полуостров Кольский / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Одиночный велопоход на край земли. Полуострова Средний - Рыбачий

17 - 30 августа 2012 г.
Кола-Пяйна-Нял-70км-Мурманск-Титовка-пер.Муста-Тунтури-пол.Средний, пол Рыбачий, бол.Озерко,Вайда-Губа, мыс.Немецкий, мыс.Кекуринский, мыс.Скорбеевский,Зубовка, Цып-Наволок, гор.Эйна, Средний, скалы 2 брата, нем.военная дорога, Печенга, Заполярный, Никель,Мурманск
 

 
Велопоход. П-ов «Средний» – п-ов «Рыбачий». Август 2012 года

Рыбачий
К этому походу я готовился давно: как-то бороздя просторы инета, я наткнулся на замечательные фотки полуострова Рыбачий сделанные в начале сентября. С этого момента я около 1.5 лет читал различные отчеты об этих местах. В итоге, определившись со временем проведения похода, я выбрал конец августа (мало мошкары, много грибов, и еще не так холодно).
Многие мои знакомые отговаривали меня от этого, так как это был одиночный поход. Стращали меня всяческими вещами: там нету дорог, в лесах медведи и очень холодно. Одна моя знакомая сказала: «Леша ты там особо не надрывайся, если что-то пойдет не так, не геройствуй, лучше возвращайся, твоих подвигов все равно никто не увидит».
Маршрут планировал с большим запасом – аж 13 дней для перестраховки.

 

Стартовал с Ладожского вокзала. Поезд был с прибытием в Колу в 21-00, чтобы к вечеру, отъехав чуток, можно было заночевать.

Сел в поезд без особых проблем, уложив велик на 3 полку вместе с рюкзаком, и, познакомившись с соседями (семьей из Мурманска), остался со своими мыслями о предстоящем походе.

Скажу сразу – я почему-то испытывал сильное волнение переходящее даже в страх от задуманного маршрута, видимо сказывались советы и запугивания друзей.Но, спустя какое-то время, мне удалось совладать со своими эмоциями, и я стал наблюдать меняющиеся пейзажи Ленинградской области.

17.08 День первый


Станция Кола
На станцию Кола поезд опоздал на целый час, пропуская какие-то поезда, что заставило меня понервничать, так как на севере в августе все-таки уже не белые ночи, а мне предстояло еще доехать до ночлега. В итоге, прибыв в Колу в 22-00 и собрав велик, я стартовал в 22-30. На улице было довольно прохладно и сыро после прошедшего дождя. Дожди здесь частые и довольно сильные, но кратковременные. Из Колы выехал по новому мосту через Кольский залив, свернув потом налево в сторону Мурмашей. (Это не кротчайший путь до Рыбачьего, который идет по асфальту трассы). Мой маршрут проходил по грунтовке вдоль ж/д ветки Никель-Мурманск, самой северной железнодорожной ветке в мире. Уже на первых подъемах я ощутил все прелести этой местности, пару раз даже спешивался. В планах было добраться до перевала перед Пяйве и там заночевать. Но так как я выехал с опозданием, пришлось искать место раньше. Ехал до упора, пока уже совсем  не стало темно, место для ночевки уже искал при свете фонарика, ночевал прямо в лесу, благо была вода с собой. Спать лег в итоге в час ночи.  Пробег – 26 км.

18.08 День Второй

Проснулся в 6 часов от какого-то хруста веток, сразу полезли дурные мысли в голову. Набравшись смелости, выглянул из палатки – никого. Не стал искушать судьбу, быстро поел, собрался и стал выползать на дорогу. Установил источник треска, который меня разбудил. Это оказалась белка: когда она прыгала по тонким веткам деревьев, они под ней ломались и производили столь пугающий шум, который оказался не такой уж и страшный. Выехав в заданном направлении, и проехав около 4 км., я оказался на том самом перевале, до которого хотел добраться вчера. Вид был оттуда потрясающий – вдалеке виднелась станция Пяйве.


Станция Пяйве
На самой станции и поселке рядом с ней было как-то совсем безлюдно, станция была закрыта. Так что расписание посмотреть не удалось. До Пяйве идет хорошая укатанная грунтовка. Машины ездят в основном до Пяйве, дальше возможно проехать только на внедорожнике.
После Пяйве дорога разветвляется, нужно ехать правее по камням в горку, более хорошая дорога идет прямо, но через 100 метров приводит в тупик. До озера дорога идет сносная –хорошая лесная грунтовка, с небольшим количеством луж. Как только дорога начинает огибать озеро, начинается пешка с волоком, заболоченная дорога идет около 1.5 км. Дальше, взобравшись на возвышенность, можно опять начать педоляж. Дорога там очень красивая, много грибов, в основном подосиновики, прямо едешь по ним. Будет два брода, оба неглубоких – чуть выше колена, но рюкзак я переносил на плечах, велосипед тоже нес тал мочить.

Брод

После брода прокололся, сделал заплатку, что было непросто, так как заплатки оказались паршивого качества и никак не клеились. Потратив на ремонт минут 30, тронулся дальше.


Прокол и разрыв покрышки
Но ехал я недолго: через пару км опять прокол на том же самом заднем колесе. Здесь я поставил новую камеру чтобы не терять времени на заклейку старой, и поехал дальше, но, проехав метров 50, услышал мощный холопок: это был уже третий прокол за 1 час и все на том же самом злополучном заднем колесе. Здесь все оказалось намного серьезней –  покрышка взорвалась вместе с камерой. Не буду долго пересказывать сколько раз я клеил, переклеивал и собирал колесо, но заняло это около 3 часов. Здесь я вспомнил слова «когда что то пойдет не так, не геройствуй, езжай домой» и всякие подобные мысли лезли в голову, а еще до последнего прокола проехал смачную кучу медвежьих экскрементов. Так как клеиться камеры никак не хотели, покрышку я зашил. Очень даже красиво получилось: брал с собой капроновые нитки.

Результат штопки
(А ведь была мысль взять запасную покрышку с собой, тем более она была, и я ее почти взял ,но так как она была с жестким кордом, и компактно упаковать ее не удалось, я ее оставил дома. Ох как я об этом пожалел потом. Дальше дорога пошла значительно хуже – практически зарастая мелкими деревьями, и так до самого выезда до ж/д ветки на Нял. Года через два там уже будет не проехать. Дальше пришлось 5км идти по шпалам: в Нял ехать по насыпи не было возможности, так как там частично меняли шпалы и засыпали свежим щебнем (хотя в отчетах читал, что люди ехали, но видимо тогда насыпь была утрамбована да и зашитая покрышка требовала более бережного обращения). Вдоль ж/д ветки вроде бы просматривалась дорога, но она была настолько заросшая и завалена старыми шпалами, что воспользоваться ей по назначению было нельзя. Если это вообще была дорога…

Станция Нял
Добравшись до Няла, я рассчитывал раздобыть клей, но это, увы, оказалось невозможным: магазина нет, а встретившийся мне местный мотоциклист такового не имел. Была еще мысль сесть на дизель и укатить или в Мурманск, или в Никель и купить там покрышку, но график движения дизеля подразумевал, что торчать здесь мне предстояло до раннего утра, когда поезд пойдет на Мурманск, так как на Никель он уже прошел. Сделав такие выводы, я принял решение ехать дальше. Так я почти доехал до трассы где и заночевал на одном из ручьев. Так как за весь день я ничего толком не ел, то мои силы были практически на исходе. Дорога от Няла до 70 км – монотонная ровная грунтовка. Остановился в 21час. Пройдено 60км.

19.08 День Третий

Проснувшись в 10часов полный решимости доехать сегодня до Титовки, а может и до Среднего, я тронулся в путь. Да трассы оставалось каких то 5-7 км. Как только я выехал на нее и преодолел первый подъем по асфальту, случилась катастрофа –  покрышка опять лопнула в том же месте, хотя я ее поставил уже вперед. Пришлось опять терять время и штопать ее, уже не так красиво как в первый раз, нашел на дороге какой-то резиновый тапок, сделал из подошвы заплатку, камеру клеил, долго выдавливая последний клей и ожидая около получаса, чтобы он хоть как-то схватился. Перекрестившись, собрал колесо и накачал: вроде не травит, можно ехать дальше.


Дорога на титовку ,но мне в другую сторону((
Но поняв, что на Рыбачьем дороги ой какие никакие, я с сожалением посмотрел в сторону Титовки, до которой оставалось каких-то 30 км и повернул в сторону Мурманска, до которого аж 70км. Здесь я обмозговал все произошедшее, и решил,  что как-то все у меня не складывается, и все обстоятельства против моего похода. До Мурманска я добрался к 18 часам вечера, долго искал магазин с запчастями, спрашивая у молодежи на велосипедах, но внятного ответа мне никто так и не дал. Уже ближе к центру встретил велосипедиста, который отправил меня на улицу Дзержинского. К магазину я подъехал уже после 19 часов, и он был закрыт. (Знал бы,обязательно бы перед поездкой озадачился вопросом о местонахождении магазинов). Пришлось ехать на ж/д вокзал, где, сдав рюкзак в камеру хранения, поехал изучать город-герой Мурманск. Покатавшись так до полуночи и купив себе на ужин пакет молока с плюшкой я вернулся на вокзал в зал ожидания, где и провел ночь. Пройдено 97 км., из них 70км. обратно в сторону Мурманска.

20.08 День Четвертый

Толком поспать так и не удалось, но, полный решимости, я выехал в сторону магазина и был там за 15 минут до его открытия. Но как же я был удивлен, когда я обнаружил, что у него в понедельник выходной. Этого я никак не ожидал. После такого сюрприза я совсем упал духом. Благо рядом был еще один магазин, скрестив все пальцы я тронулся туда и «о чудо!» - он работает, и там есть именно мой размер покрышки, и она последняя и не самая дешевая. Что оставалось делать? Выложил 1300 за покрышку, и заодно купил еще 2 запасных камеры и набор заплаток, так как клея отдельно не было. Теперь мне предстояло решить вопрос с заброской до Титовки, поскольку я уже изрядно выбился из графика. До Титовки я добрался на машине за 2500 сторговав 500р .Там, пройдя КПП по российскому паспорту, я перебортировался, повесив покрышку на ближайшее дерево, и покатил в сторону Рыбачьего.

Настроение сразу поднялось, и погода была как по заказу – солнечная, хоть и с ветром. Как не пытался я добраться в этот день до Рыбачьего, сил у меня не хватило, так как последний раз я кушал вчера вечером на вокзале пакетом молока и плюшкой, да еще и не спал толком. Я решил искать подобающее место для еды, чтобы потом ринуться дальше, но найдя место возле ручья почти у выезда со Среднего с видом на Рыбачий и плотно поев, мой организм сказал «баста! мне нужен отдых». Так я там и остался, заночевав аж в 18-30 часов. Это был очень насыщенный день, даже два, так как я практически не спал. Дистанция 41 км.

21.08 День Пятый

Утро было довольно прохладным. Выехал я без каких либо промедлений, пересек перешеек и по часовой стрелке поехал по Рыбачьему. Поселок нефтяников, о котором я был наслышан, превратился в свалку и ни о каком цивильном приеме пищи пришлось забыть. Докатив до мыса Немецкий пофоткался и отправился дальше. Обогнув залив, направляясь к мысу Кекурский, заметил за собой на горизонте группу байкеров. Дождался их – оказалось, это ребята из Москвы тоже катают по Рыбачьему. Пригласили в свой лагерь на ночовку. Я согласился, хотя в моих планах было ехать дальше. И я нисколько не пожалел, так как если бы я их не встретил, то точно бы не заехал на мыс Кекурский – дорога туда была тупиковая, проехал бы мимо.


DSCN3659

DSCN3662
Как же там было красиво: настолько, что я до поздней ночи лазал там по скалам и фоткался. Ребята, поинтересовавшись моим маршрутом, посоветовали обязательно заехать на реку Большая Эйна, что я впоследствии и сделал. Так как наш режим дня не совпадал, еще вечером перед сном мы попрощались: я вставал обычно в 8-9 часов, а они спали до 11-12. Остановка в 19-00. Дистанция 43км.

22.08 День Шестой

Встал в 8 часов, неспешно позавтракал и в 9 уже укатил в сторону поселка Мыс Скорбеевка. Туда ведет несколько дорог. Я решил ехать  по дороге вдоль побережья, хотя ребята вчера говорили, что лучше ехать по центральной, которую выбрали они. Дорога вдоль побережья очень приличного качества идет по скалам, но вдоль самого берега, если смотреть сверху со скал, есть еще что-то напоминающее дорогу, вряд ли подходящую для велосипеда, скорее для военной техники или подготовленных джипов. Где-то в середине пути к Мыс Скорбеевка мне все-таки пришлось спуститься на ту непонятную дорогу вдоль самого побережья так как основная, по которой я ехал, резко уходила вглубь материка .Как я и предполагал, ехать там конечно было можно, но совсем не комфортно, так как скорость передвижения сводилась к 7км в час. Поэтому, чтобы  сэкономить силы, часть пути шел пешком. Вдоль берега постоянно встречались порванные рыбацкие сети и огромные пластиковые поплавки.

Мой друг
Из одного такого поплавка я сделал себе Пятницу и часть пути километров 5 провез его с собой, оставив на одном из камней дожидаться следующего путника :).

Купанье в Баренцевом море
Завидев пляж, решил воплотить мечту искупаться в водах Северно-Ледовитого океана и запечатлеть это событие. Что оказалось непросто: пока устанавливал фотик на автоспуск, не успел добежать до воды. Вторая попытка тоже провалилась, так как установил фотик на более близкий камень, пока я забегал, его смыло набежавшей волной(благо он водонепроницаемый). И только с 3 попытки получилось: хотя фотик опять смыло, он успел сделать кадр Потом дорога заметно пошла наверх и стала лучше. Обогнув скалы, я вышел к Скорбеевке. Там уже была хорошая дорога, но недолго: я планировал вдоль берега добраться до Зубовки и дальше в сторону Цыпнаволок. После брода реки Скарбеевская я ушел с главной дороги и стал придерживаться той, что шла вдоль берега. Дорога там – одно название, но ехать можно виляя между камней. До реки Западная Майка добрался вроде бы нормально, перекусил и поехал вдоль берега. Но дорога после выезда на пляж потерялась. Сверившись с навигатором, я понял что это не та дорога. Вернулся и поехал в другую сторону направо после реки так как другой дороги не заметил. Когда в очередной раз глянул в навигатор проехав паку км, понял, что тоже еду не туда и этой дороги нету ни на навигаторе, ни на карте. Возвращаться обратно было лень и я поехал дальше в надежде что она все-таки куда-то приведёт. Но я ошибся – она шла вдоль реки и вышла к озеру Пайваярви, где, взобравшись на небольшую сопку, просто исчезла. Посмотрев в карту и увидев, что между той дорогой, по которой я должен был ехать, есть еще одна тупиковая и прикинув что по прямой это совсем близко (вот за той сопкой), я решил срезать и пойти по азимуту в надежде быстренько на нее выйти. Но как я ошибался! Мало того, что за этой сопкой была следующая, а потом еще одна, так и обрывы там были нехилые: велик с рюкзаком на багажнике тащить было немыслимо тяжело. Пришлось вешать рукзак на плечи, а велик катить налегке, но больше все же перетаскивать его через камни так как под ногами было каменное поле из огромных валунов, качающихся под ногами и не позволяющих нормально катить вел. Потом шел вдоль обрыва и понимал, что если я туда рухну, так как под ногами были все те же камни, но уже поросшие травой (что было еще хуже, так как они тоже качались и не давали жесткой опоры), то вряд ли меня кто-то там найдет. Стало как то страшно в прямом смысле. А заветной дороги все нету в очередной раз. Смотря на навигатор, я вижу, что до заветной черточки остается совсем чуток я иду дальше. Но каково было мое удивление, когда я оказался на этой черте, а дороги нет. Я оставил вел и пошел по окрестностям, но увы, в радиусе 500 метров ничего, похожего на дорогу, нет.Что делать, куда идти? Решил идти в сторону моря – там должна быть та дорога, по которой я планировал ехать изначально. Пошел по оленьим тропам – их очень отчетливо видно среди кустарников.

Барханы
Вышел к каким-то барханам из песка, еле на них забрался, а дороги с высоты все не наблюдаю. Оптимизма совсем не стало, но делать нечего, иду дальше. И о чудо! за одним из кустов я вышел на ровную укатанную дорогу и вздохнул с облегчением. Сделал я значительный крюк и потерял часа 4. Но если бы это было все. Нет, дорога, выйдя на очередной пляж, нашлась на другом его конце и я как ни в чем не бывало поехал по ней, но через какое то время понял что она уходит от береговой линии. «Твою маму!». подумал я, положил вел и пошел искать налегке ту, которую потерял. Пройдя почти до самого берега, вернулся обратно – так ничего и не нашел. Больше я решил с дороги по азимуту не ходить и того раза достаточно было. А дорога все уходила от побережья и на карте ее нет. В голову лезли афоризмы: «лучше хоть какая дорога, чем никакой», «после плохой дороги всегда будет хорошая или вообще никакой». Так я выехал к каким то сараям, а от них на центральную дорогу через весь Рыбачий. Время уже было позднее совсем стало смеркаться я решил ехать до упора в сторону Цыпнаволока, благо дорога этому способствовала. На побережье увидел ту самую дорогу на злополучную Зубовку, с которой я должен был выехать. Повернув в сторону Цыпнаволока, стал искать место ночевки где и встал напротив мыса Лазарь, не переезжая последней речки, укрылся за ближайшей сопкой и разбил палатку. Остановился в 22 часа. Пробег 62 км.

23.08 День Седьмой

Подъем в 8, в 9 на маршруте.


Дороги шириной с 2 невских проспекта
Дорога до Цып-Наволока очень хорошая, местами хайвей, укатанная БДР и шириной с 2 Невских проспекта. В 12 я уже на Мысе забрался почти на самый край к навигационному знаку. Очень красиво там и погода благоприятствовала. В поселок заезжать не стал. Вообще, изначально собирался поехать вокруг Рыбачьего по периметру, но после вчерашнего блуждания по тундре эта идея мне разонравилась. Я тронулся в обратный путь до следующего места назначения – подножия горы Эйна, которую мне посоветовали московские ребята.

Дорога через центр Рыбачьего оч плохая
Дорога через центр Рыбачьего, скажу я вам, это сплошные броды луж, тянущиеся один за другим через каждые 100-200 метров и сами лужи примерно такие же. Это очень выматывает – слезть-залезть, переправиться, опять сесть или лучше не садиться на вел, а пройти до следующего пешком. Добравшись до центра где дороги разветвляются, увидел посреди дороги знак Alex и стрелу в нужном мне направлении. Наверное, это ребята из Москвы оставили мне указатель. Дальше дорога стала лучше, так как стал заметен плавный спуск. К 20 часам я добрался до указанного мне места у горы Эйна. Надеялся там встретить ребят, но, увы, их там не было. Выбрав место для стоянки, прямо на берегу разбил палатку. Пробег 50 км. Завтра планирую дневку. Уж очень красивое место.

24.08 День Восьмой

Утро началось рано со стука по палатке и слов «подъем». Открываю палатку. Стоят двое, не трезвые. Разговор следующий: «Ты кто?». Я отвечаю «Человек». «Что ты тут делаешь? – «Сплю». «Я вижу, что ты спишь. Ты откуда?». Я говорю: «Из Мурманска еду. Путешествую.» «…?...». Поясняю: «На велике я. Видите, велик за палаткой лежит». Здесь вступает второй и пытается увести первого и вроде это ему удается, но тот возвращается и продолжает разговор: «Ты что тут краба ловишь?» Я повторяю, что я велосипедист, вижу что не доходит, так как след вопрос «на удочку что ли ловишь?». Я говорю: «Так вроде краба на краболовки ловят, а не на удочку». Мужик впадает в ступор, второй уводит его, так все и закончилось. Я стал уже дремать дальше. Когда встал, оказалось что они остановились метрах в 300 от меня по ту сторону ручья. Они рыбачили, я отдыхал, спал и ел. Пересекались у ручья, набирая воды и косясь друг на друга с подозрением. Так прошел день


Пробежался вокруг палатки

Ел грибы коих здесь много: пробежавшись вокруг палатки, насобирал котелок с горкой, варил прям в соленой воде. Пробег 0.

25.08 День Девятый

Встал в 10 поел и решил не спеша собираться, предварительно смазав и подтянуть тормоза на велике. Занимаясь этим наблюдаю что из лагеря соседей кто-то идет явно ко мне.чуток напрягаюсь, подходит тот же разговорчивый мужик. Диалог: «Что, сломался?». Я – нет, тех осмотр перед предстоящей дорогой. «А что, собрался уезжать?». Я говорю: «Да. Вчера дневка была». Чувствую, его это напрягает. Я не стал ждать следующего вопроса, а решил поведать о своем маршруте более обстоятельно, аргументируя картами и напоследок достал удостверение Велопитера. Посмотрев на него, чел явно выдохнул и с удивлением спросил: «ты че, велосипедист что ли?». «Как видишь», - говорю. «И ты че, из Питера сюда доехал?». Я говорю – «да, сам из Питера, но стартовал из Мурманска. Я ж тебе еще вчера говорил. Да говорит че то припоминаю.Короче познакомились.Ребята оказались из Заозерска .Они меня принимали за подсадную утку что я погранец замаскированный снимаю как они тут ловят и на что.В итоге после просмотра удостверения велопитере они расслабились пригласили к себе.

Они краба ловили а это как оказалось противозаконно.Два краба уголовное дело.А краба там навалом.Они ночью за час онаол 150кг поймали и в тундре спрятали опасаясь погранцов да и меня как наводчика первых.Говорят что были случаи что снимали на камеру из укрытия а потом не отвертишься.Долго удивлялись что я из питера несколько раз смотрели Что я дейст велосипедист и струдом верили что я сюда добрался своим ходом.Угостили крабами наелся я их надолго аж плохо стало оч вкусно.Потом показали мне часть своего улова я пофоткался мощные такие крабы.Объяснили как в походных условиях поймать краба.Его говорят здесь навалом только успевай вытаскивать,одна только проблема нужно на чем то от берега метров на 20 отплыть и установить краболовки кои делаются из подручных средств на берегу.Так за разговорами и шилом под крабов и прошел день не заплонированной дневки.надовали мне жопок от крабов это единственная часть которая могла влесть мне в кателок .Предлагали ноги но они никак не лезли мне в котелок дали еще крабьей икры оч вкусная.Подбросили меня на Шишиге до среднего где я и заночевал на знакомом мне месте у ручья в 24-00 Пробег 0

26.08 День Десятый

Подъем в 13 выехал в15 Сказались вчерашние посиделки под Шило (спирт с чем то там)Короче ночью «летал на вертолете» Утром было хреново еле еле выполз из палатки набрать воды на завтрак.Позавтракал легким супчиком скорее даже бульёнчиком.Обнаружил у себя сухпаек армейский видать вчера ребята на дорожку дали.Проверил его содержимое оказалось достойная еда со всем необходимым для ее приготовления.Погода отличная еду наслаждаясь видами которые не отпускают не на секунду сжавшееся от эмоций сердце.


DSCN3813

Скалы вдоль Среднего
Дорога идет вдоль самого побережья слево скалы .За очередным поворотом вижу главную достопримечательность Среднего полуострова Скалы Два Брата.

Скалы Два Брата
У их подножия встречаю семью на джипе.Чуток пообщались поделились впечатлениями о красивом уголке нашей планеты.Я поехал дальше вдоль побережья ,они же сказали что нижняя дорога упираеться в воееную часть и там не проехать,на что я сказал ну тогда я ее обойду.Дорога действительно поднималась на высокую сопку к радиоантенне,хотя навигатор показывал что есть дорога и по берегу но визуально она не наблюдалась.Я напрямик проехал через яко бы воинскую часть или то что от нее осталось,благо шлакбаумы были открыты и тронулся дальше.Через какое то время встретил тех же туристов и группу Мурманских велосипедистов на развилке дорог.Они Ехали налегке в сопровождении машины.Приняли меня почему то за Nordbake-ра (это движение велосипедистов в Мурманске)Я им поведал о проделанном пути сказав что возвращаюсь с Рыбачьего,на что они были удивлены,а разьве это не Рыбачий!В свою очередь теперь удивился Я .Сказав что сейчас мы на Среднем а Рыбачий соеденен с ним Перешейком.Их планы заканчивались посещением скал Два Брата,я сказал что до них осталось совсем чуток

Береговая батарея
.Заехав после разговора на отворотку к береговым орудиям и исседовав их я тронулся дальше.При осмотре орудий были замечены колодцы в высокой траве в которые можно по неосторожности легко провальться.Будьте внимательны!До перешейка с материком я сегодня не добрался,остановился прямо у дороги в зарослях люпина и небольшого ручья в 21час.Итог дня 43км

27.08 День Одинадцатый

Подъем в 10.00 выехал в 11.30

Остаток пути до перевала проезжаю довольно не спеша наслаждаясь красотой которую скоро придется покинуть.По правую руку виднеться перевал Муста-Тунтури где в годы войны були ожесточенные бои.Весь перевал был занят немцами и был хорошо укреплен.

Стоя внизу у подножия перевала можно себе представить какую задачу выполнили наши солдаты штурмуя эту высоту напичканную огнеметами и орудиями.Кругом сплошные памятники тем событиям и незаросшие окопы выкопанные в суровой полярной земле.Там есть Музей рассказывающий об этих событиях.В него я не заходил.При составлении маршрута была мысль штурмовать этот перевал и выбраться на Немецкую военную дорогу,но воздержался,свежи были еще воспоминания про блуждания по тундре.Поэтому взбираюсь на перевал знакомой дорогой.При выезде с полуострова делаю фото погода хорошая хотя верхушка перевала вся в облаках.


Прощание с Рыбачьем
К горлу подступает комок эмоций,делаю прощальный взгляд в сторону полуостравов и неоглядываясь еду дальше.Почти у самой вершине меня нагоняет джип с ребятами которых я уже встречал и советовал им маршрут по Рыбачьему.Я интерисуюсь где им удалось побывать и с сожалением узнаю что кроме центральной дороги через весь Рыбачий которую я им советовал как самую достойную с бродами и гигантскими лужами им побывать негде не удалось.Причина настолько бональна,бензин подходит к концу.,но дорогой на которой они и спалили весь бензин выбираясь из месева они остались довольны(А ближайшая заправка от Рыбачьего находиться наверное в Печенге)Я показываю на велосипед и с гордостью заявляю что вот тот транспорт на котором я проехал все достопремечательности Рыбачьего))Они интересуються откуда я .Я ведаю что я из Питера.Они в один голос заявляют что тогда понятно (у вас в Питере все ненормальные)Сами они были из Москвы.Предложили подкинуть до Титовки на что я сказал что это неспортивно и мой маршрут не подразумевает возвращаться в Титовку а продолжать путь по Немецкой дороги до Печенги,чем в очередной раз ввел их в ступор и попращавшись тронулись своими курсами.К 15 часам добираюсь до отворотки на Немецкую дорогу.приблизительно запоминаю километраж на спидометре 446км.что бы засечь длину самой дороги.

Немецкая военная дорога
Дорога просто потрясающая зделана настолько качественно что и посей день являеться пригодной для проезда не только на велосипеде а даже и на легковушке.В негодность пришли только многочисленные мосты через ручии,так что проезд по ней кроме как на внедорожнике можно забыть!.(или велосипеде))Эта дорога непросто проложена между сопок,она сделана в виде насыпи из мощьных камней.ЕЕ конструкция приводит обывателя в восхищение.Вдоль дороги можно наблюдать много разрушенных немецких строений куча окопов с историей тех времен от сапог до многочисленных гильз и снарядов.По статистике здесь погибло больше всего солдат на один км мерт земли.Протяженность перевала около 4км и по всему периметру шли бои.Дорога питляет ежду горок и выходит к спуску где уже появляються деревья и вдоль реки устремляеться к побережью.На очередном спуске решил почесать себе головучерез шлем засунув в дырочку палец,итог падение.

Первые секунды после падения
Навернулся так что оказался аккурат под велосипедом который перевернувшись оказался стоящим на седле и на руле.Сильно ушиб колено на которое и приходиться основное внимание.Но все обошлось больше оказалась разобрана рука.Промываю все водой недавно набранной и делаю перевязку.Теперь уже будучи осторожным продолжаю спуск.На ночовку остановился на берегу залива без доступа к питьевой воды.С собой остаток в бутылке около 1литра на ужин хватит.Остановка в 20.30 пробег 58 км из низ 36 по немецкой дороге.

28.08 День Двенадцатый

Подъем в 10.00 Выезд в 11.30

Еще в 9.00 часов на полегоне перед Печенгой начались учения.Слышны были залпы тяжелой техники.Моя предстоящая дорога проходит вдоль по полигона.Приближаясь к нему никакого оцепления нет по навигатору сверяюсь что мне прямо,снаряды выпущенные с полигона свистят где то высоку удаляясь в сторону сопок откуда я вчера спустился.Въехав уже как я понял на территорию полигона и проехав не более 200метров мой инстинкт самосохранения приказывает мне упасть навзднич.Причина тому то что как я понял солдаты начали отрабатывать на полегоне ближний бой и вход пошли автоматы.Свист пуль над моей головой и срезания веток у березок вдоль дороги подтверждали мои предположения.С самой дороги полегон не видно с обеих сторон растут деревья и можно только слышать справо от себя что там происходит.В итоге оказавшись на земле укрывшись сверху велосипедом я размышляю как отсюда выбираться.Вспоминаю рассказы тех кто служил и вспоминаю что им на учениях выдавали по рожку патронов.Ну думаю значит скоро это закончиться чего дергаться зазря.Но пролежав так около часа слышимого намека на конец учений я так и не осознал.Пришлось выбираться как заправский вояка по пластунски из траектории теоритичски возможного обстрела шальными пулями,что и сделал благополучно,осознав все прелести прижимания тела к земле.(Сам я хоть и служил по пластунски как то не доводилось ползать.Войска не той направленности были.У меня были особые Стройбат называется)) Выбравшись из полигона и изучив карту решил ехать на мыс и осмотреть возможный брод через Печенгский залив,все равно делать нечего неизвестно сколько им там патронов навыдавали.На мысу выбираю самое узкое место и решаю переходить в брод так как наблюдаеться отлив


Самый большой брод в районе Печенги
.Брод визуально метров 200 может меньше Снимаю штаны одеваю рюкзак велик в руки и вперед.Перешел благополучно хотя когда уже не стало видно дна под ногами а глубина перевалила за пояс и стала приближаться к пупку стало как то неспокойно в успешном завершении моей идеи Но глудина осталась максимально где то чуть выше пупка при моем росте 189.Перебравшись и переодевшись тронулся в Печенгу к ближайшему магазину т.к я еще не завтракал из за отсутствия воды.

Перекус в Печенге
В магазе купил бутылку воды так как моя закончилась еще вчера, Пакет молока плюшку и драники которые мне даже там разогрели.Вышел к ближайшим трубам которые использовал в виде лавочки стал поглощать цивильный завтрак любуясь военными действиями на полегоне который было очень хорошо видно.Как мне потом сказали учения могут длиться целый день.

Немейкое кладбище в Печенге
Заехал на немецкое военное кладбище где похоронены тысячи немецких Егерей погибших на перевале Муста-Тунтуги умеют они чтить своих героев все ухожено и красиво.А мой путь лежит в сторону Заполярного и дальше на Никель.Доехав до кольцевого движения с поворотом на Лиенохомари проезжаю мимо тяжко вздыхая так как в первоночальных планах было в него заехать.,но он оказался закрытым городом а получением пропусков я озадачился слишком поздно.На этой площади посмотрел памятник нашим войнам ,местные девочки приняли меня почему то за финна,я подумал что странно почему не за норвежца вроде граница с норвегией ближе

DSCN3945
.До Заполярного добрался довольно не спеша но с одной особенностью,расстояние от Печенги до Заполярного кил 15 где то а вот воду я выпил купленную в магазине наверное на первых 5км хотя бутылка была 1.5литра,и пить постоянно хотелось.Был этим оч удивлен так как на Рыбачьем 1.5литра мне хватало значительно больше,пришел к выводу что в магазинную воду что то добавляют для усиления жажды,друго го логического объяснения не придумал,делаю глоток а жажда не проходит а только усиливается.,да и вода не такая вкусная как на Рыбачьем.Там всю дорогу воду брал из многочисленных ручьев и озер и пил сырую.Сам Заполярный довольно неплохой маленький городок с одной центральной площадью являющейся местом сбора всех горожан.Первым делом приехав в город я затарился аж 2мя 1.5литровыми бутылками воды,так как рассчитывать на природную в этих промышленных районах неприходиться.Погода отличная сделав кружок по городу выехал в сторону Никеля.До Никеля решил не ехать так как в запасе есть еще завтрашний целый день.Остановился в 18.30 где то за 13км до города у более мении сносного ручья.Итог 49 км в слабом темпе

29.08 День Тринадцатый

Подъем в 10.00 выезд в 13.00

Сегодня совсем лофа так как до Никеля рукой подать решил после завтрака поваляться.Вчера постирался но вещи за ночь не высохли пришлось сушить их на себе .Самое сожное это их одеть мукрые и холодные а потом нормально в движении сохнут от выделяемого тепла).Пейзажи после Заполярного становяться постапокалиптическими,как после техногенной катастрофы.Природа плачет от такого к ней обращения.по обеим сторонам дороги на сотни метров нет ничего живого все покрыто пылью от выработанного шлака.


Комбинат в Никеле
На горизонте появляються трубы Никельского комбината то еще сооружение.Сам Никель произвел на меня удручающие впечатление,поесть цивильно мне не удалось все кафе были закрыты до конца сентебря,видать многие сейчас еще в отпусках.Коротаю время на главной площади так как поезд мой до Мурманска в 23.50.Поехал искать вокзал он находиться почти за городом нужно объехать комбинат и там одиноко стоящее здание и есть вокзал.На вокзал приехал в 9часу вечера он закрыт ,лавочек нету спросить не у кого,рядом носяться самосвалы с рудой поднимая столбы пыли.Кое как примастился у какой то эстакады варю себе на горелке перекус.Пока ждал поезд продрог до костей так как без движения и ветер был довольно сильный.

Поезд Никель Мурманск 1вагон
В положенное время пришел поезд ,точнее дизель состоящий из одного вагона.Хотел попить чаю а нету в нем чая!Билет на проезд До Мурманска с велосипедом обошелся в 173 рубля,я его даже не разбирал поставил вдоль нижней полки.Пассажиров было 2 человека.Постельное белье не придусмотрено идет этот поезд очмедленно.так как само полотно желает что бы его заменили.Итог дня 34км общий километраж за поход 565км.В мурманск поезд прибывает в 9.10 утра.

 


Комментарии
Rustik15.11.13, 11:57
ХОРОШО любая поездка удачная не удачная все равно это новые в 
печатления )))
повеселил ответ москвичей на джипе ))))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте