Комбинированный вело-водного маршрут "ТрансКола 2021" через Кольский полуостров от северного берега Белого моря к южному берегу Баренцева моря. Это наверное первое, в своем роде, путешествие объединяющее велосипедную часть проходящую по дебрям Мурманской области (дорога Умба - Октябрьский, дорога "тысячи ручьев") и достаточно протяженную водную часть (93 км) по реке Воронья и Серебрянскому водохранилищу. Использование водных артерий и пакрафта как средства передвижения позволило добраться от одного моря к другому, наверное, единственным кратчайшим (с точки зрения туристов), но тем не менее живописным, интересным и нескучным путем, полным приключений и неожиданностей.
Нитка маршрута
Кандалакша - Белое море - лабиринт "Вавилон" - с. Лувеньга - с. Колвица - вдпд. "Черный падун" - оз. Колвица - р. Пила - р. Умба - п. Умба - оз. Медвежье - р. Рума - р. Укко - р. Печема - р. Вяла - д. Вельмежка - пос. Восточное Мунозеро - р. Щучья - р. Тедзойок - д. Муна - р. Малый Эпеш - д. Инга - р. Большой Эпеш - р. Инге - д. Ингозеро - пос. Октябрьский - Дорога тысячи ручьев - р. Кица - д. Пунча - р. Куфтуай - оз. Умбозеро - р. Паргой - р. Товайок - р. Сенгисйок - р. Ангуайок - р. Азимут - р. Аллуайв - пос. Ревда - р. Ревдйок - с. Ловозеро - р. Вирма - р. Воронья - Серебрянское вдхр. - с. Териберка - Баренцево море

Фотоальбомы маршрута ( 13 фото в 1 альбоме )

 
Маршрут

Ну здравствуй, Белое море! Давненько не виделись! Ты нисколько н Ну здравствуй, Белое море! Давненько не виделись! Ты нисколько н
Кандалакшский каменный Лабиринт. Кандалакшский каменный Лабиринт.
Отлив на Белом море Отлив на Белом море
Брод через реку Щучья. Брод через реку Щучья.
Заболоченная дорога в районе заброшенной деревни Муна. Заболоченная дорога в районе заброшенной деревни Муна.
Грунтовая дорога вдоль разрушенной железной дороги (дорога тысяч Грунтовая дорога вдоль разрушенной железной дороги (дорога тысяч
Вид на Умбозеро с Ловозерских Тундр. Вид на Умбозеро с Ловозерских Тундр.
Смена активности: пересели с велосипеда на пакрафт. Дальше сплав Смена активности: пересели с велосипеда на пакрафт. Дальше сплав
Ландшафты реки Воронья. Кольский полуостров. Ландшафты реки Воронья. Кольский полуостров.
Серебрянское водохранилище. Тучи начинают сгущаться... Серебрянское водохранилище. Тучи начинают сгущаться...
Мы отдыхаем, а в месте с нами и наша лодочка. Мы отдыхаем, а в месте с нами и наша лодочка.
Дорога Мурманск -Туманный. Кольский полуостров. Дорога Мурманск -Туманный. Кольский полуостров.
А вот и он: южный берег Баренцева моря. Наконец мы добрались до А вот и он: южный берег Баренцева моря. Наконец мы добрались до
Когда-то давным-давно, на самой заре туристической деятельности, в юной голове автора сих строк бродила призрачная идея о необычайном и продолжительном путешествии, где приходилось бы долго и непонятно куда иди, лезть по каким-то горам и скалам, потом построить плот на загадочной большой реке и продолжить по ней дивное путешествие на край земли.

Время шло, а вместе с ним шел и прогресс, подаривший туристам замечательную штуку - пакрафт. Появление пакрафта открыло широкий простор в разработке и осуществлении комбинированных походов. Пакрафт сразу привлек наше внимание, но, в отличии от большинства туристов, которые используют его в качестве средства для преодоления локальных препятствий, нам хотелось пройти такой маршрут, где сплав на пакрафте являлся бы хоть и небольшой, но вполне равноценной и логичной частью путешествия, наравне с другой активностью. Изучение отчетов велотуристов и картографического материала по северу нашей Родины привело к идее прохождения комбинированного вело-водного маршрута через Кольский полуостров от северного берега Белого моря к южному берегу Баренцева моря, где сплав на пакрафте занимает существенную активную часть маршрута и позволяет добраться от одного моря к другому, наверное, единственным кратчайшим (с точки зрения туристов), но тем не менее живописным, интересным и нескучным путем.

Таким образом юношескому эфимерному видению было суждено воплотиться наяву. Пешком правда мы никуда не пошли и на скалы не полезли, но зато прокатились на велосипедах, поплавали на лодке и залезли на невысокую, но все же вполне себе гору.
* * *
Приехали в Кандалакшу в 01:30. Перед высадкой из поезда пришлось пройти один интересный квест. Было решено заранее пройти к вагону с багажным купе и приготовить велосипеды к выгрузке. Оказалось, что это не так-то просто: путь к велосипедам проходил через весь поезд, в середине которого располагался вагон-ресторан и, как выяснилось, на ночь его запирают на ключ. Из-за этого пришлось побегать поискать проводника, чтобы он вагон открыл. С этой задачей мы хоть и не сразу, но успешно справились, и теперь, выгрузившись из поезда, собрав велосипеды и навьючив их поклажей, стоим на платформе в Кандалакше, готовые начать наше интересное и увлекательное путешествие. Контрольный звонок мурманским спасателям, о том, что мы вышли на маршрут, и приключение началось.

0 км - начало маршрута [STRT] - платформа вокзала г. Кандалакша. Вернувшись немного назад, проезжаем под ж/д путями и едем в сторону улицы Партизанская. Кандалакша встретила нас пасмурной погодой и низкой облачностью, из-за этого пустынные улицы города погружены в сумерки, несмотря на то, что время белых ночей еще в полном разгаре.

3 км - мост через реку Нива. По улице Партизанская подъезжаем к мосту проезжаем через речку Нива. Стоя на мосту мы стали свидетелями необычайной картины: вдоль каменистых берегов реки и в самом ее русле стояло великое множество рыбаков всех возрастов, некоторые из них были явно нетрезвы, так как раскачивались словно рогоз, колеблемый ветром, а один из них на наших глазах, оступившись, просто упал среди камней, надеюсь, что без последствий. Увидеть такое количество разношерстной публики, занятой рыбным ловом, было полной неожиданностью.

За мостом начинается дорога Кандалакша - Умба и плавный унылый подъем в 210 метров на невысокий перевальчик.

7 км - перевал [PASS01] между горами Крестовая и Волосяная. Эти горы вместе с горой Средняя, Железная (Лысая), Северная (Северный Купол) входят в состав Кандалакшских Тундр, протяженностью около 10 км и максимальной высотой в 576,7 м. Сразу за перевалом место, отмеченное на карте как смотровая площадка, однако вид оттуда не очень хороший, и мы решаем предпринять небольшую пешеходную вылазку (1,5 км) по тропе, уходящей на г. Крестовая. Прячем велосипеды в кустах рядом с тропой, и вперед!

Склон, обращенный к Белому морю, встретил нас пронизывающим ледяным ветром... Бррр... Как холодно... Низкие темные тучи плывут над поблескивающими свинцом водами Белого моря. Вид с горы суров и величественен.
 
Стуча зубами, подхожу к кресту, установленному на горе, делаю несколько фотографий и стремлюсь скорее спуститься ниже, туда, где не так сильно дует.
 
Спрятался за какую-то кочку, жду Олю. Ее пронизывающий ветер нисколько не смутил, а может смутил, но не сильно. Сейчас ее внимание полностью поглощено сбором ягод, до которых она наконец-то дорвалась) Но вот ее витаминная жажда немного угасла, и мы спускаемся к велосипедам.

От смотровой площадки [TFRK01], рядом с которой мы оставляли велосипеды, далее спускаемся вниз по дороге. Дорога крутая, местами песчаная, иногда размытая, нужно быть аккуратным.

10 км - развилка [TFRK02]. От сюда предпринимаем радиальный выезд к каменному лабиринту "Вавилон", для этого на развилке спускаемся вниз и едем по дороге на юго-запад. Проезжаем стоянки на берегу губы Бол. Питкуля [CMP01], указатели, о том, что мы находимся на охраняемой территории и, оказавшись на тропе, переехав через какой-то мостик, выходим к берегу Белого моря, а именно в губу Мал. Питкуля. Место тут явно стояночное, очень приятное, чистое, есть указатель, что территория охраняется и нельзя жечь костры. Про запрет ставить палатки ничего не написано. Решаем пешком сбегать на остров Малый Питкуль, где расположен лабиринт "Вавилон" - древний уникальный артефакт.
 
Лабиринт представляет собой круглую площадку, по периметру выложенную камнями, внутри круга камнями же выложен лабиринт в виде колец. Табличка рядом говорит, о том, что лабиринт датируется 2000 годом до н.э. Назначение этого и подобных сооружений до сих пор неизвестно, есть масса разных гипотез по этому поводу, единственное, в чем мнения ученых единогласно сходятся, что это культовое сооружение.

Вернувшись на материк, решаем, что нам просто необходимо после практически бессонной ночи несколько часов вздремнуть, решаем это желание тут же и воплотить, да и хорошее место к этому явно располагает. Сказано - сделано, и около 6 утра мы уже спим.

Продрыхнув около 4 часов, проснулись совершенно продрогшими: поднявшийся ветер выдул из палатки все тепло. Быстро перекусив, около 11 часов отправляемся в дальнейший путь.
 
Вернувшись к точке [TFRK02], продолжаем ехать вдоль Белого моря. Грунтовая дорожка очень приятная, на ППХ в сторону моря иногда отходят дорожки к стоянкам.

15 км - маленький мостик через канаву. Через 800 метров большая и глубокая лужа [FRD01], образованная безымянным ручьем. Перед ней отходит накатанная колея на ППХ к морю, это не объезд, а дорога к стоянке на берегу, если не хотите там останавливаться, то лезть туда не стоит. Лужу аккуратно обошли по правой стороне, не замочив ног. В начале лужи будьте бдительны: разбросана проволока.
 
17 км - брод через ручей Песчаный, не глубокий. Можно пройти по камням. Рядом есть места для стоянок, часто занятые автотуристами. Где-то тут рядом со стоянкой [CMP02*] снимали фильм "Кукушка".

24 км - мост через речку Нижняя Лувеньга и село Лувеньга. Интересно, что название села происходит от саамского слова «Лувае», что означает «встряхнуть». В 1542 году настоятель Соловецкого монастыря Досифей сообщает в поморской летописи: «… было великое трясение в трёх погостах: в Керети, Ковде и Кандалакше и до Умбы вёрст на 300 и боле горы и леса тряслись».

Проехали мимо магазина [SH01], расположенном в библиотеке: все необходимые продукты тут есть. Через 100 метров выехали на шоссе Кандалакша - Умба и покатили на восток. Трафик на шоссе, несмотря на выходные умеренный, много машин едет со стороны Кандалакши, все везут лодки, кто где: в кузове, на крыше, в прицепах.

31 км - на ППХ плавно отходит грунтовая дорога и идет вдоль губы Колвицкая с одной стороны и шоссе - с другой. Туда-то мы и свернули. Здесь есть несколько съездов к воде и мест для стоянки с кострищами, все кроме одного были заняты рыбаками, а к одному шла только тропинка, туда-то мы и отправились на обеденный отдых.

После обеда возвращаться назад было лень и мы решили продолжить ехать по грунтовке в надежде, что она вновь выйдет на шоссе, деваться-то ей здесь некуда. Однако вскоре дорога закончилась просто тупиком, и на шоссе нам пришлось лезть через кусты, обходя высокий отбойник))

37 км - поворот на ППХ [TR01] в село Колвица, особо интересного тут ничего нет. Хотели посмотреть часовню Святителя Николая Чудотворца Мирликийского [CHRCH01*], но мост чрез реку Колвица перестраивают, рядом масса строительной техники, грязь, и мы решили ехать сразу к водопаду.

39 км - водопад "Черный падун" [WFL01]. На дороге на подъезде к водопаду и на берегу напротив него большое скопление машин и людей, главным образом рыбаков. Чувствуется начало выходных. Тут могучий поток реки Колвица разбивается о каменный остров, образуя две протоки и водопад. По берегам видны остатки какого-то строения: не то моста, не то мельницы, а, возможно, и лесосплавного желоба. Как и в Кандалакше, в русле реки и по его берегам было полно рыбаков. Удивительно, как, забрасывая спиннинг, они умудряются не поймать друг друга.
 
Потом мы выяснили, что в этом году случился какой-то необычный ход горбуши: в таком количестве ее давно здесь не видели. Все местные рыбаки от мала до велика, от трезвого до пьяного в стельку, денно и нощно торчали в реках с удочками (а кое-кто и не только с ними) в надежде наловить рыбы побольше. Закончилось это как всегда печально: через какое-то время даже местные жители стали жаловаться на рыбаков, которые загадили все реки, забирая только икру, а оставшуюся рыбу выбрасывая на берег или в воду((((

Примерно через 300 м. выше с дороги можно подойти к порогу Чёрный [INTR02]. Водный поток тут, бурля и пенясь, несется по валунам. Невольно вспоминаем про наше суденышко на багажнике велосипеда и думаем, что не хотели бы на нем тут оказаться.
 
 
Через 400 метров снова выезжаем на шоссе и уже до окончания ходового дня катим по нему на восток.

47 км - Автомобильный мост через реку Колвица [BRG02].

61 км - поворот на ЛПХ к озеру Колвица [TL01]. Оказываемся на популярном месте отдыха местных жителей. По-видимому, из-за того, что большая часть народа бросилась на рыбную ловлю к речкам, сейчас отдыхающих тут мало: всего несколько машин стоят на значительном удалении друг от друга, так что и мы без проблем нашли себе уединенное местечко рядом с водой [C01]. А места тут хорошие: сосны, песчаный пляж, великолепное озеро. На озере правда ветром за день надуло волны, и их плеск напоминает плеск моря.
 
Продолжение отчета можно почитать тут:
Наш канал на Дзене: https://dzen.ru/x-tracks.ru
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал: Сергей Анатольевич, Ольга Бардина