Техническое описание и рекомендации по маршруту 
Подъезды (25.07- 28.07)

При разработке маршрута прорабатывалось несколько вариантов подъезда и заброски в верховье Катуни: 1.  Поездом до Новосибирска, затем микроавтобусом до Тюнгура.
2.  Поездом до Барнаула (или Новосибирска), затем микроавтобусом через Усть-Каменногорск, до оз.Язевое (Казахстан)
3.  Поездом до Омска, затем автобусом и микроавтобусом через Семипалатинск- Усть-  Каменногорск, до оз.Язевого.
Первый вариант традиционный для походов в районе белухи, но в нашем случае предполагает 80-километровый подход с тяжелыми рюкзаками до верховьев Катуни.
Второй и третий варианты в плане физических нагрузок более предпочтительны, так как от оз.Язевого всего 8-10 км. до верховьев Катуни, тем более вниз по склону. Эти варианты в какой-то момент подготовки нами рассматривались как основные, тем более, что предполагалось участие в походе спонсора- рыхлого, плохо подготовленного физически человека. Однако они имеют и существенные недостатки: дополнительные хлопоты, связанные с таможней и пересечением границы; продолжительность подъезда на 1-2 дня больше. Как только стало известно, что спонсор не участвует, группа приняла решение ехать северным вариантом. «Тяжелые рюкзаки будут хорошей акклиматизацией»- заявил один из лидеров группы.
До Новосибирска из Волгограда летом ходят 5 поездов. все транзитные. Самый традиционный- №59 Кисловодск- Новокузнецк. В пути 2,5 суток. Стоимость в 2010г. – 3500р. (плацкарта).
От Новосибирска до Тюнгура самым быстрым является подъезд на микроавтобусе. 950 км. за 12-14 часов. Предложений по доставке масса. Во всех близлежащих городах (Новосибирск, Барнаул, Бийск и др.) много транспортных фирм и частных лиц, оказывающих эти услуги. Заказ через фирму дороже на 3-4 тыс.руб. Туда мы заказывали транспорт через фирму. Заплатили 14,5 тыс.руб. за группу. На обратную дорогу договорились с шофером за 11,0 тыс.руб.
Для экономии можно добираться на «перекладных»: электричка до Бийска, автобус Бийск - Горно-Алтайск - Усть-Кокса, далее до Тюнгура- на попутках. Но на этот вариант потребуется на 1-2 дня больше времени.
В Новосибирск приехали в 5 утра местного времени. Микроавтобус уже ждал. выехали в 5-30. Более часа ушло на оформление пограничных пропусков при подъезде к Усть- Коксе. В Тюнгуре были в 19:10. Успели даже поставить штамп в маршрутную книжку в торговой точке, расположенной примерно в 1 км. от моста через Катунь (вниз по течению).
В этот же день, в 20:20 вышли на маршрут для того, чтобы стать на ночевку в лесной зоне.

фото 2. Вид на Кучерлинское озеро с морены фото 2. Вид на Кучерлинское озеро с морены
фото 3. Водопад Кони-Айры в солнечное утро фото 3. Водопад Кони-Айры в солнечное утро
фото 4. Группа на леднике Кони-Айры фото 4. Группа на леднике Кони-Айры
фото 5. На пер. Капчальский Вост. (1Б) - вид в сторону р. Капчал фото 5. На пер. Капчальский Вост. (1Б) - вид в сторону р. Капчал
фото 6. Спуск с пер. Капчальский Восточный (1Б) фото 6. Спуск с пер. Капчальский Восточный (1Б)

Подход. Заброска (28.07- 04.08)  Тюнгур- оз. Кучерлинское- р. Кони-Айры- пер. Капчальский Вост. (1Б)-р. Капчал- р.Катунь

28 июля
По подвесному мосту перешли Катунь на правый берег. Сразу за мостом в ЮВ направлении идет улучшенная грунтовая дорога. Через 50 минут- селение Кучерла. Через р. Кучерлу имеется два моста: нижний и верхний. Идем по селению к верхнему мосту. Через следующие 50 минут перешли р. Кучерлу на правый берег. Ночевка.
29 июля
 От моста вверх по Кучерле идет полевая дорога. 1 час дорога идет по лесу, и 1 час по большим сенокосным полям - ур. Елань. Урочище заканчивается большой травянистой террасой. Дорога спустилась со склона на эту террасу и кончилась. На террасе- изба с изгородью. Рядом пешеходный мост из бревен через Кучерлу. Немного ниже - автомобильный деревянный мост.
Мы обошли террасу по верхней тропе. Дальше вверх- конная тропа. Через 1,5 часа слева от тропы - ритуальная скала с оградой, оборудованная стоянка, стол типа беседки.
Через 30 минут - табличка «Белухинский национальный парк». В высокотравье с заболоченностью не заметили развилку тропы. Пошли по более сухой левой. Шли по ней около 30 минут. Поняли неладное, когда тропа стала круто забирать вверх. Поработав с картами, пришли к выводу, что эта тропа идет на метеостанцию «Каратюрек». Вернулись назад.
Нашли нужную тропу и по ней без проблем шли до 20:00 часов. Ночевка на оборудованной стоянкой с «баней».
30 июля.
Через 40 минут крупный правый приток. Добротный пешеходный мост из бревен. Очередная оборудованная стоянка.
Через 30 минут после моста- полуразрушенный дом, и сразу за ним дом с сараем. Прошли большой участок болота.
К 16:00 вышли к реке Текелюшка. Оборудованные стоянки, хорошие пешеходные мотики через протоки. В 18:10 встали на ночевку на полуоборудованной стоянке в 4-5 км. от озера Кучерлинского. В течении дня провели перераспределение веса рюкзаков, т.к. Паше путь дается тяжелее всех.
31 июля.
На другой день 1,5 часа идем по тропе, а затем на очередном заболоченном участке направляющий, обходя грязь конной тропы справа увлекся правой тропинкой, вывел группу на берег Кучерлы. Обнаружили, что идем не по той тропе, уже пройдя значительное расстояние. Возвращаться назад не стали, так как знали, что берегом тоже есть тропа. Тропа плохая. Много лазания по громадным прибрежным камням.
Через 30 минут вышли к озеру Кичинек, а через следующие 20 минут вышли на берег озера Кучерлинского (фото 2). Озеро вытянуто в длину на 5 км., наибольшая ширина 900м., глубина- 55м. Это одно из красивейших озер Алтая с мутно-зеленоватой водой.
На берегу озера конная тропа кончилась. На противоположном берегу построена база отдыха, к ней через Кучерлу перекинут мостик.
Через 10 минут вышли к ручью, вытекающему из цирка перевалов Буревестник и Рига-Турист. Ручей называется Буревестник. Переправа по камням. тропа правым берегом озера имеется, но по проходимости она заметно уступает тропе, приведшей нас к озеру. Вдоль озера идем 1час 40 минут, второй более крупный приток, впадающий в озеро- ручей Зеленый. Есть клади. Выше озера - громадная заболоченная, заросшая кустарником (березка, ерник) ровная пойменная поляна. Тропа идет вверх краем этой поляны. иногда по грязи, иногда залезая на крутой склон, покрытый лесом со сплошными завалами. В конце поляны остановились на ночлег на небольшой каменной терраске. Площадка для палаток выложена камнями.
1 августа.
Утром через 1 час прошли напротив висячей долины «Дарашколь», а через следующие 35 минут вышли к реке Мюшту- Айры. Две правые протоки прошли по кладям. Левую, широкую и многоводную протоку преодолели вброд (1А к.тр.)
Через 2,5 часа вышли к водопаду Кони-Айры (фото 3). По наклонным полкам поднялись на скальный уступ выше водопада. Дальше большие заболоченные пространства, заросшие кустарником выше человеческого роста. Попадаются участки кочкарника. Тропу потеряли. Начался дождь. Ночевка перед поворотом долины на восток, на высоком скальном выступе, заросшем кедрачом. Вода- небольшой ручеек, стекающий со склона.
2 августа.
Начавшийся с вечера дождь лил всю ночь и все утро. Вынужденная полудневка. Вышли после обеда. До поворота долины шли по березке мимо верхних водопадов. Через 2 часа движения снова пошел дождь, сменившийся градом. После поворота долины на восток стали видны верховья долины Кони-Айры, кустарник стал пониже и стал чередоваться с травянистыми полянами. Спасаясь от дождя, пытаемся идти в накидках.
Вышли к моренным отложениям ледника Кони-Айры. Дождь, град, туман. Дальше идти нецелесообразно. Ночевка на морене под ледником.
3 августа.
С утра туман, но без дождя. К леднику поднялись за 35 минут по центральной морене с бараньим лбом. Крутой участок языка ледника (до 25-30 градусов) обошли слева по боковой покровной морене. Затем вышли на открытый лед (фото 4). Крутизна 15-20 градусов, трещин нет, свежий снег 10-15 см.
30 минут идем по центру ледника. Небольшой ледопад обошли слева. Глубина свежего снега- до 30 см. Несколько трещин выше ледопада обошли слева –направо. В общей сложности по леднику поднимались 2 часа.
Перевальная седловина показалась направо только когда оказались в верхней части ледника. Перевальный взлет представляет собой снежный склон, крутизной 20-25 градусов- 100м.
Перевал Капчальский Восточный 1Б кат. сл. (3210м.). В туре (фото 5) нашли записку группы из 4 человек под рук. Полесского. Город не указан. Оставили свою.
Спуск непосредственно от перевального тура в сторону реки Капчал представляет собой почти отвесную гладкую плиту. Казалось бы, необходимо организовать дюльфер. Но поскольку на перевалах 1Б таких участков не должно быть, проводим разведку, в 50-60м. восточнее в гребне есть вторая перемычка (не видна от тура), с которой есть спуск по осыпи (фото 6). Осыпь «живая», средняя и мелкая. Спускаемся плотной группой.
На спуск до ледника потребовалось 15 минут. Ледник пологий 15- 20 градусов, без трещин, закрыт свежим снегом. По леднику шли следующие 15 минут. На спуск по конечным моренам до травы потребовался 1 час. По камням перешли Капчал на левый берег. Попался участок звериной тропы, которая увела влево почти не спускаясь вниз, и кончилась на осыпях. Вышли к повороту долины на юг. Спустились к реке по крутому склону со скользкими камнями и высокотравьем. Ночевка.
4 августа.
Более часа идем без тропы по высокотравью в рост человека с кочкарниковым болотом. Дальше появилось подобие тропы, теряющейся в высокотравье. В течении 30 минут преодолели 4 водотока, через 2 из них- многоводные броды. После бродов тропа стала более заметной.
Перед выходом в долину Катуни тропа выводит на скалистую гриву и соединяется с тропой, идущей вдоль Катуни. Чтобы не попасть на территорию Катунского заповедника, по основной тропе сворачиваем налево, и спускаемся с гривы в пойменную часть Верхней Катуни. Далее вдоль подошвы гривы по густым кустарникам и высокотравью без тропы выходим к берегу Катуни. Полудневка. Ночевка. Организация заброски.

фото 7. Долина реки Катунь. На заднем плане хребет разделяющий в фото 7. Долина реки Катунь. На заднем плане хребет разделяющий в
фото 8. Восточная ветвь Катунского ледника фото 8. Восточная ветвь Катунского ледника
фото 9. Начало подъема по второму ледопаду фото 9. Начало подъема по второму ледопаду
фото 10. Оля использует микрорельеф при подъеме на льду фото 10. Оля использует микрорельеф при подъеме на льду
фото 11. Обед на Балконе фото 11. Обед на Балконе
фото 12. Четвертый ледопад. Вид со стороны подьема на пер. ТКТ фото 12. Четвертый ледопад. Вид со стороны подьема на пер. ТКТ
фото 13. На центральном плато, вид в сторону Аккема фото 13. На центральном плато, вид в сторону Аккема
фото 14. Вид в сторону перевального цирка ТКТ (3А) фото 14. Вид в сторону перевального цирка ТКТ (3А)
фото 15. Последний ледовый участок при подъеме на седловину ТКТ фото 15. Последний ледовый участок при подъеме на седловину ТКТ
фото 16. Спуск с ТКТ через бергшрунд на Восточное плато фото 16. Спуск с ТКТ через бергшрунд на Восточное плато
фото 17. Маршрут восхождений на Белуху Восточную фото 17. Маршрут восхождений на Белуху Восточную
фото 18. Вершина Белухи Восточной (2Б) фото 18. Вершина Белухи Восточной (2Б)
фото 19. Спусковой кулуар перевала ББС (3А). Вид от бергшрунда фото 19. Спусковой кулуар перевала ББС (3А). Вид от бергшрунда
фото 20. Вид на перевал ББС с левобережной морены ледника Большо фото 20. Вид на перевал ББС с левобережной морены ледника Большо
фото 21. Идем по леднику к пер. Трудный (2Б) фото 21. Идем по леднику к пер. Трудный (2Б)
фото 22. На перевале Трудный (2Б) фото 22. На перевале Трудный (2Б)
фото 23. Спуск с перевала Трудный (2Б) в сторону Катунского ледн фото 23. Спуск с перевала Трудный (2Б) в сторону Катунского ледн

Центральный участок маршрута (05.08 – 15.08)  Ледн. Катунский – пер. Центральное плато (2Б) – пер. ТКТ (3А) – Восточное плато – восх на в. Белуха Вост. (2Б) через пер. Белухинский – пер. Большое Берельское Седло (3А) – ледн. Большой Берельский – р. Белая Берель – пер. Трудный (2Б) – ледн. Катунский – р. Катунь

5 августа
От бивака вернулись на Катунскую тропу. Тропа очень слабая. 30 минут идем вверх по ней. Густое высокотравье. Следующие 1,5 часа идем по густым зарослям тальника с кочкарниковым болотом. Тропа кончилась. Правда в нескольких местах все же попадались намеки на то, что когда-то вверх по Катуни была тропа.
Попался участок галечной отмели в несколько сот метров (фото 7), который восприняли за благо. При подходе к ручью Рассыпному Катунь подошла вплотную к нашему берегу и перегородила нам путь. Около 300 м. скальных прижимов облезаем высоко верхом по крутому склону с высокотравьем, прокладывая новую тропу. Прижимы кончились непосредственно перед Рассыпным.
Брод через Рассыпной 1А. 3 протоки. Средняя самая широкая и глубокая (70-80см). Течение – быстрое.
Выше Рассыпного кустарников стало меньше, да и высокотравье пониже. Галечные отмели чередуются с травянистыми береговыми террасами.
Пересекли две гривы старых конечных морен с отдельными деревцами и вышли на верхнюю галечную отмель, по которой несколькими протоками стремительно бегут мутные воды Катуни. Виден мощный, черный от покровных морен разорванный язык Катунского ледника. Несколько громадных гротов, из которых вытекают истоки реки.
От нижней части отмели на Восточную ветвь Катунского ледника существует 2 пути. Первый – традиционный – брод через Катунь, подъем на левобережную морену и по ее гребню, маркированному турами выход на ледник выше нижнего ледопада. Вверху и внизу морены (в кармане) есть ночевки
Второй – по языку подъем на ледник, выход к нижней части ледопада, подъем выше ледопада по склону левобережной морены рядом с бараньими лбами.
Не желая лезть в холодные мутные воды Катуни, идем вторым вариантом. Проходим галечную отмель в направлении гротов. По камням переходим несколько небольших протоков и выходим к подножию ледникового языка. На ледник поднимаемся по среднему ледовому гребню левее (по ходу) большого грота. Гребень закрыт покровной мореной, крутизна 30-35о.
Выше языка ледник пологий, без трещин, почти весь закрыт покровной мореной. Вышли к основанию нижнего ледопада Восточной ветви.
У Паши оторвалась почти наполовину подошва у ботинка. Час пришиваем подошву проволокой. С сомнением констатируем – идти дальше можно.
На подъем выше ледопада потребовалось 65 минут. Склон морены имеет крутизну 35-40о и представляет собой спекшиеся грязепесчаные отложения. Идти тяжело, так как ступени не бьются, а ставить ногу на всю стопу проблематично из-за большой крутизны. Идем плотной группой. За время подъема падения камней сверху не было.
От верхней части бараньих лбов начинается покровная морена, закрывающая левую (орогр.) сторону Восточной ветви (фото 8). 40 минут идем по покровной морене до поворота ледника на север. 30 минут искали готовые площадки для палаток. Не нашли. Сделали новые, выровняв камни морены. Слой камней всего 10-15 см. под ним лед.
6 августа
30 минут идем по камням морены по левому (орогр.) краю ледника, а затем выходим на открытый лед. 40 минут ушло на надевание кошек, их окончательную подгонку и тренировочное хождение по леднику. Для тех кто не знает или забыл показываем и отрабатываем приемы и правила хождения на кошках.
Заставили Пашу поменяться кошками с Сашей. У Паши хорошие жесткие кошки, но дерьмовые ботинки – худший вариант туристского вибрама. Теперь у Паши кошки "ВЦСПС", которые можно закрепить даже на валенки (по личному опыту руководителя группы).
За 1 час 20 минут по открытому пологому (10 -15о) подошли под основание 2-го ледопада. Вышли на более крутой (25о) ледовый склон по центру (фото 9). Паша не удержался на кошках и поехал вниз. Проехал 8 – 10 метров до выката. Не уверенно держится на не "своих" кошках и Саша. У него тоже проскальзывания.
Подтвердились серьезные опасения, возникшие когда у ботинка оторвалась подошва. С таким снаряжением и такой подготовкой на препятствия 2Б – 3А категории сложности идти нельзя. Паша и сам подтверждает, что к этому походу он плохо подготовлен. Хотя у него есть опыт горной четверки на центральном Кавказе.
Принимаем решение возвращаться назад. За 1 час вышли к ночевкам, которые покинули утром. Ставим палатки. Полудневка.
Перед группой и руководителем встала серьезная проблема. Что делать? Как поступать? Всей группой сойти с маршрута? Поступило предложение – Пашу оставить в палатке на этих ночевках на 5 – 6 дней. Но одного оставлять в горах не положено. Кого оставить с ним? Кого таким образом "наказать"? Кого лишить права восхождения на Белуху? Нашелся доброволец. Володя походив кругами вокруг палаток подошел и заявил – "Я остаюсь с Пашей". Так и решили.
Наметили сокращенный вариант технической части маршрута с использованием запасных вариантов: ночевки – пер. Центральное Плато 2Б – пер. ТКТ 3А – Белуха Восточная 2Б (восх.) – пер. ББС 3А – пер Трудный 2Б (или Кучерявый 1Б) – ночевки. Этот маршрут при благоприятных погодных условиях можно пройти за 5 дней.
7 августа
От ночевок забрав влево сразу вышли на открытый лед. Надели кошки. За 70 минут подошли к основанию ледопада. Начали подъем по центру (фото 10). Для обхода трещин-отколов забрали вправо. А затем, лавируя между трещинами, ушли справа–налево. Не без труда нашли проход к Разделительному гребню.
На прохождение ледопада до Разделительного гребня потребовалось 4 часа. Использовали одновременное и попеременное движение, перила. Общая крутизна ледопада – 30-35о.
К разделительному гребню вышли в том месте, где его нижний скальный участок сменяется снежно-ледовым. По крутому фирновому склону (40о) поднялись на гребень. Гребень острый, с карнизами, крутизна – 15-20о. По гребню с обходом скальных жандармов поднялись к подножию в гребне – ночевки "Балкон". На подъем на гребень и выход по нему к "Балкону" потребовалось 45 минут. Обед (фото 11). Высота – 3000м.
Выше "Балкона" после небольшого платообразного участка идет 3-ий ледопад. Ледопад достаточно простой. Растянут по длине. Общая крутизна 15-20о. Основная сложность – длинные обходы трещин. Идем одновременно в связках. Ледопад прошли за 2ч 25мин. Вышли на верхнее плато ледника у поворота на перевал ТКТ. Конец дня. Ночевка. Высота – 3500м.
8 августа
Утром, не снимая бивак, идем радиально оставшуюся часть подъема на Центральное плато. Это 4-ый ледопад Восточной ветви Катунского ледника (фото 12). Ледопад по сложности и технике прохождения схож с 3-м ледопадом. Но более компактный и несколько более крутой (20-25о). На подъем без тяжелых рюкзаков потребовалось 1ч 40мин.
Центральное плато (перевал 2Б) представляет собой обширный плоский без трещин покрытый фирном ледник (фото 13). Тура нет, и никогда не было. К биваку на верхнем плато Катунского ледника спустились за 50 мин. Обед. Снимаем бивак.
Подъем к перевалу ТКТ идет по ложу крутой широкой (30-35о) ледово-снежной лощины. Слева – скальные склоны в. Раздельной, справа – громадные ледовые отколы. Большие трещины обходили, небольшие преодолевали по мостам, некоторые – по-пластунски. За 1ч 30мин. поднялись на верхнее плато (фото 14). Еще через 15 минут подошли к перевальному взлету. Бергшрунд преодолели по снежному мосту.
Взлет представляет собой крутой ледово-снежный склон (35-40о) 350м. Внизу и в средней части склона ступени держат хорошо. Идем одновременно. В верхней части – лед 40-45о. Перила. Использование передних зубьев кошек (фото 15). Взлет преодолели в хорошем темпе за 1ч 15мин.
Седловина перевала ТКТ (3А) представляет собой узкий, длинный скальный гребень заваленный снегом. Со стороны Восточного плато и Берельского ледника к скальному примыкает фирново-снежный гребень – надув, возвышающийся над скальным на 10-30 метров. Этот надув имеет карниз в сторону плато почти на всем протяжении. Начала портиться погода.
Тур, расположенный на скалах нашли не сразу. В туре обнаружили записку туристов из Челябинска за 2009 год.
Для спуска с перевала на Восточное плато пробиваем карниз, сделав в нем траншею. Начало спуска – 50м перил (дюльфер) через бергшрунд на ледовое плечо (фото 16). Крутизна 45-50о. Далее 300м по пологому ледово-снежному склону (15-20о) траверсом вниз до верхней части Восточного Плато. Спускались 1час. Ночевка.
9 августа
Ночью была переменная погода. Облака, сыпал снег. Утром сомневались идти или нет на восхождение. Были признаки ухудшения погоды. Однако с рассветом мимо нашего лагеря пошли "толпы" людей на восхождение. Это альпинистские сборы из Тюмени (более 30 человек). Кроме того группы из Киева, Сыктывкара и др. Всего около 50 чел. Быстро собираемся и идем за ними вслед. Бивак оставляем на месте.
От бивака по смерзшемуся фирновому пологому склону (15-20о) на кошках довольно быстро подошли к нижнему бергшрунду. Здесь догнали почти всех восходителей пока они навешивали отрядные перила. От 1-го до 2-го бергшрунда склон стал круче (25-30о). Ступени бьются плохо, шли на кошках со страховкой через ледоруб. Верхняя часть подъема имеет значительную крутизну – 45-50о. Навесили 150м перил.
На фото 17 показаны маршруты восхождений на Белуху Восточную 4506м. Маршруты 1 и 3 имеют 3А – 3Б кат. трудности. Наш маршрут 2 через пер. Белухинский – 2Б кат. трудности.
Поднимались параллельным курсом с альпинистами. На перевале были одни из первых. От бивака до перевала поднимались 2ч 40мин. От перевала до вершины по простому широкому ледово-снежному гребню с выходами скал поднимались 1 час.
Вершина Белухи Восточной (фото 18) представляет собой большой снежный купол со скальными сбросами с запада. Тур находится на верхних камнях этих сбросов.
С вершины до перевала шли так же 1 час. С перевала до нижнего бергшрунда спускались во взаимодействии с другими восходителями – перила из 3-х связанных веревок. До бивака спустились за 1ч 45 мин.
После обеда погода начала портиться не на шутку. Облака, туман, снежная крупа, сильный ветер.
10 августа
Вынужденная дневка. Ночью разыгралась настоящая пурга – снег, туман, сильный порывистый ветер. Иногда появлялось опасение, что может порвать палатку. Выходили подсыпать снег на фартук тента, чтобы не поддувало. Утром ветер немного ослаб. Видимость – переменно, то 0, то10-15м. Никаких признаков ближайшего улучшения погоды. Принимаем решение спуститься по плато ниже, где можно было бы найти мульду закрытую от ветра. В условиях плохой видимости за 1ч 40мин спустились до края большого провала, сбросив 500м высоты. Здесь ветер меньше. Выровняли площадку, поставили ветрозащитную стенку. Ночевка.
11 августа
Вынужденная дневка. Пурга не прекращается. Снег, туман, сильный ветер. Палатку заваливает снегом до верха. Ночью и днем через каждые 3-4 часа отгребаем снег с палатки и от нее.
12 августа
Утром погода не идеальная, но видна тенденция к улучшению. Переменная облачность, сильный ветер, мороз более 10о. Когда находит облако, видимость исчезает. Пока укладывали рюкзаки, облака стали выше.
Обошли провал под склонами пика Берельский и вышли на перегиб ледника перед спуском к леднику Менсу. Это самая нижняя часть Восточного Плато. Здесь перемычка перевала ББС (3А). Вышли на заснеженные скалы перемычки. Перекопали все камни в начале спуска. Контейнер с запиской не нашли. Наметили скальный выступ для закрепления спусковой петли. Однако начать спуск не решились. Побоялись получить обморожения. При минусовой температуре в спусковом кулуаре дул очень сильный ветер.
Отошли от седловины назад на 300 – 400м. На пологом склоне выровняли площадку, поставили палатку. Через час после установки бивака, после прохождения очередного облака ветер стих. Быстро перекусив и на удивление быстро (за 30мин) упаковав рюкзаки в 13 часов 15 минут начали спуск с перевала.
Спусковой ледово-снежный кулуар узкий наверху (3-4м) ниже постепенно расширяется и к бергшрунду превращается в ледово-снежный склон (фото19). Крутизна кулуара в горловине 50-60о. Внизу крутизна уменьшается постепенно до 40-45о. Ниже бергшрунда – 30-35о. Весь свежий снег сошел вниз и лежал на берге и ниже в виде лавинных конусов.
Страховка на спуске – перильная. Первая и вторая точки закрепления веревки – петля на скалах. Третья – ледобур. Все последующие – через ледоруб в фирне (до льда очень глубоко). Всего до берга навесили 11 веревок по 50 м (550м). Первые 3 веревки проходили с продергиванием веревки и самовыворачиванием ледобура. Последующие – с нижней страховкой последнего. На спуск до бергшрунда затратили 5 часов ходового времени.
Берг прошли по плотному лавинному выносу. Ниже склон быстро выполаживается и превращается в открытый ледник 15-20о. Трещин мало Прошли сложный, но короткий ледопад (не сразу нашли проходы в нем) и вышли к началу левобережной морены. В кармане небольшое озерко и достаточно ровные площадки. Ночевка. От бергшрунда спускались 1ч 30мин.
13 августа
От места ночевки вышли на гребень левобережной морены (фото 20) и по нему шли 1 час до разрыва морены скальной стенкой.
Свернули направо, пересекли ледник и поднялись на правобережную морену. Идем по ее гребню. Средняя часть морены неудобна для движения, так как ее гребень осыпался в сторону ледника. Зато манит к себе моренный карман. Он почти на всем протяжении морены представляет собой глубокую, широкую лощину, по которой течет большой ручей. Верхняя часть лощины – трава, средняя и нижняя части – почти сплошной снежник. Дно лощины очень удобно для движения. Но в нескольких местах опасно из-за возможных камнепадов с правого скального склона.
Через 1ч 10мин от начала движения по правой морене вышли к ее повороту направо. Пресекли карман и поднялись на правые склоны долины Белой Берели. Морена же спустилась к слиянию истоков реки и кончилась.
1,5 часа идем траверсом склонов Белой Берели в 300 – 400м от реки. Склоны заросли высокотравьем и кустарниками. Тропы нет. Ели чернику. Вышли к крупному ручью – правому притоку Берели. Ручей впадает в Берель напротив реки Кокколь с громадным одноименным водопадом (левый приток Берели). Это тот ручей по которому нам подниматься к перевалу Трудный.
Переходим ручей по камням на правый берег и в течении 2-х часов поднимаемся по крутому (до 45о) склону заросшему высокотравьем и кустарниками без тропы в висячую долину ручья. Кончилась крутизна подъема, кончилось и высокотравье.
Долина ручья пологая и широкая. Невысокая травка. Идти удобно в любом месте. На ночевку встали на траве рядом с конечными моренами ледника.
14 августа
Вышли в 6:00. Идем по карману справа, в обход старой конечной морены. Через 1 час карман кончился. Вышли в верхнюю часть конечной морены. По ней поднялись на гребень, как казалось центральной морены, но она завернула вправо и стала левобережной. По ней вышли на снег. Надели кошки. Вышли на центральную часть ледника (фото 21). Ледник небольшой, пологий (20о), закрытый, трещин нет.
Подошли под перевальный взлет высотой 150м. Нижняя часть взлета снежник 30-35о. Ступени держат хорошо. Идем с самостраховкой ледорубом. Верхняя часть скалы 40о с плитой. Страховка – перила.
Седловина перевала Трудный (2Б) – острый скальный гребень (фото22). Тура нет. От ночевок шли 3ч 40 мин. Сделали разведку и левее в 50-70м на второй более высокой седловине обнаружили тур. Записки нет. Проход на вторую седловину – по скальным полкам в обход жандарма справа.
Спуск с перевала в сторону Катунского ледника лучше проводить со 2-ой перемычки – меньше дюльферов. Спускаемся по разрушенным скалам 60-65о – 150м перил до снежника. Снежник крутой (40о), смерзшийся. 100м перил до второго скального уступа. Уступ – 80м, 45-50о: 50м перила + 30м свободным лазанием. Вышли на пологий снежный склон (20-25о). Солнце припекает, снег размягчился. Пробуем глиссировать (фото 23).
Снег кончился, 20 мин спуска по осыпи и мы на своем старом биваке, с которого ушли 7 дней назад. С перевала до бивака спускались 3ч 20мин. Отдых, обед, подготовка к выходу вниз к заброске.
Вниз идем рекомендуемым в отчетах вариантом – по гребню левобережной морены Вариант более легкий. А брод через Катунь (80см, 15м) после холодов на Белухе – почти развлечение.
Идем вниз ближе к Катуни, где есть отмели и меньше зарослей. На брод через Рассыпной потребовалось всего 10 минут. Обход прижимов прошли по примятой нами траве, как по хорошей тропе. В 21:00 были на месте. От бивака на Катунском леднике шли 5ч 10мин.
15 августа
Дневка. Отдыхаем, моемся, стираемся. Забрали из заброски и перераспределили по рюкзакам груз. Но все это обычные задачи. У нас же назрела серьезная проблема, которую необходимо решить.
По основному варианту маршрута у нас дальше должен быть сплав на катамаране по Катуни. И одновременно накопились серьезные обстоятельства мешающие осуществить намеченные планы:
1.  Группа по разным причинам на пешую и горную части маршрута затратила на 7 дней больше времени по сравнению с номиналом;
2.  У Владимира Колупаева кончается отпуск и ему через 5-6 дней надо быть дома;
3.  Группа уже 18 дней на маршруте, и учитывая непростые условия его прохождения, накопилась определенная усталость.
4.  Проведенная разведка ближайшего участка Катуни показала, что через 150-200м от нашего лагеря начинается очень сложная шивера с крутым падением воды и большим количеством близко расположенных каменных глыб в русле. Для катамарана шивера непроходима. А это означает, что катамаран можно собирать не здесь, а где-то ниже по течению. До начала стандартного сплава по Катуни 28-километровый участок, на который нет описания. С учетом этих обстоятельств и необходимости разведки каждого препятствия для сплава до Усть-Коксы нам потребуется около 10 дней. Такого резерва времени у нас не осталось.
Внимательно обсудив указанные обстоятельства принимаем решение от сплава отказаться и заканчивать маршрут по запасному варианту – по долине Ак-кема. Решение не поддержала только Оля. Она была настроена заканчивать маршрут по основному варианту – сплавляться.
Но чтобы попасть в долину Ак-кема необходимо пресечь хребты Катунский и Каратюрек. Катунский хребет решили пересечь от Центрального Капчальского ледника (пер. Капчал Средний 2Б). Прохождение этого перевала позволяет Володе получить опыт пер. 2Б. Кроме того, чтобы не повторять весь маршрут до Кучерлинского озера решили вверх идти правым берегом р. Капчал.

фото 24. Брод через реку Капчал фото 24. Брод через реку Капчал
фото 25. Ледник Капчальский Центральный фото 25. Ледник Капчальский Центральный
фото 26. Седловина перевала Капчал Средний (2Б). Вид от ледника фото 26. Седловина перевала Капчал Средний (2Б). Вид от ледника
фото 27. Перевалы Капчальский Западный 2А и Капчальский Средний фото 27. Перевалы Капчальский Западный 2А и Капчальский Средний
фото 28. Перевал Кара-Тюрек. Вид в сторону массива Белухи фото 28. Перевал Кара-Тюрек. Вид в сторону массива Белухи
фото 29. Аккемская стена фото 29. Аккемская стена
фото 30. Аккемская стена. Вид с Аккемского озера фото 30. Аккемская стена. Вид с Аккемского озера
фото 31. Мост в пос. Тюнгур фото 31. Мост в пос. Тюнгур

Завершающий участок маршрута (16.08 – 21.08).  р. Капчал – пер. Капчал Средний (2Б) – оз. Кучерлинское – пер. Каратюрек (н/к) – оз. Ак кем – р. Ак кем – пер. Кузуяк (н/к) – Тюнгур.

16 августа
От места ночевки вышли на Катунскую тропу. По ней пересекли скалистую гриву и через 30мин вышли к броду через р. Капчал. На брод (1А) затратили 30мин. Течение сильное, глубина 0,9м, ширина 30м (фото 24). От брода свернули с тропы направо и по высокотравью пошли вверх без тропы правым берегом Капчала. Через 20 мин попалась слабая тропинка. Около 2-х часов тропинка облегчала наш путь, затем кончилась.
Через 2ч 10мин от брода подошли к повороту долины на север и к крупному правому притоку. Через следующие 1ч 20мин подошли к правому притоку с отметкой 2035, берущему начало от Западного Капчальского ледника.
Выше р. Капчал течет в каньоне каскадом водопадов. Направление долины С-В. Поднялись по большим камням выше каньона. Направление основной долины сменилось на восточное.
Повернули налево и сначала по старым моренным отложениям, а затем вдоль ручья поднялись в нижний цирк ледника Капчальский Центральный. У ручья есть готовые площадки для палаток. Ночевка. Погода испортилась. Временами дождь, град.
17 августа
Утром погода улучшилась. На небе большие прояснения, над перевалом тучки. По центральной морене поднялись выше бараньих лбов. Оказались в верхнем цирке, занятом ледником. Надели кошки. Подъем по леднику сначала слева-направо, а затем по центру в направлении подъемного кулуара (фото 25)
Ледник закрытый, трещин нет. Крутизна нижней части – 25-30о. За 50 мин подошли к подъемному кулуару.
В кулуаре шириной более 15м ледово-снежный склон крутизной 30-35о. Пригрело солнце. Ступени хорошо рубятся и хорошо держат. Поднимаемся одновременно со сменой направляющего. Страховка – ледоруб. Поднялись за 40мин. Перевал – Капчальский Средний 2Б.
Седловина перевала занята мощным фирновым гребнем с карнизом в сторону подъемного кулуара. Разгребли почти все камни на скальной части седловины. Записки не нашли.
 Для спуска на ледник Кони-Айры на фирновом гребне трамбуем площадку для закрепления веревки через ледоруб. Бросаем состыкованную веревку. 100м перил до скального острова. Крутизна 45-50о. На скальном острове вешаем петлю за выступ. 100м перил до верхнего бергшрунда. Крутизна склона 40-45о. Бергшрунд перешагивается. 100м перил от верхнего до нижнего бергшрунда. Крутизна склона 35-40о. Бергшрунд проходится по плотному лавинному конусу (фото 26). Ниже склон выполаживается от 25 до 10о. На спуск с перевала затратили 3ч 50мин.
Чтобы не лавировать среди трещин небольшого ледопада ниже спускового склона обходим ледопад сверху в направлении правого борта ледника Кони-Айры. Отсюда хорошо видны 2 перевала в Катунском хребте: пройденный нами Капчал Средний 2Б и Капчальский Зап. 2А – правее (фото 27)
Со средней части ледника Кони-Айры до границы леса спустились за 2 часа. На сей раз старались не терять тропу. Ночевка.
18 августа
За 30 мин подошли к месту ночевки с 1 на 2 августа. За следующие 2ч 15мин подошли к р. Мюшту-Айры. Выше по течению, где главная протока (левая) значительно уже, нашли переправу по кладям и через нее. За 2ч 20мин подошли к Кучерлинскому озеру. 50мин – ручей Зеленый. 2ч 10мин – руч. Буревестник. Ночевка.
19 августа
Закончили обход Кучерлинского озера и вышли на конскую тропу. Крутой подъем на травянистую запрудную морену, прощальный взгляд на озеро и вниз по тропе. Но как-то незаметно попали на правый вариант тропы. Примерно через 15-20 мин почувствовали, что тропа идет не вниз, а траверсом склона и далее немного вверх. Сначала это обстоятельство немного озадачило, но потом добавило нам бодрости – тропа идет в нужном нам направлении – на хребет Кара-Тюрек.
В дальнейшем мы убедились, что это новая тропа, проложенная в последние годы от озера Кучерлинского на оз. АкКем. Тропа долго идет по лесу без крутого набора высоты – траверс в направлении верховьев р.Текелюшка. Правда есть и крутые серпантины вверх. Через 2ч 40мин от озера тропа вышла на плато. Отсюда виден Тюнгур и есть связь. Послали необходимые сообщения. Через 1ч 10мин вышли к оборудованным ночевкам в верховье р.Текелюшка – "Кедровая поляна". Обед.
Следующие 30мин тропа идет круто вверх по долине Текелюшки (ночевки есть и выше "Кедровой поляны"), а затем уходит налево – вверх. Через 2ч тропа крутыми серпантинами поднимается на нижнюю седловину Кара-Тюрек (2900м). В сторону Ак Кема с этой седловины – скальные сбросы.
Тропа идет вверх по хребту на юг. За 35мин набрали высоту 3080, и через следующие 10мин вышли к туру – перевал Кара-Тюрек (фото 28), высота 3136м. Из Тура взяли записку группы из г. Москвы.
Место, где расположен превальный тур, назвали превалом достаточно условно. Это не седловина, а скорее наоборот возвышение в гребне Кара-Тюрек (небольшой пологий жандарм). Недалеко от тура есть готовые площадки для палаток. С перевала прекрасный вид на Ак-Кемскую стену (фото 29).
От тура тропа идет вниз к Ак-Кему сначала правым осыпным склоном бокового хребта, а затем серпантином спускается к ручью берущему начало от пер. Текелюшка. От тура шли 55мин. Ночевка. Площадки для палаток пришлось выравнивать.
20 августа
От места ночевки тропа продолжая траверс в ЮВ направлении по пологому травянистому плечу пересекает следующий боковой хребет и выводит к границе леса. Здесь есть более комфортные оборудованные площадки. Стоят палатки отдыхающих. В лесной зоне тропа сворачивает влево и идет круто вниз к озеру Ак-Кем.
Через 1ч 10мин спустились к ГМС "Ак-Кем". Сделали экскурсию на озеро (фото 30), купили печенье, шоколад, заказали лепешки. Съели лепешки горячими.
От озера левым берегом Ак-Кема вниз идет хорошая тропа. Несколько дней не было дождей и тропа достаточно сухая. Менее часа от озера в месте, где раньше ежегодно был выездной лагерь Ленинградских альпинистов и туристов, построена новая стационарная база "Ленальптур" – несколько основательных капитальных строений.
На всем протяжении тропы имеется очень много оборудованных стоянок – практически в каждом удобном месте, в том числе на каждом притоке Ак-Кема.
После прохождения участка прижимов и осыпей, тропа удаляется от Ак-Кема и идет высоко по залесенному склону до сенокосных полян. Ак-кем на этом участке течет в каньоне.
На ночлег остановились у предпоследнего бокового ручья. От озера шли 6ч 25мин.
21 августа
Перешли ручей, у которого ночевали по бревну и почти сразу вышли на сенокосные поляны. Слева от тропы небольшое современное строение туристского приюта. От него вниз вместо тропы идет вездеходная дорога со свежим следом "Урала". За приютом по камням перешли второй, более крупный левый приток Ак-Кема.
Дорога идет по центру полян. Уклон небольшой. Идти очень удобно. Через 1ч 40мин от ночевок подошли к развилке дорог. Направо к реке отворачивает дорога к броду через Ак-Кем. Около брода заброшенные строения. Основная дорога плавно заворачивает налево и начинает пологий подъем к перевалу Кузуяк. Идем этой дорогой.
Ближе к склону хребта дорога становится крутой. В некоторых местах даже заложены новые серпантины для облегчения движения автотранспорта. Вдоль дороги много малины. На подъем до перевала от развилки дорог затратили 1ч 50мин. Седловина перевала в лесу. Стоит большой щит "Парк Белуха". На деревьях лоскуты ткани.
Дорога с перевала вниз к Тюнгуру также идет по лесу. Через 1ч 30мин крутой спуск кончился. Вышли на сенокосные поляны. За 30мин дорога проходит поляны. Ещё 50мин идем по лесу. Вышли к нижнему мосту через р. Кучерла. За мостом пересекли с. Кучерла и вышли на уже знакомый грейдер Кучерла – Тюнгур. Последние 2,5 км пути прошли за 25 минут. Поход окончен. За мостом через Катунь (фото 31) нас уже ждет микроавтобус. Купание в Катуни, преодевание в цивильную одежду, закупка продуктов в дорогу и в путь.

Возвращение (21.08 – 25.08)

Как уже в начале отчета отмечалось, заказать автотранспорт в регионе проблемы не составляет. Просто надо иметь набор телефонов фирм или частных лиц оказывающих транспортные услуги. Договориться заранее о примерной дате окончания маршрута. За 2-3 дня подтвердить заказ и сообщить точное время и место.
Выехали из Тюнгура около 17 часов. Засветло проехали Усть-Коксу и Усть-Кан. На пограничном посту за Усть-Коксой задержали менее 5мин. Осмотрели, посчитали, забрали попуск. На Чуйский тракт в Туэкте выехали уже в темноте. Впечатление о езде по Чуйскому тракту – выше всяких слов. Прекрасная, похоже, недавно отремонтированная и оборудованная дорога. Люминесцентная краска дорожной разметки, придорожных столбиков и дорожных знаков создает иллюзию движения по световому коридору. Микроавтобус на прямых участках развивает скорость 150 км/ч.
В 5 утра 22 августа по местному времени подъехали к ж/д вокзалу в Новосибирске. Через 1час с небольшим поезд Новокузнецк – Кисловодск. Есть билеты. Но мы на него покупать билеты не стали. Закупили продукты для питания в поезде, гуляли по Новосибирску. Билеты купили на поезд Благовещенск – Анапа. Отправление из Новосибирска в 12-51 Московского времени. Места верхние и боковые.
В Волгоград прибыли в 4 утра 25 августа. Нас встретили.


Комментарии
Странник01.08.13, 21:26
Неточность 
Имя представителя фирмы "БиАлТур" - Иван, фамилия - Замчалов.
Guest03.10.12, 12:24
Выводы 
В выдах написано -- По величине определяющих параметров, а также набору локальных и протяженных препятствий пройденный маршрут соответствует горному походу 5 категории сложности и одновременно пешему походу 5 категории сложности.
--
Нет пешей пятерке не соответствует. Большой недобор баллов по протяженным препятствиям (гдето на троечку) и по километражу, т.к. значительный участок пройден по одному и томуже месту туда и обратно и засчитыввается в километраже один раз.
Guest03.10.12, 12:14
Ваши GPS координаты перевалов 
Думал у Вас приведены реальные, снятые на местности координаты, а оказалось нарисованные. В частности PER.KAP4ALSKI.CENT нанесен на месте Капчальского Зап. и даже чуток восточнее.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка:
Опубликовал Алексей Сейкин