полуостров Кольский / Пешеходный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Плавание на теплоходе "Клавдия Еланская" и стокилометровая прогулка по берегу Баренцева моря

14 - 24 августа 2017 г.
Пешеходный поход по берегу Баренцева моря с заброской на пассажирском теплоходе "Клавдия Еланская"
Нитка маршрута
мыс Плеханова - пос. Харловка - пос. Рында - пос. Дальние Зеленцы - пос. Териберка
 


Что такое заброска для обычного туриста - несколько напрасно потраченных дней в начале похода, возможно, головная боль или трата больших денег. О заброске обычно почти не вспоминают, да и что там вспоминать-то? Сели и доехали. Даже если и будет что вспомнить, то чего стоят эти воспоминания по сравнению с воспоминаниями о походе. И уж конечно никто не станет выбирать маршрут только ради заброски.

В моём же случае всё было ровно наоборот.

Я люблю сидеть за компьютером и рассматривать карты, мысленно представляя, какие там можно пройти походы. Так уж сложилось, что на экране мне обычно показывают северные районы. Так было и на этот раз. Карты привели меня на берег Баренцева моря. Место для меня не новое, но по-прежнему притягательное. Я уже не раз просматривал на компьютере эту "передачу" с картами и знал, чем она закончится - просмотром расписания теплохода "Клавдия Еланская". Расписание меняется каждый год, но неизменным остаётся то, что теплоход проходит вдоль берега моря, мимо самых интересных и глухих мест и причаливает к закрытому городу, в который мне едва ли дадут пропуск. Правда, три раза в год он делает дальние рейсы в посёлки на Белом море. Но что делать там целый месяц? Рядом с расписанием на сайте лежат тарифы, в которых значатся два населённых пункта, в которых не только нет остановки теплохода, но и нет их самих. Особенно одного, которого не просто нет, а уже СОВСЕМ нет, причём давно. Бывший посёлок Харловка. И вот, что же я вижу, в расписании сразу на две даты появляется остановка в этой самой Харловке. Странно, наверное, какая-то ошибка. А может, стоит позвонить, чтобы не думать ничего лишнего?

Как и положено звоню по одному номеру в Мурманске, там ничего не знают и дают другой номер, а потом так же третий. И вот трубку берёт девушка, которая наконец-то в состоянии мне всё объяснить. Оказалось, рейсы действительно будут. Эти рейсы организовали впервые для группы бывших жителей, чтобы они могли навестить кладбище. Правда, сначала они планировали заброситься в посёлок в июле, а выброситься в августе, но потом решили, что жить там целый месяц - слишком долго, поэтому по их просьбе обратный рейс с августа перенесли на июль. В расписании рейс на август ещё значится, но его должны были отменить.

Вот обидно! Единственные рейс в июле, а у меня уже есть планы на это время, и отменить их нельзя. Это были скорее мысли вслух по телефону. Но ответ был таким, в который поверить было невозможно.

-Вы хотите в Харловку в августе? Мы можем оставить для вас этот рейс.

-Да, но я один.

-Рейс уже запланирован, деньги на него выделены, поэтому мы можем его оставить для одного человека. Только как вы будете оттуда выбираться? Больше рейсов не будет.

- Пешком в Териберку, это в сто километров от Харловки.

- Ну, хорошо, вот вам телефон капитана, обсудите с ним детали высадки.

Такого поворота событий я не ждал, но капитану, конечно, позвонил. Из разговора я понял, что отклонение от основного маршрута и заход за острова, где меня можно высадить - операция отнюдь не простая. Никакого порта в Харловке, конечно, нет, поэтому судно подойдёт максимально к берегу, насколько позволяют глубины, и мне придётся высадиться на своей маленькой лодочке. При условии, что позволит погода и не будет волнения. Кроме того, из-за удлинения маршрута теплохода и необходимости переходить на другой вид топлива, для судоходной компании моя высадка будет стоить весьма для солидных денег, но так как рейс оплачен, меня это не коснётся.

Конечно, я стал готовиться к походу, но здравый смысл подсказывал, что в реальности он едва ли осуществится. Наверняка будет так, что позвоню в Мурманск, а мне скажут, что рейс всё же отменили. Или капитан сошлётся на плохую погоду, откажется заходить в Харловку. Но это тоже не плохо. Хотя бы покатаюсь на "Еланской" из Мурманска в Мурманск, так как в закрытый город меня всё равно не выпустят.

"Клавдия Еланская"

DJI_0531.MP4_000027.248

Сколько у нас в стране осталось пассажирских морских линий? Не круизных, а именно пассажирских. Всех я могу не знать, но насчитал пять: Южно-Сахалинск - Курильские острова, переправа Холмск-Ванино, три рейса из Анадыря, пара на Камчатке, и, конечно же, линия Мурманск - Островной. В далёкое советское время теплоходы из Мурманска и Архангельска были обычным и привычным транспортом - в многочисленных посёлках на побережье по-другому было не попасть. Морской вокзал в Мурманске не уступал по размерам железнодорожному. На пассажирских судах в отдаленные посёлки и военные объекты доставлялись так же продукты и грузы.

В 70-х годах по заказу СССР в Югославии были изготовлены восемь однотипных грузопассажирских теплоходов ледового класса, названных именами русских актрис. Суда работали как на регулярных линиях, так и совершали круизы с советскими и иностранными туристами, а также доставляли рабочих и полярников к островам Ледовитого океана. В их истории были даже рейсы на Кубу и Антарктиду.

Развал Союза для пассажирского судоходства обернулся трагично. Для новой России Арктика оказалась не нужной. Посёлки, неспособные к самообеспечению, стремительно закрывались или приходили в упадок. Военные бросали объекты и целые города ("почтовые ящики"). Теплоходы остались без работы. Денег не хватало ни на рейсы, ни на ремонт. Постепенно суда были проданы за границу или порезаны на металлолом. Возможно, кто-то вспомнит грустную историю в 2012 году, когда "Любовь Орлова", будучи дважды перепроданной за границей, под проводкой буксира вышла в последний рейс для разделки в металлолом, но из-за шторма трос оборвался, судно ушло в дрейф, и потерялось. По меньшей мере, месяц судно-призрак носило по морям, после чего его судьба неизвестна, хоть и очевидна. Из восьми теплоходов на сегодня осталось два.  "Алла Тарасова", переоборудованная в круизное судно и переименованная в "Sea Adventurer " под Багамским флагом катает богатых туристов. И лишь "Клавдия Еланская" сохранила своё имя, приписку и назначение.  Раз в неделю она совершает рейс на последней сохранившейся пассажирской линии в Баренцевом море по маршруту Мурманск - ЗАТО Островной и изредка выполняет заказные рейсы, такие как доставка военных на ЗФИ и корпоративные морские прогулки.

Судно не подвергалось значительным переделкам и местами сохранило следы советской эпохи, что делает "морской круиз" ещё более интересным. А если добавить, что билет на сидячее место стоит 334 рубля, и судно на целый час отклонится от основного маршрута для высадки единственного обладателя этого билета, то создаётся стойкое ощущение, что такого никак не может быть, и где-то должен быть какой-то подвох.

Дорога в Мурманск


Билеты в Мурманск не покупал до последнего, так как был риск, что поездка отменится. И когда уже собрался звонить в пароходство, они мне позвонили сами, чтобы убедиться, что я не передумал. К этому времени билеты на поезда уже кончились, точнее в вагоны, где разрешена перевозка собак. Оставались только билеты, с которыми мне пришлось бы выезжать за пять дней до рейса. И был ещё поезд с очень странным маршрутом Самара - Мурманск, который значился в расписании всего 4 раза за лето. Билетов на него не было никаких изначально, поэтому я на него не рассчитывал. Очевидно, это был какой-то чартер. И вдруг, на него появилось с десяток билетов, из которых четыре боковушки были в "собачьем" вагоне. Пока думал, три билета исчезли, а четвёртый я всё же купил. Пересадку с уфимского поезда я сделал не в Москве, а на станции Бологое, чтобы не иметь лишних проблем с досмотрами на больших вокзалах. До Бологое ехать предстояло двое суток в сидячем вагоне, так как только он был "собачим".

В процессе сборов оказалось, что рюкзак не просто тяжёлый, а очень тяжёлый. Помимо обычных походных вещей там была лодка, собачий корм, квадрокоптер и двухкилограммовая солнечная панель к нему, а также килограммов пять фототехники, аккумуляторов и зарядников. Оказалось также, что в прошлом походе я потерял навигатор, так что сто грамм лишнего веса можно вычёркивать и ориентироваться как в старые добрые времена.

В назначенное время я без проблем сел в поезд. Его "сидячесть" проблем особых не доставила, так как при наличии незанятого соседнего места и знании секретных поз он превращает в лежачий.

Через двое суток в Бологое для меня наконец-то должна была открыться загадка, в какой такой странный поезд я купил билет. Оказалось - в детский. Чартер для мурманских детей из Самарского лагеря. Естественно, поезд состоял из обычных вагонов, выдернутых из рейсового поезда, которые автоматом унаследовали свои категории (классы вагонов). Среди них затесался и "собачий" вагон. Почти весь поезд был занят детьми, но несколько свободных мест зачем-то пустили в открытую продажу, и в кассе, не о чём не подозревая, мне продали билет на собаку. Конечно, у строгого начальника при виде большой лохматой псины на верхней полке в окружении толпы детей чуть не случилась истерика, но что-либо сделать было не в его силах.

Поезд мчался по главному ходу, когда небо настолько потемнело, что стало страшно. По окнам полился сплошной поток воды, засверкали молнии. Было не по себе от того, что в такой стене воды можно ехать со скоростью не меньше 120 км/ч, особенно если представить себя на месте локомотивной бригады. Сильные ливни не бывают долгими, и через некоторое время вновь засветило солнце, к тому же поезд свернул с главного хода. Казалось бы, и что такого? Когда подъехали к станции, и появилась связь, одной из новостей в Яндексе была новость об аварии на перегоне главного хода, по которому мы только что проехали. Из-за упавшего на провода дерева (а скорее из-за чего-то ещё) перегон был обесточен, что вызвало задержку поездов. Если бы мы не успели проскочить, у меня были бы реальные шансы опоздать на корабль.

Бедный мой пёс! Дети ни минуты не оставляли его в покое, постоянно гладили, иногда по нескольку одновременно. Три раза в день из каждого вагона через нас  проходила толпа в вагон-ресторан, а потом обратно, и почти каждый говорил слово "Собака!" и тянул руки. Были в этом и положительные стороны. Некоторым удавалось намекнуть, что собака любит не только, когда её гладят, но ещё и когда кормят. Несмотря на то, что порции были маленькими, их хватало не только собаке.

Что же делать с лишним весом? Клетку для перевозки собаки, которая, к счастью не пригодилась, я заныкал в гаражах на 15-минутной стоянке в Кандалакше, чтобы забрать на обратном пути. Лишнюю еду, предназначенную для второй части похода (прогулки по окрестностям Кандалакши), а также насос для лодки и другие лишние вещи я сложил в дырявый пакет и отдал на хранение одному из вожатых. По-хорошему, надо было организовать в Мурманске нычку, но на это у меня могло не хватить времени.

Поезд прибыл по расписанию за два часа до отхода теплохода. Успел как раз купить билет и немного погулять. Билет снова выбрал сидячий, так как путь до Харловки должен был занять вечер и половину ночи. Но разве можно спать в такой поездке! Да и вдруг меня не захотят пускать в каюту с собакой. Впоследствии оказалось, что я был единственным обладателем сидячего  билета, и весь салон авиакресел оказался в моём полном распоряжении. Не просто чартер, а VIP-чартер.

Круиз

 
 

Заняв своё место на борту, я сразу же отправился к капитану обсуждать высадку. Прогноз погоды был плохой, и капитан подтвердил мои опасения. Высадка в Харловке этой ночью будет невозможна, поэтому придётся перенести её на обратный путь. То есть, мой круиз вместо восьми часов растянется на два с половиной дня, из которых день пройдёт на причале закрытого города. Но эта новость меня совсем не расстроила. Признаться, я рассчитывал, что отношение ко мне будет примерно таким: "Навязался же нам на голову этот придурок! Из-за него теперь посреди ночи уходить с привычного маршрута за острова на малые глубины. Хоть бы погода испортилась!" Но всё оказалось с точностью до наоборот. Капитан, напротив, отнёсся к моему путешествию с большим интересом, а необходимость менять привычный маршрут его только обрадовала. Он пообещал сделать всё возможное, чтобы моя задумка осуществилась.

P1120008.MP4_000002.623
 

Волнующий момент отхода. На мачту подняли флаг, зазвучало "Прощание славянки". Словно на заказ, из-за туч показалось предвечернее солнце. "Еланская" выполнила разворот, отпустила буксир и начала ход по Кольскому заливу. Город, обычно хмурый и серый, озарился радугой. Он провожал нас и желал счастливого плавания. Сколько судов Мурманск помнит на своём веку? Точно так же из Кольского залива начинались великие плавания, вошедшие в историю освоения Арктики и Антарктики. Конечно же, моя стокилометровая прогулка не может идти ни в какое сравнение с великими путешествиями - вехами в освоения Арктики, но было радостно от того, что у нас теперь есть хоть что-то общее. Город постепенно остался позади, и вот уже нас провожали легендарные атомные ледоколы, так много пережившие за свой век. Тем временем солнце опускалось всё ниже и ниже, окрашивая облака, море, и стоящие на рейде корабли в потрясающий оранжевый цвет. Над выходом из залива появилась радуга. Заметив мой восторг, капитан разрешил перешагнуть табличку "проход запрещён" и ненадолго подняться на пеленгаторную палубу, откуда открывался самый лучший вид. "Тебе повезло. Такая красота здесь редко бывает!" Медленно-медленно солнце спряталось за горизонт, немного поторопившись до нашего выхода из залива. И вот судно покачивала лёгкая зыбь, теперь мы во власти моря. "Еланская" взяла курс на восток.

P1120031.MP4_000002.151
P1120037
P1120038

В середине августа на широте Мурманска полярный день подходит к концу. Ночи становятся всё темнее, но пока их ещё нельзя назвать ночами в нашем понимании. Если небо ясное, то в самую полночь можно недолго наблюдать первые звёзды.

Смотреть на однообразные очертания берега стало не интересно, поэтому решил немного поспать. Конечно же, не сидя в кресле, а разложившись на полу.

Салон авиакресел

Прогнозы сбылись, ночью поднялся ветер. Высадка в Харловке в такую погоду была не возможной. Идём на Островной. Пропуска в закрытый город у меня, само собой, нет, но капитан пообещал попробовать договориться. По правилам мне запрещено даже выходить на причал.

Появившееся свободное время посвятил прогулке по судну.

P1120069

 

Бар - музыкальный салон
Четырёхместная каюта
P1120146.MP4_000001.365
P1120152.MP4_000001.599

К обеду "Еланская" пришвартовалась в Гремихе. Гремиха - это ещё одно название закрытого города, третье название - Йоканька. Зачем такому маленькому городу целых три названия, я не разбирался. Вдруг это военная тайна. На судно поднялись сотрудники и не выпускали никого, не проверив документы. Наконец, пассажиров не осталось. Просьбе капитана насчёт меня, конечно, не было отказано, и, проверив документы, мне разрешили с часик походить по городу, погулять с собакой. Кроме того, разрешили даже взять фотоаппарат, при условии, что я не буду снимать то, чего снимать нельзя.

P1120096

В интернете много фотографий из этого города. Создаётся ощущение, что сейчас он закрыт не потому, что в нём есть секретный объект (достаточно ведь закрыть сам объект, а не весь город), а чтобы никто не увидел царящего здесь запустения и разрухи. Если в 96-ом здесь проживало 14000 человек, то сейчас осталось только 2000 (по данным Википедии). Именно этот факт объясняет главную особенность облика города - он выглядит почти вымершим. Большая часть домов разрушена, в жилых пустует большая часть квартир. На улицах почти нет ни людей, ни машин. Можно пройти с начала и до конца по главной улице (если её так можно назвать) и никого не встретить. А если кого-то и встретишь, то первая мысль, что приходит на ум: "О, человек. Как он сюда попал? Ах, да, он же тут живёт". Ещё более странно выглядел рабочий, рисовавший на асфальте "зебру" и автобус, в котором даже ехали целых три пассажира.

P1120079
P1120091
P1120093
P1120083
P1120098
P1120095

Конечно, в городе есть магазин. Только свежих продуктов в нём пока не было по причине того, что их ещё не успели выгрузить с корабля. Оказалось, что на корабле (напомню, раз в неделю) в посёлок завозят даже хлеб. Пекарни здесь нет. Продуктов длительного хранения, правда, в магазине вполне достаточно, и кое-что даже стоит не дорого. Что удивительно, можно расплатиться картой.

Заметно, что администрация пытается поддерживать хоть какой-то минимальный уровень нормальной жизни. Слышал, что в город иногда приезжают творческие коллективы с концертами. На моём рейсе, к примеру, из Мурманска привезли представителя автошколы с машиной.

Насмотревшись на облупленные стены с выбитыми окнами, я побрёл к кораблю. И вдруг сзади завыли сирены. По абсолютно пустой улице с воем и мигалками промчались две пожарные машины и завернули в какие-то разрушенные гаражи. Там и вправду что-то горело. Говорят, детишки подожгли. Детишкам весело, и пожарным тоже. Так бы сгорел этот рухнувший сарай, никто бы и не заметил. А если уж и тушить, то можно обойтись двумя вёдрами, а не двумя пожарными машинами. Но когда ещё у пожарных случится повод погонять с сиренами и побрызгать пеной!

P1120111

А вот на судне тем временем действительно кипела работа. ЗИЛки подъезжали один за другим, и каждый чем-то нагружали (предполагаю, что грузами для военных).

Погода стояла для этих мест отличная. Очень жаль, что мне пришлось провести здесь больше суток. На другой день другие сотрудники охраны мой выход в город уже не одобрили. Пришлось до вечера слоняться на коротком участке от судна до КПП, решительно не зная, чем себя занять. Во второй половине дня потянулись пассажиры, с некоторыми удалось пообщаться.

P1120118.MP4_000002.716
DJI_0533.MP4_000011.520

Наконец, настал долгожданный час отхода. "Еланская" вышла в море и взяла курс на запад. Неожиданно для капитана, море встретило сильной зыбью, которая сделала бы высадку невозможной. Но до Харловки было ещё далеко, а в море всё меняется быстро.

P1120134.MP4_000001.560

Судно сильно качало. Многим пассажирам качка не нравилось, меня же наоборот радовала. Ощущение моря от этого только усиливалось. На закате небо было чистым, и солнце садилось прямо в море.

P1120160.MP4_000009.666

Ночью море успокоилось, значит, высадка состоится. Договорился с капитаном, что высадку сделаем не в Харловке, а на 10 км раньше. Таким образом, судну не придётся заходить за острова, а у меня будет возможность удлинить маршрут и пройти вдоль этих островов. Семиостровский лиман является частью заповедника, поэтому там должно быть очень красиво.

Высадка оказывается совсем не такой, как я предполагал. Посреди ночи начались подготовительные работы, в которых были задействованы никак не менее 10 человек. За два километра до берега "Еланская" легла в дрейф, за борт краном спустили "Зодиак". Теперь предстояло спуститься в лодку нам с собакой, что оказалось не совсем просто. Судно качается, трап качается, а лодка на волне поднимается и опускается не меньше чем на метр. В нужный момент надо успеть спрыгнуть с трапа и удержаться в лодке на ногах. Но для команды "Еланской" это обычная операция. Точно так же происходит рейдовая выгрузка пассажиров в отдалённых посёлках. Трудно представить, как удаётся посадить в лодку какую-нибудь бабушку.  

И вот наша лодка помчалась в темноту, в лицо полетели брызги. Оглянулся назад: как же красива в ночи "Еланская"! Она светилась яркими огнями посреди огромного пространства чёрной воды и тёмного неба с полумесяцем.

Лодка приблизилась к скалистому берегу мысу Плеханова. В темноте сложно разглядеть, насколько крутые скалы и реально ли на них выбраться. Капитан по рации предложил искать хорошее место для выхода чуть в стороне, но мне не хотелось гонять туда-сюда лодку, и я настоял подойти к берегу прямо здесь, где-нибудь всё равно выход будет. И точно, в одном месте нашлась нужная полочка на скалах. Камни мокрые и скользкие, но мне по ним ещё минимум неделю придётся лазить. Попрощались. Лодка ушла. Мой пёс Черке бегал и прыгал от радости. А я сидел на каменном берегу и не мог оторвать взгляда от огней "Еланской" и полумесяца на небе, в котором уже угадывались признаки рассвета. Наконец-то я остался один, наконец-то впереди интересный поход. Только теперь наконец-то можно поверить, что такое возможно.

P1120166

Маршрут в этой точке я не планировал, но по памяти недалеко должен был быть необитаемый кордон заповедника, и мне очень хотелось переночевать именно в нём. В описании на сайте заповедника говорится, что домик в нормальном состоянии, если в него не зайдёт медведь.

Дорога до кордона заняла, может быть, час. Уже светало. Я очень обрадовался, что смог его найти, точнее разглядеть. Радость не испортило даже то, что в нём и вправду хозяйничал медведь, а также имелись проблемы с дверями и окнами (точнее, их почти не было). С крышей тоже не всё хорошо, поэтому порванные медведем матрасы оказались ещё и сырые. Но я так стремился к этой избе, что принял совершенно нелогичное  решение ночевать непременно в ней. Спальник не доставал, решил, что двух матрасов мне хватит, а чтобы было не так сыро, обернулся тентом от палатки. Сразу же оказалось, что здесь есть комары, поэтому пришлось закрыться тентом с лицом, а для дыхания использовать вентиляционное окно тента (вот оно зачем, оказывается). В чём смысл такой странной ночёвки, не понять и мне самому.

P1120170
Поход


Расстояние по прямой до Териберки составляет 110 км. Но прямых дорог здесь нет. Да и вообще дорог. Планировал, что путь займёт десять дней, но получилось пройти за семь. Главная причина опережения графика - плохая погода. Когда светит солнце, хочется подольше останавливаться, фотографировать или просто отклоняться от маршрута, чтобы что-то посмотреть. К сожалению, хорошей погоды было очень мало, и значит, ничто не задерживало в пути.

DJI_0537.MP4_000022.459
 

Самое неприятное, конечно же - идти в дождь. Дожди здесь морские. Обычно не сильные, но долгие. Начинались они постепенно с лёгкой мороси, из-за которой было бы странно останавливаться и ставить палатку. Но постепенно куртка намокала, и ставить палатку было уже бессмысленно. Иногда полностью затянутое серое небо, которое выглядело абсолютно безнадёжно, вдруг неожиданно и очень быстро очищалось, и день становился солнечным. Но точно так же стремительно погода менялась и в обратном направлении. Последние два дня были самыми тяжёлыми. Из-за дождей и туманов шёл как на автомате.

P1120197.MP4_000004.273

Некогда населённый берег ныне практически необитаем, хотя следы человека встречаются повсеместно. На пути было минимум 4 заброшенных посёлка, а также остатки воинских частей. Больше всего запомнилась одна из них. Я вышел к ней в самый первый день, когда погода стояла солнечной, и радость единения с природой ещё не притупилась от усталости. Сначала я увидел свалку железного мусора на берегу, которая очень неприятно смотрелась на фоне синего моря с островками. Но оказалось, это только самое начало. Чуть повыше картина была ещё страшнее. Если символ Арктики - это белый медведь, то символ русской Арктики - это ржавая бочка. На севере их можно найти в любом районе от Мурманска до Чукотки и от Сургута до ЗФИ. Здесь же меня ждал целый склад. Самое ужасное, что часть бочек была не пустая, и их содержимое растекалось по песку, наполняя воздух характерным запахом (даже не смотря на то, что им не один десяток лет). Вокруг валялась колючая проволока и битое стекло. Особенно ужасно то, что вся эта помойка находится на территории заповедника.

P1120190
P1120193

Сразу после встречи с помойкой случилась ещё одна неприятная встреча. Мне предстояло перейти реку Харловку. Некогда большой и процветающий посёлок полностью исчез, и я не рассчитывал там кого-то встретить. Я знал, что на реке есть базы отдыха для богатых любителей рыбалки, знал также, что они не очень доброжелательны к обычным туристам, приравнивая их к браконьерам. Так уж получилось, что я вышел прямо к палатке, в которой, видимо, жили охранники реки. Встречаться с ними мне не хотелось, поэтому я обошёл гору, надул лодку и стал переправляться, в надежде, что за горой меня не заметят. Место для переправы было неудобным, посреди реки сел на мель. И тут, прямо ко мне прилетел вертолёт. Разговор начался со слов "Ну, что, сколько рыбы наловил?" Он отлично видел, что у меня нет никаких удочек, а занимаюсь я ничем иным, как переправой с одного берега на другой. Но видимо ему так хотелось поймать браконьера, что он в это не поверил. Разговор кончился словами: "Смотри, здесь все реки и озёра наши, вот если поймаем тебя за рыбалкой..." На этом он сел в вертолёт и улетел. Позже, правда, я ещё дважды встречал таких же "сторожей", и они были намного приветливее. Я совсем не против охраны рек от браконьеров, и не против даже элитных рыболовных баз, так как масштабы их вылова небольшие. Но такое отношение к людям я не могу оправдать ничем.  И ещё мне кажется странным, что раз уж у них хватает денег на содержание вертолётов (не одного), то почему бы им не заняться ликвидацией свалки бочек, рядом с которой они располагаются? Из-за этой неприятной встречи я поспешил поскорее покинуть Харловку, не посмотрев, что осталось от некогда большого посёлка.

Кто никогда не был на Кольском, могут подумать при виде карты, что местность достаточно ровная. Ну, по крайней мере, это близко не горы. И действительно, высоты вдоль берега редко превышают 150 м. И, тем не менее, здесь крайне сложный рельеф. Ровных участков почти не встретишь. Всё время приходится либо лезть в гору, либо с неё спускаться. В итоге набор высоты получается очень приличным. Часто попадаются трещины и каньоны, о которых узнаёшь только когда подходишь близко. Ещё одна сложность - заболоченные участки. Многие не обойти из-за отвесных скал. Да и вообще, часто бывает так, что в попытке обойти одно препятствие найдёшь на пути три других. Ходить напрямик тоже нельзя, иначе набор высоты будет ещё больше. Вот и приходится выбирать между прямой дорогой через каньон и его длинным обходом. Нередко решения об обходе приводили к ошибкам, и приходилось их "исправлять", карабкаясь по скалам или переходя болото. Если бы у меня был навигатор, то записанный трек вышел бы, наверное, самым кривым из всех моих треков.

P1120194.MP4_000001.382

Главным ориентиром на всём маршруте была брошенная телеграфная линия. Но нельзя сказать, что она всегда выбирала самый правильный путь, поэтому я часто с ней не соглашался и отходил достаточно далеко. А вот в дождь и  туман она сильно выручала. Туман один раз сгустился настолько сильно, что не было видно даже соседнего столба, особенно, если он был упавшим. Иногда телеграфка устраивала подлянку: длинное озеро она проходила по центру, а мне нужно было его обходить. Такие сюрпризы на пути совсем не добавляли настроения.

DJI_0558.MP4_000027.338
P1120298

Ещё одно препятствие - реки на пути. У меня была лодка, правда, для облегчения я не взял насос, и приходилось надувать ртом; справлялся минут за десять. Но одна речка подготовила мне сюрприз. Звали её Олёнка (так на карте написано). Сюрприз заключался в том, что река представляла собой один сплошной порог, у которого не было видно ни начала, ни конца. Лезть в него с моей лодчёнкой было бы безумием. Сел на скалу, стал думать, что же делать. И тут обратил внимание, что в одном месте камни лежат довольно часто. А что если попробовать? Черке понял мои мысли и пошёл первым. Перешёл больше полвины реки, но выбрал неверный путь и в итоге оказался в воде. Течение понесло его с большой скоростью, но он сумел выгрести на берег. У Черке получилось, а как же у меня? В этом деле важно правильно выбирать камни. Если камень большой и сухой, на него можно прыгать как угодно и с какого угодно расстояния. А вот с мокрыми всё сложнее. На них необходимо прыгать с очень точным расчётом траектории, скорости и главное, контролировать, под каким углом наступает нога. Иногда приходится выполнять составной прыжок последовательно через два-три камня без остановки. В ревущий поток между камнями лучше не смотреть. На середине реки стало понятно, что очередной прыжок сделать не получится. Пришлось немного вернуться назад, пройти по мелководью по дну и продолжать переход по другому пути. Мокрый Черке с интересом смотрел с другого берега, и наверное, делал ставки, искупаюсь я или нет. Не искупался. Ноги, конечно, промочил, но это не страшно.

Выбирая маршрут, я был уверен, что часто буду встречать разную живность. Но даже на территории заповедника, почему-то не увидел большого количества птиц, ради которых он создан. Что касается крупных животных, то я часто шёл по оленьим тропам, но так ни одного не увидел. Лишь один раз пёс нашёл лису и долго гонял её по тундре.

P1120317

В один из вечеров Черке стал лаять на шум волн. Я ругался на него, ведь на море не могло быть никого. И только утром мне всё стало ясно. Когда я поднялся на гору рядом со стоянкой, обнаружил свежий медвежий помёт. Даже находясь далеко, Черке чувствовал запах и понимал, кому он принадлежит, поэтому прислушивался к каждому звуку. В шуме прибоя ему наверняка слышались шаги. На других стоянках около моря он обычно вёл себя спокойно.

Запомнилась также и другая встреча со следами медведя. Проходя по скалистому берегу Шельпинской губы, мне захотелось попасть в маленький заливчик, который представлял собой скорее трещину в скале. Спуститься в него оказалось не просто. Заливчик порадовал весьма симпатичными останцами, отполированными морем. Нормальный выход из него был только один - по узкой скальной полочке. На этой полочке была хорошо натоптанная тропа. По характеру помёта стало понятно, что мишка очень любит мидии, проглатывая их целиком вместе с водорослями. Хорошо, что он не пошёл в свою столовую по этой скальной полке прямо сейчас. Вот бы встреча получилась!

P1120278.MP4_000013.831

Ночёвки устраивал то в палатке, то в избах, которые нередко встречались на берегу. Часть из них была разрушена, другие поддерживались в неплохом состоянии. В основном, избы очень старые, возможно, довоенные. Избушка в губе Кекурской запомнилась тем, что я минут пять не мог в неё попасть. Дверь оказалась закрыта изнутри, и было совершенно непонятно, как её открыть снаружи. Рядом стоял лом, и я решил, что он имеет к открыванию двери какое-то отношение. Пытался открыть с помощью него, но бесполезно. Пришлось включать голову. Обошёл три раза дом вокруг - ну нет, точно дверь единственная. И лишь потом догадался отодвинуть ковёр, который был прибит к одной из стенок. В стене обнаружилась дыра, которую этот ковёр закрывал от ветра. Дыра оказалась секретным входом.

P1120235

Если избы не было, ставил палатку в какой-нибудь губе. Там всегда можно было в избытке найти дрова, выброшенные штормом. К сожалению, выбрасывало не только дрова, но и всевозможный мусор, способный плавать. Чего там только не было: от телевизоров до частей ракет.

Приятно запомнилась ночёвка в губе Красной. Спустился в неё, а ручья нет. Посмотрел карту, оказалось, он чуть дальше, за нагромождением из обломков скал и морских валунов. Как раз был прилив. Сил уже не оставалось, но и без воды стоять не хотелось, пришлось перелезать через эти камни. В награду мне достался красивый водопад. Сначала я обрадовался хорошему месту, а потом понял, на крупных валунах или в кустах совершенно негде ставить палатку, к тому же я не люблю спать при шуме воды. Ну, не назад же идти через скалы! А если подняться наверх, там не будет дров, зато гарантирован ветер. Стал ходить, раздумывая, что делать, как вдруг увидел маленький гротик в скале, вход в который был виден только со стороны моря. Перед ним нашлось идеально ровное место, в котором вдобавок почти не слышно шума водопада.

DJI_0556.MP4_000057.830
P1120203.MP4_000000.454

На пятый день вышел в бывший посёлок Дальние Зеленцы. Благодаря наличию дороги, посёлок сохранил какое-то население, присутствовали даже базы отдыха. Был реальный шанс и большой соблазн завершить маршрут и уехать на попутке. По спутниковому телефону я регулярно получал прогнозы и знал, что ничего хорошего мне не  светит. К тому же, в предыдущий день я заработал мозоль на ступне. И, тем не менее, я нашёл в себе силы свернуть с хорошей дороги на свою "любимую" телеграфку, в болота и горы. В награду мне досталась ночёвка в хорошей тёплой избушке заповедника, где кроме всего прочего нашлась аптечка с пластырем.

Дальние Зеленцы

Последние два дня прошли под знаком дождя. Лишь на рассвете и закате на несколько минут показывалось красное солнце. Очень выручила избушка у озера, в которую я зашёл только, чтобы переодеться, но выйти уже не смог. Несмотря на раннее время, решил переночевать в ней, чтобы с утра как можно раньше начать путь и успеть к вечеру дойти до Териберки. 

P1120299

Заключительный день так же выдался дождливым, рельеф был очень сложным. Были даже мысли надуть лодку и проплыть километр по озеру, настолько тяжёлым был его обход через три вершины. Но в самом конце меня ждал и приятный сюрприз. Иногда бывает полезным не планировать маршрут дома. Если бы я получше изучил карты, то знал бы, что последние семь километров пройдут по отличной дороге, не отмеченной на картах. Газпромовскую дорогу построили несколько лет назад, но в итоге от её использования отказались, и она так и осталась дорогой в никуда.

Благодаря дороге, в Териберку вышел не вечером, а днём. Автобус должен быть только утром, поэтому пришлось идти на трассу и долго ждать попутку до Мурманска. Оставленные незнакомому человеку в поезде вещи забрал без проблем.

Дожди и не думали кончаться. Поэтому следующие три дня я добирался на рабочих "кукушках" до Кандалакши, в надежде на улучшение погоды. При желании доехать можно было и за день, но торопиться было некуда. В Кандалакше прогнозы лишь немного улучшились на пару деньков, поэтому решил, провести эти дни на берегу Белого моря, а потом ехать домой.

После безжизненных серых скал Кольского полуострова берег Белого моря показался настоящим раем. Особенно когда появлялось солнце.

P1120310.MP4_000004.062
P1120342.MP4_000002.180

Возможно, с возвратом домой я поторопился, но так или иначе сел на поезд. Пересадка на этот раз была в Рязани. У меня был целый день на прогулку по городу. Дождь застал меня и здесь. Днём была уже привычная морось, но в тот момент, когда я был на другом от вокзала конце города, полило уже серьёзно. Сесть в транспорт я не мог, так как был час пик, а я с большим рюкзаком и собакой. Пока дошёл до вокзала, промок так, как не промокал за весь поход. Одежду удалось высушить лишь через день, когда поезд наконец-то сумел спасти нас из плена дождей.

В завершении рассказа мне хотелось бы поблагодарить Николая Васильевича Рапацевича, капитана "Клавдии Еланской", команду, которая организовала мне высадку, а также сотрудницу Мурманского морского пароходства, у которой я даже, к своему стыду, не спросил имени. Только благодаря вашим стараниям состоялось моё небольшое путешествие, о котором конечно останутся самые лучшие воспоминания.


Комментарии
Алексей, молодец! Очень сильно! Сам лично, не один год уже подряд, в тех местах в пешем порядке провожу свой отпуск! 

И участок от Териберки (река Орловка) до Вороньей, действительно очень сложный! Жму руку, уважаю!
. 
Спасибо, Ирина! Читал про ваш поход. Рынду проходил, но там никого не было. Тот самый дом, видно, в этом году никем не посещался. Посидел на крылечке, перекусил, посмотрел на коллекцию старинных находок, надул лодку и уплыл. Из-за прилива течение реки было в обратную сторону, чем немного воспользовался. Вот и все воспоминания о Рынде.
Пропуск в ЗАТО, наверное, можно было сделать. Но раз я туда не собирался, заморачиваться не стал (хотя были мысли взять на всякий случай). Пропуск в погранзону там уже не нужен.
Удачи и интересных путешествий и вам!
Silta27.11.17, 17:13
Алексей, спасибо за увлекательный рассказ 
о знакомых местах, я в 2008г прошла там от Дальних Зеленцов до Гремихи, мы оформляли пропуск в погранзону в Мурманске. Мы тоже останавливались в этом домике в губе Кекурской, переходили вброд Оленку.. А в Рынду ты не заходил? Тебе необыкновенно повезло попасть на рейс для 1 человека! Хорошо, что ты путешествовал со своим верным другом. Удачи и новых походов!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте