Аномальное лето – смерть пиву. Алкоголик Миша в качестве термометра. Таинственный «Кашенкин Луг». Чем «ВДНХ» отличается от «ВВЦ». Как добраться до усадьбы Останкино. Стоимость билетов. Не вспыхивать – это важно. Капризный музей. Парадный двор с Аполлоном. Итальянский павильон. Арфа Жемчуговой. Веер вместо записной книжки. Печки с бюстами. Голубой зал. Треножник. Странный театр. Египетский павильон. 4 сфинкса и статуя Гигеи. Неудачливый боярин Алексей Сатин. Легенда об останкинской вещунье. Дьяки Андрей и Василий Щелкаловы. Останкино и князья Черкасские. Тайна богатства Шереметевых. Театр-сруб с машинерией. Граф Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова. Странноприимный дом и приданое бедным московским невестам. Судьба Шереметевых. Кедровая роща. Тайна разбитого бокала. Чем берсо от перголы отличается. Горка Парнас. Беседка-храм. Утраченный памятник собаке.
Нитка маршрута
ВВЦ - 1-я Останкинская улица
 

 

Аномальное лето – смерть пиву. Алкоголик Миша в качестве термометра. Таинственный «Кашенкин Луг». Чем «ВДНХ» отличается от «ВВЦ». Как добраться до усадьбы Останкино. Стоимость билетов. Не вспыхивать – это важно. Капризный музей. Парадный двор с Аполлоном. Итальянский павильон. Арфа Жемчуговой. Веер вместо записной книжки. Печки с бюстами. Голубой зал. Треножник. Странный театр. Египетский павильон. 4 сфинкса и статуя Гигеи. Неудачливый боярин Алексей Сатин. Легенда об останкинской вещунье. Дьяки Андрей и Василий Щелкаловы. Останкино и князья Черкасские. Тайна богатства Шереметевых. Театр-сруб с машинерией. Граф Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова. Странноприимный дом и приданое бедным московским невестам. Судьба Шереметевых. Кедровая роща. Тайна разбитого бокала. Чем берсо от перголы отличается. Горка Парнас. Беседка-храм. Утраченный памятник собаке.

 Лето выдалось необыкновенно жарким, дождей почти не было и Москву, как и следовало ожидать, окутал смог от горящих в области торфяников, однако это обстоятельство не помешало мне в выполнении культурной программы. Нужно было только брать с собой на прогулку бутылку с водой, а когда та заканчивалась, покупать новую, охлажденную.

Аномальной жаре удалось добиться того, о чем и не мечтали депутаты Госдумы с многочисленными - ими же принятыми - законами: в Москве практически перестали пить  пиво из бутылок на улице.

Стало модным (и жизненно необходимым) помахивать при ходьбе бутылочкой минералки-газировки-холодного чая. Немногочисленных твердолобых пивохлебов прохожие осматривали не то чтобы с неодобрением, скорее – с жалостью. Выйдя однажды из подъезда, я был просто ошарашен: даже алкоголик Миша (легенда дома) в привычной позе на корточках вместо обычного мерзавчика водки, запивая его «Клинским», сосал квас «Очаковский» из 2-х литровой пластиковой бутылки.

-Конец Света, -сообразил я.- Близится, это – точно.

И вместе с пасынком направился к ближайшей станции метро.

На дворе была пятница, 30 июля 2010 года. Смог в тот день где-то гостил, но обещал вернуться. Обещание свое он выполнил, причем не раз.

К стыду своему (теперь уже прошедшему) могу признаться, что за почти 50 лет жизни вообще и в столице в частности ни разу не бывал я в усадьбе «Останкино». Рядом – сколько угодно, включая лыжные упражнения в рамках институтской физкафедры в парке «Останкино». Там еще такая троллейбусная остановка была со странным названием «Кашенкин Луг». Что это название означает, до сих пор никто не разобрался.

Путь наш лежал на «ВДНХ» - станцию метро, непосредственно прилегающую к ВВЦ. Тут надобно объяснить разницу в названиях. Когда-то и Всероссийский Выставочный  Центр (ВВЦ) назывался Выставкой Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ): название подземной станции метро, таким образом, полностью совпадало с ее наземной частью.

Но началась эпоха перемен и выставку переименовали, а станцию метро – нет, зато соорудили из нее южный выход, которого нам так не хватало в студенчестве. Я бы и внимания не обратил на это обстоятельство, кабы не язвительная тирада наземного московского градоначальника, направленная в адрес  подземного. В общем, наземный градоначальник обвинил подземного в нарциссизме со всеми вытекающими. По-моему, обвинение это вполне справедливо – для обоих.

001-Монумент покорителям космоса

 Памятник покорителям космоса

Выйдя из северного вестибюля станции метро «ВДНХ» и миновав монумент Покорителям космоса, мы направились в сторону главного входа ВВЦ. Не доходя до него, у станции монорельсовой дороги «Выставочный центр», сели на 17-й трамвай и доехали до конечной остановки. Можно воспользоваться и 11-м трамваем, последняя его остановка находится точно там же.

002-Монорельс

 Монорельс

Конечная остановка оказалась украшена очаровательной трамвайной станцией: таких в Москве почти и не осталось. На фоне Останкинской телебашни станция смотрелась довольно забавно.

003-Трамвайная станция

 Трамвайная станция

006-Трамвайная станция и Башня

Перейдя 1-ю Останкинскую улицу, мы оказались у главного входа в усадьбу, перед билетными кассами. Выяснилось, что, поскольку уже 3 часа дня, экскурсионным обслуживанием (билет - 150 рублей) нас сегодня порадовать не смогут. Вместо этого нам предложили билет для самостоятельного посещения музея за 80 рублей для меня и льготный (за 20) для пасынка. Кроме того, за 100 рублей я купил билет на право фотосъемки, получив вместе с ним зеленую наклейку с надписью «фото».

007-1-я Останкинская улица
1-я Останкинская улица
113-1-я Останкинская улица
008-Дворец
009-Дворец-2
114-Дворец
122-У входа

004- Режим работы Останкино

 

116-Режим работы

-Фотографировать нужно без вспышки, -предупредила кассирша.

005-Билеты в Останкино

-Не волнуйтесь, вспыхивать не буду, -улыбнулся я в ответ.

Имелась в кассе и книжка про Останкино довольно невзрачного вида стоимостью в 400 рублей, но, вспомнив, что мне и старые (нечитанные) девать некуда, я ее проигнорировал.

Музей оказался весьма своеобразным: открыт он строго с 18 мая по 30 сентября, не забывая отдыхать по понедельникам и вторникам, во время дождя и при влажности свыше 80% музей не работает, а после проливных дождей музейный парк вообще на просушку закрывается.

011-Дворец-3

-А музей-то – капризный, -сообразил я.- Недаром я до него только добрался, да и то благодаря жаркому лету.

-Идите к главному входу, -посоветовала кассирша.- Оттуда и начнете осмотр.

012-Главный вход

 Главный вход

Вежливый охранник посмотрел на билеты и отправил нас к левому, Итальянскому павильону: вход в музей находился именно там. Парадный двор усадьбы украшала мраморная статуя Аполлона – покровителя искусств.

013-Парадный двор

 Парадный двор

117-Парадный двор
014-Парадный двор-2

При входе красовалась корзина с тапками для посетителей, чтобы паркет не портили. Это были не какие-нибудь одноразовые бахилы, столь модные нынче, а настоящие кондовые тапки с завязками – яркий образец производства советской кустарной промышленности. Минут через пять нам их все-таки удалось надеть.

015-тапочки

 

016-Колонны

 

Войдя внутрь, первым делом мы заметили стоявшую в углу арфу, перевезенную в музей из дома Шереметевых в Петербурге. Возможно, на ней играла знаменитая оперная певица Прасковья Ковалева (сценический псевдоним – Жемчугова), портрет которой, написанный неизвестным художником, висел тут же.

017-Арфа

 

018-Портрет Прасковьи Ивановны Шереметевой

 

 Портрет Прасковьи Ивановны Шереметевой

Коллекционирование было излюбленным занятием знати, начиная с эпохи Возрождения. Коллекции демонстрировали достоинства их хозяев (вкус, ум и достаток). К увлечению этому после эпохи Петра Великого присоединились и русские аристократы. Николай Петрович Шереметев, создатель дворца-театра Останкино, специально выделил в нем помещения для Картинной и Эстампной галерей, в которых были выставлены предметы из его коллекции.

073-Генеральный план-большой

Продолжая эту традицию, музей не пытается конкурировать с Эрмитажем или той же Третьяковской галереей и пополняет свои коллекции в основном предметами декоративно-прикладного искусства (фарфор, ткани, вышивки и т.п.).

Полученные в дар от коллекционера Ф.Е.Вишневского несколько вееров 18-го века стали основой коллекции вееров Останкинского музея. Для их демонстрации используются ампирные витрины, переделанные из ломберных столиков.

019-Вееры

 

020-Вееры-2

 

На фоне красивого гобелена столики смотрелись неплохо.

021-Гобелен

-Вы не подумайте, что вееры использовались только для обмахивания с целью охлаждения, -пояснила подошедшая служительница.- На их пластинках очередность кавалеров и названия танцев, которые с этими кавалерами станцевать на балу предстояло, записывались.

022-Люстра

-Интересно, -заметил я.- Вееры этим жарким летом вновь стали актуальны. Их на Выхине по 80 рублей продают. Правда, попроще, чем в витрине. Китайские, одним словом.

023-Шкаф

Из дальнейшего диалога выяснилось, что Итальянский павильон использовался в качестве фойе. Кроме столиков, стульев, арфы и портретов имелись в нем так же люстра и резные деревянные шкаф и стол. На столе стоял металлический подсвечник, декорированный  сверху двуглавым орлом.

024-Стол с подсвечником

Переходную галерею украшали несколько бюстов и скульптур, а стены – картины и планы различных частей дворца.

025-бюст на печке-Переходная_галерея

 Переходная галерея

026-Бюст на печке-2

 

027-Переходная галерея-бюст

 

 

028-Переходная галерея

 

 

031-Переходная галерея-скульптура
032-Переходная галерея-скульптура-2
030-Восточный фасад Египетского павильона
Восточный фасад Египетского павильона
029-Переходная галерея-столик и кресла

 

Войдя во дворец, мы слегка ошалели. Малиновая прихожая, Пунцовая гостиная – все смешалось в наших головах: уж больно много люстр, росписей, позолоты, скульптур и бюстов в них находилось. Многие из скульптур являлись копиями античных: известно, что Н. П. Шереметев, обладая неограниченными финансовыми возможностями, заказывал их у итальянских мастеров.

033-Дворец

 

034-Дворец-2

 

 

040-Дворец-8

039-Дворец-7

038-Дворец-6

037-Дворец-5

036-Дворец-4

035-Дворец-3

 

 

041-кабинет

 

 Кабинет

042-Дворец-9

 

045-Дворец-11
046-Дворец-12
047-Дворец-13
118-Дворец

044-Дворец-10
048-Дворец-14
049-Дворец-15
050-Дворец-16

043-Ваза

 

Очухались мы только в Голубом зале, который идентифицировали по цвету стен. В нем нам понравилась одна из женских скульптур, а так же высокий треножник. На наш вопрос о его функциональном предназначении служительница предположила, что уже в те времена курили сигары и треножник могли использовать в качестве пепельницы.

051-Голубой Зал

 Голубой зал

053-Голубой Зал-2

 

074-Голубой зал

 

-Что-то непохоже, -засомневались мы.- Больно уж неудобно, скорее на нем благовония какие-нибудь воскуривали.

052-Треножник

Служительница объяснила нам, что, выйдя из зала, следует снять тапки и дальше по лестнице подняться в театр, что мы и сделали.

054-Печная заслонка

 Печная заслонка

055-Театр,Люстра

 Театр, люстра

Странный это был театр, вернее, непривычный. Непривычность его заключалась прежде всего в сцене – была она узкой и глубокой (22 метра). Сцена была приспособлена для перспективных декораций и сложных сценических эффектов. Над сценой имелось машинное отделение, большинство механизмов которого сохранилось до наших дней. С их помощью менялись холстинные задники с написанными декорациями, а также создавались акустические эффекты в виде звуков ветра, грома и дождя. Под сценой находилось еще одно машинное отделение, предназначенное для синхронной смены кулис.

056-Театр-сцена

 Театр, сцена

057-Театр

 

058-Театр-роспись

 

Зал вмещал 200-250 человек. Ни одна из декораций не сохранилась: все они сгорели вместе с театральным сараем, где хранились, во время наполеоновского нашествия 1812 года. Сгорела и богатая нотная библиотека. В театре по сей день проводят концерты и показывают спектакли.

059-Театр-ширмы

 Театр, ширмы

060-Театр-треножники с бараньими головами

 Треножники с бараньими головами

061-Театр-роспись-2

 Театр, роспись

062-Театр-Колесница

 Театр, колесница

064-Театр-Скульптура

 Театр, скульптура

Тут, кстати, обнаружился еще один (кроме нас) посетитель музея – приезжая женщина, сетовавшая служительнице на то, что не сможет попасть на ближайший концерт, поскольку из Москвы отбывает сегодня вечером. Тут-то мы и поняли, почему экскурсионное обслуживание, проводимое согласно объявлению до 15-40, уже в три часа дня отсутствовало: а кого обслуживать-то?

 
065-Театр-вид со сцены на зрительный зал
Театр, вид со сцены на зрительный зал
066-Театр-двери
Театр, двери
063-Дворец и Останкинская башня

Выйдя из дворца, мы отправились в Египетский павильон, также соединенный с дворцом галереей, но галерея была закрыта и войти в павильон можно было только со двора. На крыльце при выходе уютно разлеглась парочка каменных львов.

067-Лев

 

068-Львы

 

Впереди располагалась большая лужайка-партер, обрамленная статуями, вдали виднелся холм с беседкой – горка «Парнас».

069-Партер

 Партер

070-Парнас

 Парнас

071-Дворец-вид со двора

 Дворец, вид со двора

В отличие от других частей Останкинского дворца, Египетский павильон был построен сразу и никогда не переделывался. Несмотря на название, павильон сооружен по принципу римского атриума, с застекленным световым колодцем посреди свода, единственное напоминание о Египте – четыре раскрашенных сфинкса, расположенных на верху печей.

072-Египетский павильон

 Египетский павильон

103-Египетский павильон-2

102-Египетский павильон
075-Египетский павильон-скульптура

 

076-Египетский павильон-световой колодец

 

 

077-Египетский павильон-печь

 

 

078-Египетский павильон-печь-2

 

 

079-Египетский павильон

 

Кроме сфинксов, курительниц и ваз павильон украшает статуя Гигеи, богини здоровья, дочери Асклепия и точно неустановленной богини. С именем Гигеи связывают происхождение слова «гигиена». По легенде, статуя (римская копия 2-го века с древнегреческого оригинала), была найдена во время раскопок в загородном дворце императора Адриана и приобретена Н.П.Шереметевым специально для украшения Останкинского дворца.

080-Египетский павильон-статуя Гигеи

 Египетский павильон, статуя Гигеи

 

Еги

108-Египетский павильон-статуя Гигеи
петский павильон имел двойное назначение: он использовался в качестве парадной столовой, давали в нем также небольшие представления.

081-Египетский павильон-вазы

 

082-Египетский павильон-печь-3

  Египетский павильон
083-Египетский павильон-грифоны

 

Покинув павильон, мы вышли во двор и возле старой лиственницы увидели схему музея-усадьбы. Около схемы сотрудница музея смиренно подбирала осколки разбитого бокала, что нас удивило. Откуда тут бокал взялся, если на территории усадьбы и мороженое-то не продается?

084-Старая лиственница

Задав ей пару вопросов, отправились дальше.

085-Дворец и Останкинская башня

На крылечке сидел приятного вида мужчина с чуть поседевшими длинными волосами. На груди у него виднелся бейджик. Мы спросили у него, как найти кедровую рощу, он охотно показал и как-то сам собой завязался разговор, вернее – рассказ экскурсовода, очень удивлявшегося, что мы и в Кусково, и в Остафьево, и в Архангельском бывали.

086-Итальянский павильон-вид со двора

 Итальянский павильон, вид со двора

120-Дворец

-Первое упоминание об Останкино (тогда – Осташково) относится к 1558 году. В середине 16-го века принадлежало оно боярину Алексею Сатину, не угодившему Ивану Грозному, за что последний боярина казнил по привычке, а имение подарил царице. Через некоторое время Грозному не угодила уже царица и Осташково перешло к опричнику, «немчину» Орту.

-Между прочим, существует легенда, что к Алексею Сатину однажды явилась сгорбленная старушка и предупредила боярина, чтобы он землицу не распахивал, не тревожил: на костях она, на останках древнего люда, потому Останкино и зовется. В случае ослушания бабушка проклясть обещала и весь род боярина, и само это место. Боярин старушку выгнал, а земли приказал пахать. Через несколько дней его схватили и казнили. Легенда гласит также, что во время посещения Останкино Павлом I горбатая вещунья подошла и к нему, что-то шепнула на ухо и исчезла, а вскоре император был задушен. Видела вещунью (в картинной галерее дворца-театра) и жена графа Н. П.Шереметева, рано умершая Прасковья Ковалева-Жемчугова. Последний раз старушку встретили в октябре 1993 года у служебного входа в телецентр. Потянула она воздух носом и сказала: «Тут кровью пахнет». На следующий день начался штурм телецентра. Неизвестно, правда, видели ли вещунью накануне пожара в Останкинской телебашне, произошедшего 27 августа 2000 года. Да и название Останкино вместо Осташково закрепилось за местностью не ранее 1710 года.

-После опричника имение досталось Василию Яковлевичу Щелкалову. Брат его, Андрей Яковлевич Щелкалов, был весьма своеобразной личностью. Думный дьяк Посольского приказа (т.е. министр иностранных дел, по-нынешнему) прослужил в этой должности четверть века, причем большая часть его службы пришлась на время царствования Ивана Грозного, когда головы дьяков слетали с тел ничуть не реже, чем боярские. Несмотря на личные жалобы английской королевы Елизаветы I Ивану Грозному (в письмах, естественно) на притеснения Щелкаловым английских купцов, голова думного дьяка так и осталась на месте, что свидетельствует о немалой тяге Щелкалова к жизни.

-Споткнулся Андрей Щелкалов на Борисе Годунове, не поддержав последнего в претензиях на шапку Мономаха, после чего был отправлен в отставку, отписал пару полученных им деревень Пафнутьево-Боровскому монастырю и постригся в монахи, не забыв определить брата Василия на свою бывшую должность. При Василии Щелкалове в Осташкове посажены были рощи, вырыт пруд и возведены постройки, уничтоженные во время Смуты.

010-Церковь Живоначальной Троицы

 Церковь Живоначальной Троицы

-В 1611 году Осташково перешло к князьям Черкасским, выстроившим боярский двор и заменившим старую деревянную церковь на новую, каменную. Церковь Живоначальной Троицы построена была в 1678-1683 годах крепостным П. С. Потехиным. Церковь получилась необыкновенно нарядной – в этом и сейчас любой может убедиться. Особое своеобразие придает ей то, что увеличенные главы-луковки опираются на барабаны специально уменьшенной толщины. В 1877-1878 годах архитектор Н. Султанов пристроил к храму колокольню, гармонично вписавшуюся в его облик.

104-Церковь Живоначальной Троицы

 Церковь Живоначальной Троицы

115-Церковь Живоначальной Троицы

-В июле 1730 года Останкино посетила императрица Анна Иоанновна, а в 1742 – Елизавета Петровна, причем четыре раза. Принимал обеих императриц князь Алексей Михайлович Черкасский, умерший в том же году в ноябре. От второго брака князя с княжной Марьей Юрьевной Трубецкой осталась дочь Варвара, камер-фрейлина Высочайшего двора, считавшаяся самой богатой невестой России. Варвара сосватана была за известного сатирика князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, но тот от женитьбы отказался. Если взглянуть на портрет Варвары, то станет понятно, почему Кантемир приданым пожертвовал. В 1743 году Варвару с приданым в 70 тысяч душ выдают за графа Петра Борисовича Шереметева, благодаря чему у последнего и образовалось громадное «шереметевское» состояние. Так Останкино перешло к Шереметевым.

087-Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой-Пьетро Антони

 Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой, худ. Пьетро Антони

-Территория имения была огромна, она включала в себя не только усадьбу, огороженную ныне железным забором, но и парк «Останкино», территории ВВЦ и Главного ботанического сада Академии наук. Однако молодые предпочитали жить в Кусково, которое с особой любовью обустраивал граф Петр Борисович. Останкино он рассматривал скорее как сельскохозяйственную ферму: здесь в теплицах выращивали лимоны и персики, гранаты и миндаль, фиговые и оливковые деревья. В саду к этому времени уже имелись пять крупных оранжерей, питомник, где выращивался сибирский кедр, цветники.

-Графиня Варвара Алексеевна умерла в 1767 году, а граф Петр Борисович – в 1788, оставив Останкино сыну Николаю, родившемуся в 1751 году. Николая Петровича не привлекала ни чиновничья, ни военная карьера. Да и зачем владельцу 210 тысяч крепостных и имений в 17 губерниях общей площадью 825 тысяч десятин карьера вообще? Николай Петрович – человек искусства, посвятивший все свое время живописи, музыке и театру. В Кусково и Останкино он отбирал талантливых крестьянских детей и обучал их пению и танцам. Учителей граф нанимал дорогих, так что результаты не замедлили сказаться.
121-Дворец и церковь

-К тому времени, когда Николай Петрович решил построить дворец, его труппа, набранная из крепостных, насчитывала примерно 200 человек. Хотя какие они крепостные? Профессионалы. Театр в Кусково, кстати, где все начиналось, не сохранился, сгорел.

-Причин строительства дворца в Останкино, скорее всего, было несколько. Во-первых, Николая Петровича не устраивал дворец, построенный отцом (человеком елизаветинской эпохи) в Кусково: ему хотелось что-то новое. Во-вторых, как предполагают, он стремился избавить свою возлюбленную и будущую жену Прасковью Ковалеву-Жемчугову, дочь крепостного кузнеца, от тягостных воспоминаний и от напоминаний окружающих об ее недавнем положении. Были даже выправлены документы, подтверждавшие, что Прасковья происходит из рода польского шляхтича Ковалевского, попавшего в русский плен в 1667 году, чьи потомки стали жить у генерал - фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого. Борис Петрович, между прочим, за подавление стрелецкого мятежа в Астрахани первым в России получил графский титул (1706 год). В-третьих, в ту пору, по образному выражению Екатерины Великой, многих русских бар охватила «мания строительства». А почему бы и нет? В средствах граф Николай Петрович ограничен не был.

-Останкинский дворец строился в качестве театра, даже без фундамента. Собственно, дворец театр и есть. На вечность он рассчитан не был. Проблема заключалась в том, что почвы в районе Останкино – неважные. Суглинок, плывуны, поэтому до начала строительства были проведены необходимые дренажные работы. Строили дворец с 1792 по 1798 годы: сначала было возведено основное здание, позже к нему пристроили павильоны. Ну и регулярный парк, само собой, разбили.

-Во время строительства особо заботились об акустике, поэтому дворец сделали из дерева. В сущности, если снять штукатурку, то мы увидим обыкновенный сруб. Все удивляются: и как он за 200 с лишним лет уцелел? Дерево, видать, хорошее.

-Все во дворце, начиная от самого дома и кончая последней занавеской – подлинное. Даже вот эта булыжная мостовая, ее тоже никто не трогал. Многие предметы из музея кочуют по выставкам. Недавно выставка в Царицыне была, про эпоху Екатерины Великой, так из Останкино туда портрет императрицы отвезли. Механизмы, меняющие сцены, сохранились. Придуманы верхний и нижний машинные залы были в России. Театр с машинерией – таких в Европе 5-6 осталось, но Останкинский был первым.

088-Булыжная мостовая

 Булыжная мостовая

-И надо же такому случиться – именно неподалеку от дворца решили строить Останкинскую телебашню, после чего дренаж существенно ухудшился. Видите, второй этаж закрыт? Там перекрытия «поплыли», так что вторую половину экспозиции вы не увидите. Перекрытия менять надо, но боятся, что акустика нарушится. В принципе, технологии имеются, но это очень дорого. Если вложить сюда такие же деньги, как в Царицыно, толк будет. В некотором смысле вам повезло, что успели сюда попасть, скоро музей лет на шесть закроют.

094-Дворец, церковь, Останкинская башня-вид из партера

 Дворец, церковь, Останкинская телебашня - вид из Партера

-Николай Петрович был страстно влюблен в Прасковью Жемчугову, получившую этот псевдоним из-за обычая шереметевского театра давать актерам сценические имена по названиям драгоценных камней. Она обладала красивым сопрано, отменно играла на арфе и клавесине, знала французский и итальянский языки. Разразился настоящий скандал: знатный граф, родственник Романовых и завидный жених выбрал себе крепостную девку, как будто в России подходящих невест не имеется. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к Параше.
089-Портрет Н.П. Шереметьева-Н.И.Аргунов

 Портрет графа Николая Петровича Шереметева, худ. Н.И.Аргунов

-В 1797 году Павел I, посетив Останкино, пожаловал Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала и потребовал его присутствия в Петербурге. Граф вынужден был подчиниться и забрал с собой лучшую часть труппы, в том числе, естественно, и Жемчугову. В сыром климате у нее обострился туберкулез, пропал голос и Прасковья вынуждена была покинуть сцену.

100-Дворец и Останкинская башня

-В 1798 году Николай Петрович даровал всей семье Ковалевых, в том числе и Прасковье Ивановне, вольную, а 6 ноября 1801 года венчался с ней тайным браком в церкви Симеона Столпника, что на Поварской улице в Москве. 3 февраля 1803 года Прасковья родила графу сына, названного в честь святителя Дмитрия Ростовского и ровно через 20 дней умерла. На похороны ее никто из знатных фамилий не пришел, хотя Николай Петрович и приглашал.

090-Дворец-вид со стороны парка

 Дворец, вид со стороны парка

-Шереметев был безутешен. В память о жене он построил Странноприимный дом, где сейчас размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, обошедшийся графу в астрономическую сумму (3 млн. рублей). Странноприимный дом включал в себя богадельню на 100 человек, с обеспечением их питанием и одеждой, а также больницу на 50 человек для бесплатного лечения.

-Не забыл граф и отписать Странноприимному дому (для содержания последнего, помощи голодающим, неимущим на погребение и выдачи приданого бедным московским невестам) полмиллиона рублей в Сохранную казну и доходы от своих вотчин в Тверской губернии. Николай Петрович завещал продать его дома в Петербурге и Москве (на Воздвиженке и Никольской), если оставленного капитала на содержание Странноприимного дома не хватит.

109-Дворец-вид со стороны парка

-Приданое бедным московским невестам выдавалось ежегодно, 23 февраля, в день смерти графини Шереметевой. Если же невеста не могла в тот день прийти в Странноприимный дом, жребий на приданое за нее тянул настоятель домового храма – Троицкой церкви.

-Открытие Странноприимного дома и освящение Троицкой церкви должно было состояться 23 февраля 1809 года – в день смерти графини и в год столетия Полтавской битвы, в которой сражался дед графа. Однако 2 января того же года Шереметев умер от простуды. Согласно последней воле графа, его похоронили рядом с женой в Петербурге, в простом гробу.

Подумав, открытие Странноприимного дома перенесли на день рождения Николая Петровича. Оно состоялось на следующий год, 28 июня (11 июля) 1810 года при огромном стечении народа.

-Во время Отечественной войны 1812 года в Останкинском дворце располагался французский штаб. Что-то французы при отступлении прихватили, конечно, но сколько-нибудь существенного ущерба дворцу не причинили.

-Сын Николая Петровича и Прасковьи Ивановны, Дмитрий Николаевич, оставшись в неполные шесть лет круглым сиротой, жизнь прожил достойную: воевал, служил, продолжил благотворительную деятельность отца, жертвуя огромные деньги не только на Странноприимный дом, попечителем которого являлся. С 30-х годов 19-го века парк при усадьбе Останкино открывается для прогулок всех желающих, флигеля дворца сдаются на лето.

-В одно из посещений Останкино император Николай I, стоя вместе с графом на балконе дворца, заметил, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле. Из всех императоров и императриц не побывала здесь только Екатерина Великая, посетившая, правда, Кусково. В 1856 году император Александр II выбрал Останкино местом говения императорской четы перед коронацией. Жил он в Итальянском павильоне. Существует легенда, что указ об освобождении крестьян Александр II подписал именно в Останкино.

-После смерти Дмитрия Николаевича (1871 г.) два его сына поделили между собой подмосковные имения: Сергею Дмитриевичу досталось Кусково, а Александру Дмитриевичу – Останкино. Но если в Кусково жили, то в Останкино – нет, поэтому все здесь осталось в неприкосновенности. Некоторые из Шереметевых успели эмигрировать, осев в основном во Франции. Один из их потомков, Петр Петрович Шереметев, ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова, в 2002 году указом Президента получил российское гражданство и часто бывает в Санкт-Петербурге.

-При установлении Советской власти имение уцелело чудом. Сначала его просто закрыли для посещения, потом переименовали в парк имени Дзержинского, а дворец сделали музеем, назвав его предусмотрительно «Музеем творчества крепостных». Тем самым графское его происхождение заменено было на крестьянское, социально близкое пролетарскому. Так и спасли усадьбу.

Тут экскурсовода нашего окликнули, он извинился и отошел по делу, но поблагодарить его за великолепный рассказ мы успели и направились к кедрам.

091-Фрагмент кедровой рощи

 Фрагмент кедровой рощи

110-Фрагмент кедровой рощи

Кедры, высаженные в рамках благотворительной акции по восстановлению кедровой рощи Шереметевых, оказались очень симпатичными пушистыми елочками выше человеческого роста.

Пойдя направо, мы наткнулись на большой пластиковый шатер. Внутри шатра за столами, застеленными белоснежными скатертями, пили и закусывали родственники брачующихся, а сами жених с невестой и друзьями тусовались рядом, у клумбы.

092-Свадьба

 Свадьба

093-Родственники

-Так вот откуда бокал разбитый, -сообразили мы.- Музей-то подрабатывает: свадьбы организовывает.

Дальше мы увидели перголу, которая на плане парка называлась берсо.

095-Берсо

 Берсо

Берсо (фр.berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель. Берсо похоже на перголу, но массивней, длиннее и имеет густой зелёный покров. По концам берсо нередко устраивают беседки. (Источник – Википедия)

Погуляли между бюстов, окаймлявших партер.

096-Бюсты

 

097-Бюст

 

Вход на объект музейной экспозиции горку «Парнас» оказался запрещен. Табличка гласила, что склоны горки – в аварийном состоянии. Приглядевшись, мы поняли, что склоны здесь ни при чем, а вот траву на них по такому жаркому лету вытоптать – дело плевое.

098-горка Парнас

 

112-горка Парнас
111-горка Парнас

Рядом с горкой нашлась беседка-храм, числившаяся на плане усадьбы утраченной. У выхода в парк мы встретили знакомую служительницу – ту самую, которая возле схемы осколки собирала.

099-Беседка-храм

 Беседка-храм

-Да у вас тут свадьбы проводятся, -заметил я.

-Мероприятия всякие, -уклончиво сообщила та и спросила:

-Ну как, все нашли?

101-Кухонный флигель-Дирекция музея

 Кухонный флигель. Дирекция музея

105-Кухонный флигель-вид с улицы

-Все, кроме утраченного памятника собаки, -ответил я.- Около кедровой рощи. Причем утраченная беседка-храм нашлась.

-Легенда по поводу этого памятника существует, -сказала служительница.- После смерти жены Прасковьи Ивановны граф Николай Петрович Шереметев в полную депрессию впал, даже благотворительные дела от нее не спасали. Завел себе граф собачку и только с ней и разговаривал часами, а когда собачка умерла, приказал ей памятник поставить. Куда памятник собачке делся – я не знаю.

119-Аллея к выходу

Поблагодарив ее, мы побрели к трамвайной станции.

106-Трамвайная станция

-Одного не понимаю, -заметил я напоследок.- Место замечательное, а посетителей почти нет. И куда они все делись? Взять, к примеру, Коломенское: там от множества итальянских групп, одна за другой прибывающих, экскурсоводы просто стонут и скоро прятаться начнут.

  

107-Церковь Живоначальной Троицы и усадьба Останкино

 Церковь Живоначальной Троицы и усадьба Останкино, вид с монорельса

Анатолий Новак,

20 августа 2010 года

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте