Часть 1-я здесь:
https://www.marshruty.ru/travel/argentina2014-1/
День 5-й, Суббота,
15 февраля 2014 года. Перелет в Эль-Калафате
Декабрьский бой у залива Ла-Плата. Аэропорт имени Хорхе Ньюбери. Норма
бесплатного багажа при полетах внутри Аргентины. Матрешка «Мамушка». Санитарный
контроль. Патагония. Эль-Калафате, он же барбарис самшитолистный: город и
кустарник. Один стакан воды осадков в год. Отель «Calafate Parque». Ресторан «Привязанная
корова». Концерт на площади на всю Аргентину.
Во
внутреннем дворе отеля роскошная араукария росла.
На завтрак
взяли с собой оставшиеся с вечера полтора сэндвича. Остатки пошли «на ура»:
завтрак в отеле скудный подавали. Подобный завтрак мог бы быть вполне приличным
в отеле 2 звезды признан, но никак не в 4-х звездном, каковым наш отель
«Dazzler Tower» являлся. Вчера в магазине куриные яйца видели, хотели их даже
купить и попросить повара в отеле сварить, но передумали. А зря.
Собрав
чемодан, занялся перетаскиванием стульев из нашего с женой номера в номер
барышень: их к нам барышни для вечерних посиделок принесли. В это время
заявился встревоженный Юра и сообщил, что время нашего вылета 12-20, а
встречаемся мы в холле в 10-20.
-Вплотную,
-заявил Юра.- На самолет-то успеем?
-А я почем
знаю, -заметил я.- Время сбора Валерия назначила.
В 10-10 в
холле с Валерией встретились. Она разобралась с ценами на вчерашнее посещение
ранчо. Оказалось, что девочка в московском офисе DSBW (уже
уволилась) не поменяла цену на экскурсию в компьютере. В общем, вместо 88
долларов (объявленных в Москве) и 120 долларов (заявленных здесь) с нас по 100
долларов взяли.
Погрузившись
в минивэн, отправились в аэропорт имени Хорхе Ньюбери, названный в честь
аргентинского пионера авиации, погибшего в авиакатастрофе в 1914 году.
По дороге не
то промзону, не то трущобы проехали.
Оказалось,
что Лера с нами в качестве сопровождающего гида летит, больше некому: одна
родила только что, другого за приставание к туристке уволили.
-Начальник отгул
дать обещал, -вздохнула Лера.- А вообще политика компании – это обслуживание
маленьких туристических групп, не более 12 человек. С группой из 40 человек
управиться вообще невозможно.
Выяснилось,
что у Леры имеются украинский паспорт и аргентинское удостоверение личности (вид на
жительство, надо полагать).
Аэропорт на
берегу залива Ла-Плата расположен. Напротив, через 200 км, Уругвай находится.
На
набережной небольшая пробка образовалась, и мы смогли на буро-коричневые воды
Ла-Платы полюбоваться. Реки Парана и Уругвай, сливаясь, образуют реку Ла-Плата,
славящуюся самым широким в мире устьем. Цветом своим вода речному илу обязана,
ну и загрязнение тоже имеется. Понятно, что купаться в такой воде никому и в
голову не придет.
Ла-Плата
«славится» мелями и очень для судоходства опасна, хотя дно землечерпалки
периодически чистят. На набережной рыбаки с удочками рыбачили. Для кошек
(возможно) старались, ибо что за рыба в такой воде?
А между тем
в этих мутных водах нашел свое последнее пристанище один из трех «карманных
линкоров» Гитлера, после первого крупного морского сражения Второй мировой
войны, произошедшего неподалеку.
По итогам
Первой мировой войны Германия вообще без флота осталась. По Версальскому
договору размеры строящихся боевых кораблей ограничены были: водоизмещение не
более 10 тысяч тонн. Считалось, что германский флот из таких кораблей будет собой
только региональную силу представлять. Немцы долго думали и решили (наконец) построить
океанские рейдеры, оснастив их как можно более мощными дизельными двигателями (обеспечивавшими
большую автономность плавания) и крупнокалиберной артиллерией. Для этого придумали
хитроумные инженерные решения, включая применение облегченных материалов вместо
стали, чтобы в ограниченное водоизмещение уложиться.
Сошедшие со
стапелей корабли были намного круче тяжелых крейсеров, но до линкоров не
дотягивали, т.е. способны были победить любой тяжелый крейсер и уйти от любого
линкора. Англичане их иронично «карманными линкорами» прозвали. Всего три таких
«карманных линкора» построили: «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф
Шпее». Идея немцев в следующем заключалась: германскому флоту за английским и
французским по количеству и мощи боевых кораблей все равно не угнаться, так что
«карманные линкоры» предназначались для нарушения морских коммуникаций и
уничтожения вражеских торговых судов с целью нанесения максимального ущерба
противнику. Экипаж «Адмирала графа Шпее» (третьего и самого совершенного из
«карманных линкоров») 1100 человек составлял.
«Адмирал граф Шпее» в 1936 году
Следствием
ограниченности водоизмещения стало недостаточное бронирование «карманных
линкоров»: кроме того, на них не очень эффективную зенитную артиллерию
установили. Но, самое главное, появление в конце 30-х годов 20-го века
быстроходных и отлично защищенных линкоров у Франции и Италии не оставляло
«карманным линкорам» при столкновении с ними никаких шансов.
Незадолго до
начала Второй мировой войны «Адмирал граф Шпее» пробрался в Южную Атлантику,
где 25 сентября 1939 года у берегов Бразилии получил приказ о начале
крейсерских операций. В паре с ним корабль снабжения «Альтмарк» действовал.
«Дойчланд» в Северную Атлантику (вместе с приданным танкером) отправился.
«Адмирал Шеер» через Центральную и Южную Атлантику в Индийский океан ушел.
Узнав о
первых потопленных торговых пароходах, англичане три крейсерских соединения на
перехват «Шпее» выделили. Логика британского адмиралтейства была проста: «Адмирал
граф Шпее» либо в Германию вернется, либо к берегам Южной Африки направится,
либо к берегам Южной Америки пойдет. На этих возможных направлениях крейсерские
соединения и действовали.
К началу
декабря 1939 года «Адмирал граф Шпее» 9 судов союзников потопил, причем ни один
человек не был убит: команда «карманного линкора» собирала всех моряков с
потопленных судов (всего около двух с половиной тысяч человек) и сдавала их на
судно обеспечения «Альтмарк», превращенного в своего рода плавучую тюрьму.
К этому же времени
английский коммодор Генри Харвуд, командовавший одним из крейсерских
соединений, принял решение сосредоточить в районе Рио-де-Жанейро – Ла-Плата три
корабля: тяжелый крейсер «Эксетер» и легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес»,
которые соединились 12 декабря в 150 милях восточнее устья реки Ла-Плата. Эта
крейсерская эскадра самой слабой из всех трех была: входивший в нее тяжелый
крейсер «Камберленд» на ремонте на стоянке у Фолклендских (Мальвинских) островов
находился.
Рано утром
13 декабря 1939 года «Адмирал граф Шпее» столкнулся с английской эскадрой: как
раз 11 декабря бортовой гидросамолет «Адмирала графа Шпее» потерпел аварию и
восстановлению не подлежал - «карманный линкор» лишился разведки. Командир
«Шпее» капитан 1-го ранга Ганс Лангсдорф сперва решил, что имеет дело с
вожделенным конвоем союзников. И решил конвой атаковать. Это было его первой
ошибкой.
Сблизившись,
немцы определили противника как эскадру в составе легкого крейсера в сопровождении
двух эсминцев. До назначения командиром на «Шпее» Лангсдорф соединением
эсминцев командовал и (соответственно) как командир эсминца действовать начал.
Артиллерия «Шпее» способна была на расстоянии 22 км противника поражать:
английская эскадра могла бы им попросту издалека расстреляна, как утки в тире. Вместо
этого «Шпее» на сближение с эскадрой пошел. Это уже вторая ошибка была.
После чего «Шпее»
открыл огонь по «Эксетеру». Очень результативный огонь, между прочим: вскоре тяжелый
крейсер «Эксетер» запылал, дал сильный крен и вышел из боя.
«Шпее» решил
его добить, но не тут-то было: еще в самом начале сражения англичане мастерским
маневром взяли немецкий корабль в два огня – по его левому борту находился
«Эксетер», а по правому – оба легких крейсера. Если по «Эксетеру» «карманный
линкор» из главного калибра палил, то по легким крейсерам – из вспомогательных
орудий. «Аякс» и «Ахиллес», воспользовавшись этим обстоятельством и спасая
«Эксетер», в самоубийственную торпедную атаку бросились. Торпеды их мимо «Шпеее»
прошли, но легкие крейсера проскочили опасную зону и огнем своих 6-дюймовых
пушек нанесли «Шпее» серьезные повреждения. Несмотря на это, «Шпее» вполне мог утопить
оба легких крейсера, добить тяжелый и уйти в океан.
Но Лангсдорф,
пораженный наглостью легких крейсеров англичан и полагая, что за ними стоят
более крупные силы, вышел из сражения и отдал якорь на рейде нейтрального порта
Монтевидео (Уругвай). А поврежденные, но не побежденные крейсера «Аякс» и
«Ахиллес» перекрыли выход из Ла-Платы в Атлантический океан.
Согласно
международному праву, время стоянки боевого корабля одной из воюющей стран в
порту нейтрального государства 24 часами ограничено было. Но Уругвайское
правительство предоставило Лангсдорфу трое суток. Повреждения «Шпее» не
критичны были, но отремонтировать его за это время было невозможно (на это
неделя требовалась), к тому же в бою «карманный линкор» значительную часть
боезапаса израсходовал, а пополнить его негде было.
15 декабря
состоялись похороны погибших офицеров и матросов: на главной палубе «Шпее» под
охраной почетного караула стояли 36 гробов, накрытых флагами. Их свезли на
берег, отпели в церкви и похоронили в братской могиле.
К утру 16
декабря по Монтевидео распространились слухи о том, что в море замечены
линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал», на самом деле в тысяче миль
от Монтевидео в тот момент находившиеся. Дезинформацию немцы всерьез восприняли:
это была третья ошибка. В тот же день Лангсдорф телеграфировал немецкому
адмиралтейству о положении дел. На состоявшемся совещании под председательством
фюрера было принято следующее решение:
«Попытайтесь
всеми способами продлить пребывание в нейтральных водах… Если возможно,
прорвитесь с боем в Буэнос-Айрес. Никакого интернирования в Уругвае. Если
придется затопить корабль, попытайтесь основательно разрушить судно».
Уругвай в те
времена от Великобритании зависим был.
Когда
германский посланник сообщил, что уругвайские власти отказались продлить
72-часовой срок пребывания «Шпее» в Монтевидео, его экипаж во второй половине
дня 17 декабря покинул корабль. Лангсдорф перевел экипаж на немецкое торговое
судно, которое перевезло их в Буэнос-Айрес, где моряки были интернированы, но
им позволили жить в немецких семьях.
17 декабря
1939 года в 18-00 «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее» покинул порт
Монтевидео и направился в море. На борту корабля оставалось 40 человек команды,
вскоре его покинувшей: через 20 минут корабль взорвался от шести установленных
на самоуничтожение торпед. «Шпее» загорелся и продолжал гореть еще трое суток,
прежде чем затонул.
Корабль
затонул в нейтральных водах Ла-Плата на мелком месте, так что над водой долго
возвышались его обгоревшие настройки, пока их на металлолом не порезали. Но сам
корпус «карманного ликера» до сих пор на илистом дне залива Ла-Плата ржавеет.
Гибель «Адмирала графа Шпее»
Капитан 1-го
ранга Ганс Лангсдорф 20 декабря 1939 года застрелился в Буэнос-Айресе.
Ганса
Лангсдорфа с воинскими почестями на немецком кладбище в Буэнос-Айресе похоронили,
его команда и еще тысячи людей шли за гробом. Гитлер обвинил его в трусости
из-за того, что капитан не пошел на дно с кораблем. Позже представители ВМС
Аргентины помогли большей части команды сбежать и вернуться в Германию для
продолжения участия в войне.
В аэропорту
неожиданная проблема возникла: оказалось, что на внутренних перелетах в
Аргентине норма бесплатного багажа – 15 кг, а только у меня одного чемодан 21
кг весил. Тут уж Лера служащих аэропорта уболтала: объяснив, что мы из России с
зимними вещами прилетели, к тому же мы – группа, так что нужно сложить общий
вес нашего багажа и на 7 человек поделить. Осторожный Юра ничего в багаж
сдавать не собирался, поэтому перевеса не возникло.
Оказалось,
что все вещи с собой брать не обязательно было – послезавтра мы в свой же отель
в Буэнос-Айресе вернемся, но, памятуя о любви жителей Буэнос-Айреса к чужому
имуществу (на собственной шкуре проверенной) мы решили, что «все свое ношу с
собой» - это лучшее решение.
-Несколько
лет назад в этом аэропорту громкий скандал возник, -рассказала Лера.- Скрытые
камеры повесили и наблюдали, как грузчики чемоданы потрошат: те, которые
потерялись или пересадки ожидали.
Сдав вещи,
подруга в сопровождении Леры билет до Майами (260$) покупать отправилась – в
Бразилию она не попадала.
В 12-20 мы
(конечно) не взлетели, посадка в Боинг 737-800 «Аргентинских авиалиний» в 12-30
только началась. Аргентинцы ничем от европейцев не отличались: точно также
набили чемоданами из ручной клади багажные отсеки и громко удивлялись почему
свободного места в отсеках не осталось.
В 13-00
самолет взлетел, а в 14-00 пассажирам скромный перекус выдали: в крохотной
коробочке две отдельно упакованные печенюшки и маленький пакетик с галетами.
Кофе плюс кола (или вода).
Лера
сообщила, что солит огурцы: хрен в Аргентине растет, а вместо смородины она
листья дуба использует.
Заявленная
длительность полета 3 часа 15 минут составляла (расстояние между Буэнос-Айресом
и Эль-Калафате 2081 км по прямой), но самолет на полчаса раньше прилетел. В
аэропорту нас встречала арка с надписью: «Добро пожаловать в Эль-Калафате».
Кроме того, в аэропорту торговали шоколадными матрешками, обозвав их почему-то
«Мамушка».
На карте
национальных парков естественно и Мальвинские (Фолклендские) острова значились.
При
получении багажа выяснилось, что чемодан подруги в Буэнос-Айресе забыли и она
вместе с Лерой отправилась писать заявление о пропавшем чемодане. А мы пошли
курить на улицу.
Но перед
выходом из аэропорта абсолютно весь багаж (включая ручную кладь) сканером
просвечивали. Как выяснилось, это санитарный контроль действовал – ввоз
продуктов в Патагонию запрещен. Поймали барышню, у которой в сумке груша
оказалась и заставили ее съесть грушу на месте. Власти боятся, что в Патагонию
плодовую мушку завезут.
Вышли Лера с
подругой и сообщили, что рейсы из Буэнос-Айреса в Эль-Калафате три раза в день
осуществляются, так что к ночи чемодан подруги в отель доставить обещали. После
чего мы погрузились в минивэн (а чемоданы наши – в прицеп к минивэну) и в отель
поехали.
На улице (вместо
обещанных +5) 23 градуса тепла оказалось, да и солнечно было. Пейзаж – типичная
полупустыня с горками.
В минивэне
нас встречала местный гид Анна, только по-испански говорившая. Лера ее речь
переводила.
-Происхождение
названия «Патагония» довольно туманно, -рассказывала Анна.- То ли от слова «patagon», использованного Магелланом для характеристики
рослых местных жителей, то ли от того, что местные жители обували на ноги
звериные шкуры и Магеллан назвал их «patagone» (лапа-нога).
Патагония между Чили и Аргентиной вдоль оси Анд разделена. Аргентинская часть
Патагонии на 3 провинции делится: Рио-Негро, Чубут и Санта-Крус. Мы с вами в
провинции Санта-Крус находимся, 22-й из 23-х провинций Аргентины.
-Эль-Калафате
– это живописный городок в южной части Патагонии, на берегу озера Архентино,
окруженный плоскогорьями. Основан в 1927 году, когда здесь торговцы овечьей
шерстью поселились, от остальной Патагонии мягким микроклиматом отличается.
Население – всего 18 тысяч (все друг друга знают), город в основном за счет
туризма живет.
-Город в
честь кустарника, только в Патагонии растущего, назван. Эль-Калафате – это
барбарис самшитолистный по-испански. Ягоды его съедобны и по вкусу нечто
среднее между черникой и черной смородиной напоминают. Из них джемы, варенье и ликер
делают.
-Здесь
изумительная природа, ярко-синяя водная гладь озера, небольшие уютные бары и
рестораны, среди местных жителей много индейцев. На центральной улице
Авенида-Либертадор людно, много ресторанов и сувенирных магазинов.
-В
местности, где мы находимся, за год всего один стакан воды осадков на все пампасы
выпадает.
-Вам
повезло: сегодня в городе праздник, посвященный 137-летию освящения самого
большого озера Аргентины. Вечером концерт состоится, который на всю Аргентину
транслироваться будет. Кристина Фернандес де Киршнер, президент Аргентины, на
праздник прилетела: у нее в Калафате собственный дом имеется.
Между тем мы
к отелю «Calafate Parque» подъехали, куда и заселились.
Симпатичный
холл.
Номер нам с
женой тоже понравился.
Единственно
что: раковина из ванной в номер вынесена зачем-то оказалась. С такой практикой
мы в Штатах столкнулись, в сети мотелей «Red Roof». Это не очень (на мой взгляд)
удобно.
Разбирая
вещи, в рюкзаке, который в салоне самолета со мною прилетел, я 100 мл запечатанный
флакон «Дживанши» (при прилете в Буэнос-Айресе в Duty Free купленный) обнаружил. В России бы отобрали, в
Аргентине – всем все по херу. Терактов не бывает. В принципе.
Зато у
барышень номер аж двухэтажным вышел.
На второй
этаж они коллективным разумом свояченицу (как самую мелкую) определили.
Там девичья
кроватка под нависающим потолком располагалась.
Лера
посоветовала нам заказать ланч-бокс для завтрашней ранней поездки на ледники и
варианты озвучила:
-бутерброд:
с ветчиной и сыром, либо вегетарианский, либо с отварной телятиной.
-фруктовый
салат.
-вода.
Мы
бутерброды с отварной телятиной выбрали.
Лера
предложила нам в 20-00 в одном неплохом ресторане встретиться, отметив его на
карте города. В пяти шагах от нашего отеля. Впрочем, в городке все в пяти
шагах.
И в 18-00 мы
отправились гулять по городу.
По дороге
решили, что накормим Леру за свой счет.
Калафате
(так его для краткости все называют) оказался хоть и крошечным, но зеленым оазисом
среди засушливых пампасов. Всего две больших улицы, зато множество деревьев,
кустов и цветов.
Весь городок
под туристов заточен.
Первым делом
в магазин зашли, который нам Лера посоветовала.
Магазин
торговал шоколадом с различными начинками (в том числе с калафате), джемом (в
том числе из калафате) и мороженым (в том числе с калафате).
Мы купили
шоколадки с калафате и мороженое с калафате. Мороженое нам понравилось, а вот
джем (попробовав) покупать не стали – слишком сладко.
Подкрепившись
мороженым, дальше гулять пошли.
Весь город
сплошной ярмаркой выглядел.
На ней и
матрешки с изображениями местных политиков продавались.
Купили соков
(на вечер) и воды (на утро). Пакет нам не дали – полиэтиленовые пакеты в
Калафате запрещены, а до бумажных пока не додумались. Все покупки в
многоразовые сумки складывали, у нас такой не было – пришлось все в руках
нести.
Возле церкви
две рябины росли.
Зашли и в
саму церковь.
В общем,
очень уютный малоэтажный город.
В ресторан «La Vaca Atada» мы в 19-30 пришли. Название как «Привязанная
корова» переводится.
В ожидании
Леры барышни заказали бутылку вина, а я - бутылку черного пива «Antares Scotch» (54 песо).
В качестве
закуски взяли большую тарелку «Patagonic Wait» (160 песо). Тарелка представляла из себя нарезку
колбасы, сыра, ветчины и рыбы, украшенную черносливом и маслинами.
Через 15
минут заявился Юра, присоединившийся к вину барышень.
-Может, сам
себе вина закажешь? –предложил я Юре прямо.- Зачем же барышень обпивать?
-Много не выпью,
-ответил Юра, не моргнув глазом.- Я уже литровый пакет вина в отеле выпил, в
магазине купил.
Меня (да и
всех остальных) от Юры уже подтрясывать начинало. По своей бесцеремонности он
нам стариков Козловых напоминал, с которыми мы годом ранее по Мексике
путешествовали.
В 20-00
подошла Лера и мы ужин заказали. Жена со свояченицей упорствовали и мясо под
перечным соусом выбрали.
Мы с
племянницей – краба-паука под сыром, запеченного в духовке.
Подруга –
рыбу под лимонной подливкой.
Валерия –
рыбу с креветками.
Юра – одно из
самых дешевых блюд: кальмары под соусом карри. И такую же бутылку темного пива.
За все про
все (в том числе и за Леру) мы вместе с чаевыми 1940 песо заплатили, попросив
отдельный (от Юры) счет.
Забросив в
отель покупки, отправились на концерт, благо доступ к сцене на площади был
свободный.
Там нам
наклейки и буклеты с программой концерта выдали.
Концерт нам
понравился.
В одной из
песен и про Мальвинские острова упомянуть не забыли.
После
окончания концерта в отель отправились. Вечер был прохладный и, расположившись
в холле у камина, выпили водку «Байкал» на кедровых орешках. Закусывали ее
шоколадом с калафате и соком запивали. Юра опять же к нам присоединился, но на
этот раз пакет вина принес. Пить вино после водки мы не стали и Юра пообещал
взять его завтра с собой в поездку на ледники.
В 1-30
привезли чемодан подруги, а я за второй бутылкой сбегал.
Пока бегал,
письма отправил: Интернет в отеле отличный оказался – тупо меньше
пользователей.