Сирия / Автостоп | Самостоятельная поездка

Галопом по Ближнему Востоку: Турция, Сирия, Ливан и Иордания

4 - 18 декабря 2007 г.
8 день. Едем в Ливан. Проблемы на границе. Мы в Бейруте

автобус в Дамаске автобус в Дамаске
в центре Дамаска в центре Дамаска
большинство машин в Дамаске - такси большинство машин в Дамаске - такси

У нас уже сложилась стабильная схема. Утром гуляем по городу. Во второй половине дня переезжаем в другое место и поселяемся. Потом гуляем и осматриваемся в новом месте.

На этот раз отличие в том, что никак не можем решить в какую страну податься после обеда. В Ливан или в Иорданию. Значит придется решить вечером прямо на автовокзале.

Оказавшись в Дамаске, непременно нужно посетить мечеть Омейядов и старый город с рынком. С утра туда мы и направились. Передать арабский рынок словами невозможно. Это невероятно экзотическое сочетание цветов, звуков и запахов. Здесь в схожих торговых лавках могут рядом продаваться фрукты, тряпки, золотые украшения, и телевизоры. Обязательно нужно торговаться, если не хотите покупать все втридорога.

Кстати, самый простой способ торговаться, позволяющий без лишнего гемора приблизить цену к нормальной это – 1)рассмотреть интересующий товар, 2)спросить цену,3)сделать круглые глаза 4)начать уходить, сделав вид что утратили интерес. Скорее всего вам предложат гораздо меньшую цену. Далее можно либо согласиться или торговаться дальше, либо просто взять заметку эту цену и в других местах искать этот товар ориентируясь теперь в цене.

На рынке наблюдали такую картинку. Торговец нес поднос баранками. Случайно задев покупателя, потерял одну баранку и она покатилась по рынку под ногами у прохожих. Что в этом случае сделают прохожие в России – типа не заметят и пойдут дальше. Что сделал прохожий в Дамаске: догнал баранку, вернул торговцу и помог красиво разместить на подносе.

Днем ранее мы в Халебе уже видели как свежие горячие лепешки раскладывают прямо на железной ограде между тротуаром и проезжей частью. А потом их покупают местные рестораны и запаковывают в герметичные пакеты.

Пройдя рынок насквозь попадаешь прямо к главной мечети Дамаска и одной из важнейших мечетей в мире – мечети Омейядов.

Когда-то давно эта мечеть была христианским храмом. После прихода и победы мусульман храм не сразу превратили в мечеть. Долгое время там по очереди проходили христианские и мусульманские служения. Сейчас это очень уютное место для посещения. Вход для иностранцев стоит 1$. На входе все разуваются и ходят внутри без обуви. В мечети большой внутренний двор, но главное – это огромный крытый зал. В зале пол застелен коврами. Эта мечеть не только для молитв, как, например, в известных мечетях Стамбула. Сюда люди приходят просто отдохнуть и погулять. По внутреннему двору бегают дети, играя в салки. В крытом зале кто-то молится, кто-то читает книги, кто-то спит прямо на коврах, кто-то фотографируется. Чувствуется – это место служит людям, а не только для религиозных обрядов.

Потом долго сидели в Интернет кафе, выкладывали текст и фотографии. И загружали в кэш Google Earth места, которые планируем посетить. Скорость загрузки удовлетворительная. Средняя стоимость 2$ в час. На Ближнем Востоке, Интернет кафе есть в каждом городе.

Если включить в Google Earth слой «погода» то можно увидеть на карте текущую температуру и облачность. И узнать прогноз погоды на большинство городов мира. Вот мы и увидели, что завтра в Ливане ясная погода и двадцать градусов. Ливан – это Средиземное море. Мы хотим на море. Значит, едем в Ливан.

Покинули Интернет кафе и поехали на автовокзал.

Найти автобус в Бейрут(столица Ливана) не составило труда. Все происходит наоборот, вас самих быстро найдут и посадят в нужный. Билет на этот международный рейс обошелся всего 5$ на человека. На автовокзале ФИО всех отъезжающих пассажиров переписывают в журнал. Разбираться с русской фамилией обычно долго и нас двоих обычно записывают по-арабски просто как «руман». (Буквы «о» в арабском языке нет»)

Немного о попадании в Ливан. Чтобы въехать в Ливан на 48 часов виза не нужна. Если больше, то надо платить за визу 10 долларов. ВАЖНО иметь мультивизу Сирии, чтобы вернуться потом обратно. У нас она была оформлена еще в Москве.

Автобус отправился, и мы ощущали себя одной ногой в Бейруте. Но ощущение оказалось ложным. Из-за этого случилось непредвиденное.

Прошло около часа, когда мы подъехали к какому-то посту. В автобус зашел человек в форме, прошелся и посмотрел некоторые паспорта. Наши паспорта были на виду, но человек их как будто проигнорировал. Дальше автобус тронулся и мы поехали дальше. За окном промелькнул большой «duty free» супермаркет. Значит, уже граница. Мы проехали еще километров десять и остановились на другом посту. Все(и мы) вышли из автобуса и пошли в здание оформлять паспорта. К моему удивлению это был не Сирийский пост, а уже Ливанский. Я передал паспорт пограничнику. Он перелистал его, потому еще раз, потом очень внимательно просмотрел и спросил: «почему у вас отсутствует штамп выезда из Сирии?».

Мы попали.

Значит, предыдущая остановка была Сирийской границей. И мы там никак не оформлены. Нас забыли.

Я даже не знал, что ответить. Я спросил: «что нам теперь делать?»

Он ответил: «не знаю, но в Ливан вам въезд запрещен» и вернул паспорта.

Водитель автобуса сразу сгрузил наши рюкзаки, со словами «это не моя проблема» и автобус уехал в Ливан. А мы остались стоять возле пограничного поста.

Вы смотрели, фильм «Транспортер» про человека, который жил в аэропорту несколько лет, потому что паспорт был недействителен? Там есть слова: «фильм основан на реальных событиях».

А мы сейчас оказались между двух границ в непонятном статусе. В голове промелькнули ужасные мысли: сейчас либо депортируют из Сирии за нарушение пограничного режима, либо останемся жить здесь в приграничной полосе будем питаться апельсинами.

К нам подошел ливанский пограничник, выяснить в чем дело. Узнал, что русские, и стал нам помогать. Нашли нам такси. В качестве исключения ливанцы выпустили такси в нейтральную зону без оформления выезда. На нем мы доехали до Сирийского поста и явились к тем пограничникам. Пограничники позвали своего начальника. Он понял ситуацию, подумал, покурил.

И стал нам втирать, что сейчас поставит печать, но потом нас не пустят. Не сразу стало понятно, что он имеет ввиду не Сирию. Он думал, что нас не пустят в Ливан, потому что девушек в Ливан не пускают.

Но мы знаем, что в сопровождении мужа пускают, и проблемы нет.

В общем с Сирийцами все разрулилось. Мы опять приехали к Ливанскому посту. Такси обошлось в 20$

А ливанцы обрадовались , что у нас все хорошо и пригласили в гости в свою пограничную будку. Мы с ними подружились. Нас угощали чаем и лепешками, а параллельно искали среди проходящих машин нам транспорт до Бейрута. Ведь, автобус наш давно уехал.

Скоро, появился какой-то автобус и нас посадили в Бейрут бесплатно.

Дорога до Бейрута запомнилась блок постами и танками возле дороги.

Бейрут называют ближневосточным Парижем. Второй язык после арабского здесь французский. Все арабские надписи продублированы французскими.

Поймали такси до отеля. Здесь нам пригодились познания Кати. Потому что с таксистом пришлось общаться на французском.

Отель ( Talal New Hotel ) обошелся 20$ за двоих. Для Бейрута это дешево. И здесь классно. Комната уютная, с очень горячим душем и нормальной кроватью и кондиционером.

Но главное есть не просто Интернет. А бесплатный доступ к нему через WiFi. Выкладываем наши новости на сайт.

Из номера видно, как на дороге рядом с отелем дежурит автоматчик.

9 день. Бейрут - город мира и войны

разрушенный дом на набережной Бейрута разрушенный дом на набережной Бейрута
возле набережной в Бейруте возле набережной в Бейруте
БТР на набережной в Бейруте БТР на набережной в Бейруте
Pigeon Rocks - вид с набережной Бейрута Pigeon Rocks - вид с набережной Бейрута

С утра отправились гулять по городу. Погода отличная, жарко и солнечно. Очень зеленый город. Вокруг пальмы и неизвестные нам виды деревьев. Купили вкуснющих мандарин и бананов, идем жуем.

Здесь действительно очень красиво. По европейски чисто. В отличии от Сирии на улицах мало такси, и в основном личные дорогие машины. И весь день пробки как в Москве. В яхтклубе стоят огромные шикарные яхты. Дальше мы шли вдоль набережной Бейрута и глазели по сторонам.

Справа от нас был скалистый берег, о который красиво разбиваются волны. Толпа рыбаков ловит рыбу. А слева мы видели множество башенных кранов и растующие по всему городу отели-небоскребы. Цены на отдых высокие, здесь отдыхают богатые из Европы и Саудовской Аравии и Эмиратов. Над головой постоянно заходят на посадку самолеты.

А ведь всего пятнадцать месяцев назад здесь была война, шли бомбежки, и город был сильно разрушен.

И только оторвав взгляд с блистающих отелей, замечаешь на заднем плане, расстрелянные полуобвалившиеся остатки старых зданий. На некоторых еще не отреставрированных домах видны следы от снарядов.

Уж что точно нельзя не заметить - автоматчики на перекрестках. И даже бронетранспортеры. Потом мы пошли в центр города. Периметр важнейших и престижных кварталов обнесен колючей проволокой и шлагбаумами и постами. Так что пришлось пройти оцепление и проверку рюкзачка.

В центре города до сих пор большой палаточный лагерь оппозиции, обнесенный колючей проволокой.

Конечной точкой нашего пешего маршрута стали Pigeon Rocks. Это две красивые скалы у берега в центре Бейрута. Рядом городской пляж, но купается только два человека. Попробовали воду. Больше двадцати градусов! Конечно купаться!

Прибой красиво накатывает волны на скалистый берег. Под водой видны стайки рыб.

Бейрут создает впечатление города, в котором удивительным образом сочетаются обычная мирная жизнь, и какое-то военное положение. Фешенебельные отели, дорогие машины и яхты, чистота и порядок. И тут же, на перекрестке рядом с регулировщиком стоит автоматчик! А поток машин останавливается чтобы пропустить колонну военной техники через центр города.

Вечером узнали, что в этот день в Бейруте подорвали важного генерала. Опять шум на весь мир. И как всегда ничего другого о Ливане люди по телевизору не узнают…

10 День. Бейрут – пещеры, пляжи, горы. Назад в Сирию.

В вагончиках в знаменитую пещеру Ливана Jeita Grotto  В вагончиках в знаменитую пещеру Ливана Jeita Grotto
пещера Джейта Гротта в Ливане пещера Джейта Гротта в Ливане
Вниз по серпантину Вниз по серпантину
в Библосе в Библосе

Вчерашний день закончился в середине ночи - в отеле бесплатный WiFi доступ в Интернет, использовали для закачки фотографий и добавления текста. ( к размышлению: в российских аэропортах Билайн берет за WiFi 500 рублей в час, в Ливане в нашей дешевой гостинице бесплатный доступ. )

А встали рано, чтобы успеть больше. Потому что это второй и последний день пребывания в Ливане.

Отправляемся посетить экскурсионную пещеру Jeita Grotta. Путь из Бейрута до пещеры занял меньше часа. Мы оказались в красивом ущелье склоны которого покрыты Ливанским кедром. По ущелью течет река, вытекающая из этой пещеры. Сама пещера состоит из двух экскурсионных частей: верхняя пещера, где ходишь по каменным дорожкам, и нижняя – где катают на лодке. К верхней пещере ведет канатная дорога.

Было еще достаточно рано, и похоже, мы были первыми посетителями. Потому что в соседних вагончиках канатки людей больше не было.

Пещера супер! Для экскурсии оборудована отлично. Разнообразная натечка, внушительные сталагниты, гуры. И классный свет, передающий объем. Бетонная дорожка хорошо сдизайнена и проложена высоко по залу. Фотографировать в пещере строго запрещено.

Потом прогулка на лодке по нижней обводненной части пещеры. Красотища!

Стоимость посещения пещеры 12$ с человека. И ее действительно стоит увидеть. Новоафонская пещера просто отдыхает. Лично я был в трех экскурсионных пещерах (Крым и Кавказ). Но такой красивой не видел.

Кстати, в Ливане много пещер и есть спелеоклубы.

В оставшиеся три часа мы успеем искупаться на море и посетить древний Библос. После пещеры поехали к морю автостопом. Водитель, которая нас подвозила, спросила, почему мы не едем кататься на горнолыжку, до которой здесь несколько километров.

Вы только подумаете, какой это курорт Бейрут! Здесь в декабре вы можете кататься на горных лыжах и купаться в море! Где еще такое есть?

Приехали в Библос и спустились к морю в древнюю гавань. Очень красивый берег, волны, и отличная погода. Купание – супер.

И вот уже пора покидать Ливан. На обратном пути в Бейрут стояли в пробке. Возле автострады большой рекламный щит «Русская столичная водка». Вообще, о русских в регионе знают две вещи: «россия из гут» и «русские дринк водка».

Вернулись в гостиницу, и забрав рюкзаки рванули на автовокзал. На автовокзале стоял автобус до сирийского города Халеб. Автобусов в Дамаск уже не было. У нас через два часа заканчивалось разрешенное время пребывания в Ливане, и мы не подумав купили билет до Халеба.

Возле нас стоял автобусный зазывала и истошно орал на весь вокзал: «Халеб, Халеб, Халеб».

Но пока автобус стоял на автовокзале, мы передумали на нем ехать. Из Ливана этот автобус будет выезжать северным маршрутом, и нам не подходит. Нашли англоговорящего, и объяснили, что хотим нам нужно в Дамаск. «Ну и тупые эти иностранцы", наверно подумали на автовокзале. Им на ухо орут, что автобус в Халеб, а они, оказывается, хотят в Дамаск.

Англоговорящий помог сдать билет. Нашлась машина в Дамаск за 10$ с человека.

Через три часа прибыли в Дамаск и заночевали в отеле. Завтра едем в Иорданию.

(В среднем за все время мы тратим 60$ в день на двоих!)