17 июля –10й день
Успели позавтракать без дождя. А вот собираем палатки уже мокрыми. Коля привязываем палатку сверху на рюкзак, вдруг до вечера успеет подсохнуть?
Дорога одна – вверх к Улаганскому перевалу. Через пару км полупропроезжаем-полупроходим Красные Ворота (http://welcometoaltai.ru/attractions/krasnye_vorota/) . Правда под дождём, так что без фото почти. Это прорубленная в скале красного оттенка расщелина для дороги. Чибитка загнана в подземную трубу.
Следующая достопримечательность на треке у нас - Мёртвое озеро или Чейбеккель (http://welcometoaltai.ru/attractions/mertvoe_ozero/). Само озеро открывается внезапно. Прём-прём вверх, перед глазами камни и… тут ущелье как будто раздвигается горизонтальным зеркалом, уходящим в горизонт, в бесконечность. Тут случилось чудо – отличный асфальт. Все 3 км вдоль озера кажется, что время остановилось. Поверхность воды совершенно неподвижна. И противоположный берег - гряда скал, заросшая могучими деревьями - полностью отражается в воде. Никакое озеро не мёртвое. Там утки с утятами плавают. Машин внезапно стало существенно больше.
-Лес, а следом озеро Акколь. Так же довольно длинное и зеркальное. Асфальт иногда пропадает, затем внезапно появляется. Мы постепенно поднимаемся, но набор высоты очень плавный. Вдоль дороги много указателей на разные базы отдыха, в отдалении от дороги.
-указатель ЗАСТАВА. Сворачиваем, с любопытством рассматривая диковинки заставы: висящий на стене домика древний велосипед, красный запорожец с картонной пушкой, водружённый на кучу камней, 3х колёсный мотороллер, разношёрстный авто и мото парк во дворе базы…сарай, увешанный номерами машин разных регионов и даже стран и… рогами, Это оказалась база «У Михалыча», в которую мы планировали попасть, да уже забыли об этом. Хозяина мы не застали, но нам предложили травяного чая и вообще чувствовать себя спокойно. Люди, занимающиеся своими делами на базе – тоже гости «у Михалыча».
Мы ходим и глазеем… Несколько гостевых домов, кухня, банька, мостки к озеру, кони пасутся, под ногами бегают пара мини-свинок. Вышло солнце и мы подсушились, попивая чаёк. Алёна нашла пирамиду Тэнгриар («действующая модель пирамиды Хеопса») и залипла в ней, еле дозвались ехать дальше.
Суммируя впечатления: мы точно рекомендуем всем, будучи в тех краях, заглянуть и при возможности даже пожить у Валентина Михайловича. https://www.drive2.ru/c/475854614801940716/).
Едем дальше, дорога – хороший асфальт. Плавный подъём. Озеро Киделю на высоте 2050 метров не зря носит звание самого фотогеничного высокогорного озера Алтая. Погода меняется: то дождик, то солнце шпарит.
Спокойно въезжаем на Улаганский перевал. На саму вершину перевала (2080 м) ведёт тропинка, увешанная ритуальными белыми лентами (яламы/джаламы – подношения духу-хранителю места). Рядом с дорогой каменная беседка для отдыха с вырезанной из дерева головой. Видимо, это дух Алтая. У подножия – россыпи конфет.
Сброс с перевала, также, асфальтовый, номинирован нами на «лучший проезд дня». Длинный, то круто вниз, то выполаживается. Правда идёт дождь. Слоями. Т.е. мы спускаемся, не крутя педали, как будто в бутерброде: солнце-дождище- через 500м снова солнце-через пару км снова дождище. Останавливаемся-одеваем куртки/останавливаемся-снимаем куртки. И так 3 раза.
Через пару десятков км дождь усилился. Мы всё таки вымокли и замёрзли от постоянного спуска. И тут слева, от дороги, как мираж, возник всамделишный плакат «Блюда от шеф-повара Лёши» со стрелкой. Стрелка указывает на домик посреди луга в 50м от дороги. Конечно же мы сверачиваем и не зря! Кафе построено в мае этого года, причём самым простецким, но функциональным образом. Мы ставим велы под навес из поликарбоната и заходим в домик-кафе. За стойкой неяркий мужчина, знакомимся, это Лёша и есть. Немногословный и как это.. непубличный совершенно человек. Поназаказывали всякого. Хотели просто перекусить, но в итоге, пережидая дождь очень оснjвательно и вкусно обедаем. Отдельно хочется упомянуть про полностью самодельный и абсолютно правильный лагман, манты из мяса яка и баранины, свежеиспеченные девушкой-теленгиткой лепёшки (настоящие это были теертнеки или их производные для туристов – неясно, но вкус обалденный настолько, что заказали мы их дважды!) и крепчайший кофе (молотый, сварен Лёшей в турке и подан в большой чашке). Так вот, выполняя данное самим себе обещание – очень рекомендуем заглянуть в кафе «У Лёши» возле Улагана. (https://2gis.ru/gornoaltaysk/firm/70000001032561275?queryState=center%2F87.892181%2C50.60561%2Fzoom%2F17)
-Уже под солнцем докатываем до Улагана. Конечно же сворачиваем в ставший уже любимым супермаркет Мария-Ра». (отступление: впервые оценив сеть «Мария-Ра», Паша вспомнил зимний пост про лыжную трассу под Барнаулом, создал и поддерживает которую некий сибирский владелец сети магазинов. Паша был прав: вот статья Форбс «Как бывший учитель создал крупнейшую розничную сеть в Сибири» - http://www.forbes.ru/kompanii/potrebitelskii-rynok/246611-kak-byvshii-shkolnyi-fizruk-sozdal-krupneishuyu-roznichnuyu-set, и о “Лыжня здоровья” - https://myaltai.com/2016/12/19/39169.html). Закупаемся, забыв про кофе и лимон, но не забыв «Спотыкач» (ага тот самый, подсели).
- Небо обложное, затянутое тёмным. Не успели мы отъехать в сторону Балыктуюля, как начался приличный дождь. Съехав с дороги по просёлку к притоку р.Большой Улаганчик., мы встали в на пятачке с лиственницами между ручьёв. Всё это время лило и это оказалась наша самая мокрая ночёвка за поход. Коля с Юрой не дожидаясь ужина уползли в палатку спать. Алёна с Пашей приготовили-таки желаемые весь день макароны с тушёнкой. Недозвались друзей, поужинали и легли спать. Дождь шёл с перерывами всю ночь.
За 10й день пройдено: 59.9 км –хороший асфальт/хороший просёлок.
Высота ночёвки 1272 м.
Набор высоты: 780 м (спуск 1129 м).
18 июля –11й день
Поздний подъём из-за идущего дождя. Не смотря на дождь текущие мимо потоки воды разводим небольшой костерок - для души и, опять же, сжигания мусора. Завтрак под тентом – разогретые на горелке вчерашние макароны, чай, шоколад, сгуха и печенье. Пока собирались, дождь кончился, так что трогаемся по маршруту мы не мокрыми, а влажными O
Грунтовка вниз. Снова дождь. Впереди село теленгитов, точнее пазырыков, Балыктуюль – небольшое, аграрное село (козы, овцы, кони и лесозаготовки). Оно было создано кочевыми скотоводами одновременно с церковью Св. Пантелеймона-целителя в 1899 году. Церковь была разрушена, построена заново в 90х, сгорела так и не открывшись и открыта только после реставрации 12 лет назад. Эту самую церковь хотелось посмотреть , но она, к сожалению, оказалась закрыта. Сделали крюк по селу к ней мы, впрочем, не зря. Рядом стоял странный розовый памятник, обнесённый оградой, но без таблички – алтайская женщина на коне. Спросив местного жителя, мы узнали, что это никакая не женщина, а очень почитаемый председатель совхоза, который лет 50 назад много делал для возрождения села: «Помню его, ну он лицом, был похож на женщину».
По дороге к достопримечательностям, мы конечно заехали в пару магазинов, которых оказалось, как ни странно, штук 5-6 в селе и собранные в одном месте как раз рядом с церковью, за исключением одного небольшого на въезде. Так что добыли в сумме желаемое: молотого кофе(Алёна:якобс! ура), сигарет (Юра: казахские, странные), капусту, чеснок, влажные салфетки. Двигаем дальше с очень приятным впечатление от села: много детей, доброжелательные жители: «Куда едете?»-«К Телецкому»-«Ооо, как далеко, это вы герои».
В 3-3,5 км от Балыктуюля находится урочище Пазырык («эпонимный памятник пазырыкской культуры скифов»). У нас лужи на грунтовке под колёсами и тёмное небо сверху. Так что, торопясь ехать, пока едется, проскакиваем мы пять больших курганов V-IV вв. до н.э., с остановкой только для фото с дороги. Курганы всё-равно давно разграблены, а почитать о них можно и дома. Впрочем, Алёна утверждала потом, что место необычное. Мол попросила у древних могучих воинов сил и поддержки и ощутила подъём. Впечатлительная.
Едем к перевалу Кату-Ярык. Дорога – мокрый грунт. Вверх-вниз, с общим набором ~430м Периодически включают дождь.
После очередного спуска-подъёма, поджидавший нас Юра выдал – «Компотику вишнёвого домашнего не хотите?» …. Как нашёл он стоящую за камнем 3х литровую банку хенд-мейд компота? По наитию, не иначе.
Компот оказался выдающимся произведение компотного искусства на, внимание, 1/3 заполненному ягодами. Перелили счастье в пласт.бутылку и, достав ложку, устроили спонтанный перекус. Таким образом мы сэкономили свой перекус и получили массу удовольствия.
Открывается вид на изумрудный глаз заповедного озера Уч-кёль (в переводе «три озера», но отсюда видно только самое крупное ), ниже в ущелье. Кстати, а ведь это по сути и есть перевал Кату-Ярык , вернее самая высокая его точка (1637м) . Она находится чуть за Учкёлем в 11 км ДО начала впечатляющего серпантина к Чулышману. Как ни странно, это место ничем не отмечено, даже нет ритуальных алтайских ленточек.
Полюбовавшись на озеро, начинаем пока пологий спуск. Через несколько км у Алёны застучал отвинтившийся багажник. На обочине в лиственницах починились (у нашего великолепного заввелорема Паши при любых наших поломках оказывалось то, что нужно). Заодно и перекусили сыром, орехами и вишнёвым компотом – место-то красивое. Спускаемся дальше.
Извилистый грязный после дождей спуск к началу серпантина. Есть траффик машин и вверх и вниз. Вот и обзорные площадки Кату-Ярыка, от которых начинается спуск к Чулышману. Тут есть кафешка, туалет и отличные натоптанные тропки по гребню с многочисленными турами из камешков . Виды на Чулышман с 900м высоты и близкую, противоположную стенку долины с 40 метровым водопадом Карасу – роскошны! Грозный Чулышман виден на 5 км вверх и вниз по течению. На уровне глаз парят ястребы. Втыкаем-медитируем и поворачиваем на спуск к Чулышману.
Спуск — 3700 м, серпантин имеет 9 поворотов и сейчас это хорошая, набитая авто грунтовка. А 29 лет назад тут была только конная тропа. Спускаемся бодро. Нас не обогнало ни одной машины, а Коля, снимавший гоупрошкой спуск обгоняет 2 машины сам.
После последнего поворота, на длинном завершающем траверсе у Паши (х) лопнуло заднее колесо. Камера с рваной дырой, у покрышки (новая Continental Mountain King II поставленная перед походом) – отрыв корда от боковины сантиметров 10 в длинну… Спешившись и докатив до низа, Паша меняет камеру и ставит запасную покрышку. Да-да, в ремкомплект похода входят 2 запасные покрышки 26 и 29 дюймов (колёса у нас разноформатные). По факту оказалось, что запасные покрышки – это вовсе не чрезмерность, а необходимость в горном походе. Порванную покрышку решили не выбрасывать, на перевале, а довезти до нормального мусорника.
У Чулышмана теплее и суше, чем наверху, на Улаганском плато. Вдоль дороги – вереница баз отдыха на разные вкусы, но не на наш. Едем пару км к одному из немногих на Чулышмане подвесных мостов (http://www.vtourisme.com/altaj/infrastruktura/mosty/1416-most-sanaa).
За мостом - урочище Кату-Ярык, от которого ещё есть тропинка к водопадам Куркуре и Джелузы (Чул-Оозы). Урочище оказывается красивым и безлюдным местом. Березнячок, каменистый мелкий, но широкий ручей (не все из нас его переехали не замочившись). Решаем встать на ночёвку прямо тут. В т.ч. пока нет ожидаемого дождя.
За 11й день пройдено: 45.2 км –хорошие грунтовки.
Высота ночёвки 676 м.
Набор высоты: 941 м (спуск 1537 м).
19 июля –12й день
Встали поздно. Идёт дождь. Позавтракали и решили устроить полу-днёвку. Время в запасе есть, до Телецкого уже недалеко. А погулять по тропе вверх к водопаду и посмотреть урочище – приятная культпрограмма на пару часов. Из новостей – перестал включаться треккер. Но маршрут Паша пишет гармином, и главное, чтобы следящие за нами из Москвы не беспокоились. Связи-то пока нет.
Юра с Колей остаются в лагере, а Паша, поменяв местами покрышки (легкую запаску на гружёном велике лучше всё-таки вперёд, а не сзади), пошёл гулять к к водопаду с Алёной. По тропе в отдалении как раз идут 4ро туристов, явно на Джелузы и наши к ним присоединяются. Гуляющие оказались автотуристами из Омска, которым не лениво было останавливаться и ходить к каждому встреченному водопаду. Тропа к водопаду проходит через выселки с пасущимися лошадьми, коровами и козами. Видимо, это вполне обитаемые прежние зимние стоянки совхоза «Советский Алтай», для нужд которого и был выстроен подвесной мост. Через луговину с огороженной территорией и табличкой: «Сенокос. За проход 100р», тропа поднимается к подножию водопада. Поток Джелузы грохочет. А тропа дальше взмывает почти вертикально до обзорной площадки на 1/3 водопада. Вид красивый – вертикальное, на пару десятков метров падения воды.
Дождь пока не начался. Так что мы, собравшись в лагере, обедаем и решаем ехать дальше.
Дорога от Кату-Ярыка вдоль разлившегося мутного Чулышмана – мокрая, грязная и глинистая . Это пока. Дорогу отсыпают гравием, расширяют и выравнивают. Мы проезжаем мимо работающей мощной автостроительной техники (эскаваторы, катки, камазы), но до асфальта, если он планируется, ещё далеко. В целом сейчас дорога не очень комфортна для велосипедов и местами даже плохопроезжаема для машин. На луговинах параллельно гравийке идут грунтовки, по которым ехать приятнее.
Едем по встречному ветру и периодическому дождю. Через пару часов справа – «База Усть-Чульча» с «закусочной», стилизованной под айыл. Конечно заходим чуть обсохнуть и перекусить. Чай, кофе, свежевыпеченные лепёшки и пирожки с капустой-сосисками. Рекомендуем.
Закусочные/кемпинги разных форматов нам попадаются теперь часто. Траффик внедорожников и даже паркетников тоже, кстати, есть. В одной деревянной кафешке-сараюшке на вопрос к старику-теленгиту – а куда рвутся по такой дороге все эти авто, слышим равнодушно-вялое – да… грибы смотреть.
Про грибы и смотреть: чуть ниже по течению в Чулышман впадает р.Чульча. Это и есть самое знаменитое «грибное» место (урочище Ак-Корум). Но мы, то ли от погоды, то ли уже насытившиеся видами, не горим желанием приобщиться. Там надо устраивать днёвку, переправляться через Чулышман, идти десяток км по скалам чтобы посмотреть на то, что мы уже видели. Сформированные ветром и дождём «каменные грибы» - не такое уж и редкое явление у Чулышмана. Просто Ак-Корум – хорошо раскрученное и недешёвое место. Тут, возле большого тур. коплекса «Каменные грибы», нас веселит задачка - «проехать и не упасть в грязищу» . Вместо дороги – мокрое глиняное поле, в котором садятся изрядное количество машин. Проходим мы этот квест гордо, т.е. не упав, и едем дальше.
Перед с.Коо нас встречает аккуратный деревянный мост, метров 10ти, с чёрно-белыми столбиками, как-будто из «17 мгновений весны» и указателем «р.Чулышман». Забаааавно. А сразу на ним справа открывается парк, как будто их того же фильма. И ни души вокруг. Как в декорации попали. Это междуречье Чулышмана и его протока выглядит как европейский вылизанный природный парк. Никакого мусора, ну… кроме обилия навоза животных всех видов)) и обглоданных веток, т.е. дров J .
Конечно же, мы решили встать в этих «Швейцарских Альпах». Несмотря на то, что весь день лил дождь, мы находим удивительно сухие места под соснами. И проводим отличный вечер с костром и остатками «Спотыкача». Единственный, кто нас побеспокоил, был автотурист из поломавшейся у моста машины. Помочь мы не могли, отправили их в Коо, до которого всего 1,5-2 км.
За 12й день пройдено: 30 км –хорошие грунтовки.
Высота ночёвки 478 м.
Набор высоты: 246 м (спуск 434 м)
20 июля –13й день
Чудесное сухое утро. Даже солнышко проглядывает. Костёр. Завтрак. Выезд.
Вот и Коо. Тут мы хотим заглянуть в церковь Николая-чудотворца, но она тоже оказалась закрыта. Встречаем вчерашних ребят с пробитым поддоном. Те нашли холодную сварку и искали масло. Пожелав им удачи, мы едем дальше.
На выезде из села Коо три молодых теленгитских бизнесмена организовали платный проезд. Т.е. три пацанчика сидели на закрытой калитке пастбищной ограды поперёк дороги и требовали «плату». Вступив в торг мы сошлись на 3х леденцах. Отступление: Вообще теленгиты очень приветливы и всегда подробно ответят на вопрос/ы и даже расспросят в ответ. Но сами разговор не начинают.
Сверху не капает – отлично. Дорога правда размыта, так что иногда велики идут юзом. Встречные машины разъезжаются с трудом. Мы с ног до головы, как черти перемазаны и выглядим, как участники BOR.
Весь день мы особенно любуемся окружающим. Облаками, висящими неподвижными слоями в предгорьях и разделяющими склон на верх и низ. Поднявшимся и разлившимся Чулышманом, который на поворотах дороги буквально лижет нам покрышки.
Мост через Башкаус. Перед ним крошечный киоск с беседкой. Теленгитка за прилавком приезжает из Балыкчи на Ниве с внуками и продаёт свежеприготовленные копчёный хариус, лепёшки, курильский чай в огромных термосах. Тётушка рассказала нам о курильской траве, дающей силы, которая растёт на Курилах и… немного вдоль Башкауса («да вон там, повыше кустики такие маленькие с жёлтыми цветочками»). Мы всё это отведываем в беседке с огромным удовольствием. В общем, рекомендуем это место для перекуса: свежепойманный и свежекопчёный хариус (25 р маленький, 100р покрупнее), лепёшки (Алёна просто «подсела» на них так, что выставляла на кон в споре и выиграв, требовала их в ближайшем же месте), тёплый ещё домашний хлеб, вкусный и «волшебный» курильский чай.
Башкаус тоже полноводен и выходит из берегов. Полон плывущих сверху бревен. Проехав мост, Коля решил подкачать свой «медленный прокол» и обнаружил грыжу на переднем колесе. У него колеса 28 дюймов и оставшаяся 26 дюймовая запаска не подойдёт. О-о. Грыжа – это близкий конец для езды:( Но наш заввелорем Паша отрезает от сохраненной порванной покрышки боковину и ставит прокладку и, кажется, Коля может ехать, ура!
Балыкча. Живое село. Впервые после Тывы мы видим верховых – молодых парней на лошадях для проката. Полудюжина магазинов. Мы останавливаемся у первого же: закупить макарон и подзарядить Алёнин тел. В магазине продаётся всё. От моркови до автокраски в баллончиках. Поставили на зарядку, купили семечек «Зум-зум» и ждём зарядки. В итоге у нас тут был магазинный рекорд: заходили и закупались мы в нём 4ре(четыре!) раза. Вначале было куплено и съедено прямо у ограды печенье с лимонадом, потом семечки, потом мороженое…. а потом, батюшки, макароны-то, за которыми мы заходили так и не куплены... Поржали. Тут появилась связь, правда только МТС, но у Коли именно он, так что телефонируем в М – всё ок. Двигаемся по плану, даже опережая его на 1 день. Пока Алёна с Пашей ждали зарядки телефона, Коля с Юрой двинули к Телецкому, благо оно рядом.
Весь южный берег Телецкого, к которому ведёт одна дорога разделён на частные территории. Кемпинги работающие и строящиеся, но все уже с воротами и ограждениями, так что подъезжаем мы к берегу сквозь указатели и предупреждающие знаки. На развилке направо уходит дорога к «Базе Кырсай», но мы едем по левой, туда где на карте отмечен паром. Жизнь бъёт ключом, немало машин в обе стороны и по обеим развилкам. Дорога расхлябана, есть застрявшие машины. А вот и песчаная коса поперёк, за заливчиком. Машины, кемпинговые шатры-палатки, мангалы, люди с пивом в руках. Это кемпинг «Золотые пески». .Оказывается есть 2 причала: тут и на «Базе Кырсай», правее по берегу. К причалам по расписанию (правда написанного расписания нигде не видно) ходят 2 парома (недорого, время в пути 7 часов) и без расписания прогулочные катера разных форматов (дорого, время в пути 2-3 часа).
Итак, у нас 1,5 дня до парома в 14:00 в вскр, на который мы ориентировались и даже звонили-бронировали (http://www.turistka.ru/altai/turoperator.php?firm=353). Вставать в кемпингах на этой части берега мы не захотели: просто заплатить за палатки на огороженной территории? Зачем? Инфраструктуры нет ( кафе с невежливым персоналом не в счёт), баня есть, но холодная и помыться в чуть тёплой воде за 600р/час? Зачем? О, есть горячая баня у хозяина чуть правее за 500р/час. Подумаем.
Отъезжаем немного назад, ЗА надписи «частная территория» и находим удобное местечко, закрытое кустами от дороги в поросли молодых берёзок. Рядом ручей с крошечной купелью-бочажком. Встаём, предвкушая днёвку с «чисткой пёрышек». Развели костёр с некоторыми усилиями, лесок лиственный и мокрый. Но с нами Юра, значит костёр будет всегда O
За 13й день пройдено: 46.1 км –хорошие грунтовки.
Высота ночёвки 438 м.
Набор высоты: 221 м ( спуск 228 м)
21 июля –14й день
Неранний подъём без будильника, по солнцу. Планировалась же днёвка. Неспешный завтрак. Обсуждение планов: помыться-постираться- помыть велы.
Вечером в кемпинге “Золотые пески” нам сказали, что паром приходит на оба причала. Решили уточнить расписание и второе место причаливания парома, отправили Юру в сторону озера. И очень быстро возвращается. На повороте к «базе Кырсай» ему сказали, что на ближайший причал придёт внеплановый паром, т.е. не завтра, в вскр, а сегодня и не в 14, а в 12:00. О! А сейчас почти 11ть!! После оперативного обсуждения решили изменить режим сброски. Отступление: Запланировано было: паром в вскр до Артыбаша--ночная платная выброска на машине в Бийск (8 000р, выдан аванс 2000р) –утренний поезд Бийск-Барнаул (билеты не куплены, т.к. формат электрички)—далее поезд Барнаул-Новосибирск (билеты куплены заранее)—самолёт в Москву(билеты куплены заранее). Новый план, который экономил нам деньги (как минимум на платной выброске) , выглядел так: паром в сб—рейсовый автобус до Бийска/Барнаула—далее по уже запланированному. Утвержденный минут за 10 план слабоват в тройке моментов: малореально собрать лагерь и доехать до парома в течении 40мин, проверенной инфы о расписании(наличии) автобусов из Артыбаша у нас нет, вопрос перемещения сэкономленного дня с южного берега Телецкого в сторону «цивилизации» спорный. Но мы все проголосовали ЗА. Дабы не рисковать, в случае если в воскресенье по каким-то причинам паром не придет.
Это наши самые быстрые сборы похода. При этом Коля и Алёна успевают помыться и постирать вещи, а Алёна ещё и помыла велосипед. Но в 12:04 мы уже подкатываем к ближнему причалу у кемпинга «Золотые пески».
Парома пока нет. Но с приплывшей моторки сказали, что паром идёт, так что мы расслабляемся: разложили сушиться постиранные вещи, искупались в Телецком, Коля и Паша помыли велики в заливе, погрызли семечек на песке, поспали. А парома всё нет. …
Часам к 3м мы видим паром. Но идёт он не к нашему причалу, а к базе отдыха Кырсай. О! – второй раз экстра-режим. Мыс Кырсай даже не виден за лесочком. По карте «есть два путя» - вдоль кромки воды по косе или по дороге назад до развилки и уже там повернуть на Кырсай. Решили, что надёжнее 2й вариант. Уже потом, отчалив, мы видим затопленный берег от косы к Кырсаю и понимаем, что выбрали совершенно правильно. Ну а в тот момент мы топим по дороге от берега с тикающими в головах часами – паром пришёл полчаса назад.
Мы успели! Паром уже плотно забит машинами. Но нас берут. И пока паромщики перекусывали в кафе, мы протискиваем велосипеды и рюкзаки между машин и затаскиваем их на нос буксира. Проезд, кстати, стоил нам 1500р/чел, вместо ожидаемых 2000р, видимо за «внеплановость» рейса. Надо отметить, что несмотря на отмеченные на карте два причала: «Золотые пески» и «Мыс Кырсай», основным причалом всё-таки является кырсаевский. Да и сам мыс у впадения Чулышмана более интересен для стоянок-днёвок: и места красивые и заграждений «частная территория» практически нет и сама «база отдыха Кырсай» с деревянными домами производит гораздо более серьёзное и при этом тёплое впечатление, чем «Золотые пески».
Итак, у нас 6 часов на носу парома. Это, собственно буксир, с принайтованным к правому борту понтоном на 8 машин впритирку. На буксире вполне чистый ватерклозет с мылом и т.бумагой. Пассажиры размещаются кто в машинах, кто на корме (скамейки, бак, навес) и носу буксира (скамейки). В нашем распоряжении был нос. Так что за 6 часов любования берегами Телецкого, мы успели разложить пенку, пару раз перекусить, нагрызться семечками и даже подремать.
20:30-21:00 Причаливаем мы не в самом Артыбаше, а чуть до него, у базы «Алтын-Коль». Собираем велы и едем. Дальний конец Артыбаша заполонён всевозможными ЭКО-пансионами/домами отдыха/комплексами. Выстроенные из камня и лиственниц, обнесённые внушительными оградами, они выглядят претенциозно и очень дорого. Ближе к центру Артыбаш становится попроще – машины, вперемешку с палатками, кафе, столовые, магазинчики, фланирующие девицы и дамы в панамах и купальниках в шлёпанцах, а то и на шпильках. Едем как по курортному приморскому городку.
Вообще южный берег Телецкого (мыс Кырсай) не похож на северный. Как не похожи друг на друга палаточный лагерь дикарей и внушительный пансионат с колоннами и арками.
Дорога вдоль берега – отличный асфальт с частыми и крутыми подъёмами и спусками . Наши отмытые велы отчаянно скрипят и мы завидуем Юре, который по мудрости, а скорее лени своей, велик так и не мыл. Смазались. Едем. По дороге узнаём, что автобусы в Барнаул есть и останавливаются у моста и в Иогаче (за мостом). Вереница магазинов не оставила нас равнодушными. Хотелось попробовать рыбы. Остановились возле простецкого вагончика «хариус, форель,…». Купили, по совету Юры, слабосолёного хариуса и местного «слабо»пивного пива в магазинчике напротив.
Мост через р.Бия к Йогачу. Остановок-объявлений нет, так что едем через мост. По прежнему никаких опознавательных автобусных знаков, но, аллилуйя, виден сам автобус, припаркованный у частного дома на улочке, взбирающейся вверх от берега. Подъезжаем : автобус№911 с табличкой «Барнаул». Водителя нет, хозяева дома не отзываются. Ждём. Расходимся на разведку. Юре повезло встретить местного жителя – «да вон автостанция» (к слову это закрытое одноэтажное здание у моста без каких либо табличек), «ага, вот этот вот автобус завтра утром в Барнаул и пойдёт».
Пока обсуждали что делать дальше, подошел водитель с пакетами из магазина. Договариваемся, что он нас берёт завтра в 8:30 с упакованными велосипедами до Барнаула. Цена 1100р/чел+150р/вел.+150р/рюкзак. Завтра в 17:00 будем уже в Барнауле.
Отступление: Отменяем,запланированную ещё в Москве выброску машиной Артыбаш-Бийск (Иван телефон 8-960-939-11-55). Аванс в 2000р нам возвращён через день на карту.
Набрали в колонке воды на ужин и поехали по той же улочке вверх. Нам нужно встать недалеко от посёлка. Улочка переходит в лесовозную дорогу и забирает круто по склону ущелья. Встаём на ровной полке над дорогой в месте старой камнедобычи.