Маршрут I категории сложности, очень интересный и красивый
Каманы - СухумГЭС - перевал Доу - Псху - Пшица - озеро Рица
Абхазия 2016
День 1

В прошлом году мы вчетвером (я, Саня, Тема и Серега) прошли маршрут через Бзыбский каньон и Псху. Прошли вполне успешно, причем абхазские красоты и дикость мест всем так понравились, что в этот раз мы решили вернуться сюда снова. К сожалению, выяснилось, что весной для прогулок в горах Абхазии не так много маршрутов, поэтому мы опять направляемся в Псху, правда, не через перевал Пыв, как в прошлом году, а через перевал Доу.

С  нами четверо новичков, которые большого горного опыта не имеют,  в том числе три девушки. Почему-то среди всех опасностей и трудностей похода они больше всего боятся даже не медведей, а клещей. Чего их бояться-то?

В этот раз мы проворонили все дешевые билеты и на самолет, и на поезд, поэтому пришлось добираться в Абхазию на машине. Микроавтобус мы наняли  в складчину, получилось по три с чем-то тысячи на человека. Дешево, а по времени путь занял полтора дня. Правда, сильно напрягает то, что невозможно нормально поспать, организм устает еще до выхода на маршрут. На будущее я решил все же добираться куда-либо поездом или самолетом.

1 мая к обеду мы уже в Сухуме. Там мы с Сашкой успеваем искупнуться в холодном море. Девчонки идут в магазин купить немного огурцов и помидоров, возвращаются почему-то с баклажанами. Что с ними делать, я даже не представляю.

Маша

Вместе с Темой забегаем в МЧС зарегистрировать группу. Там нам рады, видно, что туристы сюда заходят нечасто. Нам рассказывают про всякие случаи, произошедшие в районе нашего маршрута – вот два года назад  здесь в речке утонули туристы из Москвы, а год назад медведица разорвала еще двоих, решивших на свою беду поиграть с медвежонком. А в конце так и вовсе «радуют» жутким обещанием, что «через два дня пойдут дожди на всю неделю, а если у нас на побережье дожди, то у вас в горах будут ливни». Мы с Темой решаем пока не говорить о неприятном прогнозе ребятам – все равно погоду не изменить, а потом, как знать  - может, и пронесет…

Мы пересаживаемся на УАЗик-буханку и с первыми горными восторгами гор доезжаем до СухумГЭС. Станция уже не заброшена, она ярко освещена фонарями и успешно работает. Это очень интересное гидротехническое сооружение, построенное шведами еще в сороковые годы. Две реки, текущие здесь на разных уровнях, соединены трубой, по которой бешено несется поток воды. А на выходе из трубы и установлена турбина ГЭС. Оригинальное инженерное решение.

Мы разбиваем палатки рядом с электростанцией, прямо возле дороги. Водитель Александр остается ночевать с нами. Правда, тут же выясняется, что у него нет ни теплых вещей, ни коврика, ни спальника. Собираем сидушки и куртки и кое-как устаиваем водителю место в палатке.

Вечером мы по традиции бурханим, то есть совершаем туристический обряд задабривания духов огня.  Суть его проста – кружка со спиртным пускается по кругу и каждый участник по-очереди рассказывает о себе, о целях, которые здесь ищет, о том, почему он здесь оказался. В завершении рассказа полагается из кружки выпить и чуть-чуть плеснуть в костер – принести дар духам. Хороший обряд, его показали Теме когда-то на Алтае.  Он психологически укрепляет группу, а на новичков еще и производит впечатление.

День 2

Мы трогаемся в путь. Сегодня у нас день бродов через Западную Гумисту. На первом, самом сложном броде натягиваем веревку, остальные проходим сразу, немного подстраховывая девчонок. Сначала они пытались переобуваться перед бродами, но потом это безнадежное дело забросили. Единственно правильной тактикой тут было идти в одних и тех же мокрых ботинках, ибо времени на переобувание тратится очень много. Самый хитрый Саня шел в сандалиях.

Вдоль дороги цветут какие-то кусты, радуя глаз сочными фиолетовыми и желтыми соцветиями. Фиолетовые цветы прекрасно пахнут. Солнце припекает, но под кронами тенистых деревьев шагать замечательно. Сегодня просто отличная погода!

На обед мы останавливаемся на просторной поляне, где мирно пасется стадо домашних свиней. Саня уходит на переговоры, о чем-то договаривается, и в результате хрюшки переходят на соседнюю поляну. Саня – выдающийся парламентер!

Автомобильная дорога упрямо пересекает речку, а иногда идет прямо по неглубокому руслу. Пару раз Сереге удается найти обходную тропинку по крутому берегу, но все равно, к концу дня ноги у всех полностью мокрые. Хорошо, что есть сухая сменная пара. Появляются первые мозоли. А Катя, оказывается, панически боится не только клещей, но и зеленки =)

Вечером долго и придирчиво выбираем место стоянки. Тема уверен, что вот-вот за следующим поворотом будет идеальная ровная поляна с водой и красивым видом на утренний рассвет. Мы доверчиво идем за ним дальше и дальше, а идеальной поляны все нет и нет. Наконец сгущаются сумерки, и мы просто разбиваем лагерь на первой относительно ровной площадке. Уже на следующий день выяснится, что до идеальной поляны оставалось совсем немного =)

Маруся готовит бонус к ужину – запеченные в фольге баклажаны с чесноком. Получается на удивление вкусно. Беру свои слова обратно, не зря мы их купили!

День 3

Погода шепчет. Мы бодро шагаем по дороге, время от времени форсируя речку. На земле отпечатались еще свежие следы медведя. Среди деревьев мелькают силуэты, но, подойдя поближе, мы видим, что это всего лишь лошади или коровы. Я бы на их месте не разгуливал по лесам, коли мишка рядом бродит.

Вскоре выходим на великолепную поляну с одиноким дубом. Шикарное место для стоянки, но вчера оно было занято – костровище еще теплое. Получается, неизвестная большая группа туристов идет прямо перед нами.

Тропа начинает подниматься вверх. Доходим до ручья после хутора, набираем воду с собой. По описанию, на всем подъеме и спуске воды больше не будет. Девчонки к этому моменту уже порядочно утомились. Это плохо, ведь главный тягун только впереди. Собравшись духом, лезем покорять перевал.

Подниматься тяжело. Вот тут-то и вспоминается каждый лишний грамм, который мы несем на плечах. Шажок, еще шажок… Час, второй, третий… Девчонки не могут идти. Разгружаем их, идем очень-очень медленно. Катя с Машей все время норовят свернуть с тропинки. Им не до ориентирования, они первый раз в таких условиях. Представляю, каково им сейчас - в голове нет ни мыслей, ни эмоций, - только одна тягучая боль в ногах и в легких. И эта самая тяжелая часть маршрута выпала нам уже на второй день. Мы с Темой идем рядом с девчонками, сменяя друг друга. Перерывы затягиваются. Время уже три часа дня, но мы понимаем, что только там, наверху, можно устраивать отдых. Остановимся на подъеме – раскиснем окончательно. И, стиснув зубы, мы медленно ползем вверх.

Тут бы надо было всем на ходу подкрепиться орехами и шоколадками из неприкосновенных запасов, но, увы – хорошая мысль приходит с опозданием. Это очередной косяк нашей неопытности.  Припасы спрятаны в глубинах рюкзаков, и доставать их сейчас нет ни сил, ни времени. Остаются только конфетки-леденцы, раскиданные по карманам.

Катя начинает нервничать, ее голос дрожит, а в глазах появляются слезы. Успокаиваю ее, как могу, вру, что «по карте еще метров 100 и все». И мы шаг за шагом идем дальше. От затяжного подъема и от отяжелевшего рюкзака у меня у самого начинают подкашиваться ноги. Достаю из кармана десяток леденцов и, даже не разворачивая бумажных оберток, кидаю их в рот. Разгрызаю сладкий комок, и сразу становится легче.

Часам к четырем мы вылезаем на перевальную полочку. Кругом водопадами стекают ручьи. Красота! Ну и зачем, спрашивается, мы с собой тащили воду?

Делаем долгожданный привал. Катя с Марусей падают. Нарезаем хлеб и ветчину, но девушки даже не прикасаются к еде. Марусю начинает рвать. Ну вот,  доигрались… Диагноз тут понятен – перенапряжение организма. Даем девчонкам сладкого чаю и оставляем их в покое.

До перевала Доу еще час хода по относительно ровной тропе. О спуске теперь уже не может быть и речи -  нам остается только ночевать на перевале.

Уходящее солнце в утешение дарит нам потрясающие пейзажи, освещая оставшееся за спиной ущелье и вершину Ахи-Бах. А вот и в самом деле – почему мы все время бежим?

Ночью, на перевале горит наш костер. Мы достаем остатки спиртного, поднимаем кружки за погибших здесь солдат. А над нашей головой разгораются бесчисленные созвездия, и вместе с пламенем костра они создают  ту самую волшебную, древнюю атмосферу, ради которой, пожалуй, люди и бегут в горы. Спокойной ночи, туристы!

День 4

Ну а утром пошел дождь. Красивые горы сразу потеряли свое очарование, стало сыро и неуютно. Пока Серега и Дима готовили под дождем пшенную кашу, мы сачковали в палатках, слушая беспрерывный стук капель о тент.

Но делать нечего, после завтрака собираем рюкзаки, надеваем плащи и начинаем спуск с перевала по руслу журчащего ручья. На белой коре деревьев чернеют метки пастухов – 1985 г, 1954г, 1924 г… А ведь эти деревья действительно видели многое.  И туристов, и монахов, и солдат многих армий.

Дождь заряжает в полную мощь, одежда пропитывается водой, а ноги скользят по грязи. Давно подмечено, что девушки и ребята спускаются с горки по-разному – парни ставят ноги «елочкой», а девушки – исключительно «лесенкой». Почему так, науке неизвестно =)

Серега и Дима берут хороший темп и уходят вперед. У Сереги постоянно включен навигатор и он полностью берет на себя роль проводника, практически весь поход возглавляя группу.

У подножия перевала на мокрой поляне еще дымят остатки костра – значит, неизвестная группа перед нами только-только ушла. Мы отстаем на пару часов, но сегодня наверняка их догоним.

Раздвигая мокрые кусты, мы выходим к руслу Бзыби. Сейчас полноводная река выглядит страшно – бурный поток серого цвета с грохотом несется по скалам и прижимам. Попадешь в такой - шансов выплыть, наверное, не будет...

Преодолев еще несколько небольших бродов, мы подходим к подвесному мосту. Настил из старых досок и веток разрушен, в середине моста зияет десятиметровый проем, преодолеть который можно только пройдя по натянутым металлическим тросам. Форт Бойярд, да и только! Катя смотрит на эту картину с ужасом и выдает сакраментальную фразу - «Если бы я знала, что такое будет, то никогда бы с вами не пошла!». Ну да что ж теперь! Прости, Кать, но обратного пути нет.

Мы тщательно проверяем тросы и перетаскиваем рюкзаки. Серега, конечно, переходит первым. Затем переходят Маша, Катя и Маруся. Все нормально. Двигаемся дальше, но дождь нас выматывает все больше и больше. Вскоре мы чудом находим сухое местечко – это скала козырьком нависла над тропой, давая нам возможность развести костерок, подкрепиться горячим какао и чуть-чуть согреться. Пока девчонки сидят  у костра, мы, отойдя в сторонку, решаем, что сегодня нужно хотя бы для них найти крышу над головой. Либо у Плужниковых, либо в деревне. На крайний случай, попросимся на постой к кому-нибудь.

Уже ближе к вечеру мы выходим в село Псху. Навстречу нам идут пять туристов – ребята и одна девушка. Сами они из Питера. Выглядят вполне спортивно, идут с заснеженного перевала Анчхо и собираются дойти до Каман за полтора дня. Тяжело им придется, пожалуй. Но с другой стороны, опыт есть опыт.

А мы же измучены и в селе долго не задерживаемся. Принимаем решение сегодня дойти до Плужниковых, это самый надежный вариант. Но силы у девчонок на исходе, а в лесу сгущаются сумерки. На этот раз тяжелее всего пришлось, наверное, Маше. Как она позднее говорила, в какой-то момент ее организм «дошел до ручки», и ей не хотелось уже просто ничего – только рухнуть на землю и остаться лежать. Она даже конфету не смогла проглотить. От усталости начинаются какие-то мелкие ссоры. Ночь полностью опускается на лесную дорогу, последние километры мы шагаем с фонариками и, наконец, совершенно обессилившие, выползаем на хутор Плужниковых.

На поляне шумно, горят костры, звучит гитара, а кругом мелькают незнакомые людские силуэты. Мы здесь уже третья группа туристов, а всего у Плужниковых в эту ночь собралось человек сорок. Мы, наверное, выглядим особенно жалко и измученно. Наших девчонок размещают на ночлег в теплой кухне, у печки. Маша забивается куда-то в угол и затихает там. А Дима жестом фокусника извлекает бутылку добытой откуда-то чачи, разливает всем. Сейчас, пожалуй, можно.

Хозяйка Оксана кормит нас сытным ужином. Маша на глазах оживает.

И в завершение всех желаний этого тяжелого дня, у нас появляется возможность принять горячий душ. О чудо из чудес!  Спасибо хозяевам!

День 5

Ранним утром собаки, лошади у курицы затевают во дворе какую-то безумную чехарду. Сквозь сон я слышу, как они гавкают, кукарекают и беспрерывно носятся друг за другом. Ну как тут можно выспаться?! Приходится, зевая, вылезать из спальника.

До обеда мы никуда не идем, делаем что-то вроде полудневки. Кто бы что ни говорил, но отдых после вчерашнего марша нам необходим. Решаем выйти не позже 13.00, но задерживаемся на час. Ох, знать бы, сколько этот час будет потом стоить! Ну а пока сушим вещи, выкидываем лишние продукты (лишними признаются майонез, кетчуп, соль, масло, лук). Маруся даже успевает покататься на лошади. Пользуясь редкой свободной минуткой, мы отдыхаем и любуемся деревенским пейзажем.

20.1

Наконец-то познакомились с ребятами, которые шли впереди нас – они также вчера добрались до Плужниковых, только днем. Группа во главе с суровым гидом Женей и псом-красавцем Антеем состояла из двадцати с лишним человек, людей самых разных профессий и взглядов. На следующие дни участники этой группы стали нашими попутчиками.

Обедаем до отвала и даже набиваем про запас котлетами котелки. Отдохнули, ну что же, теперь  пора дальше в путь!

Да, ночлег, душ, обеды – все это было не бесплатно. Но все равно, спасибо Плужниковым – этот небольшой отдых в середине похода был нужен нашей группе. И у всех осталось только чувство благодарности к ним.

Теперь мы меняем тактику передвижения, убрав самых сильных ходоков (Серегу и Диму) из головы группы. Впереди шагает Маша, очень быстро шагает, между прочим. Вообще неожиданно набираем скорость, идем по полтора часа без остановок. Должно быть, действует молоко с медом, выпитое за обедом.

Дождь то прекращается, то идет снова. Начинается подъем «тридцать три зигзага». Пытаемся считать эти повороты, выходит около пятидесяти. Вот ведь, мы так и знали, что кругом обман =) На подъеме встречаем хозяина пасеки, той самой, куда идем ночевать, он просит нас не пугать пчел и тамошнего кота. Ничего, солдат ребенка не обидит!

На тропе кто-то заготовлял доски, аккуратно расщепляя стволы свежесрубленных деревьев. Интересно, что здесь собираются строить? Может быть, перила в тех местах, где тропа проходит по скальным карнизам? Было бы здорово.

Подходим к первой заброшенной пасеке. Хоть время уже позднее, но ночевать здесь не хочется никому. Может, из-за невеселых историй про это место. Тема вспоминает рассказ про хозяина дома, который упал здесь с яблони и разбился насмерть. Нет так нет, идем дальше. И снова темный лес, и снова фонари, и снова группа без сил. Да что же это за поход-то в этот раз? Проблем добавляет бесконечный скользкий спуск, на котором мы раз за разом съезжаем по грязной тропе на пятой точке. Дождь поливает и поливает, мы все перепачкались и вымокли до нитки. Ну не ищем себе легкого отдыха! Сидели бы сейчас в Подмосковье, шашлыки жарили… Так нет же, нашли себе приключения, в грязи ночью по лесу ползем куда-то! … Девчонки в этот час, наверное, ненавидят себя за то, что подписались на такую авантюру. Но я прекрасно знаю, что всего через пару месяцев негативные воспоминания исчезнут, и их снова почему-то потянет в горы. Вот такой вот парадокс.

На пасеке ребята из параллельной группы уже разбили свой лагерь. Мы пристраиваем свои палатки рядышком и идем греться к их костру. Крыша балагана одна на всех и костер сегодня также становится общим.

Мы очень устали, но сил все же хватает, чтобы немного поболтать с ребятами и спеть под гитару пару песен. Как же прекрасен простой чай на таких посиделках! Расходимся спать, загадав хорошую погоду на завтра.

День 6

Утро на пасеке начинается с общего призыва к оздоровительной йоге. Оказывается, ребята-попутчики так начинают каждое свое утро. У наших-то йогов все занятия заканчивались на уровне вечерних разговоров, мол, «завтра утром встанем все пораньше и … ». А ребята молодцы. Не грех и нам присоединиться. Ногам, правда, легче от гимнастики не стало, как ныли раньше, так и продолжили себе ныть. Но настроение, безусловно, стало бодрее. Погода на короткий миг даже явила нам солнце, в первый и последний раз за все четыре дня.

23.1

В этот раз мы стартовали в путь первыми, зарекшись больше не ходить по темноте. Теперь никто не желал тратить время, чтобы ходить смотреть на удаленные достопримечательности. Поэтому мы снова не попали к слиянию рек, но зато до Пшицы мы добрались весьма быстро, лихо переправились через нее по старому бревну и полезли вверх.

Добравшись до небольшой полянки с отличным видом на ущелье Бзыби, сделали привал. Маша наконец-то дорывается до кухни и принимается варить борщ. Почему-то на борщ главным образом идут макароны, но, все равно, получается весьма вкусно. Серега безуспешно рыскает в зарослях в поисках воды, мы с Саней и Марусей поддерживаем костер, Тема фотографирует, Дима и Катя расстелили коврики и лежат, наслаждаясь пейзажами. Все вроде бы при деле.

Мимо проходит группа Жени, как-то уж очень быстро нагнавшая нас. Ребята смотрят на наш релакс с завистью. Для них, судя по расспросам, костер и  горячий суп в обед – непозволительная роскошь. Ну, зато они и по темноте не ходят.

После обеда продолжаем подъем и с большим удовольствием выходим на лесовозную дорогу – значит, крутых перепадов больше уже не будет. Дорога идет по вырубленной в скалах полочке. Красоты с нее открываются неимоверные. Пожалуй, это самый живописный участок нашего маршрута. Мы идем, не торопясь, делаем фотографии на память. На одной из полянок находим под табличкой нашу фотокарточку, которую мы положили под камушек год назад, когда проходили тут вчетвером. Приятно! Оставляем под камушком и вторую карточку с теми же участниками – Темой, Саньком и Серегой. Кто знает, может сложится целая традиция – каждую весну приходить сюда и делать новые фотокарточки? =)

Залезая на скалу, чтобы сфотографировать пейзаж, Катя роняет свой айфон - тот падает вниз и разбивается о камни. Обидно.

Как обычно, приходим к стоянке последними и видим около балагана множество палаток – кроме группы Жени там же расположилась еще одна группа. Людно в том году, однако! Мы решаем встать в стороне и отходим чуть вниз, к прошлогоднему своему месту, в ложбинку. В низинах, конечно, палатки ставить не рекомендуется, но авось пронесет сегодня! Стелем под палатки еловый лапник, будем спать, как на матрасах!

Вечером костер вспыхивает ярким столбом пламени – это Серега, одержимый пироманией, кидает и кидает в него дрова. Катя сжигает свои любимые кожаные ботинки, пытаясь их высушить. После айфона это ее вторая потеря за день. Дух огня принял свою очередную жертву.

Дождь не прекращается.

День 7

Мне опять снились броды. Опять это мерзкое ощущение мокрых ботинок. Проснувшись, я увидел, что  в углу палатки уже плещется небольшая лужа, а в этой луже мокнут мои ноги вместе со спальником. Да уж, не стоит ставить палатку в ложбине, особенно в  дождливую погоду. Впрочем, ладно, все равно уже утро, пора вставать!

Дима обнаруживает в своем рюкзаке заблудившегося лягушонка.

Сегодня мы хотим выйти в восемь утра, и у нас даже почти это  получается. «Смелого пуля боится, о смелого гнется штык!» - звучно гремит наша кричалка в утреннем тумане. Сегодня мы выходим с маршрута в цивилизацию.

Дорога чудесная, идти по ней – сплошное удовольствие. Жаль только, не видно ни черта, сплошной туман. Куски ваты плавают внизу, словно в невесомости. Столбы из облаков рождаются и исчезают прямо на глазах.

Обедаем на пастушьем балагане. Дождь стучит по хлипкой шиферной крыше. Сразу после чая засылаем гонцов (Серегу и Диму) вперед, чтобы они дошли до зоны приема сотовой связи и вызвали из Сухума нашу машину. А сами  пошли уже помедленней, не сильно торопясь и наслаждаясь видом гор.

Вскоре мы наткнулись на УАЗик, около которого трое мужчин грели настоящий чайник, собираясь перекусить. Нас встретили радушно, угостили чаем, кофе, пряниками и квасом! Среди этой троицы оказался пастух Андрей, которого мы встречали здесь еще год назад. По традиции дарим ему фотокарточку. Приятно встретить знакомых людей!

Последние километры ползем совсем лениво. Часам к четырем подходим к лагерю водников, где нас дожидаются Дима с Серегой. Тут же подъезжает наша машина. Я аккуратно ставлю свою деревянную палку к стене домика. Вот и все, мы прошли эти горы!

Заезжаем за Рицу, фотографируемся и едим запеченную форель. Восторга, как в прошлом году, нет. Наверное, сказывается усталость и пасмурная погода.

Уже затемно приезжаем в Сухум и устраиваемся в  каком-то гостевом доме, куда нас привез водитель. Трое из нас, Тема, Саня и Катя, несмотря на усталость, отправляются купаться на горячие источники. Уж очень они мечтают закончить трудную часть похода такой яркой нотой – понежиться в горячих ваннах под звездами. Ну, а мы люди более приземленные и решаем съездить на источники завтра утром - а сейчас идем спать. Перед сном принимаем долгожданный душ, развешиваем сушиться вещи, пробуем местное вино…

Ребята возвращаются с источников уже глубокой ночью.

День 8

Ноги Ноги

Мы встаем рано утром. Чудеса, светит солнце! Почему в горах такого не было? Серега и Дима просыпаться не хотят, дрыхнут, как сурки, поэтому едем на источники втроем - я и две Маши. Это действительно чудесное место, а главное, с утра кроме нас там никого и нет! Купаемся под горячими водопадами, смеясь, обмазываемся целебной грязью. Покупаем там странный мед, перемешанный с малиной. Мед вкусный.

Ребята в это время нежатся на море. Оно еще холодное, но искупаться там хотя бы раз – дело принципа! Пляж Сухума совершенно пустой, волны лижут гальку, которая поблескивает на солнце крупицами золотой фольги. Говорят, даже древние греки принимали ее за золотой песок. Эх, провести бы тут еще денек…

Но все хорошее заканчивается, ведь через день большинству из нас нужно выходить на работу. И мы отправляемся в обратный путь. До свидания, море! До свидания, Абхазия!