Алко-авто-пеше-водно-спелеологический с элементами геокэшинга
Адлер - Гегский водопад - озеро Малая Рица - озеро Большая Рица - Молочный водопад - Амравский храм - Скальный монастырь - Форелевая ферма - Отхарский дольмен - водопады Хабю - Приморский сероводородный источник - Новоафонский монастырь - Анакопийская крепость - Каманский монастырь святого Иоанна Златоуста - источник Святого Василиска - часовня Святого Василиска - озеру Бабушар - Бабушарский сероводородный источник - Черниговский ресторанный комплекс - Барьялский водопад - крепост Цибиллиум - Азантский дольмен - озеро Амткел - Шакуранский комплекс - Богатских скалах - Кодорское ущелье - Кындыгский сероводородный источник - Моквский монастырь - Отапская пещера (пещера Абрыскила) - Губский водопад - Верхний Губский каньон - Нижний Губский каньон - город Ткуарчал - город Акармара - Акармарские угольные шахты - Акармарский водопад - Акармарский сероводородный источник - Агубейдийский храмовый комплекс - Илорский храм - озеро Бабысыр - Адлер
Хронология
Общее

Сроки: 30 апреля – 13 мая 2013 г.

Вид похода:  алко-авто-пеше-водно-спелеологический с элементами геокэшинга
Количество участников: 11 человек + 1 пес
География участников:  Абхазия, Казахстан, Россия, Украина
Музыка: Rammstein, Prodigy
Танцы: Лезгинка под Rammstein
Район похода: Абхазия

Нитка маршрута: Гегский водопад - озеро Малая Рица - озеро Большая Рица - Молочный водопад - Амравский храм - Скальный монастырь - Форелевая ферма - Отхарский дольмен - водопады Хабю - Приморский сероводородный источник - Новоафонский монастырь - Анакопийская крепость - Каманский монастырь святого Иоанна Златоуста - источник Святого Василиска - часовня Святого Василиска - озеру Бабушар - Бабушарский сероводородный источник - Черниговский ресторанный комплекс - Барьялский водопад - крепост Цибиллиум - Азантский дольмен - озеро Амткел - Шакуранский комплекс - Богатских скалах - Кодорское ущелье - Кындыгский сероводородный источник - Моквский монастырь - Отапская пещера (пещера Абрыскила) - Губский водопад - Верхний Губский каньон - Нижний Губский каньон - город Ткуарчал - город Акармара - Акармарские угольные шахты -  Акармарский водопад - Акармарский сероводородный источник - Агубейдийский храмовый комплекс - Илорский храм - озеро Бабысыр

1 день (30 апреля)

Основная группа рано утром прибыла поездом в Адлер.  Я с Катей и Юрой прилетели в аэропорт примерно в полдень. У Юры еще при вылете из Москвы не заладилось: пока он в зоне досмотра объяснял, зачем он взял с собой баллон газа – рейс вылета сменился. В итоге Юра прилетел в Адлер, а его багаж нет. 3 часа мы гуляли по ближайшим окрестностям, дождались, когда привезут рюкзак Юры и отправились на границу. Наши были уже там с Пашей. У всех от ожидания был помятый вид. Мы сразу отправились к Гегскому водопаду, заехав перед этим, наверное, в единственный супермаркет. На территорию Рицинского заповедника мы заехали уже по темноте. Недалеко от поста, как в фильмах, ловили попутку 2 девчонки. Когда мы остановились, из кустов подошло 2 парней с рюкзаками. Мы взяли 4 попутчиков и довезли их до поворота на Гегский водопад, у нас с этого места кончилась дорога, и начался "Газелинг". Приехали на стоянку к водопаду уже затемно. В лагере ребята из Перми к нашему приезду истопили баню. Мы с дороги немного погудели, потом в баню, потом еще немного погудели и спать.

2 день (1 мая)

Утром мы сходили к Гегскому водопаду. Сделали первые фотографии, немного сполоснулись в холодной воде. После мы вернулись в лагерь, позавтракали и отправились на Малую Рицу. Т.к. народу в машине стало много, то пришлось рюкзаки вязать на крышу. От машины пришлось идти всего 3 км, но все время вверх. По пути мы встретили крохотное озеро необычной красоты. Дойдя до Малой Рицы, мы достали несколько гидрокостюмов, Паша достал недавно купленный водонепроницаемый смартфон, и мы стали все это дело тестировать. Вдоволь накупавшись в ледяной воде, мы вернулись к машине. Пермяки возжелали обедать в кафе на Большой Рице, мы их там оставили, а сами проехали вдоль озера и встали на обед на песчаном берегу. Быстро приготовили обед, покушали. Сделали много фото и насладились прекрасными видами. Все обратили внимание, что Буся любит камни, он мог часами грызть свою каменную добычу. На дачу Сталина мы не поехали, доехали лишь до Молочного водопада. После развернулись назад,  подобрали ребят из Перми и отправились на место стоянки на реке Юпшара. Пермяки решили дальше отдыхать самостоятельно, и Паша отвез их на побережье.

3 день (2 мая)

Утро у нас началось со строительства катамарана. Солнце светило, девчонки загорали, музыка играла – все было как в фильмах. Мимо нас то и дело проезжали местные менты, останавливались, вяло пытались поиметь с нас денег неизвестно за что, мол сплавляться тут нельзя, как и жечь костры. Ближе к полудню катамаран был готов, мы его закинули на крышу Газели и забросили его чуть выше моста на Юпшарском ущелье. Романец с Пашей пошли проходить наш участок, а я с Юрой, Самсоном и Коришем по ходу сплава снимали их на камеры. Несколько остановок для съемки и несколько поддувок катамарана – первый экипаж дошел до лагеря. Мы снова погрузили катамаран на крышу Газели. Вторым заходом решили проходить Юра и я, мы одели гидрачи и поехали на место старта. Ребята заняли места для съемок, мы стартанули… и тут случилось непоправимое… киль. Я довольно быстро выбрался на берег, хотя и потерял свое весло. Юра смог забраться на перевернутый катамаран, прошел под мостом в Юпшарском ущелье, потом его смыло и второе весло было тоже потеряно. Благо ниже по течению Паша на Газели догнал катамаран и смог его зачалить. Юрино весло мы нашли позже, мое нет. С этого момента Юру стали называть "Lucky": мало кому при знакомстве с катамараном удается пройти препятствия 4-5 категории сложности самосплавом. Я же после этого события сделал вывод: проходить самосплавом без спаса – больно и приходится много воды попить… Но в целом все закончилось хорошо, мы закинули катамаран на крышу, свернули лагерь и отправились на территорию Пицундо-Мюссерского заповедника, где на побережье находится Амравский храм. Мы полюбовались местными красотами, поставили лагерь. Немного позже по соседству с нами встала группа водников из Москвы. Их делегация отправилась к нашему костру. Застукали рюмки, заиграла гитара… Обязательно найду песню, которую первый раз услышал от них. День закончился просто отлично.

4 день (3 мая)

Следующим утром мы попрощались с москвичами и отправились к Скальному монастырю. Мы доехали до села Апацха. Там оставили газель и Бусю на охрану. По правому берегу реки Мчишта мы начали подниматься к ее устью. Тропа проходила по красивейшему лесу, где стволы деревьев плотно покрыты мхом. В таком лесу в жаркую погоду стоит всегда приятная прохлада. Местами подъем был довольно трудным, но все обрались до начала Мчишты, которая вытекала из подножья горы Напра. Дальше начался еще более крутой подъем к Скальному монастырю. Буквально за 10 метров до монастыря часть группы решила не рисковать, вторая часть группы продолжила подъем. Несколько метров до входа пришлось подниматься по веревке. Из девочек до верха дошла только Лена, за что ей ставим дополнительный лайк. Вид из окон монастыря был просто чумовой: справа на отвесных стенах скалы рос инжир, слева из окошка торчал Кориш, снизу из-под горы выходила река, а в долине реки располагалась форелевая ферма. На второй ярус монастыря мы решили не лезть, т.к. навешенные чужие веревки не внушали доверия. С монастыря мы спустились по другой стороне реки до форелевой фермы, чем опять сэкономили на платном входе. Понаблюдали интересную систему проток с чистейшей водой, где кишела форель, и пошли к машине. Пообедав на берегу реки ниже, мы отправились к Отхарскому дольмену. После фото-сессии Кориша и Юры мы серпантинными дорогами поехали в сторону водопадов Хабю. Газелинг, как самая что ни наесть хардкорная разновидность джипинга, произвела на всех большое впечатление. Народ был в шоке от того, что Паша вытворял на Газели. Временами не было сил даже шутить по этому поводуJ Приехали мы уже затемно. На большой стоянке у реки уже стояли местные. Они были немного ошарашены, когда увидели в темноте 10 двигающихся фонарей. На всякий случай даже приготовили ружья. Позже Артур из того лагеря пришел к нам и пригласил за их  стол. Вообще, когда народ говорит про отдых в Абхазии, то первое правило – не пить с местными. Но Артурик все же нас уговорил и наша делегация с гитарой отправилась к ним. Было спето много песен, сказано еще больше тостов, было выпито еще больше чачи. В итоге в гостях мы качественно пролились и вернулись на свою базу.

5 день (4 мая)

Утро было очень тяжким. Я не поддался уговорам Кориша идти с местными на рыбалку. Несколько позже мы все же взяли спиннинги и пошли на реку. Ничего не поймали, вернулись в лагерь. После мы отправились к водопадам. Пол часа ходьбы с прилипающим загаром, и мы пришли к первому водопаду. Мы посмотрели на него верху и снизу, отправились дальше ко второму водопаду. После перехода реки вброд Елена наступила голой ногой на каштан, получила штук 30 заноз. Через какое-то время мы это поправили и дошли до второго водопада высотой метров в 30. Вдоволь накупавшись и нафотографировавшись, мы отправились в лагерь. В лагере мы приготовили разгрузочный обед и на машине направились к 3-му водопаду Хабю. Дорога была такая же лютая. Пару километров пешком от того места где мы оставили машину и мы подошли к водопаду. Рядом с ним на берегу реки местные сделали небольшое лесное кафе. Пока мы лазили по водопаду – джигиты что-то взорвали на реке в надежде заглушить рыбу. Я с интересом понаблюдал за этим, но не увидел, чтоб они достали хоть одну рыбку. После водопадов мы отправились к морю. В селе Приморском мы посетили сероводородные источники, за 100 рублей вдоволь наплескались и отмылись. Далее мы заехали в заброшенные мандариновые сады и первый раз поехали закупаться в Эшеру вином и чачей из первых рук. Надо отметить гостеприимность Армена и его родителей. Мы не купили еще ни литра, а после дегустационного стола все вставали с полными животами и уже пьяными. Дегустация второго уровня проходила уже индивидуально на складе алкоголя: «Чтоб не перепутать и налить то, что нужно». Далее, пополнив запасы, мы отправились уже по темноте к морю на ночевку.

6 день (5 мая)

С побережья мы отправились на рынок в Сухуме. Рынок не работал и мы сразу двинули в Новый Афон. Мы посетили Новоафонский монастырь, ближайшие достопримечательности и отправились к Анакопийской крепости. Долгий подъем все время в гору и мы поднялись на главную башню крепости. Жаль, что была небольшая облачность, но вид сверху был прекрасный. После крепости мы отправились на прошлое место стоянки к побережью.

7 день (6 мая)

Мы сделали еще одну попытку затариться продуктами на рынке Сухума, попытка оказалась удачной. Купили еще пару ящиков пива Efes. Пол Газели опять стал покрываться пустыми бутылками. Вообще эта была типичная картина на протяжении всей поездки, Efes и Сухумское пиво мы покупали чуть ли не в каждом магазинчике на дороге. С рынка мы отправились в очередную святыню Абхазии - Каманский монастырь святого Иоанна Златоуста. Там же находится крест от жителей Златоуста. От монастыря мы доехали до источника Святого Василиска. Искупались в нем и доехали до часовни. На ночевку мы поехали к озеру Бабушар. Поймали там всего одну щуку и по темноте наловили немного раков.

8 день (7 мая)

Утром после завтрака мы доехали до Бабушарского сероводородного источника. Его только начали облагораживать. Но вода в ванне были слишком горяча. После мы поехали к Сухуму, где оставили Юру на автовокзале и где к нам присоединились Макс и Юля из Украины. Далее мы отправились в Черниговский ресторанный комплекс, который находится в ущелье. Абхазы его прекрасно облагородили, сделали большой ресторан под открытым небом. Территория ресторана довольно большая, а чуть выше красивейшее ущелье. После мы доехали до Барьялского водопада. Пофотографировались у водопада и в ущелье. Далее добрались до раскопок крепости Цибиллиум, полюбовались видами на реку Кодор, которая текла далеко внизу в ущелье. После мы направились в сторону озера Амткел и поставили лагерь за несколько километров до него в красивейшем самшитовом лесу.

9 день (8 мая)

Сначала мы поднялись к Азантскому дольмену, который считается самым высокогорным на Кавказе. После спустились вниз к озеру Амткел. Вода в озере поднялась метров на 20 и была очень мутная. Мы попытались порыбачить с местного катамарана, но традиционно ничего не поймали. С озера мы спустились к машине и отправились к жемчужине нашего похода – к Шакуранскому комплексу, который состоит из нескольких водопадов, ущелий и пещер необычной красоты. Сначала мы все вместе сходили на основной водопад. После я с Коришем, Максом и Романцом надели гидрачи и ушли в нижнюю Шакуранскую пещеру. Мы прошли порядка 2,5 километров вглубь, это были 2,5 километра красивейших туннелей, залов, водопадов и ванн.  В пещере мы пробыли примерно 3 часа и после отправились в Кодорское ущелье. Президент Абхазии накануне нашего приезда запретил туристам посещать верхнюю часть Кодора, поэтому пропуска нам не сделали и ночевать мы стали перед постом пограничников на Богатских скалах. По приезду практически в темноте нас застал дождь, мы его переждали под тентом и поставили лагерь. После начался очередной этап алко-тренировки. Паша показал нам лезгинку под Rammstein (Mein Land). Кориша это зацепило и они с Пашей устроили под Linkin Park (Bleed It Out) батл, как это бывает в уличном хип-хопе. Кориш батл выиграл, но обоим нашим танцорам ставим зачетные лайки, да простят нас девушки желавшие заснуть в этот час под тяжелую музыку.

10 день (9 мая)

С самого утра на небе появилось палящее солнце. После завтрака Паша отправился перегонять Газель к морю на место финиша предстоящего нам сплава. А мы начали собирать восьмиместный катамаран. Хорошо, хоть второй катамаран был уже в сборе. После обеда Паша вернулся в лагерь, мы спустили катамараны на воду. Кодор был полноводным и с хорошим течением. За 4 часа мы прошли его практически до моря. У Газели вытащили суда на берег, быстро разобрали их и отправились в  село Кындыг на сероводородные источники. Недалеко от них на берегу моря мы поставили лагерь и позже пошли принимать ванны. Этот источник оказался самым хорошим. Горячая вода струями падала с 4 метров на нас, создавая довольно сильный эффект массажа. Для передышки в бассейн, и так несколько раз. Вдоволь наплескавшись, мы направились в лагерь. После этих ванн хорошо ощущался расслабляющий эффект источников.

11 день (10 мая)

В 6 утра Паша повез Елену к вокзалу, а мы по пути с ним доехали до источника и решили повторить принятие ванн, к тому же мы это сделали бесплатно. Потом в лагерь и дождались возвращения Паши. Далее мы отправились в Моквский монастырь. Как подобает всем значимым местам Абхазии, с монастыря открывались прекрасные виды на снежные горы. А по соседству с монастырем располагалась площадь, где община Очамчиринской Абхазии проводит праздник урожая. Далее мы поехали в Отапскую пещеру (пещера Абрыскила). 150 рублей и тебе вручают сапоги и показывают красивую и подсвеченную цветными фонарями пещеру. Выйдя из пещеры, мы устроили обед под непрекращающиеся мотивы лезгинки. Дальше мы поехали к Губскому водопаду. Сначала мы заняли место для стоянки на поляне, с которой открывался вид на окружающие нас горы. После направились в долину реки  к самому водопаду. Губским водопадом заканчивался верхний каньон, в который мы и полезли.  Сначала вверх, потом по поваленному дереву, потом свободное падение с  4 метров в ущелье. Мы оказались внутри каньона. Вплавь посетили 2 большие ванны и вылезли в начале слива, где начинался водопад. Немного передохнули и отправились вылазить из ущелья. Подъем оказался сложней. Из девочек до конца дошла опять только Лена, татуируем ей очередной виртуальный лайк. От водопада мы пошли вниз к нижнему каньону. Жаль, что туда опять не получилось пронести фотоаппарат, т.к. пришлось вплавь пройти около километра. Мы вдоволь накупались в холодной воде и отправились в лагерь. Я сбегал поснимать Кодорский хребет во время заката. В лагере мы приготовили ската, опять чего-то вдоволь напились и спать.

12 день (11 мая)

Рано утром я все пытался поймать рассвет, немного поснимал виды на окрестности. После завтрака мы собрали лагерь и отправились в Ткуарчал, который раньше называли «Раем для шахтеров», а нынче «Город призрак». Виды были совсем сталкерские… После мы доехали до города Акармара, где некогда располагалась курортная зона для шахтеров. Совсем рядом мы посетили шахту №8. Глубиной она была около 6 км, перестали разрабатывать ее больше 20 лет назад. Пока Паша с Романцом бороздили ее просторы, остальные пошли осматривать местный красоты.  Через несколько часов мы мельком проехались через Акармарский сероводородный источник и Акармарский водопад. С Акармары мы отправились в Агубейдийский храмовый комплекс. Оттуда мы отправились на место стоянки в лес.

13 день (12 мая)

После завтрака мы поехали в Илорский храм,  который является очередной святыней Абхазии. В это время там проходила служба. Говорят, что в этом храме батюшка изгоняет бесов. Мы поспешили дальше, дабы случайно из нас не изгнали бесов. Дальше мы поехали на озеро Бабысыр, которое пытались найти прошлым вечером. Туда приехали Пашины друзья, мы за встречу накатили чачи и отправились рыбачить. Уже традиционно ничего не поймали, но местные нас угостили одной рыбиной. Мы еще несколько раз накатили с ними чачи и отправились в Сухум в ресторан Нартаа. После ресторана мы поехали затариваться вином, чачей и медом к Армену. Опять знатно надегустировавшись и потратив денег, мы поехали на стоянку к морю.

14 день (13 мая)

С побережья у Эшеры мы поехали на границу. Макс с Юлей пошли на границу чуть раньше. А мы еще съездили на ближайшую чистую реку, помылись, упаковали вещи для досмотра. Через пару часов мы оказались на границе. Без каких либо проблем мы пронесли через зону контроля двойную норму алкоголя и мед. После слету сторговались с водителем маршрутки и отправились на вокзал.

Итого

С руководителем мы сразу обговорили, что координаты и треки в интернете я выкладывать не буду. Пусть это будет выглядеть как реклама услуг Паши, к тому же некоторые места трудно найти имея координаты и не зная местности.