День 4-й, Понедельник, 12 июня 2017 года. Пятигорск:
гора Машук и прочие достопримечательности.
Завтрак в «Неаполитано». Канатная дорога. Портрет Ленина на скале. Могила
военного топографа Андрея Васильевича Пастухова. Площадка «Перекресток дорог»
на горе Машук. Телевышка. Легенда о Воротах Солнца (Любви). Место дуэли М. Ю.
Лермонтова. Николай Соломонович Мартынов, убийца поэта. «Шашлычный дворик».
Грот Дианы. Лермонтовская галерея. Нагорный парк. Китайская беседка. Кофейня
Гукасова. НИИ Курортологии (Ресторация). Фонтан «Деды».
В 10–00 у
нашего дома мы с Сережей и Ларисой встретились. Выяснилось, что им с утра после
вчерашней изюмовки кушать не хотелось, поэтому все вместе в «Неаполитано»
завтракать отправились.
Каждый
выбрал что хотел: кто яичницу, кто сырники. На всех большой чайник ройбуша
апельсинового взяли.
Счет опять
довольно скромным вышел.
После
завтрака в сторону горы Машук двинулись: хоть день и пасмурным выдался, планы не
менять решили.
Возле здания
администрации города на интересную фотовыставку наткнулись.
После
осмотра движение продолжили.
Чем дальше
от центра города удалялись, тем больше заброшенных домов по дороге попадалось.
Наконец
пыхтя до Нижней станции Канатной дороги дошли.
-Канатная
дорога была построена в 1971 году по уникальной безопорной технологии, -сообщил
Сережа.- За 3 минуты вагончики преодолевают расстояние в 964 м. Дорога работает
по принципу маятника: вагончики снизу и сверху выходят одновременно и
встречаются в самом центре, скорость их движения одинакова.
Очередь в
кассу была небольшой.
Возможно,
это ценой билета на канатку объяснялось: 210 рублей в одну сторону или 360
рублей в обе.
Мы решили,
что на верх в кабинке поднимемся, а уж спустимся сами как-нибудь, по терренкуру
пешочком.
-На южном склоне
горы Машук сохранился памятник советских времен- огромный портрет Ленина на отвесной
скале (1925 год, художник Щуклин), -комментировал Сережа наш подъем.- Масляными
красками выполнен. Немцы во время оккупации уничтожить портрет хотели, но не
успели – их из Пятигорска вышибли.
Вид с горы
Машук замечательный открывался, но вот беда: все окрестности тучами окутаны
были, так что мало чего видно было.
Зато плакат
имелся, пояснявший, что именно мы с горы Машук видеть должны.
-Чуть ниже нас
обелиск видите? -спросил Сережа.- Это могила военного топографа Андрея
Васильевича Пастухова (1860-1899 гг.).
-Пастухов родился
в крестьянской семье и рано осиротел. Выйти «в люди» стоило ему невероятных усилий.
Но он добился своего, став военным топографом с уникальной специализацией - альпинист-топограф.
Работы Пастухова отличались высоким качеством, он произвел топографические съемки
наиболее труднодоступных и малоисследованных районов Центрального и Малого Кавказа.
Пастухов
Андрей Васильевич
-До Пастухова
все спортивные победы альпинистов на Кавказе принадлежали иностранцам. Русские не
могли с ними соперничать – чувствовалась нехватка опыта, подготовки и снаряжения.
В 1890 г. Пастухов первым из русских поднялся на западную вершину Эльбруса, а в
1896 году - на его восточную вершину. Он заложил основы современного альпинизма
на Кавказе, разработал систему подготовки альпинистов, подобрал рациональное снаряжение
и впервые применил на ботинках подошвы со стальными шипами («кошки»).
-Чрезмерные
физические нагрузки негативно сказывались на здоровье Пастухова. Летом 1899 он
вынужден был прервать полевой сезон и отправиться на лечение в Пятигорск. При осмотре врачи обнаружили застарелую язву. Умер
Пастухов в больнице Пятигорска в возрасте 39 лет.
-Пастухов похоронен
на вершине горы Машук. В августе 1903 г. там установили памятник, на котором выбиты
даты знаменитых горных восхождений Пастухова: Казбек - 1889, Эльбрус - 1890, 1896,
Арарат - 1893.
-Откуда ты
все это знаешь? -удивилась жена.
-Я же знал,
что вы приедете, -застенчиво ответил Сережа.- Вот и подготовился. Кучу
путеводителей прочитал. Я вам еще (чуть позже) про дуэль Лермонтова с
Мартыновым расскажу. Про дуэль эту отдельную книжку изучил.
На вершине
Машука торговали медом, чурчхелой и прочими полезными вещами, а дети по соснам
лазали.
-Наверное,
главная «фишка» горы Машук – площадка «Перекресток дорог», -сообщил Сережа.-
Она здесь в 2013 году по инициативе Управления Пятигорской канатной дороги
появилась.
-Таблички на
путевых столбах вешают посетители Машука, желающие оставить свой след, указав
на табличке название своего родного города и расстояние до него. Табличку можно
привезти с собой (заранее её подготовить), а можно приобрести пустую дощечку,
краску, кисточку, гвозди в сувенирном магазине здесь, на Верхней канатной
станции.
-Телевышка
на горе Машук – гордость Пятигорска. Установили ее в 1959 году, а в 2007 году
прожектора подсветки смонтировали, благодаря чему телевышку с расстояния 40 км видно,
и она Эйфелеву башню напоминает. Высота телевышки всего 113 метров, но Машук
еще 964 метра добавляет, так что Эйфелева (326 метров), да и Останкинская (540
метров) башни нервно в стороне курят.
Нашелся на горе и очередной бронзовый орел 1901 года издания.
Между тем
облака рассеивались понемногу, и мы решили вниз по терренкуру спуститься, хотя
маршрут этот длиной 10 км.
Внизу под
нами Ворота Солнца видны были – к ним мы и шли.
По дороге
цветочками и природой любовались.
А также
граффити местных умельцев рассматривали.
Идя по
дороге, вспомнил, что в июле 1982 года мы по этому терренкуру на гору Машук в
полном туристском снаряжении, включавшем ботинки – говноходы, поднялись, за что
очередные значки «Турист СССР» получили.
-Ворота
Солнца на полпути к вершине горы Машук находятся, -рассказывал Сережа.- Арку
эту в 1970 году построили и очень скоро Ворота Солнца узнаваемым символом
Пятигорска стали. Их еще Воротами Любви называют, потому что множество
молодоженов к ним в день свадьбы приезжают. Согласно поверью новоиспеченному
мужу надо трижды пронести сквозь ворота свою молодую жену: это к долгой и счастливой
семейной жизни приведет.
-А если жена
новоиспеченная в теле? -осведомился я.
-Ради долгой
и счастливой семейной жизни денек и попыхтеть можно, -улыбнулся Сережа.- У
Ворот своя легенда существует. Давным-давно никаких Кавказских гор не
существовало, была лишь ровная степь. Жителями местности были великаны-нарты—
дружелюбный и добрый народ. Недалеко от них проживал колдун, который очень
сильно завидовал исполинам. Тогда он решил отравить их сердца, для этого он
позвал их на обед, а всю пищу приправил зельем. Попробовали великаны
отравленную еду, и стали их души злыми, ревнивыми и кровожадными.
-Как раз в
то непростое время у старика Эльбруса, влюбленного в невесту своего сына Машук,
появилась идея извести его и самому стать мужем молодой девушки. Сын же и его
войско восстали против отца, начался длительный бой не на жизнь, а на смерть. В
битве погибли все: Эльбрус стал убийцей собственного сына, а тот, умирая, успел
зарубить мечом отца. Став свидетельницей гибели жениха, Машук стала рыдать, а после
упала грудью на кинжал любимого.
-Поутру
павшие в битве исполины превратились в высокие горы - тело жениха превратилось
в пятиглавое Бештау, красавица-невеста стала горой Машук с раной в теле - озером Провал. Кольцо-гора выросла из колечка, оброненного
невестой, убегавшей от старика-отца, а слезы Машук в виде камней застыли:
именно из них позже людьми были сложены Ворота Солнца. Гора Горячая из шлема жениха появилась, а холод слез раскаяния
Эльбруса уже не сможет вернуть к жизни сильное и красивое племя исполинов.
-Здесь
отличная смотровая площадка.
Двинулись
дальше и до финиша добрались.
Спустившись
с горы, до места дуэли Лермонтова дошли.
-В царствование
Николая I дуэли, расценивавшиеся как умышленное смертоубийство, были запрещены,
-сообщил Сережа.- Их участники подлежали лишению всех прав состояния и ссылке на
каторжные работы. Тем не менее, дуэли случались постоянно: больше того, самые громкие
российские дуэли состоялись именно при Николае 1. Подобный поединок считался благородным
средством удовлетворения чести.
-Многие исследователи
отмечают, что дуэли в России отличались исключительной жестокостью: дистанция между
барьерами обычно составляла 10–15 шагов (около 7–10 метров), поединки проводились
без секундантов и врачей, один на один.
-Русское дворянство,
лишь в 18-м веке получившее «вольности», относилось к вопросам чести крайне щепетильно.
Причина ссоры Лермонтова и Мартынова, друживших и симпатизировавших друг другу,
неизвестна. Есть несколько версий. Согласно наиболее распространенной, причиной
вызова на дуэль послужили постоянные шутки и колкости Михаила Юрьевича Лермонтова
в адрес Николая Соломоновича Мартынова, при дамах произносимые. Последней каплей
стала фраза «горец с большим кинжалом», сказанная Лермонтовым в салоне Верзилиных
по-французски. По другой версии, Лермонтов ухаживал за сестрой Мартынова Натальей,
но внезапно к ней охладел. Таким образом, вызвав поэта на дуэль, Мартынов вступился
за честь сестры.
-Вариация той
же версии: Наталья послужила прототипом Веры (или княжны Мери) в «Герое нашего времен»,
что не понравилось семье Мартыновых. А Николай Соломонович, пытаясь оправдать дуэль,
вспоминал следующую историю: в 1837 году Лермонтов взялся передать пакет с запечатанным
в нем письмом и дневником Натальи Соломоновны из Пятигорска в экспедицию, где находился
сам Мартынов. Отец Натальи вложил в письмо 300 рублей., но на пакете этого не
написал и Лермонтову ничего не говорил. В дороге поэта обворовали, пакет пропал.
Тем не менее, увидев Мартынова, Лермонтов отдал ему свои деньги взамен украденных.
На вопрос, как Лермонтов узнал о деньгах, если не вскрывал пакета, убедительного
ответа не последовало. Однако между этим событием и дуэлью почти четыре года прошло.
-Вызова никто
из очевидцев не слышал. Фраза, обычно приписываемая Лермонтову: «Что ж, на дуэль,
что ли, меня вызовешь из-за этого?» (т. е. из-за шуток), в воспоминаниях разных
людей звучит по-разному.
-Точное место
дуэли опять-таки неизвестно. Работники пятигорского музея считают, что примерно
в 100 метрах от того места, где сейчас стоит памятник, шла старая дорога, от которой
дуэлянты не могли уйти далеко. Ныне это территория городского парка. Поединок состоялся
15 июля в седьмом часу вечера по левой стороне горы Машук, по дороге, ведущей в
одну из немецких колоний.
-Надвигалась
сильная гроза, поэтому быстро стемнело. Врача не приглашали. Кто чьим секундантом
был, неясно. Скорее всего, секунданты определились по жребию уже позже, по окончании
дуэли - для следствия. Такое огромное количество недоговоренностей не могло не породить
большого количества легенд.
-В советское
время распространен был взгляд, что Лермонтова, как и Пушкина, убили по приказу
или, по крайней мере, с согласия императора Николая I. Поклонники конспирологии,
во всем усматривающие заговор, склонялись к мысли, что на дуэли тайно присутствовал
наемный убийца - то ли казак, то ли горец, выстреливший из кустов одновременно с
Мартыновым. Первым в 1930-х гг. эту версию высказал директор пятигорского музея
«Домик М. Ю. Лермонтова» Коротков. Затем, уже после войны, ее подхватил
Паустовский, написавший повесть «Разливы рек», заканчивавшуюся фразой: «Последнее,
что Лермонтов заметил на земле, -одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился
второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».
-Сторонники подобных
теорий обычно ссылаются на своеобразный характер пулевого ранения: пуля пробила
тело Лермонтова навылет под углом около 35 градусов к горизонту (поэт был убит
наповал). Однако с точки зрения баллистики в этом нет ничего странного: из-за неровностей
дуэльной площадки Лермонтов стоял выше Мартынова и повернулся к нему правым боком,
к тому же поднял правую руку с пистолетом вверх, так как только что выстрелил в
воздух. На дуэли, помимо участников, присутствовали четверо секундантов и несколько
зрителей, которые просто не могли бы не услышать второго выстрела. Считать же, что
все эти люди были подкуплены или участвовали в тайном сговоре, можно только при
очень буйном воображении.
-Поэтому единственно
возможную причину дуэли все-таки следует искать в характере обоих друзей, внезапно
ставших противниками. Стоит заметить также, что уже вскоре после дуэли нашлось много
людей, обвинявших Мартынова, и столь же много людей, его оправдывавших. Один из
современников вспоминал: «Как поэт Лермонтов возвышался до гениальности, но как
человек он был мелочен и несносен. Эти недостатки и признак безрассудного упорства
в них были причиною смерти гениального поэта от выстрела, сделанного рукою человека
доброго, сердечного, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами
почти до сумасшествия. Мартынов, которого я хорошо знал, до конца своей жизни мучился
и страдал от того, что был виновником смерти Лермонтова.»
-О Лермонтове
написаны тысячи как научных, так и популярных статей, монографий, книг, его биография
детально изучена. Мартынова знают гораздо хуже.
-Первый камень
на месте дуэли, определенном условно, установили только в 1878 году, а в начале
20-го века решили соорудить памятник. К 100-летию со дня рождения Лермонтова скульптор
Микешин сделал бронзовый бюст поэта, одетого в форму Тенгинского пехотного полка.
Скульпторы Козлов и Дитрих дополнили памятник оградой. Каменные столбики в виде
снарядов, тяжелые цепи и грифы по замыслу авторов символизируют скорбь по поэту.
-Что мы
знаем об участниках дуэли? Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье армейского
капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. По
линии отца род Лермонтовых восходил к шотландцу Георгу Лермонту, в 1613 г. в составе
сводного шведского полка попавшему в Россию и перешедшему на государеву службу.
К началу 19-го века Лермонтовы сильно обеднели.
-Бабушка
поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева принадлежала к богатому и влиятельному
роду Столыпиных, известному с 16-го века и восприняла брак дочери крайне отрицательно.
Когда Михаилу 3 года исполнилось, его мать умерла от скоротечной чахотки. Отца от
воспитания отстранили, и мальчик остался с бабушкой, баловавшей внука безрассудно:
на содержание Мишеньки она тратила около 10 тысяч рублей в год.
-Детство Михаила
прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. В 1832 году, не окончив Московского университета,
Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По
окончании его определили в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
В 1837 году Лермонтов откликнулся на гибель Пушкина, потрясшую его, стихотворением
«Смерть поэта», моментально прославившим автора. По мнению литературоведов, ни одно другое
поэтическое произведение в России не пользовалось такой популярностью.
-При дворе стихотворение
расценили как призыв к революции, после чего последовала первая ссылка поэта на
Кавказ. Бабушка добилась перевода внука в Новгород, а потом и возвращения в Петербург.
Однако это не помогло: уже в 1840 году поэт попал под суд за дуэль с сыном французского
посла Эрнестом Барантом. Причина дуэли была та же, что и следующей: Барант не стерпел
лермонтовского остроумия и счел себя оскорбленным, заявив, что поэт распространяет
о нем сплетни. По окончании этого поединка Лермонтов отправился в новую ссылку на
Кавказ. До следующей дуэли чуть больше года оставалось.
-Николай Соломонович
Мартынов (1815–1875) родился в Нижнем Новгороде в семье пензенского помещика, полковника
в отставке. С 1832 по 1835 годы в той же Школе Юнкеров обучался, где и познакомился
с Лермонтовым. В 1837 году в чине поручика командирован на Кавказ. Кавалер ордена
св. Анны 3-й степени. В феврале 1841 года вышел в отставку по домашним обстоятельствам
в чине майора. Такова официальная биография человека, вошедшего в историю с клеймом
«убийца Лермонтова».
-Принято
считать, что Мартынов был честолюбивым глуповатым самовлюбленным неудачником и
завистливым графоманом. Однако из воспоминаний современников Мартынов предстает
совсем другим. Друзья вспоминали его как «приятной наружности» офицера, «блондина
высокого роста», пользовавшегося большим успехом у женщин.
-«Он был всегда
любезен, весел, порядочно пел романсы, недурно писал стихи, мечтал об орденах и
думал дослужиться на Кавказе до генеральского чина». Неудачник? К 25 годам Мартынов
получил майорский чин, тогда как Лермонтов был всего лишь поручиком. Глуповат? Напротив,
хорошо образован, наблюдателен, остроумен. Графоман? Это ближе к истине, но по одной
лишь причине: стихи Мартынова проигрывают на фоне стихов гениального Лермонтова.
А если рассматривать их сами по себе, то стихи вполне не плохи. Например, о смерти
раненого солдата:
Глухая исповедь,
причастье,
Потом отходную
прочли:
И вот оно, земное
счастье ...
Осталось много
ль? Горсть земли!
Я отвернулся,
было больно
На эту драму
мне смотреть;
И я спросил себя
невольно:
Ужель и мне так
умереть...
-Завидовал ли
Мартынов Лермонтову? Однозначного ответа нет. Доподлинно известно, что в 1841 году
с ним случилась разительная перемена: он внезапно вышел в отставку и «из веселого,
светского молодого человека сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды,
ходил в черкесском костюме, с огромным кинжалом, нахлобученной белой папахой, вечно
мрачный и молчаливый». Друзья предполагали, что Мартынова, человека демонстративного,
на такую кардинальную «смену имиджа» подвиг «Герой нашего времени»: Мартынов вообразил
себя Печориным И принялся разыгрывать эту роль в жизни. Между тем современники
считали, что Мартынова Лермонтов в образе Грушницкого воплотил.
Н. С.
Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 год
-После трагической
дуэли Мартынов сразу же поехал под арест, на суде не стал оправдываться: его показания
крайне невыгодны для него самого (остальные участники не были столь искренни). Военный
суд приговорил его к заключению в крепость на гауптвахту на 3 месяца и церковному
покаянию. Николай I отменил заключение в крепость, оставив только покаяние.
-Мартынов уехал
в Киев и выдерживал там суровую епитимью, наложенную на него Киевской духовной консисторией
на 15 лет. Он дважды просил сократить срок епитимьи. В 1843 г. Синод сократил срок
до 7 лет, а в 1846 г. освободил Мартынова от дальнейшего ее соблюдения.
-Мартынов женился
на дочери киевского губернского предводителя дворянства Софье Иосифовне Проскур-Сущанской,
у них 11 детей родилось. Позже семья переселилась в Москву. Каждый год в день гибели
Лермонтова Мартынов служил по нему панихиду. Под конец жизни увлекся спиритизмом.
-Умер в 60
лет. Перед смертью просил родных похоронить его в отцовской вотчине - подмосковном
селе Знаменском, но не в фамильном склепе, а отдельно, не ставить ему никаких памятников
и не делать надписей: «Пусть память обо мне исчезнет». В 1924 году в Знаменском
разместилась колония беспризорников. Говорят, они проникли в склеп (где
все-таки похоронили Мартынова), вытащили его останки и развесили их на пихте.
-Из воспоминаний
современников известно, что после дуэли поэта тайно похоронили на старом кладбище
Пятигорска. Могилу отметили простым камнем, на котором высекли только имя - Михаил.
Через 8 месяцев по ходатайству бабушки свинцовый гроб с телом Лермонтова перевезли
в ее имение в Тарханах и похоронили в фамильном склепе. Камень, отмечавший место
захоронения поэта в Пятигорске, зарыли. Позже, когда осознали масштаб дарования
Лермонтова и стали ставить ему памятники, найти этот камень так и не смогли. На
месте первоначального захоронения поэта в 1903 году обелиск установили, причем
место весьма условно определили.
После такой
прогулки все несколько притомились. Поэтому, вызвав два такси, поехали к
«Шашлычному дворику» на Московской улице, который Лариса и Сережа
порекомендовали. Цена поездки два раза по 100 рублей составила.
Взглянув на
почти пустой зал, выбрали стол на веранде, на свежем воздухе.
Кормили в
«Шашлычном дворике» действительно вкусно, а мы за время прогулки как раз
проголодались, так что заказали всего и много.
Счет вышел
не такой скромный, как обычно – чуть больше тысячи рублей с человека.
Рядом с
нашей верандой «Лада» с московскими номерами стояла.
Лично я
никогда еще заштопанной «Лады» не видел.
Купив
неподалеку от харчевни черешни по 250 рублей за килограмм, в центр города на
трамвае поехали: одна поездка 19 рублей стоила.
Вышли мы у
Спасского кафедрального собора и к гроту Дианы пошли. Когда в день приезда в
Пятигорск мы в грот заглянули, то темно уже было.
-Грот
построен был в честь важного события - первого успешного покорения горы Эльбрус, -рассказывал Сережа.- В 1829 году командующий
войсками на Кавказской линии Георгий Эммануэль (который и придумал название
города – Пятигорск) организовал военную экспедицию к подножию этой горы. Он намеревался
составить военно-топографическую карту местности для определения тайных
проходов, через которые горцы могли получать оружие от турок. Для изучения края
в экспедицию также были приглашены ученые.
-Проводником
участникам служил кабардинец Хилар Хаширов, он-то и совершил неожиданное
восхождение на вершину. Высота Эльбруса оказалась в три раза выше, чем думали
ученые. Увековечить покорение вершины должен был искусственный грот в Пятигорске.
Эммануэль поручил создание проекта архитектору Иосифу Бернардацци, работы по созданию
полностью завершились в 1831 году.
-Первоначально
планировалось назвать грот Эльбрус, в честь покоренной вершины. Однако позднее
ему имя древнеримской богини охоты Дианы дали. По легенде, в знойные дни после
купания она любила отдыхать в прохладных гротах.
-Грот
представляет собой искусственную пещеру, созданную на склоне горы Горячей. Сводчатый грот имеет три входа - центральный и
два боковых. Центральный выполнен в форме арки, украшенной дорическими
колоннами, изготовленными из камня с горы Машук. Задняя стена пещеры - природная скала склона
Горячей, остальные стены выстроены из туфа. Пол в ней выложен тесаными плитами.
Внутри располагается полукруглая узкая скамья, на которую любят присаживаться
туристы, наслаждаясь прохладой грота в жаркие летние дни.
-В мемуарах современников
сохранилось описание вечера, который М. Ю. Лермонтов устроил с друзьями в гроте
Дианы за неделю до дуэли. «Сад грота убрали разноцветными шалями, соединив их в
центре в красивый узел и прикрыв круглым зеркалом, стены обтянули персидскими коврами,
повесили люстры... Хор военной музыки поместили на площадке, над гротом. Уборная
для дам также убрана была шалями и снабжена заботливыми учредителями всем необходимым
для самой взыскательной красавицы. Там было огромное зеркало в серебряной оправе,
щетки, гребни, духи, помада, шпильки, булавки, ленты, тесемки и женщина для прислуги.
В этот вечер небо было чистого темно-синего цвета и усеяно бесчисленными серебряными
звездами. Лермонтов необыкновенно много танцевал. Да и все общество было как-то
особо настроено к веселию...» Но, несмотря на веселье, в разговоре с товарищем по
юнкерской школе Павлом Гвоздевым, Лермонтов признался ему: «Чувствую - мне мало
осталось жить».
-Неподалеку
Лермонтовская галерея расположена. Сегодня трудно представить пятигорский парк
«Цветник» без Лермонтовской галереи. Это удивительное здание совершенно не
сочетается с архитектурными стилями исторического центра города. Оно выделяется
легкостью, необычным световым решением и конструкцией.
-Появилось
оно в 1901 году, к 60-летней годовщине смерти М. Ю. Лермонтова, и названо в
честь великого поэта. Основной причиной появления этого здания послужил,
конечно, не трагический юбилей. В начале 20-го века курорты переживают бум
популярности. Этому способствовало открытие прямого железнодорожного сообщения
с Кавминводами.
-Кисловодский
Курзал, который обладал просторным зрительным залом, сценой и Ресторацией уже
не мог полностью принять всех желающих. Гости Пятигорска и Железноводска
довольствовались местными неудобными галереями. Поэтому у руководства курорта
возникла крайняя необходимость предоставить отдыхающим в Пятигорске новые
возможности для развлечения и проведения свободного времени.
-В этот
период в России становится популярно «металлическое» направление в архитектуре.
За рубежом этот стиль использовался уже давно, но на Кавминводах зданий из
стекла и металла еще не было. Металлическая конструкция Лермонтовской галереи
до наших дней дошла без изменений, а вот стекла несколько раз менять пришлось.
-В правом
крыле галереи разместился зрительный зал на 600 мест и площадка для танцев и
балов, а в левом можно было укрыться в плохую погоду. Чуть позже пристроили
открытую летнюю площадку. В наше время здание принадлежит филармонии. Как и прежде,
здесь проходят концерты и художественные выставки.
-А сейчас мы
с вами в Нагорный парк (1901 год) пойдем, он на вершине горы Горячей разбит.
-Вот вам
очередной орел того же года издания.
-Символика скульптурной
группы прозрачна: орел - это целебная мощь минеральных источников, змея - болезни,
которые побеждаются с помощью минеральной воды. Во время утверждения символики городов
и региона Кавминвод (1992–1995 годы) скульптура «Орел со змеей» стала эмблемой Кавминвод.
-Отсюда
неплохой вид на Пятигорск открывается.
-«Китайская»
беседка названа так из-за причудливой архитектуры. Раньше она была украшена цветными
стеклами, и ее называли «Цветной». Беседка появилась здесь в 1902 году, но с той
поры уцелела только нижняя каменная часть. В 1974 году новую беседку
спроектировали.
-Спустимся
вниз и на кофейню Гукасова взглянем.
-Кофейню
Гукасова в пятигорском парке «Цветник» часто с кораблем сравнивают. Этот дом в
стиле модерн (1909 год) когда-то спроектировали по заказу пятигорского
кондитера Александра Гукасова. Теперь здесь на первом этаже находится
единственная в Кавминводах частная картинная галерея, а на втором - кафе
«Тет-а-тет». Но старожилы до сих пор называют дом именем первого владельца,
прославившегося когда-то своими ванильными булочками.
-Заработавшая
кофейня быстро стала считаться самым «приличным» местом в городе. А пирожные,
которые здесь продавали, самыми вкусными.
-В лихое
революционное время Гукасовы в своем доме прятали то красных от белых, то белых
от красных: власть в городе не раз менялась. Это неожиданно пригодилось: когда
Пятигорск окончательно красные заняли, Александра Гукасова как
«неблагонадежного» на расстрел повели, но его жена, бежавшая за Гукасовым с
ребенком на руках, наткнулась на красного командира, которого они с мужем
некогда прятали - Гукасова тут же отпустили.
-При Советах
кофейню национализировали и столовую в ней устроили, а семью Гукасовых
репрессировали и в Сибирь сослали. Во время оккупации немцы из кофейни ресторан
сделали. Гукасов закончил свои дни в селе Ведено в Чечено-Ингушской ССР, где он
жил со своей дочерью. Говорят, работал на хлебопекарне.
-Что
касается памятника Ипполиту Матвеевичу (Кисе) Воробьянинову, то он не совсем на
том месте, где Киса милостыню просил, стоит.
-Парк «Цветник»
- центр Старого города, который застраивался по плану, разработанному в 1828
году братьями Бернардацци. В общей сложности братья Бернардацци в Кавминводах 147
проектов выполнили. Могила братьев, кстати говоря, неподалеку от места
первоначального погребения Лермонтова находится.
-В 1900 году
вход в парк украсила деревянная решетка в стиле модерн. В 2001 году ее на
ограду из металла заменили.
-Прямого
указания в «12 стульях» в какой именно части парка «Цветник» Киса милостыню
просил, нет. Вот цитата:
«В то время
как великий комбинатор ловко торговал видом па малахитовую лужу, Ипполит
Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на
гуляющих, жевал три врученных ему фразы:
-Мсье, же не
манж па… Гебен зи мир битте… Подайте что-нибудь депутату Государственной думы…
Подавали не
то чтобы мало, но как-то невесело. Однако, играя на чистом парижском
произношении слово «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена
Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три.»
-Логично
предположить, что милостыню Киса у входа в парк, а не за углом кофейни Гукасова
собирал.
-Здесь же
неподалеку монументальное здание НИИ курортологии находится. Оно известно еще как
Ресторация - одна из старейших (1828 год) построек в Пятигорске, возведенная под
руководством братьев Бернардацци. Здесь была гостиница, где останавливались Александр
Пушкин, Виссарион Белинский, Лев Толстой, балы проводились.
-Один из балов
запечатлен в «Герое нашего времени» («Княжна Мери»): «Зала Ресторации превратилась
в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Танцы начались польскими,
потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». В последний
свой приезд в Пятигорск Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался
в домик, где ныне музей устроен. В 1943 г. отступавшие фашисты здание бывшей
Ресторации взорвали. Его восстановили со значительными изменениями.
Вечерело, мы
попрощались (поблагодарив) с Сережей и Ларисой и не торопясь домой побрели.
Фонтан
«Деды»
По дороге
кофе в уличной кофейне попили.
Поинтересовались
стоимостью экскурсий. Поездка на Домбай 1200 рублей стоила.
На Домбай мы
завтра с Димой, встречавшем нас в аэропорту, собрались. За совсем другие
деньги, но на машине, а не в большом автобусе и с остановками по нашему
желанию.
Поэтому в
«Перекресток» вином запастись на оставшиеся дни пребывания в Пятигорске зашли.
Купив вина, с
чистой совестью домой пошли.
В киоске я
заплатил за Интернет в «Йота» 500 рублей, но Интернет так и не появился.
-Надувательство
какое-то, -сообразил я.