Балбанью-Кожим-Лемва. Приполярный Урал-2007.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Протяженность маршрута: 237 км. Продолжительность похода: 08.08.2007-24.08.2007 (10-24 августа 2007 г.), 15 дней. Средства сплава: 4-х местный спортивный катамаран Количество участников: 4 чел Состав участников: 1)Мария Соколова aka Shita. Руководитель похода. shitam[хитрый_крючек]yandex.ru 2)Егор Воронин aka Suicide. Второй руководитель, фотограф, штурман. electron87[хитрый_крючек]inbox.ru 3)Оля Соболева aka Олич. Врач. osa[хитрый_крючек]fryazino.net 4)Дмитрий Бондаревский aka Бонд. Завхоз. Цель: прохождение категорийных порогов, посещение нац. парка, горных и тундровых районов приполярного Урала, отдых, фотографии. Велся ежедневно по очереди в последовательности: Suicide, Shita, Олич, Бонд. ...Пох-ход - передвижение из точки А в точку Б под влиянием особо выраженных деструктивных тенденций виде поведенческой модели. (Меня зовут По .. потому что мне все по!) :)

План маршрута

11 августа: Москва-Инта 1600км 41ч
12 августа: Инта
13 августа: Устье р. Пеленгичей-порог Труба 10км
14 августа: Порог Труба-порог Манюку 3км
15 августа: Порог Манюку-место антистапеля 25км
Дневник-отчет водного похода II-III кс 
Протяженность маршрута: 237 км. Продолжительность похода: (10-24 августа 2007 г.), 15 дней. Средства сплава: 4-х местный спортивный катамаран Количество участников: 4 чел Состав участников: 1)Мария Соколова aka Shita. Руководитель похода. 2)Егор Воронин aka Suicide. Второй руководитель, фотограф, штурман. 3)Оля Соболева aka Олич. Врач. 4)Дмитрий Бондаревский aka Бонд. Завхоз. Дневник писался по очереди несколькими участниками.

4 4
3 3
ДЕНЬ 1. 10 августа.

     Небольшая, красноватого оттенка рыба, выплыла откуда-то снизу.
Сразу заострив внимание на моем отношении к тому, что меня сдесь не стало, а по воде плывет только судорожно цепляющаяся за вещество мыслеформа. Мне тоже , признаюсь, стало это интересно. Мое окончание продолжалось туда, куда не могло добраться любознательное животное. Нарастающий звук, откуда-то снаружи меня, только усилил ощущение разрыва непрерывности…
    Дав будильнику пинка, я попробывал перевернуться на другой бок. Это получилось паршиво, пробормотав что-то вроде "рыбы тут нет, одни их оболочки", я проснулся. Нужно было полежать еще минут 5 для драматизма, поэтому я занялся пох- ….. , с целью настроить сознание на предстоящее. Здравый смысл тут был явно ни к чему…
    Запихав с ноги остатки вещей в рюкзак (вчера они не влезали по психологическим причинам) , четверо бакланов отправились подставлять свои задницы под приключения.
 Утренняя зарядка с перетаскиванием 57 кг немного размыла образ любознательной рыбы с ее вопросами. Сознание вобрало в себя менее эпические, но более полезные задачи, как затолкать себя в машину, найти поезд, где, четр возьми, смысл в жизни, и как бы найти туалет.
    Окно в поезде, не желавшее выпускать фрагмент моего тела подышать, дрючили топором. Оторвали раму. Полегчало. Связали петлю, повесили в проходе за потолок, стали ловить мясо на ужин. Мясо очень интеллектуально, хрен поймаешь. Поспорили, что Бонд сожрет батон хлеба. Проиграли. Мы и хлеб. Достали усилитель и колонки, у нас вечер эстетики. Рубит джаз, мы жрем вино, размышляя как круто быть эстетами и пить такое говно. Это жизненное кредо и пиитет. Ищу туалет. Почему - то там его нет. Только пустые оболочки от них…
    Ого! - сказал гинеколог. Ого-о-о! - ответило эхо. Начинался второй день.

Охреневаем в поезде Охреневаем в поезде
ДЕНЬ 2. 11 августа.

    Вагон. утро. (начинающееся в 12 часов). Ну чего можно делать в поезде? Ели. Пили. Спали. У Бонда болел живот и голова. Пиво, которого он выпил 4 литра, оказалось беспонтовое. От нормального, говорит, не болит. Скормили ему 10 таблеток угля и 1 - нурофена. После этого не болело ничего. Между полками висит петля - удавка. Всунули в нее бутылку колы. Мимо проходил 3-4-х летний ребенок, ее увидел, и давай пинать. Играл так минут 5. Забавно. В середине дня я ушла на разведку, оказавшуюся плодотворной. Нашла открывающуюся дверь вагона. Позвала Олича, и некоторое время нам удалось постоять с открытой дверью вагона на ходу, пока не пришла проводница и не сделала жестокий выговор. Тогда мы нашли следующую дверь…. :) Вечером допили остатки пива и вина. Пытались пораньше улечься спать, но из этого ничего не вышло, они все равно сидели до 1-2 часов ночи. А подъем в 5 утра!
    Пейзаж за окном за 1000 км от Москвы на северо-северо-восток, надо сказать, изменился. Появилось много хвойного леса, тощие лиственницы, песчаные обрывы, вялотекущие речки и холмы. На одном из них, на ст. Ухта, на высоте метров 20-30 красовалась башка Ленина. Когда-то, говорят, она даже светилась…
    Ну все, я спать.

Урал дяди Вовы ) Урал дяди Вовы )
Владимир, водитель Урала Владимир, водитель Урала
Тундра Тундра
Подъезжаем к броду через Кожим Подъезжаем к броду через Кожим
ДЕНЬ 3. 12 августа. 1-й стапель.
                Раннее утро. В районе 06:00 мы прибываем в с. Инта, чтобы ожидать вездеход. Сначала неспешно, потом намного быстрее мы собираем вещи и восторженно идем смотреть как тепловоз трогается… Не очень прикольно, он просто поехал.
    Двигаясь на вокзал, нас встречает мужчина приятной наружности. Это был Владимир, наш гид. (Владимир Жиравин, связаться можно по тел. 8-912-558-16-76 (мобильный, МТС). А так же может позаботиться за Вас об оформлении пропусков в нацпарк. Только звонить надо заранее.- прим. ред.)
    Мы двигаемся к машине, это оказывается Урал с формулой 6х6, достаточно стандартный, с будкой в качестве кузова. Погода была пасмурной, а какая она будет в 06:00 ?? Первым делом я и Егор лезем в кабину, тут я понимаю, что нас маловато, и не 9 заплатим мы а 12000 руб. Это немного огорчило.( Потом договорились с Владимиром на 10500 - прим.ред.) Асфальт закончился через 200 метров от вокзала… Дальше грунтовка, местами достаточно раздолбанная. Через некоторое время мы меняемся с девушками и идем ехать в "кузов" и понеслось, в кузове была собака и попутчик Сергей. Сергей был немного пьян и спал. Собака была трезва, но на ногах не стояла… Там никто не мог стоять на ногах. Сергей рассказал нам немного "маленьких советов" и пару пошлых анекдотов и сошел на переправе через р. Кожим. Дальше нас ехало четверо. Когда мы ехали в кабине, то общались с водителем о велосипедах и медведях, а когда ехали "сзади", то летали там по всему кузову, отчаянно пытаясь удержаться. Через несколько часов мне становилось хуже, я думал что мои внутренности перемешались, и часть их я сейчас выложу. Позже стало лучше и веселее. Машина впечатлила своей проходимостью, так как даже удар моста о валун не вызвал ничего кроме моего испуга. Все то время, пока мы ехали я не переставая восхищался тем, что вижу - очень красивая природа, красивый рельеф, красивые горы, это невозможно описать словами.
    По приезду на место мы сразу были атакованы мелкими мухами, их нереально много… Мы стали собирать раму для катамарана и ставить лагерь. (GPS координаты: N65'20.218, E060'43.805) Вечером мухи сменились на комаров, но 70% состава. Раму мы почти доделали, осталось немного. Единственная проблема в том, что ее не из чего собирать. а так в целом все хорошо. Завтра мы должны плыть...
    

Стапель. Нереальная куча мух вьется рядом Стапель. Нереальная куча мух вьется рядом
Балбанью в месте стапеля, у устья р. Пеленгичей Балбанью в месте стапеля, у устья р. Пеленгичей
ДЕНЬ 4. 13 августа. 1-й ходовой день.
    Ну проснулись мы нормально, правда не особо рано. Съели мега кашу (пшеничную со сгущлом) , как всегда не доели… Еще вчера Егора осенила идея, как прикручивать бочки к кату, начали ее реализовывать. Вещей у нас немеряно, нагрузили кат, (он даже не утонул под этой грудой) , и отчалили.
    Кат - реальная весчь: то, что на байдарке проходится с трудом - на кате не проблема. Пару раз вылезали, т.к. воды мало и есть мели. В середине дня кат, наконец, назвали, и имя ему - "Жесть", это слово звучало в течение дня. Пороги реальные! Было 2 прижима, но в основном мы во все повороты вписывались. Маха всю дорогу яростно орала "Налево, налево!!!", иногда в тоже время я начинала орать "Вправо, вправо!" Кто переорет - туда и плыли.
    Проплываем мимо какого-то скучного берега - там группа. Чего это они там встали? Непонятно. Поворот крутой, мы едва в них не впилились. Они на нас смотрят с тревогой, и кричат: "там прижим, прижим!" Видимо, ходили смотреть.  Мы, естественно, поперлись так.
    Скалы очень красивые. Поросшие мхом, лишайником, сосняком. Камень с прожилками красного.. Перед очередным поворотом реки встали на обед. Как оказалось, окончательно. Пошел дождь, дрова намочило. Натянули тент, его все время пыталось сорвать ветром. Жрали, пили чай, потом коньяк. Холодно и мокро! Надежды на сухое утро тают, ложимся спать. Выяснилось, что палатка промокает. С воплями Егор вылез проверить оттяжки, вернулся, и в очередной раз сказал "Жесть"... (Лагерь N65'21.600 E060'45.656)

Прижим Прижим
Не пугайтесь, это водоросли! ) Не пугайтесь, это водоросли! )
Баба. Балбан. Баба. Балбан.
Порог Труба Порог Труба
Вид на прого Манюку Вид на прого Манюку
ДЕНЬ 5. 14 августа. 2-й ходовой день.
     Утро как обычно началось с дождя, холода и тумана. Сухого не осталось ничего, вылезать из палатки особенно не хотелось. Первым знаком был унесенный ветром мой плащ. Его помотало немного и унесло в порог. Это было начало. Долго собирались, пытаясь что-то просушить на костре из гнилых дров. Когда поняли бесперспективность дела, решили что у нас пох-плав. Т.е. идем как есть.
    Дождь усилился, загрузились, пошли в порог. Вода за это время сильно поднялась, течение возросло по сравнению со вчерашним. Чуть не впилились в скалу при повороте, в слив зашли чуть боком, от удара о волны Олича вымывает из сиденья. Ей удается зацепиться, а нам потом - втащить ее обратно на кат. Проходим еще 3 порога вполне успешно, впереди самое трудное препятствие - порог "Манюку". (N 65'22.391 E60'45.546)
    Огромная струя с метровыми валами разгоняется, делает поворот, и рассыпается о нависшую скалу… Кажется , что мы плывем слишком быстро, изо всех сил пытаемся повернуть… Понимаю, что ничего не получится. "Сейчас нас переебет" - голос Бонда, лишенный каких-либо эмоций, толи от страха, толи от неизбежности происходящего… Левый баллон с треском врезается в скалу, силы потока хватает, чтобы потащить баллон вверх на скалу, и перевернуть судно. Получаю дикий удар рамой по голове, катамаран накрывает меня своим весом. Течение влечет вперед и долбит о камни, пытаюсь всплыть, катамаран вверху мешает. Рефлекторно пытаюсь вдохнуть, вода набирается в легкие, сознание начинает заполнять шум в голове… "Гм, ну вот и все… Интересно, как там остальные?" - с этой мыслью меня выбрасывает на поверхность ровно на то время, чтобы успеть сделать вдох, и снова накрывает и тащит по камням… Вынырнув в 3й раз, вижу рядом 3 головы. Ух, все живы! Хватаюсь за кат, в этот момент его уносит во второй слив… Получилось залезть на перевернутый кат сверху. Вокруг плывут вещи, Бонд сумел поймать фотоаппарат. Продукты тоскливо исчезают в беснующейся воде… Олича, которая не смогла прицепиться к катамарану, прибивает к берегу, нас уносит дальше по течению.. ( И наконец вылавливает группа катамаранщиков - белорусов. Нас, и частично не успевшие далеко уплыть продукты. Если бы не они… долго бы нас еще несло по течению… грести нечем, и сделать ничего не можешь… - прим. ред. Координаты стоянки под "Каменной бабой" N65'22.706 E060'45.222. )
    Итоги дня: потерялись все весла, включая запасное, половина еды, все альпинистское снаряжение… Почти все промокло. Катамаран выдержал, от рамы оторвало всего несколько деталей. Греемся у костра, дождь по-прежнему продолжается, прожигаю ботинок… Пора спать, завтра трудный день.

Группа, пожертвовшая веслом. Спасибо! Группа, пожертвовшая веслом. Спасибо!
Бонд и Суицид Бонд и Суицид
Красивые разводы на скалах . Красивые разводы на скалах .
Слоистые камни Слоистые камни
Шита с новеньким веслом Шита с новеньким веслом
2459 2459

ДЕНЬ 6. 15 августа. 3-й ходовой день.
    Утро для меня началось с растирания Бондовой спины мазью "Апизатрон" с пчелиным ядом. Бонд вопил, жгется. Дальше - долгие - долгие сборы… Безуспешные поиски вещей, потерянных на Манюку, распиливание одного байдарочного весла, которое мы выменяли еще вчера на один из наших канов у группы белорусов. Они тоже перевернулись в Манюку, и утопили все каны. А ведь маршут тока начинается…Представляю, 15 голодных человек варят крупу порциями в эмалированных мисках на углях.. Но Альп. снаряжение жалко гораздо более..
   Там были жюмары, подаренная Глебом обвязка, восьмерка, petsl-stop и kroll… общей суммой аж на 9 тыщ руб! И весла… 5 штук, по 650 каждое, итого на 3000р. Вообщем, дорого нам обошлась наша безалаберность… Не захотели остановиться, посмотреть самый злой из порогов… Но, хорошо, ничего особо важного не потеряли. Представили, как нам бы было хорошо, если бы уплыла, к примеру, палатка, спальники, запасная одежда.. и даже горелка и спички! А еще - все деньги и паспорта… Удалось даже не потерять фотоаппарат, и не намочить ничего из важных документов и электроники. (Это бы обошлось гораздо дороже альп. снаряжения.) А намокшие спальники Оля и Бонд вчера просушили, одежду досушивали сегодня.
    Вообщем, часам к 5-6 вечера начали собираться. Оля и Бонд практически до отказа надули свои спасжилеты ( ага, после всех порогов!), и ТАК затянули вещи эспандерами на катамаране, что я потом еле развязала. По лоциям и карте после Манюку серьезных порогов больше не предвидится, скоро река должна разлиться и течь широко, размеренно и спокойно. Все еще накрапывает дождь. К его наличию все уже привыкли. Зато нет ни комаров, ни мух.
    Только начали отчаливать, из Манюку выплывает катамаран с 3мя челами и за ним - надувная 2-х местная байдара raftmaster в перевернутом состоянии. Кат байдару подобрал, перевернул прямо с воды, в нее влез 1 из членов экипажа. Причалили, стали ждать пробирающегося по крутому обрывистому берегу оставшегося чела. Мы отплыли, они нас догнали. Мы тут же спросили: "А у вас есть весло? запасное." Оказалась группа Москвичей. Они очень удивились, узнав что и мы оттуда. Весло дали, спасибо им! Сообщили емайл. Но поскольку на свою память никто из нас не надеялся, Егор предложил написать его на песке и сфотографировать. Идея была признана креативной, так и сделали. Они долго ржали над нашим видом, раздолбанной рамой, вывороченными сидушками, босоножками с обыкновенными носочками и отсутствием гидрокостюмов. Предположили, что мы всю дорогу злобно бухаем. Когда сказали, что не пьем вообще - удивились еще больше.
    Гребем дальше. Сильно стремаемся и боимся даже самого незначительно прижима и скал. Пейзажи вокруг - красотища! Только дождь и ветер холодный. Увидели на берегу группу белорусов, которые нас выловили. Ура, мы их сделали. Проплыли базу Орлиную, село Таврота… гребем дальше. Все сильно замерзли и порядочно устали. Из-за 3-х весел один мерзнет - 3 согреваются. Потом роли меняются. К концу дня сильно заколебались и замерзли. Плывем в темноте. Стоянку искали уже ночью, но дошли! (До места волока. Завтра начало перехода на р. Лемва. Лагерь N65'29.886 E60'35.432)
 
 
 

Бонд в тундре ) Бонд в тундре )
Барахла многовато )) Барахла многовато ))
3598 3598
Начало волока. Уходим с Кожима Начало волока. Уходим с Кожима

ДЕНЬ 7. 16 августа. 4-й ходовой день.
1-й антистапель. 1-й день волока.


 
    Утро было солнечным и мы очень неспешно начали собираться идти на переход к р. Лемве. Разобрали катамаран, запаковали вещи и пошли в путь. Шли все с разной скоростью, и поэтому получалось не очень эффективно. Был небольшой ручей, через который мы прыгали и брод, через который мы переходили. Идея идти босиком была плохой, но я шел в своих неопреновых тапках, и чувствовал себя хорошо, в отличие от остальных. Пройдя переправу мы пошли дальше и немного сделали петлю не туда… Вскоре вернулись на нужную дорогу, после столкнулись с проблемой как принести воду к лагерю. Были отправлены девушки, пока я и Егор ставили лагерь. (Воду несли в 2-х гермомешках в Бондовом рюкзаке, - прим. ред.).
    Температура спустилась ниже 0°С , все мокрое стало твердым. Высота 340 метров над уровнем моря, лесотундра… N65'30.013 E60'40.746. Крайний север. Мать его. Идем спать. Кстати мух и комаров тут нет :) 
 

Комары набиваются в палатку Комары набиваются в палатку
Варим супчик Варим супчик
Коварные тундровые болота. Хоп - и по пояс! Коварные тундровые болота. Хоп - и по пояс!

ДЕНЬ 8. 17 августа. 5-й ходовой день. 2-й день волока.


    Значится было утро. Суицид требовал написать про мух, пишу: Проснулись, первая мысль была - идет дождь. Оказалось - это мухи долбятся в палатку. Шум похож… Еле          проснулись,  Маха уже завтрак приготовила… Собрались, тронулись.
    Долго шли, очень долго. Два брода было, кажись. В первом провалились почти по пояс. Благо, вещи не намочили. Броды теперь проходятся прозаически в ботинках. Никаких раздеваний до трусов, надоело. ( Ну да, на солнце все высыхает в момент. - прим. ред.) Варили первый грибной суп, боюсь, и последний. Куропаток видели. После обеда опять шли. Частью по тундре, без дороги, т.к. дорогу регулярно теряли. Рога нашли. Шли, пока почти не сдохли. А до Лемвы еще километра 2. (По GPS, прим.ред.)Тундра нас победила.
    Мы встали на ночь. Бонд с Машкой остались обустраивать лагерь (N65'30.138 E60'51.644), а мы с Суицидом прошлись до Лемвы, дорога нашлась - и нормальная… Тем не менее, вернулись в темноте - а тут каша с сублимированным мясом (правда, его приходится долго искать в тарелке) и водичка из ближайшего болота. Кстати суп грибной был тоже из болотной воды. Она вполне приличная на вкус, чуть темноватая (торф, наверное). Весь день было много ягоды, даже морошка.  

И этим вот придется грести! И этим вот придется грести!
Наконец-то Лемва Наконец-то Лемва
Делаем весло Делаем весло
Строгаем весло! Строгаем весло!
ДЕНЬ 9. 18 августа. 6-й ходовой день. 2-й стапель.
(День архаичности)

    Опять тундра, опять надо волочить рюкзак по болоту. Когда встал, думал упаду тут же. Вышли вдвоем с Бондом и катамараном. Машка и Ольга соберут лагерь, догонят. По пути рассуждаем об анаэробном гликолизе и о том, что все это круто вообщем-то. Пришли… Рубаем лиственницу на раму. Еще до перехода Бонд пробовал сделать каменный топор. Получалось отвратно. Рассуждаем о том, как строить раму каменным топором. Тема развилась примерно до следующего образа: волосатые мужики в шкурах медведов с каменными топорами строят катамаран из бревен.
    Пришли Маша и Оля, они теперь называются "женщины племени", "первая" и "вторая". Они варят похлебку из мамонта, пока волосатые мужики строят кат. Обедаем. Тема развивается, придумываем язык. (У-У-У - это размножаться, а УУ-УУ - это жрать.) Нашли череп оленя, выбили зубы топором (наши женщины любят украшения). Племя стоит перед проблемой отсутствия весла, поглощенного "Великим Манюкой", делаем весло из бревна каменным топором фирмы "Fiskars", захватываем земли, помечая границы новой территории (догадались, наверное, как)… Мы воинственное племя, идем вниз по великой реке, чтобы добыть женщин и бухла.
    Остатки дня прикручиваем череп оленя к раме, дискриминируем женщин племени, и всячески бакланим, словом, как настоящие волосатые мужики. (Лагерь N65'31.362 E60'52.733

Скалистые отложения Скалистые отложения
Полярный день Полярный день
5743 5743
Переправка ) Переправка )
Переправили гермы Переправили гермы
Лемва - совсем другая река. Лемва - совсем другая река.
ДЕНЬ 10. 19 августа. 7-й ходовой день.

     Нажравшись на радостях коньяка и чая вчера вечером, Суицид и Оля проспали часов до 10. Бонд не выдержал, встал, побакланил с полчасика, и придумал архаичный будильник: долбал ложкой о миску над ухом. Звучало аццки. Все тут же вскочили. Манка, которую приготовила Олич, была весьма съедобной. Бонд аж обожрался. Пол-дня достраивали кат, собирали лагерь, все паковали в гермы. Ребята ( как они себя называли, "волосатые братья" и "мужчины племени" ), при непосредственном участии Оли, натянули переправу: веревка с крутого обрывистого берега шла вниз, на островок, где и собирался катамаран. С помощью карабинов вещи пристегивались к этой веревке и отправлялись вниз.
    Потом мы сами перебрались на островок, собрали на веревках вместо палок сиденья, и наконец поплыли (про неуместность слова "пошли" я уже как-то упоминала в каком-то из отчетов) по Лемве.
    Веселая речушка! Одно русло моментально разделяется на 3,5,7 и даже более почти равнозначно мелких и узких проток, скорость течения хорошая, (вплавь против течения ребята, когда купались, не удерживались - сносило) и поди успей решить, по которой из них плыть!
    Однажды мы "срульнули" в левую во всех отношениях протоку, хоть и глубокую, но узкую (примерно 3-4 метра в ширину, чуть шире нашего ката) , с хорошей такой скоростью течения, и проходившую по лесу, кустам, поваленным поперек русла деревьям, и прочим джунглям. Только успевай уворачиваться. Пару раз приходилось в срочном порядке ложиться плашмя, вцепиться в весло, (которое тоже надо успеть положить плашмя), и получали такой нехилый удар стволами и ветками по каске! Остальные ветки проезжали по спине, (благо, мы все в спасжилетах!), и сшибали оставшуюся часть экипажа.     Как-то мы не успели войти в хорошую широкую протоку,
нас засосало течением под поваленное дерево, Олю вышибло на середину катамарана (на каркас, в проем между баллонами), Суицид с Бондом повисли на ветках, кат остановился, то и дело пытаясь из-под нас вырваться… И тут… "Где весло??? - Вон, вон плывет!!" Потом его затянуло под следующее дерево, но катамаран уже плыл дальше… Оказалось проблемой причалить к высокому травянистому берегу, на глубине и струе скоростного течения. Ради вылавливания весла Бонд бултыхнулся по грудь. Но хорошо, весло не посеяли. Оставшуюся часть проплыли более - менее, пару раз пришлось всем вылазить из катамарана и проводить его по мелким шиверкам. И это еще считается большая вода!
    Встретили рыбака, заехавшего на берег середины Лемвы на старом-старом "Москвиче"! Пожелали удачного лова. Встали на стоянку с заходом солнца напротив случайно обнаруженной группы байдарочников. Пол-ночи ржали, мечтали о группе первобытных музыкантов, прыгающих по сцене в шкурах вокруг костра с кА менными топорами и бас-гитарой из бревна. За день (по GPS) прошли 29 км, если от стоянки до стоянки по прямой. Но река-то далеко не прямая линия! Сколько на самом деле мы блуждали по этим джунглям, не знает никто (Лагерь N65'45.381 E61'10.715)

Радуга над Лемвой Радуга над Лемвой
Река размывает берега и деревья валятся Река размывает берега и деревья валятся
Скоро устье Усы Скоро устье Усы
Вездеход на берегу Вездеход на берегу
Егор перерубает малюсеньким топором огромное дерево Егор перерубает малюсеньким топором огромное дерево
Цветы в скале... Цветы в скале...
ДЕНЬ 11. 20 августа. 8-й ходовой день.

    Встали достаточно рано. Проплыли хорошо, но не столько, сколько хотели. По дороге попали под дождь. Встречали множество рыбаков, часть из которых были злобные (с виду) браконьеры на 2-х байдарках. Пробовали ловить рыбу, для этого останавливались у отвесных скал. В ходе этой остановки девушки отходили "по делам" (вернее сказать "отлезали" вверх по скалам - прим. ред.)
    На стоянке встали с дровами. Егор выяснял, имеет ли дерево диаметром 50 см. ……. больше чем у него. У Егора больше. Дерево так и не сгорело… Ночью долго обсуждали проблемы цифрового звука, мешая при этом всем спать. (Лагерь N65'58.574 E61'14.707)
 

Вечер у устья Б.Усы Вечер у устья Б.Усы
Комары одолевают. Весло используем как руль. Комары одолевают. Весло используем как руль.
Егор на кате Егор на кате
Закат на б.Усе Закат на б.Усе
ДЕНЬ 12. 21 августа. 9-й ходовой день.

    Очень торопились, поэтому готовили завтрак на горелке. Когда грузили вещи, и накачивали катамаран, нас догнала группа байдарочников. Чуть позже Егор кинул в специально для этого ( ну и еще, чтобы сжечь мусор, - прим.ред.) разведенный костер баллоны от репеллента и от газа. Раздался взрыв, не слабый. Байдарочники за поворотом реки как раз вставали на обед. Решили что у нас лопнул баллон. (От катамарана).
    Потом мы плыли, долго и упорно. Речка ниже по течению течь не желает, поэтому приходилось много грести. У нас была высокая цель - доплыть до Епы. Поэтому на все предложения встать Бонд отвечал что-то вроде : "А где Епа? Ты ее видишь? Нет? тогда плывем дальше.." Прошел дождь, солнце обратно не вышло, вставали мы уже почти в темноте, с третьего раза, т.к. везде трава по пояс, кочки, и вообще недружественно. Потом нашли какие-то березки, так задолбались, что даже на разведение костра сил не было, но дрова наличествовали. И по сему костер все-таки был. Пожрали и отправились спать. (Лагерь N66'17.592 E61'50.760)

"стоунхендж" из рамы на берегу ) "стоунхендж" из рамы на берегу )
Абезь... почти все строения - такие Абезь... почти все строения - такие
По пути к станции Абезь По пути к станции Абезь
Необычный домик Необычный домик
ДЕНЬ 13. 22 августа. 10-й ходовой день.

    Писать особо не о чем, река совершенно неинтересная. Ветер, понятное дело, встречный, гребсти много и тяжело. Дождь тоже пару тройку раз навещал. Мух много, обедали не слезая с катамарана. Вмеру ругаемся, пинаем друг друга веслами, ржем и брызгаемся. Маха покидает борт в надежде самостоятельно доплыть до Абези. Вылавливаем, особо не упирается. Таким образом добакланиваем до Абези уже в темноте. Садимся на мель, окончательно переругиваемся, ставим лагерь в болоте. Маршрут окончен, завтра собираем катамаран, и идем автостопить поезд. обстановка в группе амбивалентная, меня не покидает ощущение незавершенности происходящего…
    Эпизод: наш лагерь в работе, светятся фонарики, левее - Абезь, тоже светятся фонари, побольше. Моторка едет без света. Капитан принимает наши огни за город, впиливается в мель. Много мата и веселья…

Сожженный ботинок Сожженный ботинок
ДЕНЬ 14. 23 августа. 2-й антистапель.

    Ну вот и все… Мы в поезде. Писать не удобно, шатает. Поезд прикольный. Все кругом новенькое, кожаное, в занавесочках…
    Ну по порядку. Проснулись в 9 часов, жарко, в болоте. Доели вчерашнюю гречку с мясом, часа за 2-3 разобрали и сдули кат, упаковали лагерь. Из остатков рамы соорудили некую архаичную конструкцию, обозванную нами "стоунхендж"ом. Пусть потом население и прочие туристы гадают, что же это может быть и какие внеземные цивилизации тут оставили свои следы. GPS- Координаты лагеря не запоминали. Чтобы никто не догадался :)
    Далее - пешком через брод, иначе не пройти - болото. Дважды порезалась о высокую осоку, пока босиком ходила. Про мух я уже не упоминаю давно, но это не значит что их нет. Они есть всегда. Либо нет. Как сказал Бонд, "На крайнем севере все крайнее. Этого либо нет, либо СТОЛЬКО!" И касается это всего. Дождя, солнца, ягод, грибов, леса, воды, мух, комаров.. и т.д. Намазались. помогло. Пока шли, нас догнала и высадилась на берег Абези группа на катах и байдарках, которую мы вчера обогнали. Но им-то еще разбирать судна, а у нас уже все готово. Зашли в местный магазинчик, колы там нет. Купили натс и воды - минералку и колокольчик, оказавшийся на сорбите и зверохимический. Станции как таковой нет, но хоть есть всегда открытое вонюче-грязное помещение, в котором можно сныкаться от дождя в крайнем случае, и штук 5 железных кресел на открытом воздухе. Электрички здесь давно уже упразднили, билетов на поезд ниоткуда, никуда и нигде не продают. Пришлось сесть на проходящий мимо "Воркута - Адлер",
2077
останавливающийся в Абези на 1 минуту в 17:10 примерно и доехать до Инты за 100 руб с носа. Байдарочники-катамаранщики так и не появлялись, хотя с момента нашей встречи до посадки на поезд прошло часа 3-4. За это время Егор с Олей ушли гулять, пофоткали  развалины деревни, груду металлолома и водку,
стырили ржавый гвоздь от шпалы какой-то заброшенной ветки, а когда вернулись, мы с Олей наелись ягод и стали синими. До Инты ехали часа 2, а там уже купили единственные оставшиеся билеты на этот поезд, все верхние места, но хоть в одном вагоне. На вокзале собака - полулайка жутко воняла и жрала все что под руку попадалось прямо посреди зала ожидания. На вокзале был буфет, купили пирожки и пиццы. Накупили в магазине кое-какой еды в поезд. Пока его ждали, подошел мужик, слегка пьяный, рассказал как он раньше работал на золотодобыче на Кожиме, и как не понимает он тех, кто живет в Москве и ходит на экскурсии. В 22:50 поезд, загрузились. Только он тронулся - как тут же остановился - кого-то ссадили за пьянство. Пока Бонд раскладывал вещи, запулил случайно свернутым спальником прямо в рожу тете, лежавшей снизу :) Все, спать.

 
Итоги и приложения 
Выводы, немного о снаряжении..
Подводя итоги

Поход, на мой взгляд, (может, потом еще кто чего дополнит?) выдался вмеру сложным, вмеру интересным, и по силе каждому из участников.
    С учетом полного отсутствия опыта обращения с катамараном и сплава по быстрым горным рекам - весьма познавательным. И, с учетом этого фактора, мы с ним вроде справились. ( Могло бы быть гораздо хуже!)
    В этом походе мы побывали на 4-х совершенно разных по характеру реках Приполярного и Полярного Урала, познакомились с интересными людьми, близко пообщались с тундрой и лесотундрой, видели множество красивейших ландшафтов и интересных явлений, приобрели опыт управления катамараном в сложных ситуациях, некоторую слаженность работы экипажа, умение издалека различать и избегать мелей, подводных камней, опасных участков, опыт прохождения прижимов, чувство опасности (на момент начала похода оно у нас отсутствовало как класс!), научились не пренебрегать и ценить средства безопасности (спасжилет, шлем, веревка; до этого половина группы считала их ненужным фетишизмом и одевать нипочем не желала), приобрели опыт постройка рамы (каркаса) катамарана из подручных средств, надежной запаковки гермомешков и пристегивания вещей, опыт максимально быстрого разведения костра с одной спички в условиях дождя и отсутствия сухих дров, опыт ориентирования и передвижения по тундре с использованием GPS-навигатора и карты, прохождения бродов, топких у частков (болот), укладки, утяжки и регулировки рюкзаков для передвижения по 5-6 ходовых часов\день по тундре без дорог, оценили на деле термобелье, неопреновые вещи, гидрокостюм сухого типа, мембранную куртку, синтетические легкие и маленькие спальники, тент костровой, рюкзаки и пр. снаряжение, а так же сублимированные продукты, научились обходиться без пилы, сахара, молока, сухих вещей и антимоскитных сеток, весел и одного кана, дождевика, сухого горючего и туристических спичек, средства для мытья посуды и губок и т.п.; максимально быстро раскладывать палатку, разводить костер, растягивать тент, просушивать на костре все вещи, включая спальники, коврики и ботинки, а так же собирать палатку под дождем, оставляя ее сухой, сооружать весла, руль, раму, закреплять сидушки из подручных материалов, делать условия труда максимально эффективными, исходя из сложившейся ситуации ( веревочная переправа вещей с обрыва), совершенствовались в приготовлении пищи в кане на костре, (так чтобы вкусно и не пригорело), приобрели очередной опыт в составлении раскладки питания… ну и конечно, опыт выживания и общения в узком коллективе в экстремальных условиях. А так же привезли интересные сувениры.
    Из-за нашей безалаберности, невнимательности и лени мы без просмотра вошли в сложный порог Манюку, перевернулись с катамараном и утопили много нужных и весьма дорогих вещей и все имеющиеся вёсла. Произошло это отчасти из-за того, что пока мы не убедились на своей шкуре, опасность, возможность переворота и даже гибели никем всерьез не воспринималась. Отчасти из-за лени чалиться и вылезать для просмотра, плохо отточенной техники прохождения опасных прижимов при большой воде, самого подъема воды… Вообщем, причин можно найти много, но мы убедились. И только потом надули как следует спасжилеты, застегнули покрепче каски, завернули гермомешки и пристегнули вещи на катамаране как подобает. Но, с другой стороны - лучше раньше чем позже этот опыт получить, на своей шкуре, если уж никак не убеждает, например, чтение чужих отчетов. А еще у конников, к которым я одно время принадлежала, есть аксиома: Всадником ( лошадником, жокеем, наездником и т.д.) не может считаться тот, кто ни разу не падал с лошади. Как бы хорошо он на первый взгляд ни ездил. Наверное, то же в какой-то мере относится и к водникам, велотуристам и т.д. Так что можно рассматривать наш переворот как боевое крещение. Хоть это уже третий водный поход…
    Из-за сжатых сроков, обусловленных коротким отпуском, а так же частично из-за непогоды не удалось сделать маршрут еще интереснее: побывать на близкодоступных горах, полазить по обрывистым скальным берегам, прогуляться до золотодобывающих сооружений ( т.е. их остатков), буровых сооружений, стойбищ оленеводов, штолен, пошарить по отвалам и шахтам в поисках золота, хрусталя, марганца, а так же вдоволь порыбачить! Ведь ни одного хариуса мы так и не поймали, хотя имели для этого все, кроме времени… что очень обидно :/ Не видели мы ни одного представителя местной фауны, вроде оленей, лосей, медведей, ласок… Только куропатки иногда выпархивали из-под ног да утки с выводком взлетали с воды. Шумные мы наверно очень. А слышимость там ой какая. Досталось нам и от простой невнимательности, которой могли легко избежать: унесенный ветром плащ, забытая на стоянке у каменной бабы пила (будете мимо проходить - забирайте! Координаты есть…), прожженные ботинки и тент, сожженные носки, пропавшая неизвестно где перчатка, сломанная дуга от тента палатки .. Вообщем, ошибок было предостаточно. Осталось только на них научиться, и впредь избегать. Хотя бы большей их части…
    И все же, несмотря на все потери, непрекращающийся несколько дней дождь, тучи мух, гонку за временем и т.п., я считаю, что поход выдался весьма успешным, и положительных эмоций, впечатлений, неизгладимых ощущений, приобретенного опыта, красивых фотографий, природных красот и простого человеческого отношения между встреченными людьми на севере было гораздо больше, чем отрицательных моментов, и для первого раза на катамаране мы прошли маршрут не совсем плохо!
 
 
 
PS: В качестве лоции и оригинального отчета был использован материал с сайта www.veslo.ru и отчет "Приполярные именины" М.Смолова. Другие фотографии (помимо тех, что представлены на странице), снятые в этом походе, можно посмотреть на www.imgsrc.ru
Приложения

Приложение 1. Для чего может понадобиться шлем?

1 Не расшибить лоб, когда впиливаешься им в скалу прижима.
2 Не расшибить макушку, когда на тебя сверху приземляется рама катамарана
3 Не расшибить затылок, когда плывешь ( то есть, тебя несет!) течением по камням с приличной скор.
4 Раздвигать лбом ветки и стволы деревьев, преграждающих путь, когда другого выхода нет
5 Защищать голову от ярости членов экипажа, когда они вздумают заехать по ней веслом
6 В качестве укрытия головы от падающих сверху предметов вроде камней, взорвавшихся репеллентов и газовых баллонов, подогретых на костре
7 От солнца
8 От дождя
9 От мух
10 Для сохранения головы в тепле при сильном холодном ветре и общем похолодании
11 Для обеспечения требований безопасности во всех сложных и категорийных походах, просто чтобы было, и потому что "так круче".

Приложение 2. Для чего может понадобиться спасжилет?

1 Поможет всплыть на поверхность, когда сила потока и подводного течения так и норовит утянуть все ниже
2 Поможет глотнуть воздуха, когда кругом метровые валы и пена, а самостоятельно на такую высоту из воды хрен высунешься, находясь в пучине бушующей стихии
3 Помогает оставаться на поверхности, когда самостоятельно себя поддерживать над водой сил уже не хватает
4 Помогает высунуть голову над водой, когда что-то\кто-то тебя продолжает тянуть вниз (например, набравшие воду болотные сапоги, делаются тяжелыми и тянут вниз, зацепившаяся веревочка и т.д)
5 Защищает спину\грудь от того же удара об них катамараном\скалой
6 Защита спины и груди от врезания на скорости в подводные камни и от протаскивания по ним
7 Для защиты спины от проезжающих по ней веток и стволов деревьев и кустов
8 От дождя
9 От мух
10 Очень хорошо помогает при холоде и сильном ветре, в нем тепло! (даже после купания в ледяной воде)
11 В качестве подстилки для сидения у костра, вроде туристического коврика - "поджопника".
12 Чтобы просто порезвиться и поплавать, сев на него верхом или развалившись как на надувном матрасе на спокойной воде.
13 Для обеспечения требований безопасности во всех сложных и категорийных походах, просто чтобы было, и потому что "так круче".
 
 
 
 Список имеющегося общественного снаряжения
1 Катамаран спортивный 4-х местный 1шт
2 Палатка 3-х местная "high peak" 1шт
3 Спасательные жилеты надувные для водных походов 16л 4шт
4 Шлемы защитные М-8, М-10, 661 4шт
5 Тент от дождя костровой 3х3м. 1шт
6 Аптечка укомплектованная для данного похода 1шт
7 Трос костровой, сух. горючее, газ. горелка, пила, топор По 1шт
8 Баллоны газовые для горелки, 150мл. 4шт
9 Каны 3 и 4л в чехле 2шт
10 Репелленты и мази от москитов 6шт
11 Ремнабор для катамарана и снаряжения 1шт
12 Гермоупаковка от 10 до 100 литров 10шт
13 Веревка 10мм 50 метров, 11мм 10 метров 2шт
14 Обвязки страховочные 2шт
15 Комплект "железа" для страховки 1шт
16 Спиннинг и набор крючков 1шт
17 Фонарики налобные светодиодные 4шт
18 Mp3-плеер с маленькими колонками 1шт
19 GPS Garmin Quest 1шт
20 Батарейки AAA и AA для питания приборов 30шт
21 Фотоаппарат цифровой Caplio Ricoh 500g 1шт
22 Картографич. материалы, лоция, марш. книга, компас  По 1шт
Правила посещения нац. парка ЮГЫД-ВА

Мох Мох
2874 2874
В соответствии с законодательством Российской Федерации на всей территории Национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
* посещение территории без разрешительных документов дирекции парка;
* разведка и разработка полезных ископаемых;
* строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
* движение и стоянка механизированных транспортных средств, в том числе катеров, маломерных судов, не связанных с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест и территорий, сплав леса по водотокам;
* посадка на территории парка и пролёт на малых высотах летательных объектов без письменного разрешения дирекции национального парка;
* рубки главного пользования и проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, сбор биологических, геологических и археологических коллекций (без специального разрешения администрации национального парка);
* деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима, нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
* нарушения условий обитания объектов растительного и животного мира;
* вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
* интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
* нагонка, натаска, свободный выгул собак;
* уничтожение, повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей, квартальных столбов, троп;
* организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
* организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для него мест и участков.
За нарушение Правил посещения Национального парка нарушитель несет ответственность согласно действующему законодательству!

Комментарии
Shita27.05.13, 08:21
Это мы тогда совсем чайники были ))) 
Ivan27.05.13, 07:17
Мда... все вёсла потерять :( 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Приполярный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка: