Прогулки по
Москве с возрастными девушками
Свои пятьдесят пять
лет Казим носил с небрежной легкостью.
Я сообщу тебе все
последние новости и изложу все сплетни. Ты ведь знаешь разницу между новостью и
сплетней, надеюсь? Новость сообщает тебе о том, что люди делали. А сплетня
говорит, какое удовольствие они от этого получили.
Грегори
Дэвид Робертс, «Шантарам»
В субботу, 26 марта, погода выдалась отличная.
-Пойдем погуляем где-нибудь? –предложила жена.
-Пойдем, -согласился я.
-А куда пойдем? –спросила жена.
-Да в парк «Музеон» хотя бы, -предложил я.- Давно там не
были.
В три часа дня встретились со свояченицей у главного входа в
парк «Музеон» (со стороны Крымского вала).
Слева виднелась коробка Центрального дома художника (ЦДХ),
половину в котором занимает Третьяковская галерея (постоянная экспозиция
«Искусство XX века»).
На второй половине проводятся различные выставки, ярмарки и антикварные салоны.
Посещаемость ЦДХ – около миллиона человек в год. Немало, скажем прямо. Хотя
сразу после открытия ЦДХ (1979 год) стали ходить слухи, что в здании ЦДХ (у
Москвы-реки расположенного) – страшная царит сырость, а потому выставлять в нем
любые (мало-мальски) ценные картины – преступление.
Архитектурные достоинства ЦДХ умиляют не особо. Если они
вообще имеются. А место, где ЦДХ расположен, просто козырное (и очень дорогое).
Неудивительно, что в 2008 году (еще при
градоначальнике-пчеловоде) власти вознамерились ЦДХ снести и построить на его
месте многофункциональный 15-этажный комплекс под условным названием
«Апельсин». Все пять оранжевых долек разрезанного фрукта (проект знаменитого
архитектора Нормана Фостера), расположенные под наклоном к центру здания,
должны были стать отдельными сегментами комплекса. Тут архитектурная (и не
только) общественность возмутилась, договорившись до того, что здание ЦДХ –
архитектурный шедевр предзакатного СССР, и от проекта Фостера отказались.
Вот только рано эта самая общественность радовалась – через
год появился проект строительства (на месте ЦДХ) 17-этажной гостиницы. Норман
Фостер ей (общественности) видите ли не угодил: получайте.
Впрочем, публика (как опыт подсказывает) к любому
архитектурному объекту привыкает (со временем, разумеется). Вот и к зданию ЦДХ
привыкли. А может, кризис… Так или иначе, стоит себе пока ЦДХ целехонький. Да
еще кафешки-ресторанчики в себе пригрел.
В отдельном деревянном крытом загончике, примыкающем к
зданию ЦДХ – роскошная карета. Скорее всего – часть какой-нибудь выставки. А
может – просто красиво.
Возможно, что третьим фактором, способствовавшим сохранению
ЦДХ, стало появление буквально «обволакивающего» ЦДХ парка искусств «Музеон».
До «Музеона» высился ЦДХ одиноко, как в чистом поле часовой забытый.
Возникновением своим «Музеон» обязан ГКЧП (Государственному
комитету по чрезвычайному положению). Так называлась хунта, сместившая
президента СССР М.С. Горбачева и правившая целых четыре дня (с 18 по 21 августа
1991 года). Те веселые дни я хорошо помню. На баррикады тогда, впрочем, не
пошел, ибо детей малых по лавкам пусть не семеро, но двое имелось. И вообще –
не хотелось. Не зря, как оказалось.
После окончания Августовского путча досталось не членам
бывшего ГКЧП (пусть и арестованным на некоторое время), а (как обычно)
памятникам. Первым спихнули памятник «Железному Феликсу» (Ф.Э. Дзержинскому) на
одноименной площади, бывшей (и нынешней) Лубянской. Пример оказался заразительным
и демонтаж памятников советским коммунистическим деятелям продолжился. Пустырь
возле ЦДХ показался идеальным местом для хранения ссыльных памятников и стали
их свозить сюда все.
Когда памятников ссыльных набралось достаточно,
градоначальник тогдашний (пчеловод) подписал (1992 год) постановление о
создании в образовавшемся парке Музея скульптуры под открытым небом. Ссыльных
памятников могло бы быть и побольше, кабы предусмотрительные коммунисты не
делали их (иногда) огромными. Из-за того, что не имелось ни сил, ни средств для
демонтажа, остались на местах своих (к примеру) памятник Карлу Марксу напротив
Большого театра и памятник Ленину на Калужской площади (на момент путча недавно
поставленный, в 1985 году). Оба памятника (к слову сказать) работы скульптора
Льва Кербеля. И если бедного Маркса (160 тонн) победившие демократы неприличными надписями
все-таки украсили, то до гигантского Ленина (200 тонн) добраться не смогли. Со временем
надписи смылись (московские кислотные дожди, что поделаешь), зато Маркс (да и
Ленин) остались.
Памятник Карлу Марксу на Театральной площади, 24 апреля 2016
года
Памятник Ленину на Калужской площади, 28 июля 2012 года
Памятник Ленину, Калужская площадь, 26 июня 2016 года
Первоначально вход в «Музеон» был платным, еще в июле 2012
года у входа в парк кассы имелись, хотя и уже закрытые. Это я дома архив
фотографий последнего своего посещения «Музеона» (28 июля 2012 года) достал.
Так что все летние фотографии – именно оттуда, из 2012 года.
Но не все памятники в «Музеоне» - ссыльные, есть и
неприкаянные, а есть и просто модели памятников или их копии. В общем: «Бери,
Боже, что нам негоже». Не абсолютно, конечно. Исключения (безусловно) имеются.
«Перекуем мечи на орала», например, работы (1957 г.) Евгения
Вучетича. Оригинал у здания ООН в Нью-Йорке находится (так считается).
Был я в ООН. Любой туда попасть может, совершенно (причем)
бесплатно. Только через металлодетектор пройти нужно. Первый спутник,
Организации Объединенных Наций Советским Союзом подаренный, видел (спутник в
этом колхозном Доме культуры, 40 лет ремонта не знавшим, на толстой леске подвешен),
но скульптуру Вучетича не встретил. Может, в запасниках?
Первый спутник, подарок Советским Союзом ООН. Здание ООН,
Нью-Йорк, 15 апреля 2012 года
Петр I на Стрелке
Зато перед зданием ООН находится (близко подойти нельзя, в
1990 году установлена) самая знаменитая (в мире) работа Зураба Церетели.
Нет-нет, не наш малахольный Петр за штурвалом, на Стрелке. «Добро побеждает
Зло», так эта скульптура называется. Георгий Победоносец традиционно разит
копьем Дракона. Вот только дракон сделан из частей советских ракет «СС-20» и американских
"першингов", уничтоженных в соответствии с договором между США и СССР
об ограничении стратегических вооружений.
Зураб Церетели. Добро побеждает Зло. Возле здания ООН,
Нью-Йорк, 15 апреля 2012 года
Лично мне понравилась совершенно другая работа. Во
внутреннем дворике ООН, при выходе из (собственно) здания. Подарок Италии (1996
год), между прочим.
Револьвер с закрученным в узел стволом. Возле здания ООН,
Нью-Йорк, 15 апреля 2012 года
Первые ласточки. Микенас Ю., алюминий
Памятник красноармейцу с винтовкой. Где-то я его уже видел.
Военный с ловчей птицей
Скульптурные группы
Песня о мире. Кремнева В.В., 1987, алюминий
Рукавишников А.И. Скорбящая. 1970-1980 годы. Медь
Каменкова Т.И. А. Твардовский. 1987, алюминий
Памятник Дзержинскому тогда, в 1991 году, тоже изрядно раскрасили.
Четверть века (почти) прошла, а остатки краски на постаменте все еще видны.
Правда, с каждым годом все меньше и меньше. Отмывают, похоже, основателя (с
горячим сердцем и холодной головой) ВЧК помаленьку. Только карму отмоешь разве?
Вучетич Е.В. Ф.Э Дзержинский. 1958, бронза
Ввиду памятника Феликсу Дзержинскому находится памятник
Андрею Сахарову. Впрочем, Феликс от академика-диссидента отвернулся, а сам
Сахаров в небо глядит.
Потоцкий Г.В. Андрей Сахаров, бронза
Потоцкий Г.В. Святой Георгий, бронза
Вот еще одна работа Вучетича.
Вучетич Е.В. Стоять насмерть. 1967, алюминий
Евдокимов А. Руки. 2008, известняк
Суровцев В.А. Теплушка, металл
Чернов Ю.Л. Солдат. Вторая половина ХХ века, гранит
Мухина В.И. Требуем мира. 1950, бронза
Ястребенецкий Г.Д. Никто не забыт, ничто не забыто. 1985,
медь
Памятник Чепухе
Мухина В.И., Шадр И.Д.(+Н.В. Зеленская, З.Г. Иванова)
Памятник А.М. Горькому, 1951, бронза.
Памятник Горькому установили (сразу после создания) на
площади Белорусского вокзала. Когда началась реконструкция площади, памятник
перевезли в Музеон, где он и прижился.
Памятник жертвам политических репрессий. Чубаров Е.И. 1980-е
годы, камень
Памятник этот (стена из камней, оплетенных проволокой)
удачно расположили между памятниками И.В. Сталину и Я.М. Свердлову. Чтобы
помнили.
Набатов В.И. Портрет Свердлова, мрамор
Чубаров Е.И. Скульптурные композиции, 1980-е годы, дерево
Тарас Левко. Танцующие, 2004-2007 гг., бронза
Торсы
Памятник воинам-афганцам
Баженов Д.Г. Буратино, 2001, дерево
Одна из особенностей Музеона – нет (в обозримом доступе)
полного каталога всех скульптур, в парке находящихся. Говорят, что свыше 700,
да еще сколько-то в запасниках. А выставленные то убирают, то переставляют с
места на место. Как Лермонтова, например. В общем, экспозиция меняется все время.
Комов О.К. М.Ю. Лермонтов, 1985, бронза
Есть и вовсе неподписанные работы. Как, например, эта.
Человек-крест
Силис Н.А. Дон-Кихот, 2010, бронза
Орехов Ю.Г. Петр Первый, 1980, гранит
Виленский З.М. Портрет М.В. Фрунзе, 1947, мрамор
Автор неизвестен. Портрет лейтенанта, бетон тонированный
Хотя, конечно, все становится лучше, пусть и потихоньку.
Виленский З.М. Портрет Гоголя, 1930-1950, бронза
Музеон
Костромитин А.Н. Ван Клиберн, 1962, бронза
Ненашева А.М. Обнаженная, 1988, мрамор
Костромитин А.Н. Белка, 1963, бетон
Кравченко В.В. Феофан Грек, 2011, гранит
Щербаков С.А. Скульптор Сотников, 1991, бронза
Музеон
Ненашева А.М. Пушкин, 1987, мрамор
Бичуков А.А. Сергей Есенин, 1987, мрамор
Музеон
Музеон
Таратынов А.М. Дед Мазай и зайцы
Несмотря на предупреждающую надпись, на лодку деда Мазая не
только влезают, но и не слезают с нее (практически).
В 2012 году лодка не на помосте стояла, а в крохотном
прудике плавала. Зайцев больше на двух (как минимум) было. Один из пропавших
зайцев призывал к спасению, стоя на отдельном камушке. Второй на деле
осуществлял лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», пытаясь
выплыть самостоятельно при помощи спасательного круга. Вот только надпись на
круге несчастливая была: «Титаник».
Хорхе Икаса Коронель Кито – Эквадор 1906 -1978. Выдающийся
эквадорский писатель и защитник индейского населения Эквадора. Посол Эквадора в
СССР с 1973 по 1976 гг.
Округ Метрополитано Кито на память городу Москва. Открыто
Его Превосходительством Вице-президентом республики Эквадор Ленин Морено
Гарсес. Москва, 16 сентября 2010 года.
Тугаринов Д.Н. Туфельки, 1995, бронза
Тугаринов Д.Н. Золотой петушок, 1990-е годы, бронза, сталь,
мрамор
Тугаринов Д.Н. Сфинкс, 1995, гранит, стекло, металл
Тугаринов Д.Н. Портрет Авилова, 2008, бронза
Тугаринов Д.Н. Воскресение, 2000, известняк, металл
Музеон
Музеон
Тугаринов Д.Н. Эрьзя, 2002, бронза, гранит
Лемпорт В.С. А.Эйнштейн и Н.Бор, 1990-е годы, алюминий
Геворкян Х.Б. Строительница, 1970, бронза
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон, скамейка
Шардам
Музеон
Очень меня заинтересовало творчество Горкушенко О.Н. Его
необычные работы я еще четыре года назад видел.
Горкушенко О.Н. Возвращение блудного сына, 1998, металл,
гранит
Горкушенко О.Н. Собирающий камни, 1995, металл, гранит
Горкушенко О.Н. Сошедшие в ад, 1995, металл, гранит
Горкушенко О.Н. Слепой, 1991, металл, гранит
Уголок СССР
Уголок СССР
Уголок СССР
Есть в Музеоне Уголок СССР. Очень миленький, узнаваемый, со
скульптурами (типовыми) Ленина (и не только). А ведь среди этого скульптурного
хлама и отличные работы имеются. Два бюста работы Меркурова, например.
Меркуров С.Д. Портрет Ленина, 1939, гранит
Меркуров С.Д. Портрет Карла Маркса, 1939, гранит
Думанян В.Х. Орехов Ю.Г. Портрет Брежнева, 1970-е, мрамор
Бичуков А.А. Портрет Брежнева, 1981, мрамор
Томский Н.В. Портрет Косыгина, бронза
Бруснецова Е.Г. Ожидание, 2007, бронза
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон
Музеон
Надобно заметить, что четыре года назад скульптурного (с
моей точки зрения) хлама на территории Музеона гораздо больше было. Чисто
зрительно. Имею в виду многочисленные и бессмысленные (хотя порой и забавные)
«скульптуры» из известняка, в основном. Материал, как известно, дешевый, так
что твори – не хочу. Вот, например:
Соскиев В.Б. На равнину, 1990-е годы, известняк, металл
Музеон
Музеон
Вернее сказать, хлам рассредоточен был по всему парку. А
теперь его стройными рядами сосредоточили на площадке, примыкающей к той
половине ЦДХ, которую Третьяковка занимает. Так что принцип «твори – не хочу»
нынче на другой заменили: «хоть обсмотрись».
Рзаев Ф.Р. Москва-река, 1997, известняк
Глызина-Поливанова Г.Ю. Возрождение (Единорог), 1997,
известняк, металл
Бурганов А.Н. Рука (Пегас), пластмасса
Новиков И.Н. Девушка с мячом, 1998, известняк
Еще один ссыльный памятник – М.И. Калинину.
Забавно с этим памятником вышло. Когда-то, в советские
времена, нынешние улицы Новый Арбат и Воздвиженка проспектом Калинина
назывались. На углу Воздвиженки и Большого Кисловского переулка (тогда – улицы
Семашко) имелся небольшой пятачок, мини-сквер своеобразный. Вот там-то, глядя
на Военторг (разрушенный в 2003 году по приказу градоначальника-пчеловода),
каменный дедушка (Всесоюзный староста) М.И. Калинин и сидел.
Имени Калинина в СССР называли все что угодно: от совхозов и
улиц до фабрик и городов. Потому, что М.И. Калинин (как я понимаю) выполнял
чисто представительские функции и ни во что не вмешивался. А значит – и вреда
не приносил никакого. Или почти никакого.
Даже древнюю Тверь в Калинин переименовали. После окончания
Советской власти почти все переименовали обратно, за исключением самого
западного областного центра (и области) России. Потому что не в Кенигсберг же
(в самом деле) Калининград переименовывать?
Но самое забавное во всей этой истории – что на историческом
месте памятника большевику Калинину нынче находится. А находится там теперь
автосалон, самыми крутыми буржуинскими машинами торгующий.
Автосалон, Воздвиженка,04 октября 2013 года
Остановившись напоследок перекурить под сводами новой части
Третьяковки, наткнулись еще на пару памятников (в два человеческих роста
каждый).
-А это что за мужик? –поинтересовались сестренки, указав на
памятник, изображавший солидного мужчину в плаще, с орденами и с подзорной
трубой в правой руке.
-Это не мужик, -пояснил я.- А (по всему судя) светлейший
князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.
-А рядом с ним – молодой Максим Горький.
Курившая рядом вместе с нами еще одна возрастная девушка
громко хихикнула.
У центрального входа (он же выход) в Музеон удалось
раздобыть мороженое.
Тут же в ряд стояли лишние скворечники, не нашедшие места на
столбах арки центрального входа в парк Горького. Нашедшие место скворечники
выглядели (на пост-сталинских колоннах) довольно нелепо.
Перейдя Крымский вал по подземному переходу, попали в парк
Горького.
На кассе его последняя буква названия отвалилась – за
ненадобностью. Плату за вход в московские общественные парки отменили – и
довольно давно. В парке Горького – еще в 2011 году.
Входной билет (стоимостью 50 рублей) в парк Горького. 2008
год
Во времена моего студенчества плата за вход на ВДНХ
(например) 10 копеек составляла. А кружка пива в ближайшей пивной на территории
ВДНХ (справа от входа) 20 копеек стоила. Неудивительно, что в ограде,
окружавшей ВДНХ, аккурат от пивной неподалеку проделан был тщательно поддерживаемый
лаз.
Когда-то в парке Горького (правее от входа, но не доходя до
набережной) располагался знаменитый (размером с футбольное поле) крытый пивной
бар «Пльзенский» - крайне популярное в Москве заведение. Пивом там (как и во
всех почти пивбарах столицы), торговали из автоматов. В большинстве московских
пивбаров, прежде чем получить доступ к кружке пива за 20 копеек, требовалось
приобрести немудреную закуску: пару сосисек с зеленым баночным горошком или
порцию вареных креветок. Нет больше «Пльзеня». И следов от него не осталось, а
жаль.
Сам парк Горького, в этот день, собственно, практически
закрыт был – в нем каток разбирали и все зимние сооружения. Так что по узкому
проходу выбрались мы к Пушкинской набережной. Можно с самого начала по ней идти
было: теперь набережная – часть парка.
Дома, разбирая старые фотографии Музеона, заодно и на фото
парка Горького (от 28 июля 2012 года) взглянул.
-Ничего, все лето впереди, -утешил я себя.- Еще погуляем.
На набережной красовался симпатичный медведь (по виду).
Оказалось, что медведь – это инсталляция.
«Пробуждение весны». Инсталляция скульптора Габор Миклоша
Секе.
Дерево на Пушкинской набережной
Пушкинская набережная
И тут нам повезло: попалась палатка «Настоящие хот-доги».
Поскольку с уличной едой в Москве (по нынешним временам) - просто беда, к
палатке стола небольшая очередь.
Купив (и отведав) хот-доги по 249 рублей, поняли, что
прогулку вполне можно продолжить.
-Ведь хот-доги (почти забытый вкус) – это вкусно, -решили
мы.- Да и не бесполезно. Тем более, с горчицей и кетчупом.
Пушкинская набережная, 5 июня 2016 года
Водолаз-маяк. Пушкинская набережная, 5 июня 2016 года
Анатолий Новак,
28 июня 2016 года