Аптекарский огород: Сокровища Древнего Мира

Аптекарский огород: Сокровища Древнего Мира

                                               (Прогулки по Москве)

 

Как найти Аптекарский огород. Огороду - 300 лет. Старинная оранжерея. Императорские рыбы. Памятник калитке. Лиственница Петра Великого. Древняя пергола. Штраф за скульптуры. Все победители - рядом. Колосс Родосский…на глиняных ногах. Пирамида Солнца. Гигантские истуканы острова Пасхи. Бамианские статуи Будды. Загадка Большого Сфинкса. Великая пирамида в Гизе и проклятие фараонов. Улыбчивая Бастет. Лодка Ра. Аллея криосфинксов в Карнаке. Поющие Колоссы Мемнона. Храм Артемиды в Эфесе: сжег ли Герострат  одно из Чудес Света? Александрийский маяк. Гробница Мавсола – впечатления из Британского музея. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса из Олимпии. Богиня неба Нут. Прогулка по Аптекарскому огороду. Почему в России нельзя ходить по газонам. Дуб черешчатый. Бесплатное посещение.

        В ответ на информацию о посещении мною музея Маяковского и выставки Фаберже дочь сообщила, что побывала на выставке песчаных скульптур в Аптекарском огороде.

-Это на Проспекте Мира, что ли? –уточнил я.- Слышал про него, вот только не был ни разу.

В ближайшее же воскресенье, 12 июля, часа в 2 дня, я вышел из станции метро «Проспект Мира – Кольцевая» и повернул налево, к Грохольскому переулку.

Однако в переулке, как выяснилось, располагалась лишь администрация Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Замученная (надо полагать) посетителями, администрация додумалась вывесить на входную дверь краткий путеводитель по обнаружению сада, снабженный иллюстрацией:

«Идите до угла с проспектом Мира, поверните направо, пройдите мимо садика за стеклянным забором, поднимитесь по пандусу, войдите в раздвижные стеклянные двери зеленого здания. В холле – билетные кассы и выход в сад.»

001-Ботанический сад-администрация - копия

-Ловко сад замаскировали! –удивился я.- То-то раньше я его найти не мог.

Так оно и оказалось: вход в Аптекарский огород скрывался в недрах пиццерии «Vapiano», занимавшей почти весь первый этаж несколько странного и действительно зеленого здания.

002-БС-вход

 

002-БС-вход

 

003-БС-вход-2

 

Билетов мне выдали сразу два: первый, за 100 рублей, на право входа в Аптекарский огород, второй (за 150 рублей) – на право посещения Международного фестиваля песчаных скульптур «Сокровища Древнего Мира». Впрочем, билет мой при входе в сад никого не заинтересовал.

 
04-Билет в аптекарский огород

В стене над входом проделаны были отверстия, из которых выглядывали многочисленные растения, по преимуществу комнатные. Справа от входа располагались старинные фотографии и информационный щит с краткой историей Аптекарского огорода.

05-Вход в сад-вид от пруда

 

06-Вход с растениями

 

 

07-вход-инфощиты

          Оказалось, что заложен был огород на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревой башней, по личному указу Петра Великого в 1706 году. Принадлежал он вначале Аптекарскому приказу, потом Московскому госпиталю и Медико-хирургической академии, а в 1805 году землю эту приобрел Московский университет: тому необходимо было перенести с Моховой хоть куда-нибудь Ботанический сад. Вот такая вот 300-летняя история.

Прямо перед входом в сад располагался пруд в форме вытянутого прямоугольника, вдоль берегов которого прогуливались веселые посетители. В пруду обитали императорские рыбы, угощать которых категорически запрещала табличка, но, понятно, кормили их все равно. При ближайшем рассмотрении рыбы оказались одомашненными китайцами карпами, иначе говоря – золотыми рыбками. Справедливости ради следует заметить, что кормили золотых рыбок дети малые, которые читать могли и не уметь еще.

08-Веселые гости

 

 

09-Кормление рыб

 

 К концу пруда торцом выходила старинная оранжерея с тропическими растениями. Слева от нее располагался большой деревянный помост, с которого удобно было рассмотреть старинные кирпичи и новые пластиковые окна оранжереи.

 
 
10-Оранжерея
 
 
11-аллея с оранжереей
 
11-старая оранжерея

Перед помостом находился небольшой бассейн, росли в котором настоящие кувшинки и – в горшках, погруженных в воду – циперус, известный водохлеб, ближайший родственник папируса.

Центр бассейна украшала декоративная кованая композиция под названием «Памятник калитке» - дар Аптекарскому огороду от «Семьи Матвеевых кузнечные работы».

 
12-памятник калитке
 
13-Памятник калитке
 

Слева от помоста росла лиственница европейская (Larix decidua), посаженная, по преданию, самим Петром Великим.

14-Лиственница европейская

Еще левее дорожка, обрамленная древней перголой, видавшей и лучшие времена, вела к выставке.

 
15-Пергола
 
 
15-Пергола-2
 
 Основная фишка Аптекарского огорода заключается в том, что это настоящий лесной оазис, зажатый многоэтажными домами, посреди закованного в асфальт мегаполиса – эдакий мини-нью-йоркский Центральный парк.
16-дома

Миновав перголу, следовало повернуть направо и мимо роскошного дельфиниума дойти до входа на выставку с пояснительной табличкой. Там билет спросили.

17-дорожка

 

18-Люпины

 

 

18-табличка

 

Войдя, я оказался на поле размером с футбольное, где справа располагалась шатер-харчевня и песчаные плоды детского творчества, а слева – помост со скульптурой дельфина изо льда, над которой измывалась маленькая девочка, и основная экспозиция, возглавляемая образными изображениями спонсоров выставки, тоже из песка.

19-Детское творчество

 

20-девочка и дельфин

 

 

21-спонсоры

 

 

22-Общий вид выставки

 

Между песчаными скульптурами, огражденными веревками на столбиках, проложены были деревянные тропинки. К некоторым из столбиков прикреплены были бумажки, извещавшие, что штраф за поломку скульптур – 3000 рублей. Около одной такой бумажки глубокие следы в песке (явно женские) вели к скульптурам – почему-то целым.

23-Общий вид выставки-2

 

24-штраф

 

-А и недорого, –размышлял я.- Может, повеселимся?

Разрушать скульптуры, впрочем, было жаль – до того хорошо смотрелись. Некоторые из них выглядели довольно прикольными.

29-Воспоминания об отпуске

 

30-Подводный мир

 

 

30-Подводный мир-оборот

 

Странно, но произведения победителей конкурса, итоги которого подведены были еще 30 мая, располагались рядом – в первом и втором ряду, как будто высокой комиссии идти дальше было попросту лень.

 
25-Богиня ацтеков Луна-1 место
 
 
26-Возрождение Истории-2 место
 
 
27-Гибель империи-3 место
 
28-Сюзанна находит мир-Приз зрительских симпатий

На мой вкус, были там и другие, вполне достойные, работы.

 
32-Каменная летопись майя
 
 
33-Хранитель Сокровища
 
34-Фантазии об Атлантиде
 
 
35-Микеланджело-создатель Давида
 
36-Москва-Диалог цивилизаций

 

37-Фантазии об Атлантиде и Хранитель Сокровища

 

 

38-Священное дерево Будды

 

 

39-Регистан 2750 лет

 

 

39-Сон о древнем городе Булгар

 

31-Симфония № 1 для воды и песка

А вот дальше – дальше было еще интереснее, хотя авторы этих работ указаны не были.

Зато пояснительные таблички имелись рядом с каждой, некоторые из текстов (с сохраненной орфографией и пунктуацией) – ниже.

Осматривать песчаные скульптуры предлагалось по 2-м кругам: большому внешнему и малому внутреннему.

Колосс Родосский, как ему и положено, лежал поверженным.

40-Колосс Родосский

Колоссом Родосским называлась гигантская статуя, установленная в портовом городе на острове Родос. В 305 году до н.э. жители Родоса благополучно выдержали годичную осаду 40-тысячного войска Деметрия I Македонского, причем супостат, узнав, что приближается флот Птоломея I Сотера и сообразив, что островитян ему до этого времени одолеть удастся вряд ли, бросил часть осадных сооружений. Родосцы технику продали, а на выручку решили установить огромную статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, который по их мнению остров и создал.

За дело взялся хитроумный скульптор Харет, придумавший изготовить статую в виде металлического каркаса, обшитого бронзовыми листами. На изготовление колосса ушло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (13 и около 8 тонн соответственно). Внутри каркас – для повышения устойчивости – заполнили камнями и глиной.

По мере возвышения статуи рос и земляной холм вокруг нее, а когда – через 12 лет - работа была завершена, то холм срыли и перед восхищенными родосцами предстал бронзовый гигант высотою около 33 метров. Произошло это примерно в 280 году до н.э.

В отличие от других Чудес Света, никто достоверно не знает, как выглядела статуя и где именно она стояла. Впрочем, простояла статуя очень недолго, всего 56 лет и рухнула во время землетрясения, переломившись на уровне колен. Оракул восстанавливать статую запретил, а в Афинах появилось выражение «колосс на глиняных ногах».

Обломки колосса пролежали на земле больше тысячи лет, на остров специально приезжали туристы, дабы подивиться гигантскому их размеру. Плиний Старший писал, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи.

В 977 году Родос захватили предприимчивые арабы, продавшие бронзу одному купцу, нагрузившему обломками 900 верблюдов. Проекты по воссозданию Колосса Родосского дальше брожения умов продолжения до сих пор не имели.

За Колоссом Родосским находились Римская Волчица и Пирамида Солнца, не вошедшая в состав Чудес Света по той причине, что древние греки о ней попросту не ведали: транспортное сообщение в те времена налажено было скверно, а вернее – попросту отсутствовало. Исключения – редкие появления в Центральной и Южной Америках финикийцев или (позднее) викингов, занесенных туда штормами и чудом при пересечении Атлантики выживших. Попытки этих чудаков вернуться на Родину (судя по всему – безуспешные) скорее всего послужили источником возникновения легенды о Кетцалькоатле, коей – сами того не ведая – не преминули воспользоваться испанцы при завоевании Нового Света.

40-Римская волчица

Отсюда и название выставки – не «Семь Чудес Света», а «Сокровища Древнего Мира».

 
 
41-пирамида Солнца
 

 

42-пирамида Солнца-2

          Текст на табличке рядом с пирамидой гласил:

«Первой из известных цивилизаций Южной Америки была культура ольмеков в Восточной Мексике. Ее центр находился в обширном регионе, покрытом тропическими лесами и болотами. Именно в этих враждебных человеку загадочных краях выросли грандиозные религиозные центры. На вершинах земляных холмов некогда возвышались величественные храмы. Для участия в религиозных ритуалах здесь собирались толпы людей, а постоянное население состояло из нескольких сотен жрецов и храмовых служителей.

С годами деревянные храмы исчезли с лица Земли, но колоссальные каменные изваяния ольмеков сохранились до наших дней наряду с меньшими скульптурами из нефрита, базальта и обсидиана (две последних – твердые вулканические породы). Древние ваятели, как правило, изображали свирепых существ – ягуаров, орлов и акул, нередко придавая им человеческие черты и создавая наводившие на простых индейцев ужас фантастические образы.

Окончательно сформировавшись к 1200 г. до н.э., культура ольмеков распространилась до 800 г. до н.э. почти на всю Центральную Америку и Тихоокеанское побережье, но спустя 400 лет погибла по неизвестной причине.

43-пирамида Солнца-3

Несколько веков спустя, где-то около 150 г. н.э., был возведен первый настоящий город Америки. Руины Теотихуакана лежат в 30-ти милях к северо-востоку от нынешнего Мехико. До сих пор возвышается над округой его крупнейший монумент – 60-метровая Пирамида Солнца.

Теотихуакан был, без сомнения, крупным торговым центром и все же он до сего дня остался загадкой, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств его основания, истории или гибели ок.700 г. н.э.

Намного больше известно о великой цивилизации майя. Майя жили на полуострове Юкатан (Мексика), огромном выступе суше, врезавшемся в Карибское море. Когда культура майя пришла в упадок, их города заросли джунглями и оставались в безвестности, пока не были вновь открыты в наше время.»

Напротив Пирамиды Солнца, через дорожку, располагались гигантские истуканы острова Пасхи, также не вошедшие в состав Чудес Света по причине отсутствия о них информации у составителей перечня.

44-Гигантские истуканы острова Пасхи

«Остров Пасхи прославился на весь мир благодаря гигантским каменным истуканам – «моаи». Мастера вырубали их из мягкого вулканического туфа на склонах вулкана Роно-Рораку, расположенного в восточной части острова. Потом готовые статуи спускались вниз по склону и расставлялись по периметру острова. Высота большинства из них около 5-7 метров. Более поздние доходили до 10-12. Вес «моаи» - в среднем 5 тонн. По структуре туф, или, как его еще называют, пемза, напоминает губку и легко крошится даже под легким воздействием.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Существует множество гипотез передвижения «моаи», они даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно – это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Почти все истуканы были установлены на берегу спиной к морю и лицом в глубь острова. Первая большая волна, вызванная землетрясением или подводным извержением вулкана, легко могла повалить не одну фигуру. В наши дни накопилось несколько теорий относительно назначения истуканов.

Может быть, это были боги или обожествленные предки, а может – памятники конкретным королям, правившим островом. Тур Хейердал считает, что это портреты белых людей, прибывших на остров из Перу. Кук полагал, что это памятники погребенным тут же правителям. Причем если более ранние «моаи» представляли разных людей, то более поздние – только одного человека. Правда, древние легенды, к сожалению, умалчивают, кем он был.»

Дальше по ходу движения находилась одна из двух Бамианских статуй Будды.

45-Будда

«Бамианские статуи Будды – две гигантские статуи Будды (55 и 37 метров), входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине (Афганистан). Статуи были варварски разрушены вопреки протестам мировой общественности и других исламских стран в 2001 году талибами, считавшими, что они являются языческими идолами и подлежат разрушению.

Статуи были высечены в горах, окружающих долину, частично дополнены прочной штукатуркой, державшейся на деревянной арматуре. Верхние части лиц скульптур, будучи выполненными из дерева, были утрачены еще в древности.

Бамианская долина расположена в центральной части Афганистана, менее чем в 200 км северо-западнее Кабула. В долине находится современный город Дамиан – центр одноименной провинции Афганистана.

Долина представляет собой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором.

Во 2 веке здесь возникли буддийские монастыри. При царе Ашоке было начато строительство гигантских статуй, завершившееся только через двести лет. В 5 веке китайский путешественник пишет о 10 монастырях, которые населяли тысячи монахов. Обширные пещерные комплексы, вырубленные в скалах, служили постоялыми дворами для паломников и торговцев. В 11 веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, однако буддийские святыни тогда не были разрушены. В долине вырос город Гаугале, украшенный прекрасными мечетями. В 1221 году войска Чингисхана разрушили город и опустошили долину.

В средневековье комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала – город неверных

За Буддой, справа от Великой пирамиды в Гизе, расположился песчаный Сфинкс, слева от него -   статуя бога Анубиса. Вообще-то каждый из побывавших на плато Гиза хорошо себе представляет, что Большой Сфинкс расположен пониже всех трех пирамид, задом прикрывая пирамиду Хефрена – сына Хеопса.

46-Сфинкс и Анубис

«Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого – как издавна принято считать – придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок.2575 - 2465 гг. до н.э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи – 73 метра, высота - 20 метров; между передними лапами располагалось некогда небольшое святилище.

Статуя Сфинкса повернута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времен фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребенных вокруг него фараонов.

47-Сфинкс

Древнеегипетское название Большого Сфинкса остается неизвестным. Слово Сфинкс – греческое и означает буквально «душительница», в чем кроется отсылка к известной притче о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса».

Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалеку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.

За годы своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребен в песке. В 1817 году итальянцам удалось очистить от песка всю грудь Сфинкса, а полностью он был освобожден от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.»

В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обзавелся крыльями грифона: дочь Тифона и Ехидны, крылатая дева с телом собаки, крыльями и женской головой послана была богиней Герой к Фивам в наказание за преступления тамошнего царя.

Усевшись на Фикейской горе, Сфинкс подстерегала путников и задавала им одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, вечером – на трех и слабее всего бывает, когда имеет четыре ноги?» Путником, не отгадавшими загадку, Сфинкс закусывала и ждала следующего.

Все это продолжалось до тех пор, пока в гости к Сфинксу не заглянул Эдип, сходу ответивший:

-Это человек! В детстве он ползает, в расцвете сил ходит, а в старости опирается на трость.

Сфинкс от подобной сообразительности сильно расстроилась и сиганула в пропасть: пешеходное сообщение с Фивами, таким образом, было восстановлено.

Пирамида Хеопса находится (если смотреть в лицо Сфинкса) справа от него и отличается от двух других размером и большим грубым проломом, пирамида Микеринуса – внука Хеопса (самая маленькая из трех пирамид) – слева.

48-Пирамида

«Эта грациозная Египетская пирамида является древнейшим из семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившихся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, 4000 лет.

Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним из фараонов, или царей Древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц. Пирамида Хуфу является самой большой.

Пирамида стоит на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство великой пирамиды 100000 человек потребовалось 20 лет. Она было создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора.

По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 метров. Теперь ее вершина обвалилась. Сторона основания пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.

Древние египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить и после смерти. Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию. Мумию затем хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценными и другими вещами, нужными для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную камеру в самом центре его пирамиды.»

К этому можно добавить, что, если верить Геродоту, одно только обустройство дороги, по которой к месту строительства доставлялись материалы, отняло лет десять. После окончания сооружения пирамиды ступени ее были закрыты плитами из отполированного белого известняка, подогнанными друг к другу настолько плотно, что в швы между ними невозможно было просунуть даже лезвие ножа. Со временем плиты (по информации местных гидов) разворовали греко-римляне для строительства своих греко-римских вилл. Плиты остались только на верхушке пирамиды Хефрена, поэтому ее легко сразу отличить от двух других. Пирамида Хефрена, кстати, выглядит выше пирамиды Хеопса (с обваленной вершиной) еще и из-за того, что стоит на более высоком месте.

Последний раз на плато Гиза был я 10 лет назад: помнится, что именно в том году египтяне решили, что дыхание туристов кристаллизует соль, содержащуюся в воздухе, а та, в свою очередь, оседает внутри пирамид, разрушая древний известняк. Тогда и было принято соломоново решение: разрешать посещать туристам по одной пирамиде в год, по очереди. В 1999 году настала очередь пирамиды Микеринуса (маленькой и прикольной), но еще до этого, в 1993 году, побывал я и внутри пирамиды Хефрена. Деревянный настил с грубо прибитыми перекладинами–ступенями вел вниз, причем туристов предупреждали о возможных проблемах с сердцем из-за недостатка воздуха.

Навстречу по тем же самым ступеням поднимались выжившие счастливчики, понуждая (как Россия Грузию к миру) идущих вниз посторониться. Далее пролегал безболезненный горизонтальный маршрут внутри пирамиды и – наконец – торжественный подъем в погребальный зал, украшенный нахальным автографом одного итальянского кладоискателя, Дж. Бельцони, пробравшегося в него 2 марта 1818 года.

Зал оказался большим, но пустым – сокровища (да и мумию самого фараона – кому и зачем, спрашивается, она понадобилась?) вынесли из него еще в незапамятные времена. Украшал зал пустой же гранитный саркофаг со стоявшей сзади разбитой крышкой. Был он настолько массивен, что за 4,5 тысячи лет вынести его так никто и не взялся – позвоночник дороже.  В саркофаг – фотографироваться – залезла одна наша знакомая барышня, хотя мы ее от такого бестактного поступка и отговаривали. Не отговорили – по возвращении в Россию барышня обе ноги сломала, причем одновременно. Вот Вам и проклятие фараонов. Не шутка – так оно и было.

Слева от пирамиды сидела сопоставимая с последней по размеру улыбающаяся Бастет – древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, домашнего очага и женской красоты, изображавшаяся в виде кошки (как в этот раз) или женщины с кошачьей головой.

49-Бастет

По другую сторону дорожки по искусственно созданному каналу, символизировавшему великий Нил, плыла лодка с человеком с соколиной головой – богом солнца Ра. Днем Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и отправляется в плаванье по подземному Нилу, каждую ночь побеждая гигантского змея Апопа – собирательного образа Зла. Апоп, желая победить Ра, выпивает весь Нил, а Ра заставляет змея изрыгнуть воду обратно.

50-лодка Ра

На одном из берегов «Нила» расположились отдыхающие караванщики с верблюдами, на другом - затаившийся крокодил. В воде плавали живые золотые рыбки.

51-Бедуины

 

51-Крокодил

 

Далее виднелась аллея криосфинксов.

52-Аллея сфинксов

«Храм в Карнаке, расположенный к северу от Луксора, крупнейший и наиболее сложный образец древней египетской религиозной архитектуры.

В Карнаке три главных священных участка, или территории, каждая со своим храмом, посвященным Монту – древнему местному богу войны, Амону – главному богу Фив, и богине Мут – жене Амона.

Завершенный вид храм приобрел при Нектанебе II, фараоне XIII династии. Он приказал выстроить огромный первый пилон, к которому подводила аллея криосфинксов (сфинксов с головами баранов). Баран – животное, посвященное Амону. Ныне эта аллея служит входом в храм.»

52-Аллея сфинксов-2

В конце аллеи, спиной к криосфинксам, сидели два Колосса Мемнона.

53-Колоссы Мемнона

«Это две массивные каменные статуи фараона Аменхотепа III. Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н.э.). Его руки положены на колени, а взгляд обращен на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.

Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалеку от современного Каира) и транспортированы на 420 миль по земле без использования Нила. Они были слишком тяжелы для переправки вверх по Нилу. С учетом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в поминальный храм Аменхотепа – массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощенный Бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте.

Греческий историк и географ Страбон, писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н.э.), которое разрушило северный колосс.

Расколовшись статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание возможно вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня.

Древние греки искали объяснение этому факту в гомеровской легенде о Мемноне, сыне богини утренней зари Эос и Тифона, убитом Ахиллом и появившемся в Фивах в виде статуи.»

Стоит отметить, что от поминального храма Аменхотепа III и камушка не осталось, так что сильно поврежденные Колоссы Мемнона (мало похожие на песчаные скульптуры в Аптекарском огороде) стоят буквально в чистом поле, а метрах в десяти от них колосится кукуруза.

Сын Аменхотепа III, Аменхотеп IV поменял свое имя, означающее «Амон доволен», на Эхнатон («угодный Атону»), ввел культ единого бога солнца Атона и перенес столицу из Фив во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона») вблизи современной Эль-Амарны, заслужив после смерти прозвище «фараон-отступник».

54-Колоссы Мемнона-2

Дальше следовало повернуть налево и попасть во внутренний, меньший круг. Первым на пути оказался храм Артемиды в Эфесе. Все, что от храма осталось (пустоту размером с футбольное поле, украшенную одной сложенной из обломков колонной) мы видели в самом Эфесе, в Турции. Рядом с храмом возвышалась статуя Артемиды.

 
55-Колоссы Мемнона и храм Артемиды Эфесской

При раскопках в Эфесе в Пританее (мэрии Эфеса) найдена была римская статуя I века н.э., высотой 292 см, копия статуи Артемиды, стоявшей в знаменитом одноименном храме, одном из Семи Чудес света. Лицо и фигура статуи выражают божественную сущность, ноги статуи сдвинуты вместе, богиня как - бы устремлена ввысь. Руки от локтя, видимо протянутые к небу, утрачены. На голове у Артемиды – тройная корона, на бюсте - много грудей (символ плодородия), за что ее часто называют Многогрудой. Правда, есть версия, что это не груди, а бараньи яйца – тоже символ плодородия. Богиня, кроме того, украшена всяким зверьем.

Артемида, сестра Аполлона и дочь Зевса, считалась покровительницей Эфеса. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом – еще и покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей и не нужно было участвовать в известном состязании между Герой, Афродитой и Афиной за яблоко Париса.

Подробнее про храм Артемиды Эфесской здесь:

 http://www.marshruty.ru/travel/antichnayatyrcia/

Единственно, что удивляло в песчаной статуе, так это ее лицо: менее всего оно походило на лицо греческой богини, скорее – английской королевы Елизаветы II.

56-храм Артемиды в Эфесе

Следующее Чудо Света – Александрийский маяк – располагалось поблизости.

Примерно в 280 году до н.э. (то есть практически одновременно с Колоссом Родосским) было построено последнее из известных Семи Чудес Света – Александрийский маяк. Построили маяк на скале, возвышавшейся на восточном берегу острова Фарос, вблизи Александрии.

57-Александрийский маяк

Маяк, высотой в 120-140 метров, состоял из трех башен, стоявших на массивном каменном основании. Над нижней прямоугольной башней располагалась меньшая восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю цилиндрическую башню, увенчанную 8-метровой бронзовой скульптурой бога морей Посейдона (по другим сведениям – Зевса-Спасителя).

Под куполом верхней башни горел огонь, свет которого многократно усиливался и направлялся в море хитроумной системой бронзовых зеркал, а виден он был на расстоянии от 60 до 100 км. Топливо в верхнюю башню доставляли по пандусу при помощи навьюченных ослов.

57-Александрийский маяк-2

О маяке среди моряков ходили легенды, одна их них гласила, что при приближении к гавани вражеских кораблей статуя на верхней башне издавала предостерегающий крик.

К 12-му веку александрийская бухта настолько заросла илом, что заходить в нее корабли больше не могли, а в 1326 году мощное землетрясение уничтожило и маяк. На его основании мусульмане позднее построили крепость.

Рядом с гробницей Мавсола стояла его статуя, оригинал которой находится ныне в Лондоне, в Британском музее. Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.

58-гробница Мавсола

В 4-м веке до н.э. на юго-западе Малой Азии (на территории нынешней Турции) существовало государство Кария со столицей Галикарнас (современный Бодрум) - родиной «отца истории» Геродота, между прочим.

Карийский царек Мавсол исправно платил дань персам, но – и только. Пользуясь любым удобным случаем, он регулярно ввязывался в свары с соседями и даже умудрился повоевать с Афинами (без особого успеха, впрочем), нажив себе множество врагов.

Мавсол был тираном со всеми вытекающими отсюда последствиями: жестоким, вздорным, но крайне энергичным - извлекающим доходы изо всего: он, например, ввел налоги на волосы (как наш Петр Великий - на бороды) и на похороны. В результате Мавсол собрал огромные богатства и решил заранее позаботиться о своей гробнице по примеру египетских фараонов (несмотря на сильное культурное влияние эллинов, Мавсол даже женился на манер фараонов - на собственной родной сестре Артемисии).

Для этого он собрал команду из самых выдающихся греческих скульпторов, архитекторов и художников, которые спроектировали и построили гробницу. Она была трехэтажной: на первом этаже был расположен погребальный зал площадью 5 тысяч квадратных метров и высотой 20 метров, на втором - храм для богослужений, опоясанный 36 колоннами, а третий представлял собой усеченную пирамиду, украшенную квадригой коней, запряженных в колесницу, на которой стояли статуи Мавсола и Артемисии.

Плиний Старший писал, что в работе над рельефами Мавзолея принимали участие Скопас (поскольку он работал на восточной стороне - там был вход - сооружения, его считают главным скульптором), Бриаксид, Тимофей и Леохар, квадригу же создал Пифис.

Мавсол, процарствовав 24 года, в 353 году до н.э. умер, не дождавшись окончания стройки. Артемисия, любившая своего мужа-брата до безумия, продолжила строительство, одновременно защищая царство от многочисленных врагов, нажитых Мавсолом, но через два года умерла тоже (возможно - погибла). Достроен ли был Мавзолей при жизни Артемисии или ее наследниками - неизвестно, но известно, что через 20 лет после смерти Мавсола гробницу посетил Александр Македонский, начавший войну с Дарием.

Сооружение получилось потрясающим, его было видно с моря за много миль - ведь высота Мавзолея составляла 135 локтей (больше 60 метров). Окружено оно было скульптурами скачущих всадников и каменных львов, урны с прахом Мавсола и Артемисии находились в усыпальнице в основании здания.

Полагают, что Мавзолей, простояв около 1800 лет, обрушился от одного или нескольких землетрясений в 14-м веке (в 12-м, по свидетельству современников, он еще стоял). Постепенно на месте с обломками Мавзолея образовался холм.

В 1404 году рыцари ордена Св.Иоанна (ныне известного как Мальтийский орден), центр владений которого тогда располагался на острове Родос, начали строить на азиатском берегу замок Св.Петра, используя для строительства развалины Мавзолея, в том числе рельефы и скульптуры.

В 1522 году великий магистр ордена, в преддверии нападения султана Сулеймана на Родос, послал несколько рыцарей отремонтировать замок на побережье. Рыцари, беря по привычке мраморные плиты из остатков Мавзолея, добрались до какой-то пещеры. Они зажгли факелы и попали в квадратный зал, украшенный мраморными колоннами, орнаментами и скульптурами. Все это великолепие пошло на укрепление крепости. За залом рыцари обнаружили низкую дверь, ведущую в небольшую комнату. Там они увидели 4-х угольный каменный надгробный памятник со стоящей на нем урной, но осмотреть гробницу не успели - пора было идти ночевать на корабль.

59-статуя Мавсола

Наутро, вернувшись, рыцари обнаружили, что урна разбита, а гробница вскрыта и разрушена - ночью там побывали грабители. По полу были разбросаны золотые пластины и обрывки золотой парчи.

Мраморные плиты из Мавзолея иоаннитам не помогли - в том же году турки захватили Родос и рыцари замок Св.Петра оставили.

В 19-м веке британский посол в Константинополе, прослышав от одного из путешественников об удивительных плитах, встроенных в стены турецкой крепости в Бодруме (стоявшей на обломках рыцарского замка), отправился туда и за солидный «бакшиш» получил разрешение от местного паши выломать из стен 13 плит с неприличными (с точки зрения мусульман) изображениями голых женщин. Так был найден Галикарнасский мавзолей.

В 1856-1859 гг. раскопки Мавзолея провел главный хранитель Британского музея сэр Чарльз Томас Ньютон (Charles Thomas Newton). Он нашел еще 4 плиты со сценами «Амазономахии», скульптуры, торс коня, львов и прочее.

Ныне все это великолепие хранится в Лондоне, в Британском музее. Если взглянуть на морду коня, то она кажется неправильной и все потому, что смотреть на нее люди должны были, задрав голову: четверка коней находилась на высоте 20-этажного дома - скульптор это учел.

А вот изображают ли мужская (собранная из 77 фрагментов) и женская статуи Мавсола и Артемисию - большой вопрос: с одной стороны, их размер пропорционален размеру коня из квадриги, но уж больно тщательно проработаны детали скульптур, чтобы расположить их так высоко (есть мнение, что это - статуи предков или родственников царя и царицы, стоявшие между колоннами 2-го этажа).

Справа от гробницы Мавзола располагалось еще одно Чудо Света: Висячие сады Вавилона или, как их еще называют, Висячие сады Семирамиды, украшенные живыми цветами.

60-Висячие сады Семирамиды

Древнему Вавилону очень досталось от своего главного врага – Ассирии, дважды его разрушавшей. Самый страшный набег совершил ассирийский царь Санхериб: десятки тысяч горожан, оборонявших город, были убиты, а сам Вавилон – разрушен.

Воскресил город, как это ни странно, сын Санхериба - Ассархаддон. Со временем Вавилон окреп, Ассирия же ослабла и при вавилонском царе Навуходоносоре II (примерно 600 лет до н.э.), заключившим военный союз с царем Мидии Киаксаром, территория ее была разделена между победителями.

Союз был укреплен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Поселившись в пыльном и шумном Вавилоне, юная царица очень тосковала по зелени гористой Мидии и, чтобы ее утешить, царь приказал возвести висячие сады.

Сады разместились на 40-метровой четырехъярусной пирамиде с платформами из каменных глыб, покрытых сначала тростником, смешанным с асфальтом, потом – двойным рядом кирпичей, сверху укрепленных свинцовыми пластинами. На основе этой был насыпан толстый слой земли, позволявший вольготно расти растениям и даже крупным деревьям, свезенным со всех концов царства.

Вода из Ефрата при помощи насосов подавалась на самый верхний ярус, откуда она ручейками и небольшими водопадами орошала нижние ярусы.

Когда войска Александра Македонского захватили Вавилон, великий полководец сделал город столицей своей империей. В нем он и умер, приказав перед смертью перенести себя в висячие сады. После смерти Александра Вавилон постепенно пришел в упадок, руины его находятся к югу от Багдада.

А сады назвали в честь Семирамиды, легендарной ассирийской царицы, основавшей, по преданию, Вавилон.

Оставалось последнее Чудо Света, расположившееся в тени плакучей ивы – статуя Зевса из Олимпии. Как ни странно, но статуя Зевса – единственное из Чудес Света, находившееся в Европе.

61-Статуя Зевса

Создал статую знаменитый скульптор Фидий, обвиненный не задолго до этого афинянами в присвоении части золота и слоновой кости при изготовлении статуи Афины в Парфеноне. Фидия пригласили жители Олимпии, чтобы он сделал статую Зевса для их храма. Статуя удалась: деревянный каркас скульптор обшил пластинами из слоновой кости, а одежду бога сделал из золота. Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями, держа в правой руке богиню Победы – Нику, а в левой – жезл с орлом.

Высота статуи была около 12,5 метров. Прямо перед ней Фидий приказал вырубить в полу бассейн. Лучи солнца, отражаясь от оливкового масла, налитого в бассейн поверх воды, освещали Зевса и создавалось ощущение, что свет идет от самого бога.

Открытие статуи состоялось в 435 году до н.э., а в начале 5-го века уже нашей эры статую перевезли в Константинополь, где она в конце того же века сгорела при пожаре, просуществовав 1000 лет с лишком.

Из всех представленных на выставке песчаных скульптур лично мне больше всего понравилось изображение древнеегипетской богини Нут.

62-Богиня неба Нут

Покинув выставку, я решил побродить по территории Аптекарского огорода – он того вполне заслуживает. Есть там и старинный заросший пруд, и заброшенная альпийская горка, и ухоженные клумбы и деревянная тропинка, и вполне благоустроенная детская площадка.

 
63-Пруд
64-Пруд-2

 

65-Клумба

 

66-Деревянная тропинка

А уж чего стоят одни только названия произрастающих в огороде растений: жостер слабительный, элеутерококк вооруженный, береза поникшая (огромное – в отличие о крохотной карельской березы – дерево), уроженец Северной Америки орех серый, похожий внешне на грецкий.

67-Береза Поникшая

 

68-Карельская береза

 

69-Орех серый

Местами попадались забавные таблички, одна из них втолковывала, почему в России нельзя ходить по газонам (если в двух словах – климат паршивый.).

70-Нельзя ходить по газонам

На одну из тропинок вывалилась парочка боевых котов и, совершенно не смущаясь посетителей, отправилась на охоту.

71-Коты

Поблизости от пруда с золотыми рыбками возвышался роскошный дуб черешчатый, посаженный Георгом Францем Гофманом – первым директором сада после приобретения его московским университетом в 1805 году.

72-Дуб Черешчатый

При входе росло роскошное дерево, цветущее розовым цветом.

73-Розовое дерево

На обратном пути к метро я обнаружил дом-музей Валерия Брюсова с довольно странным режимом посещения (после телефонного звонка).

74-Литературный музей-дом Брюсова

 

75-Брюсов-памятная доска

И последнее: при выходе из сада выяснилось, что часть населения Аптекарский огород может посещать бесплатно: по понедельникам, с 10-00 до 12-00.

76-Свободный вход

Выставка «Сокровища Древнего Мира» в Аптекарском огороде работает по 30 сентября 2009 года.

 

Анатолий Новак,

20 августа 2009 года

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте