Нижегородская область / Самостоятельная поездка

Вдали от цивилизации. Путь к озеру Озёрошное

11 - 13 июня 2016 г.
В июне мы отправились в Нижегородские леса. Главная цель похода, это увидеть два лесных озера Фенина Дыра и озеро Озёрошное. Про озеро Озёрошное, совсем не было не информации. Но нас это не остановило :-)
Дорога около с. Сельская Маза - р. Большая Маза - р, Чёрная Маза - урочище Бакалды - озеро Фенина (Фашина) Дыра - озеро Озёрошное - озеро Фенина Дыра - урочище Бакалды - р. Чёрная Маза - озеро Дерябино - дорога около с. Сельская Маза

Вдали от цивилизации. Путь к озеру Озёрошное

Вступление

Планируя этот поход, мне хотелось увидеть одно затерянное лесное озеро. Оно находится в междуречье Керженца и Ветлуги. Это практически безлюдная лесная территория, с большим обилием болот. Недаром эти места называются Камско - Бакалдинские болота.

А озеро, на которое мы стремились попасть, называется Озерошное, информации про него, вообще никакой нет. Ни единого слова, как будто туда никто не ходил. А ведь может так и есть. Озеро это судя по карте, вообще крошечное. И возможно по этому, оно никому не интересно, тем более оно окружено болотом и подойти к нему будет очень не просто. А ведь до самого озеро предстоит идти чуть больше 22 километров по лесной дороге.

Озеро Озерошное, не единственное озеро в походе. Рядом есть озеро с интересным и необычным названием Фашина Дыра. Что это название означает, я не знаю. Базовый лагерь перед штурмом озёра Озерошное, я хотел поставить именно у Фашиной Дыры, так как от него до заветного озера, всего около двух километров. К тому же, это озеро я тоже не видел, но информация про него есть. Идти до него около 20 км.

1 день     11 июня    (Пройдено за день 20 километров 900 метров)

11 июня в 8.00 утра мы приехали к речке Большая Маза, которая находится недалеко от села Сельская Маза. Перепаковали рюкзаки и спустя 30 минут мы вышли. Идём по основной дороге, до развилки. В начале пути встречаются большие лужи, но с краю, удалось их преодолеть.

Пройдя 2 с небольшим километра, мы вышли на развилку. Там идём прямо. И практически сразу дорога стала хуже. Слева появилось красивое клюквенное болото. Дорога зарастает, скорее всего, тут не ездят, либо ездят, но очень редко.

Пройдя 5 километров, и остановившись перед большой лужей, мы устроили перерыв, попили водички и поели орешки. Передохнув и надев сапоги, мы пошли на штурм лужи.

Преодолев её, дальше последовали другие лужи. На километровом участке, встретилось около 7 больших луж. Самой запоминающейся, оказалось одна труднопроходимая лужа. Преодолеть по воде её не получалась, даже в болотниках. Видать из - за неё, здесь и не ездят. Глубина, не единственная трудность в этой лужей. Болотистая почва засасывала ноги, что еще сильнее затрудняло движение. Пришлось обходить её справа, через камыш, тростник и кустарник. Помучившись, мы все преодолели и вышли спустя километр к нефтепроводу. Да, долго же мы шли этот километр, назад надо будет идти другой дорогой. У нефтепровода, налетала стая слепней, а до этого доставали комары.

Следующий наш ориентир, это небольшая речка – Чёрная Маза. Дорога до неё весьма неплохая. Местами встречается горельник, с разных сторон от дороги. А сама дорога состоит из песка.

Не дойдя до речки 100 метров, мы решили передохнуть на холмике, так как, тут открытое пространство и ветер отгоняет комаров. А сама речка находится в низине и там комарам самое раздолье. Отдыхали мы 40 минут, поели орешки и попили водички. И в 13.20 мы продолжили движение. Прошли всего 10 километров 500 метров.

До 14 километров шли скучно и однообразно, а затем показалось справа болото. Оно было огромное. Здесь начали попадаться медвежьи следы. Причём это была медведица с медвежонком.

Затем наше движение разнообразила лужа, которую пришлось преодолевать справа. Высокая трава мешала движению, но мы справились. И пройдя 14 километров 500 метров, мы вышли на развилку, где была скамейка со столиком. Время 14.30. Так же здесь было кострище. Во время отдыха начался дождь, пришлось доставать дождевики и залазить под стол, чтобы не промокнуть.

Переждав дождь, в 15 часов 20 минут мы продолжили движение. Справа продолжает тянуться огромное болото. Медвежьи следы по прежнему встречаются. Дорога весьма не плохая, для этой местности. Пройдя 17,5 километров, справа мы увидели, что то типа охотничьего убежища. Можно сказать – “дом на колёсах”. Внутри не комфортно, грязно, много мусора валяется внутри жилища.

Двигаясь дальше, опять начался дождь. Мы свернули с дороги под березу, накинули на себя плащ и прям на рюкзаках уснули, под шум дождя.

Тем временем дождь закончился и мы пошли дальше. Пройдя 18,8 километров, мы вышли на развилку, тут тоже стоит столик со скамейкой. Здесь сворачиваем направо. И дорога становится ещё хуже, тут ещё реже ездят. Виды тут не плохие. Кругом болота и редколесье, да ещё солнышко светит и всё выглядит очень симпатично.

Пройдя 20 километров 900 метров мы подошли к озеру Фашина Дыра. Открытой воды не видно, оно всё заросло травой. Так я его и представлял. Мы же расположились слева от дороги, на обочине. Слева тоже болото, от туда наберём воды и будем готовить суп, а так же сделаем чай. В честь прихода стрельнули из ракетницы, так сказать отпугнуть медведей. Стреляли в болото, чтобы ничего не загорелось.

Затем начали ставить палатку и на газу делаем чай. Потом развели костёр и принялись готовить суп. Перекусив, попив чаю, мы отправились спать, около полуночи. Завтра будет очень интересный день.

2 день   12 июня   (Прошли за день около 5 км) (Прошли всего примерно 26 км)

В это день, мы проснулись около 9 утра. Ветер нереально сильный, дуги палатки под ветром прогибаются. Но вставать,  всё равно надо. Облака очень быстро над нами пролетают.

На сегодняшний день, у нас следующая задача. Посетить неизвестное озеро – Озёрошное. А так же, поближе познакомиться с озером Фашина Дыра. Собственно рядом с ним, мы и ночевали.

Мы решили перекусить, сварили рис с тушёнкой и сделали чай. Перекусив, мы начали собираться на озеро, как вдруг пошёл дождь. Мы залезли в палатку и стали его пережидать. Немного вздремнули.

Проснулись, когда уже в палатке стало припекать. Дождь кончился. Взяв ценные вещи и лодку, в 14.30 мы выдвинулись к озеру Озёрошное. Пройдя буквально 100 метров по дороге, рядом с которой ночевали, справа, увидели какую то просеку. Эта дорога, судя по навигатору, идёт как раз между болот, и мы должны максимально близко подойти к этому озеру. И как раз здесь, справа, на открытом пространстве, мы увидели открытую воду в озере Фашина Дыра. Туда мы зайдёт вечером, на обратном пути.

Немножко пройдя по этой тропке, мы вышли на огромное безлесое пространство. Впереди показался какой - то вагончик. Он стоял, как раз на границе леса и болота. В вагончике особо ничего нет. Печки нет. Нет одного окна. Зато есть нары и кирпичи. Особой чистоты, как водится в таких жилищах, тоже нет. Но спрятаться от дождя в нём можно. Как раз нас окружили тучи, и вероятность того что будет дождь, очень большая. Но мы решили идти дальше.

Двигаемся вдоль границы болота, идётся очень хорошо. Ничего здесь не мешает. Но настала пора углубляться в болото, к озеру, то есть налево. Сразу скорость снизилась, кусты, поваленные деревья и болото, вот основные препятствия на пути к озеру. К тому же, свинцовые тучи нависли над нами, предвещая дождь.

Пейзаж очень интересный, колоритный. Небольшие берёзки без вершин, с примесью кустарника и огромных туч. До озера осталось примерно 600 метров. Вдали на горизонте, показался густой лесок и мы двигаемся именно туда.

Дойдя до этого леса, стало вообще нереально идти. Молодые берёзки и кустарник, так плотно стали расти, что пришлось просто продираться среди них. До озера осталось, 250 метров такой дороги. Понятно, почему информации нет. Не каждый захочет тут идти. Такой подход к озеру, есть на озере Невское. Точно так же, там, я продирался. Остаётся буквально 100 метров, а идти всё сложнее. И в итоге, под небольшой шум дождя, мы выходим к этому небольшому лесному озеру. Дождь затих.

Озеро Озёрошное

Берег очень плохой, легко спустить лодку не получится. Мы стали накачивать лодку и в это время пошёл хороший дождь, мы спрятались под лодку и стали его пережидать. Минут через 15 дождь затих и мы спустили лодку на озеро. Наша задача была, немного поплавать по озеру и рассмотреть его.

Через 5 минут, после того как мы начали плавать, начался ливень. Минут 10, лило как из ведра. Нас хорошенько намочило. Дождь закончился, и появилась радуга.

Озеро  Озёрошное, это небольшое лесное озеро, про которое не было никакой информации. Максимальная глубина как минимум 2 метра. Скорее всего, намного больше. Точнее измерить не получилось. Это озеро с двух сторон “прошивает” речка. Немного поплавал по нему, мы решили двигаться назад. Бегленький осмотр озера состоялся.

Двигались назад, так же как и шли сюда. Погода наладилась, появилось солнце и эти просторы преобразились. В 19.40 мы подошли к озеру Фашина Дыра.

Это болотное озеро, которое практически полностью заросло травой. Открытая вода летом, есть только в некоторых местах. Мы решили сходить к этой открытой воде. Пробирались через траву, воды немного 10 – 20 сантиметров. Добравшись до заветной цели, немного пофотографировав округу, мы отправились в лагерь. Пора обедать.

Придя на стоянку, вначале мы заготовили дрова и на костре сварили суп. После плотного обеда супом, есть больше, ничего не захотелось и около 12 ночи отправились спать. Сегодняшний день получился очень насыщенным и интересным. Нам удалось увидеть неизвестное озеро и “белое пятно” на карте, стало открытым.

3 день 13 июня (Прошли за день около 26 км) (Прошли всего примерно 52 км 300 м.)

Проснулись мы около 6 утра. Теперь надо готовить чай и рис с тушенкой. Отличная утренняя погода, уже тепло и светит солнце.

Разведя костерок и поставив воду кипятится, параллельно мы вытащили спальники и вещи на просушку. Сделав чай, мы приступили к готовке риса. И в это время свернули спальники и палатку. Плотненько перекусив и убравшись в округе, мы все сложили в рюкзаки и в 9 утра вышли.

Двигаемся назад все по той же дороге, и буквально через 2 км доходим до развилки и урочища Бакалды.

Здесь поворачиваем налево. И двигаемся по лесной дороге, пройдя охотничий домик и грандиозное болото. В итоге мы вышли к столику. Там мы передохнули.

Следующий ориентир это речка Чёрная Маза. Дорога нам уже знакома и трудностей она не вызывает. Пройдя эту речку, буквально через 200 метров, на дороге мы встретили гадюку.

А мы идём дальше и примерно через 4 км доходим до нефтепровода, поворачиваем на право и двигаемся по нему около 2 км. Здесь попались две большие лужи, их пришлись преодолевать вброд.

Тучи начали сгущаться, иногда гремит и сверкает. Выйдя на нужную нам дорогу, мы повернули налево и углубились в лес. Сразу пошёл дождь, затем он усилился. Один раз очень громко "бабахнуло". К счастью дождик был не долгий.

Теперь мы идём на озеро Дерябино, там искупаемся и передохнем. Дорога хорошая, машины иногда здесь ездят. Не доходя до озёра буквально 500 метров, встретилась огромная лужа.

В 16.20 мы подошли к озеру. Минут 40 мы отдыхали, после чего продолжили путь. До асфальта доходим примерно за час. На этой дороге встретилось несколько неприятных луж, а также полчище комаров, которые нас донимали до конца пути.

Всего мы прошли 52 км 300 м. Главная цель выполнена, озеро Озерошное нам открылось, теперь мы знаем, как оно выглядит.