Часть 1. Кааламо - Суккозеро 
30.10. - 5.11.2015
30.10. Заезд.

Чтобы сберечь время выехали в пятницу днем, на Костомукшинском поезде и в 9 вечера выгрузились на ст. Кааламо. Несколько раз подходил пограничник, с первого раза безошибочно определив главного, интересовался, куда мы собираемся тащиться в темноте. Но услышав о наших невинных планах быстро отстал.
Ночевали в домике в местечке Ханки, в 6 км. от станции.  С домиками опять повезло - снова заплатили меньше, уже за более комфортные условия.
Если в первый раз не было света, то теперь подвел надувной матрас и нам выдали домик на четверых. Внутрь влезли даже велики. Благо, что были чистыми после подмороженной дороги.
31.10.

Ранний подъем. Выехали в половину 9-го. Сегодня должен быть насыщенный день. Едем с полной загрузкой, продуктов и газа с собой на 6 дней автономного существования. С погодой везет – легкий морозец, грунты подморожены - едется, как по асфальту. На лужах сантиметровый лёд.

Небольшой участок пути в районе Рускеалы срезаем по заказнику (объехали оз. Маткаселькялампи с южной стороны), на дороге следы кабанчиков. Довольно неожиданно в 100метрах впереди видим у кормушки большого рогатого оленя, который лениво виляя попой, удаляется дальше по дороге.

IMGP9908
Едем по заказнику

Встреча с толпой из еще 4-х оленей минут через 20 уже не была такой неожиданностью. Несмотря на отсутствие снега, животные предпочитали кормиться сеном, а не искать пропитание самостоятельно. Спугнутые нами, уже через несколько минут, они вернулись обратно.

Между озерами Юлялампи и Алалампи посмотрели на остатки мельницы. Даже удивительно, что там была мельница - речушка совсем маленькая.
IMGP9912
Остатки мельницы, деревянный дом и Запорожец

Влад с Алексеем посмотрели отмеченную стоянку на Янисъярви, понравилась. Как и само озеро, являющееся местом падения метеорита – Астроблемой.

Заехали на ГЭС в Хямекоски, заодно взяли там геокешерский тайник.

IMGP9918
У плотины

К середине дня потеплело, стало влажно и грязновато, горки начинали надоедать.

После оз. Янисъярви уткнулись в разрушенный мост на зарастающей дороге, пришлось возвращаться назад на 2 км. И ехать в объезд. Посчитали, что перебираясь через завал бревен и километр заросшей дороги ничего не выиграем. Летом можно было бы и рискнуть – световой день длиннее.

До места ночевки добрались уже в темноте. Утром оказалось, что до нормальной оборудованной стоянки мы не доехали всего 100 м. расположившись на низком берегу с мокрым подходом к воде. Но лично мне было уже все равно, особенно последние 10 км., а на черничнике спалось очень мягко.

1.11.

Традиционный ранний подъем. Испытываем огромное желание съесть весь запас продуктов прямо сейчас – внутри организма везти легче. Пасмурно, влажность воздуха 100%, жители Питера расправляют жабры J.

Дорога хорошая, хоть и тянется местами по болотам. Сами по себе осенние болота красивы и рельеф уже не такой, как вчера, есть совершенно плоские участки.

IMGP9952
Болото

В культурной программе – оз. Толва(о)ярви – одно из культовых мест Карелии.

Дамбы, конечно, очень красивы, в ясный день было бы вообще великолепно. Прозрачная вода так и манила искупаться. 

IMGP9971
Дамба

Часть дороги проложена по естественной озовой гряде - тоже интересное место.

IMGP9974
Озовая гряда

В какой-то момент, ехавший впереди Лёша крикнул, что спугнул с дороги медведя и призвал ускориться, чтобы не искушать судьбу. Мишка так и не показался снова, а мы были вынуждены немного отсрочить время перекуса и уехать подальше, на всякий случай.

Продукты жизнедеятельности медведей достаточно часто встречались на дороге. 

У оз. Толваярви устроены оборудованные стоянки, построены лааву. Надо отдать должное, залежей мусора не обнаружили, приятно.

Лааву
Лааву. Фото Алексея Михайлова

К озеру существует 3 дороги - со стороны Райнокоски, Суоярви, и Вяртсиля. Со стороны Суоярви – только для байкеров и джиперов. Со стороны Райнокоски мы нашли всего 2 лужи, со стороны Вяртсиля, встреченной нами компании на 2-х машинах, дорога не понравилась, но проезжаема на пузотёрке.

Остатки финской гостиницы особенно сильного впечатления не произвели, с архитектурной точки зрения. С исторической – может быть интересно.

IMGP9964
Бывшая гостиница

После Толвоярви дорога действительно стала хуже, много луж, которые не всегда удавалось обойти, не замочив ноги, и одна огромная лужа, фото которой даже привязано на гугл - карту.

Ночевали на оз. Яглаярви. С удивлением обнаружили на берегу потрепанную избу, которой воспользовались как столовой, а Алексей там же и ночевал, в компании веселой мыши. Поднялся ветер, получилось просушить хотя бы палатки. Ночь была ясной, но без заморозка.

2.11.

Погода улучшилась до переменной облачности.

Встретить обозначение долготы никак не ожидали.  Особенно на дороге с трафиком 1 машина в 2 часа. Знаком они немного промахнулись, ну и ладно.
IMGP9984
Ура! :))

Магазин в Вегарусе по понедельникам не работает. Гостиница тоже оказалась зарытой по техническим причинам. В точках, указанных, как «молоко и творог» нам могли предложить только молоко, а творог был не готов. Молоко покупать не стали.

IMGP9985
Часовня в Вегарусе
Обедали в Турханвааре на автобусной остановке, облюбованной коровами, судя по количеству засохших лепешек. Напротив остановки - колодец со специфической на вкус, но прозрачной водой.

После обеда догнали велосипедиста из Петрозаводского клуба. 5 школьников в сопровождении двоих взрослых. Ребята уехали далеко вперед, у руководителя были проблемы с велосипедом, а встреченный нами замыкающий – простуженным. В глаза бросалось наличие у каждого участника запасной покрышки, двуручная пила и метровый кусок пожарного рукава. С содроганием представила вес велорюкзаков у ребят.

20151102_143122
Фото Алексея Михайлова

Это был знак и подарок судьбы, но мы этот шанс упустили.

 
В Тойволе зашли в магазин и купили сахар – единственный продукт, в котором возникла необходимость. 0,5 кг. на весь поход оказалось откровенно мало.

Петрозаводские собирались ночевать около Поросозера (через 60км), мы же - как поедется.

В итоге остановились на оз. Вихтимъярви, не доезжая Лахколампи. Уже начинало темнеть, стал накрапывать дождик. Пока осматривали местность, решили остаться.

Мест под стоянку нам фактически нет – или у дороги, или в черничнике на берегу, но есть нормальный подход к воде. Влад даже искупался. Достоинством можно считать обилие сухих елок везде и всюду, так что с дровами там проблем нет.

Место использовали(ют) охотники для ощипывания птиц – всё усыпано перьями.

Пока ставили палатки, лопнули дугу у Веги -  отломилась деталь соединения дуг. Пригодилась моя загадочная алю-трубочка из ремкомплекта ПИК-овской однушки, валяющаяся на дне рюкзака с момента покупки палатки. А я всё думала, зачем она...откровение снизошло внезапно :).
3.11.

Наконец-то природа сменила гнев на милость и порадовала нас солнечной погодой. Рассвет был почти летним.

IMGP0011
Рассвет

Километров 10 отъехали от стоянки, как у Влада хлопнуло заднее колесо. Порвалась почти новая покрышка, пришлось зашивать. Можно было попытаться догнать Петрозаводскую группу и купить у них одну покрышку.

Их следы видели у Костомуксы, до Поросозера они подбросились на машине. О чем нам поведал пограничник, да и у нас были подозрения из-за пропавших следов.

IMGP0028
Мосты через р. Суна

Попытки найти покрышку в Костомуксе и Поросозере успехом не увенчались.

Ночевали на Юдозере, это была, пожалуй, самая удачная стоянка за весь поход. Стояли на мысу, уходящем в прозрачное озеро с песчаным дном. Подобраться ближе к Воттовааре не получилось – и времени на утренний ремонт много ушло и места можно было не найти подходящего. Пока ходили разведывать место, колесо опять спустило.

4.11.

То-ли сказалось то, что ночевали на мысу, но ноги в первый и единственный раз пришлось закутать в куртку, засунув ее внутрь спальника.

Утром опять занимались ремонтом, пала смертью храбрых моя выжимка при попытке укоротить цепь. Но выехали, как ни странно, не сильно позже.

Опять пасмурно.

До Воттоваары доехали достаточно быстро. После вчерашних длинных подъемчиков оказались на отметке около 250м. До горы дорога фактически ровная, даже немного спускается. По пути обогнали машину с очень осторожным водителем и большой компанией, измерявшими глубину почти каждой лужи.

 Возле дороги - увешанные записками и молитвами деревья.
IMGP0040
Шаманские молитвы

Пообедали, припрятали велики в ёлках и пошли на гору. Поднимались по южной тропе. Натоптано – не заблудишься, до верхушки точно доберешься. А там - туман и ветер, гоняющий водяную пыль почти горизонтально. Видимость не больше 50 метров, а дальше – молоко.

IMGP0042
Южная тропа

Вот такой меня и захватила Воттоваара, когда я впервые увидела ее фотографии, лет 5 назад. Зрелище сказочное, из-за тумана всё выглядит объемнее и загадочнее. Впечатления получаешь дозированно – пока вплотную не подойдешь – не увидишь, потому подробнее рассматриваешь то, что ближе. Чтобы успеть спуститься до темноты, не пошли смотреть на пирамиду и лестницу. Амфитеатр очень понравился, особенно осенью, в окружении красных болотных кочек и белого тумана. Алексей же решил осмотреть всё.

IMGP0046
Сейд

IMGP0079
Действие Воттоваары :))

IMGP0088
"Шаман"

IMGP0095
"Амфитеатр"

Лестница, фото Алексея Михайлова
"Лестница", фото Алексея Михайлова

А мы поехали искать стоянку.

Когда спускались, увидели старых знакомы, которые только недавно доехали и перекрикивались, поднимаясь на гору. У нас ушло 3 часа, а они собирались подниматься в 2 смены, чтобы не оставлять машину без присмотра. Что они там увидели в итоге – не знаю. К туману добавилась еще и темнота. Ночевать они собирались не у горы, а еще куда-то отъехать.

Изначально планировали остановиться на оз. Валлас, но к стоянке, как оказалось, нужно пробираться через болото, вернулись на присмотренное место около западной дороги.

Оставили у дороги велосипед, обвешанный отражайками, на случай если СМС не сработает. СМС  и правда доставилась, но сильно позже нужного времени.

Стоянка оказалась оборудованной – стол, кострище с бревнами вокруг, сухие чурки для костра, накрытые пленкой. Воду брали в 100м, в ручье, текущем через дорогу. Дровами пользовались "своими" - расколоть чурки было нечем, да и не было острой необходимости.

Устроили себе маленький праздник. На ужин съели не половину банки тушенки, а целую, благо, могли себе это позволить. Нам было вкусно, как никогда.

Относительно неплохо переночевали, но очень уж там популярное место, было как-то не уютно. И нет никого, а все равно ощущение проходного двора.

5.11.

Опять ясный день, небольшой морозец, на лужах вновь появился тоненький ледок. Собрались достаточно быстро, рассчитывая найти в Суккозере покрышку подходящего размера и пообедать в каком–нибудь заведении.

Веселья нам добавил владелец Нивы, обнадеживший бродом, который ему не проехать, а мы переберемся. Брод оказался результатом деятельности бобров, которые подняли уровень воды чуть ли не на полметра и гать, положенная на подмокающую дорогу, всплыла, превратившись в щелястое подобие плота.

Недвижимым осталось только одно продольное бревно, спасшее положение. Это единственное, за что можно было держаться. Перейти по этому бревну не получилось, оно обледенело и стало скользким.

По прокручивающимся и тонущим бревнам перебирались не так быстро, как хотелось бы. Влад с Алексеем ходили по 2 раза и принимали сначала мой вел, а потом подтаскивали к берегу и меня, вцепившуюся в спасительное бревно и не желавшую его отпускать, теряя точку опоры.

IMGP0106
Неудачная попытка перехода по бревну

Я и Лёша ноги отогревали на горелке, а Влад обошелся неопреновыми носками.

Пока возвращали пальцам чувствительность, хотелось взорвать огромную бобровую хату, которая высилась над всем этим великолепием на добрых 1,5 метра, а сколько там еще под водой…

Дальше ехали без приключений, встретили следы еще одной группы, ехавшей днем раньше и в противоположном направлении.

Дальше тоже были лужи, но вполне обходимые по краю.
IMGP0111
Лужа

Найти покрышку в Суккозере также не получилось. Продавец хоз. магазина предложил покрышку от своего велосипеда, но она оказалась 28”.Встреченная у магазина хозяйка велика на 26 колесах на контакт не пошла и поспешила удалиться. Хотя ей никто и не предлагал делиться.

Суровые там, наверное, нравы.

Поделили оптимистично закупленные продукты и разъехались – я с Владом на вокзал, Алексей дальше, на Пизанец.

За 500м. до вокзала у Влада лопнула цепь. Всё, велик поставил в этом походе жирную точку, сказав, что он накатался и дальше поедет только поездом.

После покупки билетов нас ждало ожидание поезда до часа ночи в тёплом отремонтированном вокзале в полном одиночестве. Успели просушить и спальники и палатки и обувь, сварить макароны и даже поспать часок.

На улице тем временем холодало и я уже не жалела, что вернусь домой на 2 дня раньше запланированного, не посетив даже северной части Пизанца.


Комментарии
Vladislav Vasiliev07.02.18, 12:45
Насколько помню, речь про эту точку 
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=61.948558&lon=31.082039&z=12&m=b&show=/30872884/ru/ Симпатично, да. Решайте сами)
Andrey_usas07.02.18, 11:33
"Влад с Алексеем посмотрели отмеченную стоянку на Янисъярви, понравилась. 
"
- А где именно эта стоянка находится? Если стартовать от станции Янисъярви в сторону Хамекоски, будет смысл к ней возращаться?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Ольга Никитина