Отчет о велопоходе по периметру полуостровов Рыбачий и Средний.
Нитка маршрута
Москва - Мурманск - пос. Титовка - п-ов Средний - п-ов Рыбачий - п-ов Средний - пос. Титовка - Мурманск - Москва
 
В целом о маршруте

Имея две недели на поход по полуостровам, решили посмотреть их по максимуму, проехав их по периметру. Забрасывались и  сбрасывались на машине до/от Титовки, чтобы максимизировать время проводимое на полуостровах. Маршрут достаточно сложен, в основном качеством дорог, очень много бродов через всякие ручьи и небольшие речки. Не стоит рассчитывать на удачу - подготовьте велосипеды заранее, берите запасные части - они вам скорее всего пригодятся.

У нас ушло:
3 покрышки
по комплекту колодок для v-брейков
4 спицы (берите съемники!) 
штук 9 проколов на всех точно было

Берите WD-40 и смазку для цепи - на морском воздухе все начинает ржаветь с огромной скоростью.

 Насчет продуктов - последний магазин находится в Титовке, дальше можно только попросить что-нибудь у местных жителей или других туристов. Поселений там как таковых нет - есть маяки, военные части. В полярный день очень активное солнце, как бы странно это не звучало - берите крем от загара - пригодится.

Насчет допуска на полуострова. Для граждан РФ простая проверка паспортов на КПП перед Титовкой. Иногда, на полуостровах бывают военные учения, тогда допуск на них ограничивают. К сожалению, узнать заранее даты учений невозможно.

Хочу порекомендовать водителя, который нас забрасывал. У него грузопассажирская машина, 6 человек + велосы с грузом вошли без проблем. Зовут Валерий, телефон +7(911)300-13-50. 
29 июля

Выгрузились в Мурманске, загрузились в машину и до обеда были уже в Титовке. Мы обсуждали возможность доехать до Титовке своим ходом, в результате решили побольше времени провести на п-островах. Последний за эти 2 недели магазин, чуть позже последний участок асфальта и вот мы уже потихоньку поднимаемся на перевал Муста-Тунтури. Сам перевал достаточно красив, есть смысл  не пролетать его, а поосматривать. Что меня поразило - так это огромный поток джипов самых разных мастей, проезжающих по перевалу в обе стороны с частотой одна группа раз в 10-15 минут. Маршрут их, за редким исключением, одинаковый - доехать до крайней северо-западной точки континентальной части РФ - мыса Вайда Губы и вернуться обратно.  Поднялись на верхнюю точку и стали спускаться к Среднему. Тут я понял, что я немного погорячился взяв только один комплект запасных колодок для v-брейков на 2 велоса :). Перекусили и поехали дальше. Средний решили пролететь по восточной дороге, оставив осмотр интересной, западной части на возвращение. Вся грунтовая дорога вплоть до начала Рыбачего отличного качества, позволяет двигаться довольно быстро. Заначевали почти сразу после того, как заехали на Рыбачий, проехав пару километров вдоль берега на запад. 

30 июля

Утро для нас началось очень необычно. Приехала буханка, из нее вывалился в драбадан пьяный мужик, который представился как "начальник маяка". Он очень хотел нам помочь как-то, все предлагал подвезти. Потом пришли 2 рыбака, за которыми он и приехал. Рыбаки подарили нам трех камчатских крабов. Оказывается, еще в советские времена крабов завезли сюда с Камчатки, они тут расплодились и сейчас их вполне успешно добывают. Крабы были разделаны, сварены в морской воде и тут же съедены. Я уверен, такое лакомство я снова попробую нескоро, после в команде долго шутили насчет "утренней доставки крабов" :)

_DSC5687


Пошли вдоль западного берега, дорога стала заметно хуже, пару раз она выходила на пляж и нужно было ехать вдоль океана по литорали. Выглядит довольно романтично, но ехать не очень удобно - колеса вязнут. 


По литерали,

Вечером выехали к Вайда-Губе. Оказалось, что самая северо-западная точка представляет собой самую северо-западную помойку - куча мусора оставленная военными, вынесенная прибоем, бочки и прочий шлак. Учитывая еще действующую военную часть рядом, мы проехали дальше и встали лагерем, не доехав до мыса Кекурского.
31 июля

Наверное, одна из самых красивых частей всего маршрута - участок от мыса Кекурского до м. Майнаволок. При планировании маршрута, старайтесь оставить побольше времени на эти места. Красота там необыкновенная.  Часто останавливались для фотографирования и в конце дня решили сделать дневку между Скоробеевскими мысами. Начиная с этого дня и до выхода к р. Большая Эйна людей мы встречали очень редко - немного у Цыпнаволока, одного собрата-туриста и практически все.  

1 августа

Стояли дневкой - шатались по окрестностям, фотографировали, мылись-стирались итд. 
Когда смотришь на океан сверху - кажется, что ты на Канарах каких-нибудь - вода синяя и прозрачная. 

Чем не Канары

2 августа

Двинулись к Цыпнаволоку, дорога стала совсем отвратной (но еще не самой плохой из тех, что была) - появились песчаные участки, кроме того, она раза 3 опять выходила на литораль. 


Встали недалеко от м. Лазарь. Вечером, восстановив силы ужином сходил до мыса - очень красиво острые скалы, волны от океана, туман. 
3 августа

Встретили велосипедиста-одиночку. Он ехал как мы, по периметру, но только в обратную сторону. Рассказывал, что видел оленей, что маленькие оленята принимали его велос с "лежачим" рулем за собрата и бодали его. 

Доехали до Цыпнаволока, там оказалась вторая военная часть, к маяку не пускают. 



Маяк
Маяк на Цыпнаволоке



Двинулись на юг. Дорога не фонтан, но, по крайнее мере, нет больших перепадов высот. Встали на ночевку недалеко от мыса Баргуотный. 
4 августа

Двинулись на юг дальше. Стали попадаться олени, но близко не подходят, боятся. Тем не мене, один раз стадо пробежало сего метрах в 50 от нас. Красивые, рога огромные. 
  Стали появляться перепады высот, но еще не такие жестокие, как в дальнейшем. Хотя, вообще, факт наличия дороги на запад к Эйне порадовал. Начало этой дороги от м. Шарапов даже сначала радует, но километров через 5 начинаются относительно сильные перепады высот при крайне отвратительном качестве дороги. Около м. Монастырский видели очень красивые водопады - рекомендуем посмотреть. Встали на ночевку, не дойдя до немного до Эйны.


5 августа

Опять очень плохая дорога и сильные перепады высот. В низинах почва стала болотистой. Один раз дорога зашла практически на г. Эйна. Погода подыспориталсь, упал туман и пошел небольшой дождик. Вообще, нужно сказать, погода на Рыбачем очень непостоянная, заранее предугадать ее невозможно. 

Команда в тумане

Последний большой спуск и мы выехали к реке Большая Эйна, у которой встали лагерем. Здесь уже стояло довольно много других групп, в основном, на джипах. После  нескольких дней полной автономии было немного непривычно видеть другие группы. Даже было немного жаль, что опять выехали к людям. 

6 августа

Наконец-то снова относительно нормальная дорога. После того, что было последние несколько дней кажется, что это асфальт. Доехали до Озерка и пообедали на турбазе. Обед из 3-х блюд порядка 1000 рублей, но это понятно, завозить сюда овощи и прочие продукты довольно накладно. Посмотрели очередной памятник войны и выехали на Средний. Долго искали стоянку, потом встали с другой велогруппой. 

7 августа

Средний прекрасен! 
Вдоль побережья много прекрасных видов, старайтесь не гнать и осматриваться. 

_DSC7982

Рыжие камни

После двух братьев - непонятка, дорога уходит вверх, в военную часть, пришлось тащить велосы пару километров вдоль побережья просто по тундре.

Заехали в музей Войны, но человек, который им заведует спал. Зато мы купили там огромную рыбину сёмги. Дорога стала совсем прекрасной, но мы уже подустали и встали лагерем на перешейке. Стала видна подготовка полуострова к учениям. Рядом с нами, практически на пустом месте организовалась довольно крупная военная база с БТРами, огромными палатками и прочими атрибутами. 
8 августа

С утра приехал пьяный мужик из музея, предлагал выпить, мы отказались, но он подарил нам еще одну рыбину сёмги. Все-таки, на севере замечательные люди! 
  Погода не заладилась, но мы выдвинулись брать перевал. После приключений на юге Рыбачего Муста-Тунтури не казался уже таким крутым и высоким. На верхней точке мы спели знаменитую песню "Прощайте скалистые горы...", прощаясь (я надеюсь не навсегда) с Рыбачим. 


Сброска

В планах у нас была еще старая немецкая дорога, но проехать ее всю, выехав к Печенге, как мы планировали изначально, мы уже не успевали. Мы сунулись вглубь дороги на пару километров и вернулись обратно. Старая немецкая дорога интересна - проложенная вдоль изолинии, почти без крутых перепадов, ровная до сих пор, а сколько лет уже прошло с начала войны! 


_DSC8336

Скатились вниз и стали лагерем у реки Титовки. Река была маленькая, однако, как же мы удивились, когда она через пару часов наполнилась и потекла в обратную сторону - на море начался прилив. 

9 августа

Последний день. С утра встали и покатили к Титовке. И вот мы уже грузим велосы в машину. 
Мурманск, баня, пицца, прощание с друзьями из Ярославля и вот поезд потихоньку трогается и увозит нас в огромный, полный людей город, где всегда есть причина куда-то спешить, кому-то звонить, выбирать какое из дел самое важное. Где такой плохой воздух и воду не наберешь для питья из ручья. 

Но мы обязательно вернемся. 


_DSC8394


Комментарии
Понравилось! 
115.09.13, 20:18
Cергей, молодец! Теперь давай на Юг ! Поможем. Поучаствуем. 
Guest04.06.13, 23:12
Интересно 
Буду ждать отчета. Судя по описанию,действительно будет интересно. Сам, к сожалению, пойду , если получится , по югам, вокруг иссык-куля.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Сергей Багаев