Путешествие по старым местам на Белом море, знакомство с Онежским озером с заходом на о.Кижи.
Беломорск - Рабочеостровск - дер.Поньгома - дер.Калгалакша - дер.Гридино - пос.Чкаловский - дер.Нильмогуба - пос.Чкаловский - дер.Гридино - дер.Калгалакша - дер.Поньгома - Рабочеостровск - Беломорск - Медвежьегорск - дер.Кажма - о.Кижи - Кондопога

Беломорск - Поньгома.

Тянет в новые места,

Разгони свою усталость,

Наступающая старость

Крутит пальцем у виска.. (Пилот)

Фотоальбом "Белое море" в полном качестве.

3 июля.

Билеты до Беломорска были забронированы заранее, до Москвы мы с Волком доехали электричкой. Нас провожали моя подруга Валентина и сын Артем, вещей было - 3 рюкзака (32кг, 20кг и 21кг), весла и сумка с продуктами на дорогу. В первое приехавшее такси мы не влезли, пришлось вызывать другое, побольше. В Москве нас встретил Игорь, помог переехать на Ленинградский вокзал.

В поезде 092 Москва - Мурманск народу было битком, половина — с рюкзаками, веслами, катамаранами, свои люди — туристы. Я боялась, что некуда будет распихать рюкзаки, но как-то все разместилось, даже огромный катамаран, который еле-еле втащили в проход. Остановок по дороге было мало, по 20мин стояли только в Петрозаводске, Медвежьегорске и Сегеже. К сожалению, молочный завод в Медвежьегорске не работал, вкусной ряженки там купить не удалось.

4 июля.

В Беломорск мы приехали в 19ч и сразу на станции на нас накинулись толстые голодные комары. Включила мобилку — нет связи, ни Мегафона, ни Теле 2! А как же подключенный пакет интернета по России? Хорошо, что проходившая девушка посоветовала перегрузить смартфон, и и связь сразу появилась. Она нам и такси вызвала по номеру 8 (963) 741-99-99, белое Шевроле 001, и мы быстро доехали до магазина «Стройка», там от гаражей ведет дорога к берегу, уже знакомому местечку в кустах.

Мы поужинали, немного раскидали вещи по гермам, немного поволновались — а где маленькая герма для фотиков? Не забыли? Оказалось, она была упакована в чехол с веслами.

Дома набивал рюкзаки Волк из того, что было собрано в кучку, я не проверяла. Здесь тепло, и море теплое, я даже надеялась искупнуться. Связь есть, мы кинули домашним сообщения по Скайпу и завалились спать.

5 июля.

С утра немного сыро, моросит. Я отправилась со списком за продуктами, пришлось сходить 2 раза. Первый раз набрала все тяжелое в «Пятерочке», потом в офисе МТС купила карточку с 1Гб интернета. В магазине «Стройка» приобрела ведро 9л, очень удобно в походе воду носить, чтобы не бегать каждый раз с котелком, ведь иногда стоим на круче, и в этом ведре можно воду греть для помывки, а еще мы в нем морскую капусту отваривали. Можно было взять и 5л, но таких не было, это самое маленькое. В это время Волк собирал и накачивал лодку. Закончили стапель мы к 14ч, перекусили творогом со сметаной и вышли в море.

Накануне было тихо, а сегодня шла волна. Пока обошли северный мол и старый порт, нас немного покидало, но страшно не было, не то, что первый раз, мы уже чувствовали себя уверенно и знали, что лодка не подведет.

Я просто восхищаюсь ее конструкцией, она разрезает волну и устойчива даже при боковой, волна просто перекатывается через юбки. Но пару раз меня хорошо накрыло волной. (Кстати, юбки надо шить новые, защитный слой весь облез, вода просачивается.) У причала стоял теплоход Сапфир, на котором проводят экскурсии на Соловки и по Карелии.

Теплоход "Сапфир"

Начал моросить дождик и поливал до вечера. Потом море почти успокоилось. Мы пошли вдоль берега мимо мыса Разнаволок и дачного поселка. У Разнаволока проползли под молом, как раз был прилив. Обошли м.Выгнаволок и сразу пошли на о.Избной Кималище, где в 2015г у нас была хорошая стоянка с дневкой. Я контролирую путь на смартфоне в программе Locus Map, экран у него большой и яркий, я даже поправила Волка, он думал, что остров будет раньше. Наконец-то я могу сама смотреть, где мы находимся и сколько км еще осталось. Мы высадились в 20ч, прошли 21км. Здесь хорошее ровное место, раньше полоса водорослей была шире, до палатки, теперь нас отгораживает от моря травка с цветочками.

Стоянка на о.Избной Кималище

Рядом есть ванночки с пресной водой коричневого цвета. Волк весь вымок, потому что оделся легко, и запросил водки. Я тоже думала, что тепло, плащ сразу не надела, а потом было уже поздно, рукава и штаны мокрые. Мы переоделись, выпили по глотку бальзама за первый ходовой день. Волк чуть не потерял нож, воткнул его в доску, а ее начал уносить прилив. Мы поставили сетку у берега, обошли остров, нашли 1 гриб-подберезовик, несколько стоянок, старый сгоревший деревянный корабль. На ужин — макароны с тушенкой и спать. Прошли 21км.

6 июля.

С утра солнышко, как было обещано по прогнозу. Все вывесили на просушку.

Сняли сетку, попалась 1 камбала. Сварила супчик с 1 рыбкой, 1 грибом и картошкой, получилось вкусно, потому что была свежая морковка. В этом году я морковку не сушила, взяли немного готовой магазинной и покупали свежую. Потом мы до 14ч распутывали сетку 20-ку, которую Волк взял с собой. Доели на перекус супчик и вышли в море в 14.20.

Сразу пошли напрямик к Шуй-острову, чтобы не влезть на мели, все уже знакомо. Море было спокойное и меня постоянно клонило в сон. Прошли о.Медвежий.

Около о.Телячий на нас напала стая бешеных бродячих комаров и сон сразу прошел. Накомарники были где-то заныканы, пришлось отбиваться руками. Обычно носим накомарники в кармане куртки или штанов, но еще вот не освоились.

Опять посовещались, как лучше идти — по моему навигатору или по Гармину. Я для примера выдала точное расстояние до следующей стоянки на м.Паннаволок.

Мыс Паннаволок

Дошли мы только в 21.20. Хорошо, что был прилив, а то бы в некоторых местах мы не пролезли, несколько раз шкрябали дном о камни. Пришли — и как домой вернулись, все знакомо, даже баня наша с печкой так и стоят с 2015г., и матрасик из мха под палатку остался, и очаг с треногой.

В ванночках есть вода, питьевая и хозяйственная. На ужин была пшенная молочная каша, чай с веточками черники, ягодки уже завязываются. Прошли 23км.

7 июля.
Встали рано, в одном спальнике, взятом из экономии места и веса, спать все-таки тесновато, поворачиваться надо синхронно. Если кто-то один ворочается (спина болит или еще что), то второй все время просыпается. Сварила суп с 1 рыбкой-камбалой. Сегодня холодно и ветрено, или место такое продуваемое. Сегодня я упаковалась в куртку-мембранку и непромокаемые штаны, под ними флисовые, красота! Не промокаю и не жарко. Ну и конечно сверху еще плащ и на ноги — болотники с портянками, и спасжилет сверху, это полный комплект.

Ходовая форма одежды

У мыса Полтамкорг

Вышли в 12ч, прошли мыс Паннаволок с фанерной будочкой, узнаю знакомые места.  Слева показалась гора Ревяжья, а мы влезли в большую мелкую литораль и сделали перекус на островке напротив о.Кисличиха. Сварили геркулеску. Волк нашел череп чайки.

После перекуса сначала пошли на север к о.Бол. Ревяжий, но не прошли, хотя Волку этот проход показался более глубоким. Пришлось возвращаться и обходить большой остров слева по треку 2015г. Там в протоке тоже было воды на пол-весла, но она прибывала. Я предложила, чтобы Волк прогулялся по берегу, он тяжелый, а со мной осадка меньше, и вообще ходить пешком полезно, но он увяз в иле и пробежку делать отказался. Пришлось немного посидеть и подождать, пока нальют воду. Потом мы пошли мимо о.Ревяжий на мыс Курков, там навалено много камней. Встречный ветер гонит небольшую волну. На берегу видели зайца. В камнях нашли новую голубую сидушку, с одной стороны металлизированную, пойдет Волку под сидалище. Прошли между о.Володин и о.Ржаной, там есть хорошая гномья избушка, низенькая, с маленькой дверкой размером с окошко. На стене надпись - «Лежбище ленивых тюленей». Рядом с островом есть камни, похожие на тюленей.

Гномья избушка на о.Ржаной

За о.Ржаной — о.Пуккила, где мы наметили стоянку.

Воды здесь нет, надо привозить с собой, а стоянка хорошая, на любую погоду, комаров ветерок сгоняет, есть очаг. Хорошо идти по знакомым местам! Сегодня прошли 17км, грести уже легче. На ужин — гречка с морковкой и луком. Прошли 17км.

8 июля.
Утром опять попалась 1 камбала и большой лист морской капусты на салатик. Раз нам ее дали, надо есть.

Я поварила ее в морской воде, потом порезала и кинула в уху, получилось вкусно, хотя и необычно. Вообще, морскую капусту надо варить 1ч в морской воде и полчаса в пресной с уксусом. Оставшуюся капусту я упаковала в баночку. Вставила в смартфон вторую симку МТС, инет есть и даже лучше, чем у ТЕЛЕ2. Связались по Скайпу с домашними. Идем к Рабочеостровску, надо зайти в магазин докупить продуктов.
Батареи у нас разряжены, солнышка-то нет. Еще я забыла зарядить дома новые аккумуляторы, они дают только половину заряда. На телефоне сейчас 12% заряда, запитываем от накопителя, пока он совсем не сел.
Вышли в 13ч и пошли на север, на о-ва Муравейные. Ветер был встречный, небольшая волна, но мы уже привычные и лодка идеально идет и по волне, и против ветра.

Потом, чтобы не выходить на открытое пространство при боковой волне, мы повернули направо и пошли под защитой Терехиных о-вов, мимо большого о-ва Як, затем повернули к Рабочеостровску.

Прошли мимо нового причала и встали за ним у дороги к магазину. Я сходила, затарилась продуктами. Конечно, здесь все дороже, чем в сетевых магазинах Беломорска. Потом мы немного отошли и остановились перекусить кефиром с булочками.

Рабочеостровск

Сходили к дому отшельника Виктора, там изгородь из колючей проволоки, никого нет.

Дом отшельника Виктора

Дальше пошли огибать огромный п-ов Октябрьской революции. На крутом берегу сложено много туров из камней, один в виде парусника.

О.Октябрьской революции, туры

Потом мы направлялись срезая Федькову губу к месту нашей прежней стоянки, но там болото, много комаров, воды нет. Прошли дальше вдоль берега и почти у мыса нашли стоянку под соснами.

Было уже 20ч, мы разбежались в разные стороны искать воду, мне сразу повезло, вода оказалась рядом, слева от стоянки в бочажке. Вечером похолодало до +12, ночью тоже было холодно. Прошли 20км.

9 июля. Дневка.
Утром Волк дал мне поспать до 10.30.

Стоянка под соснами у мыса.

К 11ч выглянуло солнышко, мы бросились все заряжать от солнечных батарей. В этот поход Волк взял 2 батареи, обе подремонтированные. Связь здесь еще отличная, есть МТС и ТЕЛЕ2, инет летает. Я кинула всем новые фотки. А в море — ветер и волна.

Сварили на завтрак молочные макарошки со сгущенкой, сухого молока берем теперь немного, сгущенка вкуснее. Потом нагрели воды и помылись в лесу в ложбинке. Я немного постирала рабочее, Волк сделал из бересты ножны для ножа. Потом пошли на лодке на рыбалку,  кушать хочется!

Наловили камбалы, 2 трески, пинагора и несколько корчаков, которые идут обратно в море, есть у них нечего. Наваги нету.

Улов

Из пинагора и трески сварили котелок ухи, немного объелись. Опять вытянули лист морской капусты, поставили его варить в ведре с морской водой.

Я уже придумала, что можно сделать голубцы из трески с морской капустой, делают же долму с виноградными листьями. Остальную рыбу оставили пожарить на утро. Сегодня все просушили, немного зарядили фотик, аккумуляторы для навигатора и мобилку.

10 июля.

Утром солнышко, сразу поставили на зарядку аккумуляторы, но оказалось, что контейнер коротит, провода разъело от соленого воздуха и воды. Ничего не зарядилось, только моя мобилка, пришлось аккумуляторы для навигатора брать из фотика Волка. У Волка фотик Nicon COOLPIX L120, его взяли для страховки, а так как солнца было мало, его аккумуляторы использовались для навигатора, а снимала я своей камерой Sony DSC HX5V, мобилкой xiaomi redmi 3s ( очень хорошие снимки, сразу можно выкладывать в социальные сети, посылать по Whatsupp) и экшн-камерой gmini hds5000. Вечером Волк починил контейнер - почистил контакты, скрутил провода. На завтрак ели уху с камбалой, так проще готовить.
Вышли в 10.20, сначала пошли по губе Федькова, море спокойное. Обогнули мыс, на Соленое озеро заходить не стали.

Прошли по кромке литорали о-ва Студенцы и между Кладовыми и Лисьими. На о.Песчанка сделали перекус.

О.Песчанка, перекус

Потом пытались пройти ближе к берегу, но по отливу не удалось, везде проход закрыт. Пролезли даже небольшой порог, но там тоже мелко.

Морской порог у Камострова

Пришлось обходить Камостров справа. Там целое поле камней, торчат валуны, но между ними можно пройти, не выходя далеко в море, они защищают от волн.

Обходим Камостров.

Обошли несколько каменистых мысов и пошли налево к берегу, к нашей стоянке на острове напротив Летней речки в губе Грязной.

Стоянка на острове напротив Летней речки.

Здесь и наша тренога сохранилась, хорошее местечко, но воды пресной нет, болотце пересохло. Мы сразу в Беломорске купили две 5-ти литровые канистры с водой, потом на берегу нашли еще одну и всегда возили с собой запас пресной воды, набирали в ванночках на берегу или в устьях речек.

Сварили на ужин гречку с заготовленным салатом из морской капусты. Светит солнышко, на берегу жара, а в море на ветру прохладно. Здесь есть связь МТС и ТЕЛЕ2, но слабая, E. Рано залегли в палатку, еще часик почитали вслух книжку на планшете. Ночью было тепло. Прошли 23км.

11 июля.
Утром солнышко, тихо, отлив, вода уходит. Опять придется каменную гряду у о.Юльмянюки обходить или надо ждать до обеда, пока прилив начнется. Сегодня попались 3 камбалы и толстый корчак, которого сразу отпустили. Я немного окультурила близко растущие сосны, отпилила ножовкой нижние сухие ветки на дрова.
Вышли в 11ч, пошли сразу курсом на о.Вонячи, чтобы обогнуть длинную каменную гряду. Ветер ю-в, попутный.

Обогнули о.Чернецкий, с трудом нашли на берегу место для перекуса, везде огромные камни. И тут выяснилось, что Волк забыл на стоянке цепочку для треноги, палки у него упали, он кинул цепочку на мох, и так и забыл. А я видела, что он цепочку снимал и сняла этот момент с контроля. Теперь цепочку сможем только на обратном пути забрать, возвращаться через эти «зубы дракона» при встречном ветре как-то не хочется. Волк обещал что-то придумать, сделать цепочку из проволоки, которую еще надо найти. Заходили на остров Парус-Камень, там действительно лежит огромный валун как парус.

На о.Парус-Камень

Напротив Пячострова на о.Кислухи зашли в избу зайца Вилсона. Огромный малиновый плюшевый заяц сидит за столом, он здесь отвечает за порядок.

Изба с верандой, ухоженая, но вставать мы здесь не стали, ушли за мыс Карбас-Наволок, спрятались там на высоком берегу от ветра и волн.

М.Карбас-Наволок

Волк сразу занялся изготовлением цепочки для очага, потом попробовал покидать блесну на треску, но еще рано, треска хорошо ловится севернее, возле Гридино. Было очень жарко весь день, после ужина нагрели воды в ведре и сполоснулись. Ночью даже не залезали в спальник, спали поверх. Прошли 24км.

12 июля.
Утром прохладно, солнце за облаками.

После завтрака мы пошли сразу на о.Поньгома, чтобы успеть до отлива пройти по каналу, но опоздали, воды уже не было. Пришлось обнести по перешейку, чтобы не обходить остров.

Канал у о.Поньгома в отлив

Мы подошли к д.Поньгома, а там из-за отлива возникло встречное течение и порог обнажился. Я хотела сходить в магазин в обход, но Волк как всегда ищет приключений, мы влезли на 2 каскада порога и подошли к берегу у самого магазина.

Порог у д.Поньгома

Оказалось, что работал он вчера, во вторник, а теперь может быть откроется только  в пятницу вечером. Вообще, магазин работает 2 дня в неделю, вторник и субботу, и иногда в пятницу, ассортимент бедный. Так как у нас основные продукты есть, решили не ждать, может, дальше где повезет. Мы скатились по порожкам, вниз идти веселее, и подошли к Шангострову с правой стороны, с левой в отлив не подойти.

На Шангострове

Там около большой поляны, где стоит идол и столб с табличками, увидели большой катамаран, в его команде было 4 человека — руководитель Леонид и трое ребят из военно-патриотического клуба г.Москва. Мы с ними поболтали, они уже закончили сплав по Поньгоме и собирались уезжать. На стоянке мы подобрали хороший спиннинг-телескоп, немного поломанный, его нашли ребята на берегу, им он был не нужен, они рыбу не ловят, идут на тушенке, а нам пригодится треску ловить. Я взяла в этот поход спиннинг из 2 колен, но он неудобный для ловли с лодки, катушку надо каждый раз снимать при складывании. Еще ребята нам отдали 2 луковицы и головку чеснока, в походе незаменимая вещь. После перекуса мы проводили катамаран с ребятами в Кузему, ветер им был попутный.

Ребята из Москвы

А сами пересекли губу Домашнюю. Волна уже была большая, нос качало, как на горках. Мы зашли за мыс Безымянный Наволок и встали на островке на высокой стоянке. На ужин сварили гречку. Прошли 25км.

Воньга-м.Пурнаволок.

13 июля.
Ночью примерно в 4ч налетел сильный ветер, прямо ураганчик, он выл и трещал деревьями, немного пошумел дождик. К утру все успокоилось, но волна еще была сильная. Решили подождать до 14ч, чтобы войти в Воньгу по приливу. Сварили традиционный утренний кофе, сегодня попались 3 камбалы, 2 маленькие трески и 2 селедки. У одной рыбки бочок был обгрызан, наверное, усатая морда где-то рядом плавает.
Утренний улов, камбала, треска, селедка.
Сварили уху. Ветер еще усилился, притащило тучки, стал накрапывать дождь.
О-ва Могильные, около стоянки
Мы почитали в палатке книжку до 13.30, вроде море стало успокаиваться. Быстро сварили геркулеску на перекус, собрались и в 14.30 вышли уже по спокойной воде.
Прошли о-ва Солодушные Луды, там встретили ребят на моторке, они собирали мидии. О-ва Двойники обошли справа, легко обогнули мыс Качнаволок, вошли в губу Воньга. По небу ползали тучки, а когда подходили к о.Медведок, тучка с дождем нас догнала.
О-ва Калнаволоцкие
Туча догоняет
Я только успела натянуть плащ, как обрушился ливень, вода вокруг закипела, потекло зашиворот. Рявкнул мигом промокший Волк, а вот надо не модничать, а штаны непромокаемые сразу надевать, а то жарко ему! Дождь был сильный, но теплый, летний. Мы подошли сюда рано, в 17ч прилив еще не начинался. Сходили на о.Макарьевский, там есть стоянка, но без воды. Ждать прилива не стали, пошли в устье Воньги, как-то пролезем. Подниматься и перегребать течение было тяжело, по отливу вылезли все камни, наверное, схватили несколько дырочек на новую шкуру нашей Рыськи, но пробрались к нашей стоянке, там никого не было.
Стоянка в устье р.Воньга
Ближе к морю есть рыбацкая стоянка, там стоят 2 сетки, есть балаганчик, затянутый пленкой.
Рыбацкий балаганчик
На нашей стоянке кто-то поленился принести дрова и сжег 2 лавочки у стола. Волк покидал спиннинг, не клюет, все выловлено. Здесь всегда останавливаются группы, которые сплавляются по Воньге.
Р.Воньга
Палатку сначала поставили в ровной низинке, а там сыро, вечером вылезла туча мелкого гнуса. Утром палатку перетащили на бугорок. Сходили на камень наверх за дровами, там стоял на камне тур, так его тоже раскидали. Есть же такие вредители, могут только разгромить все, испортить, стекла в избушке побить, баню сжечь, как на Тыкотлове. Ночью было тихо и тепло. Прошли 13км.

14 июля. Дневка.
Утром прохладно. Принялись за окультуривание стоянки. Волк завалил сосну с помощью топора и ножовки, притащил бревна, сделал отличные лавочки.
Просьба — больше их не жечь! Сходите за дровами, на болотце вверху налево много сухих сосенок. Тур мы тоже восстановили.
Капитан на новой лавочке.
Волк починил спиннинг, который кто-то выбросил или потерял (палка Дельта 2,1м, тест 10-20, хорошая катушка). На завтрак сварили молочную пшенку, на обед — суп с морской капустой. Заготовленную капусту уже доели, надо новую ловить и варить, салатик из нее очень вкусный. Я постирала рабочее. Потом нажарила плюшек со сгущенкой. Волк сделал печку и каркас для маленькой бани, там есть большой каркас на группу, нам он велик.
Около 14ч с моря длинными языками полез туман, я сбегала туда посмотреть, туман густой, ничего не видно. Ветер поменялся на ю-з.
Туман
После 16ч выглянуло солнышко, срочно заряжаем батарейки. Связь здесь уже плохая, ТЕЛЕ2 еле-еле, МТС вообще нет. Волк протопил печку для бани, обернули каркас пленкой, на землю набросали веточек, отлично прогрелись и помылись, Волк откашливает накопившуюся за зиму хворь.
Еще попили чаю и только легли отдохнуть и почитать книжку, как с реки послышались крики и команды, кто-то спускается по порогам. Вышли встречать, подошли 3 каркасные байдарки, на них молодые ребята, из Н.Новгорода, сплавлялись по Воньге.
Мы пригласили их встать рядом, дальше больших стоянок нет, рыбацкая занята. Можно еще было встать на выходе, на ветерке, но вода там уже солоноватая. А здесь очень много гнуса, прямо загрызает. Мы вернулись в палатку, молодежь поставила лагерь и долго обсуждали прошедший день и болтали за ужином, делились впечатлениями. А наша палатка стояла рядом, у костра.

15 июля.

Утром мы встали в 7ч, здесь ничего не ловится. Видимо, рыбаки перегораживают устье Воньги сетями, и рыба не может зайти на нерест. Ни одной плотвички! А в 2015г. Волк поймал здесь хорошую щуку. Сварили молочную кашу, собрались, попрощались с адмиралом, который вылез клеить свою лодку. Легко по приливу вышли в губу Воньга. В море все еще стоит туман, который вчера клочьями лез к нам в гости, но постепенно он расходится.
Прошли мимо о.Хенной, там много камней, и если ветер с моря, образуются большие опасные волны.
О.Хенной
Потом обошли мыс Хенной Наволок, вылезающий в море зубьями каменных гряд. На о.Сугребный, где была наша прежняя стоянка, Волк не пошел, рано еще вставать. Дальше по курсу находится о.Яичная Луда, но он голый. (Поморским словом «луда» обозначают безлесные островки). К берегу тоже не пробиться, отлив, каменная россыпь, хотя издали берег выглядит вполне симпатично.
Пришлось обходить Луду и идти на следующий остров Сыроватка. Там в ю-з части острова стоит изба, но вокруг такой срач, что лучше туда не заходить — мусор, бутылки, дохлая рыба, вонь стоит ужасная. Мы обогнули остров и встали с северной стороны, в заливчике, на камнях.
Стоянка на о.Сыроватка
В заливчике очень много фукуса, мешает ловить рыбу. Веслом наловили листов морской капусты на салатик и сразу поставили ее варить в ведре с морской водой. Волк срочно требовал кушать, без рыбки голодно, пришлось по-быстрому сварить  макароны со сгущенкой. Вечером на нас ползла туча, кажется, ночью шел дождь, но мы его не слышали, стали больше уставать. Прошли 27км.

16 июля.
Утром солнышко, тишина. Сегодня попались 2 камбалы и фукус, значит на завтрак — уха, салатик из морской капусты, чай с золотым корнем. Впереди видно знакомый старый корабль, стоит еще, до него км 2. Здесь можно найти воду в ванночках на камнях, но у нас пока есть вода из Воньги. Связи нет никакой, а накопилось много фоток для отправки вконтакте.
Вышли еще по приливу, дошли до корабля. Гордость советского рыболовного флота лежит на боку, весь проржавел.
Старый корабль
Мы залезли наверх, Волк слазил в рубку, за ней находится каюта капитана. В машинном отделении стоял огромный дизель. Посредине корабля — люк в трюм для выловленной рыбы.
Дальше по берегу есть остов еще одного деревянного корабля, подходить туда не стали. На берегу встретили 2 геологов (так они представились). Они сказали, что с научной целью изучают местные базальты, которым 3,5 млрд лет, самые старые на Земле, а Тиман, где мы были в прошлом году, на 2 млрд лет младше.
У м.Каменный

На мысе Моржовый мы увидели катамаран с парусом, подошли поздороваться. Ребята сами разрабатывали чертежи оснастки, вот вышли на ходовые испытания. Катамаран у них красивый, спортивный, с удобными креслами.
Парусный катамаран
Они пойдут вокруг о.Олений, для испытаний им нужен ветер и морской простор. Навигатора у них нет, идут только по карте. Они по ошибке набрали соленой воды возле Поньгомы, теперь напарник отправился искать воду. До вечера их парус на горизонте так и не появился.
Потом мы пошли к Сеннушным островам, море было уже довольно спокойное. Между островами еле пролезли по песочку и мелям, а когда выбрались на открытую воду, вдруг пошла волна сзади, довольно крутая, хотя и попутная. Пока добрались до мыса Парусница, где была запланирована стоянка, она нас совсем замучила. Пришлось еще обходить камни, чтобы зайти в залив с с-в. Там встали на открытом месте, чтобы сдувало комаров. Разгрузились и сразу развернули солнечные батареи. Прошли 22км.
На мысе Парусница.

17 июля.
Утром солнышко. Попалась всего 1 рыбка-камбала и куча водорослей фукуса.
Вышли по приливу и поэтому легко прошли мимо о-вов Валетовых, порог, где нас так здорово колбасило в 2015г, не работал. Вошли в губу Калгалакша, прошли острова, ветер здесь уже меньше, вот и крыши домов показались.
Мост в д.Калгалакша
Магазин находится слева от моста, рядом со старой школой, работает пн-ср-пт до 14ч. На удивление, сейчас он был открыт! Конечно, можно попросить продавца, и она откроет магазин. Ассортимент здесь бедный, видимо, привоза давно не было. Взяли здесь гречку, сахар, макароны, масло подсолнечное, лук, печенье и кусочек сала 300г, на перекус, а то у нас мало остается. И еще взяли замечательный Карельский бальзам, приятнее этой противной водки. В Рабочеостровске нам подсунули наверно паленую Петрозаводскую водку, у нее крышечка протекала, хотя была с шариком. Загрузились и пошли на озеро Яголомбу, чтобы не обходить громадный остров Олений и половить знаменитых Яголомбских окуней.
Губа Стойковская
Прошли порожек перед озером Лисье, там на уголке сделали перекус, доели утреннюю уху. Потом прошли все оз.Лисье, на кустах развешены сетки, много их запутанных валяется на берегу. В конце озера повернули направо, там начинается прокопанный канал в оз.Соленое.
Работа людей восхищает, ведь все это ворочали руками, без техники. По каналу вошли в оз.Соленое, из него канал ведет в оз.Яголомбу.
Там на первом острове вставать не стали, много комаров, прошли дальше, почти в конец, где начинается старая заросшая протока.
Там на бугре есть хорошая открытая стоянка со столом. За дровами только далеко ходить, выбрано все.
Стоянка на оз.Яголомба.
По дороге Волк тянул поппера, вытащил 2 окуня. И на стоянке, пока я варила кашу, он надергал еще 5 штук окуней. Мы их сразу зажарили и на ночь умяли под бальзамчик. Связи здесь нет никакой. Прошли 27км.

18 июля. Дневка.
С утра поморосил дождик, переждали его в палатке, у нас в этом году график свободный. Потом поднялся сильный южный ветер, а на море, наверное, вообще штормит. Наловили 9 штук крупных жирных окуней, больше нам не съесть.
Улов.
Наверное, их здесь не ловят, есть рыба поинтереснее. Например, в Калгалакше нам предлагали купить горбушу, ее столько наловили, что заготовители не берут, а в магазине лежит мороженая мурманская треска. Драть окуней - вообще маньячество, лучше делать это сразу. Сколько жира внутри! Потрошки и головы кинули чайкам. Из половины окуней сварили уху, остальных зажарили. Волк объелся и после завтрака улегся спать, погода сегодня нелетная, можно и отдохнуть.
До 17ч выл ветер и временами накрапывал дождь, Волк все спал. Я успела прослушать пол-книжки на плеере и немного заскучала. К вечеру ветер немного утих и мы вылезли обедать.
Двойная радуга
Потом пошли ловить окуней на спиннинг. Волк ловил на маленькую блесну, а я на воблера, блесна у меня сразу падает и цепляет траву со дна. Мы поймали 7 штук окуней, 2 больших и 5 поменьше, 2 из них мои, и еще я напоследок вытащили маленькую щучку, которая сорвалась у Волка и пряталась в траве у берега. Окуни здесь сожрали всю мелочь, щуки голодные. Рыбу сразу почистили на утро.

19 июля.
Утром, пока я варила уху, жарила хлеб и рыбу, Волк написал дневник. Ветер совсем утих, было так жарко, что я не выдержала и влезла в теплую ласковую воду озера, а за мной и Волк. Купаться здесь очень приятно, не хочется вылезать, но надо двигаться дальше.
Мы быстро собрались и вышли до 12ч, как и хотели. Сначала прошли озеро Малая Яголомба, преодолели порог Ракка, весь заросший травой.
Перед порогом Ракко.
Потом обогнули несколько камней Морского порога. Вода в Яголомбе солоноватая как минералка, особенно это чувствуется в чае. Берега здесь высокие, много хороших стоянок.
Перед крайним порогом встретили большую группу на байдарках Москва-Питер, наверное коммерческую, они прошли мимо, еле поздоровавшись. По приливу порог Яичный мы прошли легко, много камней скрыла вода.
Порог Яичный.
Вышли в губу Попова, поплутали между островами, и вот мы опять в море. Ветер гонит небольшую попутную волну с ю-в. Зашли на о.Столбиха, воды там нет.
Прошли дальше, почти до Сосновцев, и встали на о.Березовец.
О.Березовец
Вечером сильно донимала мошка. По дороге Волк поймал большую жирную треску на блесну, вечером жарить ее не стали, оставили на утро. Прошли 25км.
У о-вов Зеленая Луда.

20 июля.
Утром холодно, задул северный ветер. Сварила уху из трески.
Стоянка на о.Березовец
Вышли около 11ч, как раз начался прилив. Прошли Сосновцы, где находится метеостанция, и прячась за островками пошли к Гридино. Волна уже большая, приходится напрягаться, чтобы держаться против нее носом.
У о-ва Голышница.
Подошли к Гридино у школы, магазин открывается в 12ч до 16ч, выходные среда и суббота.
Гридино
Я сходила на бугор к кресту проверить связь, есть только слабая МТС, даже смс отправить со смартфона не удалось, работают только простые мобилки. Но сейчас дождь, не хочется переставлять симку.
Вид с бугра в Гридино
Открылся магазин, меня он не порадовал, полки пустые, завоз будет на днях. Взяла только геркулес, подсолнечное масло и одинокий пакетик овсяного печенья. Дождь продолжает моросить, сильный северный ветер, но мы как-то пошли.
Сначала под прикрытием острова было терпимо, а как вылезли в открытое море, начался ужас. Накатывались огромные валы, мы взлетали вверх и падали с горки вниз, весла у меня били по воздуху, не успевая зацепиться за воду, гребешки свободно перекатывались через лодку, Волк только молча отплевывался от прилетающих с моего весла ушатов воды, а я старательно налегала, стараясь быстрее проскочить и как-то удержаться за волну. Работать, работать, нас никто не спасет, кроме нас самих! Перед мысом Кирбей встали на перекус, чтобы немного передохнуть. Я бы осталась здесь и на стоянку, но Волк считал, что еще рано.
Мы долго обходили мыс Кирбей-наволок, берег скалистый, близко подходить нельзя.
Вот показался вдали крест на мысе Пурнаволок, там перед ним спокойная закрытая бухта, я иду туда, что бы Волк не говорил! В бухту мы влетели верхом на огромной 2-х метровой волне, как серферы, чтобы типа "отдохнуть", но я-то знала, что сегодня больше в море не выйду, нафик. С трудом уворачиваясь от волн, доходивших до середины бухты, мощно швыряющих лодку, мы высадились у избушки.
Я заглянула - довольно чисто, пахнет печкой, пригодно для ночевки. Мы пошли осматриваться, в конце бухты стояла лодка с мотором и машина рыбаков. Подошли поздороваться, они видели, как мы влетели в бухту, переживали за нас, уже готовились спасать. Здесь раньше был измерительный пункт, принимавший участие в испытании ракетного вооружения подводных лодок. Состоял из нескольких двухэтажных панельных домов, несколько маленьких домиков, электричество от дизеля. Пункт закрыли в 1989 году. Мы походили около развалин, Волк хотел поставить палатку ближе к лесу, но я уговорила его пойти ночевать в домик. Дров мы набрали с другой стороны мыса в полосе прибоя. Печка в избушке кирпичная, не буржуйка, быстро ее не протопишь. Немного ее раскочегарили - дым пошел из всех щелей, Волк засыпал их песком. На костре сварили кашу и чай.
Позже подъехала еще машина с рыбаками, ставить сетки, место тут оживленное. Они несколько раз к нам заходили, просили топор, бересту, сожгли все заготовленные нами дрова и ночью уехали. Возможно, мы заняли избушку, на которую они рассчитывали. Прошли 20км.