Так сложилось, что мы с другом Лухраспом уже несколько лет подряд выбираемся в поход в середине августа. В этот раз захотелось, чтобы маршрут был длинный, непременно с ночевкой на каком-нибудь необитаемом острове, при том по ранее неизведанному маршруту. В результате мы прошли 72 километра за один день и один час, едва не заплутали в мелководьях, посмотрели на затопленную баржу, заночевали на середине реки и успели на автобус.
Новосибирск - Красный Яр - Зеленый Мыс - Бибиха - Седова Заимка - Юрт-Ора - Белоярка - Успенка - Дубровино - Ташара

До начала

Август уже давно стал традиционным временем для походов. И этот год мы решили не делать исключением.
Первоначально я предлагал сделать поход-эксперимент. То есть подняться по Оби против течения, а затем спуститься обратно. Но друг Лухрасп резонно заметил, что это скучно. Он так же предложил провести эпический поход по незнакомым местам и с ночевкой. "Продано!" - сказал я и открыл гуглокарты.
Моей задачей было найти такой участок, где бы мы не ходили раньше. Длина его не должна была превышать 70 километров, и при этом чтобы мы могли легко уехать с финиша на общественном транспорте (а так же добраться до старта). На поиски у меня ушло пол месяца.
В результате был выбран маршрут "Кубовая-Ташара". Кубовая - это место, где мы финишировали во время прошлого похода по Оби. И в 71 километре ниже по течению находится деревня Ташара. Так как 2гис не сильно надежный источник по части пригородных маршрутов, я написал в администрацию этой деревни. Мне ответили со ссылкой на сайт, где лежало расписание автобусов до Мошково. Из Мошково можно было добраться до Новосибирска, где уже и до дому недалеко. Сложно, но во всяком случае возможно.
На том и порешли.
Заброска и стапель

IMG_20180818_074810 IMG_20180818_074810
IMG_20180818_075137 IMG_20180818_075137
IMG_20180818_100448 IMG_20180818_100448
Утром в районе шести часов я стоял на остановке, а Лухрасп выходил из поезда. У меня был огромный рюкзак с байдаркой и чуть меньший с палаткой и жилетами. А на автобус собиралась очередь.
Я давно не ездил на пригородных автобусах, так, что успел и забыть об этом. Очередь росла. Я успел ее занять. Но народу было слишком много. Тогда мы посовещались и решили ехать на втором. И не прогадали. Во-первых там было меньше народу. Во-вторых я был первым в очереди, а потому смог выбрать лучшие места.
Час пятнадцать минут пути - и мы на месте. Берег оказался каменистым и высоким, но зато полянка, тенек и тишина.
Собирались мы долго. В этот раз подкачали крепления кильсона к самому себе. Один болтик выпал и где-то потерялся. А один крючок не заходил в паз. Мы использовали сидушку, тонкогубцы, топор и карабин, но так или иначе мы собрали Джеронимо.
Начало и протоки

IMG_20180818_103009 IMG_20180818_103009
IMG_20180818_110520 IMG_20180818_110520
И стартовали. Сразу же попали в поток, скорость была прямо нормальной. Рядом рыбачили рыбаки, баржи стояли на причале и ждали своего часа, а мы упивались простором речной волны. Один километр спустя мы прошли мимо финишной точки предыдущего похода - и вступили в неизведанное.
Неизведанное на карте обозначалось как несколько островов. Еще на берегу я использовал линейку гуглокарт и определил, что логичнее всего будет идти не по фарватеру, а через протоки. Потому хотя бы, что таким образом мы экономили что-то около километра. Забегая вперед, скажу, что это было ошибкой, но я о ней не жалею.
Итак, мы зашли в протоку и течение кончилось. Совсем. Стоило перестать грести, как мы останавливались. Но это были еще цветочки. Потом появились отмели. Ну то есть мы видели перед собой песок, упирающийся в левый и правый берега. Очевидно, с одной стороны вода все-таки есть, но ее не видно с нашей высоты. Приходилось угадывать или вспоминать русловедение. Так что как только появилась возможность, мы покинули протоки.
На выходе было течение. Не то, чтобы очень сильное, но облегчение принесло. Мы приободрились. И тут к нам подплыли рыбаки.
- Куда идете?
- В Ташару.
- Самцы!
Потом из разговора выяснилось, что они увидели нас издалека и подумали, что мы бабульки. Предполагаю, что это из-за платков от солнца на головах.
И вот мы вышли на простор речной волны.
Зеленый Мыс - Баржа

IMG_20180818_121653 IMG_20180818_121653
IMG_20180818_122346 IMG_20180818_122346
Было солнце. Было течение. Были многочисленные рыбацкие лодки. Чего не было, так это ветра. Именно здесь я в очередной раз осознал, что Обь - прекрасная река. Мы перекусили, передохнули и вновь взялись за весла. Идти было еще далеко, но в целом скорость нас устраивала.
Отмели были повсюду. Остров возле Бибихи, например, перестал быть островом,  стал лесочком в центре большого песчаного пляжа. Пристани Бибихи, кстати мы не увидели.
Зато увидели сужение фарватера. На Оби вообще гораздо больше навигационных знаков, чем на том же Иртыше. Здесь и буев много, так, что в поле зрения хоты бы три, и створы регулярно встречаются. Так вот Лухрасп все склонял меня рулить на фарватер, тогда как я привык наоборот держаться от него подальше.
Затем был остров, который мы решили обойти справа. Точнее, Лухрасп предложил обойти его слева(где на километр больше грести, но фарватер с быстрым течением и землечерпалка, на которую стоит посмотреть поближе. Но на развилке мы решили проверить, как быстро мы теряем скорость. Проверка показала, что быстро. А еще проверка развернула нас так, что теперь уже удобнее будет обходить справа. И мы направились туда. Там было предсказуемо мало течения, зато на берегу сидел красный бакен, который наверное, сорвало с якоря и унесло.
Мы вышли из протоки и стали искать баржу. Гуглофотографии показали мне где-то на отметке сорок затопленную баржу. Не могли мы просто так пройти мимо! Но баржи все не было и не было. Зато был какой-то корабль, который (если смотреть с нашего ракурса) вез длинную прямую и вертикальную трубу. При ближайшем рассмотрении он оказался пескочерпалкой, которая шумела мотором и просто стояла.
И вот показалась баржа.

Баржа и протоки.

IMG_20180818_142905 IMG_20180818_142905
IMG_20180818_144900 IMG_20180818_144900
IMG_20180818_151221 IMG_20180818_151221
Вначале мы увидели быстрину и тут же рванули в нее. А затем...
Когда-то давно, в Омске, мы видели водосброс. Это несколько фонтанов высотой порядка метра, которые бьют прямо со дна. Тогда мы с Антоном назвали это явление Ктулху. То, что мы увидели и прошли здесь, тоже достойно быть названым в честь какого-нибудь Лавкрафтовского древнего. Мы назвали его Йог-Сотот, который врата и ключ. Но обо всем по порядку.
Мы зашли в быстрину - и тут нам открылся величественный пейзаж. Вправо уходит протока. Отделяет ее от основного русла небольшая каменная гряда (правда, почти полностью скрытая под водой). На этой гряде последовательно лежат два остова: первый от баржи, затопленный почти целиком, а второй - тоже от баржи, но лежащий на меньшей глубине. А между ними бурлит перекат. Мы успели проскочить первый остов и нырнули в протоку. Течение там было сильным, были и водовороты. и противотоки, и вообще весело.
Изначально мы хотели высадиться прямо на баржу, но течение сказало нам свое веское "нет". Нас понесло дальше, где мы причалили к очень приятному пляжику. Там решено было сделать привал. Так вышло, что на берегу стоял столик, мы достали сидушки из байдарки и сели на них. Пообедали, повосхищались окружающими местами. Лухрасп нарек это место Новой новой новой Лухраспией. Я решил походить по округе, подошел к самому порогу и рассмотрел его. Лухрасп же в это время отдыхал.
А потом мы погрузились в байдарку и погребли.

Белоярка и решение идти до финиша

IMG_20180818_181916 IMG_20180818_181916
IMG_20180818_181935 IMG_20180818_181935
На Оби встречаются протоки.  Бывает так, что в чистых километрах протоками идти быстрее. Однако важно учитывать, что там, где нет судового хода (как на Оби это, как правило, достаточное условие), нет и течения. А мы пошли именно протоками. И это нам аукнулось. Течение было слабым. Может быть мы и сэкономили сколько-то метров, может даже мы и пришли раньше, но мы сильнее устали. Кроме того мы синхронизировали запасы и решили. что нам не вполне хватает воды и шоколада. В связи с этим мы решили зайти в сельпо в ближайшем населенном пункте. Таковым пунктом оказалась Белоярка. По пути мы наблюдали брод, по которому ходили аки посуху люди, видели квадрокоптер, который пролетел над нами, видели отмели. А иногда не видели и замечали прямо под собой. Еще мы видели огромный камень, который торчал прямо из воды вдалеке от брода. Сфотографировали на нем пингвина и погребли дальше.
Возле Белоярки мы остановились. Лухрасп остался с лодкой. а я пошел в магазин. Тот, который отображался в 2Гисе, уже давно не существовал, зато был другой, с романтичным названием "УДачи". Именно там я купил воду. колу, молоко, шоколадку и печеньки, а заодно разведал с холма дальнейший путь. И был он долог, и окружали его мели, и сидели на мелях птицы и каркали.
Мы поели, в очередной раз сказали Оби, что она клевая, принесли ей жертву - и стартовали.
Мы подумали вот о чем. Чем раньше мы окажемся в городе, тем лучше. Следовательно, нужно успеть на один из первых автобусов. Значит, нужно быть в Ташаре как можно раньше. Поэтому нужно остановиться как можно ближе к Ташаре. И мы решили заночевать на островке напротив порта в Ташаре. И рванули.
Рывок

IMG_20180818_203120 IMG_20180818_203120
Точнее, решили грести до победного. Мимо нас проплывали рыбаки, деревни, катера и сухогрузы. Солнце начало садиться. Спускались сумерки. Ночью ходить на маломерках у нас нельзя (и для этого есть веские причины), поэтому мы решили поднять темп. Точнее, не решили, оно как-то само получилось. Вначале я начал грести чуть посильнее, потом подключился Лухрасп. Как ни странно, не этот участок оказался самым быстрым, но твердое второе место он взял. Но темнота спускалась.
Ночевка

IMG_20180818_213153 IMG_20180818_213153
IMG_20180818_213207 IMG_20180818_213207
IMG_20180818_220208 IMG_20180818_220208
Изначально мы хотели заночевать на соседнем от Ташары берегу, чтобы утром просто переправиться через реку и идти на остановку. Но наши планы изменились весьма внезапно. Друг Лухрасп сказал, что, наверное, было бы здорово заночевать прямо посреди реки, на отмели, но единственное, но это плохая идея, так как дрова. На что я резонно заметил, что плавника на отмелях должно быть достаточно. И мы посмотрели вперед.
Впереди лежала отмель, на которой действительно был плавник. Мы обрадовались и рванули вперед. Но наш рывок был остановлен песком. Мы как-то подзабыли, что отмели начинаются постепенно, что подойти к ним на лодке - та еще задача, особенно по темноте. Два раза мы упирались в тупик, два раза выходили задним ходом и искали обход. Наконец, мы подошли к берегу, который бы нас устроил и высадились.
Мы решили назвать эту землю Новое Мошково. Почему? Потому что их было МНОГО. Во всех отчетах о походах по оби упоминают мошек и пыль. Так вот мы наглотались и того и другого. Кое-как зачалились, перенесли вещи подальше от берега. Лухрасп занялся костром и рефтамидом, а я - палаткой и рефтамидом. Палатку эту я не ставил уже много лет, но руки вспомнили. Все же это моя любимая палатка и когда-то я на спор поставил ее в темноте и с завязанными глазами. Костер тоже разгорелся. Мы выпили дыхания, принесли немного его в жертву этому месту, и тут мошка исчезла. Совсем. Обь, повторюсь, весьма уважаемая мною река.
Я вскипятил немного воды в кружке, но готовить не хотелось, и мы поели сосисок и хлеба, пожаренных на костре. И в районе одиннадцати завалились спать.

Один час на следующий день

IMG_20180819_080917 IMG_20180819_080917
IMG_20180819_084304 IMG_20180819_084304
IMG_20180819_091125 IMG_20180819_091125
Утром мы встали с третьей попытки. Лухрасп поставил будильник на шесть, затем перевел его на двадцать минут, а затем переставил на восемь. Это было правильное решение. Я проснулся чуть раньше, начал сносить вещи к берегу, а ровно в восемь присоединился и Лухрасп. Стартовали мы в восемь сорок один.
Пройти нам нужно было порядка семи километров (по факту оказалось порядка шести). Мы встали в струю течения и вдарили веслами. По пути съели марафонский гель. Это такая штука, которую едят бегуны на длинные дистанции, чтобы и силы восстановить, и дыхание не сбить. Плюс - удобно есть. Мне лично понравилось, но очень уж после этого геля хотелось пить.
Прошли порт Ташары. Говорят, что сюда хотят перенести Новосибирский речпорт. Что я могу сказать... Это будет сложно.
По первоначальному плану мы должны били или финишировать у берега, или подняться по речке с названием (кто бы мог подумать?) Ташара. Но речка эта была не настолько глубокой. Поэтому мы развернулись и подошли к ближайшему удобному пляжу.
Дальше походная рутина, которую я так не люблю.
Вот мы на берегу:
Вот мы собрали лодки:
Вот мы идем на остановку:
Вот мы ждем автобуса до Мошково:
Вот мы ждем автобуса до Учительской.

Вот мы ждем такси до дома.
Дома было хорошо, тепло, вода, еда, уют. Счастье туриста, вернувшегося домой. Это уже совсем другая история.
Выводы

Да, я люблю делать выводы)
Для начала - запланированный маршрут пройден в полном объеме. Более того, мы развили темп выше запланированного (9.30 минут на километр против 12). Мы проверили еще 70 километров Оби ниже по течению. При этом шли по малой воде, то есть с меньшей скоростью, чем могли бы. Мы посмотрели баржу (а это был важный пункт похода), мы заночевали на середине реки.
Главное - этот поход показал, что мы готовы к чему-то большему. К чему именно - увидим.
Напоследок хочу поблагодарить свою жену за то, что я все еще могу ходить в походы, друга Лухраспа за все, а так же папу, тоже за все.