Северный Урал / Автотуризм | Самостоятельная поездка
 

Дневник путешествия по Уралу в 2020 году

1 - 11 августа 2020 г.
Сырое и дождливое лето 2019 года не позволило подняться на автомобиле к плато Кваркуш. В планах 2020 года была задача на хайлюксе в базовом исполнении пересечь Уральский хребет Кваркуш, но уже со стороны Соликамска, а заодно посмотреть достопримечательности Урала, которые в прошлом году не вошли в маршрут фильма «Мы едем на Урал. 2019 год»
Нитка маршрута
Москва - Нижний Новгород - Кировская область - Соликамск - Красный берег - плато Кваркуш - Золотанка - Красновишерск - Усьвинские столбы - Чусовой - Кунгур
 
Начало путешествия

1 августа, суббота, отличная погода, мы отправляемся на Урал.

 В этом 2020 было решено выезжать именно с дачного участка через Дмитровский погост, Гусь железный и далее через Новгородскую и Кировскую область до Соликамска.

 Проехав по асфальту около четырех часов, начинаем искать место, где бы можно было бы сделать остановку на обед. В итоге в половине первого, сворачиваем с дороги, и немного поднявшись по косогору метров 500, встаем на цветочной поляне. Здесь в окружении невысокого кустарника, защищающего нас от шума дороги, мы в комфортных условиях прекрасно пообедав и отдохнув поехали дальше.

01-01
 

 Первую ночевку хотелось бы сделать где-нибудь в Кировской области, а именно за рекой Вяткой. Но постоянные немыслимые скоростные и разметочные ограничения на современных Российских дорогах сделали свое черное дело.

 В итоге, проехав по асфальту около 740 километров, к восьми часам вечера принимается решение вставать на ночевку у берега небольшой речушки.

 Сворачиваем с дороги на еле заметную колею в высокой траве и едем к предполагаемому красивому берегу реки.

 Но, проехав с километр, колеса все чаще начинают проваливаться в мягкий грунт и мы, не желая рисковать, что называется на ровном месте, принимаем решение встать на ночевку, не доезжая берега.

 Это конечно не так экзотично, но зато без риска провалится и заниматься ночью с лебедкой.

Как и полагается первая ночевка отмечается заранее заготовленным шашлыком и бутылочкой хорошего шампанского.

 
01-02

 Кстати это еще и была первая ночевка в новом более комфортабельном кемпере, с новым туристическим набором внутреннего оборудования.

Второй день

Утро второго дня путешествия было самым обыкновенным.

По небу плыли облака, время от времени пугающие нас своей сгущающейся чернотой. Но ветер был на нашей стороне и его усилия были не безуспешны. Лучи солнца, прорывавшиеся сквозь эту черную завесу, доставляли нам явное удовлетворение и надежду на перспективный обед без дождя.

Так оно и вышло. Через пять часов езды делаем остановку на обед. Мы хоть и были готовы провести его с учетом возможностей нового кемпера в любых метеорологических условиях, но все-таки без дождя это всегда приятней. Так, что поблагодарив небесного труженика за его работу, хорошо подкрепившись и отдохнув, едем дальше.

В этот день принимается еще одно очень серьезное решение. Оно связано, с далеко ненормальными, уродливыми, мягко выражаясь циничными и формальными подходами службы организации дорожного движения на дорогах несчастной, разрываемой недугами как экономического таки политического характера Российской империи 21века.

Постоянные совершенно не обоснованные ограничения скорости, связанные с целым бесконечным перечнем разнообразных значков и многокилометровые сплошные линии, способны заставить любого водителя задуматься о реальном времени проезда из пункта А в пункт Б.

И мы, к сожалению, тоже не стали исключением современных реалий жизни.

Вот эти-то реалии и заставили нас задуматься над реальным временем для достижения поставленной цели и не выходом за рамки дорожного законодательства.

В итоге рождается экспромт, связанный с частичным изменением маршрута, а в некоторых случаях даже отдачей предпочтения проезда по грунтовкам местного значения.

Да- да, я не оговорился. Порой, проезжая по приличному грунту, мы выигрывали не только в расстоянии. Мы выигрывали, как это ни парадоксально звучит, и в скорости, а следовательно и в общем времени. Кстати, здесь уместно обратить внимание еще на один важный момент – это морально психологический фактор.

Здесь на грунтовке водитель представлен полностью сам себе. Практически без всяких ограничений. Я понимаю, некоторых это обстоятельство может и пугать. Почти напрочь отсутствие помощи на дороге, возникший ниоткуда дождь, быстро превращающий еще недавно шикарный грунт в жидкую кашу. Все это конечно очень серьезные аргументы, о которых водитель просто не имеет право забывать. Но это уже как говорится каждому свое.

Одни готовы идти на это исходя только из спортивных, экономических интересов. Другим хочется еще и ко всему выше сказанному окунуться более глубоко в окружающий мир северной глубинки России. Увидеть природу окружающую мир дорог и деревень намного ближе. Может быть даже, что называется попробовать его на ощупь. Да именно ощутить тот мир, который окружает нас, но который мы проезжая по полированному асфальту просто уже даже физически не можем увидеть.

02-03

В итоге, проехав в этот день в общей сложности 780 километров, мы встали на ночевку. Место ночевки нас не очень устраивало по ряду причин. Находясь в районе Камского водохранилища нам, естественно хотелось, и встать где-нибудь у берега с красивым видом на необозримую гладь водного простора. Но лес, отделяющий дорогу от берега, упрямо не подпускал нас к воде.

А время неумолимо бежало от нас, оставляя все меньше и меньше возможностей встать до наступления темноты.

Далеко не первый очередной поворот, опять не оправдывал наши ожидания. Стрелка спидометра неумолимо приближалась к отметке 100, а заветного берега все не было.

В 19.35 по московскому времени принимается решение прекратить поиск практически уже в сумерках и вставать на ночевку.

Проехав еще немного до первого съезда с дороги, встаем на небольшой вырубке. В хорошем темпе до наступления темноты успеваем сделать шашлык, заготовленный еще в Москве аж на три стоянки. Как и на первой стоянке к нему добавляется бутылочка хорошего вина. Единственно, что нас здесь еще не очень устраивало и беспокоило, так это очень сильный ветер, нещадно сгибавший совсем не маленькие березы. Но все обошлось благополучно.


Третий день

Утро третьего дня было просто прекрасным.

03-a4
 

От бешеных ночных порывов ветра и следа не осталось.

Мягкие и нежные его дуновения в лучах утреннего солнца, были просто не передаваемы, по своим прекрасным ощущениям.

Вот в такой атмосфере нового дня, закончив завтрак в 8часов утра, мы отправлялись дальше на север.

До Соликамска оставалось около 100 километров.

Времени более чем достаточно для окончательного решения вопроса, связанного с отданием предпочтения одному из двух маршрутов ведущих на плато Кваркуш.

Первый начинается от Красновишерска. Далее поворот направо, через поселок Золотанка вдоль реки Улс. Но этот маршрут, кроме отсутствия описания, имел еще ряд административных проблем, связанных с открытием золотоносного прииска и соответствующих проблем с его объездом. Так что отдаем предпочтение второму.

Начинается он от Соликамска, через поселки Сим, Красный берег, далее через реку Ошмас к Уральскому хребту Кваркуш.

В 10:20 мы въезжаем в город контрастов Соликамск. И это, к сожалению, соответствует реалиям жизни. Здесь можно увидеть дома, на балконы которых люди уже давно не выходят. Порой было ощущение, будто мы находимся на съемочной площадке Мосфильма. Но мы проезжали по реальным улицам Соликамска, а вот дома его действительно напоминали видео о фильмах ужасов или же фильмах рассказывающих о жизни рабочего класса дореволюционной России.

Но, я был бы не объективен, если бы не сказал о современных постройках.

Они конечно есть.

В общем-то, весь центр Соликамска сверкает стеклом и бетоном.

В центре Соликамска вообще все, что связанно с бизнесом сверкает и блестит. Конечно в первую очередь это административные, и коммерческие здания. Но и новые жилые кварталы выглядят достаточно импозантно.

И это вовсе не удивительно. Не могут же современные бизнесмены жить как все!?

Ну, хорошо - не только бизнесмены, но и высококвалифицированные работяги, инженера тоже. Так, кто же, тогда выходил на балконы и вывешивал на перилах белье. Вытягиваясь в струнку, чтобы не вставать на ржавое и развалившееся основание его, живет в тех развалюхах!? Ведь не призраков же живых мы там видели собственными глазами!? Или, что, в Соликамске есть какой-то особый подвид гомо сапиенса, обреченный навечно жить в трущобах?

Энергетический бизнес города тоже не отстает от жизни и естественно на высоте.

Заправочные бензоколонки по своим параметрам и внешнему виду, соответствуют современному имиджу. Многие из них не уступят и столичным.

На одной из таких заправок, перед самым выездом на маршрут мы и заправились, что называется под пробку и даже еще взяли 20 литров в канистру.

Проезжаем по городу последние километры асфальта и сворачиваем на грейдер, ведущий нас к населенному пункту с очень необычным названием Сим.

Шестидесяти километровый грейдер от Соликамска до Сима был довольно сносного качества.

В этот день за нами по нему ехала легковушка, уверенно справляясь даже с изрядно потрепанными участками местными лесовозами.

Но как это ни обидно, именно на нем мы и получаем при подъезде к повороту на Красный берег, в 11:30 свой первый прокол на грязевой резине в заднем левом колесе.

03-f5
 

Провозившись с пробоем и его заклейку около полутора часов, ставим дорожную запаску, а отремонтированную пока решили не использовать.

Закончив все сборы, связанные с ремонтом колеса, примерно в 13 часов едем дальше.

Если взять во внимание фактор прокола грязевой резины на этом довольно приличном грейдере.

Резины, которая до сих пор выдержала несоизмеримо тяжелые испытания дорогами Кольского и того же Урала.

Тогда место прокола можно принять за точку отсчета начинающихся наших приключений.

Но совсем не потому, что мы были такими наивными и не представляли всю сложность предстоящего маршрута, а от целого комплекса обстоятельств, с которыми мы встретились много позже.

От Сима до Красного берега грейдер был даже чуть лучше, стрелка спидометра время от времени подпрыгивала до отметки 50 и выше так, что к 14:15, проехав около 25 километров, мы были на траверзе Красного Берега. Здесь мы встречаем работягу из геологоразведочной группы, но, к нашему сожалению, ничего конкретного от него не узнаем.

Более интересная встреча у нас была примерно в 15 километрах от Красного берега около моста через реку Молмыс.

03-f6
 

В 14:35 мы встали у лавочки с грибком для того что бы выпить чайку перекусить и немного размять ноги.

Вот здесь мы встречаемся с двумя местными покорителями бездорожья, вышедшими из леса и спускающихся по дороге на встречу к нам.

Где-то в верховьях реки Молмыс у них сломался самодельный болотоход «переломка». Оставив с ним одного человека, они пошли пешком, в надежде по пути встретить попутку, за помощью в Соликамск. Пройдя с их слов около 40 километров, они заметно уставшие подходили к грибку.

После непродолжительной беседы с ними, у нас осталось множество вопросов и практически ни одного ответа.

Во-первых, они нам практически гарантировали невозможность доехать и подняться на Кваркуш на машине с нашей подготовкой на 31-х колесах.

Во-вторых, они были первыми, кто нам категорично заявлял о невозможности подъезда к скалам под названием «Три брата» на машине с нашей подготовкой, апеллируя опять же только к возможностям болотохода.

Хотя автотуристы из Ижевска, выложившие нам так называемый «трек» проезда ни словом не обмолвились, что из себя представляет плато Кваркуш, с точки зрения пересечения его на машине.

Максимум, что мы могли себе представить, так это что-то связанное с преодолением камней, к примеру, как на Умбозерском перевале в Хибинах.

Ну и последнее. На вопрос, а все-таки на чем реально можно подъехать – ответ был для нас практически смертельным приговором - минимум на колесах соответствующих размерам опять же болотохода и желательно не в одну машину.

Единственное, что мы от них конкретно услышали так это совет ехать к плато через Молмыс, а не через Ошмас.

Но это уж и вовсе не совпадало с нашим вариантом маршрута. Прощаясь с ними, у нас появилось еще больше вопросов и никаких ответов на них.

Так что после небольшого отдыха, допиваем чай и едем дальше.

Через десять километров проезжаем реку Быстрая, а к 17:10, проехав еще пять километров, подъезжаем к развилке дорог.

Прямо идет дорога на Молмыс, а влево уходит на Золотанку.

Здесь мы встречаем мотоциклиста и хоть это далеко не наш транспорт, все-таки пытаемся получить от него хоть что-нибудь более конкретное.

Но все тщетно. Опять мы слышим всю ту же песню о невозможности для нас достичь плато, и абсолютно ничего конкретного для нас.

Принимается решение ехать все-таки по ранее намеченному маршруту через Ошмас, то есть уходить левее по основному грейдеру.

03-f7
 

Через 10 километров после развилки мы пересекаем реку Кабайку, а еще примерно через 15 проезжаем реку Язьву.

По дороге встречаемся еще с двумя встречными машинами.

Первая – это «Патриот» из населенного пункта Золотанка.

Но эта встреча нам абсолютно ничего не давала.

Водитель хоть и был из местных, но кроме слов о том, что где-то есть какой-то съезд ничего так и не сказал.

А вот вторая, она же была и последней, с водителем Шевроле Блейзер.

Эта беседа была хоть и далеко не оптимистичной для нас, но зато обладала некоторой конкретикой.

Рядом с нами стоял очень серьезно лифтованный Шевроле Блейзер, ни много ни мало на 37-х колесах.

После того как мы объяснили водителю этого очень серьезного аппарата, что нас интересует, он еще раз окинул профессиональным взглядом наш автомобиль и на его лице появилась тень нескрываемой иронии.

Прошло еще некоторое время, и мы услышали вновь  почти слово в слово все то, что слышали от его предшественников.

Но в отличие от них, убедившись в нашей неотступности, он обрисовал нам все-таки место съезда с основного грейдера и кратко рассказал о возможных и многочисленных трудностях дороги, сильно разбитой вывозом леса. На прощание, охарактеризовав нас как отчаянных и непоколебимых, пожелал удачи, и мы разъехались в разные стороны.

Проехав после реки Быстрая Золотянка еще с километр, сворачиваем направо, а еще через 500 метров делаем поворот уже с основного грейдера к броду реки Ошмас.

Это уже была совсем другая дорога, пока еще приличного вида, но уже ведущая нас к новым испытаниям.

И первое из них не заставило себя долго ждать.

03f8
 

Это был объезд на косогоре с довольно не приятным креном.

Он был взят без особых проблем, но заставил меня не раз выйти из машины и сделать кой какие маневры, а главное немного все-таки пощекотать нервы.

Проехав дальше 200 метров, выезжаем на довольно большую площадку.

Здесь мы поставили отремонтированную грязевую резину и встали на ночевку.

03f9
 
Четвертый день

Утро четвертого дня нашего путешествия началось в 8:20 и было самым обыкновенным. Правда, это все только, что касается метеорологии.

Никакого дождя, а главное даже какого-нибудь намека на дождь. Это конечно было очень хорошо. Почти как в песне про прекрасную Маркизу.

Но не совсем. Первое, что нам пришлось сделать при выезде - это, как и всегда, пройтись пешком по будущей траектории движения. Но это все-таки далеко не 100% панацея от всевозможных проблем.

Саша как всегда с камерой впереди, а я за рулем выполняю его команды. И здесь, справедливости ради, должен признаться, видимо не всегда хорошо выполняю. На первом же препятствии из бревен я застрял.

04f10
 

Без помощи лебедки не обошлось.

Это была моя чисто профессиональная ошибка.

Видимо сказываются все-таки годичные внедорожные перерывы между путешествиями.

Немного как уже было сказано, поработав с лебедкой, едем дальше. Опыт все-таки быстро возвращается и дальнейшая езда по беспорядочно разбросанным бревнам прошла нормально.

Через два километра подъезжаем к броду через реку Ошмас, абсолютно не представляющий никаких проблем. Берем его и едем с хорошим настроением дальше.

04f11

Но недолго нам пришлось радоваться и расслабляться. Всего лишь через сто с небольшим метров ровного грунта после брода, начинаются уже настоящие препятствия.

Пред нашим взором было глиняное месиво. Из него беспорядочно торчали, где попало бревна. Представлялась картина еще совсем недавней тяжелой борьбы лесовозов по вывозу леса, и последствий этих вывозов, на так называемой дороге по всей ее ширине.

04f12

Перед нами вставал только один вопрос - способны ли мы справиться с тем о чем нас предупреждал водитель Шевроле еще вчера!? Хватит ли у нас духа и способностей, проехать там где, по словам местных джиперов, проезжают не в одиночку и совсем с другой подготовкой!?

В итоге принимается решение, суть которого заключалось в следующем. То, что нельзя взять чисто техническим напором, еще не означает, что его невозможно преодолеть головой.

Мы немало здесь попыхтели. Пришлось поработать, как было сказано выше, и головой. Без лебедки тоже конечно не обошлось.

Но уверенное взятие этого глиняного месива, хоть и с применением лебедки, доказало правильность наших мыслей и придало нам сил и уверенности в достижении поставленной цели. Немного перекусив и выпив по чашке чая, окрыленные успехом, хоть пока и незначительным, поехали дальше навстречу еще боле серьезным препятствиям, о которых конечно мы могли только догадываться, памятуя предупреждения водителя Шевроле Блейзер. Но пока все шло довольно предсказуемо. Количество разнообразного леса сваленного и перемешанного с глиной все становилось меньше.

04f13

В итоге дорога скоро совсем освободилась от многочисленных завалов сваленного как попало лесовозами леса. Правда. все чаще стали появляться многочисленные глубокие лужи в разбитых глиняных колеях.

А через несколько сотен метров, когда начался заметный подъем, появилась возможность ехать по подсохшим гребням глубоких колей.

Но это обстоятельство быстро было осложнено появившимися огромными промоинами местами до метра и более, идущими вдоль эти колей, по гребням которых мы ехали.

Так, что сотни метров езды вдоль таких глубоких промоин, немало заставили выделить адреналина.

04f14

Дело в том, что по различным причинам, время от времени, в зависимости от ситуации, приходилось еще и переезжать их с одной стороны на другую. Машина в эти моменты не редко опиралась далеко не на все четыре колеса, сильно кренилась. Достаточно было одного неправильного действия рулем тормозами и сцеплением, что бы, мягко выражаясь, просто лечь на бок, да еще в промоину глубиной с полметра. Порой на каждый такой маневр у нас уходили десятки минут.

Так, что средняя скорость движения здесь упала до невероятно малого уровня, всего два-три километра в час. Но мы все-таки двигались вперед к намеченной цели. И это нас вдохновляло.

Наконец с очередным подъемом дорога изменилась. Закончились глубокие промоины и мы уже облегченно вздохнули.

Но появилась другая не менее серьезная проблема. Это глубокие и длинные колеи, залитые глиняной жижей. В них конечно не упадешь, но застряв, что называется по уши, можно сидеть очень долго. А нам еще предстояло проехать не один десяток километров.

Еще находясь в Москве, памятуя глиняные участки бездорожья Инзерских зубчаток, на которых мы были на Урале в 2019 году, купили цепи.

Выбравшись на очередной относительно сухой участок дороги, и встав на гребни лесовозных колей, останавливаемся и делаем очередную разведку предстоящего проезда пешком и в болотных сапогах. Кстати о сапогах, далее мы их уже вообще больше до самой остановки на ночевку так и не снимали.

Ситуация была похожа на ту, что мы видели после проезда брода с наваленными как попало бревнами. Только, что бревен здесь не было, зато было достаточно глиняной жижи, как по ширине, так и по всей длине этого участка дороги не много ни мало метров под 100.

Принимается однозначное решение.

Пора доставать цепи. Пришел их час! А что из этого получится - покажет нам дорога.

04f15
 

Надеваем в соответствии с инструкцией. Правда с той только разницей, что не на идеально чистое колесо, и демонстрационно чистом асфальте, а на глиняном грунте. Правда сухом, но разница ощущается, как вы сами понимаете, как черное и белое.

Начинаем движение вперед. Скажу сразу, эффект ощущается заметный, вот только качество цепей вызвало у меня подозрение еще в момент их надевания.

Результат, конечно, говорит сам за себя. Работа задних колес ощущается как на асфальте.

Ну, почти как на асфальте.

Передние конечно юзят без цепей, Но мы побоялись ставить и на передние из-за слишком небольшого зазора над колесом. Машина то ведь у нас в стандартном исполнении.

Но и на задних колесах цепи делали свое дело на все пять баллов.

Кстати о цепях. Подозрения о качестве их оказались, к сожалению, не беспочвенными. И следующую поездку будем брать цепи все-таки более мощные. А надевать их все-таки надо в приподнятом варианте, когда колесо можно свободно крутить и контролировать плотность прилегания к резине. Тем более, что по времени в итоге разница будет не большая, а вот в качестве установки, явно будет достигнут выигрыш.

Почувствовав себя, более уверенно прибавилась немного и скорость движения.

Но, возможно эта уверенность и подвела в следующем длинном и глубоком глиняном месиве. Проезжая его у меня не хватило все-таки выдержки, нервы немного дрогнули и при возможно большей чем этого требовала ситуация, подачи газа, я выехал все-таки на пределе возможностей. Но цепь, не выдержала и порвалась.

04f16
 

В этот момент, как признался потом, много позже, Александр, он стал терять уверенность и где-то внутри стали закрадываться мысли о реальности задуманного предприятия.

Проехав еще чуть- чуть, до ровного и почти сухого места, останавливаюсь. Осматривается машина. Обнаруживается потеря цепи с левого заднего колеса. Хорошо, что еще само колесо не повреждено и все, что с ним связанно в норме. Ведь именно это же колесо клеилось около населенного пункта Сим.

Да, как хорошо нас выручали цепи! Может быть, попробовать поискать!?

Вспоминается случай из жизни, когда я нашел часы в торфяном озере, а здесь цепь и всего лишь в луже! Да, большой и безобразно выглядевшей, но все-таки это не озеро. Надо попробовать поискать. И представляете – нашел!!!!

Но радость наша была преждевременной. Место крепления в круг, было испорчено, и надо было что-то придумать, ехать с цепью на одном колесе нельзя по многим обстоятельствам.

После недолгих размышлений цепь на левом колесе все-таки была отремонтирована и закреплена.

Мы снова ехали навстречу нашим планам.

Правда езда на отремонтированной цепи не очень внушала доверие. Но дорога подымалась, постепенно вверх, глиняной жижи становилось меньше. Так, что примерно через три километра приходим к решению - вполне реально дальше ехать и без цепей, тем более что на левом она еще и не надежна, со всеми вытекающими последствиями в случае обрыва.

Но как это потом выяснилось, не долго был грунт относительно сухой.

04f16a
 

Снова начались лужи, а это означало постоянные выходы из машины, в том числе и мне водителю. А уж про Александра и вовсе нет речи, ему еще к тому же и как оператору приходилось быть постоянно то впереди, машины, ведя съемку, заодно подсказывая траекторию движения, то вести съемку сбоку или сзади. Нас же ведь в экипаже всего двое.

04f17
 

На одном из участков движения, мое внимание привлекли огромные то ли собачьи то ли волчьи следы. Но честно говоря, было не до них. А вот когда Саша позвал и обратил мое внимание уже на совсем другие следы и их размеры. Пришлось задуматься о том, как бы не встретиться с хозяином этих следов.

04f18
 

Да, встреча с медведем была не желательна, хотя признаюсь вам, что где-то в глубине души моей лично меня интриговала, но и отсутствие ее тоже не расстраивало, нам и без такой встречи с косолапым было не скучно.

А вот, что точно меня пугало и настораживало, по-настоящему, так это что-нибудь из более сложных и непредвиденных ситуаций на дороге. Так, что продолжаем наше движение и стараемся быть максимально осторожными и внимательными.

Примерно за час, как это потом выяснилось до предстоящей стоянки, мы встречаем движущийся нам навстречу лифтованный на 37 колесах Ниссан Патрол.

Конечно, состоялся небольшой разговор, при котором в восторженных формах, мы выражали свои восхищения по поводу не соизмеримых с нами возможностей Ниссана. На что экипаж Патрола нас быстро успокоил и даже обрадовал, объявив, что самые трудные участки у нас позади, а вот ему придется постоянно тормозить и ждать все время отстающие два экипажа Лендровера Дефендера, тянущего за собой на буксире Уаз Патриот. А так же добавили, что до Цепельских полян не более десяти километров дороги, да еще к тому же не представляющей особых трудностей, для водителей и машин добравшихся сюда.

А после Цепельских полян вообще никаких проблем, спуск вдоль реки Жигалан на другую сторону Уральского хребта требует только аккуратности и не более того.

Такая информация настолько нас обрадовала и лишила бдительности, что мы даже не поинтересовались деталями проезда через плато Кваркуш к реке Жигалан. И как показала история много позже – это была наша роковая ошибка.

Ободрённые такой информацией мы поехали дальше. Проехав с километр встретились с двумя экипажами о которых нами и говорил водитель Ниссана - Ледровер Дифендер и тащившийся за ним на буксире Уаз Патриот. Конечно, такие встречи да еще в таких местах, придают водителям особые не передаваемые чувства. Ребята, как они представились нам были из Североуральска. Это была целая компания. Они много рассказывали о дороге, но, к сожалению, ничего конкретного, а мы от радости встречи, поверив в то, что дальше у нас никаких особых проблем не предвидится, так и не спросили самого главного. Где все же и как они переезжали Уральский хребет, если конечно они действительно ехали из Североуральска и действительно через плато Кваркуш.

Конечно, нас еще очень сбило с толку обстоятельство тянущегося на буксире Уаза. Ну как же, уж если проехали с таким прицепом, о чем можно тогда спрашивать!? Только много позже мы совершенно точно поняли, что мы многого здесь не знали, а это многое и было очень важным.

Оставалось только одно не расслабляться и быть внимательными. Примерно через сорок пятьдесят минут мы подъезжали к скалам, у которых и сделали ночевку. Модернизированный кемпер, с встроенной газовой плитой и множеством всевозможных ящичков, заметно экономил время приготовления ужина, предоставляя больше возможностей для фотосессии. Что мы конечно всегда и старались использовать. Вот и сегодня, учитывая возможности кемпера со светом внутри, пока не зашло солнце успели даже слетать на квадрокоптере. И уже после захода солнца абсолютно не спеша, заходим внутрь освещаемого нашего мини домика на ужин. Без костра тоже правда не обошлось. Вспоминалось путешествие 2018  по Кольскому п\о участниками  которого тогда  были Витас и Бажена из Польши,  пытались представить каким будет завтрашний день и мечтали о будущих путешествиях. Так закончился четвертый очень не простой день нашего путешествия.

04f19

Пятый день

Пятый день путешествия, начинался в 7 часов утра абсолютно самым обыкновенным ничем не примечательным выездом с места ночевки. Погода нас пока радовала своей стабильностью и мы, не теряя времени, поехали дальше. До Цепельских полян дорога была хоть и с более твердым грунтом, зато далеко не радовала предельной для нас глубиной колеи и крупными камнями, торчащими в изобилии и заставляющими много маневрировать. Это здорово тормозило темп движения, который и без того желал быть лучшим. Но это еще не все.

Пробираясь по объездным дорогам через лес, все чаще приходилось пользоваться бензопилой, и как это часто бывает, в самый не подходящий момент, она приказала долго жить.

Развалился подшипник шины. Требовалась элементарная замена шины. Но ее у нас не было. Вот так мы остались теперь еще и без бензопилы.

А ведь она нам могла еще очень понадобиться!

Да, на такой дороге остаться без цепей и бензопилы, это уже обстоятельства, заставляющие серьезно задуматься.

После недолгих размышлений, принимается решение ехать дальше.

На одном из многочисленных и непростых поворотов объездных дорог, в борьбе с бездорожьем мы даже не заметили, как оторвали передний правый расширитель крыла.

05f20
 

Только проехав еще 200-300 метров, после очередных маневров, остановившись для осмотра новых препятствий, выйдя из машины, Александр обращает внимание на отсутствующий правый расширитель крыла.

Приходится идти за оторванным расширителем.

Но на дороге его нет, и это начинает серьезно меня раздражать.

Вчера в огромной глиняной жиже, довольно быстро находится цепь.

А тут?

Расширитель крыла.

Деталь совсем не маленьких размеров.

Я рассчитывал просто быстро вернуться и подобрать его где-нибудь на дороге или в колее.

В итоге на поиски расширителя ушло около получаса. Но он так и не был найден.

Это была первая наша жертва принесенная Уралу, и как потом выяснилось, далеко не последняя.

Однако делать было нечего, гореванием о потере, делу не поможешь, надо было ехать дальше.

Дорога шла, как и прежде через лес, петляя между деревьями. Плотный нависающий на колею кустарник тоже представлял достаточно проблем. Он серьезно угрожал лакокрасочному покрытию нашего автомобиля, вынуждая не редко работать топором. И, к сожалению одних рук, для этой работы, часто не хватало. Приходилось заниматься удерживанием веток и рубкой кустарника вдвоем. Все это опять отнимало немало времени.

05f21
 

В итоге примерно к часу дня мы были на Цепельских полянах. Это было ничем не примечательное место с одиноко стоящими двумя безобразными бараками.

Правда, водителям, которых мы встретили вчера, почему-то хотелось их называть домиками.

Какую роль они в реальной жизни тут выполняли, трудно было даже себе представить.

Это были заброшенные бараки, вокруг которых была самая элементарная помойка. Перед дверью валялось несколько 30ти литровых пластиковых бочек и куча разного мусора. На стене одного из бараков была прикреплена какая-то старая обветшалая схема. Посередине поляны стоял на четырех столбах дощатый настил, выполняющий роль большого стола.

Вот так выглядели эти так называемые домики, где мы все-таки решили остановиться на обед и воспользоваться импровизированным столом. 

05f22

 Время-то было обеденным.

Быстро покончив с обедом, выезжаем в сторону подъема к плато.

Перед самым подъемом на плато дорога еще раз преподнесла некоторые небольшие проблемы, связанные с креном машины на косогорах. Но это были уже препятствия несоизмеримые по своей сложности с теми, которые остались у нас позади.

В четвертом часу мы уже ехали по плато Кваркуш.

Вскоре слева от нас на горизонте, появились пока еле заметные Камни под названием «Три брата».

05f23

Ничего не подозревая едем в хорошем темпе и таком же превосходном настроении к горе Гошьянмык, где рассчитывали сделать остановку, исходя из чисто морально психологических чувств.

Не каждый же день приходится подыматься на плато Уральских гор.

Потом подъехать к «Трем братьям», а далее приступить к спуску в сторону реки Жигалан.

В самый последний момент подъезда к горе, радость перспективной победы настолько переполняет наши сердца, что в какой-то момент теряется элементарная бдительность, и мы сразу без остановки решаем ехать к скалам.

Как выяснилось чуть позже – это наспех принятое решение, могло бы нам стоить очень серьезных последствий. Спасает только самое простое чувство машины с увязающими колесами в мокром травяном покрове болота. Еще бы чуть- чуть и мы бы надолго здесь застряли. Приспособление к установке лебедки на корму у нас конечно было. Вот только самого главного здесь не было, за что цепляться лебедке. Выскакиваем из машины. Быстро оцениваем очень зыбкую травяную поверхность торфяного болота и на пределе задним ходом выскакиваем метров на пятьдесят назад.

05f24

Облегченно вздыхаем. Приходим в себя. Начинаем размышлять. Вспоминается категоричное предупреждение двух покорителей бездорожья у грибка перед мостом через Молмыс о невозможности подъезда на нашей машине в базовом варианте к «Трем братьям». Вот теперь мы начинаем полностью понимать актуальность того предупреждения.

Только как же тогда понимать трек, который нам скинул коллега автотурист из Ижевского внедорожного клуба!? Ведь я же с ним лично, по телефону, говорил и всего за месяц до выезда, о наших планах, суть которых было проехать через Кваркуш к дорогам, идущим вдоль Жигалана?

Да, возникает много вопросов и ни одного ответа.

Решаем сделать разведку пешком к «Трем братьям», А заодно посмотреть, как выглядит проезд соответствующий треку.

Пешком к скалам, конечно, мы прошли без всякого трека, а вот все остальное, что мы здесь увидели, огорчило нас окончательно и очень здорово.

05f25

Во-первых, ничего кроме огромных колей, минимум полуметровой глубины и к тому же залитых водой, уходящих в сторону Жигалана не было.

Во-вторых, везде было оставлено очень много следов от квадроциклов, но приехавших к скалам со стороны Золотанки.

Многочисленные следы оставленные ими, лишний раз подтверждали безрезультатную попытку найти здесь хоть какой-нибудь проезд через болото к Жигалану.

Около двух с половиной часов, мы безрезультатно мотались пешком по болотистому плато, пытаясь найти хоть что-нибудь похожее на проезд от Гошьянмыка, где мы оставили машину, до «Трех братьев». Но все наши усилия оказались бесполезными.

05f26
 

На последок даже не поленились пройтись по огромным камням вдоль подножья горы Гошьянмык рассчитывая на возможность проезда по ним. Но, они были все-таки слишком огромны для колес нашего Хайлюкса.

Примерно 18:30, когда мы уже возвращались от «Трех братьев» к машине, вдруг увидели как к скалам со стороны Золотанки подъезжала группа автотуристов. В тот момент в нашем сознании они ассоциировались со спасательным кругом, брошенным утопающему человеку. Мы бежали к ним только с одним желанием, успеть добежать, пока они фотографировались и не уехали.

Наконец мы стояли рядом с двумя квадриками, шести –колесным вездеходом, неизвестной марки, и лифтованного на портальных мостах, с колесами 40 размера, 80того Круйзера. Это обстоятельство конечно придавало немало надежд на успех.

05f27
 

Меня переполняло внутреннее чувство радости об окончании бесконечных поисков неизвестного места переезда плато.

Да, мы были очень рады этой встречи, и ждали от нее очень много и конечно самого главного, спасительного ответа на все накопившиеся вопросы.

Но фортуна как известна слепа. И наши коллеги автотуристы, к сожалению, от нее мало чем отличались.

Мы не узнали от них, абсолютно ничего.

В разговоре с нами чувствовалась неприкрытая ирония, к оценке тому, на чем мы сюда приехали, и тем более о наших дальнейших планах, связанных с проездом к Жигалану. Они пафосно с профессиональным видом апеллировали к треку, известному всем кроме нас, якобы ведущему туда куда мы и спрашивали. А когда мы им в категоричной форме заявили об их заблуждение по поводу трека, который давно уже не соответствует жизни, спеси немного поубавилось. Зато появилась некая обида на то, что мы не хуже их знаем реальное положение дел в районе трека.

Кстати, здесь, в разговоре с ними, о треке и месту проезда к нашему Хайлюксу, проявилась интересная деталь.

Поехали то они от этих скал к дороге, не через место стоянки нашего авто у подножья горы Гашьянмык, а перпендикулярно к дороге, что как потом выяснилось, соответствовало самому сухому и надежному варианту переезда болота на плато Кваркуш!

Что же касается помощи, на которую я уже стал догадываться, вряд ли можно надеется. Она все-таки была предложена одной из женщин, из многочисленной компании.

Нас соглашались перевести через болото к дороге именно здесь, а не там где остался наш Хайлюкс.

Что совершенно для нас было бесполезным и напоминало сюжет известной басни про журавля и лисицу.

Вот если бы они согласились подстраховать нас, во время проезда по болоту, сюда, где мы общались – это действительно была бы серьезная помощь.

Тем более что для них она могла бы вообще ничего не стоить, ведь мы рассчитывали проехать все-таки сами. Но об этом, к сожалению, не было даже и намека.

Вспоминая много позже эту встречу – мне показалось, предложи я тогда что-нибудь серьезное в качестве компенсации за оказанную услугу, и проблема была бы решена. Но кто тогда, мог бы подумать о существовании такого варианта расплаты за помощь, здесь и в таких ситуациях!? Хотя может быть я и очень здорово ошибаюсь.

В итоге все кончилось намного более прозаичней. Болото на своей технике они преодолели как асфальт, а мы поспешили пешком к своему авто.

Увидев, как они после небольшой остановки, поехали в горы, нам показалось, что это и есть тот маршрут объезда, о котором мы спрашивали.

Попытка догнать и еще кое о чем спросить, не увенчалась успехом. Возможности передвижения по камням были не равны, и мы вынуждены были возвращаться обратно.

На траверзе «Трех братьев» остановились, я взял рацию и пошел к скалам, еще раз попробовать найти все-таки вариант проезда. Пройдя полтора километров и дойдя до ручья Рассохи в торфяном русле, прихожу к выводу, что в одну машину без подстраховки это представляет огромный риск.

Здесь не было абсолютно ничего, за что можно было бы в критический момент зацепиться лебедкой. А второй машины у нас не было.

Обидно, что называется до слез, но приходится все-таки возвращаться к машине. Напоследок решили слетать на квадрокоптере. Но и здесь нас преследует неудача. Сколько мы не мучились, квадрик так и не смог откалиброваться. Время уже приближалось к надвигающимся сумеркам. А спускаться по далеко не асфальтовой дороге, занятие рискованное. Так, что надо было торопиться. Встать на ночевку было желательно у бараков на Цепельских полянах.

Это единственное, что в этот день нам удалось. Дорога была известна, и мы довольно быстро добрались до цели. В сумерках останавливаемся на том же месте, где еще сегодня днем обедали.

Солнце к тому времени ушло за горизонт, но теперь это уже нас абсолютно не пугало. Включив свет в домике, быстро готовим ужин. Теперь, когда уже все в прошлом, можно спокойно подумать и проанализировать причину нашей неудачи на плато Кваркуше, а заодно подумать о планах на завтра.

Был у нас конечно вариант с поиском на следующий день способов преодоления плато, тогда и ночевка была бы там же.

Но мы не знали, сколько в нашем распоряжении сухих дней. Дождей уже давно не было так, что они могли начаться в любое время. И если мы все-таки не нашли бы приемлемого варианта пересечения или объезда плато, пришлось возвращаться обратно, по хоть и известной, но далеко не простой дороге, к тому же теперь уже и без цепей, и бензопилы.

Отсутствие же дождей, нам никто не гарантировал. А спускаться во время дождя по скользкой глине, вдоль огромных промоин без цепей!? Это вариант не для слабонервных. Что-то похожее мы уже испытали на Инзерских зубчатках, но здесь дорога была на порядок сложнее.

Так что, спокойно обдумав ситуацию, решили, что принятое еще на плато решение о возврате и ночевки на Цепельских полянах, хоть и очень обидное, но все-таки правильное.

Остается подвести итог. Подъем на плато Кваркуш на автомобиле  в почти  базовой комплектации, одним экипажем, состоящим из двух человек. Абсолютно без всякой помощи, и какой либо страховки, прошел отлично! Но нас, к сожалению, такая Виктория,

Не радовала, а даже больше огорчала.

Вот на таких грустных и печальных нотах, кончался пятый день нашего путешествия. Посмотрим, чем нас порадует шестой.

Шестой день

Шестой день начался очень рано. Мы явно боялись быть накрытыми дождями во время спуска.

Так что в пять часов местного времени, мы уже заканчивали утренний туалет и готовились так же быстро покончить с завтраком.

В итоге через 15 минут мы уже ехали по известной нам дороге. По пути у нас конечно были некоторые проблемы в частности по объезду деревьев в обратном направлении, но в целом скорость движения все-таки была заметно больше.

Как потом выяснилось на одном из таких участков, второпях я все-таки немного, но помял снизу задние крылья. Из примечательных сюжетов на обратном пути, можно, пожалуй, отметить четыре.

Первый относится к месту, где еще позавчера, проходя его с цепями на задних колесах, я порвал цепь, но все-таки проехал.

По иронии судьбы именно здесь встречаемся с лифтованным и на 35-х колесах Уазом Патриот.

Сегодня, пройти это же место, но без цепей, будет заметно сложнее. Задача осложняется еще и тем, что водитель Уаза без всякой разведки и общения с нами на параллельном встречном курсе, капитально засаживает в глиняное месиво свой Уаз. Теперь мы просто обязаны его пройти.

06f28

В общем, собравшись, я прохожу его, и как это ни удивительно, довольно уверенно. Остается только еще выдернуть Уаз. Но это уже как говорится дело техники! Цеплям к Хайлюксу трос и через несколько секунд Патриот стоит там же где и был еще десять минут назад, перед лужей.

Мы не стали смотреть как он возьмет препятствие, которое мы взяли на 31ых колесах, дабы он был все-таки лифтован и на 35 ых. Это очень серьезная разница между нами и им для прохождения бездорожья. Так что смотреть тут было не на что.

Второй эпизод был связан с местом, перед которым мы позавчера одевали цепи. Здесь стоит отметить исключительно точную совместную работу. Как помощника, ювелирно подающего команды водителю машины, то есть Александра, так и самого водителя, точно исполняющего команды.

Третий эпизод, заслуживающий внимание конечно относится к прохождению по колеям, вдоль которых шли глубокие промоины.

Ну и четвертый, позавчера он был первым и очень серьезным испытанием на нашем пути после реки Ошмус.

Как вы помните из описания о четвертом дне нашего путешествия,– это было огромное глиняное месиво вперемешку с торчащими бревнами, где нам серьезную услугу оказала лебедка.

Теперь мы прошли его, как и предыдущие три на порядок быстрее и опять же без лебедки, благодаря все той же, четкой и слаженной работы помощника и водителя.

06f29

Дальше была река Ошмус, брод через которую, абсолютно не представлял никаких проблем.

Переехав реку, встали здесь же на берегу отдохнуть, после столь не простого путешествия, где мы отмылись, постирались и не спеша, пообедав, отправились дальше.

Восстановленный опыт езды по бездорожью, сразу сказался и на прохождении разбросанных бревен на дороге, где позавчера тоже не обошлось без лебедки, а сегодня мы их прошли даже без остановки на осмотр дороги.

До выезда на грейдер, ведущий нас к деревне Золотанка, оставалось чуть больше двух километров. Уверенно проезжаем не очень приятное место, связанное с креном Хайлюкса и через считанные сотни метров стоим на шикарном грейдере.
 Единственная и незабываемая достопримечательность этого грейдера, километровые штабеля безжалостно вырубаемого леса.

06f30

Остается только поражаться жадности и безжалостности наших бизнесменов, их высокопоставленных и могущественных покровителей из правительства, с чьего разрешения все это и происходит. Но это уже как говорится отдельная тема, на которую правда, не обращать внимания, Русскому человеку, да и просто автотуристу невозможно.

К 14:15 мы были в деревне с таким интригующим названием- Золотанка.

06f31
 

Не знаю как когда-то, но сейчас, кроме экзотического имени и невероятной нищеты мы здесь ничего не увидели. К примеру, продовольственный магазин. Он в таком состоянии, что если вы его здесь никогда не видели, то обнаружить эту развалюху в бурьяне и кучах мусора реально только с 10метров и не более. Мы, к примеру, находясь на дороге, где он был, нашли его только с помощью местной провожатой.

Зато здесь есть бесплатный телефон спутниковой связи.

О его существовании нам подсказала продавщица магазина. Когда мы, ничего не подозревая, посетовали на отсутствии сотовой связи и невозможности дать о себе знать.

В деревне, где дома на ладан дышат, с таким магазином!? Мы не верили своим ушам, а когда подошли к тарелке спутниковой связи, глазам.

Фантастика!!! Проверяем.

Действительно работает, бесплатно качественно и даже без ограничения разговора по времени.

Да, правительство помнит о своем народе и любит его. А вдруг понадобится помощь!? Мы же живем в 21веке, когда летают вертолеты. Это к простому-то крестьянину!?

Смешно. Да.

Но не совсем.

До Красновишерска по грейдеру около 120км. А до Соликамска еще больше и грейдер на порядок хуже.

Ну да ладно, малость посмеялись, газировки купили, пора искать дорогу идущую вдоль Улса.

Но в Золотанке, где на единственной дороге абсолютное безлюдье, у нас это  получилось не быстро. Наконец, в самом конце дороги, появился живой человек. Пока он не исчез, спешим к нему спросить, где выезд из деревни на дорогу, идущую вдоль Улса.

И опять начинается уже знакомый монолог о том, что мы на своей машине никуда не проедем, поэтому и нечего нам что-нибудь рассказывать. С великим трудом обращаем его внимание, на имеющуюся лебедку, рассказываем о том, что мы сюда приехали с Кваркуша. Наконец, ловим на его лице, какой-то еле уловимый оттенок, иронии вперемежку с уважением и жалостью. В результате после непродолжительного раздумья, он показывает все-таки место выезда из деревни в сторону дороги идущей в интересующем нас направлении.

Только не подумайте, что это происходило из-за беспокойства за нас или того хуже, перспективы оказания нам помощи.

Нет, здесь это совершенно не принято. Когда мы не раз стояли на грейдере по различным техническим причинам, по собственной инициативе, рядом останавливались с вопросом о помощи, машины только средней полосы России и не одной 59региона. Не знаю, может быть здесь это само собой разумеющееся? Но меня это, мягко говоря, очень удивляло. По крайней мере, на Кольском, я такого не замечал. Наоборот - сколько угодно и особенно среди местных

В итоге в конце деревни мы повернули направо и поехали по дороге с огромными колеями. Петляя по лесу, она все больше и больше походила на полигон для соревнований супервнедрожников с колесами 40го и большего размера. Да, следов вывоза леса мы не увидели, но природе от этого, к сожалению легче не стало.

И нам тоже.

Базовая подготовка нашей машины мало соответствовала данной внедорожной ситуации, но это не главное, тем более, что выбора у нас все равно не было.

При подъеме на Кваркуш мы уже доказали, что недостаток технических возможностей машины, вполне может быть компенсирован умелыми руками и соответствующей головой.

Тем более, что на дороге время от времени попадались участки с прекрасным состоянием, заметно согревающем наши души. Единственным неприятным обстоятельством, не дающим нам покоя, здесь было полное отсутствие, конкретики. Что попахивало голым авантюризмом.

Примерно к 18ти часам останавливаемся выпить кофейку и немного перекусить, а заодно и как следует подумать о дальнейших планах.

Перед нами вставала дилемма. И вспоминался вопрос Шекспировского героя

Быть или не быть новой попытке переезда через Уральский хребет, объезжая плато Кваркуш вдоль рек Улс и Кутим.

Шел шестой день нашего путешествия, и почти половина времени нами было уже использована.

Впереди у нас было много вопросов, и ни одного ответа.

Не только внедорожного плана, связанного с поиском неизвестного нам и наверняка не простого объезда золотоносного рудника. Мы не могли себе представить самого элементарного, а сколько еще понадобится времени для решения этой задачи!?

Кстати, не надо забывать и про цепи, которых у нас уже нет и бензопилы тоже!!!!

А состояние дороги не раз предполагало их использование. Мы конечно обошлись без, них, но время прохождения тяжелых участков стало еще больше.

Конечно, на многие интересующие нас вопросы можно бы получить ответы у местных джиперов. Но из всех нам встречающихся, конкретный ответ, мы получили только от одного. Водителя Шевроле Блейзер.

Хотя где-то в глубине души, я их даже и понимаю.

Вбухать в свой автомобиль кучу денег, потратить невероятное количество времени, а потом и нервов для его регистрации, для того что бы здесь, обыкновенному и совсем тебе незнакомому внедорожнику просто так показать место и способы преодоления препятствий!?

На это способен только человек, что называется, с большой буквы!!!

В итоге, в отсутствии, абсолютно какой-нибудь информации, приходим к выводу. Время, которое потребуется для прохождения маршрута и сам маршрут, не поддаются каким-нибудь даже самым грубым подсчетам. Обстоятельства начинают попахивать серьезной авантюрой.

06f32

Принимается окончательное и бесповоротное решение.

В 18:10 мы возвращаемся обратно.

Не доезжая до деревни, обнаруживаем съезд к реке и решаем им воспользоваться. Дорога быстро нас выводит непосредственно к берегу реки, где мы начинаем улавливать запах копченой рыбы

06f33

Но с покупкой копченой рыбы нам не повезло, хотя с местными рыбаками общение было установлено, вполне на дружеских нотах.

Вечером за общим столом, когда мы обменивались своими взглядами на жизнь, нас угощали прекрасной ухой. В основном это были люди разных специальностей, в том числе и шахтеры из Березников. Затрагивались, конечно, вопросы как экономики так и политики. Куда же от них денешься в современной России. Это же вам не прозаические времена СССР, когда можно было быть, к примеру, только шахтером. За добросовестный труд иметь уважение окружающих людей, бесплатную квартиру, хорошую зарплату и больше ни о чем не думать!

Кстати, на сколько, я помню, эта специальность в советские времена была действительно, очень уважаема и так же оплачиваема! Один из рыбаков был местным, Владимир. Воспользовавшись, случаем, рассказываем ему о наших не состоявшихся планах.

Выясняется, что нас действительно ждали очень не простые ситуации на маршруте. Так, например, с объездом рудника, но не из за каких-то административных  препятствий, а самых обыкновенных, в виде огромного рва. Естественно существуют  объезды, которые к нашему сожалению из за недостаточной информативности карты навигатора, он не смог показать. Остается только одно, запомнить всю эту информацию на слух и максимально напрягая чувство воображения представить ее живьем.

Да, к сожалению все это из области фантастики, но как говорится, спасибо и на этом.

Так, что решение наше возвращаться, оказалось правильным. Как минимум, мы бы потеряли очень много времени, все же остальное, связанное с пересечением хребта не поддается никаким расчетам.

Заканчивался шестой день нашего Уральского путешествия.

06f34
Седьмой день

Седьмой день, начался совсем неторопливыми сборами. А обнаруженное спускающее заднее левое колесо, грозило затянуть выезд на неопределенное время. После осмотра, решаем просто подкачать и ехать дальше, кто бы мог тогда подумать, что это было предтечей серьезной аварии.

06f33f

В общем, в 11:10 мы прощаемся с ребятами и покидаем место ночевки.

Перед въездом в деревню, дабы не пугать людей своим видом, немного ополоснули машину.

В 11:30 мы были уже на отличном грейдере.

Но колесо по-прежнему травит. Так, что в 12:50 останавливаемся, и снова клеим. Запаску же решили, как и в прошлый раз поставить дорожную на литом диске.

Вот только к диску надо бы серьезней отнестись.

Колодцы гаечные вычистить получше.

В общем, оказалось можно в жизни сделать невозможное, а из простого, и известного, огромную проблему.

Да….

И на старуху бывает проруха.

Через 20минут на скорости 80км мы теряем колесо.

Машину на трех колесах болтает как корову на льду.

Наконец через метров 100, а может быть и больше (нам тогда было не до измерений) останавливаемся.

Колесо в момент нашей остановки еще катится метров 50.

Мы в ужасе. Барабана нет, тормозной щиток изуродован.

Колодки, правда, на месте, тормозной цилиндр тоже.

Надо искать барабан.

Рассуждаем так – если колесо, сойдя, катится по левой стороне дороги, то и барабан надо искать там же. Но это только по теории. Искали около часа. Весь кювет исползали, а он весь в грязи неимоверной. Чего в нем только не было, сами догадались барабана!!!!!

А все потому, что забыли про практику, вот он и лежал, не на левой, а на правой стороне дороги. У всех на виду, там, где и сошло колесо. Только в отличие от колеса, прокатился пару метров и упал.

О поисках гаек и пружинках естественно и речи не было. Поблизости не видно, значит сразу, ставим на них крест.

Теперь пришла пора, как быть нам дальше

Решили очень просто.

Заглушим тормозную трубку колеса. А колесо поставим мы, вообще без барабана.

До Красновишерска поедем не спеша. Теперь ведь сзади только правым можем тормозить.

И гаек на колесах не по шесть. На двух по пять, а двум досталось только по четыре.

В итоге по моей вине мы здесь потеряли почти два часа. Получив кучу проблем, едем дальше.

Теперь на Красновишерск, вся надежда.

Хотелось там щиток нам поменять и новый барабан в придачу. Естественно шесть гаек и комплект пружинок.

В 17:50, въезжая в Красновишерск, поиск запчастей начали с гаек. О как наивны были наши планы !!!!

Нет, гайки мы купили, не сразу, правда, и не в первом магазине.

В первом жидкость тормозную мы купили.

А гайки только через полтора часа, поездив вдоволь здесь по магазинам.

В итоге поняли. Да, в Красновишерске немало мест, где могут вам помочь с ремонтом. Но!

В отсутствии же запчастей у вас – из внедорожников, ремонт реален только для Уазов.

Но в сервис все же мы зашли и, пообщавшись с мастерами.

Услышали ответ – ремонт был правильным. И 200 километров до Перми, до магазина доехать без проблем!

В реальной жизни я проехал до ремонта щитка и нормальной установки новых колодок и барабана 2000км.

Перед выездом из Красновишерска, на свободной площадке одного из автосервиса, поставили отремонтированное колесо.

Понятно, что оно не тормозит - колодками, но двигателем-то, как обычно.

В 19:26 мы покидаем Красновишерск.

Под нашими колесами уже шуршит асфальт, прекрасная, но грустная дорога, ведь мы же возвращаемся домой. Звучит для домоседа, мещанина, конечно очень странно. Но тут уж каждому свое. Одним комфорт, другим такое!!!

Что бы хватило, на всю оставшуюся жизнь.

В общем, по дороге не скучаем, как говорится, есть, что вспомнить и о чем поговорить.

В 20:40 проезжаем Соликамск, а в 21:05 Березняки.

Надо уже срочно искать место для ночевки. Как-то получалось неудобно. До Соликамска были приличные места, но было рановато. Теперь уж надо где – то срочно встать. Но здесь везде промышленный пейзаж. Конечно, с нашим домиком мы можем встать везде. Но, не на промышленном же полигоне. В итоге после речки Яйва проехав 10 минут, нашли площадку, не ахти какая. Но делать нечего, искать другие варианты слишком поздно. Здесь был у нас самый обыкновенный ужин, абсолютно не заслуживающий описания. Вот таким необычным в нашем путешествии был седьмой день.

Восьмой день

Восьмой день Уральского путешествия начался выездом на трассу в 10 часов. Теперь, на скорость нашего движения, накладывались не только ограничения дорожных знаков, но и неполноценная тормозная система. Правда, даже в этой ситуации, не адекватные дорожные знаки, тормозили наше движение заметно больше.

Через десять минут движения на дороге встречается плакат с интригующей информацией о голубых озерах. Нам бы вчера увидеть его и встать здесь на ночевку. Да,- кто бы мог подумать, что в десяти минутах езды, могут быть вот такие карьеры. Они же Голубые озера.

Для местных это вообще Мекка.

08f35

Жалко только, что мы о таких местах, где можно встать- и на обед и на ночевку, узнаем только сейчас, а не за месяц или еще раньше, общаясь с автотуристами северного Урала.

Можно бы конечно здесь остаться на денек, но психологически, мы уже настроились сегодня быть на Усьвинских столбах.

Запечатлев всю эту красоту на фото и видео, вздохнув печально с сожалением, идём к машине, едем к Усьвинским столбам.

К 12ти часам были у того места где в 19 году пытались найти проезд к Усьвинским столбам. Из местных нам тогда никто и ничего не показал.

Сегодня, увидев здесь, энергично стартовавшую Ниву, а за ней Прадо, я не стал ничего и ни у кого спрашивать. А просто сел им на хвост.

08f36

С начала они проехали по дну высохшего ручья до шлагбаума метров 200, шлагбаум был открыт. За ним была территория напоминающая лесопилку, проезжаем еще метров 100, далее под путепроводом, и  мы на грунте. По грунту до крепкого грейдера, идущего под ЛЭП около 4х километров. Здесь на грейдере, все зависело от состояния дороги, типа автомобиля, и самое главное конечно от водителя. Нива едет уверенно и быстро, Прадо наоборот и медленно. Мы не стали ни учить, ни подгонять, ни кого, просто объехали отстающий Прадо, и довольно быстро выехали на грейдер. Но расслабляться здесь все же не стоит. Налево к реке Усьва около 4х километров, направо к Нагорнскому около 15ти. Это как раз тот подъезд по грейдеру к Усьве, через Нагорнский, который мы и искали в 2019ом. От трассы до реки всего 19 километров. Но тогда нам его так никто и не показал.

Проехав по грейдеру и спустившись вниз, встаем, со всеми рядом, а дальше вдоль реки пешком, еще примерно полтора километра..

Перед нашим взором открывается потрясающая картина утеса, высотой до 120метров и длиной около километра.

08f37

В конце этой стены стоит глыба в диаметре метров 20, а высотой под 100. Под названием «Чертов палец» И в этом названии действительно, что-то есть, может от мистики, может от неба. Одно уж точно от истории земли, измеряющейся не сотней, а миллионами лет. Погода была отличная и людей, конечно, было здесь очень много, в основном из Пермского региона. Что конечно и неудивительно. Встать у реки, если решите здесь заночевать, место найдете без проблем. Для большего разнообразия можно воспользоваться еще и услугами лодочников. Если будете внимательными и осторожными, животный мир подарит вам знакомство с нередкими здесь бурундучками. В другую сторону реки Усьва есть тоже скалы, но правда меньшего размера, В общем это место, вам подарит множество незабываемых эмоций,

В 17:30 мы были у машины. Возвращались по отличному грейдеру уже через Нагорнский. У деревни поражают горы мусора.

Когда-то 30-40лет назад пустой бутылки здесь бы не найти.

То были времена другой эпохи, чего теперь о них нам вспоминать.

В 18:40 проехав 19 километров от реки по грейдеру, мы были уже на трассе.

Время нас поджимало, надо было торопиться.

Сегодня в Чусовом мы хотели посетить еще «Парк истории реки Чусовой»,

Парк находится не далеко от Дальнего востока. На траверзе его мы были где-то в 19:10.

Район так называется здесь в Чусовом.

Звучит оригинально, и с этим не поспоришь.

Пока искали Парк, мы на задворках Дальнего востока, еще минут 15 потеряли.

Оказывается, чтоб в парк попасть.

Проехать надо, через спорт – комплекс «Огонек»

Но об этом никто, конечно, не говорит и самое главное, даже сторож этого спорткомплекса.

Покуролесив, здесь немало возвращаемся снова к спорткомплексу, чертыхаясь в адрес сторожа «Огонька», проезжаем его территорию и наконец подъезжаем к воротам Парка к 20ти часам.

Формально парк уже закрыт, но вход открыт, и если вам хватает экспозиции под открытым небом, то, пожалуйста, и даже бесплатно. Чем мы и воспользовалось. В Парке много этнографических экспонатов дореволюционной и более поздней эпохи России, что и неудивительно. Парк-то не только исторический, но так же и этнографический. Дома, амбары, мастерские, магазины, пожарные комплексы, кузнечные дворы. В общем, всего не перечесть.

08f38
08f39

Если чувство воображения вас не подведет, вполне можете вернуться лет эдак на 100, а то и более, назад. Есть здесь экспонаты, относящиеся, и к самому главному периоду новой истории. Истории Советской власти, без которой бы, не было и нынешней России. Но это уже, как говорится тема не для дневника путешествия. Так, что музей, я думаю, найдет здесь своего поклонника, и не оставит равнодушным никого.

В девятом часу вечера, мы покидали музей. Перед мостом через реку Чусовую заскочили в магазинчик купить чего-нибудь не обычного на ужин. А в 21:10 мы прощались с Чусовым, но повторялась история вчерашнего дня, не было опять ничего подходящего по дороге для остановки на ночлег. В итоге через десять минут, пришлось встать под линией электропередачи, подальше от дороги на ровном и открытом месте. Благо домик это позволял. Так закончился восьмой день Уральского путешествия.

Девятый день

Девятый день нашего путешествия начался совсем непримечательно. Сегодня в наших планах было посетить Кунгурскую пещеру и паровозное кладбище.

До Кунгурской пещеры нам предстояло проехать около 110 километров. Погода в этот день совсем не вызывала каких-то романтических чувств. Над нашими головами было серое небо, и время от времени с него нам на головы сыпалась морось. Но думаю на посещение пещеры это никаким образом не должно повлиять. В 11:50 мы оставили машину на площадке, и взяли билеты в пещеру. Оставалось только дождаться времени начала экскурсии. Перед входом в пещеру есть, что посмотреть и на что потратить свободное время, а заодно и деньги. Здесь достаточно много разнообразных сувениров, так, что все будет зависеть только от вашего вкуса и величины кармана. В первом часу началась экскурсия, продолжающаяся полтора часа, в течении которых, экскурсанты проходят маршрут длиной в 1,5 километра.

Вообще о Кунгурской пещере можно говорить и рассказывать очень много. Это гордость Кунгура. И не случайно его жители гордятся этим уникальным творением природы.

09f40
09f41
09f42

Но так как это всего лишь дневник путешествия, постараюсь быть максимально кратким. По своей величине она занимает седьмое место, в мире имея, максимальную длину 5700метров, имея 58 гротов, 70 озер, 146 так называемых органных труб. Самая высокая из них, находящаяся в эфирном гроте, имеет высоту 22метра. Температура в летние месяцы здесь варьирует от +5 до -5 градусов. Возраст пещеры определен 10 – 12 тысяч лет.

В Российском государстве по приданию она была известна еще с середины 17века, когда в ее глубинах прятались первые русские поселенцы от набегов татар и башкир. Во времена правления Петра первого, Татищевым в 1736 был написан целый научный трактат об этой пещере. В 19 веке экскурсии по пещере уже не являлись редкими и обычно проводились в сопровождении крестьян из села Банное, ныне Филиповка. В 20 веке первым хранителем пещеры и водившим по ней экскурсии с 1914года по 1954 был А.Т.Хлебников.

Как я уже говорил выше о пещере можно очень много рассказывать, но думаю, если вас она заинтересовала, более подробную информацию о ней Вы сами найдете в многочисленной научно популярной литературе. Мне же лишь остается только добавить – что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так, что если будете на Урале, посетите, не пожалеете.

Мы же, отправляемся дальше. Сегодня нам осталось только посетить паровозное кладбище. Единственно, что не очень нас радует так это моросящий дождь. Проехав около 70 километров, мы подъезжаем к деревне Киселево. Здесь нас ждал не очень приятный сюрприз. Дорога после деревни уходила по глинистому, раскисшему грунту через поле к лесу, а дальше по откосу вдоль берега реки. Если бы не дождь, набиравший силу, не было бы ни каких проблем. Но по глинистому, раскисающему прямо на глазах, косогору ехать как-то не очень приятно, когда машину потихонечку подтаскивает с крутого берега в реку. Но решили все-таки рискнуть. Успеть подъехать к паровозам, и вернуться обратно, до того, как дорога раскиснет окончательно.

Но не ту-то было. К кладбищу паровозов дорогу завалили землей. И проехать, да еще и в дождь стало совершенно невозможно. После недолгих раздумий решили эти полтора километра пройти пешком. А дождь продолжал набирать силу. Каково же было наше удивление, когда пройдя 1.5 километра мы ничего не увидели.

09f43

Как оказалось позже, при выезде на асфальт, местный мотоциклист на наш вопрос куда делись паровозы!? Ответил очень просто - их уже как три года назад отправили на переплавку.

Уральские же автотуристы, за месяц до отъезда, нам давали совершенно противоположную информацию.

В общем, надо было срочно и как можно быстрей возвращаться, пока дорога совсем не размокла. Ну и конечно самое главное, удачно проехать на машине косогоры вдоль реки.

К счастью все обошлось нормально. Выскочив на асфальт перевели дух, пообщались с мотоциклистом, о котором я уже выше рассказывал, проверили тормоза, и поехали искать место для ночевки. В 21 час, проехав около ста километров, мы съезжаем с дороги на правую сторону и, немного проехав по грунту, встаем на ночевку. Таким был девятый день нашего путешествия.

Десятый день

Десятый день путешествия начался в 9 часов утра. Вернее, мы выехали в 9часов. По дороге, как и в 19 году, хотели купить мёд.

Не пропало так же желание, и отремонтировать левый тормоз в дороге, а именно в Набережных челнах или Казани. Все-таки города были не маленькие и находились на траверзе нашего движения.

По этому, сразу после выезда, связались по телефону с сервисной службой и магазинами этих городов, но все бесполезно, везде надо ждать и немало.

Так, что если у вас есть в запасе неделя, а лучше две-три то реально, А так сразу – только в Москве.

С медом тоже было не все так просто, как в Башкирии.

Там был огромный выбор, и сколько угодно. На северном Урале мы так нигде и не встретили. Ни пасеки, ни меда. Ни на трассе, ни вне трасс.

В итоге в девятом часу вечера, уже по московскому времени, не доехав, около 200 километров до Горького, встали на ночевку.

Последний 11-й день нашего путешествия начинался в 7 часов.

Проехав каких-нибудь десять-пятнадцать километров, встречаемся с местными пчеловодами и покупаем у них мед.

Правда, это уже был мед Чувашии.

Но дальше нам опять не повезло.

Приехав в Горький к 12ти часам, и рассчитывая не спеша познакомиться с экспонатами музея ГАЗа, выясняется, музей закрыт, все из-за того же пресловутого вируса.

Остается только одно, прогуляться по пешеходной улице города.

Так и сделали. На прощание зашли в одно из многочисленных здесь кафешек, выпить чашечку фирменного кофе с мороженным.

10f44
10f45

Далее бала самая обыкновенная дорога домой не представляющая какого-то интереса для описания.

В 16:40 мы были дома на даче, откуда 11 дней назад и начиналось путешествие на Урал, о чем будет более подробно рассказано и показано в фильме об этом путешествии.

Остается только добавить наши координаты:

8925-OЗ1-9721 по которым Вы можете без проблем разрешить возникшие у Вас вопросы и пожелать Вам счастливых путешествий!!!!

До свидания, до новых встреч!!!!


Комментарии
Блин, мужики! Чуток не дотянули! Мы там были 8 августа (на верху - на Вогульский ходили). 
Видели 4 машины, идущие по Кваркушу с юга на север. Погода к тому времени заметно испортилась. Дорога - не "айс", но нужно было только обойти эту гору Дошьянмык и потом на развилке уходить направо. Спуск вдоль Жигалана есть, но он чуть южнее и даже южнее 2-го Жиголана. Выезд на нормальную дорогу (от места, где вы стояли) всего в 8 км, ведущую к мосту через Улс, а там 100 км по отличной дороге (для вас) и Североуральск.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Северный Урал
еще маршруты
О Маршруте