Введение. 
Полезная информация

Участники

Владислав Васильев (Santa) - организатор
Алексей Михайлов (MixAlex) - автор 2-ой части расказа
Ольга Никитина (Ryzhaya) - автор 1-ой части рассказа

 

Километраж

Часть 1. Кааламо - Суккозеро

30.10. - 6,8 км
31.10. - 76,6 км
1.11. - 59 км
2.11.  -72,6 км
3.11. - 68,8 км
4.11. - 40,3 км + 6,4 пешком я с Владом, 11,6 км у Алексея
5.11. - 30,5 км

(354,5 км)
 
Часть 2. Суккозеро - Сегежа
 
5.11  - 40,0 км
6.11. - 102,0 км
7.11. - 74,4 км
(216,4 км)
 
Итого 570,9 км. 
 
Снаряжение и прочее.
Ходили двумя палатками
Salewa Denali II и  Вега2 pro+ Si/Sc
Готовили на газу + костер по вечерам и иногда утром. Костровой котелок был только 1.
Спальники на комфорт -1.
У каждого участника по 1 литровому термосу. 2 использовались под чай и 1 под суп.
 
Ремнабор для велосипедов минимальный.
Камеры + заплатки + монтажки
Петухи
Тросик переключения с наконечниками
Съемник кассеты
Выжимки, куски цепи, замки.
Ключик разводной
Ключ 15мм для откручивания педалей
Ключ торцевой 15мм, шарики 1/8" (для педалей же)
Полотно по металлу
Болтики М5 и М6, шайбы, гайки
Хомуты
Несколько спиц
И что-то еще, наверное, о чем я не знаю :)
 
Человеческая аптечка - без изысков.
 
 
Заброска
Добирались на Костомукшинском поезде. Из Суккозера уехали на нем же, из Сегежи ходит Мурманский поезд.
 
Магазины.
Магазин есть уже в Вегарусе, но по понедельникам не работает. Так что пополнить запас продуктов там бы не вышло.
Далее, магазины в Тойволе, Лахколампи, Поросозере, Суккозере, Сегеже.
На всякий случай мы брали еды на 6 дней автономного существования. Получилось около 12 кг. на троих. Сюда входит только базовый набор без учета всяких вкусностей типа шоколадок, батончиков и сухофруктов. Но и без них бы не умерли.
 
Дикие животные.
В заказнике видели оленей у кормушек, потом очень крупную лису (или волка), перебегавшего дорогу, спугнули с дороги медведя и регулярно встречали продукты его жизнедеятельности на дорогах. Но осенью косолапые сыты, хотя, лучше б они не бродили по лесам, а улеглись уже спать.
 
Местное население.
Местное население, в целом, было настроено дружелюбно. Часто спрашивали - откуда и куда, один раз даже приняли за финнов, иногда просто разглядывали. 
 
 
 
 
 
 
Часть 1. Кааламо - Суккозеро 
30.10. - 5.11.2015
30.10. Заезд.

Чтобы сберечь время выехали в пятницу днем, на Костомукшинском поезде и в 9 вечера выгрузились на ст. Кааламо. Несколько раз подходил пограничник, с первого раза безошибочно определив главного, интересовался, куда мы собираемся тащиться в темноте. Но услышав о наших невинных планах быстро отстал.
Ночевали в домике в местечке Ханки, в 6 км. от станции.  С домиками опять повезло - снова заплатили меньше, уже за более комфортные условия.
Если в первый раз не было света, то теперь подвел надувной матрас и нам выдали домик на четверых. Внутрь влезли даже велики. Благо, что были чистыми после подмороженной дороги.
31.10.

Ранний подъем. Выехали в половину 9-го. Сегодня должен быть насыщенный день. Едем с полной загрузкой, продуктов и газа с собой на 6 дней автономного существования. С погодой везет – легкий морозец, грунты подморожены - едется, как по асфальту. На лужах сантиметровый лёд.

Небольшой участок пути в районе Рускеалы срезаем по заказнику (объехали оз. Маткаселькялампи с южной стороны), на дороге следы кабанчиков. Довольно неожиданно в 100метрах впереди видим у кормушки большого рогатого оленя, который лениво виляя попой, удаляется дальше по дороге.

IMGP9908
Едем по заказнику

Встреча с толпой из еще 4-х оленей минут через 20 уже не была такой неожиданностью. Несмотря на отсутствие снега, животные предпочитали кормиться сеном, а не искать пропитание самостоятельно. Спугнутые нами, уже через несколько минут, они вернулись обратно.

Между озерами Юлялампи и Алалампи посмотрели на остатки мельницы. Даже удивительно, что там была мельница - речушка совсем маленькая.
IMGP9912
Остатки мельницы, деревянный дом и Запорожец

Влад с Алексеем посмотрели отмеченную стоянку на Янисъярви, понравилась. Как и само озеро, являющееся местом падения метеорита – Астроблемой.

Заехали на ГЭС в Хямекоски, заодно взяли там геокешерский тайник.

IMGP9918
У плотины

К середине дня потеплело, стало влажно и грязновато, горки начинали надоедать.

После оз. Янисъярви уткнулись в разрушенный мост на зарастающей дороге, пришлось возвращаться назад на 2 км. И ехать в объезд. Посчитали, что перебираясь через завал бревен и километр заросшей дороги ничего не выиграем. Летом можно было бы и рискнуть – световой день длиннее.

До места ночевки добрались уже в темноте. Утром оказалось, что до нормальной оборудованной стоянки мы не доехали всего 100 м. расположившись на низком берегу с мокрым подходом к воде. Но лично мне было уже все равно, особенно последние 10 км., а на черничнике спалось очень мягко.

1.11.

Традиционный ранний подъем. Испытываем огромное желание съесть весь запас продуктов прямо сейчас – внутри организма везти легче. Пасмурно, влажность воздуха 100%, жители Питера расправляют жабры J.

Дорога хорошая, хоть и тянется местами по болотам. Сами по себе осенние болота красивы и рельеф уже не такой, как вчера, есть совершенно плоские участки.

IMGP9952
Болото

В культурной программе – оз. Толва(о)ярви – одно из культовых мест Карелии.

Дамбы, конечно, очень красивы, в ясный день было бы вообще великолепно. Прозрачная вода так и манила искупаться. 

IMGP9971
Дамба

Часть дороги проложена по естественной озовой гряде - тоже интересное место.

IMGP9974
Озовая гряда

В какой-то момент, ехавший впереди Лёша крикнул, что спугнул с дороги медведя и призвал ускориться, чтобы не искушать судьбу. Мишка так и не показался снова, а мы были вынуждены немного отсрочить время перекуса и уехать подальше, на всякий случай.

Продукты жизнедеятельности медведей достаточно часто встречались на дороге. 

У оз. Толваярви устроены оборудованные стоянки, построены лааву. Надо отдать должное, залежей мусора не обнаружили, приятно.

Лааву
Лааву. Фото Алексея Михайлова

К озеру существует 3 дороги - со стороны Райнокоски, Суоярви, и Вяртсиля. Со стороны Суоярви – только для байкеров и джиперов. Со стороны Райнокоски мы нашли всего 2 лужи, со стороны Вяртсиля, встреченной нами компании на 2-х машинах, дорога не понравилась, но проезжаема на пузотёрке.

Остатки финской гостиницы особенно сильного впечатления не произвели, с архитектурной точки зрения. С исторической – может быть интересно.

IMGP9964
Бывшая гостиница

После Толвоярви дорога действительно стала хуже, много луж, которые не всегда удавалось обойти, не замочив ноги, и одна огромная лужа, фото которой даже привязано на гугл - карту.

Ночевали на оз. Яглаярви. С удивлением обнаружили на берегу потрепанную избу, которой воспользовались как столовой, а Алексей там же и ночевал, в компании веселой мыши. Поднялся ветер, получилось просушить хотя бы палатки. Ночь была ясной, но без заморозка.

2.11.

Погода улучшилась до переменной облачности.

Встретить обозначение долготы никак не ожидали.  Особенно на дороге с трафиком 1 машина в 2 часа. Знаком они немного промахнулись, ну и ладно.
IMGP9984
Ура! :))

Магазин в Вегарусе по понедельникам не работает. Гостиница тоже оказалась зарытой по техническим причинам. В точках, указанных, как «молоко и творог» нам могли предложить только молоко, а творог был не готов. Молоко покупать не стали.

IMGP9985
Часовня в Вегарусе
Обедали в Турханвааре на автобусной остановке, облюбованной коровами, судя по количеству засохших лепешек. Напротив остановки - колодец со специфической на вкус, но прозрачной водой.

После обеда догнали велосипедиста из Петрозаводского клуба. 5 школьников в сопровождении двоих взрослых. Ребята уехали далеко вперед, у руководителя были проблемы с велосипедом, а встреченный нами замыкающий – простуженным. В глаза бросалось наличие у каждого участника запасной покрышки, двуручная пила и метровый кусок пожарного рукава. С содроганием представила вес велорюкзаков у ребят.

20151102_143122
Фото Алексея Михайлова

Это был знак и подарок судьбы, но мы этот шанс упустили.

 
В Тойволе зашли в магазин и купили сахар – единственный продукт, в котором возникла необходимость. 0,5 кг. на весь поход оказалось откровенно мало.

Петрозаводские собирались ночевать около Поросозера (через 60км), мы же - как поедется.

В итоге остановились на оз. Вихтимъярви, не доезжая Лахколампи. Уже начинало темнеть, стал накрапывать дождик. Пока осматривали местность, решили остаться.

Мест под стоянку нам фактически нет – или у дороги, или в черничнике на берегу, но есть нормальный подход к воде. Влад даже искупался. Достоинством можно считать обилие сухих елок везде и всюду, так что с дровами там проблем нет.

Место использовали(ют) охотники для ощипывания птиц – всё усыпано перьями.

Пока ставили палатки, лопнули дугу у Веги -  отломилась деталь соединения дуг. Пригодилась моя загадочная алю-трубочка из ремкомплекта ПИК-овской однушки, валяющаяся на дне рюкзака с момента покупки палатки. А я всё думала, зачем она...откровение снизошло внезапно :).
3.11.

Наконец-то природа сменила гнев на милость и порадовала нас солнечной погодой. Рассвет был почти летним.

IMGP0011
Рассвет

Километров 10 отъехали от стоянки, как у Влада хлопнуло заднее колесо. Порвалась почти новая покрышка, пришлось зашивать. Можно было попытаться догнать Петрозаводскую группу и купить у них одну покрышку.

Их следы видели у Костомуксы, до Поросозера они подбросились на машине. О чем нам поведал пограничник, да и у нас были подозрения из-за пропавших следов.

IMGP0028
Мосты через р. Суна

Попытки найти покрышку в Костомуксе и Поросозере успехом не увенчались.

Ночевали на Юдозере, это была, пожалуй, самая удачная стоянка за весь поход. Стояли на мысу, уходящем в прозрачное озеро с песчаным дном. Подобраться ближе к Воттовааре не получилось – и времени на утренний ремонт много ушло и места можно было не найти подходящего. Пока ходили разведывать место, колесо опять спустило.

4.11.

То-ли сказалось то, что ночевали на мысу, но ноги в первый и единственный раз пришлось закутать в куртку, засунув ее внутрь спальника.

Утром опять занимались ремонтом, пала смертью храбрых моя выжимка при попытке укоротить цепь. Но выехали, как ни странно, не сильно позже.

Опять пасмурно.

До Воттоваары доехали достаточно быстро. После вчерашних длинных подъемчиков оказались на отметке около 250м. До горы дорога фактически ровная, даже немного спускается. По пути обогнали машину с очень осторожным водителем и большой компанией, измерявшими глубину почти каждой лужи.

 Возле дороги - увешанные записками и молитвами деревья.
IMGP0040
Шаманские молитвы

Пообедали, припрятали велики в ёлках и пошли на гору. Поднимались по южной тропе. Натоптано – не заблудишься, до верхушки точно доберешься. А там - туман и ветер, гоняющий водяную пыль почти горизонтально. Видимость не больше 50 метров, а дальше – молоко.

IMGP0042
Южная тропа

Вот такой меня и захватила Воттоваара, когда я впервые увидела ее фотографии, лет 5 назад. Зрелище сказочное, из-за тумана всё выглядит объемнее и загадочнее. Впечатления получаешь дозированно – пока вплотную не подойдешь – не увидишь, потому подробнее рассматриваешь то, что ближе. Чтобы успеть спуститься до темноты, не пошли смотреть на пирамиду и лестницу. Амфитеатр очень понравился, особенно осенью, в окружении красных болотных кочек и белого тумана. Алексей же решил осмотреть всё.

IMGP0046
Сейд

IMGP0079
Действие Воттоваары :))

IMGP0088
"Шаман"

IMGP0095
"Амфитеатр"

Лестница, фото Алексея Михайлова
"Лестница", фото Алексея Михайлова

А мы поехали искать стоянку.

Когда спускались, увидели старых знакомы, которые только недавно доехали и перекрикивались, поднимаясь на гору. У нас ушло 3 часа, а они собирались подниматься в 2 смены, чтобы не оставлять машину без присмотра. Что они там увидели в итоге – не знаю. К туману добавилась еще и темнота. Ночевать они собирались не у горы, а еще куда-то отъехать.

Изначально планировали остановиться на оз. Валлас, но к стоянке, как оказалось, нужно пробираться через болото, вернулись на присмотренное место около западной дороги.

Оставили у дороги велосипед, обвешанный отражайками, на случай если СМС не сработает. СМС  и правда доставилась, но сильно позже нужного времени.

Стоянка оказалась оборудованной – стол, кострище с бревнами вокруг, сухие чурки для костра, накрытые пленкой. Воду брали в 100м, в ручье, текущем через дорогу. Дровами пользовались "своими" - расколоть чурки было нечем, да и не было острой необходимости.

Устроили себе маленький праздник. На ужин съели не половину банки тушенки, а целую, благо, могли себе это позволить. Нам было вкусно, как никогда.

Относительно неплохо переночевали, но очень уж там популярное место, было как-то не уютно. И нет никого, а все равно ощущение проходного двора.

5.11.

Опять ясный день, небольшой морозец, на лужах вновь появился тоненький ледок. Собрались достаточно быстро, рассчитывая найти в Суккозере покрышку подходящего размера и пообедать в каком–нибудь заведении.

Веселья нам добавил владелец Нивы, обнадеживший бродом, который ему не проехать, а мы переберемся. Брод оказался результатом деятельности бобров, которые подняли уровень воды чуть ли не на полметра и гать, положенная на подмокающую дорогу, всплыла, превратившись в щелястое подобие плота.

Недвижимым осталось только одно продольное бревно, спасшее положение. Это единственное, за что можно было держаться. Перейти по этому бревну не получилось, оно обледенело и стало скользким.

По прокручивающимся и тонущим бревнам перебирались не так быстро, как хотелось бы. Влад с Алексеем ходили по 2 раза и принимали сначала мой вел, а потом подтаскивали к берегу и меня, вцепившуюся в спасительное бревно и не желавшую его отпускать, теряя точку опоры.

IMGP0106
Неудачная попытка перехода по бревну

Я и Лёша ноги отогревали на горелке, а Влад обошелся неопреновыми носками.

Пока возвращали пальцам чувствительность, хотелось взорвать огромную бобровую хату, которая высилась над всем этим великолепием на добрых 1,5 метра, а сколько там еще под водой…

Дальше ехали без приключений, встретили следы еще одной группы, ехавшей днем раньше и в противоположном направлении.

Дальше тоже были лужи, но вполне обходимые по краю.
IMGP0111
Лужа

Найти покрышку в Суккозере также не получилось. Продавец хоз. магазина предложил покрышку от своего велосипеда, но она оказалась 28”.Встреченная у магазина хозяйка велика на 26 колесах на контакт не пошла и поспешила удалиться. Хотя ей никто и не предлагал делиться.

Суровые там, наверное, нравы.

Поделили оптимистично закупленные продукты и разъехались – я с Владом на вокзал, Алексей дальше, на Пизанец.

За 500м. до вокзала у Влада лопнула цепь. Всё, велик поставил в этом походе жирную точку, сказав, что он накатался и дальше поедет только поездом.

После покупки билетов нас ждало ожидание поезда до часа ночи в тёплом отремонтированном вокзале в полном одиночестве. Успели просушить и спальники и палатки и обувь, сварить макароны и даже поспать часок.

На улице тем временем холодало и я уже не жалела, что вернусь домой на 2 дня раньше запланированного, не посетив даже северной части Пизанца.

Часть 2. Суккозеро - Сегежа 
5.11. Вторая половина дня.

Дальше повествование будет вестись от лица Алексея Михайлова :))

Ну а я поехал дальше по маршруту. Стоял легкий минус, грунты  затвердели, рельефа почти не было, сквозь облака проглядывало солнце.

20151105_144834
 
Странный корень

За пару часов докатил до отворотки к озеру Пизанец. Тут уже начался серьезный рельеф, пришлось обойти пару луж, но ничего серьезного. Мной заинтересовался лишь местный тетерев, который летел в 30 метрах впереди, периодически присаживаясь на ветви деревьев вдоль дороги. Так что на навигатор можно было даже не смотреть.

Уже в темноте я добрался до изумительной стоянки на северном берегу Пизанца. Тут был стол, кострище, мостки и напиленные чурбаны, накрытые пленкой. В лесу стояла тишина, которую я нарушил выкрикнув что-то матерное. И мне ответило эхо - оно тут просто дьявольски четкое!

Небо покрылось звездами, температура стремительно упала. Я попытался развести костер. Толком ничего не получилось - горел он фигово, но прыгая вокруг него пытаясь раздуть пламя я как-то незаметно согрелся. Поужинав по-королевски (ЦЕЛАЯ банка тушмана с рисом) я лег спать.


6.11.

Вставать я запланировал в 5:45 - предстояло проехать около сотни км, так как хотелось сделать радиалку на южную оконечность озера к скале.

Ночью я проснулся от холода. Комфорт у моего спальника -1, но мне было явно не комфортно. Попытался вылезти оглядеться - и опс! - мои ботинки стали просто деревянными! Видно влага в них конкретно замерзла. До утра положил их под спальник в ноги, очень действенный метод.

С утра быстро собрался, побрызгал напрочь замерзшие переклюки купленной в Суккозере WD-40, зарядил термос фирменным "топливом" (80% чая + 10% сгущенки + 10% Карельского бальзама) и выехал в темноте по маршруту. В свете фонаря через 500 метров от стоянки разглядел большую кучу красного от ягод замороженного дерьма - и поехал значительно быстрее :)

В точке возврата радиалки прикопал велорюкзак - эх, как же клево покатилось налегке! Дорога была чуть припорошена свежим снежком, в горки (а они тут многочисленные) въезжалось просто со свистом... пока я не свернул на рекомендуемую ОСМом лесовозку...

20151106_093235

Да, она сократила путь на полтора км, но огреб я там знатно. Лужи были покрыты тонким слоем льда, который проламывался в самые ненужные моменты. Выбравшись оттуда уже за 5 км до озера покатил по основной дороге. За километр до озера велик пришлось бросить - дальше вела пешеходная тропа. На свежевыпавшем снегу отчетливо были видны следы крупного животного, и я убедил себя что это лось. Просто косолапый лось.

И вот я дошел до южного обрыва к озеру Пизанец... да - фото смотреть бесполезно - это надо видеть в живую: напротив 100-метровая скала, а озеро внизу черной расщелиной уходит за горизонт.

Крыша мира.

Край бытия.

Оз. Пизанец
Вид на оз. Пизанец
Вид на Пизанец

Смотровая точка не обозначена пока на ОСМ, что б до нее добраться, надо идти по тропе вдоль края обрыва влево.

Где-то час повтыкав на все это великолепие, я побрел обратно к велосипеду. Обратно катилось преимущественно под гору (сброс высоты со 100-метровой скалы - еще-бы!), ну и наученный опытом я поехал по основной дороге через два моста.

Откопав велорюкзак двинул далее по маршруту. Светило солнце и шел снег.

20151106_154135

Машин и людей не попадалось до деревни Ахвенламби. Часа два пришлось проехать в темноте, свежий снег отлично поблескивал в свете фонаря. Деревни конечно в темноте производят удручающее впечатление - обветшалые темные домики, шатающиеся нетвердой походкой малочисленные люди в ватниках, провожающие меня странными взглядами. Останавливаться совершенно не хотелось, да мне одному в лесу было не так стрёмно! Ничего не хочу сказать плохого про местных, но все это напоминало какой-то зомби-апокалипсис. Заночевал после деревни Шагловара на перешейке между озерами Куйваярви и Сюяярви.

7.11.

На следующий день мне до Сегежи оставалось менее 80 км, с утра шел дождь, так что до 10 утра я спокойно провалялся в палатке. Выехав по размокшей дороге поехал бодро, так как рельефа почти не было. На подъеме в одну небольшую горку неожиданно прокрутилось вхолостую заднее колесо.. я встал ногой на землю чтоб глянуть... и грохнулся как куль с дерьмом :) Ха - да, грунтовка была идеально обработана схватывающим раствором "по финской технологии", вода на ней замерзла не впитавшись, сверху этого образовалась тонкая водяная пленка - и вот - идеальный каток!

Обледеневшая дорога

Дальше пришлось ехать по обочине, которая была немного рыхлой, иногда выезжая на лед и балансируя.

На Елмоозере заехал на отворотку, обнаружил там стоянку с настоящим рыбацким домиком - внутри печь, лежанка, дрова, чайник и все дела. У домика рыбак распутывал сеть. Разговорились - он угостил меня чаем с колбасой, а я достал Карельского бальзама.

20151107_120938

Разговор пошел. Подъехал еще один, и чай с бальзамом мы уже пьём втроём. Работают мужики на лесозаготовках - один на "грейдере" (прокладывает дороги), второй на "харвесторе" (собственно валка леса). Из Сегежи, работают вахтами. На одну машину - 4 человека. Оставив бальзам рыбакам поехал в сторону Сегежи. после пересечения Мурманки начался асфальт. Ух, как по нему поехалось! Сегежа встретила в усмерть раздолбанными дорогами с лужами, больше напоминавшими моря! По дороге на вокзал заехал в Храм Казанской Иконы Божей Матери, попал на вечернюю службу. Особо там не стал светиться, дабы не смущать прихожан своим велосипедным нарядом.

На вокзале сдал вел в камеру хранения. До поезда еще 6 часов. В бане был женский день, так что чуть привел себя в порядок в вокзальном WC. После сходил в кафе "эта Ж" - заказал там "Медвежье блюдо" из красной рыбы с грибным супом. Еда показалась божественной после недели "горелочной" пищи. Остаток вечера бродил по Сегеже, в основном по промышленному району у ЦБК и берегу Выгозера.

Отличный вышел отпуск со сменой времен года.

Надо обязательно посетить эти места летом!


Заключение 
Послесловие.

Отсутствие в ремнаборе запасной покрышки - серьезная оплошность, которая могла обернуться гораздо большими проблемами, чем просто более раннее окончание похода.
Не стоит этим пренебрегать, даже в такой спокойной поездке, как эта.
 
Тут еще и тёплая погода способствовала тому, что поехали на летней резине, не взяв с собой по 1 шиповке. Она бы спасла ситуацию.
 
Количество потребляемого сахара ограничить невозможно, тащить 2кг - тоже. Мы втроем съели 0,5кг за 2 дня, добавляя его только в кашу и чай, причем в достаточно скромных количествах.
 
Одна банка тушенки на троих, поделенная пополам на обед и ужин - это издевательство. Но жить можно. Терпение лопнуло только на 5 день, на ужин съели не половину банки, а целую, благо, могли себе это позволить.
Мясо не сушили, видимо, надо начать. 
 
Обедали быстро-супом, с добавкой самозасушенных овощей, залитым с утра в термос. Неплохо экономит время и газ.
Готовили частично на костре, который разводили каждый вечер и иногда утром. Сушили обувь, коротали пару часиков темноты, чтобы не ложиться спать совсем уж рано.
 
Дороги, в целом, неплохие, плотные, без "стиральной доски" и песка. Необходимая лужа была только одна. Остальные можно было обойти, пусть иногда и замочив ноги.
Бобровую деятельность встречали часто, возможно, количество бродов увеличится уже в следующем году.
 
 
 

Комментарии
Vladislav Vasiliev07.02.18, 12:45
Насколько помню, речь про эту точку 
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=61.948558&lon=31.082039&z=12&m=b&show=/30872884/ru/ Симпатично, да. Решайте сами)
Andrey_usas07.02.18, 11:33
"Влад с Алексеем посмотрели отмеченную стоянку на Янисъярви, понравилась. 
"
- А где именно эта стоянка находится? Если стартовать от станции Янисъярви в сторону Хамекоски, будет смысл к ней возращаться?
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовала Ольга Никитина