос.Тверецкий и встали на ночевку в районе прилегающем к трассе Е-95 в 1,5 км от села Будово. Таким образом мы укладывались в намеченный график движения и вполне могли выполнить намеченный план – дойти до Торжка.



День 3-й 08.05.12

Как уже писал выше – я ужасно замерз. В то утро я наблюдал на земле иней.
Женя встала с первыми каплями дождя и собрала что смогла. Мы после проспали с ней до 08-00. Потом стали вставать и готовиться к сбору – я разогрел на газовом примусе остатки ужина – гречневой каши с тушенкой, вскипятил воду для чая, часов в 9 начали просыпаться другие члены экспедиции. Накрапывал мелкий дождик, периодически то усиливаясь, то стихая…

DSC04413
Мы позавтракали в разнобой (не вместе, а кто как придется) и стали готовиться к отходу…

DSC04415
DSC04417
DSC04418
Ребята «догадались» уже в конце сборов засунуть почти закончившейся газовый баллон в костер – они засунули и убежали, а когда он взорвался – его дно влетело ко мне в плечо (я стоял метрах в 20-ти, за сосенкой), остатки костра разворотило к чертям – не надо СУВАТЬ баллончики в костер – ЭТО ОПАСНО!

DSC04420
Несмотря на наши потуги «выйти побыстрее» вышли мы опять часов в 12.  Юля перешла к нам на борт. Тем не менее это не помешало нашей Щуке сохранить лидерство в заплыве – перегруженная щука 3 с 1-м гребцом и 1-м полугребцом))) обошла американского хадсона с 2-мя мужиками ))).
Стало все больше попадаться рыбаков и пикникеров, кое-где встречались каменные валуны, видимо уложенные в какой-то последовательности древними обитателями тех мест.
DSC04422
DSC04424
DSC04425
DSC04429
DSC04433
Погода нам подарила относительное затишье. Уже на подходе к Торжку мы встретили несколько быстрин, а перед санаторием Митино – быстринки (или как там они у профессионалов называются) и с удовольствием на них прокатились…
DSC04442
DSC04445
Наконец мы вошли в Торжок.
DSC04446
DSC04448

 
Мужик (на БЕРЕГУ) сказал, что идти нам еще и идти и через 15 минут мы были на месте финиша (антистапеля).
DSC04449
DSC04451
Пришвартовались мы где-то в 16-05, а электричка должна была отходить в Тверь в 17-35, поэтому сборы опять были очень сумбурные, опять был «забег», но тем не менее мы успели и оказались на перроне минут за 5 до прихода поезда. Вот несколько видов Торжка, которые Женя успела сделать за время «забега»:
DSC04452
DSC04453
DSC04455
DSC04457
DSC04458
И наконец мы в поезде - едем домой

DSC04461
DSC04462
DSC04464



 
Вместо послесловия

Я забыл на вокзале в торжке рюкзак со всеми принадлежностями для похода (инструмент, кухня, огниво, свет - все-все-все). ОГРОМНОЯ БЛАГОАРНОСТЬ работникам станции ТОРЖОК, которые сохранили для меня этот рюкзак и я забрал его через 3 дня!
Справочная информация, итоги, наблюдения

Справочно:
Кому будет интересно – кое-какие цифры и наблюдения:
Мы прошли 80 км (+/-   1-2 км.) за 3 дня пути (5ч + 7,5ч + 4 ч = около 16,5 ч, что дает среднюю скорость 80 км / 16,5 ч = около 5 км/ч, Думаю, что реально возможной среднепостоянной скоростью Щ-3 будет что-то около 6-7 км/ч по течению. При планировании маршрута – брать скорость 5,5 км/ч). Для нас, на надувных плоскодонных лодках это было довольно тяжело. Наверное пройти 110 км можно, но при большем напряжении и собранности как экипажей так и всей команды (по  вышеприведенным расчетам 110 км/5,5 км в ч /3 дня = идти активно нужно около 7 часов  в день чистого времени, т.е. около 8-8,5 грязного).

Наблюдали следующую картину сплава у других команд –
1 команда на нормальных (каркасных) байдах а ля таймень/нева вышли одновременно с нами от Осеченки, шли намного быстрее при сплаве, но участки их непрерывного движения были на много короче, таким образом мы на 2-й день их обогнали после Тверецкого и больше уже не видели.
Другая команда на тайменях шла одно время практически в ровень с нами, но периодические ожидания Хадсона давали тайменевцам возможность неспеша уходить вперед. Их в конце-концов при забеге 2-го дня мы тоже обошли и больше не видели.
В Выдропужске до нас дошли несколько надувнушек, в т.ч. пара Щ-2 но т.к. мы вышли раньше из поселка их больше не встречали.
На 3-й день догнали ребят тоже на нормальных байдарках. Они от нас оторвались, но мы встретились с ними на финише в Торжке, а за счет большей скорости сбора надувнушек мы вышли в город одновременно (они на 5 минут раньше, но ждали такси).

Стоимость билета Тверь-Осеченка – вроде около 150 р.
Торжок-Тверь – около 120
(контролеры ходят по много раз, так что если совсем не бедствуете – лучше купить билет).
Такси в Торжке нам обошлось по 160 р. За ВАЗ 2104(забивали его грузом под завязку, поэтому так дорого – плата за перегруз).
Дороги везде, за 100 км от столицы разбиты (как в Саратове).

Что лучше брать с собой (на что для себя обратил внимание):
1. лучше использовать легкие кроссовки в сочетании с бахилами от ОЗК.
2. Обязательно нужны топор, пила, хороший нож, иголки+нитки, скотч, изолента.
3. не экономьте на спальнике.
4. хороший дождевик будет важным подспорьем
5. Спасжилет – наверное нужен на сложных маршрутах и для ГИМСа (в конце я его уже не одевал).
6. Обязательно брать с собой леденцы и сухофрукты (днем во время движения уталяют жажду и голод)
7. Готовить лучше вечером еду на ужин и завтрак, чтобы утром её только разогреть.
8. Вставать на стоянку с 18-00, но не позднее 19-30 (чтобы спокойно обустроить лагерь, подготовить место для сушки одежды).
9. Днем лучше не есть, а обойтись, при необходимости коротким сух.пайковым перекусом – хлеб, сыр, вода, немного всего.
10. желательны снасти для рыбной ловли.
11. Утренний сбор лагеря занимает не менее 2,5 часов (у нас - 3). Из этого следует планировать время подъема для соблюдения запланированного времени выхода на маршрут.
12. Не знаю, как эколог, хорошо это или плохо, но на каждой стоянке мы не оставляли мусор – пластиковые бутылки, полиэтилен и бумагу сжигали (в остатках костра после приготовления пищи), а то что сжечь нельзя брали с собой, выкидывали мусор в мусорки в Выдропужске и Торжке.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 1