Ее поддержал Кавказский наместник князь М. С. Воронцов. Для создания музея был выбран Пятигорск. Сначала сюда привезли с Этоки каменное изваяние Дука-бека (так в XVIII веке статую называли кабардинцы). Первым исследователем статуи был И. А. Гюльденштедт, путешествовавший по Большой Кабарде в мае-июне 1773 года и увидивший ее на берегу речки Этоко (правый приток реки Подкумок). Фигура воина высотой около 3 метров стояла на кургане рядом с родником и дорогой
-Осенью того же 1850 года Фиркович привез из станицы Ессентукской еще две каменные человеческие фигуры, с каменными шапками на голове. Их поместили справа и слева от статуи Дука-бека. Одна из них была украшена шлемом, из-под которого на спину спускались две косы, свитые кругом. Вторая фигура, отделанная весьма грубо, вероятно, сильно пострадала от времени. Никаких надписей на обеих не было.
-В деловых бумагах того времени упоминалось еще о ЧЕТЫРЁХ КАМНЯХ С АРАБСКИМИ НАДПИСЯМИ , найденными Фирковичем в Боргустанской станице на Подкумке.
в 1872 году. Древними экспонатами заинтересовались в Англии. В том же году «С. Петербургские ведомости» опубликовали сообщение о том, что в Лондоне, в журнале «Атеней» некто, скрывший свое имя под инициалом «Д», просил тех, кто может дать ему ответ, сообщить, есть ли на Кавказе, в Пятигорске, древний камень с изображением змея и фигурами людей и коней? Дирекция Вод тогда же отправила в журнал необходимые сведения и фотографии.
- в Пятигорск прибыл хранитель Московского этнографического музея коллежский советник Керцелли с целью обследовать пятигорские экспонаты. Он описал их в статье «Поездка к Кавказским курганам в 1877 году».
- В 1877 году камни из Боргустана с арабскими надписями, которые прежде находились в гроте Лермонтова, неожиданно исчезли.
- К сезону 1881 года памятники собрали в одном месте, в том же цветнике, окружили решеткой и стали покрывать на зиму. Тем же любопытным, кто хотел посмотреть их поближе, предлагалось обращаться к смотрителю, у которого хранился ключ от ограды. Осенью того же года часть памятников была увезена в Москву, в создаваемый графом Уваровым Императорский Исторический музей. В Москву отправили четыре камня, среди них фигуру Дука-бека.
Статуя Дука-бека и в настоящее время привлекает внимание историков. О ее происхождении спорят, выдвигают различные теории о времени ее появления на земле Пятигорья. Одна из них появилась совсем недавно. Некоторые исследователи относят статую ко времени легендарной Русколани. Каменный идол, считают они, есть не что иное, как надгробный памятник не менее легендарного Буса Белояра, а фигуры на камне - рунические письмена.
От себя добавлю. Сейчас есть разные версии происхождения живущих на земле людей. Об этом упоминалось и ранее в различных эпосах. В том числе упоминаются драконы, рептилоиды или наги. Возможно, выбитая на боку стеллы Дука Бек сцена с драконом к этому как то относится. Упоминания о «последних» драконах относятся к Англии и есть «башня Дракона» в Казани. Драконов, называли «оракулами» так как они могли «видеть будущее». Тот кто владел оракулом, тот владел жизнью и смертью других людей.
Вот, в общем, все сведения из доступного инета. Так же там можно прочесть про многих исследователей древностей Пятгорья, коллекции которых были растащены и разграблены во время разных смут.
Повторюсь, меня во всех описаниях и которые я не привёл, интересовало, что надо было ШОТЛАНДСКИМ КОЛОНИСТАМ в этом диком и не безопасном краю ? Куда делись камни с вершины Бештау ? Что делали там же ГЕРМАНСКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ ?
Почему, ни где не упоминается слово ПИРАМИДА ? Отрицать это бессмысленно !
И ешё …Довольно бедно информации о аккупации Пятигорья в 1942году. То что, германская организация «Аненербе» интересовалась этими территориями факт неопровержимый. Кроме Эльбруса и Приэльбрусья эту организацию интересовали все территории где хоть как то упоминались «каменные чаши». Немцы искали пропавшую «Чашу Грааля» и потомков тамплиеров её охранявших. Некоторые исследователи полагают, что истоки самого культа «чаши Грааля», как и корни европейского рыцарства вообще, восходят к кавказским аланам и их древней столице на Кавказе. Археологи не раз обнаруживали астрономические «чашечные камни», каждый из которых был одновременно «чашей, камнем и книгой со звездными письменами». Это вполне соответствует описаниям Грааля в европейских рыцарских поэмах
Исследователи Кавказа этнограф Арнольд Зиссерман, путешественник Евгений Марков, другие российские исследователи XIX века охотно признавали в тушинах, пшавах и хевсурах потомков крестоносцев, в Средние века отправлявшихся освобождать Гроб Господень, но осевших на Кавказе. Благо в преданиях этих народов хватало и прямых, и косвенных указаний на происхождение от членов воинства Христова. Были и другого рода подтверждения – из области материальной культуры, такие как керамика, архитектура, оружие, даже традиции пивоварения. .( http://tainy.info/history/gitler-iskal-na-kavkaze-graal/)
Поэтому следует вспомнить и о КАМЕННОМ КОЛПАКЕ на вершине Бештау, что описан в 1914 году. В принципе , этот колпак перевёрнутая чаша !
Так же в наше время, найдено подтверждение существования древнего сакрального ГОРОДА СОЛНЦА – КИЯР. Он находится не так уж и далеко от Пятигорска