А на самом верхнем, пятом этаже,
Я увидел яйца — яйца Фаберже.
Руки Фаберже — золотые,
Яйца Фаберже — расписные.
Руки Фаберже — не устали,
Яйца Фаберже — нам сияли.
«Яйца Фаберже», «Ногу Свело!»
И все-таки мысль о выставке Фаберже не давала мне
покоя. Во вторник, 23 июня, с утра у меня как раз возникло дело на другом конце
Москвы. Возвращаясь на работу, я решительно завернул на Волхонку.
-Положен же мне обед, как-никак, –размышлял я вслух.
Мне просто повезло: очередь в кассу я отстоял за 10
минут, а за мной очередь и вовсе кончилась.
Обыкновенный (не льготный) билет на выставку стоил 200
рублей, для иностранцев – 300. Плохо было то, что каталог выставки «Фаберже.
Утраченный и обретенный» в киоске Музея личных коллекций не продавался, только
скромный проспект за 50 рублей. С учетом того, что фотографировать в залах
категорически запрещалось, все это смахивало на маленькую засаду.
Посетителей (в отличие от Маяковского) у Фаберже было
более чем достаточно.
Организовал выставку культурно-исторический фонд
«Связь времен», руководимый В.Ф. Вексельбергом. История возникновения коллекции
фонда прелюбопытна – напомню, если кто не в курсе.
Весной 2004 года семья покойного медиамагната
Малкольма Форбса, основателя одноименного журнала, объявила о продаже на
аукционе «Сотбис» коллекции изделий Дома Фаберже – вернее того, что от нее еще
осталось: несколько десятков изделий Фаберже из коллекции Форбса наследники
успели продать раньше.
Коллекция Форбса - крупнейшая в мире частная коллекция
изделий Дома Фаберже - насчитывала, кроме 180 различных вещиц знаменитой фирмы,
15 подарочных пасхальных яиц, 9 из которых были императорскими. Еще до начала
торгов Вексельберг объявил о завершении сделки по выкупу коллекции у семейства
Форбсов целиком: случай в аукционной практике уникальный. Точная цена покупки
не известна, но поговаривали о 100 млн. долларов США.
Коллекция знаковая, поскольку включает в себя этапные
произведения: самое первое императорское яйцо «Курочка», положившее начало
императорской пасхальной серии, последний подарок императора Александра III жене
на Пасху 1894 года – яйцо «Ренессанс», яйцо орден «Святого Георгия» -
единственное яйцо императорской серии, спасенное от большевиков и вывезенное
вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
В дореволюционной России двумя главными праздниками
являлись Рождество и Пасха, причем Пасха - главнее. К Пасхе 1885 года император
Александр III решил порадовать супругу необычным пасхальным сувениром и
обратился к ювелиру Карлу Фаберже. Результат превзошел все ожидания – в
покрытом белой эмалью (скорлупе) яйце оказался желток, а в желтке – золотая
курочка с рубиновыми глазками.
С тех пор Карл Фаберже – Поставщик Императорского
двора, а позднее и Оценщик Кабинета Его Императорского Величества – не забывал
радовать императора каждый год все новыми и новыми яйцами, а после смерти Александра
III в 1894 году Фаберже пришлось делать по два пасхальных яйца в год: одно для
вдовствующей императрицы Марии Федоровны, другое – для супруги Николая II
Александры Федоровны. Каждый год царская семья с волнением гадала: что еще
придумает бесценный выдумщик г-н Фаберже?
Производством пасхальных яиц деятельность Дома Фаберже
не ограничивалась: фирма выпускала множество весьма разнообразных предметов – от
забавных безделушек (фигурок, фотографических рамок, портсигаров, настольных
зажигалок, мундштуков, ручек для зонтиков и т.п.) до роскошных столовых
приборов и украшений.
К началу 20-го столетия фирма имела свои отделения в
Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне и 650 человек сотрудников.
Император Николай II заказывал у Фаберже роскошные
уборы для дам, письменные приборы и рамки для фотографий – был он страстным
фотографом. Однажды Николай II приобрел у Фаберже две крохотные серебряные
елочки, каждую ветку которых завершали маленькие бриллианты. Хранились елки под
специально для них сделанными стеклянными колпаками и извлекались на свет Божий
на Рождество.
Любимым приемом Карла Фаберже было сочетание
драгоценных и недорогих материалов, что в совокупе с виртуозной ювелирной
работой, новизной сюжетов и неистребимой фантазией обеспечивало изделиям фирмы
бешеный успех. В конце каждого года все непроданные вещи Фаберже отправлял в
переплавку.
На финише 19-го века Дом Фаберже стал изготавливать
пасхальные яйца с заводными механизмами. В яйце «Ландыш», подаренном Николаем
II жене на Пасху 1898 года, сделан механизм, при запуске которого из яйца
появляются и раскладываются веером три миниатюрных портрета: императора и двух
его старших дочерей, Ольги и Татьяны. В другом яйце – «Коронационном» (подарено
Александре Федоровне на Пасху 1897 года, высота 12,7 см) – спрятана точная
копия кареты, в которой император с супругой ездили на церемонию коронации в
Москве: у дверец кареты даже действующие ручки имеются.
В 1916 году яйцо для императрицы сделали скромное, из
стали, безо всяких бриллиантов: Николай II не без основания считал, что делать
во время войны дорогие подарки неэтично. Это яйцо, кстати, находится в
коллекции Оружейной Палаты в Кремле.
Ожидания выставка оправдала более чем: в нескольких
залах выставленными оказались не только 9 императорских пасхальных яиц, но и
многочисленные поделки фирмы Фаберже (всего около 300 предметов – так, во
всяком случае, сообщали информационные щиты). Очень многие из них выглядели
трогательно – антикварно - устаревшими (рамки для фотографий, портсигары,
мундштуки и т.д. – вплоть до ручки зонтика императрицы Александры Федоровны),
но некоторые до сих пор могли бы украсить любую гостиную. Лично мне очень
понравилась настольная зажигалка «Волк».
Подойти к витринам было довольно сложно – до того они
облеплены были посетителями. Суммировав впечатления (каталога-то не было), я
пришел к выводу, что у семейки Форбсов куплены были следующие императорские
пасхальные яйца:
-«15 лет царствования»;
-«Ренессанс»;
-«Ландыш»;
-«Коронационное»;
-«Курочка»;
-«Петушок»;
-«Бутон розы»;
-«Орден Св. Георгия»;
-«Лавровое дерево».
Самые роскошные изделия изготавливались в
петербургских мастерских, возглавлявшихся выдающимися ювелирами – они имели
право ставить свое клеймо рядом с клеймом фирмы. В мастерской Михаила Перхина
(1869-1903), крестьянина из Олонецкой губернии, изготовлена была значительная
часть императорских пасхальных яиц.
За 32 годы работы Карл Фаберже сделал для царской
семьи 50 пасхальных яиц, 8 из которых сгинули в годы революции, а 32 проданы
были большевиками за рубеж. Последняя распродажа яиц из Оружейной палаты
состоялась в 1933 году – тогда, в частности, музей лишился великолепного
мозаичного яйца, драгоценные камни на котором имитировали вышивку по канве
крестиком. Теперь это яйцо (и еще два) принадлежат королеве Елизавете II и
выставлены в Галерее Королевы в Букингемском дворце.
Полюбоваться на оставшиеся в Оружейной палате 10
императорских пасхальных яиц можно при ее посещении или здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post73784807/
Почти про все пасхальные яйца Фаберже можно прочесть
здесь:
http://www.fabergeeggs.ru/html/history_r.html
Кроме царской семьи, пасхальные яйца работы Фаберже
имели (по одному) Юсуповы, Нобели и герцогиня Мальборо. И целых семь – купчиха
Варвара Кельх (в девичестве – Базанова), владелица Ленских золотых приисков,
железных дорог и пароходства, одна из богатейших женщин России. Выйдя замуж за
дворянина, обладавшая крутым нравом Варвара некоторое время наслаждалась своим
новым положением, но в конце концов мужа бросила и еще до революции укатила в
Париж – вместе со всеми своими, включая яйца Фаберже, драгоценностями.
Революция нанесла Дому Фаберже непоправимый ущерб:
фирму национализировали большевики, однако ничего из этого не вышло – драгоценные
металлы и камни разворовали, мастера куда-то подевались, а сам Карл Фаберже
эмигрировал и умер в 1920 году в Швейцарии, дожив до 74 лет.
У Карла Фаберже было 4 сына: Евгений, Агафон,
Александр и Николай. Все они (кроме Николая, с 1906 года руководившего
лондонским отделением фирмы) эмигрировали из России, последним – Агафон, перешедший
в 1927 году вместе с женой по льду Финского залива границу с Финляндией.
Известно, что Евгений Фаберже вместе с братом Агафоном
организовали за границей фирму «Fabergé & Cie».С 2007 года
(если верить Википедии) бренд Фаберже принадлежит компании «Fabergé Ltd».
Будучи в нынешнем феврале в Майами (США), на парадной
улице в южной части города – Ocean Drive, в витрине роскошного магазина мы
увидели пасхальные яйца чудной работы со знакомым логотипом Faberge. Так что
дело Карла Фаберже не пропало.
Был поздний вечер и магазин был уже закрыт, но
местонахождение его я запомнил (авось пригодится) – в пяти минутах ходьбы от
дома Джанни Версаче, возле которого дизайнер и был в 1997 году убит.
Выйдя из музея, я понял, почему очередь в кассу после
меня кончилась: ее попросту отсекли охранники и теперь она вновь извивалась по
Колымажному переулку.
Анатолий
Новак,
03 июля 2009
года