С 19-24 октября 2015 года, я в одиночку сплавлялся по небольшой лесной речке под название Люнда. Она протекает в Нижегородской области и республике Марий Эл. Этот рассказ посвящён моему сплаву, в нем я описал самые интересные моменты из этого похода.
Мост около д. Завод - д. Дубовка - д. Абросимово - п. Ленинский - д. Красная Люнда - р. Ветлуга

Одиночный сплав по реке Люнда. 19 - 24 октября 2015 года.

Видео о сплаве по Люнде 1 часть https://www.youtube.com/watch?v=o9Fozwz47cg

Видео о сплаве по Люнде 2 часть https://www.youtube.com/watch?v=-qYQeaF2N1o

1 день. Пройдено 1.5 км.

19 октября, погода на улице пасмурная. Мой сплав начинается на мосту, недалеко от деревни Завод. Изначально я планировал начать сплав рядом с озером Светлояр. Но, так как Люнда в тех местах очень маленькая и заваленная, я перенёс сплав в другое место, чуть подальше . И, как в итоге оказалось, я не прогадал. Друзья привезли меня на место старта примерно в 14.30 и уехали.

Я упаковал вещи, накачал лодку и в 15.10 выплыл. Люнда здесь небольшая, максимум в ширину метров 10. Это обычная равнинная река, которая напоминает Керженец. Но только чуть в уменьшенном варианте. 20 минут я плыл неплохо, ничего не предвещало беды. Как вдруг показался первый завал. Сосна упала и полностью перегородила реку.

Пройти её с воды не было возможности. Так и начался мой первый обнос. Обносился я по правому берегу. На это потратил 10 минут, и после этого поплыл дальше. Но радость после прохождения завала была преждевременной. Спустя 6 минут показался второй завал.

Река делала поворот налево, и именно там лежало 2 дерева. Обносился я по левому берегу. В 16 часов я поплыл дальше. Я уже начал думать о том, чтобы искать стоянку, т.к. была поздняя осень и темнеет очень рано, в 18 часов уже темно. Буквально минут через 15 показались сразу 2 завала (то есть в сумме это 4 завал). И тут я понял, что это будут мои крайние обносы на сегодня. В 16.30 я всё обнёс по правому берегу.

Лагерь я поставил на правом высоком берегу. Костёр решил не разводить, так как встал, не совсем в подходящем месте. На газовой горелке приготовил чай. Затем, отварил гречку и сделал бутерброды с сыром. Температура была около 0. Вот такой был 1-ый день.

Видео 1 дня https://www.youtube.com/watch?v=mw2CG_cIIV8

2 день. Пройдено за день 12,2 км. Всего пройдено 13,7 км.

20 октября, я проснулся сегодня поздно, примерно в 7.20. Я ещё не влился в походный ритм, поэтому встал поздно. В 7.30 вылез из палатки, а на улице выпал снежок. Нет, его было не много. Так, чуть - чуть припорошил стылую землю. На улице не было ощущения зимы. Была поздняя осень. Я осмотрелся, погода была пасмурной. Температура 0. Я зажёг горелку и стал разогревать вчерашний чай. Затем приготовил гречку, сделал бутерброды с сыром. Поел и стал собираться. Упаковал вещи в гермомешки. Собрал палатку и накачал лодку. И начал все вещи переносить к лодке.

В 9.15 я выплыл. Это конечно поздно, ведь световой день сейчас короткий. Я проплыл буквально 100 метров, и показался первый на сегодня завал (5 всего). Путь мне преградила берёза. Обносился я по левому берегу. Было очень неудобно, берега с обоих сторон были высокие. В общем, пришлось мне помучиться. На обноску завалов уходит много времени. Затем я поплыл дальше. Впереди показался небольшой заторчик. Лодку с вещами мне удалось пропихнуть справа. Люнда здесь тоже неширокая. В русле реки встречается много коряг и веток. Причём бывает так, что некоторые коряги чуть скрыты под водой, и их не видно.

Затем я проплыл небольшой приток Люнды, речку Опча. И на повороте оказался огромный завал. Обнес я его по правому берегу, минуты за 3. Местами встречались небольшие перекатики с быстрым течением. Но, в основном, течения практически не было.

В 11.40 в очередной раз накачал лодку. Накачивал ее на правом берегу, и там увидел стоянку и лесную дорогу. Значит можно сюда приехать на машине. В 12 часов появился очередной завальчик. Я все обнес по правому берегу. Затем я встретил охотника с собакой. Минут 20 мы поговорили, после чего я поплыл дальше. После того, как я проплыл свой девятый километр с небольшим, на повороте направо образовался завал из берёз. Обносился по правому берегу. Потом поплыл дальше. И вдруг появилось ответвление налево. Я осмотрелся и поплыл прямо. Речка сузилась, буквально до 5 метров. Когда проплывал 12 км, видел, что на правом берегу лежал ботник. Затем речка расширилась, метров до 15. Течение пропало вообще. Этот плёс тянулся метров 700. После чего река совершила поворот налево. Тогда я уже начал думать о том, чтобы искать стоянку.

Примерно в 16 часов я нашёл стоянку на правом берегу. Стоянка находилась в поле, а лесок был чуть позади меня. Температура +1. Погода начала проясняться, появилось солнце и облака стали уходить. А что это значит? Правильно! Ночка будет морозной. Я насобирал дров, поставил палатку.

В 16.40 стал готовить чай, а затем гречку с тушёнкой. В 17.30 появилась луна и звёзды. Всё небо было усыпано звёздами. За эти 2 дня сплава мне удалось обнести, пройти, пропихнуться более, чем через 10 завалов. Спать я пошёл в 18.30. Температура опустилась до -5. Ночью будет морозец. Вот такой был 2-ой день.

Видео 2 дня https://www.youtube.com/watch?v=YbzJGJ2PSBw

3 день. Пройдено за день 14 км. Всего пройдено 27,7 км.

21 октября. Примерно около часа ночи я проснулся. И уже тогда я начал чувствовать, что на улице холодно. До 4 часов утра я просыпался несколько раз, спалось уже плохо. Иногда чувствовался холод. В 4.30 я встал, температура была -5. На улице ещё темно, но это не беда. Сначала я развожу костерок. Хорошо, что я вчера заготовил дров, и поэтому могу в темноте не бегать и не искать их. Я сделал чай. Периодически грел у костра ноги, так как я был в сапогах и шерстяных носках. Поэтому было иногда холодно.

Затем я сделал гречку с тушенкой и стал собирать палатку. И в это время температура начала опускаться, сначала было -9, а потом -12. В инее было всё, начиная от палатки и заканчивая лодкой. Я стал собираться. Свернул палатку и начал всё рассовывать по гермомешкам. Перед тем, как поплыть, ещё раз погрел ноги. Затем я хотел накачать лодку, но клапана примерзли и не хотели откручиваться. Пришлось их отогревать, грел я их рукой и перчаткой. После этого я всё-таки накачал лодку. Лодка была в инее и вся задубела.

В 8.30 я выплыл. То есть сегодня я выплыл раньше, чем вчера, и это меня радует. Чувствуется, что сегодня солнце будет весь день. Облаков нет на небе вообще. Я проплываю 14 км 120 м и вижу, что впереди лежит бревно. Но оно лежит так, что лодку можно перекинуть через него, не заходя на берег. Для этого надо встать на само бревно, и в том месте, где бревно максимально уходит под воду, перекинуть лодку. Так можно делать, только есть это бревно очень прочное и не уходит под воду. У меня всё получилось и я поплыл дальше.

Затем, буквально через 150 метров, следующее препятствие. Берёза, которая лежит с берега на берег. То есть она находится в воздухе. Такие препятствия можно проплывать, лишь в некоторых случаях могут мешать ветки. Я проплыл довольно легко. Люнда в этом месте небольшая, буквально метров 7.

15 км 400 м, проплываю охотничью засидку, она находится на правом берегу. Затем был неприятный момент. Лодка села на корягу и пришлось потрудиться, чтобы с неё слезть.

16 км 750 м, завал, река делает поворот направо. По воде пройти не удастся. Придётся обносить по правому берегу. После обноса я поплыл дальше. Люнда до сих пор очень маленькая, ширина не более 10 метров, а местами ещё меньше.

18 км 200 м, очередной завал. Обносился по самому дереву, с левой стороны. На девятнадцатом километре я подплыл к пешеходному мостику. Мостом его можно назвать с большой натяжкой, так как это просто два бревна, лежащих с берега на берег. Обносился я по левому берегу. Далее я проплыл речку, правый приток Люнды с интересным названием - Висец.

На двадцать первом километре пути, проплываю стоянку на правом берегу. Стоянка стоит в сосновом бору. Она хорошо оборудована, там имеются скамейки и столик. Это первая стоянка из трёх, которые я видел. На дереве прибита табличка "Команда 28.04.09 из Линды на байдарках от озера Светлояра". После осмотра стоянки я выдвинулся в дальнейшее плавание. Когда я проплывал отметку 21 км 400 м, то на правом берегу увидел какую-то огромную беседку и какие-то строения. Естественно, я пошёл всё осмотреть. Возможно, здесь отмечают какие-то праздники жители с ближайших деревень. А может быть, это всё частное.

Через 1 км очередное препятствие. Обнос слева. На двадцать третьем километре проплываю мимо столика со скамейками. Это значит, что мне уже недалеко осталось до Дубовки. В самой Дубовке мне на пути попался пешеходный мост, обнос справа. Далее слева был приток Люнды, Рожвец. Вообще крохотная речка. Потом два раза на моём пути было одинаковое препятствие. Бревно лежащие на всё русло. Пришлось перекидывать лодку через эти брёвна, так хотя бы проще. Не надо разгружаться и бегать туда-сюда. В Дубовке с воды мне всё-таки один дом удалось увидеть, а в саму деревню я не заходил.

А вот затем перед мостом мне пришлось помучиться. Брёвна и деревья лежали в разных местах и на воде и в метре над водой. С большим трудом удалось пропихнуться через эти завалы. Повезло, что не было обноса. Но помучиться мне там пришлось. И сразу же показался мост. Он деревянный и укреплён бетонными плитами. Тут ездят машины. Очень скоро показался очередной завал, к этому времени мне удалось проплыть 25 км 400 м. Завал мощный, обнос по правому берегу. После чего я поплыл дальше. И через несколько минут показался старый разрушенный мост. На двадцать седьмом километре ста метрах показался завал, обнос справа.

Время уже позднее, и я начинаю искать стоянку. Прогулялся по правому берегу, место не понравилось, много травы. Решаю ещё маленько проплыть. И, пройдя буквально 50 м, я упираюсь в двойной завал на повороте направо. Я вышел на правый берег, чтобы осмотреться, прогулялся метров 50 и понял, что это всё придётся обносить. Но есть одна проблемка, это крутой берег, придётся очень экстремально спускать лодку.

Я перетащил все вещи на этот берег, и начал переправляться на противоположную сторону, там останавливаюсь, на песочном пляже. Стал разгружаться и слышу, что кто-то идёт по правому берегу. Это оказался охранник охотничьих угодий. Угодья как раз расположены на правом берегу, недалеко отсюда.

Сначала я насобирал дров, потом поставил палатку. Развел костерок и стал кипятить чай. А температура уже опустилась до -5. Опять появились звёзды, и я ожидаю вторую холодную ночёвку. Попив чаю, я начинаю делать гречку. Только сегодня она будет не с тушёнкой, а с горбушей. Надо ведь какое-то разнообразие. После плотного обеда я ещё немного посидел у костра, после чего отправился спать. Вот такой был 3-ий день.

Видео 3 дня https://www.youtube.com/watch?v=EnCSVOvrFF8
Холодная ночёвка на Люнде

4 день. Пройдено за день 17 километров 650 метров. Пройдено всего 45 км 350 м.

22 октября. Спалось примерно так же, как и прошлой ночью. До часа ночи спал, а потом вертелся до 4 утра. Чувствовался морозец. В 4 я вылез из палатки. Посмотрел на градусник, и оказалось, что сейчас -12. Есть новый рекорд холодной ночёвки. Потом развёл костерок, благо, что я вчера насобирал достаточно дров. Сделал чай и сварил гречку с горбушей. После чего стал собираться. При этом не забывая поддерживать костерок, так как я периодически грел ноги. Палатка вся задубела и никак не хотела залазить в порванный чехол, пришлось её засунуть в рюкзак.

Примерно часов в 7 я выплыл. Сразу же я проплыл рядом с охотничьим скрадком, он находится на правом берегу и его было видно с моей стоянки. Люнда здесь по-прежнему небольшая, не более 10 метров, и часто петляет. Также встречается много коряг в русле, хотя завалов пока что нет, и это самое главное.

Но радость была недолгой, на 29 километре пути лежащее бревно преградило мне путь. Пришлось на него вставать и перекидывать через него лодку. Простенький разминочный обнос. Хотя бревно было скользкое, покрытое льдом от морозной ночи. Плывём дальше. Проплывая 29 км 300 метров, увидел высокий правый берег и поворот реки налево. И, буквально через 200 метров, очередное препятствие. Я его прошёл так же, как и предыдущее. Спустя ещё 300 метров опять бревно. Справа был небольшой проход, и там мне удалось лодку пропихнуть.

Высокий берег на Люнде

30 километров 100 метров, завал, обнос по левому берегу. А правый берег высокий, и там видна скамейка. Я на него залез осмотреться и увидел там дорогу. Спустя 300 метров очередное бревно. Трудность была в том, что рядом с бревном был лёд. Поэтому пришлось его сначала разбить, а затем перекидывать через бревно лодку. Очень скоро появился огромный двойной завал на повороте направо. Разгрузка вещей и перенос всего по правому берегу.

31 километр 90 метров - правый приток река Борина. А я, тем временем, плыву по границе двух регионов: Нижегородской области и Республики Марий Эл. Сегодня опять светит солнце, и это очень приятно. Периодически я останавливаюсь для накачки лодки, это происходит примерно раз в 1,5 часа. Иногда встречаются отмели. Пейзажи здесь красивые, стали попадаться высокие берега и сосновые боры.

Красивый вид

Проплывая 36 километр, я оказался недалеко от населённого пункта Покровское, но его не видно с реки. Пока что за сегодня я преодолел всего 6 завалов, непривычно мало. 36 километров 350 метров, висит "расчёска", удалось проплыть под левым берегом, немного мешали ветки, но протиснуться удалось. Места мне здесь нравятся, виды шикарные. Эту шикарность во многом придаёт солнце и жёлтые листья на берёзе, а также сосновые боры.

В 12 часов на левом повороте реки появился седьмой завал, обнос слева. 37 километров 750 метров, восьмой завал за сегодня, обнос лодки и вещей по правому берегу. Когда я стал загружать вещи обратно в лодку, то сумел зачерпнуть воды в левый сапог. Ах, какая досадная ошибка. Берег был не совсем удобный для спуска лодки, так как практически сразу начинался свал. А свал был неглубокий. Но этого было достаточно, чтобы зачерпнуть воды. Ладно, придётся плыть с сырой ногой. А уже на стоянке переодевать носки и обувь.

На 41 километре я встретил утку. Она меня не видела, плавала в своё удовольствие. Но затем, всё равно увидела и улетела. Это уже не первая утка, которую я вижу здесь, периодически попадаются на глаза небольшие стаи этих птиц. Затем я проплыл речку Кугай, правда её не видел. И уже теперь можно сказать, что плыву я по Республике Марий Эл.

45 километров 350 метров, я встаю на стоянку. Сначала я хотел встать на высоком сосновом берегу, но там было бы неудобно ходить за водой. Затем я посмотрел местечко в березовом лесу, но там были одни кочки, ровной площадки не было. И поэтому мне пришлось опять идти на песочную косу. Встал я на левом берегу.

Я сразу заготовил побольше дров, так как ночка обещает быть холодной. Хотя сейчас уже видно, что появляются тучки, скорее всего погода завтра изменится. Потом поставил палатку. Палатка вся задубевшая и сырая. Далее костерок, чай и вермишель с тушёнкой. Сегодня я ночую недалеко от населённого пункта Александрово. Эта деревня находится на правом берегу, но с речки она не видна. Я переодел носки и обувку и отправился спать. Температура -7. Вот такой был четвёртый день.

Видео 4 дня https://www.youtube.com/watch?v=MAz6ynZZfGg

5 день. Пройдено за день 17,5 километров. Пройдено всего 62 километра 840 метров

23 октября. Вылез из палатки как обычно, в 4 утра. Посмотрел на градусник - 2. О, сегодня было "тепло". Но если честно, то было так же, как и две ночи подряд. До часа ночи сплю нормально, а затем периодически просыпаюсь. Затем развожу костерок, разогреваю чай и варю вермишель с тушёнкой. После завтрака начинаю собираться. Сегодня моя задача - подойти как можно ближе к населённому пункту Ленинский. Я договаривался, что меня заберут в воскресенье. Но что-то, мне уже надоело плыть одному - скучно, да и морозец уже напрягает. Поэтому я решаю поднажать и завтра выплыть к устью Люнды, а устье находится в реке Ветлуга. Плыть до него примерно 37 километров. Проблема заключается в том, что связь не ловит, и я не могу ни с кем связаться. Но скоро должен быть населённый пункт Абросимово, там должна быть связь. Собравшись и всё упаковав по гермам, я накачал лодку, в 7.10 утра выплываю. Проплыв 1 километр и 300 метров, увидел первое препятствие. Сосна полностью перегородила реку, будет обнос справа. На 47 километре встретился участок реки с большим количеством топляков, но опасности он не представлял.

50 километр, я уже подплываю к Абросимово, но тут появилось препятствие. Быстринка и большое количество столбов, они расположены очень неудобно. Лодка не пролазит, и очень быстрое течение. Помучившись минут пять, я всё-таки смог протиснуться. Фууу, могу расслабиться, всё получилось. Плыву дальше. Правый берег стал высокий, и очень скоро я увидел первые дома Абросимово. Я включаю телефон, но связь всё равно не ловит. Вот это досада. Я решаю подняться на правый высокий берег. И вот чудо, связь появилась. Я звоню товарищу и договариваюсь на завтра, что примерно в 16 - 17 часов я приплыву к устью. Продолжаю плыть, здесь в деревне есть пешеходный мост. Пришлось его обносить. Кстати, погодка сегодня отличается от вчерашней. Солнца нет, появилась облачность. И возможны осадки, как в виде дождя, так и в виде снега.

53 километра, красивый прямой участок, есть небольшое течение. На 55 километре лежит сосна, но её "хвост" находится в воздухе. Можно под ней проплыть слева. Затем, метров через 300, на левом повороте реки небольшой завал. Придётся обноситься слева.

56 километров 810 метров, подплываю к участку с большим количеством топляков. Пройти с ходу не получилось, на одном топляке я всё-таки повис. Но довольно быстро освободился и двинулся дальше. Проплываю 57 километр, справа появился приток Люнды, река Куржам. Это совсем небольшая речка. Здесь по Люнде плыть уже нормально, в ширину она метров 15 -20, иногда встречаются коряжки.

Я на высоком берегу

61 километр 500 метров, полетели первые хлопья снега. Сначала я думал поставить лагерь здесь, но было ещё рано, и снег не был таким плотным. Поэтому я решил проплыть ещё несколько километров. Проплыв чуть меньше двух километров, я решил, что надо ставить лагерь. Остановился я на левом берегу. Сразу начал заготавливать дрова. Дров удалось найти прилично, на завтра точно хватит. Потом поставил палатку и развёл костёр. Снег начинает усиливаться, земля уже немножко припорошена. Если снег так и будет идти всё ночь, то завтра наступит зима. Как обычно я делаю чай, а затем готовлю гречку с горбушей. Перекусив, я ложусь спать, а снег так и продолжает идти. Температура 0. Вот такой был пятый день сплава.

Видео 5 дня https://www.youtube.com/watch?v=GY400OYFkvY

6 день. Пройдено за день 20 километров 660 метров. Пройдено всего 83,5 километра.

Ночью спалось получше, так было теплее. Всего-то 0 градусов. После -12, это уже не впечатляет. В 3.30 я проснулся окончательно и начал ворочаться. Минут 20 повалялся и чувствую, что уже в палатке не убираюсь. Мне стало тесно. Но как такое может быть, если у меня четырёхместная палатка, а сплю я один. Ответ оказался на поверхности.

Наступила зима

Вчера вечером пошёл снег, так он и летел пол ночи. Он придавил палатку со всех боков и сверху. В 4 утра я вылез из палатки. Снега сантиметров 10. Я очистил палатку, откопал дрова и развел костерок. Разогрел чай и сварил гречку с горбушей. После завтрака очистил от снега лодку и стал собираться. Палатка вся сырая насквозь.Также влажным оказался спальник. К 7 утра я собрался и накачал лодку.

Сегодня Люнду не узнать. Она приняла зимний наряд. Ещё вчера я плыл по осенней речке, местами встречались берёзы с желтыми листьями. А сегодня всё совсем по-другому. Как будто начался другой сплав - зимний, или может я на другой реке? Нет, всё в порядке - это Люнда. Это всё та же река, просто очередной сюрприз от неё. Я уже прошёл завалы, морозы, а теперь настала очередь снега. Ну да ладно, сегодня последний день, ещё 20 километров и всё закончится. И тогда я вернусь в обычную жизнь с её проблемами. Поплыли...

В 7.15 выплыл, как-то непривычно плыть. Люнда вся одинаковая, всё кругом белое. Очень непривычно так плыть. На 66 километре проплываю правый приток - Муза. Здесь, метрах в 500-х вглубь леса и должен быть населённый пункт Никольская Слобода. Люнда здесь стала уже пошире, местами есть небольшое течение.

67,5 километров - пешеходный мост, пришлось перетаскивать. А у меня тем временем мерзнут ноги, до этого так не мёрзли. Возможно дело в том, что перед отплытием я поленился их лишний раз погреть. А до этого я всё время перед отплытием ноги над костром коптил. Сейчас буду расплачиваться. Но, периодически я останавливаюсь, чтобы накачать лодку, и вот тогда бегаю по берегу и разминаю ноги.

70,5 километров, п. Ленинский, ничего особенного. Впечатлило только какое-то недостроенное здание. Видимо советской эпохи. А также там стоят какие-то столбы, типа плотины. В общем, мне пришлось помучиться, чтобы пропихнуться. Течение там очень сильное, а вода ледяная.

Плыву дальше, речка здесь уже больше 20 метров в ширину, в некоторых местах присутствует течение. Завалов нет, но иногда попадаются коряги, которые легко объезжаются. Люнда здесь слишком однообразная. Такой вид ей во многом придаёт снег и частое петляние. Плыть осталось недолго, уже как бы чувствуется цивилизация, но особо здесь её нет. Иногда проплываю ЛЭП.

77 километров 300 метров, на левом берегу виден скрадок - лабаз, видать сюда зверь выходит. Хотя до дороги здесь уже недалеко, около трёх километров.

80 километров 100 метров - огромный мост. Здесь начинается деревня Красная Люнда. До устья осталось примерно 3,5 километра. Здесь перед мостом я накачиваю последний раз лодку и плыву в Ветлугу. Деревня расположена на высоком правом берегу.

82 километра 400 метров - пешеходный мост в деревне Красная Люнда. Здесь же кончаются дома и начинается небольшой лесок до устья Люнды. Здесь меня встречает Юра, первый человек за 3 дня сплава. Он пошёл по берегу до устья. Но идти там не получается, и он садится ко мне в лодку. Мы плывём последние 500 метров до устья.

83,5 километра - устье Люнды, вот оно. Небольшая речка впадает в большую Ветлугу. Течение там ощущается, не то что в Люнде.

Устье Люнда

Вот и закончился этот сплав, это была незабываемая неделя. Два дня на лесном озере Чёрное и шесть дней сплава по Люнде.